Симптомы

Великая депрессия общественные работы

27.05.2018

Великая депрессия США 1929 — 1933 года

Экономический кризис был периодом банкротством мелких и средних предприятий. Количество безработицы выросло до 5700 человек. Наблюдается кризис в сельском хозяйстве. Резко снижаются доходы фермеров. С 1922 г. оживление в промышленности, которая перерастает в экономический подъем с 1922 — 1929 гг. Это период стабилизации экономики США. Рост продукции товарной промышленности был связан с развитием автостроения, электротехники, киноиндустрии. В этот период широкий размах получает капиталистическая рационализация. Во многих отраслях промышленности вводится конвейерная система, которая в несколько раз повышает производительность труда.

В 1929 г. в США разразился экономический кризис самый глубокий во всей истории США (годы великой депрессии). Экономика США оказалась отброшенной к уровню 1913 г. Национальный доход США снизился в 1,5 раза. Обанкротилось 10 тыс. банков (40% от общего количества). Разорилось более 110 тыс. торговых и промышленных предприятий. Разорено 58 железнодорожных компаний. Промышленное производство уменьшилось на 46% в обрабатываемой промышленности, а в ряде отраслей падение было еще больше. Выпуск автомобилей сократился на 80%, выплавка чугуна уменьшилась на 79%, производство стали уменьшилось на 76%.

Кризис промышленности переплетался с аграрным кризисом, было разорено 18% фермерских хозяйств. Однако в США небывалое количество безработных — 17 млн. Положение безработных ухудшилось тем, что не было помощи от государства. Не существовало социального страхования. В 1932 г. Президентом США становится талантливый деятель Рузвельт. Он приступает к осуществлению ряда мероприятий по выводу страны из кризиса, которые получают название "политики нового курса". Вся промышленность была разделена на 17 групп, по каждой группе был определен объем производства, цена, продолжительность рабочей недели, заработной платы и конечно было распределение, куда шла продукция. Для регулирования отношений между капиталистами и рабочими было учреждено национальное бюро труда. Предлагают общественные работы с обязательным привлечением безработных. К 1934 г. было занято на этих работах 5 млн. человек и пособие получили 20 млн. американцев.

В области сельского хозяйства был положен закон о восстановлении сельского хозяйства, была создана администрация, регулирующая сельское хозяйство, сокращение объема производства и разница между должным и сокращенным объемом. Эту разницу возмещало государство. К началу 1937 г., благодаря политике нового курса, промышленное производство достигло уровня 1929 г.

Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 года: обвальное падение цен акций, начавшееся в "чёрный четверг" 24 октября 1929 года. После краткосрочного небольшого подъёма цен 25 октября, падение приняло катастрофические масштабы в "Черный понедельник" (28 октября) и "Черный вторник" (29 октября). 29 октября 1929 года — день биржевого краха Уолл-стрит.

Уже через несколько месяцев после коллапса рынка акций безработица стала принимать угрожающие масштабы. К марту 1930 года без работы остались более 4 млн. человек. Через год эта цифра увеличилась вдвое. Весной 1932 года число безработных достигло отметки 12,5 млн. человек (10% от всего населения). Пик пришелся на начало 1933 года, когда безработных в Америке было 16 млн. человек. Примерно 17% трудоспособного населения США осталось без средств к существованию.

Положение усугублялось тем, что у администрации Гувера не было федеральной программы борьбы с безработицей. Гувер полагал, что проблемы безработных должны решать власти штатов и городские муниципалитеты. Однако практически все промышленные города превратились в банкротов, так что оставшимся без работы людям приходилось уповать на благотворительные фонды и пожертвования частных лиц. Однако этих средств катастрофически не хватало, и в третью зиму депрессии разразился голод.

Только летом 1932 года Гувер предпринял попытку решить проблему безработицы на федеральном уровне. Согласно принятому в 1932 году чрезвычайному закону по борьбе с безработицей "Реконструктивная финансовая корпорация" должна была ссудить штатам на борьбу с безработицей $300 млн. Однако нецелевое" использование денег привело к тому, что на выплату пособий по безработице "корпорация" выделила штатам лишь $30 млн. Зато кредит в размере $90 млн. был выдан Central Republic Bank и Tmst Company of Chicago. В результате к концу 1932 года федеральная программа помощи безработным потерпела фиаско.

Великая депрессия изменила социальный облик Америки. Если рабочие, жившие "от зарплаты до зарплаты", лишались только своих заработков, то средний класс потерял помимо работы и все сбережения. Средние американцы стремительно нищали, переходя в разряд люмпенов. К концу третьего года Великой депрессии средний класс оказался на грани исчезновения. Вчерашние "белые воротнички" торговали с лотков яблоками и чистили обувь. Люди, которые были не в состоянии платить за жилье, сколачивали в предместьях городов хибары. Бездомные почитали за благо попасть хотя бы на сутки в тюрьму за бродяжничество, чтобы получить кров и похлебку. На шесть тысяч рабочих мест на стройках СССР претендовали 100 тыс. американцев. Многие из тех, кто получил работу в стране социализма, собирались покинуть родину навсегда.

Даже наиболее обеспеченным американцам пришлось перейти на режим жесточайшей экономии. Повсюду отключали электричество, Конрад Хилтон закрывал целые этажи в своих отелях и отключал телефоны в номерах, чтобы сэкономить на них по 15 центов в месяц. Компания Bethleem Steel, уволив 6000 работников, выселила их из домов которые сама и строила, и затем сровняла эти дома с землей, чтобы не платить налоги на недвижимость

Людей, оставшихся без хлеба пытались радовать зрелищами. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер призы вал владельцев кинотеатров "показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в ни надежду". Однако взбодрить голодный народ, который не видел впереди просвета, было уже невозможно. По стране покатилась волна народных волнений.

lektsii.org

Великая депрессия — общемировая мощная экономический кризис, который наступил осенью 1929 года и продолжалась до конца 1930-х годов [1] . В разных странах Великая депрессия имела разные хронологические рамки, однако наиболее заметной была в странах Западной Европы и США.

По сути, Великая депрессия — это мировой экономический кризис, а сам термин обычно употребляется в отношении Соединенных Штатов Америки. Великая депрессия была длинной, глубокой и наиболее глобальным экономическим кризисом 20 века [2] и часто используется как пример того, насколько сильно может понизиться уровень мирового экономического развития [2] .

