Специалисты

Аутизм в раннем возрасте симптомы

22.07.2018

Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение

Аутизм у детей — это комплексное нарушение развития, которое должно проявится в раннем возрасте. Как правило, это первые 3 года жизни ребенка и оно обусловлено нарушением функционирования нервной системы.

Согласно современным представлениям аутизм это генетическая предрасположенность, которая следует за ребенком от родителей, либо возможны варианты генетической поломки у конкретного ребенка без унаследования. Но тут следует сделать акцент на том, что это склонность, которая может проявиться под влиянием внешних факторов. Такими факторами является, наличие в семье родственников не только с аутизмом, но и с другими психическими расстройствами, например с шизофренией.

Это в принципе отягощенность семейного анамнеза по шизофрении и другим психическим расстройствам. Кроме того в группу риска попадают дети, которые родились недоношенными, также если возраст родителей превышает 40 лет. Также в группу риска попадают люди проживающие в крупных мегаполисах, имеется ввиду загрязнённость окружающей среды разнообразными тяжелыми металлами и любыми вредными веществами. Это именно те факторы которые дают генетической программе реализоваться.

Риск развития аутизма у ребенке

На сегодняшний день методик прогнозирования аутизма у еще не рожденных детей, не существует. Все программы ранней диагностики предусматривают возможность выявления аутизма у ребенка с 18 месяцев.

На перед вы этого знать не можете и ребенок с аутизмом может родится в любой семье. То-есть раса, социальная принадлежность, способы воспитания ребенка не имеют существенного влияния.

Симптомы аутизма у детей

Согласно нынешней классификации с 2013 года критериями постановка диагноза аутизм являются две группы:

Известно, что дети с аутизмом имеют нарушения связанные с развитием речи, то-есть это как отсутствие речи, так и отставание в развитии или несоответствующее функционирование. Например ребенок может цитировать огромные диалоги из фильмов, из мультиков, из рекламы, но пообщаться с ребенком вы не можете. Он не сможет сказать как его зовут, сколько ему лет, где он живет.

Дети с аутизмом избегают общения с людьми, не потому, что это им не нужно, а потому, что они не знают как взаимодействовать с окружающими. Они не умеют считывать эмоции по лицу, их надо специально этому обучать.

Очень часто у детей с аутизмом присутствуют такие стереотипии как махание руками, кручение на месте, подпрыгивание. По теперешним представлениям эти стереотипии это механизмы саморегуляции, ребенок таким образом приводит свое состояние более или менее в равновесие.

Стереотипии не нужно стараться ликвидировать, так как они помогают ребенку.

Кроме таких явных поведенческих моментов это может быть однотипность в пристрастиях в еде, к расположению предметов, к определенным маршрутам. К примеру если вы передвинете какой-либо предмет в комнате ребенка это может вызвать бурные негативные эмоции.

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр .

На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).

Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).

Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.

Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.

Аутизм признаки у ребенка

Важно понимать, что ребенок с аутизмом выглядит обычно, то-есть пока не проявились поведенческие моменты, проблемы в общении, вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутизм.

Степень нарушения зависит от степени тяжести аутизма. В тяжелых случаях ребенок вообще не общается с окружающими, не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, лицо не выражает эмоций.

Важным признаком аутизма является отсутствие эмоций, вспомните приводить ли когда нибудь , что нибудь ребенка в восторг, вызывало смех, улыбку, если вы упали пытается ли ребенок вас пожалеть, видно ли по нему, что он переживает за вас.

Умение просить важный базовый коммуникативный навык, нормальная реакция просить, считается указанием жестом на желаемую вещь или просто позвать маму. Просьба в виде толкания взрослого к нужному предмету, не считается нормальной.

Типичная реакция на окружающих, особенно на новых людей, это избегание иногда это интерпретируют как крайнюю степень стеснительности, которая однако с возрастом не снижается.

Анализ зрительного контакта особенно важен в детском возрасте, нормальным считается взгляд ребенка глаза в глаза, если ребенок проводит взглядом мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь к себе внимание, это может быть проблемой.

Навыки игры со сверстниками — аутичные дети, как правило, не играют с другими детьми, им более важны игрушки, которые они беззастенчиво могут отобрать у других детей или беганье по кругу или просто наблюдение из далека.

Задержка речевого развития

Для аутичных детей характерна задержка речевого развития. Дети точно должны в 2,5 года иметь в своем обороте десятки слов. В 3 года ребенок должен уметь составлять и говорить предложениями.

