Специалисты

Анорексия у детей дошкольного возраста

18.09.2018

Анорексия у детей и подростков: причины, симптомы и лечение

Причины сниженного веса весьма многообразны. Некоторые дети за счет своей конституции выглядят очень хрупкими (тонкими), но при этом совершенно здоровы. У других проявляется необычная слабость соединительной ткани (синдром Марфана).

Если налицо погрешности ухода и неправильное кормление или ребенок страдает отсутствием аппетита из-за тяжелых хронических воспалительных заболеваний, его сниженный вес вполне объясним. После устранения причин, вызвавших снижение веса, ребенок снова быстро начинает набирать вес.

Анорексия у подростков – это крайнее истощение, вызванное психическими причинами. При этом физическое развитие ребенка проходило до этого без каких-либо нарушений. Больные, скорее, были даже немного склонны к полноте и поэтому считали себя слишком «толстыми».

Причины анорексии у детей и подростков

Анорексия у детей дошкольного возраста чаще всего диагностируется при органических заболеваниях почек и печени, хронических нарушениях усвоения питательных веществ. То есть, при таких заболеваниях, как, например, муковисцидоз, целиакия, заболевание Хрона, или так называемом синдроме короткого кишечника, при котором, например, после тяжелой травмы живота, у ребенка удален достаточно длинный участок кишечника, злокачественные опухоли и некоторые гормональные заболевания (например, сахарный диабет).

По психологическим причинам некоторые девочки в период полового созревания отказываются практически от любой пищи и становятся устрашающе истощенными. В этом случае речь идет о невротической анорексии у детей подросткового возраста или истощении пубертатного периода. Другие дети, несмотря на то что едят полноценно, практически не усваивают пищу из-за отторжения во время рвоты (булимия).

Причинами появления первых признаков анорексии у подростков является так называемый кризис идентификации, в отдельных случаях обусловленный следующими факторами:

  • предрасположенностью к излишней полноте матери девочки-подростка или ее старшей, уже прошедшей стадию полового созревания, сестры (никогда не стать такой, как они!);
  • конфликтами с партнерами, представителями другого пола или конкуренцией среди подруг;
  • недостаточным объяснением взрослыми естественных физиологических процессов, происходящих в организме девочек-подростков (ужас перед наступлением менструации, с которой связаны отвратительные представления), и т. д.
  • В основе заболевания лежит тяжелая депрессия, которая направлена на саморазрушение. В результате тщательного медицинского обследования должно быть выяснено, происходит ли в конкретном случае потеря веса вследствие какого-либо тяжелого заболевания, независимого от психических причин.

    Как выглядят дети, страдающие анорексией

    Ведущие, ценой огромных усилий воли, аскетический образ жизни и отказывающие себе в еде юные девушки, которых среди больных анорексией 95% (юноши составляют очень редкое исключение), добиваются того, что в подростковом возрасте формирование фигуры по типично женскому типу прекращается и даже несколько деградирует (пубертатное или подростковое истощение).

    Под влиянием навязчивой идеи не стать толстой они крайне ограничивают или даже почти полностью отказываются от приема пищи, что приводит к ужасающей потере веса, а в тяжелых случаях даже к остановке роста (физического развития) и даже к прекращению уже установившихся менструаций. То, как выглядят дети, страдающие анорексией, представить несложно – они болезненно худы.

    Что же касается психического развития, то оно проходит у девочек сначала достаточно гармонично и согласованно, без явных отклонений от нормы. Единственное, что можно отметить, так это то, что у них особенным образом превалируют такие положительные качества, как добросовестность и честолюбие, которые затем постепенно превращаются из добросовестного исполнения своих обязанностей и других положительных черт характера в мелочность и педантизм.

    Взрослых должен насторожить такой признак анорексии у детей подросткового возраста, как маниакальная страсть к питательным добавкам и подсчету калорий.

    В общении с другими людьми они начинают проявлять резкую озлобленность, надменность, жесткость и властолюбие. Также к симптомам анорексии у детей можно отнести упорное отстаивание своих собственных экстравагантных взглядов, такие подростки непременно настаивают на своей точке зрения.