Великая депрессия оказала разрушительное воздействие практически во всех странах, богатых и бедных. Личные доходы, налоговые доходы, прибыли и цены упали, одновременно международная торговля снизилась более чем на 50%. Безработица в США выросла до 25%, а в некоторых странах еще выше, даже до 33% [3] .

Великой депрессии предшествовали события Биржевой крах в США 1929 года — повального спада цен на акции начался 24 октября и вступил катастрофических масштабов 28 октября. 29 октября (черный вторник) — день биржевого краха на Уолл-стрит [4] . Некоторые исследователи подчеркивают, что биржевой крах был симптомом, а не причиной Великой депрессии [3] [5] .

К моменту начала кризиса 1% американцев владели сверхвысокими доходами, 42% — сверхнизким. В 1929 году примерно 100 крупных корпораций контролировали половину корпоративных финансов Америки, а банковская система была в диком состоянии — банки часто обещали своим вкладчикам 4-5% дохода в день.

С середины 1920-х годов фондовый рынок США был полностью во власти «быков» — игроков, играющих на повышение курсов акций. В 1923 году фондовый индекс Dow Jones находился на уровне 99. В августе 1929 года он взлетел на 400% и достиг 380, а 3 сентября индекс достиг рекорда 381,17 — одной из причин этого роста была активность биржевых спекулянтов.

Резко вырос объем сбережений, которые жители США хранили в банках. Процентные ставки тогда были низки, поэтому банковские кредиты были доступны очень многим американцам, которые рассчитывали погасить их в будущем. Спекулянты брали банковские кредиты для того, чтобы вложить эти деньги в акции.

Состояние дел в промышленности, казалось, был блестящим. Промышленные компании рапортовали о прибылях и предпочитали инвестировать их в производство новых видов продукции. Это побудило биржевых игроков активно скупать их акции. Однако в 1929 году выяснилось, что акции не обеспечивают высокого уровня дивидендов, а прогноз прибылей многих компаний-эмитентов оказался завышенным. Компании-эмитенты сталкивались с падением объемов продаж, в то время, как курсы их акций росли.

24 октября 1929 (этот день вошел в историю как «черный четверг») на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, это ознаменовало начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса.

«Быков» сменили «медведи» — игроки на понижение. Инвесторы начали массово продавать акции, попытки удержать курсы акций не увенчались успехом. Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют.

Солидные акции — Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей — потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций потеряли более 15 млрд долларов. К концу 1929 падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы людей стали безработными.

За первые три года депрессии обанкротились 4835 банков. А охвачено паникой население пыталось при первой же возможности изымать свои сбережения из уцелевших банков, в результате чего количество денег в обращении выросла с 454 млн долларов в 1929 году до 5699 млн долларов в конце 1932 года.

Кризис бушевал до 1933 года, а ее последствия ощущались до конца 1930-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32% [6] . Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

«Новый курс» президента Франклина Рузвельта, суть которого заключалась в проведении государственно-монополистического регулирования экономики, позволил постепенно нормализовать положение в стране. Политика «Нового курса» включала в себя регулирование цен, инициирование объединения производителей в крупные предприятия, социальную программу — установление минимальной заработной платы, максимальной рабочей недели, введение пенсий работникам, достигшим 65 лет, и др..

В результате этого кризиса в США была создана Комиссия по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission), которая была призвана устанавливать правила игры и наказывать нарушителей. Также был принят закон, который запретил связи между инвестиционными и коммерческими банками, и введено государственное страхование банковских вкладов на сумму, не превышающую 100 тысяч долларов (для этого сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов FDIC).

2. Причины и предпосылки

Среди экономистов нет единства относительно причин Великой депрессии. Существуют несколько теорий относительно ее предпосылок, но широко считается, что в возникновении экономического кризиса сыграла роль совокупность факторов.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс утверждал в «Общей теории занятости, процента и денег» [7] , что снижение совокупных расходов в экономике способствовало масштабному падению доходов и уровня занятости, который был значительно ниже среднего. В этой ситуации, экономика достигла равновесия на низком уровне экономической активности и высоком уровне безработицы.

Основная идея Кейнса была проста: чтобы содержать полную занятость, правительства, в период замедления экономики, должны допускать бюджетный дефицит, поскольку инвестиции частного сектора недостаточны для сохранения производства на нормальном уровне и вивходу экономики из рецессии. Кейнсианцы призвали правительства во времена экономического кризиса преодолеть слабину за счет увеличения государственных расходов и / или снижения налогов.

Во время депрессии Франклин Рузвельт ввел общественные работы, сельскохозяйственные субсидии и другие стимулы для перезапустить экономику США, но никогда полностью не отказались от попыток сбалансировать бюджет. Кейнсианцы утверждают, что это улучшило экономику, но Рузвельт никогда не издавал достаточно много, чтобы быть вывести экономику из рецессии до начала Второй мировой войны [8] .

Монетаристы, в том числе Милтон Фридман и актуальный (с 2006 года) председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке, считают, что Великая депрессия была вызвана главным образом сокращением денежной массы, следствием неправильной политики американской Федеральной резервной системы и продолжением кризиса в банковской системе [9] [10] . По их мнению, Федеральная резервная система позволила своим бездействием сократиться денежной массе, измеряемой агрегатом M2, на одну треть в 1929-1933 годов, превращая, таким чиним, обычную рецессию в Великую депрессию. Фридман утверждает, что экономическое падение, начавшееся с краха фондового рынка, было бы просто очередной рецессией [11] .

2.3. Австрийская школа

Другое объяснение приводит австрийская экономическая школа. Среди теоретиков австрийской школы, которые писали о депрессии — австрийский экономист Фридрих Хайек и американский экономист Мюррей Ротбард, который написал труд Американская Великая Депрессия [12] (1963). Они, как и монетаристы, большую часть вины за депрессию кладут на Федеральную резервную систему созданную в 1913 году, но, в отличие от монетаристов, они утверждают, что главной причиной Великой депрессии было расширение денежной массы в 1920-х годах, что привело к буму необеспеченных кредитов [13] .

Согласно точке зрения этой школы, причиной была именно эта инфляция денежной массы, что привело к буму в ценах как активов (акций и облигаций), так и средств производства. Хотя в 1928 году ФРС сделал монетарную политику жесткой, было уже слишком поздно, значительный экономический спад был уже неизбежен. По словам австрийцев, катастрофой было искусственное вмешательство в экономику до начала депрессии, а усилия правительства, чтобы поддержать экономику после краха 1929 года только усугубили спад [13] .

