Специалисты

Чем лечить невроз у детей

17.04.2018

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Невроз у детей школьного возраста

Описание невроза у школьника

Развитие школьного невроза характеризуется неадекватными реакциями ребенка на проблемы, происходящие в учебном заведении. Трудности, связанные с отклонением детского поведения в школе, а также сложности с обучением ребенка являются проблемой как психологов и учителей, так и врачей. Исходя из наблюдений врачей, на сегодняшний день низкая рождаемость абсолютно здоровых детей, соответственно многие из них сталкиваются с определенными отклонениями в норме развития.

По результатам комплексного обследования детей, имеющих какие-либо последствия перинатального поражения нервной системы, выяснялось, что 25% учеников имеют депрессивные нарушения, часть из которых возникла еще на стадии детского сада, либо имеет домашнюю первопричину. Проявление школьного невроза достаточно разнообразно, но среди них выделяют три категории среди учеников начальных классов.

1. К первой категории относятся дети, у которых наблюдается явное отклонение в поведении. Их поведение вызывающее, они могут позволить себе грубость по отношению к учителям, одноклассникам, плохо ведут себя во время занятий, могут также ходить по классу. При этом детки данной группы отличаются завышенной самооценкой и плохой успеваемостью.

2. Вторую категория составляют дети, которые имеют среднюю успеваемость, адекватное поведение, однако при возникновении большой нагрузки, или эмоционального потрясения. Поведение ребенка резко меняется, переходя в апатию и депрессивное состояние. Окружающие могут заметить резкую смену настроения, пи этом ребенок может отказаться контактировать с взрослыми, погрузиться в свои мысли и полностью отгородиться от внешней действительности и происходящего вокруг него.

3. Третья категория учеников кажется вполне благополучной, то есть хорошо учатся и ведут себя на занятиях. Однако при наблюдении можно заметить, что данные дети имеют тихую манеру речи, присутствует страх при вызове к доске, при этом у ребенка сильно дрожат руки. Эти детишки отличаются плаксивостью, неуверенностью в себе, множеством комплексов, ранимостью, тревожностью, их очень часто мучают беспричинные страхи, вплоть до того, что они просто отказываются от посещения школьных занятий.

Если ребенок имеет даже небольшие нарушения центральной нервной системы, начиная с трех лет необходимо постоянное наблюдение специалиста и прохождение интенсивной коррекционной терапии.

Медикаментозное лечение. Лечение школьного невроза.

Медицина не делает разграничения между взрослым и детским неврозом, поскольку данное заболевание в любом случае является психическим расстройством. Зачастую причинами невроза в детском возрасте являются проблемы внутри семьи, конфликтные ситуации в образовательном учреждении, перенесенный стресс, либо страх и так далее. Следствием всего этого становится развитие детского невроза, для установления, причины которого необходимо обратиться к квалифицированному психологу, или психотерапевту.

Как правило, лечение школьного невроза при помощи медикаментов практически не используется, поскольку в данном случае успокоительные препараты будут иметь невысокую эффективность. Более того, многие лекарства, назначаемые взрослым, противопоказаны деткам из-за возраста.

Школьный невроз у детей в большинстве случаев лечат с помощью арт — терапии, то есть путем рисования, лепки, танцев, конструирования. Однако результат во многом будет зависеть от способности родителей изменить ту ситуацию в жизни ребенка, которая и привела к развитию невроза.

Лечение народными средствами

Среди средств народной медицины есть немало способов для улучшения сна, настроения и снятия раздражительности у детей.

— декоративный пион является сильнодействующим успокоительным средством. Для отвара необходимо измельчить 1 ч. л. Корней, залить 0.5 л. воды и кипятить 5 минут. Употреблять по 1 стол. л. 2 раза в день;

— чтобы приготовить настой из пиона необходимо взять 1 стол. ложку сухих листьев и залить 0,3 л горячей воды. Дать настояться 60 мин., а затем процедить и пить по 1 ст.л. 3 раза в день. Таким же образом готовиться настойка из пустырника обыкновенного, но с расчетом 1 ч.л на 0,3 л воды;

— если имеется нарушение сна, либо расстройство нервной системы, хорошо помогает настой из кувшинки белоснежной: 50 гр. измельченных сухих семян, 0,5 л воды. Покипятить в течение 2 мин., а затем дать настояться час. Принимать внутрь по десертной ложке 3 р./день;

— настойка из корней валерианы: 1 ч.л. размельченного корня и 0,3 литра воды. Прокипятить на протяжении 5 минут, а затем настоять в течение одного часа и процедить. При бессоннице, или тревоге принимать по 50 мл пару раз в день;

— 1 ч. л. измельченных корней валерианы залить 0,5 литра охлажденной кипяченой воды и оставить настаиваться на 8 часов, затем процедить и пить по десертной ложке 3 раза/день;