    Незаметно или с откровенной демонстрацией они берут себе немного пищи. Если их вынудили есть насильно, пища может отторгаться обратно с рвотой. В случае пищевого истощения, вызванного отторжением пищи (невротическая булимия), девочки отличаются ненормально повышенным аппетитом и с остервенением запихивают в себя, как правило, высококалорийные продукты питания, что в результате заканчивается рвотой. И в этом случае, как и при симптомах анорексии, конечная цель подростков заключается в похудении. При этом у них на изумление долго сохраняется хорошая успеваемость в школе, а также способность к спортивным достижениям.

    Лечение детей, болеющих анорексией, и осложнения заболевания

    Детям, болеющим анорексией, без психологической помощи не обойтись. Необходимо настроиться на серьезное лечение в течение очень длительного времени с повторением курсов терапии.

    В ходе лечения анорексии у подростков решающим для родителей является полная переориентация их взглядов: не размеры истощения или величина веса тела ребенка должны являться решающим фактором, а психическая установка больного. Если беседы (уговоры) в доверительном тоне возымеют действие, то ребенок поделится своими личными переживаниями, мыслями и расскажет о своих проблемах; при этом его душа раскроется, и он сможет снова обрести уверенность в себе.

    Многие родители должны прекратить свою чрезмерную опеку, отказаться от слишком сильного регламентирования действий своих детей и предоставить им больше свободы. Это иногда бывает особенно трудно сделать именно отцу, с его особым отношением к дочери.

    В тяжелых случаях для лечения анорексии у детей требуется поместить ребенка в больницу в отделение для психосоматических больных, где используются методы трудовой терапии и релаксационного лечения.

    При анорексии часто возникают следующие осложнения:

  • тяжелейшие нарушения обмена веществ;
  • жесткое насильственное кормление ребенка, чему подобный ребенок изо всех сил противится, может привести даже к суициду.
  • lechimdetok.ru

    Снижение аппетита и анорексия у детей дошкольного возраста

    Нарушения аппетита у детей чаще всего проявляются в его снижении. Выраженное снижение аппетита вплоть до его исчезания называется анорексией.

    Анорексия – это исчезновение аппетита при наличии физиологической потребности организма в питании. Снижение аппетита с ограничением количества приемов пищи, отказом от еды и последующим снижением массы тела может наблюдается у детей дошкольного возраста. При снижении аппетита дети приступают к приему пищи неохотно, проявляют значительную избирательность к продуктам, часто отказываются от овощей, мясных блюд. При анорексии дети медленно жуют еду, долго задерживают ее во рту, выплевывают. У многих детей анорексия сопровождается повышенной капризностью, раздражительностью, плаксивостью.

    Причины возникновения анорексии

    Причиной развития анорексии могут быть нарушения нормального режима питания у детей, болезни органов пищеварения, различные неврологические, психические, онкологические, эндокринные, инфекционные заболевания, нарушения обмена веществ и гормонального фона, а также патологии внутренних органов. Кроме того, нарушения аппетита встречаются при эмоциональном возбуждении, интоксикациях, однообразном нерегулярном питании, плохом вкусовом качестве еды, негативной обстановке для ее приема, получении лекарственных средств неприятного вкуса, угнетающих функцию пищеварительного тракта либо влияющих на центральную нервную систему. Также анорексия может возникнуть как результат невротической реакции на различные неблагоприятные воздействия.

    Чаще всего анорексия у детей раннего возраста развивается при насильственном кормлении. Анорексия в дошкольном возрасте может возникать, когда родители принуждают ребенка есть, когда он не хочет. Психологическая установка, привычка отказываться от еды быстро укрепляется, и ребенок начинает воспринимать прием пищи как наказание. Сохраняется это расстройство продолжительное время. Как правило, чтение сказок, игры и прочее, используемое многими родителями в таких случаях, не только не вызывает улучшения аппетита, а напротив, еще сильнее угнетает пищевой инстинкт.