2.4. Сокращение международной торговли

Многие экономисты утверждают, что резкий спад в международной торговле после 1930 года вызвал усиление депрессии, особенно в странах в значительной мере зависящих от внешней торговли. Большинство историков и экономистов, частичную вину за углубление депрессии возлагают на американский закон Смута — Хоули о пошлинах (принят 17 июня 1930 года), который значительно снизил уровень международной торговли вызывая в ответ, обострение таможенной политики в других странах. В то время как внешняя торговля была небольшой частью общей экономической активности в США и была сосредоточена лишь в нескольких отраслях, как сельское хозяйство, в других странах она играла большую роль [14] .

Средняя ставка пошлины на импорт (в США) в 1921-1925 годах составила 25,9%, но по новым тарифам выросла в 1931-1935 гг до 50%. В долларовом выражении объем экспорта американских товаров сократился с $ 5,2 млрд в 1929 году до $ 1,7 млрд. в 1933 году, но поскольку цены также упали, то физический объем экспорта снизился на половину. Сильнее всего пострадали фермеры, особенно экспортеры таких товаров как пшеница, хлопок, табак и пиломатериалы. Согласно этой теории, распад экспортных хозяйств заставил многих американских фермеров объявить дефолт по своим кредитам, что вызвало банковскую панику вокруг небольших сельских банков.

  • Марксистское объяснение объясняет депрессию кризисом перепроизводства, присущей капитализма.
  • Теория биржевой пузыри утверждает, что инвестиции в производство были намного больше реально необходимы.
  • Теория стремительного прироста населения связывает кризис с большим количеством детей в семьи. Большое количество детей была характерна для аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в период кризиса значительно сократился процент естественной смертности от болезней в результате технологического прорыва в медицине и временного повышения уровня жизни.
    • Уровень промышленного производства был отодвинут до начала XX века, то есть на 30 лет назад.
    • В странах Западной Европы насчитывалось до 30 миллионов безработных
    • Ухудшилось положение фермеров, мелких предпринимателей, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности.
    • Значительно увеличилась популярность как леворадикальных ( коммунистических), так и праворадикальных ( фашистских и радикально — националистничних) партий. Так, например, в Германии власть получила Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером.
    • 4. Великая депрессия в странах мира

      Из-за большой зависимости Австралии от экспорта сельскохозяйственной продукции последствия великой депрессии были одними из тяжелейших в западном мире [15] . Падающий экспортный спрос и цены на товары привели к значительному сокращению заработной платы. Безработица достигла рекордного для Австралии максимума — почти в 29% в 1932 году [16] . После 1932 года рост цен на мясо и шерстяные изделия способствовало стабилизации экономики.

      Экономике Канады, кроме великой депрессии, значительный ущерб нанесен пыльные бури 1930-36 годов (пыльная чаша, англ. Dust Bowl ). Промышленное производство сократилось в 1932 году до 58% предкризисного уровня, второй худший показатель после США (для сравнения в Великобритании — 83%). Национальный доход упал до уровня 56% уровня 1929 года, также наихудший показатель после США. Безработица в пиковом 1930 году достигло 27% [17] . В тридцатых годах Канада приняла очень жесткую иммиграционную политику [18] .

      По статистическим данным, кризис в США вызвала тяжелые последствия.

      • Было закрыто более 5 тысяч банков
      • Акции обесценились на 40 миллиардов долларов
      • Вследствие повышения уровня инфляции значительно выросли цены
      • Промышленное производство сократилось на 50%
      • В пять раз уменьшилось производство автомобилей
      • 12000000 безработных (в пиковый момент кризиса — 15 миллионов)
      • 5000000 американских фермеров лишились хозяйства и земли за неуплату долгов.
      • По мнению некоторых экспертов, естественный прирост населения в США на время кризиса существенно уменьшился.

      Президент Герберт Гувер начал многочисленные экономические программы, однако они не переломили падения [19] . В июне 1930 года Конгресс утвердил Закон Смута — Хоули о пошлинах, который поднял тарифы на тысячи импортных товаров. Целью этого закона было поощрение покупки продукции американского производства за счет увеличения стоимости импортируемых товаров, повышения доходов федерального правительства и защита фермеров. Другие страны ответили повышением таможенных тарифов на товары американского производства, что привело к сокращению международной торговли и, в итоге, углубление депрессии [20] . К 1932 году безработица достигла 23,6%, в начале 1933 года до 25% [21] . Засуха в аграрном регионе, рекордное количество дефолтов по кредитам предприятий и домохозяйств [22] , привели к краху более 5000 банков [23] . Сотни тысяч американцев оказались бездомными, по всей стране начали появляться дебри называемые «Гувервиле» [24] . Квартал за кварталом экономика упадок, цены, доходы и уровень занятости снижались, что привело в 1932 к власти Франклина Делано Рузвельта.

      Для преодоления кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на урегулирование экономического положения. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины, некоторые помогали наиболее пострадавшим слоям населения, некоторые наоборот, усугубляли ситуацию. Наиболее спорным актом было установление Национальной Администрации Восстановления ( англ. National Recovery Administration ), Которая осуществила ряд радикальных изменений в американской экономике, аж в 1935 году была признана неконституционной Верховным судом Соединенных Штатов [25] .

      До 1936 года основные экономические показатели вновь достигли уровня конца 1920-х годов, за исключением безработицы, оставалось высоким (11%), хотя значительно ниже, чем 25% в 1933 году. Весной 1937 года промышленное производство США превысило уровень 1929 года. В июне 1937 года, администрация Рузвельта сократила расходы и увеличила налогообложения пытаясь сбалансировать федеральный бюджет [26] . В американской экономике вновь началось резкое падение, которое продолжалось 13 месяцев, на протяжении большей части 1938 года. Промышленное производство в течение нескольких месяцев снизилось почти на 30 процентов, а производство товаров длительного пользования еще больше. Безработица выросла с 14,3% в 1937 году до 19,0% в 1938 году, поднявшись с 5 до более чем 12 миллионов в начале 1938 года [27] .

