Специалисты

Аутизм у детей формы

29.07.2018

Причины признаки и лечение аутизма у детей

Аутизм: признаки у детей можно заметить уже в раннем возрасте. Данная проблема не считается болезнью и характеризуется, как расстройство личности ребенка с нарушением поведения в социуме.

Признаки аутизма у детей можно начать замечать уже в первые несколько лет жизни ребенка. Малыш может начать неадекватно реагировать на слуховые или же голосовые раздражители. В некоторых ситуациях он повторяет один и тот же, довольно странный, элемент поведения. Кроме того, ранний детский аутизм характеризуется наличием каких-то определенных страхов, которые трудно назвать нормальными. Если подобные симптомы наблюдаются у ребенка подросткового возраста, то тогда нельзя точно сказать, что подросток страдает аутизмом.

Данная проблема имеет хронический тип развития и при этом не важно какова ее форма. Причины аутизм у детей специалисты не выяснили еще до этого времени. Существует очень много предположений, но ни одно из них не было подтверждено официально. Основой лечения больного аутизмом являются психологические методы. Кроме того, используется поведенческая терапия, и в отдельных случаях могут применять препараты.

Формы проблемы у детей

Аутизм у подростков и детей в младшем возрасте называют еще синдромом Каннера. В подобных ситуациях первые признаки детского аутизма становятся заметными еще до того, как малышу исполнится годик. Он не хочет взаимодействовать с людьми и детьми, которые его окружают, старается не смотреть в глаза, не делает никаких попыток начать говорить или же выучить новые слова. Их поведение очень странное и некоторые его элементы повторяются очень часто.

Кроме того, у ребенка аутизм может иметь и более мягкое проявление. Подобные проявления называют расстройствами, и к их числу относят следующее.

Синдром Аспергера. Данный синдром считается легкой формой аутизма. Данное заболевание характеризуется полной апатией до того, что окружает ребенка, поведение имеет определенные стереотипы. В таком случае малыш может что-то говорить и делать, но только тогда, когда это вызывает у него интерес. При этом семья и близкие не вызывают у больного никаких эмоций, но в то же время есть привязанность к месту жительства.

Синдром Ретта. У детей данный синдром проявляется, как правило, до года. Ребенок после того, как научится что-то делать (ползать, сидеть, говорить некоторые слова и прочее), вскоре начинает «разучиваться». Основной признак проблемы — это обратное развитие ребенка. Как показывает практика, в два года может даже исчезнуть жевательный рефлекс или любая активность. В таком случае необходимо поместить больного в стационар. К пяти годам некоторые навыки могут снова возвратиться, а затем опять исчезают. Синдром Ретта — это самая тяжелая степень аутизма у ребенка.

Кроме того, формы аутизма рассматривают дезинтегративное расстройство Heller, которое возникает у детей после двух лет. Больной начинает все больше замыкаться в себе, со временем он перестает практически полностью разговаривать, теряет как интеллектуальные, так и коммуникативные способности.

Кроме того, выделяют несколько типов аутизма в зависимости от того, насколько сильная социальная дезадаптация наблюдается у больного.

Ранний аутизм может привести к тому, что ребенок совершенно не будет нуждаться в контакте с окружающими. В таком случае малыш постоянно молчит и не может самостоятельно себя обслужить.

Больной может начать отвергать все, что его окружает. Особенности детей с аутизмом в таком случае заключаются в том, что он не имеет чувства самосохранения, слишком активный и постоянно повторяет звуки и движения, которые слышит и видит вокруг себя.

Окружающее заменяется фантазиями ребенка. Больной может придумать свой мир и как бы жить в нем, вместо реального мира. При этом контакт с родными минимальный, нет особой привязанности.

Самая легкая форма — это когда ребенок становится очень чувствительным, его легко обидеть. При этом происходит быстрая и частая смена настроения. Спустя некоторое время болезнь начинает истощать малыша как морально, так и в физическом плане.

Причины возникновения на сегодняшний день остаются все еще непонятными. Ученным удалось только обнаружить, что все дело в том, что есть определенные генетические нарушения, но причины их появления непонятны. У ребенка больного аутизмом может быть определенное сочетание генов или же происходит мутация одного из них.

Итак, к основным причинам проявления аутизма у детей можно отнести следующее:

  • слишком хрупкая X-хромосома;
  • если женщина в первом или во втором триместре болела вирусной, бактериальной болезнью (краснуха, цитомегаловирусная инфекция и прочее);
  • если аутизмом страдает кто-то из родственников (риск развития проблемы увеличивается тогда, когда в семье уже есть дети с данным отклонением).
  • На сегодняшний день существует еще одно мнение, но оно не имеет никаких веских подтверждений: аутизм развивается в результате вакцинации. Большинство специалистов приходят к выводу, что вакцина только ускоряет развитие проблем, которые уже заложены в организме ребенка. В таком случае аутизм начинает проявляться в более раннем возрасте.

