Специалисты

Адаптированная программа для дошкольников с умственной отсталостью

06.06.2018

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная программа дошкольногообразования в группах общеразвивающей направленности, включающих в себя детей с умственной отсталостью разработана в соответствии с федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки РФ от 17 октября 2013 г .№1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательнойпрограммы дошкольного образования.

Программаопределяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровнедошкольного образования. Для составления адаптированной образовательной программы использовалась специальная программа: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

Программапредназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми ввозрасте от 4 до 7 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы Программаотражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей даннойкатегории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве,являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот периодзакладывается основа для личностного становления ребенка, развития егоспособностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшейсоциализации.

Программаобеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостьюв различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхпсихологических и физиологических особенностей.

В программепредставлено инновационное содержание и современные психолого-педагогическиетехнологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе кребенку и его близким. Содержание программного материала учитывает общиепринципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность,системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость,единство требований к построению системы воспитания и обучениядетей-дошкольников.

Как известно,психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения имобщественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включаетсяв освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческогоразвития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру какисточник развития высших психических функций, специфических человеческихспособностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталомуребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапаспособы решения образовательных задач. Возникает объективная потребность в«обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином,специально организованном образовательном пространстве, которое можетобеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру»,реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.

Максимальновозможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимальновозможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального икультурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствамиобразования.

Программанаправлена на: создание условийразвития ребенка с умственной отсталостью, открывающих возможности для егопозитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы итворческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками исоответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, котораяпредставляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Даннаяпрограмма реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ инаправлена на разностороннее развитие детей 4-7 лет с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возрастауровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения имиобразовательных программ начального общего образования.

Адаптированнаяобразовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольногообразования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевыхориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации.

Программасостоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательныхотношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зренияреализации требований Стандарта.

Объемобязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программавключает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, вкаждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемаяучастниками образовательных отношений.

1364.maam.ru

Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маломихайловская основная общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

от «27» _06_ 2016 г.

Заместитель директора МБОУ «Маломихайловская ООШ»

___________ Щербаков А.М.

«25» __08__ 2016 г.

Директор МБОУ «Маломихайловская ООШ»

___________ Супрунова Л. А.

от «25» ___08___ 2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

и ндивидуального обучения на дому

по программе специальных (коррекционных)

для детей с умственной отсталостью

Кулешова Николая Викторовича

с. Маломихайловка 2016г.

Адаптированная образовательная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние которых препятствуют освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Учащиеся с ОВЗ не могут получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности обучающихся, составленной на основе их образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальная образовательная программа способствует формированию у обучающихся навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

В предоставлении возможности обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

В определении цели и задач образования обучающихся с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

В отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построения графика образовательного процесса;

В осуществлении профессионального самоопределения обучающихся и выборе ими дальнейшего жизненного пути, в решении возможностей социализации;

В реализации коррекционной медико–психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития;

Основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы:

Нормативно правовая база адаптированной образовательной программы

Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(статьи № 3,5,12, 17, 43, 50 и др.);

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. N 181 – ФЗ

Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 года.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001г. №196;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12 марта 1997г. N 288 (в ред. от 10 марта 2000г.)

Приказ Министерства образования РФ от 5.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Концепции профильного обучения» N 27-83 от 18.07.2002;

Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.02г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Санпин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010г. №189. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г.»

Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».

Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области 4.06.2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»».

Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №2252 от 17.08.2011 «О внесении изменений в приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 1922 от 1.07.2011г»

Приказ управления образования №37 от 17.01.2012г «Об утверждении положения об обучении на дому детей-инвалидов и детей с тяжелыми формами хронических заболеваний»

Положение об обучении на дому детей-инвалидов и детей с тяжелыми формами хронических заболеваний

Приказы управления образования «Об организации обучения на дому»

Устав МБОУ « Маломихайловская ООШ »

Локальные акты МБОУ « Маломихайловская ООШ »

Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Осуществление индивидуального ориентированного психолого -медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

Оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы формирования программы

— Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности обучающихся с ОВЗ, их социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

— Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

— Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития обучающихся, т.е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

— Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочие учебные программы коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития обучающихся. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного.