      4.4. Соединенное Королевство

      Индустриальные районы Великобритании пострадали сразу же очень сильно, поскольку исчез спрос на британскую продукцию. К концу 1930 года безработица выросла с 1 млн. до 2,5 млн., что составило 20% от застрахованного рабочей силы, экспорт уменьшился на 50% в ценовом измерении. В 1933 году безработными были 30% жителей Глазго. Из-за сокращения производства кораблей на 90% безработицы в некоторых городах северо-востока уходили 70% [28] . Национальный голодный марш 1932 года был крупнейшим из ряда голодных маршей, происходивших в Великобритании в течение 20-х и 30-х годов [29] . Около 200 тыс. безработных мужчин отправили в трудовые лагеря, которые продолжали действовать до 1939 года.

      В менее промышленных Мидлендсе и Южной Англии эффект был кратковременным и в конце 1930-х годов эти регионы процветали. Рост производства современных электротоваров и бум в автомобильной промышленности вызвали рост населения юга и расширения среднего класса. Сельское хозяйство в этот период также активно развивалось [30] .

      Депрессия нанесла сильнейший удар Веймарской республике, поскольку прекратились американские займы, целью которых было восстановление немецкой экономики после Первой мировой войны. На 1932 год безработица достигла уровня 30%. Тяжелая экономическая ситуация подняла рейтинг экстремистских движений. В январе 1933 года к власти пришла Немецкая национал-социалистическая рабочая партия. Также Коммунистическая партия Германии на выборах в ноябре 1932 года получила наибольший результат за всю ее историю [31] . В этом же году после Лозаннской конференции Германия прекратила выплату репараций (на то время было выплачено восьмая часть всех репараций).

      Вследствие упадка перед международной торговли, спрос на южноафриканский сельскохозяйственный и минеральный экспорт резко сократился. Комиссия Карнеги ( англ. Carnegie Commission of Investigation on the Poor White Question in South Africa ) Пришла к выводу, что в 1931 году почти треть африканеров жили как нищие. Считается, что социальный дискомфорт, вызванный депрессией был одним из факторов разделения в 1933 году Национальной партии на фракции gesuiwerde и smelter и последующего слияния партии с южноафриканской партии. [32] Позднее, лидер фракции gesuiwerde Даниэль Малан пойдет на формирование своей собственной партии и придет к власти после выборов 1948 года, введет доктрину апартеида расширяя расовую сегрегацию, которая продлится до 1994 года.

      В СССР годы Великой Депрессии совпали с периодом раскулачивание и голодомора. Однако изолирована от мировой советская экономика не почувствовала значительного влияния экономического спада. На первый взгляд это выглядело, как подтверждение марксовой теории кризисов и способствовало распространению коммунистических и социалистических взглядов в мире. Когда советское торговое представительство в Нью-Йорке объявило о 6 тыс. вакансий, оно получило 100 тыс. заявлений [ ]. Многие западные интеллектуалы закрывали глаза на сообщения о массовых смерти, выражая симпатии к Советскому Союзу.

      Франция не пострадала так сильно, как Германия или Великобритания. Ее экономика меньше зависела от импорта и экспорта. Влияние депрессии начал ощущаться только в 1931 году [33] . Уровень безработицы рос с 1929 по 1935, после чего пошел на спад. Однако тяжелые времена и рост безработицы привело к бунтам, образования и роста популярности социалистического Национального фронта.

      Великая депрессия в Японии не была слишком едкой. Японская экономика в течение 1929-31 годов сократилось на 8%. Министр финансов Японии Такахаси Корекийо первым внедрил то, что позже стало называться кейнсианской экономической политикой : во-первых, значительные финансовые стимулы за счет бюджетного дефицита, а во-вторых, девальвация национальной валюты. Такахаси использовал Банк Японии для оптимализуваты бюджетный дефицит и свести к минимуму инфляционное давление. Эконометрические исследования подтвердили исключительную эффективность внедренных финансовых стимулов. [34]

      Девальвация национальной валюты дала немедленный эффект. Японский текстиль начал вытеснять на экспортных рынках британский текстиль. Влияние дефицита бюджета оказался более сложным. Дефицит был направлен на закупку вооружения для вооруженных сил. К 1933 году Япония вышла из депрессии. В 1934 году Такахаси, поняв, что экономике грозит перегрев, чтобы избежать инфляции, изменил политику пытаясь уменьшить дефицитное финансирование, шло на вооружение и боеприпасы. Это привело к сильной и быстрой негативной реакции со стороны шовинистов, особенно военных, и завершилось его убийством во время Инцидента 26 февраля. Это должно сдерживающий эффект в отношении всех гражданских чиновников в японском правительстве. С 1934 года влияние военных в правительстве продолжал расти. Вместо сокращения бюджетного дефицита, правительство ввело контроль над ценами и схемы рационирования, что сократило, но не ликвидировало инфляцию, которая оставалась проблемой до конца Второй мировой войны.

      Дефицит финансирования привело к трансформации экономики Японии. Промышленное производство в течение 1930-х годов удвоилось. Кроме того, в 1929 году в списке крупнейших компаний в Японии преобладали представители легкой, особенно текстильной промышленности (многие из автопроизводителей Японии, например Toyota, имеют корни в текстильной промышленности). К 1940 году акценты сместились с легкой промышленности на тяжелую промышленность. [35]

      5. Завершение кризиса

      Некоторыми экспертами считается, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, повлекшая массовые государственные закупки вооружения. Хотя такое объяснение развития событий имеет определенную вероятность, анализ исторических источников указывает на начало экономической стабилизации в 1932 — 1933 годах, т.е. задолго до начала войны.

      Фондовый рынок восстановился до докризисных значений лишь через 39 лет — только в 1954 году индекс Dow Jones превысил уровень 3 сентября 1929 года.

      nado.znate.ru

      Великая депрессия в США 2 (стр. 1 из 2)

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

      КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИИ

      Реферат на тему:

      «Великая депрессия» в США

      Выполнила студентка 117 группы

      Лебедева Анастасия Алексеевна

      Проверила Никитина С. К.

      Тема моего реферата – Великая депрессия в США. Для меня как экономиста это очень интересная тема. Интересна потому, что, несмотря на огромное количество исследований и работ по проблеме, единого мнения насчёт причины депрессии, оценки деятельности Ф.Д Рузвельта и т.д. до сих пор нет. Великая депрессия была относительно давно, однако эта тема актуальна и сейчас, особенно для России. Что вызывает к ней интерес? Во-первых, экономическая политика США и причина кризиса. Я думаю, нам необходимо разобрать всё, что связано с депрессией, чтобы больше не повторять таких же ошибок и, если случится подобная ситуация, знать, как с ней справиться.