    Признаки аутизма у детей

    Первые признаки проблемы, как правило, проявляются до трех лет. У разных больных признаки могут отличаться, но в то же время есть несколько симптомов, которые объединяют всех детей, больных аутизмом. К ним можно отнести такие признаки:

  • социальное взаимодействие имеет существенные нарушения;
  • во время общения возникают трудности;
  • присутствуют специфические особенности в поведении.
  • Проблемы с социальным взаимодействием выражаются следующим образом:

  • отсутствие мимики, поз или жестов, которые дети и взрослые используют во время общения друг с другом;
  • ребенок отводит взгляд и не может смотреть в глаза;
  • не идет на контакт со сверстниками;
  • не испытывает привязанности к родным и людям, которые постоянно находятся рядом.
  • Трудности во время общения заключаются в том, что:

  • ребенок не учит и не произносит новые слова;
  • больной не делает ничего, чтобы объяснить свои желания, используя мимику или же жесты;
  • если ребенок уже умеет говорить, то он не может завязать беседу и продолжить ее;
  • имеет «свой» специфический язык общения»;
  • не может играть в игры, суть которых заключается во взаимодействии с другими игроками.
  • Заметными со временем становятся и определенные особенности в поведении больного ребенка. Ранние признаки аутизма характеризуются тем, что у ребенка повторяются какие-то определенные действия или же интересы:

  • ребенок может выполнять какие-то действия, которые в той или иной ситуации не имеют никакого смысла;
  • в некоторых ситуациях это могут быть очень странные движения, часто они невероятно сложные;
  • у него могут вызывать интерес только определенные части или участки того или иного предмета.
  • Лечение детского аутизма можно начинать только после того, как будет поставлен диагноз. Чтобы это сделать, нужно выявить у ребенка, как минимум 6 симптомов одновременно. При этом очень важно, чтобы как минимум 2 признака относились к первому разделу, и по одному — ко второму и третьему. Если первые признаки начали появляться до трех лет, то тогда проблема будет относиться к синдрому Каннера.

    В то же время аутизм разделяют на несколько групп, в зависимости от того, в каком именно возрасте он проявился.

    Симптомы раннего аутизма у ребенка

    Если ребенок — грудничок, то симптомы будут такими:

  • нет зрительного контакта;
  • когда видит родных, не возникает признаков радости;
  • не любит, когда его берут на руки;
  • во время кормления слишком сильно напрягается или же, наоборот, очень расслаблен;
  • не улыбается, когда с ним играют родные;
  • использует чужие руки для того, чтобы показать, что он хочет;
  • не отзывается на собственное имя.
  • Когда ребенку исполняется 3-5 лет — добавляются другие симптомы:

  • не хочет ни с кем разговаривать;
  • задержка психологического характера;
  • когда меняется обстановка, у ребенка начинается паника;
  • новые навыки очень трудно развивать и приобретаются они с огромным трудом;
  • имеет «странный» страх, например, зеленого, круглого, мягких игрушек и прочее;
  • все время может повторять какой-то определенный звук;
  • его может интересовать только что-то одно, но это ребенок будет изучать очень точно и досконально.
  • После 11 лет симптомы становятся более серьезными:

  • ребенок предпочитает одиночество;
  • может выполнять непонятные и очень сложные движения;
  • имеет собственные правила (обычно, нелепые) и тщательно их соблюдает;
  • все должно находиться на своих местах, если что-то переместить, то у ребенка может начаться паника;
  • во время некоторых процедур нужно тщательно соблюдать некую последовательность;
  • только одно направление вызывает у ребенка интерес;
  • как и раньше, есть «странные» страхи»;
  • агрессия, которая выливается непосредственно на себя и редко на окружающих;
  • гиперактивность.
  • Когда ребенок достигает подросткового возраста, то у него наблюдаются четко выраженные симптомы неврастении.

    Аутизм у детей лечение

    Вопрос о том, можно ли вылечить аутизм у детей, всегда беспокоит родителей, которые столкнулись с данной проблемой. К сожалению, сделать этого нельзя. На сегодняшний день помощь детям с аутизмом заключается в том, что для каждого больного отдельно создается специальная программа,направленная на то, чтобы ребенок смог как можно больше адаптироваться к условиям, в которых он проживает.

    После того как специалистам удалось определить наличие проблемы, они приглашают ребенка с родителями в специальный реабилитационный центр. Программа коррекции составляется для каждого индивидуального случая и зависит от тяжести болезни и ее формы.

    В программу коррекции входят следующие пункты:

    • психологическая помощь;
    • специальная безглютеновая диета;
    • использование медикаментов;
    • иппотерапия;
    • поведенческая терапия;
    • терапия музыкой;
    • терапия играми;
    • ЛФК;
    • массаж;
    • Если говорить об операциях, приеме антибиотиков, народных средствах, то они не играют совершенно никакой роли в лечении детского аутизма.

      Их можно использовать только для того, чтобы провести терапию состояния, которое может начать развиваться во время обострения психологического расстройства.

      Для того чтобы вылечить отдельные симптомы, могут использовать разного рода медикаменты: антипсихотропные препараты, лекарства против судорог, нейростимуляторы, поливитамины и прочее. Если у ребенка также наблюдаются воспалительные процессы из-за попадания в организм бактерий, то могут использоваться еще и антибиотики. Такие препараты может назначить только специалист, а их дозировка будет назначаться в зависимости от возраста и без учета того, что ребенок болеет аутизмом.

      Большую роль в лечении играет поведенческая терапия. На подобных занятиях ребенку специалисты вместе с родителями малыша помогают развивать определенные навыки. Для того чтобы увидеть эффект, все действия затем нужно очень много раз повторить в домашних условиях, а потом еще и в какой-то незнакомой обстановке.

