Специалисты

А невроз либидо

21.05.2018

Важное дополнение к знаниям о сексуальном влечении у лиц, по крайней мере, очень близких к нормальным, можно получить из источника, к которому открыт только один определенный путь.

Одно только средство позволяет получить основательные и правильные сведения о половой жизни так называемых психоневротиков (при истерии, неврозе навязчивости, неправильно названном неврастенией, dementia praecox, paranoia), а именно, если подвергнуть их психоаналитическому исследованию в изобретенном З.Фрейдом и Дж.Бренером в 1893 году методе лечения, названном тогда катарсическим.

Как показывает собственный психоаналитический опыт Фрейда, эти психоневрозы являются результатом действия сил сексуальных влечений.

Понимается под этим даже не то, что энергия сексуального влечения дополняет силы, питающие болезненные явления (симптомы), — определенно можно утверждать, что эти влечения являются единственно постоянным и самым важным источником невроза — настолько, что сексуальная жизнь невротиков проявляется исключительно, преимущественно или частично только в этих симптомах.

Симптомы эти являются сексуальным изживанием больных: доказательством утверждения служит увеличивающееся количество психоанализов истерических и других неврозов. Психоанализ устраняет симптомы истериков, исходя из предположения, что эти симптомы являются заменой, как бы транскрипцией ряда аффективных душевных процессов, желаний, стремлений.

Благодаря особому психическому процессу — вытеснению — преграждается доступ к изживанию путем сознательной психической деятельности, а удержанные в бессознательном состоянии эти мысли стремятся найти выражение, соответствующее их аффективной силе (выход), и при истерии находят его (в процессе конверсии) в соматических (телесных) проявлениях — в истерических симптомах.

При правильно проведенном с помощью особой техники обратном превращении симптомов аффективные представления, ставшие осознанными, дают возможность получить самые точные сведения о природе и происхождении этих, прежде бессознательных, психических образований.

В результате психоанализа было открыто, что невротические симптомы представляют собой замену стремлений, черпающих силу из источников сексуального влечения. В полном согласии с этим находится известное нам о характере психоневротиков и истеричных, об их заболевании и о поводах к заболеванию.

В истерическом характере наблюдается некоторая доля сексуального вытеснения, выходящего за пределы нормального сопротивления против сексуального влечения (стыд, отвращение, мораль и как бы инстинктивное бегство от; сексуальных про-* блем, в ярко выраженных- случаях являющее полное незнакомство с сексом вплоть до достижения половой зрелорти).

Такая существенная, характерная для ис

терии черта часто недоступна грубому на

блюдению из-за слишком развитого сексу

ального влечения — другого конституцио

нального фактора истерии. Психологичес

кий анализ, напротив, всякий раз готов от

крыть его и разрешить противоречивую за

гадочность истерии: он констатирует нали

чие пары противоположностей — слишком

сильной сексуальной потребности и слиш

ком далеко зашедшего отрицания сексуаль

Повод к заболеванию наступает для предрасположенного к истерии лица, когда реальное сексуальное требование серьезно предъявляет свои права вследствие растущей половой зрелости или жизненных условий. Из конфликта между требованием влечения и противодействием ему отрицанием сексуальности находится выход — в болезнь, которая не разрешает конфликта, а позволяет уклониться от его разрешения превращением либидозного стремления в болезненный симптом.

Если истеричный мужчина заболевает от

банального какого-нибудь душевного дви

жения — от конфликта, :В центре которого

не находится сексуальный интерес, то такое

исключение — только кажущееся. Психоа

нализ в таких случаях может показать, что

именно сексуальный компонент конфликта

создает причину заболевания, лишая душев

ные процессы возможности нормального

Невроз и перверсии

Значительная часть высказываемых возражений против этого положения объясняется тем, что с нормальным сексуальным влечением смешивают ту сексуальность, от которой проистекают психоневротические симптомы.

Более того, психоанализ далее показывает, что симптомы невроза никоим образом не образуются за счет так называемого нормального сексуального влечения. Они представляют собой конвертированное выражение влечений, которые получили бы название первертированных (извращенных) в широком смысле, если бы проявлялись непосредственно в воображаемых намерениях и в проступках, без отвлечения от сознания. Симптомы невроза, таким образом, образуются отчасти за счет ненормальной сексуальности.

Невроз — это так сказать негатив перверсии. Ясно сознаваемые фантазии первертированных (извращенцев), при благоприятных обстоятельствах воплощаемые в действиях, спроецированные на других, — бредовые опасения параноиков и бессознательные фантазии истериков, выявляемые психоанализом как основа их симптомов, — совпадают по содержанию до мельчайших деталей.

В сексуальном влечении психоневротиков можно найти все те отклонения, о которых говорилось выше: и вариации нормальной сексуальной жизни, и выражение патологического в ней.

Так, в бессознательной душевной жизни невротиков (без исключения) заключены порывы инверсии — фиксация либидо на лицах своего пола. Хотя невозможно вполне, не вдаваясь в пространные объяснения, выяснить влияние этого момента на образование картины болезни, всегда имеется бессознательная склонность к инверсии, и особенно большие услуги оказывает эта склонность в понимании мужской истерии.

Можно доказать, что в бессознательном у психоневротиков в качестве образующих симптомы факторов имеются различные склонности к переходу анатомических границ. И среди них особенно часто и интенсивно такие, которые возлагают роль гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода.

Исключительную роль в психоневрозах между образующими симптомы факторами играют проявляющиеся большей частью в виде пар противоположностей частичные влечения.

Это и возникновение новых сексуальных целей, влечение к подглядыванию и эксгибиционизму, активно и пассивно выраженное влечение к жестокости. Наличие последнего необходимо для понимания страдания, причиняемого невротическим симптомом, и почти всегда оказывает решающее влияние на социальное поведение больных.

Посредством этой связи жестокости с либидо совершается превращение любви в ненависть, нежных душевных движений во враждебные, что характерно для большого числа невротических случаев и даже, кажется, для всей паранойи — вот еще несколько особенностей фактического положения вещей.

Так, где в бессознательном находится такое влечение, которое способно составлять пару с противоположным, всегда удается доказать действие и этого противоположного. Каждая «активная» перверсия сопровождается ее «пассивной» парой: кто в бессознательном эксгибиционист — тот одновременно любит подглядывать, а кто страдает от последствий вытеснения садистских душевных движений — у того невротические симптомы питаются из источника мазохистской склонности.

