Специалисты

Бек депрессия интерпретация

04.06.2018

Обработка и интерпретация результатов. Шкала депрессии Бека

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос­нове клинических наблюдений, позволив­ших выявить ограниченный набор наиболее реле­вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиниче­скими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симпто­мов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 ут­верждений, соответствующих специфическим про­явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симпто­ма, каждому пункту присвоены значения от 0 (сим­птом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некото­рые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.

В первоначальном вариан­те методика заполнялась при участии квалифици­рованного эксперта (психиатра, клинического пси­холога или социолога), который зачитывал вслух ка­ждый пункт из категории, а после просил пациента выбрать утверждение, наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выда­валась копия опросника, по которому он мог сле­дить за читаемыми экспертом пунктами. На осно­вании ответа пациента исследователь отмечал со­ответствующий пункт на бланке. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитывал анамнестические данные, показатели интеллекту­ального развития и прочие интересующие параме­тры.

В настоящее время считается, что процедура тести­рования может быть упрощена: опросник выдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно.

"В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе."

Обработка и интерпретация результатов

  • 0-9 – отсутствие депрессивных симптомов
  • 10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)
  • 16-19 – умеренная депрессия
  • 20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)
  • 30-63 – тяжелая депрессия
  • Пункты 1-13 – когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
  • Пункты 14-21 – субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)
  • Инструкция: "В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе."

  • 0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.
  • 1 Я расстроен.
  • 2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.
  • 3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.
    1. 0 Я не тревожусь о своем будущем.
    2. 1 Я чувствую, что озадачен будушим.
    3. 2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.
    4. 3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.
    5. 0 Я не чувствую себя неудачником.
    6. 1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.
    7. 2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.
    8. 3 Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.
      • 0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
      • 1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
      • 2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.
      • 3 Я полностью не удовлетворен жизнью. и мне все надоело.
      • 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.
      • 1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.
      • 2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.
      • 3 Я постоянно испытываю чувство вины.
      • 0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.
      • 1 Я чувствую, что могу быть наказан.
      • 2 Я ожидаю, что могу быть наказан.
      • 3 Я чувствую себя уже наказанным.
      • 0 Я не разочаровался в себе.
      • 1 Я разочаровался в себе.
      • 2 Я себе противен.
      • 3 Я себя ненавижу.
      • 0 Я знаю, что я не хуже других.
      • 1 Я критикую себя за ошибки и слабости.
      • 2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.
      • 3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.
      • 0 Я никогда не думал покончить с собой.
      • 1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.
      • 2 Я хотел бы покончить с собой.
      • 3 Я бы убил себя, если бы представился случай.
      • 0 Я плачу не больше, чем обычно.
      • 1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.
      • 2 Теперь я все время плачу.
      • 3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.
      • 0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.
      • 1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.
      • 2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.
      • 3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.
      • 0 Я не утратил интереса к другим людям.
      • 1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.
      • 2 Я почти потерял интерес к другим людям.
      • 3 Я полностью утратил интерес к другим людям.
      • 0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.
      • 1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.
      • 2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.
      • 3 Я больше не могу принимать решения.
      • 0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.
      • 1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.
      • 2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.
      • 3 Я знаю, что выгляжу безобразно.
      • 0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.
      • 1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.
      • 2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.
      • 3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.
      • 0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.
      • 1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.
      • 2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.
      • 3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.
      • 0 Я устаю не больше, чем обычно.
      • 1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.
      • 2 Я устаю почти от всего, что я делаю.
      • 3 Я не могу ничего делать из-за усталости.
      • 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.
      • 1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.
      • 2 Мой аппетит теперь значительно хуже.
      • 3 У меня вообще нет аппетита.
      • 0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.
      • 1 За последнее время я потерял более 2 кг.
      • 2 Я потерял более 5 кг.
      • 3 Я потерял более 7 кr.
      • 0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
      • 1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
      • 2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.
      • 3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.
      • 0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к сексу.
      • 1 Меня меньше занимают проблемы секса, чем раньше.
      • 2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь сексуальными проблемами, чем раньше.
      • 3 Я полностью утратил сексуальный интерес.
      • studopedya.ru

        Тест-опросник депрессии Бека

        Тест-опросник депрессии Бека

        для определения уровня депрессии.

        В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения.

        Депрессия – очень распространенное явление в наши дни. По статистике этим недугом страдает около 35% населения, при этом лишь половина и хочет с ним бороться и знает как.