      Кроме того, лечение включает в себя частые занятия вместе с логопедом, психиатром, а также с психологом. В зависимости от того, какие у ребенка есть отклонения, специалисты могут дополнительно назначить такие процедуры, как игротерапия, логоритмика и прочее.

      Если у ребенка наблюдаются психотические расстройства, то можно дополнительно воспользоваться народными средствами. В таком случае ребенку стоит давать успокоительные чаи, в составе которых есть мелисса, мята, в комнате ребенка должна быть лаванда.

      Аутизм у детей, лечение которого будет назначено как можно раньше, поддается лечению. Но первые результаты лечения будут заметны спустя долгое время, а сам процесс выздоровления — очень сложный и может занять, как минимум, несколько лет.

      1popsihiatrii.ru

      Аутизм у детей формы

      Украинский научно-исследовательский институт социальной, судебной психиатрии

      Стереотипные или повторяющиеся формы поведения и движений в детской семиотике психических заболеваний квалифицируют по-разному – как обсессии (двигательные навязчивости), защитные двигательные ритуалы, формы регрессивного поведения, патологические привычные действия или аутостимуляционные формы поведения. Аутостимуляции ассоциированы с расстройствами спектра аутизма (РСА), но могут встречаться и при ряде других психических заболеваний, в том числе при умственной отсталости.

      При РСА специфической особенностью стереотипных форм поведения является демонстрация различных форм повторяющихся действий, не несущих функциональной нагрузки. Аутостимуляции часто встречаются как у высокофункциональных детей с синдромом Аспергера, так и при более тяжелых РСА (синдром Каннера). Повторяющееся поведение и двигательные стереотипии относятся к числу наиболее стигматизирующих проявлений РСА. Детям со стереотипными формами поведения труднее удерживаться в общественных местах, не привлекая к себе негативного и фрустрирующего внимания окружающих.

      Стереотипные движения, наряду с нарушениями внимания, рассматриваются в качестве специфических особенностей синдрома Каннера; первоначально они были описаны еще в 40-х гг. ХХ ст. [8]. Эти стереотипные формы поведения характеризуются главным образом их циклической и ритмической природой [9]. Позднее они были задокументированы и изучены в других выборках, а именно среди пациентов в домах престарелых и наркозависимых людей [10, 11].

      Наряду со стереотипиями, бихевиористы обычно анализируют другие, ритмические формы поведения, связанные с сенсорными предпочтениями, такие как атипичные позы тела, рассматривание света, в рамках более широкой категории перцепторных нарушений – стимулирующего поведения. Такое поведение не всегда носит патологический характер. Примером не патологического стимулирующего поведения являются дриблинг мяча в баскетболе и раскладывание пасьянса как культурно приемлемые формы релаксации [12].

      У детей с РСА из-за чрезмерности, частоты, необычного характера проявлений стимулирующее поведение практически всегда является социально стигматизирующим, которое затрудняет инклюзию ребенка в естественные социальные, профессиональные и образовательные сообщества. Аутостимуляции создают значительные препятствия для обучения и социализации лиц, страдающих РСА, и без адекватной коррекции могут существенно влиять на адаптивное поведение и в более позднем возрасте.

      Исследования, проведенные в 1968 г. Т. Рислей, демонстрируют, что увеличения приобретенных навыков, познавательной деятельности и адаптивности поведения можно достичь путем подавления стимулирующего поведения в рамках поведенческой терапии [1]. В начале 1970-х гг. Р. Когел в ряде экспериментов провел функциональный анализ взаимосвязи обучения и самостимулирующего поведения при тяжелых формах РСА [2]. Объектом исследования были дети, у которых при обучении не удалось сформировать дискриминацию учебных задач.

      Активную дискуссию у исследователей вызывал вопрос о том, является ли подавление аутостимулирующего поведения фактором повышения эффективности формирования желаемого поведения, а также наблюдается ли спонтанное сокращение частоты аутостимуляций без внешнего подавления в процессе формирования навыков. Навыки не могут быть сформированы на фоне запрещений и подавления аутостимуляций. Так, установлена обратная зависимость между количеством правильных ответов и интенсивностью самостимуляции.

      Работы Р. Когела и соавт. продемонстрировали, что подавление самостоятельного стимулирующего поведения влечет развитие соответствующей игры без использования внешних подкреплений [3]. Кроме того, был обнаружен тот факт, что прекращение внешнего воздействия на испытуемых с целью подавления аутостимуляций влечет за собой возвращение к повторяющемуся поведению. В ряде исследований показано, что стереотипные и аутостимулирующие формы поведения предусматривают собой обеспечение и регулировку приема сенсорной информации от окружающей среды. Такое поведение, предположительно, служит эффективным блоком во время чрезмерных или неприятных стимуляций и может обеспечить сенсорное восприятие в период подпороговых стимуляций.

      Ловаас и соавт. разработали теорию «подкрепления восприятия», в которой они рассматривали аутостимулирующее поведение как врожденную потребность для всех организмов, а проявление этих форм поведения у детей с РСА вследствие отсутствия соответствующих альтернативных форм поведения – для доступа к таким стимуляциям [4]. Ловаас предположил, что каждый человек, имеющий РСА или нет, нуждается в определенном количестве и видах стимуляций. Основное различие между обычными людьми и лицами с РСА заключается в том, каким образом они получают стимуляции: обычные люди – в первую очередь через словесные, социальные, рабочие виды деятельности и отдыха (формы проведения досуга), тогда как аутистические лица – через простые формы поведения, многие из которых повторяются и носят, по сути, стереотипный характер [12]. Было установлено, что удаление специфических сенсорных раздражителей приводит к уменьшению проявления аутостимулирующего поведения.