И в картине болезни та или другая из противоположных склонностей играет преобладающую роль. Но в резко выраженном случае невроза редко развито только одно из этих перверсных влечений: большей частью проявляется значительное число их, а следы всех всегда. Между тем интенсивность отдельного перверсного влечения не зависит от развития других. И в этом отношении изучение положительных перверсий открывает нам точную их противоположность — негатив перверсии как невроз.

Частичные влечения и эрогенные зоны

Резюмируя исследование положительных и отрицательных перверсий, мы вполне естественно приходим к объяснению их частичными влечениями, которые, однако, не первичны, а могут быть разложены и дальше. Речь идет только о психическом представительстве соматического источника непрерывного раздражения, в отличие от вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне.

Частичное влечение является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным предположением о природе частичных влечений было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание только как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни.

Только отношение этих влечений к их телесным (соматическим) источникам и целям составляет отличие их друг от друга и придает им специфические свойства. Источником влечения является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, а ближайшей целью влечения является прекращение раздражения этого органа.

Дальнейшее предварительное предположение с неизбежностью вытекает из учения о влечениях. Это утверждение о том, что органы тела дают двоякого рода возбуждения, обусловленные различием их химической природы. Один род этого возбуждения мы называем специфически сексуальным, а соответствующий орган — «эрогенной зоной» зарождающегося в нем частичного сексуального влечения.

В перверсиях, в которых сексуальное значение придается ротовой полости и отверстию заднего прохода, роль эрогенной зоны вполне очевидна: она во всех отношениях проявляется как часть полового аппарата. При истерии эти части тела и исходящие области слизистой оболочки становятся местом проявления новых ощущений, изменений инервации, и даже сравнимых с эрекцией процессов, — как и настоящие гениталии при нормальных половых процессах под влиянием возбуждений.

Значение эрогенных зон как побочных аппаратов и суррогатов гениталий ярче всего из всех психонервозов проявляется при истерии. Этим, однако, не сказано, что можно придавать им меньшее значение при других формах заболевания, — они здесь только менее заметны, потому что при неврозе навязчивости и паранойе образование симптомов происходит в области психического.

При неврозе навязчивости примечательно значение импульсов, создающих новые сексуальные цели и, кажется, независимых от эрогенных зон. Все же при наслаждении от подглядывания и эксгибиционизма глаз соответствует эрогенной зоне, а при таких компонентах сексуального влечения, как боль и жестокость, ту же роль берет на себя кожа, которая в отдельных местах тела дифференцируется в органы чувств и модифицируется в эрогенную зону.

Преобладает ли перверсная сексуальность при психоневрозах?

Вышеизложенные рассуждения, быть может, освещают сексуальность психоневротиков несколько в ложном свете.

Может показаться, что по врожденным своим особенностям психоневротики в сексуальном поведении очень приближаются к перверсным лицам и в такой же мере отдаляются от нормальных. Однако весьма возможно, что конституциональное предрасположение этих больных, кроме сексуального вытеснения в слишком больших размерах и чрезвычайной силы сексуального влечения, заключает в себе еще невероятную склонность к перверсии в самом широком смысле слова.

Однако исследование легких случаев показывает, что последнее предположение не обязательно или что, по крайней мере, при оценке патологических эффектов необходимо игнорировать влияние одного фактора.

У большинства психоневротиков заболевание проявляется только после наступления половой зрелости — когда возникает требование нормальной половой жизни (против чего и направляется вытеснение прежде всего). Или же наступают более поздние заболевания, когда либидо получает отказ в удовлетворении нормальным путем. В обоих случаях либидо ведет себя как поток, главное русло которого запружено: оно заполняет обходные пути, остававшиеся до того пустыми.

Таким образом и кажущаяся такой большой склонность психоневротиков к перверсии может быть обусловлена обходным течением или, во всяком случае, его усилением. Но несомненно, что сексуальное вытеснение (внутренний момент) должно быть поставлено в один ряд с внешними моментами, — такими, как лишение свободы, недоступность нормального сексуального объекта, опасность нормального сексуального акта, которые вызывают перверсии у индивидов. В противном случае лица эти остались бы нормальными.

В разных случаях неврозов положение в этом отношении может быть различное: решающим может оказаться врожденная склонность к перверсии, или обходное усиление этой склонности, благодаря оттеснению либидо от нормальной сексуальной цели и сексуального объекта.

Невроз всегда проявится в тех случаях, когда в одном и том же смысле совместно действуют конституция и переживание. Ясно выраженная конституция сможет, пожалуй, обойтись без поддержки со стороны жизненных впечатлений, а сильное жизненное потрясение приведет, пожалуй, к неврозу и при посредственной конституции.

Предположение о том, что выраженная склонность к перверсиям все же относится к особенностям психоневротической конституции, дает надежду, что в зависимости от врожденного преобладания той или другой эрогенной зоны, того или другого частичного влечения можно различать большое разнообразие таких конституций. Соответствует ли врожденному предрасположению к перверсии особое отношение к выбору определенной формы невротического заболевания, — остается вопросом.

Но, доказав, что перверсные душевные движения образуфт симптомы при психоневрозах, мы невероятным образом увеличили число людей, которых можно причислить к перверсным. Дело не только в том, что сами невротики представляют собой весьма многочисленный класс людей, — необходимо принят^ во внимание, что во всех своих формах неврозы постепенно, непрерывным рядом переходят в состояние здоровья. Мог же Мёбиус с полным основанием сказать: «Все мы немного истеричны».

Таким образом, благодаря невероятному распространению Перверсий мы вынуждены допустить, что и предрасположение к перверсиям не являефся редкой особенностью, а должно быть частью считающейся нормальной конституции.

Говорят, что спорен вопрос, являются ли перверсии следствием врожденных условий или возникают благодаря случайным переживаниям (как Бине это полагал о фетишизме). Теперь нам представляется, что в основе перверсий лежит врожденное предрасположение, в своей интенсивности оно колеблется и жде^ пробуждения под влияниями жизни.

Речь идет о врожденных, данных в конституции, корнях сексуального влечения, развившихся в одном ряде случаев до настоящих носителей сексуальной деятельности (перверсий), а в других случаях испытывающих недостаточное подавление (вытеснение). Так что обходным путем в качестве симптомов невротической болезни они могут привлечь к себе значительную часть сексуальной энергии. Между тем в самых благоприятных случаях, минуя обе крайности, благодаря влиянию ограничения и прочей переработке, эти корни развиваются в так называемую нормальную сексуальную жизнь.