        Иногда бывает очень сложно определить депрессию. Во-первых, симптомы и признаки могут соответствовать другим заболеваниям. Страдающие депрессией уверены, что отсутствие красок в жизни — это банальное переутомление, а соматические проявления списывают на хронические нарушения в организме. Но психическое состояние при этом ухудшается ежедневно. Во-вторых, не многие могут выделить время для посещения специалиста, а выявить наличие прогрессирующей депрессии без его помощи не могут.

        Шкала депрессии Бека

        С этой проблемой можно бороться с помощью специальных тестов и опросников. Одним из самых актуальных и полных, на данный момент, способов выявления заболевания является тест — шкала депрессии Бека, пройти который можно здесь (это займет всего несколько минут).

        А.Т.Бек – профессор психиатрии, автор многих трудов в этой области. Именно он создал психотерапию когнитивного характера и предположил, что все психологические проблемы не что иное, как ошибки мышления.

        Тест на депрессию, предложенный Беком, имеет в основе самые распространенные признаки и симптомы депрессии, выбранные и сгруппированные благодаря кропотливой работе многих ученых-психотерапевтов. Симптомы были определены на основании тех жалоб, которые озвучивали больные, затем данные сравнивались с клиническим описанием депрессии.

        Опросник состоит из 21 группы утверждений, при этом они составлены в порядке увеличения своего вклада в общий уровень депрессивного состояния. Сама шкала была составлена ученым в 1961 году, однако после она неоднократно пересматривалась и изменялась в соответствии с Руководством по диагностике и статистике психических расстройств. Последний раз опросник обновлялся в 1996 году.

        Психологический опросник Бека содержит в себе утверждения, описывающие в себе такие клинические симптомы депрессии как: подавленное настроение, пессимистический взгляд на мир, признаки чувства несостоятельности, неудовлетворенности, чувство вины с последующим наказанием, нарушение социальных связей, работоспособности, сна, аппетита, либидо, повышенная утомляемость и потеря веса, раздражительность, слезливость и мысли о суициде.

        Помимо этого тест на депрессию разделен на 2 шкалы:

        • Группы утверждений с 1 по 13 указывают на возможность личности изменять свое поведение в зависимости от ситуации, но вполне предсказуемым способом (когнитивно-аффектная субшкала).
        • Группы утверждений с 14 по 21 направлены определить физические (соматические) проявления болезни.
        • Выбрать соответствующие состоянию утверждения следует здесь, затем нужно оценить результаты. Заполнив опросник, надо подсчитать количество баллов. Всего их может быть 63 и это максимальное значение свидетельствует про наличие тяжелой степени депрессии.

        • Не более 9 – депрессии нет,
        • 10-15 — легкий уровень депрессии (субдепрессия),
        • 16-19 — умеренная депрессия,
        • 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести),
        • 30-63 — тяжёлая депрессия.
        • Причем перед тем как пройти опросник, важно сосредоточиться и напрячь память, так как определение подходящих утверждений происходит на основании своих ощущений в течение последней недели.

          Существует упрощенная шкала депрессии Бека, которая используется для оценки уровня депрессии у подростков. Максимальное количество баллов – 39 и значат они следующее:

          Что значат результаты

          Если для взрослого человека субдепрессия – не повод бить в колокола, то для подростка все, что выше 19 баллов – критическое состояние, требующее немедленного посещения специалиста. Опросник лишь помогает установить наличие и уровень депрессии, но только специалист, выявив симптомы, определит истинные причины ее возникновения и поспособствует излечению.

          Выявленная тяжелая депрессия требует и психотерапевтического и медикаментозного лечения

          Высокий балл – признак наличия депрессии, в период лечения количество баллов должно постепенно снижаться и стремиться к 0. В психотерапии считается полным выздоровлением снижение уровня депрессии по шкале Бека до 10 баллов.

          Очень важно периодически выполнять самообследование, тем более, когда онлайн сервис способствует быстрому прохождению тестирования. Важно своевременно выявить болезнь и начать с ней бороться. Тяжелая стадия приводит к необратимым последствиям: потеря здоровья, расставание с друзьями, тревога за здоровье больного близких людей.

          myvsd.ru

          Шкала бека для самооценки тяжести депрессии

          Шкала депрессии Бека является эффективным инструментом диагностики и самодиагностики депрессивных состояний у взрослых и подростков.

          Этот тест разработан в середине прошлого века Аароном Беком, американским психологом, и часто используется для самооценки тяжести депрессии.