      Поэтому, цель моей работы – изучить события Великой депрессии, выявить её причину и определить, какие выводы может сделать Россия.

      За основу своего реферата я взяла статьи Александра Шаракшанэ и Александра Смирнова. Обе они посвящены одной теме, но, разумеется, отличаются.

      На мой взгляд, надо начать с описания событий Великой депрессии.

      В 1920-е годы экономика США росла стремительными темпами. Увеличивались ВНП, объёмы производства, уровень жизни всех слоёв населения. Ничто не предвещало кризис. 21 октября 1929 года неожиданно котировки акций пошли вниз. 29 октября 1929 года («чёрный вторник») ситуация достигла своего пика и рухнул фондовый рынок.

      Начались массовые разорения компаний и частных лиц, большинство людей вмиг потеряли свои сбережения и самое главное работу. Снизился уровень жизни. Квалифицированные специалисты брались за любую работу. Те, кто не мог расплатиться по ссуде, лишались своих домов, фермеры – земли. В городах выстраивались очереди за бесплатной похлёбкой. Самое ужасное было то, что у людей опустились руки, они перестали верить в себя. Депрессия закралась в умы и души людей.

      Помимо всего этого позже страну поразил ещё один кризис – банковский. Т.к. после биржевого краха значительная часть ценных бумаг и недвижимости обесценилась, произошло сокращение ресурсной базы банков – массового изъятия вкладов населения. Огромное количество банков обанкротилось. Чтобы предотвратить это, многие банки стали закрывать.

      9 марта начала работать специальная сессия конгресса, принявшая ряд важнейших законов, заложивших основу «Нового курса». Этот период получил название «первые 100 дней». Основными направлениями проводимых Рузвельтом реформ стали «социализация капитализма, усиление роли государства, повышение государственных расходов, применение антимонопольных мер».[1]

      На следующий день после вступления в должность Рузвельт приостановил деятельность всех банков. Безотлагательные меры и радиовыступления президента сбили панику. Через некоторое время банки начали открываться, приток денег превысил отток. Рузвельт провёл реорганизацию банковской системы, в результате которой был принят ряд важнейших законов, произошло её укрупнение.

      Следующим шагом было восстановление промышленности и сельского хозяйства. 16 июня 1933 года вышел Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА). Закон предписывал «вырабатывать кодексы «честной конкуренции», определявшие условия, объём производства, минимальный уровень цен».[2] Статья 7 а НИРА содержала меры социального характера: ограничение на продолжительность рабочей недели, минимум оплаты труда.

      В 1935 году была создана Администрация долины реки Теннеси (TVA). Этот регион был одним из самых отсталых в США. В бассейне реки Теннеси началось строительство государственных электростанций для снабжения производства азотных удобрений. Таким образом, правительство повышало уровень конкуренции в этой бывшей до этого слишком монополизированной отрасли.

      12 мая 1933 года вышел билль о помощи фермерам. Его главной задачей было поднятие цен на сельскохозяйственную продукцию. С этой целью вводились выплаты для хозяйств, сокративших посевные площади. Проводилось рефинансирование безденежных кредитов, осуществлялась финансовая помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более плодородные земли. Также проводилась электрификация сельской местности.

      Однако новый виток кризиса пришёлся на 1938 год. По своим последствиям он не был столь разрушителен. Уровень безработицы упал с 7,7 млн. человек до 10,4 млн. Индекс промышленного производства упал на 14 %. Всё это было вызвано тем, что под давлением правых, считавших, что всё нормализуется, Рузвельт обещал вернуться к политике сбалансированного бюджета (Рузвельт придерживался этой политики во время своей избирательной кампании. Однако впоследствии он поменял свою позицию и признал законность расходов, направленных на улучшение положения народа). Но уже 14 апреля 1933 года президент «призвал к увеличению государственных расходов, увеличению помощи безработным, созданию условий для доступности кредита».[3] Позже Рузвельт отмечал, что снижение бюджетных расходов 1936-1937 гг. стало основной причиной нового кризиса.

      Несмотря на это, США достойно справились с поразившим их кризисом. Экономика восстанавливалась впечатляющими темпами, особенно в период второй мировой войны, что можно увидеть из приведённой ниже таблицы.

      mirznanii.com

      «Настоящий голодомор был не в СССР, а в США!» Сенсационные данные о миллионах погибших голодной смертью в период американской великой депрессии&nbsp

      Российские историки уверяют: в годы Великой депрессии, бушевавшей в США в 30-е годы, в Америке от голодной смерти умерли около 5 миллионов граждан. Официальный сайт КПРФ уже писал об этой проблеме, в частности о подавлении танками 30-тысячного марша на Вашингтон голодных ветеранов первой мировой войны в 1932 году (Известный русский историк Ю.В.Емельянов: Какую демократию будут продвигать США, и какой памятник следовало бы воздвигнуть в Вашингтоне в 2007 году).

      Но не только расстрелянные в Вашингтоне голодные ветераны, но и многие из голодающих по всей стране погибли по вине правительства США. Почему же сегодня за океаном предпочитают стыдливо помалкивать об этом, мы поговорили с исследователем истории XX века Борисом БОРИСОВЫМ.

      — Борис, западные историки уже засомневались в этой цифре.

      Сомневаться можно сколько угодно, но лучше взять официальные данные статведомства США, которыми я и пользовался. А они ошеломляют. В 30-е годы в США фактическое наличие граждан выяснялось только в момент переписи населения, а они проводились в 1930, 1940 и 1950 годах. Так вот, данные этих переписей выявляют резкую недостачу населения США. И очевидно, что эти статданные были подогнаны под фактически наличное население на годы переписи, то есть подделаны. Выглядит это так: рождаемость к началу 1931 года якобы падает вдвое и таковой остается на уровне десяти лет. А в 1941 году резко повышается. И гаже вдвое. В демографии такого не бывает! Если бы дело было лишь в падении рождаемости, то мы бы имели провал только по лицам, рожденным в 30-х годах. Однако такой провал есть и по американцам, рожденным в 20-х годах. Но "не родиться" они не могли -они уже жили! Следовательно, они могли только умереть в 30-е годы.

      Всего, исходя из американской статистики, население США к 1940 году должно было возрасти почти до 141,856 миллиона человек. Фактически же мы видим цифру в 131,409 миллиона. 3 миллиона из них объяснимы миграцией населения. Еще около 2,5 миллиона потерь приходится на снижение рождаемости (тут еще надо выяснить долю неучтенной младенческой смертности). А около 5 миллионов куда-то пропали в американской статистике. И никто так и не объяснил, куда они подевались.