    Во многих случаях развитие анорексии провоцируется самими родителями. Психотравмирующим воздействием, которое вызывает невротическую анорексию, может стать неправильное воспитание ребенка в виде дефицита внимания к нему. Чрезмерная опека с выполнением любых капризов и прихотей, озабоченность родителей в отношении кормления, желание, чтобы ребенок съел «побольше», применение для этой цели принуждений и наказаний также могут быть причиной развития невротической анорексии. Кроме того, на аппетит ребенка негативно действуют нерегулярность питания, использование различных поощрений и обещаний, употребление большого количества сладостей.

    Обычно при развитии анорексии ребенок вначале ест только любимые блюда, отказываясь от принимаемых ранее продуктов, жует медленно, проглатывает с трудом, желая поскорее завершить эту неприятную ему процедуру. Настроение при этом у ребенка понижено, он капризничает, хныкает. Постепенно к акту приема пищи вырабатывается негативный условный рефлекс, когда даже упоминание о пище вызывает тошноту и рвотные позывы. Такое состояние может продолжаться неделями или месяцами, ребенок настойчиво отказывается от пищи и даже может терять в весе, хотя выраженное физическое истощение обычно не наступает.

    У детей дошкольного возраста анорексия обычно проявляется такими симптомами: пристрастие к определенному продукту, отказ от еды, рвота после приема пищи. При этом ребенок становиться нервным, капризным и тревожным. Анорексия, возникшая вследствие определенного заболевания, как правило, проявляется отсутствием аппетита, чувством наполненности желудка при приеме маленького количества пищи, тошнотой, рвотой, резким снижением веса. При длительной анорексии понижается сопротивляемость организма, повышается восприимчивость к болезням.

    При анорексии важнейшими терапевтическими этапами являются выявление и устранение ее основной причины, организация рационального режима питания, введение в рацион разнообразных продуктов, блюд. Кроме того, при лечении анорексии возможно применение препаратов, возбуждающих аппетит, поливитаминных комплексов, а также противорвотных средств.

    Если анорексия сопряжена с психологическими установками ребенка, родители должны поменять подход к кормлению. Главным звеном в терапии и профилактике невротической анорексии является устранение насильственного кормления, принуждений и уговоров, чтобы ребенок съел больше. Необходимо помнить о том, что скорость приема пищи и аппетит у детей могут быть различными. Если для ребенка еда стала пыткой и перед кормлением он ощущает страх, беспокойство или даже рвотные позывы, то усаживать его за стол насильно не следует. Родители должны понимать, что прием пищи — не обязанность, а необходимость, вызывающая позитивные эмоции. Правильно организовав режим питания, разнообразив рацион и создав благоприятную спокойную атмосферу за столом, родители могут обеспечить своему малышу хороший аппетит и положительные ассоциации.

    www.likar.info

    Термин «анорексия», означает отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании. Речь шла о нервной (психогенной) анорексии как преднамеренном, осознанном ограничении приема пищи с целью похудания, что обычно сопровождается чрезмерной физической нагрузкой, приемом рвотных, слабительных и мочегонных средств и различных препаратов, снижающих аппетит. Такое состояние, как уже известно читателю, относится к группе общих неврозов. Однако проблема питания детей не ограничивается только этим состоянием. Практически каждая мать при кормлении ребенка, начиная с первых месяцев его жизни, периодически встречается с нарушением приема пищи или жидкости. В одних случаях это может быть периодически возникающий отказ от груди или самостоятельного приема пищи, в других — снижение аппетита или, наоборот, резко усиленное чувство голода (чрезмерный аппетит), что сопровождается перееданием. Последнее состояние обозначается как булимия (греч. bus — бык + limos — голод), кинорексия (греч. kyon, kynos— собака + orexis— желание есть, аппетит), полйфагия (греч. polys — многий, много, больше нормы + phogia — поедать), откуда произошел русскоязычный термин «волчий аппетит» и т.п. Следовательно, существует много различных расстройств приема пищи, особенно в детском возрасте, и обилие медицинской терминологии для их обозначения.

    В большинстве случаев они обусловлены конкретными болезнями нервной или эндокринной системы, внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта, или временными, преходящими расстройствами, например выраженным чувством боли различной локализации, тошнотой, головокружением, психическим или физическим переутомлением и многими другими причинами. Нет необходимости подробно описывать все эти нарушения «пищевого поведения» (по В. В. Ковалеву) у детей, поскольку это не входит в цели и задачи нашей книги, посвященной неврозам.