Ниже здесь мы узнаем, что предполагаемую конституцию, имеющую зародыши всех перверсий, можно демонстрировать только у ребенка, хотя у него все влечения могут проявляться только с небольшой интенсивностью. А если благодаря этому возникает предположение, что невротики сохранили свою сексуальность в инфантивном состоянии или вернулись к ней, то наш интерес должна привлечь сексуальная жизнь ребенка.

Так появляется желание проследить игру влияний, господствующих в процессе развития детской сексуальности до ее исхода в перверсию, невроз или нормальную половую жизнь.

www.lechebnik.info

Название: Архетип. Невроз. Либидо

Оригинальное название: Архетип. Невроз. Либидо

Год выхода: 2011

Режиссер: Татьяна Малова

Залито на: Letitbit, Vip-File, depositfiles.com, turbobit.net, datafile.com

«Архетип, невроз, либидо». Документальный сериал посвящён судьбам знаменитых врачевателей душ, учёным XIX — XX веков, стоявшим у истоков современного психоанализа, психиатрии и гипноза.

Психоанализ доктора Фрейда всколыхнул весь мир. XX век прошел под знаком Фрейда. Свою теорию психосексуального развития личности он отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал. В фильме рассказывается о жизненных обстоятельствах, благодаря которым тихий ребенок и неудачливый студент стал всемирно известным мэтром Зигмундом Фрейдом, а также о том, как методом проб и ошибок он пришел к созданию своей школы психоанализа.

В фильме принимают участие Анна Басова — психиатр, писатель, Олег Акимов — историк науки.

В XIX веке итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо разработал систему, по которой можно было бы вычислить «прирожденного преступника» по его физическим признакам. Согласно его теории преступниками не становятся, а рождаются, а об исправлении человека не может быть и речи. Он мечтал избавить планету от преступления и не подозревал, какими жуткими последствиями аукнется его теория в ХХ веке… Тем не менее споры о его теории продолжаются и сегодня.

В фильме участвуют: Сергей Ениколопов — профессор, зав.кафедрой криминальной психологии МГПТУ, Сергей Савельев — доктор биологических наук, руководитель лаборатории НИИ морфологии человека РАМН, Лев Рудкевич — доктор психологических наук, профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург).

Свои первые лекции по неврологии в больнице Сальпетриер Жан Мартин Шарко читал почти в полупустом зале. Однако профессора Парижского университета это не смущало. Со временем ни один европейский врач по нервным болезням не мог считаться таковым, если он не прошел школу Шарко. Широкую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых профессор наглядно показывал, как у пациентов проявляются все формы истерии во время гипнотического сеанса. И хотя Шарко рассматривал истерию как патологию и не учитывал компонент психологического состояния пациента, именно эти лекции подготовили научную основу будущей психиатрии.

В фильме принимают участие: Игорь Салынцев — президент российского общества гипнологов, Владимир Кучеренко — профессор МГУ, психолог, Рашит Тукаев — доктор медицинских наук.

В конце 70-х годов прошлого столетия американское общество всколыхнула история Билли Миллигана, арестованного по подозрению в грабежах и изнасилованиях. Во время следствия выяснилось, что юноша страдает распадом личности. В нем, как в многоквартирном доме, живут разные люди, разного возраста и пола. Его действиями управляют они, а он, хозяин своего тела, Билли Миллиган, спит. Изучая этот феномен, врачи выяснили, что в детстве мальчик подвергался насилию со стороны отчима. Суд встал на защиту юноши, и оправдал Миллигана. Однако многие американцы с таким решением суда не примирились. До сих пор идут споры, кто он Билли Миллиган – гениальный мистификатор или жертва? И почему его душа и сознание разлетелись на множество осколков.

В фильме участвуют: Виктор Макаров — профессор, президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Инга Калмыкова — психотерапевт, Вадим Розин — философ, культуролог.

Одна из самых неразгаданных тайн человека – гениальность. Что это – божественный дар или, как утверждал Чезаре Ломброзо, одна из разновидностей невротического расстройства? Уместно ли сравнение гения с безумцем, как это часто делают на примере Ван Гога? Немецкий психиатр и выдающийся философ Карл Ясперс считал, что именно душевная болезнь Ван Гога спровоцировала его талант проявиться со всей экспрессивностью.

В фильме участвуют: Елена Мурова, искусствовед, автор монографии «Ван Гог»; Святослав Медведев, директор Институт мозга РАН (Санкт-Петербург) ; Ирина Сироткина, кандидат психологических наук.

» По иронии судьбы, признавался Карл Юнг в своих воспоминаниях, я — психиатр, на каждом шагу обнаруживал в себе тот самый материал, который лежит в основе психозов, и с которым можно столкнуться разве что в сумасшедшем доме». Невроз, успокаивал он, не окончательный диагноз, а сигнал, благодаря которому человек может стать самим собой. Путешествие в свой внутренний мир, в бессознательное может многое рассказать человеку, но оно же может обернуться бездной, откуда нет возвращения к психически здоровой жизни. Все свои психологические методы, прежде чем провести их на невротических больных, Юнг испытывал на себе, в том числе и ассоциативный тест, раскрывший тайну его личной жизни…

В фильме участвуют: Елена Пургова — супервизор Цюрихского института Юнга, Станислав Раевский — доцент факультета психологии МГУ, Светлана Ребеко — психолог.

Франц Месмер при жизни имел репутацию не только великого целителя и волшебника, но обманщика и шарлатана. Месмер был простым врачом, и своих невротических пациентов лечил магнитом. Этот метод лечения оказался столь эффективным, что как врач Месмер имел колоссальный успех в течение пяти лет. Но позже он понял, что не мертвый минерал вылечивает людей, а его руки, энергия, исходящая от них. Иначе говоря, вылечивает магнитезер своим воздействием на пациента, то есть гипнозом, самовнушением. Не зная сам, Месмер открыл психотерапию, но в 18-м веке гипноз воспринимался как трюкачество. Сам врач был оболган учеными-академистами. И только в 19-м веке его метод лечения, названный «месмеризмом», был признан как величайшее достижение психиатрии.

В фильме участвуют: Константин Богданов — доктор филологических наук, историк культуры, Сергей Болсун — медицинский психолог, гипнотерапевт, Александр Блинков — гипнолог, директор Института клинического гипноза.