— для лечения невроза можно использовать отвар василька порохватого, который необходимо приготовить следующим образом: 50 гр. растений с корнем прокипятить с 1 литром воды до окончательного объема 500 мл, пропустить через фильтр и употреблять по 1 стол. ложке 3 раза/день;

— для успокоения и укрепления нервной системы хорошо помогает следующий сбор: мята (1 ст.л.), мелисса (1 ч. л.), смешать с 1 литром кипятка и дать настояться час, после чего процедить и принимать внутрь по 1 ст.л. 3 раза в день;

— для приготовления следующей смеси потребуется 1 столовая ложка шишек хмеля, 0,3 л кипятка. Все смешать и варить на медленном огне в течение 3 минут. Употреблять по столовой ложке 3 раза в день. Чтобы улучшить сон, можно сшить подушку из травы хмеля;

— одну столовую ложку размельченных плодов боярышника кроваво-красного залить 0,3 литрами горячей воды и кипятить в течение 3 минут, затем профильтровать и принимать внутрь по столовой ложке три раза в день при повышенной раздражительности и неврозе;

— молодые измельченные листья березы (100 гр.), залить кипятком 92 стакана) и дать настояться 60 минут, затем процедить и тщательно отжать листья в смесь. Необходимо пить по 1/3 стакана 3 раза в день перед тем, как принять пищу.

nevroz-psixoz.com

Невроз — состояние, которое развивается на фоне хронического воздействия на человека стрессовых ситуаций. При данной проблеме отсутствуют органические необратимые изменения в ЦНС и других органах. Хотя нездоровых явлений со стороны различных систем организма достаточно. Неврозы у детей могут проявляться симптомокомплексами на фоне функционирования органов пищеварения, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. В основе неврозов, являющихся пограничными заболеваниями, лежат обратимые нарушения нервной системы. Часто они развиваются в результате психотравмирующих воздействий. Такие проблемы встречаются у 15-25 % детей, преимущественно у мальчиков в школьном возрасте.

Детские неврозы имеют множество проявлений, в том числе соматических. Они включают в себя головокружение, покалывание кончиков пальцев, плохую устойчивость. У ребенка могут наблюдаться:

  • быстрая утомляемость;
  • подавленное настроение;
  • трудности при засыпании и слишком раннее пробуждение;
  • тревожность и страхи;
  • дрожь во всем теле.
  • Сердечно-сосудистая система при неврозах у детей тоже дает о себе знать скачками артериального давления, зябкостью конечностей. Помимо этого, могут быть:

    • нарушения ритма;
    • покалывание в области сердечной мышцы;
    • учащенное сердцебиение.
    • Пищеварительная система при расстройстве ЦНС страдает довольно часто. Проявляется нездоровое состояние вздутием живота, сухостью во рту, диареей, отсутствием аппетита. Что касается дыхательной системы, то при развитии неврозов у детей наблюдаются:

    • учащенная зевота;
    • ощущение нехватки воздуха;
    • чувство комка в горле.
    • Причины детских неврозов

      На состояние нервной системы у пациентов младшего возраста большое влияние оказывают издержки воспитания. Это касается прямых угроз, эмоционального шантажа, традиционализма, отдаленности родителей, негативного отношения к пожилым членам семьи. Вызвать детский невроз могут:

    • особенности психики;
    • хронический стресс из-за неприятия в обществе, проблем в школе;
    • склонность к глубокому переживанию различных событий.
    • Нездоровое состояние часто провоцируется разнообразными эмоциональными травмами. К факторам риска относят:

    • ссоры между родителями;
    • наследственность;
    • эмоциональные, физические перегрузки.
    • Специалисты выделяют 3 формы детского невроза: астенический, обсессивно-фобический и истерический. В первом случае наблюдается чрезмерная утомляемость и озабоченность состоянием. Второй форме свойственно появление настойчивых сомнений и страхов. В последнем случае возможно самовнушение различных признаков заболеваний. Данная форма нередко развивается у пациентов с активным воображением.

      Какой врач лечит детский невроз?

      Если ребенок жалуется на плохой сон или головные боли, недостаточно концентрируется, конфликтует со сверстниками, учителями или же вовсе апатичен, стоит заподозрить расстройства ЦНС. Помогут в диагностике и лечении такие врачи как:

      Если проблема глубже, чем кажется на первый взгляд, то специалист направит пациента на консультацию к психиатру. На первичном приеме доктор общается с родителями и ребенком. Врачу важно узнать:

      1. Как давно начались изменения в поведении, состоянии?
      2. В какой обстановке находится пациент дома, в детском саду, школе?
      3. Переживал ли ребенок эмоциональные потрясения, физические травмы?