          Шкала депрессии Бека. Описание методики ^

          Разработка теста была осуществлена на основе клинических наблюдений, выявивших основные симптомы депрессии и зафиксировавших наиболее частые жалобы пациентов. Тест несколько раз корректировался, одна из его последних версий вышла в 1996 г. Первая публикация опросника состоялась в 1961 г.

          Тест Бека используют не только для оценки состояния взрослых, но и для диагностики депрессии у подростков от 13 лет. Для подростков существует адаптированный вариант опросника.

          Шкала депрессии Бека помогает оценить динамику депрессивных расстройств, что позволяет применять тест для оценки качества проводимого лечения.

          Процедура проведения ^

          Первоначально тестирование осуществлялось в присутствии эксперта, зачитывавшего формулировки утверждений. Пациенту выдавалась копия опросника, но отвечал он устно.

          Экспертом также учитывались дополнительные показатели (анамнез, уровень интеллектуального развития обследуемого и т.д.). Сейчас процедура прохождения теста значительно упрощена.

          Бланк теста состоит из 21 группы утверждений, каждая из которых содержит фразы, либо маркированные цифрами от 0 до 3, либо не маркированные (в этом случае расстановка баллов осуществляется после прохождения теста).

          Из каждой группы следует выбрать одно утверждение, точнее всего отражающее состояние человека, проходящего тест, на момент тестирования и в течение недели. В каждой группе фразы расположены в порядке увеличения степени проявления признака. Некоторые категории включают альтернативные пункты, которые одинаково оцениваются.

          Прежде чем выбирать то или иное утверждение, необходимо ознакомиться со всеми вариантами, представленными в группе.

          В версии 1996 г. каждая группа утверждений имеет название. Ранее они не были включены в тексты опросников. Оценивается аппетит, сон, утомляемость, беспокойство, самообвинение, наличие суицидальных тенденций и так далее.

          Как развить память и внимание? Читай статью.

          Сделано уточнение, что в случае, если в одной группе кажутся верными несколько утверждений, выбирать нужно последний пункт. В предыдущих версиях допускался выбор всех подходящих утверждений. Формулировки фраз также подверглись переработке.

          Обработка и интерпретация результатов ^

          Взрослый вариант опросника

          Обработка полученных результатов может осуществляться как психологом, так и самостоятельно.

          Суммируется общее число баллов по всем симптомам, и на основе получившегося числа дается оценка тяжести депрессии:

        • если баллов меньше девяти — диагностируется отсутствие депрессии;
        • 10-15 баллов — легкая депрессия;
        • 16-19 баллов считается уровнем умеренной депрессии;
        • 20-29 — средняя, выраженная депрессия;
        • 30 баллов и выше — тяжелая депрессия.

        Легкую депрессию можно откорректировать без помощи лекарств: хорошо помогает музыка, книги, общение. Часто при терапии легкой депрессии используется когнитивный подход.

        Сумма баллов выше восемнадцати уже может служить показанием к клиническому лечению. Чем сумма выше — тем желательнее не просто принимать антидепрессанты, но и принять решение о госпитализации.

        Кроме общего количества баллов, можно рассчитать выраженность симптомов депрессии в двух субшкалах: когнитивно-аффективной (пункты 1-13) и в субшкале соматических проявлений депрессии (пункты 14-21).

        Читай о методах развития креативности в статье.

        Как манипулировать любимым мужчиной? Читай далее.

        Вариант для подростков

        В этом варианте уровень депрессии по шкале бека оценивается тем же способом, что и в предыдущем. Сами формулировки опросника изменены: например, группа утверждений «Потеря интереса к сексу» была вычеркнута, появились утверждения, связанные с оценкой собственной внешности.

        Результаты варианта для подростков интерпретируются следующим образом:

      • удовлетворительное эмоциональное состояние — до 9 баллов;
      • легкая депрессия — 10-19 баллов;
      • умеренная депрессия — 19-22 балла;
      • тяжелая депрессия — выше 23 баллов.
      • Шкала депрессии Бека доказала свою эффективность для оценки тяжести депрессивных состояний. Исследования проводились в англоязычных и немецкоязычных странах. Данный тест можно применять в совокупности с другими, служащими уже для измерения отдельных аспектов депрессивных расстройств.