— Принцип непрерывности гарантирует обучающимся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП обучающихся с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения обучающихся по индивидуальной образовательной программе.

— Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающихся в ходе обучения;

— Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

Механизмы реализации программы

Основными механизмами реализации адаптированной образовательной

программы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с

ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организация различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:

Комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

Составление индивидуальных учебных планов с целью качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Социальное партнёрство предусматривает:

Сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

Сотрудничество с родительской общественностью.

Условия реализации программы

Программа предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введения в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифферинцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

В процессе реализации программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных коррекционных образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании школы имеются ставки учителя-логопеда, педагога психолога, социального педагоги и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности отвечает квалифицированным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении.

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.

Срок реализации программы: в течение 4 учебных лет – с 2015 по 2019 гг.

— система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;

— информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья;

— пакет рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также используемых в школе для обучающихся с ОВЗ;

— информационно-методический банк образовательных технологии, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию;

— индивидуальные учебные планы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— система мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы;

— модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению физического и психического здоровья;

— страница на школьном Интернет-сайте для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— расширение участия детей

с ограниченными возможностями здоровья в городских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;

Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования

В соответствии с Требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

Математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Достижения учащихся начальной школы определяются:

по результатам контроля знаний;

— по результатам психолого-педагогической диагностики.

Формы аттестации достижений обучающихся начальной школы:

текущая и итоговая успеваемость по предметам (начиная с 3 четверти 2 класса);

— результаты мониторинга динамики позитивных изменений психологического состояния.

Итоги каждой четверти подводятся по всем предметам учебного плана.

Оценка качества и умений обучающихся начальной школы проводится в форме:

плановых контрольных работ (согласно календарно-тематическому планированию по учебным предметам);

срезов контрольных работ, выявляющих степень усвоения учебного материала по одной из тем;

Достижения обучающихся определяются:

— по результатам контроля знаний;

— по динамике успеваемости от первой четверти к окончанию года;

— по результатам психолого-педагогической диагностики

Педагогические технологии, формы и методы, применяемые для

реализации адаптированной образовательной программы

Технологии традиционного обучения

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, позволяющее обеспечить систематический характер обучения, логически правильное изучение учебного материала, оптимизировать затраты ресурсов при обучении. Включение богатого наглядного материала в форме кино и видеоматериалов позволяет обеспечить качественное усвоение содержание образования. Недостатки данной технологии (однообразие построения уроков, невысокий процент времени на самостоятельную работу учащихся, слабая обратная связь с учителем) преодолеваются за счет использования различных образовательных технологий, увеличения доли самостоятельной работы учащихся на уроках, хорошим знанием педагогами индивидуальных особенностей учащихся.

Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса

Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология и ряд авторских технологий (В.Ф. Шаталова, А.А. Окунева), элементы которых реализуют педагоги школы.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех ступенях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Игровые технологии особенно широко применяются в начальных классах и в системе дополнительного образования, для родителей и населения поселка при проведении праздников, общественного значимых акций. Ряд игр стал достоянием общественности через общественное объединение «Ю-Питер», ДО «Радость».

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных особенностей обучающихся.

Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образовательности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса позволяет оптимизировать структуру содержания учебной информации, эффективно направлять познавательную деятельность детей и индивидуализировать познавательный процесс.

Дифференциация обучения осуществляется по индивидуально-психологическим особенностям детей, по области их интересов (педагогика дошкольного и младшего школьного возраста, внеклассная работа со сверстниками).

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов реализуется путем сосуществования общеобразовательных (типовых) и профильных учебных программ в рамках школы; изучении элективных курсов. Переход не более высокий уровень предполагает успешное освоение обязательного минимума содержания образования.