    В настоящем разделе речь пойдет о нарушениях, проявляющихся отказом от пищи у детей преимущественно раннего и дошкольного возраста, когда нет конкретного органического заболевания, а отказ от еды или снижение аппетита наступает в ответ на предложение ребенку адекватной пищи от компетентного лица, осуществляющего уход за ним. Анорексия в данном случае носит первичный характер и обусловлена невротическими нарушениями, т.е. является психогенной.

    Конкретным психотравмирующим воздействием, вызывающим невротическую анорексию, является неправильное воспитание ребенка в виде недостаточного к нему внимания или, наоборот, гиперопеки с выполнением всех прихотей и капризов, тревогой родителей в отношении кормления и желанием, чтобы он съел побольше, и использованием для этой цели принуждения и даже наказания. На аппетит ребенка отрицательно действуют нерегулярность питания и прием большого количества сладостей, использование

    различных обещаний и поощрений, к примеру «съешь еще кусочек — пойдешь гулять на улицу или купим мороженое» и т.д.

    Мне приходилось видеть, как во время кормления ребенка первых лет жизни собирается вся семья: вначале, когда он ест, все им восхищаются, хвалят, радуются, а как только темп еды снижается и он отталкивает от себя блюда, начинаются отвлекающие моменты и уговоры — дедушка танцует, изображает из себя зайчика или лошадку, бабушка поет, мама берет в руки книгу, чтобы почитать интересную сказку после дополнительной еды. Иногда это дает временный эффект: ребенок ест больше, с трудом глотая, и дело кончается тошнотой или рвотой, после чего наступает всеобщее беспокойство.

    К каким только ухищрениям ни прибегают родители, чтобы заставить ребенка побольше поесть. Это образно описано в книге Р. Иллингворт «Здоровый ребенок. Некоторые проблемы первых лет жизни и их лечение» (1997): «В бесчисленных домах идет ежедневное сражение. На одной стороне авансы: уговоры, убеждение, лесть, мистификация, подлизывание, просьбы, пристыживание, ругань, придирки, угрозы, взятки, наказание, указание и демонстрация вкусной еды, снова плач или притворство плача, игра в дурака, пение песен, рассказывание историй и показ книжек с картинками, включение радио, бой в барабаны, как только ребенок берет ложку с едой, в надежде, что он ее проглотит, а не выплюнет, бабушка даже танцует — все это регулярно многократно повторяется изо дня в день. С другой стороны, маленький тиран решительно держит оборону и отказывается сдаться либо сдается на его условиях. Его главное оружие защиты — рвота и бездельничанье».

    Внешние проявления невротической анорексии обычно бывают однотипными: вначале ребенок ест только излюбленную пищу, отказываясь от обычно принимаемых ранее блюд жует медленно, глотает с трудом, желая скорее закончить эту неприятную ему процедуру. Настроение снижено, он хныкает, капризничает. Постепенно к приему пищи вырабатывается отрицательный условный рефлекс, когда лишь упоминание о еде вызывает тошноту и позывы на рвоту. Такое состояние может затянуться на недели и месяцы, ребенок упорно отказывается от еды и даже несколько теряет в массе тела, хотя выраженного физического истощения практически не наступает.

    На основании наших наблюдений сложилось мнение о том, что невротическая анорексия чаще встречается в экономически хорошо обеспеченных семьях, имеющих одного ребенка, воспитываемого по типу «кумира», не обладающих медицинскими знаниями об особенностях развития детей и имеющих низкий уровень культурного развития. У них главенствует единый домашний принцип — поесть вкусно, питательно и обильно, иными словами, анорексия у детей встречается там, где есть возможность хорошо поесть. При наличии

    нескольких детей или в многодетных семьях с низкими экономическими

    возможностями анорексия встречается значительно реже.