      A. Ринковер и коллеги исследовали роль сенсорных раздражителей в поддержке аутостимуляций [5]. Целью было установление взаимосвязи между предпочтением конкретного сенсорного стимула и использованием его с целью облегчения и уменьшения проявлений при игре игрушками. В данном исследовании принимали участие четверо детей с аутизмом. Проявления их сенсорных предпочтений и форм поведения были классифицированы по разным сенсорным модальностям. Сенсорные предпочтения и ассоциированное с ними аутостимулирующее поведение определялись для каждого ребенка индивидуально. Как пример, один ребенок пытался постоянно вращать пластинку на твердой поверхности, наклоняясь к ней, чтобы слушать звук. Для него на ровную поверхность было разложено ковровое покрытие, которое не мешало вращению пластинок, но при этом поглощало звук. Подобные процедуры были проведены и для остальных детей с учетом их сенсорного предпочтения. Редукция повторяющегося поведения наблюдалась после удаления сенсорных подкреплений у всех пациентов.

      На втором этапе исследования A. Ринковер и соавт. установили, что определенные сенсорные подкрепления можно использовать при формировании игры с игрушками, используя механизм подражания сенсорным предпочтениям [5]. Так, в случае с одним из детей удалось использовать музыкальные игрушки, которые обеспечивали стимуляцию слухового анализатора. Сформированные навыки игры оставались без изменения в течение нескольких месяцев и не нуждались в дополнительном использовании внешних подкреплений или подавлении аутостимуляций.

      Исследования Кеннеди и коллег были направлены на определение функциональной значимости аутостимуляций [6]. Установлено, что стимуляции редуцируются в ответ на проявление внимания окружающих и увеличиваются при нарастании социального дискомфорта. В результате авторы выделили несколько функций аутостимуляции и повторяющегося поведения:

    • доступ к положительному (внимание к себе) и отрицательному (избегание неудобного для них социального взаимодействия);
    • обеспечение сенсорной стимуляции в соответствии с перцепторными нарушениями.
    • Мы провели исследование, цель которого состояла в изучении условий формирования аутостимуляций, определении возможностей их коррекции, уменьшении дезадаптивного влияния на поведение детей с РСА.

      В наблюдении принимали участие 276 детей с РСА. Контрольную группу составили 150 детей без нарушений психического развития. Дети проходили обследования в условиях специализированной поликлиники Украинского НИИ социальной, судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины. Для диагностики РСА применяли полуструктурированный опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант для родителей (ADI-R) [13]. Уровень и силу проявлений стереотипных движений и стереотипных форм поведения определяли с помощью домена «С» ADI-R. Шкалу сенсорных процессов использовали для определения сенсорных нарушений и связанных с ними групп аутостимуляций.

      Типичный аутизм (F84.0) диагностирован у 118, синдром Аспергера (F84.5) – у 18, атипичный аутизм (F84.1) – у 80 детей. Стереотипные формы поведения имели место у 92% рандомизированных пациентов. Стереотипии выступали как изолированные формы поведения или проявлялись в виде набора двигательных и поведенческих феноменов различной модальности. Основные формы стереотипий, связанные с теми или иными сенсорными модальностями и причинно-следственными взаимоотношениями, и частота встречаемости разномодальных нарушений у рандомизированных пациентов представлены в таблице 1.

      При РСА стереотипные движения, особенно множественные и относящиеся одновременно к разным модальностям, наблюдались значительно чаще, чем у детей контрольной группы. Не удалось выявить зависимость между интенсивностью стереотипных форм поведения и уровнем когнитивного функционирования детей с РСА.

      Проведенный анализ показал, что интенсивность аутостимуляций при синдроме Аспергера является не менее, а то и более выраженной, чем у низкофункциональных аутистов. По-видимому, повторяющиеся формы поведения при аутизме являются не целенаправленной деятельностью, а ассоциированы с сенсорными интересами, проявляющимися стереотипными движениями (хлопками руками, раскачиваниями из стороны в сторону, перебиранием руками ниток, механическим перелистыванием страниц книг и журналов) и вокализациями (эхолалиями).

      Исследование продемонстрировало, что поведение ребенка с яркими проявлениями аутостимулирующего поведения не может сочетаться с успешным обучением. Отдельные дети показали способность к спонтанному снижению уровня аутостимулирующего поведения в условиях отсутствия внешнего влияния. Для остальных внешнее подавление аутостимулирующего поведения было необходимым условием для формирования новых навыков.

      В детской психиатрии достаточно часто используются попытки медикаментозной коррекции аутостимулирующего поведения. При обосновании такой терапевтической стратегии двигательные стереотипии трактуются как тикозные или компульсивные клинические феномены. У рандомизированных пациентов с этой целью наиболее часто использовали нейролептики (рисперидон, арипипрозол, тиапридал, тиоридазин).