В западной культуре отсутствует понятие «реинкарнации». Мы все рождаемся и живем только один раз, тогда как на Востоке в то, что человеческие души могут менять свою телесную оболочку верят очень многие. Американский психиатр Ян Стивенсон был главой отделения неврологии и психиатрии в медицинском колледже Университета Вирджинии и заинтересовался рассказами некоторых детей об их «прошлой жизни». Все эти истории Стивенсон записывал, и потом проверял их достоверность. Команда Стивенсона досконально изучила 895 случаев, и оказалось, что число совпадений с реальными фактами можно объяснить только теорией реинкарнации. Дети в возрасте от трех до пяти лет могли подробно описать и страну, и среду, в которой они никогда не находились, детально охарактеризовать место гибели человека, факты чьей биографии они вспоминали. Занимаясь почти тридцать лет этой проблемой, Стивенсон опубликовал «Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях». Эта работа вызвала огромный резонанс во всем мире.

В фильме участвуют: Александр Маркон — кандидат психологических наук, академик РАЕН; Наталья Демина — кандидат медицинских наук, психотерапевт, Игорь Салынцев — врач-психиатр, президент Российского общества гипнологов.

«Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности…» — к такому сакраментальному выводу пришел австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер. Впервые термин «комплекс неполноценности» в психологию ввел Адлер. Пережив не одну тяжелую болезнь в детстве, он был убежден, что комплекс неполноценности в формировании личности может стать компенсацией за пережитые душевные травмы, за физические недостатки. История знает много таких примеров, когда этот комплекс порождал невероятные амбиции, и человек обретал звездную судьбу, или такую полноту власти, ставшей тиранией для народа.Этот же комплекс, предупреждал Адлер, может стать причиной необъяснимой невротической тревоги у человека. Адлер был младшим коллегой Фрейда, его учеником, но у него были серьезные расхождения со своим учителем, что привело к неминуемому разрыву…

В фильме участвуют: Юрий Кузнецов — психолог, президент Центра взаимоотношений Санкт-Петербург), Ольга Антипова — психолог Московского центра взаимоотношений.

Основатель научной психиатрии во Франции — Филипп Пинель прославился, прежде всего, как врач-психиатр, изменивший в корне саму систему врачевания душевнобольных. В XVIII веке во Франции психически больных отправляли в тюрьму-больницу Бисетр, где их содержали в цепях и кандалах. Став главным врачом Бисетра, Пинель шаг за шагом проводит там реформы. Он требует узникам Бисетры условия гигиенической чистоты. В научных же трудах объясняет механизмы формирования психозов, причины психического недуга. В тот период не было еще медицинских препаратов, купирующих приступы душевной болезни, и все же Пинель в 1792-м году решился на свой страх и риск освободить больных от кандалов и цепей, заменив их смирительной рубашкой. Но изменил ли он этим поступком саму систему лечения душевнобольных?

В фильме участвуют: Борис Воскресенский — врач-психиатр, кандидат медицинских наук; Анна Басова — доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ; Александр Тиганов — директор Научного центра психического здоровья, академик РАМН.

В конце 80-х годов прошлого века был найден кожаный чемодан с письмами Юнга и Фрейда к Сабине Шпильрейн, и ее дневник, ставший сенсацией. Неожиданные факты из жизни двух гениев, основоположников мировой психологии дали возможность в новом ракурсе увидеть их взаимоотношения. Сабина Шпильрейн — одна из первых женщин-психоаналитиков в советской России, и стать психиатром посоветовал ей Юнг. Сабина была его пациенткой в клинике Бергхольц, в которой он стажировался. Девушка из России была образованной, с аналитическим умом и очень заинтересована психологическими исследованиями.

В фильме участвуют: Валерий Лейбин — ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН; Борис Воскресенский — доцент кафедры психиатрии РГМУ; Елена Спиркина — ректор Института практической психологии и психоанализа.

В 1971 году кафедра психологии Стэнфордского университета по заказу Военно-Морского силы США провела эксперимент, названный «тюремный». Филипп Зимбардо, американский психолог, автор этого проекта, набрал группу добровольцев из 9 обычных студентов. Кому из них быть охранником, кому преступником, решал жребий. Две недели они должны были провести в имитированной тюрьме, в подвале университета. Но уже на шестой день Зимбардо пришлось досрочно завершить эти «игры за решеткой» по этическим соображениям. Сами участники не ожидали от себя таких метаморфоз , к каким привел их «тюремный» эксперимент, целью которого было выяснить, как влияет на поведение человека навязанная ему социальная роль , что происходит с человеком, обладающим властью над другими?

В фильме принимают участие: Михаил Дебольский, кандидат психологических наук, профессор МГППУ; Елена Белинская, доктор психологических наук, профессор МГУ; Борис Рыжов, доктор психологических наук, профессор МГПУ.

В 2007 году в США вышла книга-исповедь «Моя лоботомия» Говарда Далли, чья судьба заставила содрогнуться всю Америку. В 12 лет ему сделали операцию лоботомии. В те годы она назначалась как последняя спасительная мера людям с тяжелой депрессией, больным с диагнозом шизофрении. А тут абсолютно здоровый ребенок по настоянию мачехи, не ладившей с пасынком, был подвергнут хирургическому вмешательству в головной мозг. Мальчику перерезали связь между лобными долями и более глубинными отделами мозга. Ни отец, ни врач не защитили права ребенка…. Теперь он был послушным, растительным существом. И таких операций Уолтер Фримен сделал более тысячи, но правду о лоботомии удалось рассказать только Говарду Далли…

В фильме участвуют: Юрий Поляков, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук; Владимир Шустин, доктор медицинских наук; Леонид Лихтерман, профессор, доктор медицинских наук.

«Чума 21- го столетия», как называют болезнь Альцгеймера, распространяется стремительно среди населения всего мира. Как правило, этой болезни подвержены пожилые люди, и очень редко молодые в возрасте 33 лет. Когда проявляются первые симптомы этого страшного заболевания, опасность которого еще и в том, что оно не поддается диагностике. Передается ли оно генетически, или болезнь Альцгеймера расплата за длинную жизнь? И как можно поддержать больного, не помнящего ни себя, ни родных.

В основе фильма — история Аркадия Эйзлера, написавшего книгу, как в течение 22-х лет он боролся за жену, в памяти которой его почти уже не существовало…

В фильме участвуют: Аркадий Эйзлер; Светлана Гаврилова, профессор, руководитель отдела гериатрической психиатрии Научного центра психического здоровья РАМН; Евгений Рогаев, доктор биологических наук; Ирина Рощина, кандидат психологических наук; Мира Барвич, старшая сестра Центра имени Маймонида (Вена); Франц Пезендорфер, профессор Венского медицинского университета; Вальтер Штакль, заведующий кафедрой урологии Венского государственного университета; Бернд Салету, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Венского государственного университета.