Ряд родителей до последнего отрицают наличие проблем, аргументируя тем, что ребенок произносит очень сложные фразы услышанные от взрослых или по телевизору. Это на самом деле может быть отраженная речь, то-есть бессмысленное повторение, это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата .

В более взрослом возрасте речь ребенка более быстрая, сбивчивая , при общении тяготеют перебивать и скатываются к волнующей теме, не имеющей отношения к текущей беседе. К сожалению порядка 1,3 аутичных детей вообще не пользуются речью.

Желание разложить все по порядку

Все мы с детства играем в пирамидки, пожалуй это самая распространенная детская игра. Задача данной игры выстроить элементы пирамидки в нужный порядок, но у аутичных детей часто наблюдается пристрастие выкладывать в определенном порядке игрушки и предметы не предусмотренные для такого порядка. Еще пример, ребенка интересует не сама игрушка, в виде машинки, как нечто целое, а колесико от машинки, которое хочется крутить часами. Это все нарушения принципа связывания, в мозге. Мозг не способен разложить все по полочкам и поэтому фокусируется на отдельных детальках.

Стойкие привычки также являются визитной карточкой аутизма, например привычка к одному типу еды.

Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.

При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.

Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.

Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.

Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.

В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.

Поведенческая терапия для детей-аутистов

Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:

  • Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов , помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
  • Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
  • Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
  • Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.
  • Аутичные дети в школе

    Дети с аутизмом сталкиваются со многими проблемами в школе, но цель терапии внутри и вне класса состоит в том, чтобы помочь им быть успешными в школьной работе и со своими сверстниками.

    Объединение детей с аутизмом с нормально развивающимися детьми очень полезно для их развития, если учителя и сверстники также получат некоторые рекомендации. Чтобы помочь в этом, команда профессионалов, включая родителей, педагогов и терапевтов, разрабатывает индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, которая определяет, какие изменения и вмешательства необходимы в течение школьного дня. Программа регулярно пересматривается, чтобы убедиться в ее актуальности.

    Лекарства для детей с аутизмом

    В настоящее время нет лекарств, которые могут вылечить аутизм. Вместо этого родители и врачи могут использовать различные препараты для лечения некоторых симптомов аутизма, таких как гиперактивность, а также связанные с ними состояния, которые влияют на качество жизни, такие как нарушения сна или желудочно-кишечный дискомфорт. Лекарства используются главным образом для лечения поведенческих нарушений, связанных с аутизмом, включая возбужденное состояние, импульсивность, беспокойство и повторяющееся поведение.

    Медикаменты следует принимать, когда такое поведение достаточно разрушительно, и оно мешает способности ребенка находиться в школьных, социальных или домашних условиях. Лекарства, которые используются для лечения симптомов аутизма, включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, стимуляторы, противоопухолевые препараты, трициклические и антипсихотические средства.

    Решение о том, какие лекарства подходят, зависит от имеющихся симптомов у аутичного ребенка. Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильную комбинацию методов лечения для каждого ребенка. Есть надежда, что при лечении все дети с аутизмом могут получить помощь и лучше ориентироваться в своем мире.

    vseorebenke.ru

    Ранний аутизм у детей

    Некоторые заболевания психики являются врожденными. Поэтому многие врачи предлагают родителям сначала проходить медицинское обследование у генетика, прежде чем зачинать ребенка. Генетические заболевания передаются и детям. Нередко они передаются по генам через одно поколение. Врожденным заболеванием является аутизм, который выявляется в раннем возрасте у детей, имеет четкие причины своего возникновения и симптомы развития. Лечение помогает уменьшить симптоматику аутизма, но не излечивает от заболевания.

    Интернет-журнал psytheater.com рассматривает аутизм как одно из самых распространенных на сегодняшний день. Родителям приходится уделять много времени детям-аутистам, которые без их заботы и помощи не смогут выжить.

    Под аутизмом понимается психическое заболевание, причина которого лежит в особенностях головного мозга, что проявляется в ограниченности социальных контактов, нежелании общаться, узком количестве интересов и повторяющихся действиях. Обычно заболевание проявляется в раннем возрасте, буквально с трех лет, когда отмечаются значительные отклонения от нормального развития. В 50-70% можно вести речь о выявлении умственной отсталости. Также тревожное состояние присуще аутистам.

    Если симптомы заболевания проявляются неярко, тогда говорится об аутистическом спектре. Для появления заболевания достаточно лишь одного носителя данного гена. Если хотя бы один родитель является носителем, тогда велика вероятность проявления аутистического спектра у ребенка.