      Другим подходом к терапии аутостимулирующего поведения при РСА являются антидепрессанты. Такая практика распространена в США, где клиницисты назначают данные препараты, чтобы помочь пациентам с повторяющимся поведением. По некоторым оценкам, в этой стане до 40% детей, страдающих РСА, получают терапию антидепрессантами. Наиболее часто назначаются сертралин, флуоксетин и флувоксамин, все они применяются у детей в возрасте старше 7 лет [6]. По данным ряда исследователей, использование антидепрессантов может быть эффективным для снятия тревоги, обсессивно-компульсивной симптоматики, клинические проявления которых похожи на некоторые виды поведения при аутизме, например повторяющееся поведение, эхолалии (манера повторять определенные слова/действия или одержимо пунктуально выполнять все по расписанию) [7].

      Современные контролируемые исследования у детей и подростков не подтвердили целесообразность лечения антидепрессантами повторяющихся форм поведения при РСА. Объектами испытаний были флуоксетин, флувоксамин и фенфлурамин. В настоящее время антидепрессанты не могут быть рекомендованы для лечения аутостимулирующих и стереотипных форм поведения у детей с РСА. Тем не менее, установлена эффективность терапии повторяющегося поведения селективными ингибиторами обратного захвата серотонина у взрослых [7].

      В некоторых исследованиях соли лития изучали как средство для лечения аутостимулирующего поведения у детей c РСА. В отдельных случаях препарат был эффективен. Существует необходимость определения уровня лития в крови через регулярные интервалы времени в целях предупреждения токсических побочных эффектов (развития гипофункции щитовидной железы, увеличения объема мочи, тремора).

      Коррекция перцепторных нарушений с использованием методов сенсорной интеграции в нашем исследовании оказалась эффективной для детей возрастной группы от 1,5 до 4 лет. Для пациентов постарше действенной оказалась терапия, направленная на коррекцию нарушений внимания (терапия атомоксетином, метилфенидатом). Кроме того, была выделена еще одна функция стереотипного поведения, варианта уклоняющегося поведения как способа избегания реабилитационных тренингов.

      Таким образом, усиление аутостимуляций при тренингах, навязывающих ребенку формирование навыков и социально приемлемых форм поведения через механизм отрицательного подкрепления, может приводить к фиксации этих форм повторяющегося поведения.

      В таблице 2 продемонстрирована эффективность применения различных терапевтических стратегий при двигательных стереотипиях у детей с РСА.

      Терапия рисперидоном, метилфенидатом, сенсорная интеграция и поведенческая терапия эффективны при коррекции стереотипных форм поведения и стереотипных движений у детей с РСА. Для более целенаправленного изучения влияния различных терапевтических стратегий и выработки рекомендаций относительно их последующего применения для коррекции аутостимулирующих форм поведения у детей различного возраста необходимы дополнительные исследования.

      В результате проведенных исследований было установлено, что насильно прерываемые аутостимуляции, путем наказаний, не способствуют ускорению или улучшению формирования навыков. Установлена обратная связь между частотой наказаний при аутостимулирующем поведении и скоростью формирования конкретного навыка.

      После анализа полученных данных были разработаны рекомендации, направленные на эффективное формирование навыков у детей с самостимулирующим поведением, которые основаны на переключении деятельности ребенка и позитивном подкреплении сформированных навыков.

      Таким образом, целью терапии детей с двигательными стереотипиями и повторяющимся поведением является не одномоментная полная элиминация самостимулирующего поведения, а уменьшение дезадаптивного влияния аутостимуляций на поведение ребенка с последующей постепенной элиминацией дезадаптивных форм поведения, что позволяет повысить эффективность и уменьшить затраченное время и ресурсы на формирование у ребенка навыков.

      sites.google.com

      “Человек дождя” — наверняка вы помните знаменитый голливудский фильм про аутиста с неподражаемым Дастином Хоффманом в главной роли. Общество воспринимает таких людей не вполне однозначно, а зря. Практика показывает, что при поддержке близких и правильном подходе малыш-аутист может жить наравне со своими абсолютно здоровыми собратьями — учиться, ходить на работу, строить семью.

      Что такое аутизм и кто такие аутисты

      Болезнь аутизм — какова она, что это такое, как выглядит и чем отличается? Врачи называют её пожизненным нарушением развития. Это нарушение, в первую очередь, негативно сказывается на коммуникативных навыках пациента. Аутисту сложно даётся общение с себе подобными. Он не вступает в разговоры, не завязывает отношения с людьми. Детский аутизм является нарушением в восприятии окружающего мира — вот что это такое.

      Аутизм является спектром состояний. Да, аутистов объединяют одинаковые трудности. Однако на каждой конкретной личности эти трудности отражаются по-своему.

      Аутист — кто это, что это значит? Этим медицинским термином определяют человека, который страдает расстройством головного мозга. Расстройство возникает из-за неполадок в развитии, и остаётся с человеком на всю жизнь.

      Заразиться аутизмом невозможно! Если ваш малыш играет с крохой-аутистом, единственное, чем он может заразиться, это толерантностью и способностью сопереживать.

      Причины возникновения аутизма

      Причины возникновения такой болезни как аутизм до сих пор остаются неизвестны. С вакцинацией этот недуг никак не связан, хотя нередко в “жёлтой прессе” проскакивают противоположные мнения. Исследователи давно задаются вопросом, почему рождаются дети с аутизмом. Но никто так до сих пор и не смог найти на него ответа.

      Вот и получается, что причины аутизма у детей по настоящий день — тайна за семью печатями. Известно лишь, что маленькие представители сильного пола страдают этим недугом в четыре раза чаще девчонок. А если в семейном кругу уже есть подрастающий “человек дождя”, вероятность рождения второго такого ребёнка возрастает на пять-десять процентов.