      — Не проще взять и посмотреть статистику населения по годам: сколько родилось, сколько умерло.

      — А вы не увидите достоверных цифр.

      — А вот смотрите статистический сайт США. Возьмем 1932 год: "статотчет за 1932 год не составлялся". Понимаете, какой удобный способ спрятать концы в воду? Просто не составлять отчет.

      ПРАВИТЕЛЬСТВО РУЗВЕЛЬТА УНИЧТОЖИЛО УРОЖАЙ И СКОТ

      — Неужели и впрямь такие страшные потери от Великой депрессии были?

      — Получается, что так. Среди миллионов обездоленных людей свирепствовали голод, болезни, высокая смертность. Около 5 миллионов фермеров и членов их семей лишились земель и жилья, то есть раскулачены в никуда.

      — Терминология какая-то советская.

      — По сути, то, что произошло с американскими фермерами, можно поставить в один ряд с раскулачиванием в СССР. Дело в том, что земля, урожаи и скот многих фермеров находились в залоге у банков. А те, в Свою очередь, принадлежали крупным олигархическим агроструктурам, которые забирали у разорившихся крестьян имущество за долги. Под жернова кредитной системы тогда попал практически каждый шестой фермер.

      — Но вы же сами сказали, что урожай и скот, выращенные фермерами, никуда не делись, они просто сменили хозяев.

      — Аграрное бизнес-лобби было не заинтересовано в том, чтобы еды было много: тогда она стала бы доступной обедневшим американцам. Поэтому власти и бизнес поступили вполне "по-рыночному": запахали около 10 миллионов гектаров земель с урожаем и уничтожили более 6,5 миллиона свиней. Естественно, все это вызвало недовольство простых американцев, которые устраивали "голодные марши". Правительство оставило им лишь один выбор — "общественные работы".

      МИФ ОБ УКРАИНСКОМ ГОЛОДОМОРЕ РОДИЛСЯ В КОНГРЕССЕ США

      — Однако считается, что именно "общественные работы" дали Америке новые каналы, дороги, мосты.

      — Восхищаться мудростью Рузвельта, организовавшего "общественные работы", — это то же самое, что восхищаться мудростью Сталина, который организовал строительство Беломорканала и ряда других великих строек коммунизма. Память о гуманитарных преступлениях правящего тогда режима США вытравлена из официальной истории, подменена пропагандой, в которой есть место "мудрому" Рузвельту, но нет места миллионам американцев, погибших от голода. Всего через американский "ГУЛАГ" общественных работ прошло около 8,5 миллиона человек. Только безработной молодежи было привлечено около 2 миллионов. Платили им 30 долларов, но 25 из них вычитали за "содержание". Все это происходило в жутких малярийных условиях и на фоне небывалой смертности. Вот об этом нужно писать исследования, а не о выдуманном украинском голодоморе.

      — Но ведь голод-то на Украине был!

      — Голод был. Но голодомора как геноцида на Украине не было. И от нас этого никто не скрывал. Но в 1988 году конгресс США впервые обвинил Россию в массовом голоде на Украине, как в рукотворном явлении. Тогда была создана даже специальная комиссия конгресса по расследованию "голодомора на Украине".

      — То есть миф о голодоморе родился в США? Им-то зачем это надо?

      — В США таким образом формируют историческую память. Американцы вообще больше любят считать чужих мертвецов, чем своих.

      — Получается, что США "забыли" про свой голодомор?

      — Иногда они об этом вспоминают. Ряд современных конгрессменов, например, искренне удивляются своим коллегам, конгрессменам 30-х годов. Цитирую одно из свежих их заявлений: "знали о том, что происходит, но не предприняли ничего для оказания помощи голодающим". Немая сцена. То есть они прекрасно знали, что в богатейшем городе страны Нью-Йорке стоят очереди за бесплатным супом (в американской глубинке таких очередей нет, потому что половина городов — банкроты и у них нет денег на бесплатный суп), но первую помощь населению оказывают лишь через несколько лет после начала кризиса.

      О массовом голоде, в котором было повинно правительство США, говорили в Америке и раньше. Однако всех, кто обнародовал правду, объявляли коммунистами, ведущими "антиамериканскую деятельность". И говорившие испытывали па себе все прелести тоталитарной зачистки американского правового и информационного поля.

      ЭТО БЫЛ ГЕНОЦИД АМЕРИКАНЦЕВ

      — Кстати, как отреагировали в Штатах на ваше исследование?

      — Отзывы американцев разные, очень часто называют мой материал коммунистической пропагандой. При этом аргументация этих откликов примерно такая: "У нас в США были демократия и права человека, поэтому все это совершенно невозможно". В то же время на разных англоязычных площадках идет бурная дискуссия на эту тему. Много воспоминаний о том времени: "Старейшие члены моей семьи рассказывали, как люди обивали чужие двери с просьбами дать им работу на один день только за одну еду". Или: "Моя бабушка рассказывала, что иногда она не ела по нескольку дней подряд". Да и массовые демонстрации времен Гувера именовали "голодными маршами". И это название придумал не Борис Борисов в XXI веке, а американская пресса 30-х годов.

      — Какой-то геноцид американского народа получается.

      — Вот именно! В связи с этим не принять ли нам сегодня заявление, осуждающее гуманитарное преступление этих неторопливых конгрессменов и "кровавый режим Гувера -Рузвельта"? И если их конгресс позволяет зачислять в "жертвы голодомора" всех погибших у нас, то почему мы не можем применить такие же категории к Соединенным Штатам? Хотелось бы напомнить, что массовое уничтожение продовольствия в период кризиса и голода производил не Сталин, а федеральное правительство США.

      Товарищи американцы, давайте вести себя честно: если вы считаете жертв голода на Украине жертвами кровавого Сталина, то причислите, пожалуйста, к жертвам кровавого Рузвельта погибших во время американской Великой депрессии. Иначе вы — обычные шулеры. И правительству США нужно все время напоминать об этом. Важно только понять, что нельзя выиграть информационную войну, сидя в окопе и отстреливаясь от обвинений типа "голодомор на Украине", "оккупированные Прибалтика и Европа", "изнасилованная русским солдатом Германия" и далее по списку. Пора и нам наступать на информационном фронте. Находить чувствительные точки в истории и прицельно наносить удары. А этих точек у США и Европы XX века ох как немало.