    При аутизме наблюдаются другие заболевания, такие как:

    Впервые термин «аутизм» был введен в 1910 году при наблюдении за детьми с шизофренией. Выделялись особенности, несвойственные шизофрении, когда ребенок уходил в свой внутренний мир, а любое внешнее воздействие воспринимал как назойливость. Во всемирной классификации психических расстройств аутизм относят к отдельному заболеванию, которому свойственны свои симптомы проявления.

    Каннер ввел основные положения, по которым можно говорить об аутизме:

  • Уход в себя.
  • Стремление к постоянству. Аутисты не любят перемены, а также любят повторять одни и те же действия.
  • Преимущественно причиной аутизма называют генетическую наследственность. Ребенок рождается больным. Однако до сих пор ведутся споры относительно того, что больше влияет на развитие аутизма – мутации или объединение некоторых генов.

    Также факторами развития аутизма являются:

  • Престарелый возраст родителей.
  • Гипоксия при родах.
  • Малый вес ребенка.
  • Место рождения.
  • Короткая беременность.
  • Некоторые родители убеждены, что причиной аутизма является вакцинация. Однако это утверждение пока опровергается. Также заболевание чаще встречается среди мальчиков, нежели среди девочек. Факторами, ведущими к аутизму, называют:

  • Растворители.
  • Определенные продукты питания.
  • Выхлопы двигателей.
  • Химические вещества, тяжелые металлы.
  • Пластик.
  • Инфекционные заболевания.
  • Огнезащитные материалы.
  • Алкоголь.
  • Пестициды.
  • Наркотики.
  • Пренатальный стресс.
  • Курение.
  • Аутизм является особенностью строения головного мозга, который развивается во внутриутробный период не так, как у здоровых детей. Отсутствуют некоторые связи между отделами, что не позволяет быстро развиваться и социализироваться.

    Также причиной аутизма следует называть особенные условия развития, в которых малыш пребывает. Некоторые аутисты являются не врожденными, а наученными. То есть аутизму способствовали родители, которые относились к ребенку холодно, безэмоционально, что заставило его уйти в свой внутренний мир и защититься от внешнего.

    Аутизм все больше становится распространенным среди нового поколения. При внимательном отношении к ребенку можно уже в первый год жизни заметить за ним определенные отклонения. При отсутствии должного внимания аутизм уже выявляют педагоги и воспитатели, когда дети идут в детские сады. Признаками аутизма следует называть стереотипичность и стабильность жизни:

  • Постоянно повторяющиеся движения головой, руками, туловищем.
  • Привычка жить в неменяющихся условиях. Любые перемены, даже перестановка мебели, будут вызывать истерику и панику у ребенка.
  • Ритуальность действий, то есть каждый день аутиста похож на предыдущий. Все происходит по времени и привычно.
  • Аутоагрессия – причинение самому себе вреда.
  • Узость интересов. Зачастую у аутиста есть одна любимая игрушка, одна любимая игра, один человек, с которым он готов общаться.
  • Аутизм характеризуется задержкой умственного развития и нежеланием иметь контакты с окружающими людьми. Признаки уже явно проявляются к 3-летнему возрасту.

    Другими симптомами аутизма являются:

  • Припадки, что отмечается у четверти аутистов.
  • Неспособность сконцентрировать внимание. Ребенок готов заниматься теми заданиями, которые ему интересны. А остальные задания он не сможет выполнить из-за неспособности сосредоточиться на них.
  • Вспышки гнева из-за нарушения привычного порядка.
  • Гиперактивность, когда ребенка заставляют что-либо сделать.
  • Одаренность в конкретном занятии – данное явление редкое среди аутистов. Ребенок может обладать определенным даром.
  • Аутизм можно распознать еще с первых лет жизни малыша, если обращать на следующие аспекты:

  • Аутист не идет на контакт со взрослыми, не реагирует на свое имя, не обращает внимания на внешние раздражители.
  • Не смотрит в глаза, не меняет позы. Выражает свои потребности через другого человека, если держать его за руку.
  • Ребенок не участвует в элементарных играх, особенно групповых.
  • Не реагирует эмоционально на улыбку другого человека.
  • Непонятные телодвижения, в разнобой.
  • Привязанность к тому, кто об аутисте заботится.
  • Поздний лепет, скудость словарного запаса, нежелание говорить.
  • Не выражает своих чувств и просьб.
  • Не играет в игры, где требуется задействовать воображение.
  • перейти наверх

    Аутизм – заболевание прогрессирующее и постоянное, без ремиссий. Ребенок бурно плачет и пугается малейших раздражителей, у него ранимая нервная система, не проявляет удовольствия от кормления, не реагирует на внешние раздражители, искаженно воспринимает дискомфорт.