Он провел в ярославской психиатрической клинике почти 50 лет. Глухонемой от природы, и с диагнозом шизофрения, Александр Лобанов, оказавшись в изоляции, сумел не только обрести себя в творчестве, но и прославиться как художник андеграунда. Но почему он всегда рисовал только ружье, какие ассоциации в его больном сознании порождал этот образ?

В фильме принимают участие: Владимир Шестаков — психиатр; Владимир Урываев — психолог; Андрей Азов — профессор, доктор философских наук; Владимир Гаврилов — психиатр, куратор коллекции «Иные»; Геннадий Герасимой — друг А. Лобанова; Ольга Дьяконицына — искусствовед.

Видео: 704×528 (1.33:1), 25 fps, DivX 6.8.5

documental.su

Документальный сериал (11 серий) посвящён судьбам знаменитых врачевателей душ, учёным XIX — XX веков, стоявшим у истоков современного психоанализа, психиатрии и гипноза. Фрейд, Юнг, Ломброзо и другие — каждый из них так или иначе изменил историю, каждый заслуживает отдельного рассказа, ведь эти учёные предлагали универсальные — на их взгляд — ключи к человеческой психике.

Эфир: 12-15.12.2011, 20-21.08.2012, 23.08.2012 (ТК “Культура”), 08-11.10.2012

Ведущий: Дмитрий Полонский

Описание: Весь XX век прошёл под знаком Фрейда и изобретённого им психоанализа. Его теория бессознательного, могучей силы, которая управляет человеческим поведением, буквально перевернула мир, а исследование «Толкование сновидений» до сих пор входит в двадцатку самых популярных книг в мире. Термины «подсознание», «либидо», «эдипов комплекс» давно уже вышли за рамки профессионального лексикона и стали частью нашей повседневной жизни. «Сегодня практически не существует ни одного ответвления психотерапии, не имеющих своих истоков в психоанализе, – рассказывает в фильме психиатр Анна Басова. – Есть точка зрения, что в гораздо большей степени Фрейд повлиял не на медицинские специальности и психологию, а на общекультурный фон своей эпохи. И Фрейд, и великие отступники, ушедшие от Фрейда, в первую очередь Юнг, очень много привнесли в современное кино, живопись, музыку, литературу, тем самым подтолкнув сексуальную революцию, произошедшую в ХХ веке».

Свою теорию психосексуального развития личности Фрейд отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал. Что же позволило тихому, забитому ребёнку и неудачливому студенту преодолеть себя и вырасти не только полноценным человеком, но и прийти к созданию своей школы психоанализа и стать всемирно известным мэтром Зигмундом Фрейдом? Одна из серий цикла ищет ответы на этот вопрос.

В XIX веке итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо разработал систему, согласно которой можно было бы вычислить «прирождённого преступника» по его физическим признакам. Исследовав тысячи воров и убийц, Ломброзо пришёл к выводу, что преступниками не становятся, а рождаются. «Изучайте личность преступника – тогда вы поймете, что преступление есть не случайное явление, а вполне естественный акт», – писал в своей книге «Преступный человек» Чезаре Ломброзо. В отличие от Льва Толстого он не верил в исправление человека. «Перевоспитание – это миф, человек – это животное, обезьяна, – утверждал психиатр. – Им управляют унаследованные инстинкты и наклонности. Поэтому с преступниками церемониться не нужно, а нужно заранее отправлять их в ссылку, на остров, в тюрьму». Ломброзо хотел избавить планету от преступников, но его теорию объявили ложной, к нему самому приклеился ярлык циника и антигуманиста.

Гипноз – наука о том, как вводить людей в транс и влиять на их мысли, сознание, здоровье – использовался человечеством с незапамятных времён, но до XIX века считался чем-то далеким от науки или вовсе ей противоположным. Жан Мартин Шарко и Огюст Амбруаз Льебо стали первыми, кто стал изучать это таинственное явление. Созданные ими научные школы много лет вели войну, каждая отстаивая своё понимание гипноза. Льебо считал гипноз особенным, внушённым сном и вводил в состояние транса даже скептически настроенных людей. Шарко с термином «сон» был категорически не согласен и считал гипноз болезнью, которой подвержены только истерики. Именно их он и использовал в своих знаменитых публичных гипнотических сеансах. Однако финал противостояния двух учёных оказался неожиданным. Через некоторое время было доказано, что ошибались оба, а гипноз – не болезнь и не сон.

В конце 70-х годов прошлого столетия американское общество всколыхнула история Билли Миллигана, арестованного по подозрению в грабежах и изнасилованиях. Во время следствия выяснилось, что юноша страдает психическим расстройством, которое известно как феномен множественной личности. Тело Миллигана – это всего лишь оболочка, населённая совершенно разными людьми разного возраста и пола. Всего врачи насчитали 24 альтернативных личности, причём у каждой из них был разный коэффициент интеллекта и отличающиеся друг от друга данные ЭЭГ. Изучая этот феномен, врачи выяснили, что в детстве мальчик подвергался насилию со стороны отчима, в результате чего у него и произошло психическое расстройство. Удалось доказать, что действиями Миллигана управляли альтер-личности, а он, хозяин своего тела, уже много лет… спит, поэтому не может отвечать за совершённые преступления. Суд встал на защиту юноши и оправдал Миллигана, отправив его на психиатрическое лечение. Однако многие американцы с таким решением суда не примирились. До сих пор не утихают споры, кто же он, Билли Миллиган, – гениальный мистификатор или жертва? И почему его душа и сознание разлетелись на множество осколков?

Фильм 1. Последний психоанализ доктора Фрейда

В фильме участвуют: Анна Басова — психиатр, писатель, Олег Акимов — историк науки.

Описание: Психоанализ доктора Фрейда всколыхнул весь мир. XX век прошел под знаком Фрейда.

Свою теорию психосексуального развития личности он отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал.

В фильме рассказывается о жизненных обстоятельствах, благодаря которым тихий ребенок и неудачливый студент стал всемирно известным мэтром Зигмундом Фрейдом, а также о том, как методом проб и ошибок он пришел к созданию своей школы психоанализа.

Фильм 2. Чезаре Ломброзо. Коллекционер преступников

В фильме участвуют: Сергей Ениколопов — профессор, зав.кафедрой криминальной психологии МГПТУ, Сергей Савельев — доктор биологических наук, руководитель лаборатории НИИ морфологии человека РАМН, Лев Рудкевич — доктор психологических наук, профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург).