    Во многих случаях возникновение анорексии порождается самими родителями. Начало этому закладывается уже на первом году жизни во время перевода ребенка на искусственное вскармливание

    или с началом прикорма (обычно в 5—б месяцев). Матери обычно ориентируются в росте массы тела в первые месяцы жизни. Им кажется, что ребенок наберет необходимый вес, если будет хорошо кушать. Если этого нет, то нередко прибегают к насилию — держат ребенка за нос и насильно засовывают ему ложку в рот. Естественно, что это вызывает плач, крик, сопротивление. Повторение такой процедуры быстро вызывает отвращение к еде.

    Необходимо также помнить о том, что средняя масса тела ребенка определенного возраста не может быть абсолютно одинаковой для всех. Необходимо учитывать массу тела при рождении, особенно у недоношенных детей. К тому же аппетит у детей может быть различным, как и скорость приема пищи.

    Лечение и профилактика анорексии у детей. Эти две проблемы тесно взаимосвязаны. Главное в лечении и профилактике невротической анорексии — устранение насильственного кормления и различных маневров

    (положительных и отрицательных), чтобы ребенок побольше съел. Прием пищи — это не обязанность, а необходимость, дающая приятные ассоциации. Если еда для ребенка стала пыткой и уже накануне кормления он проявляет страх и беспокойство, а порой и позывы на рвоту, то насильно тянуть его к столу не следует.

    Прием пищи должен проводиться примерно в одно и то же время и в определенном месте. Если у ребенка снижен аппетит, то его нельзя «подкармливать» в другие часы, если он даже просит об этом. Другое дело, если ребенок нормально ест и нет проблем с кормлением. Если у ребенка уже выработан и закреплен патологический стереотип к приему пищи, то разрушить его порой не просто, и для этого нужны терпение и настойчивость всех членов семьи. Однако существует и другая точка зрения. По мнению Р. Иллингворт, «из всех проблем поведения анорексия наиболее часто встречается, наиболее легко предотвращается, наиболее легко вызывается и наиболее легко лечится».

    Что же нужно делать в таких случаях? Прежде всего, исключить насилие над ребенком и всякие методы уговоров и отвлечения. К медикаментозному лечению прибегать лишь при наличии выраженных вторичных невротических расстройств или задержке темпов психомоторного развития.

    Во время очередного приема пищи всеми членами семьи, например во время обеда, ребенка следует посадить за общий стол, поставить перед ним блюдо, которое он должен съесть, и не обращать на него внимания. Если он не ест, не следует ни словом, ни взглядом выражать недовольство. После окончания обеда всеми присутствующими блюдо от ребенка убирается, даже если он к нему не прикоснулся, и он остается голодным до следующего приема пищи, не следует давать есть ничего в этом промежутке. Если же и во время следующей трапезы он не ест, то повторяется аналогичное до очередного приема пищи. Голод должен дать о себе знать, и в конечном итоге ребенок будет есть. При этом не нужно его хвалить и давать какие-то обещания. Все это необходимо воспринимать как должное. Конечно, трудно смотреть на голодного ребенка, но первыми должны сдаться не вы, а он сам.

    Иногда ребенок плохо ест только дома, а, например, у родственников или соседей, если он там один, кушает нормально. Почему такое происходит? Если ребенок чувствует, что его еда вызывает всеобщую тревогу и озабоченность, а этим можно достигнуть чего-то желаемого, то ему приятно видеть к себе такое всеобщее внимание. Это вполне естественно. Ведь взрослые также любят видеть в своей персоне повышенный интерес среди окружающих и стараются его добиться интересным рассказом, шуткой, анекдотом и другими способами. А здесь ребенок, в основном с конкретным мышлением. Он не понимает, какое расстройство, тяжелое переживание, а возможно, и невротические срывы вызывает у родителей его отрицательное отношение к еде. Так любимое чадо тиранит всю семью, а ее возрастающая озабоченность здоровьем ребенка только усугубляет его капризы ^.требования, которые не прекратятся сами по себе без резкого изменения неправильного отношения родителей. Если такому ребенку во время еды нет возможности показать свое «Я» перед другими (отсутствуют постоянные «зрители», т.е. родители), то прием пищи может быть вполне нормальным, например, еда с другими детьми, имеющими хороший аппетит, в отсутствие родителей. Это, с одной стороны, может быть одним из методов лечения, с другой — заставит родителей задуматься об истинном положении дел. Ведь проявление невротической анорексии часто идет по основному психологическому принципу упрямого ребенка раннего возраста: «хочу» или «не хочу и не буду, если за это не получу чего-то другого».