Технологии индивидуализации обучения частично реализована в школе при работе с учащимися, обучающимися на дому и в работе с группами школьников педагогических классов на тренингах, при проведении индивидуальных консультаций, при подготовке отдельных мероприятий школьниками в группах или индивидуально. Индивидуализация обучения четко выражена при подготовке учебных проектов, олимпиадных и конкурсных работ и т.п.

Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся.

В результате изучения всех без исключения предметов начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать , редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения.

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в будущем.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Учебный план ученика 2 класса МБОУ «Маломихайловская ООШ»

Кулешова Николая Викторовича на 2016-2017 учебный год

Специальные (коррекционные) классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование учащихся в объеме начального общего образования. Продолжительность обучения в начальной школе 4 года.

По результатам обучения в начальном звене дети, освоившие программу, на основании решения ПМПК или ЦМПМПК переводятся в 5 класс и обучаются далее по программам общеобразовательной школы. В случае выявления у учащихся тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально — органического генеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения его в специальном (коррекционном) учреждении или классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании решения ПМПК или ЦМПМПК.

В такие классы могут переводиться учащиеся из общеобразовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Кулешову Николаю назначено обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Учебный план Кулешова Николая составлен с учетом примерного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и классов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебная нагрузка Кулешова Николая – по 8 часов в неделю. Утвержден индивидуальный учебный план.

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), практики, формы промежуточной аттестации учащихся и является приложением к основной образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования, образовательной программе среднего общего образования.

Реализация учебного плана направлена на обеспечение целостной системы специального образования обучающегося с нарушениями интеллекта и максимальную коррекцию отклонений в его психофизическом развитии.

В 2016 — 2017 учебном году школа строит работу с обучающимся 2 класса в режиме 5-ти дневной учебной недели.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение.

В плане соблюдается предельно допустимая нагрузка.

Структура учебного плана представлена следующими образовательными областями:

Образовательная область «Филология» предусматривает изучение устной речи, работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно-отсталых детей широко распространено, развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, формирование основ грамоты через различные виды игр и игровые упражнения.

В образовательную область «Математика» входят: счет, арифметика. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений ребенка через сравнение предметов по величине, цвету, массе, размеру, форме, временные представления.

В образовательную область «Искусство» входит предмет «Изобразительное искусство». Этот предмет формирует эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и её результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок.

Образовательная область «Технологии» («Трудовое обучение») в базовом компоненте предусматривает в игровой форме изучение гигиены, самообслуживания; домоводства.

Учебный план индивидуального обучения на дому состоит из базового компонента, который представлен следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

Структура учебного плана включает предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающегося.

В образовательную область «Филология» входят:

— письмо и развитие речи — 2 часа

— чтение и развитие речи – 2 часа.

В образовательную область « Математика» входит:

— математика – 2 часа

В образовательную область «Искусство» входит:

— и зобразительное искусство – 0,5 часа

— музыка и пение — 0,5 часа

В образовательную область «Технология» входит:

— трудовое обучение –0,5 часа

В образовательную область «Физическая культура» входит предмет:

— физическое воспитание –0,5 часа

В связи с тем, что нагрузка обучающегося составляет 8 недельных часов на все предметы учебного плана, некоторое количество часов отведено для самостоятельного изучения.

Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

п.Бурсоль г.Славгорода Алтайского края

от 26.08.2016г. протокол № 1

директором МКОУ «СОШ №9»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Адаптированная образовательная программа для лиц с ОВЗ для детей с легкой умственной отсталостью МКОУ «СОШ № 9» является общей программой деятельности администрации школы, педагогов. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.

Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:

Закон «Об образовании»

Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в законе «Об образовании» и предназначена удовлетворить потребности:

— Общества – в воспитании молодого поколения граждан способных к самостоятельной жизни, интеграции в социум;

— Выпускника школы – в его социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего маршрута;

— Ученика школы — в получении базового образования по всем предметам, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки.

— Родителей учащихся – в качественном образовании детей, их воспитание и развитие.