    Аутист аффективно реагирует на желание других людей с ним пообщаться. Ошибочно полагать, что он предпочитает одиночество. На самом деле аутист просто не умеет поддерживать общение, что не всегда понимается взрослыми, тем более другими детками.

    В редких случаях отмечаются физические отклонения в развитии. Это может касаться координированности движений и походки. Обычно аутист резко реагирует на сенсорные раздражители – яркие цвета и громкие звуки, которые провоцируют у него плач.

    Аутизм во взрослом возрасте является скорее выбором человека отгородиться от внешнего мира и эмоционально не реагировать на него. Это связано с неумением человека общаться с людьми, а также интуитивно чувствовать их.

    Данные люди являются психически здоровыми, однако их психика ранима и возбудима. Поэтому им легче отгородиться от опасного окружающего мира и сузить круг своих интересов, нежели отстаивать свою позицию, бороться.

    Распознать аутизм у взрослых можно по:

  • Немоте.
  • Непонятным телодвижениям.
  • Умственной неполноценности.
  • Немногословности.
  • Махании руками.
  • Странностям при общении.
  • Узости интересов.
  • Педантичности речи.
  • Как диагностировать аутизм?

    Чтобы диагностировать аутизм, следует выявить триаду свойственных ему характеристик:

  • Отсутствие взаимной коммуникации.
  • Репертуар движений, узость интересов, однообразие.
  • Недостаток социальных контактов.
  • Также в шкалу диагностики могут включать избирательность в еде, отсутствие контактов на уровне глаз, измерение уровня интеллекта.

    Чем раньше будет выявлен аутизм, тем лучше. Врачам удастся максимально приблизить ребенка к социальной адаптации на ранних стадиях. Обычно аутизм замечается в 18 месяцев. Уже по достижении 24 месяца жизни аутизм проявляет себя на 80%. Помочь в распознавании аутизма родителям помогут следующие сведения:

    1. До 12 месяцев малыш не лепечет и не машет руками.
    2. До 16 месяцев малыш не выговаривает слова.
    3. До 24 месяцев малыш не проговаривает слова и фразы.
    4. Лучшим вариантом будет посещение врача, который проведет наблюдения и выяснит, болен ли ребенок аутизмом. Зачастую это можно выявить по поведению ребенка – его эмоциональности и социальному контакту. Также предлагаются различные игры, особенно группового характера. Если ребенок не может общаться с другими детками, отгораживается от них, с удовольствием играет в одиночестве, тогда можно говорить о наличии аутизма.

      Отсутствует единое эффективное лечение, которое может помочь при аутизме. Целью различных психотерапевтических направлений является:

    5. Наработка социальных навыков.
    6. Формирование функциональной независимости.
    7. Снижение напряжения в семье.
    8. Улучшение качества жизни.
    9. Лечение аутиста идет на всех уровнях: обучение через труд, логопедические занятия, наработка социальных навыков, оказание помощи и пр. Самый главный акцент ставится на обстановке в семье, где аутист находится. Родители должны систематически заниматься с ним обучением, создавать благоприятные условия для существования и развития.

      Пока ребенок маленький, большой стресс получают родители, который порой вынуждены оставить работу, чтобы заботиться о своем ребенке. Когда ребенок подрастает, встают другие вопросы, которые необходимо решать:

    10. Удовлетворение половых потребностей.
    11. Приобретение трудовых навыков и поиск работы.
    12. Социализация или проживание в обществе.

    Многим аутистам так и не удается адаптироваться к обществу, их проблемы сохраняются на всю жизнь. Поэтому формируются сообщества, где дети-аутисты объединяются в свой маленький социальный мир.

    Аутизм — серьезное заболевание, которое лишает человека самого главного – социальной адаптации. Прогнозы при наличии лечения удовлетворительные, однако они не говорят о полном выздоровлении:

  • У 10% аутистов имеются друзья.
  • 19% достигают некоторой социальной независимости, но все же нуждаются в поддержке.
  • 46% нуждаются во врачебной помощи.
  • 12% постоянно должны находиться под присмотром врачей.
  • Проблема аутизма действительно актуальна, поскольку все больше детей рождаются с данным заболеванием. Если же говорить о приобретенном аутизме, когда ребенок или взрослый человек защищается уходом от социальных контактов, тогда данная проблема решается. Можно воспользоваться психологической помощью, которая позволит решить социальную проблему и устранить все причины для навязанного аутизма.

    psytheater.com

    признаки аутизма в раннем возрасте

    Популярные статьи на тему: признаки аутизма в раннем возрасте

    Понятие аутизма было впервые введено в 1943 г., а в 1971 г. это заболевание было окончательно отделено от шизофрении. В дальнейшем была доказана генетическая природа аутизма.