Описание: В XIX веке итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо разработал систему, по которой можно было бы вычислить “прирожденного преступника” по его физическим признакам.

Согласно его теории преступниками не становятся, а рождаются, а об исправлении человека не может быть и речи. Он мечтал избавить планету от преступления и не подозревал, какими жуткими последствиями аукнется его теория в ХХ веке.

Тем не менее споры о его теории продолжаются и сегодня.

Фильм 3. Гипноз и внушение: ошибка доктора Шарко

Режиссер: Анастасия Строева

В фильме участвуют: Игорь Салынцев — президент российского общества гипнологов, Владимир Кучеренко — профессор МГУ, психолог, Рашит Тукаев — доктор медицинских наук.

Описание: Свои первые лекции по неврологии в больнице Сальпетриер Жан Мартин Шарко читал почти в полупустом зале. Однако профессора Парижского университета это не смущало.

Со временем ни один европейский врач по нервным болезням не мог считаться таковым, если он не прошел школу Шарко.

Широкую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых профессор наглядно показывал, как у пациентов проявляются все формы истерии во время гипнотического сеанса. И хотя Шарко рассматривал гипноз как болезнь, что впоследствии было опровергнуто, именно благодаря его исследованиям гипноз перестали приписывать произволу дьявольских сил, он превратился в объект изучения и познания, а его лекции подготовили научную основу будущей психиатрии.

Фильм 4. 24 демона Билли Миллигана

В фильме участвуют: Виктор Макаров — профессор, президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Инга Калмыкова — психотерапевт, Вадим Розин — философ, культуролог.

Описание: В конце 70-х годов прошлого столетия американское общество всколыхнула история Билли Миллигана, арестованного по подозрению в грабежах и изнасилованиях.

Во время следствия выяснилось, что юноша страдает распадом личности. В нем, как в многоквартирном доме, живут разные люди, разного возраста и пола. Его действиями управляют они, а он, хозяин своего тела, Билли Миллиган, спит.

Изучая этот феномен, врачи выяснили, что в детстве мальчик подвергался насилию со стороны отчима. Суд встал на защиту юноши, и оправдал Миллигана.

Однако многие американцы с таким решением суда не примирились. До сих пор идут споры, кто он Билли Миллиган – гениальный мистификатор или жертва? И почему его душа и сознание разлетелись на множество осколков.

Фильм 5. Ван Гог в плену у гениальности безумия

В фильме участвуют: Елена Мурова, искусствовед, автор монографии «Ван Гог»; Святослав Медведев, директор Институт мозга РАН (Санкт-Петербург) ; Ирина Сироткина, кандидат психологических наук.

Описание: Немецкий психиатр и выдающийся философ Карл Ясперс считал, что именно душевная болезнь Ван Гога спровоцировала его талант проявиться со всей экспрессивностью.

Одна из самых загадочных тайн человека – его гениальность. Попытка учёных объяснить гениальность особенностями анатомического строения мозга с треском провалилась. Ещё во времена античности Платон писал об энтузиазмосе – священном огне, которые боги посылали своим избранникам. Учёные и сами творцы давно заметили, что между творческим вдохновением гения и безумием сумасшедшего есть нечто похожее – и в том, и другом случае человек не владеет собой.

Что же это – божественный дар или, как утверждал Чезаре Ломброзо, одна из разновидностей невротического расстройства?

«Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», – писал итальянский психиатр в своей знаменитой книге «Гений и помешательство». Список гениальных невротиков у Ломброзо поражает воображение: Мольер, Наполеон, Байрон, Гёте, Бетховен, Пётр I и другие.

Пожалуй, самый классический пример гения-безумца – голландский художник Винсент Ван Гог, лечившийся в психиатрических клиниках и покончивший с собой после одного из приступов. Немецкий психиатр и выдающийся философ Карл Ясперс первым выдвинул сенсационную версию, что именно душевная болезнь Ван Гога спровоцировала его талант проявиться со всей экспрессивностью. И действительно, с момента первого острого приступа до самоубийства Ван Гог прожил полтора года и за это время он создал около трехсот живописных картин и несколько сотен рисунков. Но главное – в этих картинах впервые появилось что-то особенное, что и превратило Ван Гога из обычного живописца в гениального художника.

Так неужели великим художником Ван Гога сделала шизофрения?

Теорию Карла Ясперса о том, что великим живописца сделала шизофрения, большинство современных учёных считает ложной. И тем не менее, она до сих пор пользуется невероятной популярностью.

Фильм 6. Карл Юнг. Ключи от бездны

В фильме участвуют: Елена Пургова — супервизор Цюрихского института Юнга, Станислав Раевский — доцент факультета психологии МГУ, Светлана Ребеко — психолог.

Описание: Как можно объяснить вещие сны, «дежавю», предчувствия?

Первым к пониманию этих феноменов приблизился ученик Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии, Карл Густав Юнг.

«По иронии судьбы, – признавался он в своих воспоминаниях, – я, психиатр, на каждом шагу обнаруживал в себе тот самый материал, который лежит в основе психозов, и с которым можно столкнуться разве что в сумасшедшем доме. Невроз – не окончательный диагноз, а сигнал, благодаря которому человек может стать самим собой, достичь внутренней гармонии». Главное открытие своей жизни – коллективное бессознательное, опыт предков, заложенный в нас с рождения, Юнг считал главным помощником в деле исцеления пациентов. «Образы, которые посылает подсознание, – утверждал ученый, – не случайны. Это ключи, которые надо правильно расшифровать, тогда они приведут человека к пониманию самого себя».

Юнг пишет книгу «Либидо. Его символы и метаморфозы», в которой формулирует свою теорию бессознательного, отличную от теории Фрейда. Не все, кто окружал Юнга, разделили его мысли. Зигмунд Фрейд воспринял это как предательство, после разрыва с которым от Юнга отвернулись и другие коллеги. Но назад пути уже не было. Бездна человеческого бессознательного с каждым днем все дальше заманивала его в свои глубины, накрывала с головой, ведь все свои психологические методы, прежде чем провести на невротических больных, врач испытывал на себе – он «ходил по лезвию ножа», но уже не мог остановиться…

Фильм 7. Франц Месмер. Продавец мыльных пузырей

Режиссер: Анастасия Строева

В фильме участвуют: Константин Богданов — доктор филологических наук, историк культуры, Сергей Болсун — медицинский психолог, гипнотерапевт, Александр Блинков — гипнолог, директор Института клинического гипноза.