МКОУ «СОШ № 9» согласно лицензии А № 0000849 от 09.11.2011 г. имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, разработанной на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся учреждений VIII вида.

1. Обучение в начальных классах ( I ступень) направлено на развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебной действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

2. Обучение на основной ступени ( II ступень) направлено на создание условий для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

3. Основной целью обучения детей с легкой степенью умственной отсталости является обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям, привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;

Основным средством реализации предназначения школы является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ.

В процессе реализации образовательной программы в рамках деятельности школы предполагается развитие адаптивной модели образовательного процесса как средства и условия успешного формирования ключевых компетенций школьников.

Самоопределения и социализации личности школьника, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах:

Личность участников образовательного процесса (учителя, обучающегося, родителя), её самооценка, развитие;

Гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.

Учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, коррекция дефектов развития воспитанников с ОВЗ в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки, формирование их личности, социальной реабилитации и подготовки подростков к самостоятельной жизни, интеграции в социум.

Обеспечение гарантий прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;

Создать комфортную педагогическую среду коррекционно-развивающего типа для каждого школьника с учетом своеобразия его личности, которую формируют: окружающая школьная среда (экологическая, педагогическая), педагоги и их взаимоотношения с ребенком, конкретные процессы, происходящие на уроке; общение со сверстниками; родители и их взаимоотношения с ребенком; внеучебное время.

Обеспечить обучающихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции личности ребенка на основе индивидуальных возрастных особенностей на всех этапах обучения .

Гарантирование преемственности образовательных программ всех уровней;

Создание основы для адаптации обучающихся к жизни в обществе;

Формирование позитивной мотивации учащихся к учебной деятельности;

Формировать ценности здоровья и ЗОЖ у обучающихся .

Обеспечить обучающихся дополнительными трудовыми навыками через профессионально-трудовую подготовку, кружки трудовой направленности.

Обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

Ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

Совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

Сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

Развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Успешное освоение школьниками обязательного минимума содержания образования;

Проявление признаков самоопределения, самоутверждения;

Обретение качеств: ответственности, самостоятельности;

Творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять её на практике;

Удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Сформулированные цели и задачи основываются на ряде принципов:

общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности и нарастающей трудности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с жизнью, интеграции, деятельностного подхода);

специфических (научно-теоретических принципов, разработанных в специальной педагогике и специальной психологии): учета зоны ближайшего развития, учета потенциальных возможностей ребенка с нарушениями развития, коррекционно-компенсирующей направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства.

Педагогический коллектив считает, что наиболее значимыми принципами современного образования для образовательного учреждения являются:

принцип гуманизации , который предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника и обучающегося, приоритетность этого принципа зафиксирована в статье 2 закона РФ «Об образовании», где он характеризуется так: «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье».

— принцип развития , опирающийся на психопедагогическое представление о «зоне ближайшего развития», предполагает использование таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивают оптимизацию умственной деятельности школьника, позволяют развивать самые разнообразные навыки и умения обучающихся.

— принцип индивидуализации, который предполагает учет уровня развития способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, программ воспитания обучающегося, определение направлений повышения их учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка.

— принцип дифференциации позволяет сделать реальностью «…общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

— принцип целостности образования, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания. Он реализуется в процессе создания сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

— принцип непрерывности, который предполагает создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все две ступени основного общего образования.

— управляемость реализацией образовательной программы предполагает постоянное регулирование и коррекцию образовательной программы на основе мониторинга.

Кадровое обеспечение программы :

— педагог – психолог, социальный педагог;

Характеристика контингента учащихся с легкой умственной отсталостью:

В МКОУ «СОШ № 9» по программе ПРБУП VIII вида в образовательном учреждении общего типа ( вариант 2) обучаются три обучающихся в 6,7 и 9 классах.