    Много интересных и полезных советов в отношении лечения и профилактики невротических расстройств аппетита проводит Р. Иллингворт (1997). По мнению автора, проблема невротической анорексии — это не проблема ребенка, а проблема родителей, не умеющих привить детям правильное пищевое поведение.

    Нередко все начинается в грудном возрасте в период отнимания от груди или в начале прикорма. Если ребенок отказывается принять новую для него пищу, Р. Иллингворт рекомендует предложить ему грудь или бутылку, а в дальнейшем, когда ребенок в лучшем настроении, снова попытаться дать прикорм. Такое может повториться многократно. Всякое насилие должно быть исключено, оно никогда не даст желаемого эффекта. В качестве примера автор приводит известное старое высказывание о том, что один человек может привести лошадь к водопою, но даже 20 человек не смогут заставить ее пить.

    Следует также учитывать обычно встречающееся своеобразное отношение младенца к новой пище. Она его интересует и как предмет новизны. Ему хочется ее потрогать, поиграть с ней, засунуть туда руки, а затем размазать ее по себе и кормящему, уронить на постель или на пол, но только не положить себе в рот. Матери это кажется необычным, присущим только ее ребенку, но так поступают практически все дети первого года жизни. Мать боится создавшегося беспорядка, да и сама спешит; пытаясь пресечь такое отношение к пище, начинает насильно запихивать ее в рот, а ребенок сопротивляется, кричит, выплевывает, создает еще больший беспорядок. Так зарождается конфликт и отвращение к пище.

    А что же делать? Вот дословное высказывание Р. Иллингворт: «Мать не должна вмешиваться, когда он размазывает еду по уху или по волосам, но должна вмешаться, когда он пытается надеть перевернутую тарелку на голову вместо шляпы. Если она смеется над беспорядком, который он делает, он повторит это действие и будет делать еще больший беспорядок».

    При кормлении ребенка первого года желательно пользоваться определенной посудой, ложкой, к которой он постепенно привыкает, а из другой посуды нередко есть не хочет. Ребенка интересует не только содержание, но и внешний вид блюда. Ему не нравится бесцветная, бесформенная и однообразная масса, однообразие по вкусу, на что также следует обращать внимание.

    Иногда пища может быть слишком горячей или холодной, что вызывает неприятные ощущения, которые запоминаются ребенком и могут вызвать отказ от еды.

    Ребенок первого года обычно кушает медленно, ибо ему некуда спешить и он не имеет представления о времени, а хочет побыть подольше с мамой. Любая ее спешка может породить насилие. Нередко дети и более старшего возраста едят медленно, неохотно, размазывают блюдо по тарелке. Порой все покушают, а ребенок не прикоснулся к еде. Его не следует торопить в этом, взрослые тоже с разной скоростью принимают пищу. Однако если через разумное время приема пищи ребенок продолжает копаться в тарелке, не нужно поднимать паники, можно лишь напомнить, что обед закончен. Если и это не дает эффекта, то тарелку следует убрать, не обращая внимания на хныканье и крики, и оставить его без еды до следующего приема пищи.

    В связи с интересом к новому, развитием независимости и самостоятельности ребенок уже во втором полугодии жизни будет хватать ложку, а затем делать попытку есть самостоятельно. Не нужно ему мешать в этом. Желание все делать самому, пусть вначале и неумело, приучает к независимости и самостоятельности.

    Ребенок к концу второго и на третьем году жизни может интересоваться приготовлением пищи, часто возникает желание что-то приготовить самому. Это хорошее качество, которое необходимо умело использовать. Все блюда, приготовленные детьми самостоятельно или с их участием, съедаются ими с большим аппетитом.