Описание: Франц Месмер при жизни имел репутацию не только великого целителя и волшебника, но обманщика и шарлатана. Месмер был простым врачом, и своих невротических пациентов лечил магнитом. Этот метод лечения оказался столь эффективным, что как врач Месмер имел колоссальный успех в течение пяти лет. Но позже он понял, что не мертвый минерал вылечивает людей, а его руки, энергия, исходящая от них. Иначе говоря, вылечивает магнитезер своим воздействием на пациента, то есть гипнозом, самовнушением.

Не зная сам, Месмер открыл психотерапию, но в 18-м веке гипноз воспринимался как трюкачество. Сам врач был оболган учеными-академистами. И только в 19-м веке его метод лечения, названный “месмеризмом”, был признан как величайшее достижение психиатрии.

В ХVIII веке продолжатель идей Парацельса венский врач Франц Мессмер утверждал, что не только является проводником так называемого «космического флюида», а способен сам излучать его и лечить людей от разных нервных заболеваний, более того, передавать этот флюид как эстафетную палочку, заряжая им любые предметы: воду, дерево и даже других людей. «Прошу изучить предложенный мною метод и дать ему высочайшую оценку», – с такой просьбой он обратился в Академию наук и медицинское сообщество по прибытии в Париж. «Месмер вдруг предъявил обществу какую-то сумасшедшую силу, объяснение которой ни у кого не было. Физическими приборами она вроде бы не измерялась. Но её наличие нельзя было отрицать», – рассказывает в фильме доктор филологических наук, историк культуры Константин Богданов.

Многие французы были напуганы и зачарованы этой силой. Изгнанный из Вены и возродившийся в Париже, как птица Феникс, Франц Месмер будто околдовал столицу Франции. Самые высокопоставленные подданные и даже королева Мария-Антуанетта не на шутку были им увлечены, в его доме собирались сливки общества, он даже покровительствовал юному Моцарту. Но Месмеру этого было мало, ему нужно было признание официальной науки. Но знаменитому целителю не повезло, он родился не в свое время и стал использовать методы, которым еще не было объяснения. Кроме того, популяризация его метода не была выгодна ни политикам, ни церкви, ни официальной медицине: конкуренция с ним была им не интересна и не нужна. Расплата была страшной. Специальная научная комиссия, созданная королем, объявила Месмера мыльным пузырем, шарлатаном. Осмеянный он покинул Париж и спустя несколько лет умер всеми забытый в Швейцарии.

Но время все расставило по своим местам. В ХIХ веке английский врач Джеймс Брейд ввел в научный обиход новый термин – гипноз. Это открытие буквально воскресило имя Франца Месмера из мертвых. Ученые стали понимать – вполне возможно, что человек, которого все считали шарлатаном, был на самом деле великим гипнотизером. Сегодня то, что когда-то интуитивно открыл венский врач, стало основой современной психологии и гипнологии. Франц Месмер – был великий психотерапевт, беда только в том, что сам он об этом не знал…

Фильм 8. Ян Стивенсон. Блуждающие души Яна Стивенсона

В фильме участвуют: Александр Маркон — кандидат психологических наук, академик РАЕН; Наталья Демина — кандидат медицинских наук, психотерапевт, Игорь Салынцев — врач-психиатр, президент Российского общества гипнологов.

Описание: «Родиться дважды не более удивительно, чем один раз: все в природе подчинено закону возрождения», – писал Вольтер.

В западной культуре отсутствует понятие “реинкарнации”. Мы все рождаемся и живем только один раз, тогда как на Востоке в то, что человеческие души могут менять свою телесную оболочку верят очень многие.

Как задействован закон возрождения в реинкарнации пытался понять американский психиатр Ян Стивенсон.

В 38 лет у него было всё, о чём мечтают честолюбивые врачи – он возглавлял кафедру психиатрии в Университете Вирджинии, а также был главным психиатром университетского госпиталя. Однако учёный понимал, что многие душевные расстройства, в том числе раздвоение личности и мания величия не укладываются в прокрустово ложе официальной психиатрии: «Я обнаружил, что есть случаи, которые мы не можем удовлетворительно объяснить генетикой, влиянием окружающей среды или их комбинацией».

Парапсихология – наука, поставившая своей целью найти объективные доказательства существования телепатии, левитации, реинкарнации и других необычных явлений – вот куда устремился Ян Стивенсон в попытках найти ответы, на волновавшие его вопросы. Погрузившись в океан паранормального, Стивенсон, не задумываясь, поменял уютный кабинет на пыльные дороги стран Третьего мира.

Американский психиатр Ян Стивенсон был главой отделения неврологии и психиатрии в медицинском колледже Университета Вирджинии и заинтересовался рассказами некоторых детей об их “прошлой жизни”. Все эти истории Стивенсон записывал, и потом проверял их достоверность.

Команда Стивенсона досконально изучила 895 случаев, и оказалось, что число совпадений с реальными фактами можно объяснить только теорией реинкарнации. Дети в возрасте от трех до пяти лет могли подробно описать и страну, и среду, в которой они никогда не находились, детально охарактеризовать место гибели человека, факты чьей биографии они вспоминали.

Занимаясь почти тридцать лет этой проблемой, Стивенсон опубликовал “Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях”.

Эта работа вызвала огромный резонанс во всем мире.

«Стивенсон проделал гигантскую работу по трудоемкости, – рассказывает кандидат психологических наук, академик РАЕН Александр Маркон. – Он опрашивал не только живущего человека, но всех членов его семьи, далее он разыскивал семью предыдущего воплощения и опрашивал всех членов той семьи. Более того, во многих случаях он находил медицинские документы, подтверждавшие, каким образом погиб человек, который потом воплотился. Он работал с фактами, звучащими не только как воспоминание, а с вещественными доказательствами. И то, что наука закрывает на это глаза, игнорирует, вводит в заблуждение и научную общественность, и всю общественность, жутко тормозит развитие самой науки».

Фильм 9. Альфред Адлер. Король комплексов

Описание: «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности, – к такому сакраментальному выводу пришел австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер. – Именно это чувство заставляет нас двигаться вперед. Человек – сам творец своей судьбы и может изменить свою жизнь, но для этого ему надо преодолеть свой комплекс».

Впервые термин «комплекс неполноценности» в психологию ввел именно Адлер. Пережив не одну тяжелую болезнь в детстве, он был убежден, что «комплекс неполноценности» в формировании личности может стать компенсацией за пережитые душевные травмы, за физические недостатки.