    Продолжение. Начало в № 80 Продолжение в № 81. Мы сформировали «портрет» больного органической ацидурией (ОА): наиболее важным признаком было отсутствие точного диагноза, который бы объяснял рецидивирующие симптомы. Отмечалась.

    Основные задачи терапии детей с общими нарушениями психического развития: навязывание ребенку коммуникации, в том числе облегченной; устранение нарушений перцепции; развитие мелкой и крупной моторики, познавательных процессов;

    Внимания современного украинского общества к медицинским и социальным проблемам детей с общими нарушениями психического развития и членам их семей недостаточно.

    Задержка психического развития, проявляющаяся в виде отставания развития различных психических функций, – это состояния, в своевременной диагностике которых особая роль принадлежит педиатрам.

    Эпилепсия представляет собой хроническое полиэтиологическое заболевание, лечение которого – одна из наиболее сложных проблем медицины.

    В странах Западной Европы и Северной Америки процесс реформирования системы оказания помощи в области психического здоровья начался 10-15 лет назад. Одной из первых стран, поддержавших эту инициативу, стала Великобритания.

    Достижения нейропсихофармакологии, результаты масштабных клинических исследований, собственный опыт заставляют специалистов пересматривать устоявшиеся подходы к лечению различных психических заболеваний.

    Новости на тему: признаки аутизма в раннем возрасте

    Похоже, у врачей появится шанс распознавать аутизм на ранних этапах. Несмотря на то, что недостаточный зрительный контакт давно рассматривался как возможный признак аутизма, исследователи доказали, что у детей с аутизмом такой контакт действительно затруднен

    Странная и до сих пор еще во многом загадочная болезнь, которая называется «аутизм», стала в последнее десятилетие объектом пристального внимания ученых во всем мире и, прежде всего, в развитых странах, где количество детей-аутистов постоянно увеличивается. Так, ранее медики США считали, что аутизмом страдает один из 150 американских детей. Однако результаты последних исследований свидетельствует о том, что в действительности, реальное количество американских детей аутистов заметно больше: 1 из 91. На данный момент от этого психического расстройства страдает не менее 680 000 маленьких американцев. Неудивительно, что американские ученые ищут способ максимально ранней и точной диагностики этого заболевания, которое лечится тем лучше, чем раньше обнаружено. Новая технология помогает поставить диагноз по голосу ребенка.

    Американские ученые настаивают на том, что все дети в возрасте двух лет должны дважды пройти обследование на выявление аутизма. Настораживающими для родителей симптомами являются отсутствие признаков речи к 9 месяцам и равнодушие к детским игрушкам в возрасте одного года

    www.health-ua.org

    Симптомы аутизма или что делать, если ребенок аутист

    Ранний детский аутизм сопровождается поражением головного мозга еще до рождения ребенка. Последствия процесса сказываются на последующей его жизнедеятельности.

    Для предотвращения глубоких нарушений психической деятельности, отставания в физическом развитии необходимо своевременно выявить патологию на основе признаков, которые приведены ниже в статье.

    К счастью, частота патологии не превышает 1% от всех родившихся детей. Правда, множество случаев заболевания, протекающего в легкой степени, не диагностированы, что несколько искажает общую статистику.

    Ребенок аутист – как развивается патология

    Ребенок аутист развивается медленнее, чем его сверстники. Если патология проявляется средней степенью выраженности, он может придавать словам неверное значение. Аутичный малыш не желает иметь друзей, так как не находит с ними «общего языка». Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не отвечают на улыбки окружающих людей.

    Ранний детский аутизм нередко сопровождается аллергиями и нарушениями процесса переваривания пищи, так как существует зависимость между недоразвитием мозговой ткани и процессами регуляции деятельности внутренних органов.

    Тем не менее, симптомы заболевания являются индивидуальными и у каждого ребенка проявляются собственной клинической картиной. Врачи выделяют лишь некоторые обобщающие черты, по которым можно установить диагноз болезни.

    Проявления аутизма существенно зависят от возраста ребенка, что требует выделения особенностей патологии у каждой возрастной категории. Специфические клинические симптомы болезни существуют и у взрослых.