      Борис БОРИСОВ — историк, публицист, бизнесмен. Выпускник экономического факультета МГУ, одним из первых в СССР создал кооператив, позже создал и возглавлял совет директоров Московского кредитного банка. Автор научных и публицистических трудов по экономике и истории, вызвавших широкий общественный резонанс.

      www.cprfspb.ru

      Россия перед выбором — дорожное строительство или Великая Депрессия?

      Кризис в России мало похож на долговой финансовый кризис в других странах, он имеет другую природу и заставляет вспомнить Великую Депрессию образца 1929 года.

      Несмотря на отличную макроэкономику (огромные резервы, практически нет долгов), Россия сегодня экономически более слаба и неустойчива, чем страны с просто катастрофическими бюджетами и колоссальными долгами. При каждом чихе из Азии, Европы или Америки российская экономика падает глубже всех. Даже в сравнении со странами, бюджеты которых также сильно зависят от нефти или газа. В загадочной России все загадочно, кризис не исключение.

      В США-1929 и в России-2013 – кризис инфраструктуры

      Причина происходящего с нашей экономикой проста, этой причине более 80 лет. По своей транспортной инфраструктуре и неразвитости внутреннего рынка Россия – почти зеркальное отражение Америки перед Великой Депрессией. Страна у нас до сих пор в основном железнодорожная, образца 19 века, тогда как большинство стран мира именно в процессе преодоления Великой Депрессии стали автодорожными!

      При этом, говоря о необходимости инвестиций в инфраструктуру, наша власть опять говорит про железные дороги!

      Советской пропагандой Великая Депрессия и «новый курс» Рузвельта сильно упрощены. Якобы в Америки произошел кризис перепроизводства – из-за отсутствия социалистического планирования! А «новый курс» Рузвельта – это триумф плановой экономики! А финансируемое государством дорожное строительство – это общественные работы для безработных…

      На самом деле учителями американцев были не плановики из СССР, а древние римляне, еще 5 веков назад покрывшие Европу сетью качественных, поражающих своей добротностью дорог – общей протяженностью до 300 тыс. км.

      Американцам хватило ума понять, что дело не в перепроизводстве товаров, а в том, что из-за отсутствия качественных автодорог невозможно довезти товары американских производителей во все уголки огромной страны, до всех потенциальных покупателей.

      Почти то же самое наблюдается сегодня в России: внутренний рынок и отечественное производство не развиваются по причине отсутствия развитой, качественной и что самое важное – круглогодичной сети автодорог.

      Статистика более чем красноречива:

      Площадь РФ – 17,1 млн кв. км, это почти в два раза больше, чем площадь США — 9,4 млн кв.км., и Китая — 9,6 млн кв. км. При этом сегодня общая протяженность автодорог США – 6.370 тыс. км, Китая – 1.765 тыс. км., России – 1.145 тыс. км. Таким образом, плотность современной дорожной сети в США в 10 раз, а в Китае в 1,5 раза выше, чем в России.

      Поразительно: в России СЕГОДНЯ столько же автодорог, сколько было в США 84 года назад — примерно 1 млн. километров! При разнице площади в 2 раза! В Америке 1929 года треть дорог не имела твердого покрытия, а у нас сегодня эта доля еще больше — до 45-60% по разным оценкам!

      Чтобы поднять внутренний рынок и преодолеть Великую Депрессию, американцы построили за 10 лет, до 1939 г. более 1.160 тыс. км новых дорог и 77 000 новых мостов.

      Что означает «дорога не имеет твердого покрытия»? Это бездорожье весной и осенью, в распутицу. Огромные территории страны отрезаны от городских центров и друг от друга, соответственно потребители отрезаны от производителей. Заводы работают круглый год, но если дороги непроходимы месяцами, то работа теряет цель и смысл!

      Если эта диспропорция между растущей экономикой и неразвитой транспортной инфраструктурой растет, то кризис неизбежен. Закономерно, что Великая Депрессия в США началась глубокой осенью, 24 октября.

      Почему надо строить не железные, а автодороги?

      Я не случайно назвал 19 век железнодорожным, а 20 век – автомобильным, противопоставив эти два направления инфраструктурного развития, а в нашем случае — выхода из кризиса. Интересно, что с началом Великой Депрессии президент Гувер сделал упор на общественных работах по строительству железных дорог, однако новый президент Рузвельт выбрал главным направлением выхода из кризиса дорожное строительство. 80 лет назад американцы приняли верное решение, мы сегодня перед второй волной кризиса планируем опять строить БАМ, модернизировать Транссиб. Собираемся потратить на этот архаичный вариант развития Сибири и Дальнего Востока деньги из резерва, фактически последние деньги.

      Конечно, России не повезло географически и климатически. Замерзающие северные порты, замерзающие реки, южные проливы, так и не отвоеванные у Турции – это тормозы экономического развития, которые повлияли на нашу историю не меньше, чем татаро-монгольское иго и крепостное право.

      Отставание от Европы, оплодотворенной римскими дорогами, очевидно. Еще раз России не повезло в 20 веке – идеологически. Если бы не анти-рыночная советская идеология, то Россия могла бы вслед за Америкой и Германией понастроить приличных автотрасс, автобанов. Но коммунистическая власть боялась автомобильных дорог, как самой свободной, демократичной, доступной для всех субъектов рынка транспортной инфраструктуры.

      Советские руководители отлично понимали разницу между железной и автомобильной дорогой. По автодороге сразу начнут сновать туда-сюда самостоятельно и бесконтрольно всякие крестьяне, мелкобуржуазные элементы, торговать свежими хлебом-молоком-овощами. Народ – особенно вдали от Москвы – быстро почувствует себя самостоятельным, забудет про ведущую роль КПСС. Большевики, а за ними и коммунисты этой самостоятельности народа не терпели, преследовали малейшие попытки даже элементарного «самопрокорма» (словечко из партийных документов).

      Железная дорога – совсем другое дело, это полный контроль, монополия государства в экономике!

      В результате жители пока еще многочисленных российских сел, деревень, городков друг от друга отрезаны, особенно в распутицу, молятся на центральную власть, на северный завоз, на вертолет МЧС, стоят в очереди на поклон к чиновнику за каждым рублем и гвоздем – что и требуется для стабильности монопольной власти.