        Видео: 8 шагов: «Как противостоять стрессу и избавиться от депрессии»

        Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

        Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

        gopsy.ru

        / Шкала депрессии Бека

        Методика предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос­нове клинических наблюдений, позволив­ших выявить ограниченный набор наиболее реле­вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиниче­скими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симпто­мов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 ут­верждений, соответствующих специфическим про­явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симпто­ма, каждому пункту присвоены значения от 0 (сим­птом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некото­рые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.

        Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оцени­вается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тя­жести симптома. Суммарный балл составляет от О до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

        Процедура проведения

        «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли все утверждения в каждой группе».

        Обработка и интерпретация результатов

        При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.

        0-9 – отсутствие депрессивных симптомов

        10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)

        16-19 – умеренная депрессия

        20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)

        30-63 – тяжелая депрессия

        Градуально оценивает­ся выраженность 21 симптома депрессии.

        Пункты 1-13 – когнитивно-аффективная субшкала (C-A)

        Пункты 14-21 – субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

        Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе».

        3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.

        3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

        1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

        1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

        3 Я полностью не удовлетворен жизнью. и мне все надоело.

        0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

        1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

        2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

        2 Я ожидаю, что могу быть наказан.

        0 Я не разочаровался в себе.

        1 Я разочаровался в себе.

        2 Я себе противен.

        3 Я себя ненавижу.

        1 Я критикую себя за ошибки и слабости.

        3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.

        2 Я хотел бы покончить с собой.

        1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

        0 Я не утратил интереса к другим людям.

        3 Я больше не могу принимать решения.

        0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

        1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

        2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

        0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.

        3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.

        1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

        2 Я устаю почти от всего, что я делаю.

        1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

        2 Мой аппетит теперь значительно хуже.

        3 У меня вообще нет аппетита.

        0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

        0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

        2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

        0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к сексу.

        1 Меня меньше занимают проблемы секса, чем раньше.

        2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь сексуальными проблемами, чем раньше.

        studfiles.net

        Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

        Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии.

        Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

        После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

        Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

        Далее приведена созданная Аароном Беком Когнитивная терапия, в которой он описывает причины, симптомы депрессии и возможные способы избавления от нее.

        В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

        0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

        2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

        0 Я не тревожусь о своем будущем.

        1 Я чувствую, что озадачен будущим.

        2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.

        0 Я не чувствую себя неудачником.

        2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

        3 Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.

        0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

        2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

        3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.

        3 Я постоянно испытываю чувство вины.

        0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

        1 Я чувствую, что могу быть наказан.

        3 Я чувствую себя уже наказанным.

        0 Я знаю, что я не хуже других.

        2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.

        0 Я никогда не думал покончить с собой.

        1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

        3 Я бы убил себя, если бы представился случай.

        0 Я плачу не больше, чем обычно.

        1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

        2 Теперь я все время плачу.

        3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

        0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

        2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

        3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.

        1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

        2 Я почти потерял интерес к другим людям.

        3 Я полностью утратил интерес к другим людям.

        0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

        1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

        2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.

        1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

        2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

        3 Я знаю, что выгляжу безобразно.

        0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

        3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.

        1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

        2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.

        0 Я устаю не больше, чем обычно.

        3 Я не могу ничего делать из-за усталости.

        0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

        1 За последнее время я потерял более 2 кг.

        2 Я потерял более 5 кг.

        3 Я потерял более 7 кr.

        Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).

        1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.

        3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

        0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.

        1 Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.

        2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.

        3 Я полностью утратил либидо интерес.

        Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

        Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

        Результаты теста интерпретируются следующим образом:

      • 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов
      • 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)
      • 16-19 — умеренная депрессия
      • 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
      • 30-63 — тяжёлая депрессия
      • Также в методике выделяются две субшкалы:

      • Пункты 1-13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
      • Пункты 14-21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)
      • Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии.

        Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

        Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием

        Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

        Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

        Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

        Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

        В «когнитивную триаду депрессии» входят:

        — негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

        — негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

        — нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

        Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

        Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

        Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

        1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

        2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

        3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

        4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

        5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

        6. Преувеличение (катастрофизация)— преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

        Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

        1. Сведение проблем- идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем.

        Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

        2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

        Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

        Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей».

        Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

        3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

        После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

        Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что. «) и неопровержимым фактом («я знаю, что. «). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

        4. Изменение правил регуляции правил поведения.

        Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

        Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

        Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

        Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

        Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

        Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

        Классификация поведенческих правил:

      • 1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).
      • 2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).
      • 3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).
      • 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).
      • 5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).
      • 6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).
      • 5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

        6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

        Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

        psycabi.net

    ©2019 | Developed by ThemeBounce.

    Back to top