Особенности детей с легкой умственной отсталостью в условиях образовательного процесса учреждения:

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

— отставание в развитии всех форм мышления;

— бедный словарный запас;

— низкий навык самоконтроля;

— незрелость эмоционально-волевой сферы;

— ограниченный запас общих сведений и представлений;

— слабая техника чтения;

— трудности в счете, в решении задач.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:

• наглядно-действенный характер содержания образования;

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

• введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• обеспечение обязательности профильного трудового образования;

• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Рекомендуемые условия обучения и воспитания:

— Организация детей с легкой умственной отсталостью в общеобразовательных классах;

— соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;

— целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);

— сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;

— индивидуальная дозированная помощь ученику;

— развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;

— щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований

— специальная подготовка педагога;

-создание у обучающегося чувства защищенности и эмоционального комфорта;

— поддержка ученика учителями школы.

Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения.

Основная цель сопровождения оказание помощи в решении проблем.

Задачи сопровождения : правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Для достижения образовательных целей и задач реализуются следующие направления деятельности:

Педагогическое направление деятельности коллектива направлена на создание особой образовательной среды, в которой должна произойти смена приоритетов с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень знаний, умений и навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся. Хорошими условиями для решения поставленной цели являются система коррекционно-развивающих часов, конкурсов, олимпиад, практических работ и проектов, имеющих социально актуальный, а не только обучающий смысл, а также дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.

Методическая деятельность педагогического коллектива направлена на использование и внедрение педагогических средств, необходимых для коррекционно-развивающего и личностно ориентированного образовательного процесса: методик, программ, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, внеклассных мероприятий, необходимых для достижения образовательных целей.

Кадровое направление деятельность педагогов школы предполагает повышение психодиагностической культуры педагогов, повышение ИКТ-компетенции.

Управленческая деятельность направлена на создание атмосферы успеха, нацелена на предоставление возможности каждому педагогу реализовать себя, быть востребованным.

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения ориентирован на обучение и воспитание детей ( в т.ч. и детей с ОВЗ), на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учётом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путём создания педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося.

Организация педагогического процесса и режим обучения детей с ОВЗ определяется требованиями Закона РФ «Об образовании» и нормами СанПиН, а также Уставом и локальными актами школы.

Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой обучения. Учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании.

Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности.

Сохраняя преемственность изучения программ между ступенями обучения, в 5-9-х классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, история, география, изобразительное искусство, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально — трудовое обучение. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. В 5-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Для мальчиков «Картанажно – переплетное дело», для девочек «Швейное дело». Из регионального компонента ОУ введена СБО ( социально-бытовая ориентировка). Обязательные занятия и факультативные.

Одной из задач школы является исправление дефектов развития ребенка с легкой умственной отсталостью. Учебный план позволяет полностью сохранить принцип коррекционной направленности обучения, исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с легкой умственной отсталостью в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками.

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы.

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение адаптированной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ? введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения адаптированной программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. В связи с тем, что способности к обучению таких обучающихся сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Описание особенностей учебно-воспитательного процесса .

Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в 8.30). Школа работает в условиях 5-дневной учебной недели. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является классно — урочная система. Вместе с тем, в школе организована возможность обучения на дому. Учащиеся, которые в силу психофизических и соматических причин не могут посещать занятия в школе, по направлению врача-психотерапевта могут обучаются на дому по адаптированной образовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

В школе организовано совместное обучение детей по общеобразовательной программе с детьми с ОВЗ. Помимо урока существуют и другие формы организации учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему.

Продолжительность урока – 40 мин. В соответствии с нормами максимально допустимой нагрузки для школьников учебное расписание предусматривает не более 6 уроков в день.

Трудовое обучение организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, летняя трудовая практика. Перед школой стоит задача воспитать учащихся так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Система промежуточной и итоговой аттестации по пятибалльной системе оценивания.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и регионального ( национально-регионального компонента ) образовательного учреждения. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих адаптированную программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с легкой умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Базисный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

В I — IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В V — IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2016-2017 учебный год

составлен на основе ПРБУП для образовательных учреждений общего типа VIII вида ( вариант 2)

infourok.ru