    Какие причины приводят к аутизму у детей и взрослых

    Причины аутизма в большинстве случаев связаны, скорее всего, с нарушением поступления питательных веществ во внутриутробном периоде. Некоторые ученые считают основной причиной развития патологии гипоксию головного мозга. До сих пор настоящей этиологии заболевания не установлено.

    Клинические эксперименты не подтвердили роль плохой наследственности в качестве причины аутизма. Согласно статистике вероятность появления заболевания у второго ребенка из семьи, где один из детей болен недугом не превышает 5-7%.

    Не обнаружили исследования, какой-либо зависимости между вакцинацией и развитием данного заболевания. В общем, причины аутизма – загадка для ученых и врачей, но болезнь прогрессирует – это факт.

    Одним из провоцирующих факторов заболевания некоторые врачи считают нарушения гормональной сферы у мальчиков, так как замечено, что патология в 5 раз чаще появляется у них в сравнении с девочками.

    Общие симптомы аутизма

    Рассматривая общие симптомы аутизма у взрослых и детей, удобно разделить их на несколько областей.

    Социальное взаимодействие у больных характеризуется некоторыми специфическими привычками, которые сразу замечают окружающие. К примеру, аутист во время общения может долго и пристально смотреть в глаза или принимать необычное положение. С близкими, родственниками и знакомыми такие люди не склонны общаться, так как у них отсутствуют всякие интересы и переживания;

    Невербальное и вербальное общение. Ребенок начинает поздно разговаривать, а в некоторых случаях вообще лишается таких навыков. Согласно статистике – около 40% детей аутистов не разговаривает. Самостоятельно такому пациенту сложно начинать разговор. У больного не возникает желания его продолжать, если начал кто-то другой. Пациенты склонны к повторению одной и той же фразы – эхолапия;

    Ограниченность интересов приводит к тому, что человек постоянно концентрируется на одних и тех же деталях, но у него не хватает мышления, чтобы описать объект в целом. Увлечения также ограничиваются парой тематик, например, видеоиграми и картами;

    Стереотипное мышление проявляется повторением некоторых жестов и поведенческих действий, которые пациенты постоянно повторяют (хлопание в ладоши, раскачивание тела).

    Общие симптомы аутизма проявляются однообразными действиями. К примеру, при аутизме ребенок может съесть хлеб еще до того, как будет принимать салат. При прогулке вместе с взрослыми он будет настаивать на том, чтобы ежедневно они двигались по старому маршруту.

    У взрослых проявления недуга сопровождаются гиперактивностью.

    Кстати, около 10% аутистов хорошо обладают определенным навыком – разбираются в музыке, рисуют. У некоторой части пациентов наблюдается необычное чувственное восприятие. Так легкое прикосновение может вызвать у них резкую боль, а сильное рукопожатие приведет к успокоению нервной системы.

    Признаки аутизма в раннем возрасте (до 2 лет)

    Ранний детский аутизм проявляется сразу после рождения ребенка. В течение первого года жизни малыша родители могут заметить существенные отличия в его поведении в сравнении с ровесниками.

    Другие признаки заболевания до 2 лет:

  • Ребенок никогда не смотрит в глаза родителей;
  • Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям;
  • Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз;
  • Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть;
  • Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться.
  • Родителям следует научиться четко отличать признаки аутизма от психологических особенностей личности с проявлениями скромности и молчаливости. Неуверенность и погружение в себя требует тщательного анализа со стороны психологов. Если мама обнаруживает подобные симптомы у своего малыша, следует проконсультировать с педиатром.

    Симптомы аутизма у ребенка 2-11 лет

    Симптомы аутизма у ребенка в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.

    Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:

    • Часто повторение одной и той же фразы;
    • Не поддерживает беседу;
    • Ребенок не разговаривает;
    • Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
    • Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
    • У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
    • Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.

    Как проявляется аутизм у детей после 11 лет

    Ранний детский аутизм не излечивается, поэтому его проявления сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют специфические признаки заболевания у детей после 11 лет. Данный возраст интересен тем, что наступает период полового созревания ребенка, когда под влиянием гормональной сферы перестраиваются практически все органы и ткани, в том числе и головной мозг.

    Если до этого времени, больной был молчаливым и необщительным, то во время полового созревания данные проявления усиливаются. Агрессивность, тревожные расстройства, депрессия, эпилептические припадки и множество других проявлений заболевания приводят к тому, что подросток аутист после 11 лет становится неконтролируемым.

    Он стойко отстаивает свои интересы и практически игнорирует советы, просьбы окружающих и близких людей. На фоне агрессивности возможно выполнение социально опасных действий. Это свидетельствует о том, что школьники с аутизмом должны постоянно находиться под контролем родителей.