      Когда проявляется аутизм

      Многих интересует вопрос, в каком конкретно возрасте проявляется аутизм. Дать однозначный ответ нельзя, потому что все люди (и все дети) разные. Однако доподлинно известно, что в большинстве случаев этот недуг проявляет себя к трём годам. Для того чтобы обнаружить болезнь, необходимо оценить коммуникативные навыки чада. К озвученному возрасту это удаётся сделать практически всем родителям.

      В чём проявляется аутизм, когда и на что обратить внимание? Вас должны насторожить следующие симптомы:

    • малыш не идёт на контакт,
    • речь развивается медленно,
    • кроха не реагирует на боль,
    • боится новых мест,
    • любит рутинную работу,
    • подолгу играет с одной и той же игрушкой,
    • не фантазирует,
    • не реагирует на обращения.
    • Если вы обнаружили несколько из озвученных или сразу все симптомы у своего малыша, обратитесь за консультацией к медицинскому специалисту.

      Аутизм и наследственность

      Аутизм и наследственность — есть ли между ними связь? А если есть, насколько она крепка? И снова-таки вопрос без однозначного ответа. Большинство учёных и исследователей сходятся во мнении, что этот недуг действительно является наследственным. Однако Природа всё чаще демонстрирует обратное. Детки с аутизмом появляются и в благополучных, здоровых семьях. Как уже было указано выше, вероятность рождения второго ребёнка с аутизмом, если в семье уже есть малыш-аутист, возрастает на 5-10 %. Пока это единственное, что можно с уверенностью сказать о наследственном характере обсуждаемого недуга.

      Формы и стадии аутизма

      Как правило, врачи именуют аутизмом синдром Каннера. Речь идёт о ранней форме аутизма у детей, которая проявляет себя до года. Малыш не стремится говорить, не смотрит взрослым в глаза, всячески избегает общения с близкими людьми.

      Однако стадий аутизма достаточно много. Существуют синдромы, сочетающие в себя мягкие признаки этого заболевания. А врачи также разделяют лёгкую и сложную форму недуга.

      Синдром Аспергера диагностируют у деток до трёх лет. Они очень привязаны к своему жилищу, но при этом не демонстрируют никакой привязанности к окружающим людям. Такой кроха может подолгу заниматься рутинной работой, не обращая никакого внимания на остальных. Данная форма считается лёгкой.

      Синдром Ретта диагностируют у малышей до года. Сперва кроха учится что-то выполнять, а спустя время разучивается это делать. Речь идёт о ползании, сидении, умении держать ложку или брать в руки погремушку. Детки двух лет с этим синдромом могут внезапно лишиться жевательных навыков. Ребёнок от пяти лет утрачивает умение двигаться или думать. Синдром Ретта считается тяжелейшей формой аутизма.

      Расстройство Heller проявляется у деток от двух лет. Родители могут наблюдать, как малыш постепенно и медленно уходит в себя, утрачивая связь с реальностью, умение говорить и общаться.

      Почему аутисты не смотрят в глаза

      Если вы заметили, что аутисты не смотрят в глаза, вас наверняка интересует вопрос, почему так происходит. Причина — повреждённые зрительные и слуховые нервы. Сами аутисты говорят, что при глазном контакте они получают слишком много яркой и болезненной сенсорной информации. А ведь именно этого они стараются избегать в силу своего заболевания.

      detstrana.ru

      Причины аутизма у детей, признаки, симптомы, лечение

      12.06.2017 дети 10,223 Просмотры

      Раньше мало кто слышал об этом заболевании, сегодня же часто рождаются дети-аутисты (называемые «детьми дождя»). Статистика выглядит удручающе. В семидесятых годах прошлого столетия один аутист приходился на десять тысяч здоровых детей, сейчас соотношение составляет 1 к 88. Возможно, стремительный рост отчасти можно объяснить тем, что раньше не умели диагностировать болезнь. Многие дети с аутизмом оставались не учтенными.

      В наше время больных этой патологией малышей рождается больше, что пугает потенциальных родителей и тех, кто стал таковыми недавно. Молодые мамы с папами тревожно присматриваются к чаду, пытаясь понять, не присутствуют ли аутичные черты у ребенка. Статья поможет получить ответы на интересующие многих вопросы о сути, причинах, симптомах и возможности лечения заболевания.

      Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

      Как правило, умственные способности аутистов снижены. Если речь не идет о высокофункциональном аутизме, встречающемся редко. Он характеризуется нормальным или даже высоким IQ, отличной памятью, богатым словарным запасом, развитой речью. Но люди с таким диагнозом испытывают трудности в общении, абстрактное мышление у них отсутствует совсем, имеются и другие типичные особенности поведения.

      Важно! Аутизм – недуг генетический, он в полной мере проявляется в возрасте до трех лет. Иногда болезнь впервые диагностируют позже.

      Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

      • мутации на генном уровне;
      • поражения центральной нервной системы органического типа;
      • нарушение обмена веществ;
      • гормональные сбои;
      • инфекции вирусного или бактериального характера;
      • отравление ртутью другими химическими веществами;
      • злоупотребление антибиотиками.
      • Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

        Внимание! Аутизм – генетическое заболевание, но не наследственное! Семейственность ему несвойственна.