История знает много таких примеров, когда этот комплекс порождал невероятные амбиции, и человек обретал звездную судьбу, или такую полноту власти, ставшей тиранией для народа.

Этот же комплекс, предупреждал Адлер, может стать причиной необъяснимой невротической тревоги у человека. Адлер был младшим коллегой Фрейда, его учеником, но у него были серьезные расхождения со своим учителем, что привело к неминуемому разрыву…

В 1907 году в Австрии выходит первая книга Адлера «Исследование неполноценности органов», в которой психолог выдвигает сенсационный тезис: «У больных детей есть больше шансов состояться в жизни. Ведь у них есть преимущество – их болезнь…». Книга произвела фурор. И действительно, история знает немало примеров, когда «комплекс неполноценности» порождал невероятные амбиции, и человек обретал либо звёздную судьбу, либо такую полноту власти, которая становилась тиранией для народа.

Адлер был учеником Фрейда, но у него были серьезные расхождения со своим учителем. Фрейд «застрял» в прошлом, а Адлер смотрел в будущее. Его учение стало долгожданной панацеей, спасительным кругом для тысяч и миллионов. Великий психолог, он стал великим именно потому, что вернул многим веру в себя, утверждая, что человек – не игрушка в руках темных страстей, а сознательный творец своей жизни. И своей собственной судьбой Адлер доказал, что человек может достичь любых вершин, если всё время идти вперед и ставить себе правильные цели. «Он сделал даже больше, чем мог сделать, – считает психолог, президент Центра взаимоотношений Юрий Кузнецов. – Ведь его жизнь полностью показывает, как её можно прожить на полезной стороне. Он как раз тот человек, который в своей жизни применял всё то, чему обучал и других, а это дорого стоит…».

В фильме участвуют: Юрий Кузнецов — психолог, президент Центра взаимоотношений Санкт-Петербург), Ольга Антипова — психолог Московского центра взаимоотношений.

Фильм 10. Филипп Пинель. Освободитель умалишенных.

Описание: Основатель научной психиатрии во Франции Филипп Пинель прославился, прежде всего, как врач-психиатр, изменивший в корне саму систему врачевания душевнобольных. В XVIII веке во Франции душевнобольных «лечили» кровопусканием, слабительным, обливанием холодной водой, так называемой шоковой терапией.

Если лечение не помогало, больных отправляли в «проклятое место» – клинику Бисетр или Сальпетриер, откуда выхода уже не было. Больных заковывали в цепи и навсегда лишали возможности возвращения к нормальной жизни. Возглавив клинику Бисетр, последователь гуманистических идей Вольтера и Руссо Филипп Пинель понимал, что должен совершить революцию в психиатрии и изменить скептическое отношение общества к психически нездоровым людям – задача почти невыполнимая, ведь это отношение складывалось веками. Он, буквально рискуя головой, начал отправлять прошения лидерам Парижской коммуны и требовать разрешения снять цепи с пациентов. И ему это удалось…

В тот период не было еще медицинских препаратов, купирующих приступы душевной болезни, и все же Пинель в 1792 году решился на свой страх и риск освободить больных от кандалов и цепей, заменив их смирительной рубашкой. Пинель впервые ввёл и больничную организацию жизни лечебных учреждений – палаты, обходы, беседы врача с пациентом, тщательное ведение истории болезни. Он видел в странном чудаке, изгое, отверженном страдающего человека. Но изменил ли он этим поступком саму систему лечения душевнобольных?

В своих научных трудах он объяснил механизмы формирования психозов, причины психического недуга, которые актуальны до сих пор. Это положило начало психиатрической науке во Франции.

В фильме участвуют: Борис Воскресенский — врач-психиатр, кандидат медицинских наук; Анна Басова — доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ; Александр Тиганов — директор Научного центра психического здоровья, академик РАМН.

Фильм 11. Карл Юнг и Сабина Шпильрейн.

Описание: Лицо Карла Юнга украшает швейцарские почтовые марки, образ Сабины Шпильрейн история сохранила лишь в виде размытой и выцветшей фотографии. Он был признан гениальным врачом, столпом и провидцем психиатрии. К ней навсегда и фатально приклеен ярлык «классический шизофренический эпизод». На самом деле, всё было не так.

В конце 80-х годов прошлого века был найден чемодан с письмами Карла Юнга и Зигмунда Фрейда к Сабине Шпильрейн, и её дневник, ставший сенсацией. Неожиданные факты из жизни двух гениев, основоположников психоанализа, дали возможность в новом ракурсе увидеть их взаимоотношения.

Сабина Шпильрейн – одна из первых женщин-психоаналитиков в советской России, её работа «Деструкция как причина становления» предвосхитила будущие идеи Фрейда. С тать психиатром посоветовал ей Юнг.

Юнг и Фрейд считали её своей ученицей, ревновали друг к другу, а многие коллеги-современники именно её обвинили в разрыве их отношений.

Эта история началась в клинике Бургхельцли, где стажировался Юнг, а Сабина Шпильрейн была его пациенткой, на которой он решил опробовать новый метод лечения.

Но Юнг несколько переоценил собственные силы: пациентка из России оказалась образованной, с аналитическим умом, очень заинтересованной в психологических исследованиях, да ещё молодой и красивой. Юнг стал не только её лечащим врачом, но и учителем, и даже больше. Юнг и предположить не мог, в какой он окажется западне.

Разразился страшный скандал, и он был вынужден просить помощи у Фрейда. К Фрейду обратилась и Сабина Шпильрейн…

Но, как показало время, этот не совсем любовный треугольник во многом повлиял на развитие психоанализа.

В фильме участвуют: Валерий Лейбин — ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН; Борис Воскресенский — доцент кафедры психиатрии РГМУ; Елена Спиркина — ректор Института практической психологии и психоанализа.

Кливлендский мясник по следам маньяка

Почему в обществе рождаются серийные убийцы, что ведет их к преступлению, можно ли выявить потенциальные психологические предпосылки патологической тяги к убийству у некоторых людей, — эти проблемы исследует фильм, рассказывая об американском психопате из Кливленда, совершившем ряд убийств летом 1936 года.

Может ли современная психиатрия уберечь самого человека, склонного к убийству, от тягчайших поступков, может ли само общество милосердием обезопасить себя от маньяков, — эти вопросы остаются еще открытыми.

В фильме участвуют: Ольга Бухановская, кандидат медицинских наук, врач-психиатр; Юрий Антонян, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; Андрей Ткаченко, доктор медицинских наук; Александр Бухановский, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Разместил(а): Администратор 13/10/2012 в 21:35

lazarev.org