      Поэтому Москву и Владивосток до сих пор связывает царский Транссиб, на автомобиле не смог проехать даже Путин. Поэтому БАМ был построен (точнее недостроен) в железнодорожном варианте, хотя изначально был проект автотрассы – по американскому примеру. Американцы еще в 1943 году доказали, что на севере, а тем более в условиях вечной мерзлоты надо строить автомобильные, а не железнодорожные трассы. Строительство Аляскинской трассы, предложенное президентом Рузвельтом, было одобрено конгрессом в 1942 году и завершено в 1943 году. Трасса прошла через пять горных перевалов по малонаселенной территории. Протяженность 2,2 тыс. км, построено 133 моста.

      БАМ сегодня – это кладбище рельсов, покореженных перепадами температуры и летними подвижками оттаявшей почвы (почти 4 тыс. км дороги проходит по вечной мерзлоте). БАМ до сих пор недостроен: 85% — одноколейка, хотя Госпланом была запланирована двухпутная магистраль.

      Аляскинская трасса — красным, менее значимые дороги — черным Красным — царский Транссиб, зеленым — советский БАМ

      Сегодня Аляскинская трасса — часть Панамериканского шоссе, которое уже в книге рекордов Гиннеса по протяженности — 48 тысяч км, хотя еще не закончено. По Мексике шоссе было проложено в 1950 году. Страны Южной Америки оплачивают треть расходов, остальное – США. Для сравнения — от Калининграда до Владивостока 12 тысяч км.

      Импортная зависимость или импортозамещение?

      Чем еще российская экономика похожа на американскую перед Великой Депрессией? В !929 году США были сырьевым придатком Европы, как и мы сегодня. Когда экспорт в Европу упал, и начался кризис. Естественно встал вопрос развития внутреннего рынка и строительства внутренней транспортной инфраструктуры. Этим же проторенным антикризисным путем идет сегодня Китай, строит дороги, развивает внутренний рынок. В России ничего не делается, дороги не строятся, внутренний рынок не работает.

      Свежая картинка из российской жизни. Один из самых хлеборобных районов. Идет электричка, из последнего вагона на каждой остановке выгружается на платформу огромный ящик из нержавейки, набитый свежим хлебом. Обратно загружается пустой ящик. То есть в селе живут крестьяне, которые выращивают пшеницу и рекордно сдают государству. Какие-то отдельные активные жители пекут хлеб для себя, но наладить производство свежего хлеба на продажу не могут – нет дорог, нельзя товар развести по соседним поселкам, наладить продажу в том объеме, когда стоило бы заниматься этим делом хотя бы в формате малого бизнеса. И в итоге хлеб возят хлеборобам из областного центра на электричке, по единственной транспортной нитке, что связывает поселки. А «железка» – это не автодорога, малый бизнес туда со своей продукцией не сунется, с ним там просто никто не захочет возиться. Архаичная инфраструктура России затачивает экономику под крупные предприятия, а не малый бизнес, под монополию, а не рыночное многообразие и конкуренцию, под импортную зависимость, а не отечественное производство.

      Почти все, что есть в любом сельском магазине – это не местные производители, а импорт, доставленный через океан, а потом по железной дороге. В больших городах – то же самое. Сегодня мэр любого города, даже Москвы, ответственный за ежедневное круглогодичное присутствие на прилавках самого необходимого, не может довериться местным производителям и поставщикам. Которые весной и осенью отрезаны распутицей, оттаявшим «зимником», а летом после езды по ухабам привезут вместо молока взбитое масло и сыворотку.

      Мэр, который откажется от сухого молока, ножек Буша и кенгурятины, патриотично сделает ставку на свежие местные продукты, быстро столкнется с перебоями в поставках. Для России импортное продовольствие – это объективно единственный вариант круглогодичного снабжения населения! Все слова об импортозамещении, о необходимости развивать внутренний рынок и диверсифицировать экономику без современных автодорог – детские фантазии.

      Есть еще одна сопоставимая с Россией по территории страна с неразвитой инфраструктурой и, соответственно, неразвитым внутренним рынком – Китай. Но, похоже, Великая Депрессия ожидает только нас: китайцы каждый год строят в 100 раз больше современных автодорог, чем россияне. В 2007 году, например, в Китае было построено 47 тыс. км автомобильных дорог, а в России – 495 км.

      Отсутствие в России развитой сети автомобильных дорог привело к монополизму на большей части территории страны Российских Железных Дорог. А монополии, как известно, тормозят развитие не только страны, но и самих монополистов. Деградация РЖД очевидна. До сих пор отрезан от материка Сахалин, заморожено строительство Белкомура – там железнодорожники никак не может достроить какую-то сотню километров.

      Даже самому крупному российскому бизнесу катастрофически не хватает вагонов, жалобы в Кремль на РЖД идут постоянно, но безрезультатно! Периодически без вагонов остаются даже Газпром, Роснефть и Сибур! Если даже такие гиганты, главные лоббисты страны, не могут заставить РЖД работать, то что говорить о других. В последние годы к дефициту вагонов добавилась еще и нехватка локомотивов!

      Впрочем, речь о другом. Считается общепризнанной дешевизна железной дороги в сравнении с автодорогой. Но это заблуждение. Железная дорога становится рентабельней автомобильной при одном условии – высоком грузопотоке. Если речь идет о бескрайних российских территориях, слабо освоенных и малонаселенных, то железная дорога дороже и в строительстве, и в эксплуатации, и никогда не окупится.

      Стоить вспомнить еще одну отрасль, которая катастрофически деградирует без развитой дорожной инфраструктуры — лесопереработка. В лесных пожарах каждый год сгорают миллиарды долларов и гибнут люди – это горит лес, за которым никто не ухаживает, то есть вовремя не вырубает. В итоге лес старится и сохнет. А не вырубают лес, не перерабатывают в бумагу и фанеру, мебель и многое другое, потому что не строятся дороги для лесовозов. С одной стороны – на бескрайних российских просторах горят леса, а с другой – действующие деревообработчики уже уперлись в недостаток сырья, они до него не могут добраться и не могут вывезти. И, конечно, новые предприятия на этом традиционном и самом перспективном рынке России не строятся.

      Очевидно, что в будущем у России просматриваются только две перспективы: или мы, не дожидаясь очередного кризиса, падения цен на нефть, начинаем масштабное дорожное строительство, развиваем внутренний рынок, импортозамещение. Или у нас начинается Великая Депрессия, безработица и реальный голод. Как в США.

      rosmanifest.info