        Поведенческие проявления аутизма

        Дети с синдромом рождаются на вид абсолютно здоровыми, внешне ничем не отличаясь от других. Поэтому сразу после появления на свет распознать аутизм у ребенка невозможно. Первые признаки появляются несколько позже. Чтобы выявить болезнь, родителям нужно очень внимательно наблюдать за малышом, придавая значение любым особенностям в его развитии.

        Если у новорожденных детей (и с синдромом, и без) поведение практически одинаковое, то уже месяцам к трем разница начинает проявляться. Малыши с аутизмом не улыбаются родителям, отсутствует реакция на их голос, на игрушки. Во многом они напоминают слепых или глухих.

        Признаки аутизма у детей до 1 года еще несколько стерты, но кое-что понять уже можно. Грудники в положенном возрасте не гулят. Звуки, издаваемые ими, очень однообразны. Они не тянутся к родителям, часто агрессивно пресекают попытки взять их на руки, обнять, поцеловать. Совершенно одинаково относятся к своим и чужим. Интерес к игрушкам практически отсутствует. К признакам аутизма у грудничка также относят такую примечательную особенность: малыш не жестикулирует самостоятельно, а свои желания пытается проявить, используя руку другого. Он остается равнодушным к смене позы во время кормления или тона и мимики родителя.

        Позже определить аутизм становится еще проще. Появляется такой признак, как стереотипные движения. Малыш копирует какой-то элемент в поведении взрослого и бесконечно его повторяет. То же самое относится к словам. Но нормально говорить при этом он не начинает. Обычно у детей 2 лет словарный запас уже состоит из 15-20 единиц. Аутисты же могут запомнить несколько слов и твердить их, вне всякого контекста, без конца и края. Либо повторяют сказанное взрослыми, подобно эху.

        Время идет, симптомы становятся все явственнее. У ребенка 3 лет, страдающего аутизмом, отсутствует способность складывать слова во фразы. Зато он может придумывать собственные понятия, называя всем знакомые предметы так, как хочется ему. На попытки вступить с ним в контакт малыш часто реагирует агрессивно либо прячется. Болезненно воспринимает смену привычного распорядка или других обстоятельств.

        У детей 4 лет часто наблюдается нетипичное использование игрушек. То есть, вместо того чтобы катать машинку по полу, ребенок часами вращает ее колесо. При этом малыши не могут совершать действия, связанные с абстрактным мышлением. Например, «размешать чай» для куклы, взяв вместо ложки палочку. Они способны лишь копировать увиденное.

        У детей 7 лет в большинстве случаев уже наблюдается серьезное отставание от сверстников. Это касается чтения, письма, устной речи, а также других навыков. К тому же они не умеют играть с ровесниками – держатся обособленно. В детском саду, в школе им приходится туго.

        У подростков на фоне гормональных перестроек признаки заболевания обостряются. Ребята уже осознают свою непохожесть на других, страдая по данному поводу. Им требуется психологическая поддержка.

        Замечание! У детей до 3-х лет симптомы аутизма могут проявляться не все, а только некоторые из них, что часто сбивает родителей с толку, и диагноз долго остается неподтвержденным.

        Физиологические признаки

        Помимо поведенческих часто присутствуют другие. Их называют физиологическими признаками аутизма у детей. Они достаточно типичны и проявляются в обычно уже с самого начала. К таким сигналам относят:

      • расстройства сна (частые пробуждения среди ночи, трудности с засыпанием);
      • пониженный мышечный тонус;
      • нарушенная координация движений;
      • судороги;
      • притупленное или наоборот обостренное сенсорное восприятие;
      • проблемы с поджелудочной и щитовидной железами;
      • синдром раздраженного кишечника.

      Физиологические симптомы аутизма у детей так же, как и поведенческие не обязательно присутствуют «оптом». Это может быть один признак, два, три. Кроме того, наблюдаются не у всех аутистов.

      Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

      Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

      Различают также следующие виды аутизма:

    • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
    • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
    • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
    • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).
    • В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

      Особенности восприятия мира аутистом

      Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

      Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

      Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

      Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

      Диагностика заболевания

      Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

      Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

      На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

      В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

    • электроэнцефалографию;
    • УЗИ;
    • МРТ.
    • А все ваши попытки похудеть не увенчались успехом?

      facey.ru

      Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом

      Э .В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).

      В настоящее время признано, что по­мощь средствами образования тре­буется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутич- ного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не ре­шают его проблем. Известно, что разви­тие аутичного ребенка не просто задер­жано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэто­му ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. Всем детям с расстройствами аутистического спек­тра, при значительной неоднороднос­ти этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

      Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке

      с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скован­ны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что свя­зано с нарушениями сенсомоторной ко­ординации и мелкой моторики рук.

      У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотип­ные движения: раскачивания всем те­лом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машу­щие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, круже­ния вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения ре­гуляции мышечной деятельности, свое­временно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправлен­ных движений, страдает пространствен­ная ориентировка.

      Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приво­дит в первую очередь к нарушению коор­динации движений. Устойчивость верти­кальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизме­рять и регулировать свои действия в про­странстве, выполняя их свободно, без из­лишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нор­мальной жизнедеятельности, удовлетво­рения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лими­тирует двигательную деятельность.

      Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, явля­ется не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития* но и мощным «агентом соци­ализации» личности. Для развития дви­гательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обуче­ния. Аутичному ребенку сложно регули­ровать произвольные двигательные ре­акции в соответствии с речевыми инс­трукциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью под­чинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адап­тивной физической культуры являются:

      § развитие имитационных способностей (умения подражать);

      § стимулирование к выполнению инс­трукций;

      § формирование навыков произвольной организации движений (в простран­стве собственного тела и во внешнем пространстве);

      § воспитание коммуникационных функ­ций и способности взаимодействовать в коллективе.

      Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физичес­кой культуры проводилось на базе под­разделения ГОУ «Центр психолого-меди­ко-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.

      Для обучения детей с аутизмом движе­ниям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы ис­пользуется программа «Моторная азбу­ка». Эта программа основывается на зако­номерностях формирования уровней пос­троения движений, описанных Н.А. Берн- штейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001) и на методах дви­гательной коррекции нарушений разви­тия Е.В. Максимовой (2008). В программу входят следующие классы действий:

      § действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

      § действия, обеспечивающие различ­ные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

      § точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

      На занятиях по этой программе, по­мимо отработки указанных классов дей­ствий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: уме­ния осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые дви­жения, рассказывать о том, с какой це­лью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигатель­ные действия, и т. п. Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком ус­пешного развития их восприятия и навы­ков воспроизведения.

      Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я-концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Ле­бединская, О.С. Никольская, 1991).

      Детей с аутизмом сначала рекоменду­ется обучать восприятию и воспроизве­дению движений в пространстве соб­ственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям ту­ловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребен­ка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавли­вается прямой взгляд, он начинает раз­глядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

      Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и назы­вать их, необходимо:

    • медленно и четко выполнять движе­ния, комментируя их;.
    • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одина­ковой терминологией для повторяю­щихся движений;
    • проговаривать выполняемые движе­ния, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
    • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;

    Если ребенок демонстрирует страх пе­ред телесным контактом или отказыва­ется от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например гим­настическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

    Обучать детей с аутизмом выполне­нию движений во внешнем простран­стве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упраж­нениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распреде­ляются на 4 группы, по степени нарас­тания координационной сложности: уп­ражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

    Чтобы научить ребенка различным ви­дам перемещений и движений во внеш­нем пространственном поле, необходи­мо:

    § начинать обучение с коротких переме­щений по прямой;

    § постепенно переходить к передвиже­нию на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направ­ления движения: по круту, дуге, зигза­гообразно и др.;

    § облегчить выполнение заданий, разме­тив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «фи­ниш», а также «зону отдыха»;

    § формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребен­ка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

    § показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инс­трукцию;

    § сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ла­доши и т. д., что является существен­ной помощью ребенку;

    § формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

    § не утомлять ребенка, чередовать вы­полнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в про­странстве;

    § собственного тела, дозиро­вать нагрузку;

    § двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

    § поощрять даже малейшие успехи.

    Обучив ребенка движениям на пе­ремещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространствен­ном поле.

    Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле ре­комендуется с помощью, во-первых, уп­ражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во- вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в простран­ственном поле с предметами.

    Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

    § сопровождать образцы движений ко­ротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из ас­пектов движения или к одному дей­ствию;

    § выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

    § использовать для облегчения выполне­ния заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения уп­ражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;

    § давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

    § создавать интересные ситуации и по­буждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчи­ком внутри; попади в него другим мя­чиком — и он зазвенит»;

    § исправлять неправильные движения ребенка;

    § радоваться вместе с ребенком его ус­пехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

    В процессе обучения детей с аутиз­мом необходимо соблюдать определен­ные правила:

    § предъявлять учебный материал в со­ответствии с индивидуальными осо­бенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

    § » соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет дви­жение вместе с ребенком, комменти­руя каждое его пассивное или актив­ное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое имен­но движение выполняется в данный момент;

    § соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых дви­жений в пространстве тела и постепен­но переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

    § соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сна­чала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

    § соблюдать проксимодистальный за­кон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребе­нок учится сначала опираться на лок­ти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямлен­ных ногах и т. д.);

    § обеспечивать последовательное освое­ние ребенком различных уровней про­странства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

    § соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выпол­няться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с макси­мальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного вы­полнения движения.

    Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания де­тей с аутизмом является обучение аутич­ного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Сле­дует придерживаться последовательно­го структурированного однообразного порядка, а в программу обучения вклю­чать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентриро­вать внимание только в течение корот­кого периода времени.

    Для успешного проведения занятий ре­комендуется использовать перечислен­ные ниже приемы.

    1. Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершае­мых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.

    2. Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к ин­тересам и пристрастиям ребенка.

    3. Используется такой понятный при­ем, как правильно выбранное положи­тельное подкрепление: «честно зарабо­танное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым сопер­ником (роль которого может сыграть иг­рушка) и, наконец, просто эмоциональ­ное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребен­ка поощрение.

    Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является од­ним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходи­мы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстрой­ствами аутистического спектра рекомен­дуются занятия адаптивным спортом.

    Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагнос­тика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

    Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

    Маланов С.В. Развитие умений и способ­ностей у детей дошкольного возраста. Тео­ретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный инс­титут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.

    Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помо­щи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

    Плаксунова Э.В. Использование програм­мы «Моторная азбука» в процессе коррекци- онно-развивающей работы с аутичными де­тьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

    Плаксунова Э.В. Влияние занятий по про­грамме адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психо­моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и наруше­ния развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.