    Симптомы аутизма у взрослых

    Аутизм у взрослых проявляется симптомами, которые зависят от нескольких факторов:

  • Степени тяжести заболевания;
  • Индивидуальных особенностей личности;
  • Социальной среды.
  • Скудная клиническая картина болезни наблюдается при легком течении патологии. Такие люди не соблюдают общепринятые правила, избегают контактов с окружающими, тихо разговаривают или, наоборот, проявляют себя слишком громко.

    Аутизм у взрослых – основные симптомы:

  • Отсутствие эмоций, чувств, намерений и осознания окружающего мира;
  • Невозможность построения дружеских отношений;
  • Трудность вступления в общение;
  • Скудный словарный запас;
  • Отсутствие интонаций и сходство речи с «роботом»;
  • Постоянные переживания из-за событий в жизни и предстоящих перемен.
  • В легкой степени аутизм взрослых позволяет человеку в возрасте 25 лет жить отдельно от родителей. При достаточном развитии умственных способностей он может заводить семью.

    При патологии средней степени формируется частичная зависимость от окружающих, так как человек не может самостоятельно приготовить еду и обращаться с бытовыми приборами. Если интеллект ниже среднего, за ним необходим постоянной присмотр.

    При наличии у человека настораживающих симптомов или выявлении социально опасного поведения врачебная комиссия в составе психиатра, невролога, терапевта и других специалистов определяет состояние пациента, исходя из наблюдения за ним в течение определенного промежутка времени (несколько месяцев).

    Диагностика заболевания также предполагает необходимость определения важных особенностей, которые отличают болезнь от детского церебрального паралича ДЦП с умственной отсталостью.

    Психологические проблемы в семье аутичного человека

    Аутизм взрослых не возникает самостоятельно. Заболевание сохраняется на протяжении всей жизни в связи с тем, что не существует этиологического лечения. Большое значение на обострение симптомов заболевания играет отношение родителей к ребенку аутисту.

    Следует понимать, что у таких детей постоянно возникают трудности в жизни, начиная от школы и заканчивая работой.

    Правильная психологическая организация отношений в семье позволяет в детские годы избавиться от некоторых признаков заболевания. Если родители знают, как жить вместе с аутичным ребенком, они могут подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.

    К примеру, трудности с контактированием уравновешиваются спокойным поведением взрослых. Конечно, в момент постановки диагноза семья испытывает большие трудности. Стресс возникает у каждого члена. Вначале родителям сложно пережить тот факт, что ребенок «необучаем». С течением времени они привыкают жить с ним и даже правильно воспитывают.

    Депрессию, раздражительность и эмоциональную нестабильность при правильной психологической работе с ребенком можно навсегда устранить.

    Наличие в семье ребенка аутиста дополнительным грузом ложится на его братьев и сестер. Как правило, другим детям приходится выводить «трудного» ребенка на улицу, защищать его в коллективах перед сверстниками. При этом они испытывают психологические и бытовые трудности, что приводит к определенным жертвам в интересах и общении с их стороны.

    О принципах лечения аутичности

    Эффективного лечения аутичности не существует. Невозможно устранить недоразвитие тканей головного мозга. Тем не менее, есть много психологических методик, позволяющих развить у пациентов определенные навыки, которые помогут адаптироваться социально и правильно общаться с окружением.

    Некоторые люди придерживаются идеи о том, что диета при аутизме обеспечивает благоприятное течение болезни. Научных данных относительно влияния характера питания на симптомы заболевания не накоплено. В основе такого подхода лежит мнение о том, что кишечник аутиста не способен усваивать такие белки, как казеин и глютен. При исключении данных продуктов из питания действительно человеку становится легче, но заболевание не вылечивается. Безглютеновая диета может привести к нарушению обмена углеводов, поэтому ее использование должно быть назначено врачом.

    Таким образом, аутизм у взрослых протекает более остро при отсутствии рационального подхода к болезни в детские годы. Его симптомы усиливаются на фоне постоянных стрессов и нервных переживаний. Без психологической коррекции социально адаптировать такого больного невозможно.

    vnormu.ru

    Атипичный аутизм. Причины развития у детей

    Атипичный аутизм – это патология в развитии мозга, проявляющаяся общим нарушением развития. Она характеризуется неполноценным формированием личности человека, ограниченностью интересов, социальных контактов и цикличностью действий. В отличие от похожего по симптоматике детского аутизма, проявляется в более позднем возрасте и может не иметь всех диагностических критериев. Заболевание чаще всего встречается у пациентов с выраженной умственной отсталостью и тяжелым расстройством в развитии речевого аппарата.

    Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

    Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

    1. 1. С умственной отсталостью.
    2. 2. Без нее.
    3. Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других — ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

      Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

      Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

      У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение — характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

      Характерные симптомы аутизма:

      • проблемы в общении с другими людьми;
      • отсутствие потребности в социальных контактах;
      • непонимание причин поведения других людей;
      • трудность в изучении новых слов;
      • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
      • равнодушие к людям, происходящим событиям;
      • неумение выражать свои чувства и эмоции;
      • необходимость совершения ритуальных действий;
      • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.
      • Важнейшим фактором для лечения атипичного аутизма у детей является правильная диагностика заболевания. Именно этап установления диагноза представляет наибольшую сложность и несет множество опасностей. Н а данный момент в отечественной медицине нет точных диагностических критериев, позволяющих отделить аутизм от других психических нарушений. Проявления патологии в раннем возрасте схожи с такими заболеваниями, как умственная отсталость, депривационный синдром, шизофрения, нарушение слуха и зрения. Неверно поставленный диагноз не только не позволит вылечить больного, но и лишит его шанса на нормальную жизнь.

        Не существует конкретных способов терапии этого нарушения. Методика подбирается индивидуально для каждого пациента и должна учитывать его особенности, форму заболевания и прогнозы развития. Медикаментозного лечения атипичного аутизма нет. Отдельные лекарственные средства могут быть использованы для устранения таких проявлений болезни, как агрессия и аутоагрессия, апатия, депрессивное состояние, обсессивно-компульсивный синдром, повышенная возбудимость и прочее. Препараты подбираются врачом и должны приниматься строго по назначению. Чрезмерное применение психотропных средств при таком заболевании недопустимо, так как это может привести к еще большим нарушениям в речевом аппарате, эмоциональной и социальной сферах.

        Безопасным способом уменьшения проявлений болезни является диета. Специальный рацион, назначаемый лечащим врачом, требует ограничить употребление:

      • сахара и сахаросодержащих продуктов;
      • фаст-фуда;
      • молока и продуктов с содержанием глютена (ячмень, рожь, пшеница);
      • консервов и еды с красителями.
      • Для коррекции атипичного аутизма у детей и улучшения их социальной адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:

      • 1. Необходимо приучать ребенка к выполнению обязательных гигиенических процедур путем постоянного повторения. Важно установить и объяснить правила поведения в обществе, особенно если аутист — подросток. Это делается путем повторения частых жизненных ситуаций и установления приемлемых моделей действий в подобных случаях.
      • 2. У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Аутист очень болезненно реагирует на изменения привычной обстановки и любые перемены в привычном ему окружении. Чтобы избежать подобного стресса, родители не должны нарушать тот порядок вещей в комнате, который установил ребенок, и не должны принуждать его к какой-либо деятельности насильно.
      • 3. Нужно уделять аутисту достаточно внимания, часто говорить с ним, задействовать картинки, буквально изображающие образные слова или метафоры. Это нужно для общего развития ребенка. Важно регулярно повторять подобные процедуры, даже если больной не проявляет интереса. Не стоит переутомлять его, нужно сочетать занятия и покой в соотношении 40/60 или 30/70. Ребенку-аутисту важно находиться одному, родители должны предоставить ему эту возможность.
      • 4. Недопустимо кричать на аутиста, повышать голос рядом с ним или выяснять отношения на повышенных тонах.
      • 5. Нужно заниматься с ребенком физкультурой, давая нужную и полезную нагрузку на мышцы.
      • 6. Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу больного, отнимать у него что-то или физически ограничивать его действия.
      • Именно родители играют главную роль в лечении, реабилитации и адаптации ребенка к внешнему миру. Важно создать в доме спокойную обстановку, делать перерывы на отдых и регулярно посещать психолога и психиатра для обследования больного и коррекции терапевтических процедур.

        Атипичный аутизм – это огромный комплекс сложных нарушений в работе мозга, сопровождаемый расстройствами в эмоциональной, поведенческой и социальной сферах. У больного возможны трудности с освоением речевого аппарата и нарушения в работе нервной системы, которые проявляются неадекватным поведением и вспышками гнева.

        Диагностирование заболевания затруднительно из-за симптоматики, схожей с другими психическими расстройствами. Терапия атипичного аутизма направлена на коррекцию поведения больного, устранение некоторых симптомов и адаптацию в социальной среде.

        neurofob.com