    Много и других проблем возникает при кормлении ребенка. Например, он может не переносить какие-то продукты питания, вызывающие повышенную чувствительность, зуд отрыжку и другие неприятные ощущения. Их нужно исключить из рациона. Ребенок может просто не любить некоторые продукты или блюда, что также желательно учитывать при его кормлении. Совсем другое дело, если он систематически не хочет есть поданные блюда, ссылаясь на то, что он их не любит. Сегодня не любит одно, завтра другое, и так продолжается систематически. Такое отношение к питанию следует спокойно пресечь, не проявляя насилия. Можно сказать, что другого блюда не будет, а если не хочет его есть, то останется голодным.

    Трудно предвидеть и описать все проблемы, связанные с питанием ребенка. Их может быть много, и порой непредвиденных. Решаются они логикой мышления и сложившейся ситуацией. Например, ребенок капризничает и вообще не хочет есть во время установленного в семье приема пищи. А не ест потому, что ему недавно дали перекусить, покушал или выпил сладкого или его оторвали от интересной игры. В таких случаях не следует предпринимать какие-то «карательные» воздействия, к примеру, оставлять без еды, а просто выявить причину отсутствия аппетита и отложить на некоторое время прием пищи.

    В заключение следует отметить, что приведенные в данном разделе причины отсутствия аппетита у детей и способы их коррекции основаны как на личном опыте, так и на результатах наблюдений других авторов. Это лишь общие советы, которые, казалось бы, выполнить просто и легко. Конечно, не всегда. Не следует упрекать родителей за сделанные упущения. Обычно дефекты пищевого воспитания детей являются следствием простого незнания, отсутствия опыта (обычно при воспитании первого ребенка) и порождены любовью к нему. А любовь всегда слепа (может, и не всегда, но бывает). Легко понять мать, которая не может спокойно жить при отказе ребенка от еды. Она может и взорваться, накричать, наказать ребенка, в том числе и физически, а потом страшно жалеет о своем поступке. Долгая сдержанность и терпение не бывают беспредельными. Они вырываются наружу. Такова психология человека.

    Лишь с годами начинаешь понимать свои ошибки, ибо они свойственны каждому человеку. А ошибки порождают проблемы и поиск новых решений.

    psyera.ru

    Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

    Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

    Детский страх: норма или патология?

    Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

    Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

    Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

    Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

    Причины тревожного поведения

    В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  • Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  • Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  • Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  • Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  • Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  • К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  • Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.
  • Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

    Способы преодоления страхов

    Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

    Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

    Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

    Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

    Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

    doshkolnik.net

    Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика

    Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

    Этапы дошкольного детства

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (6-7 лет).
  • Три периода дошкольного возраста

    Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

    В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

    Восприятие, что это такое

    В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

    Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

    Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

    Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

    Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

    Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

    Познание мира ребенком начинается с восприятия

    Особенности развития в младшем дошкольном периоде

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.
  • Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

    Особенности восприятия детей 3-4 лет

    Предметность восприятия

    • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
    • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.
    • Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

      Отсутствие четкости восприятия

      Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

      Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

      Особенности восприятия у дошкольников

      Основные развивающие задачи периода

    • Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
    • Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
    • Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
    • Развитие восприятия формы и цвета предметов.
    • Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.
    • Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

      Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

    • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
    • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

    Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

    Посади зайчика в вагон по цвету — игра

    Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

    «Спрятались под зонтики»

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.
  • Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

    Создание игровой ситуации:

    1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
    2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
    3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».
    4. Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

      Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

      Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

      • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
      • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
      • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
      • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
      • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.
      • Виды и свойства восприятия

        Восприятие средних дошкольников

        Особенности восприятия предметов (явлений)

        К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

        Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

        Особенности восприятия времени и пространства

        Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.

        Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

        По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

        Особенности художественного восприятия

        В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

        Особенности восприятия себя и окружающих людей

        Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

        В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

        Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

        Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.

        Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет

        Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

        Игра способствует развитию:

      • умения узнавать предметы по их основным признакам;
      • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
      • Игра «Угадайка» или «Что в мешочке»

        Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

        Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

      • слуховое восприятие;
      • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
      • Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

        Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

        Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

        Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

      • развитие обоняния как формы восприятия;
      • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).
      • Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами

        Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

        Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

        Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

        Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

        1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
        2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
        3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».
        4. Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

          Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

        5. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
        6. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
        7. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.
        8. Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет

          Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

          Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

          Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

          Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

          detki.guru