      Для постановки точного диагноза важно подробно проанализировать жалобы и анамнез. Так врач узнает, нет ли других причин, которые способны вызывать симптомы со стороны различных органов и систем.

      При детских неврозах проводят неврологический осмотр. Он заключается в оценке состояния пациента, выявлении признаков патологии. При неврозе обычно аномалий нет.

      Что если не лечить невроз у ребенка?

      Чтобы избавить пациента от пребывания в нездоровом состоянии, нужна квалифицированная работа психиатра или психолога. Если выявлен невроз у ребенка, которому 2 года и меньше, то процесс обычно вызывается физиологическими причинами и упор следует делать на них. Важно изучить все аспекты:

    • течение беременности и заболевания матери;
    • родовые травмы;
    • частые проблемы со здоровьем малыша в младенчестве.
    • Если невроз у ребенка в 2 года, следует принять во внимание психологические причины. Без лечения состояние пациента может серьезно ухудшиться, вплоть до прерывания взаимоотношений с обществом, безразличия к окружающему.

      Важно вовремя заметить проблему, правильно поставить диагноз и приступить к корректной комплексной терапии. В противном случае возможны такие осложнения, как:

    • депрессия;
    • нарушение социальной адаптации;
    • агрессивное поведение.
    • Чтобы не допустить ухудшения состояния и исключить рецидивы, стоит заниматься профилактикой. Она включает своевременное разрешение конфликтов, ведение здорового образа жизни. При риске развития невроза у ребенка 2 года жизни важно наблюдаться у психолога, своевременно обращаться за помощью при ухудшении состояния или подозрительных изменениях. Хорошие результаты дает соблюдение режимов питания и отдыха. В рацион должны быть обязательно включены продукты, обогащенные витаминами, сезонные овощи и фрукты.

      bolezni.zdorov.online

      Лечение неврозов у детей и подростков

      Отдельного понятия «детский невроз», строго говоря, не существует. Как и у взрослых, у детей неврозы развиваются под воздействием психотравмирующих обстоятельств и являются обратимым расстройством психики.

      Причиной детских неврозов в большинстве случаев становятся внутрисемейные конфликты, реже — проблемы в коллективе сверстников либо пережитая травма, болезнь или сильный испуг.

      Невроз у детей: симптомы, лечение

      Основная опасность невроза кроется не в самом факте заболевания (оно излечимо), а в том, что большинство родителей попросту не обращает внимания на тревожные признаки, считая их личными или возрастными особенностями ребенка и полагая, что со временем эти симптомы исчезнут сами собой.

      Однако неврозы у детей требуют лечения в обязательном порядке, причем профессиональная помощь психотерапевта в этом случае жизненно необходима, поскольку подобное расстройство может оказать влияние на формирование личностных установок ребенка и в значительной степени определить его дальнейшую судьбу.

      Каковы же основные симптомы, по которым можно определить наличие невроза? Это могут быть навязчивые детские страхи и постоянная тревога. Если ребенок боится темноты или не хочет даже на короткое время оставаться без мамы, это — еще не свидетельство невроза. Тем не менее, подобные признаки являются сигналом, что на состояние малыша стоит обратить особое внимание.

      О неврозе могут свидетельствовать частые капризы и истерики (при этом сила приступа нередко неадекватна вызвавшей его причине). Дети могут испытывать эмоциональную подавленность, у них, так же как и взрослых, может развиваться хроническая усталость. Если ребенок не убирает в своей комнате, не торопитесь ругать его и обвинять в лени, сначала присмотритесь — возможно, у него просто нет сил.

      Однозначно тревожными сигналами являются неконтролируемые неосознанные действия: тики, привычки грызть ногти, теребить края одежды и т.д.

      Если вы заметили у своего ребенка подобные проявления, следует немедленно обратиться к специалисту. Только психотерапевт может поставить диагноз и определить, как лечить детский невроз с учетом его клинических проявлений.

      В зависимости от возраста, особенностей течения болезни и характера ребенка врач может назначить семейную терапию, арт-терапию, групповые или индивидуальные занятия. Лечение неврозов у подростков и детей редко включает в себя медикаментозную терапию, поскольку «взрослые» препараты в столь раннем возрасте попросту противопоказаны. В крайнем случае врач может назначить мягкие седативные средства.

      И еще о причинах неврозов

      Если у ребенка развилось такое заболевание, как детский невроз, лечение может занять много времени и потребовать много усилий. Расхожая фраза «болезнь проще предупредить, чем лечить» в этом случае как нельзя более актуальна. Дети очень зависимы от значимых для них взрослых, особенно — от собственных родителей. Неправильные методы воспитания являются причиной серьезных психологических проблем, от которых впоследствии не так-то легко избавиться даже во взрослом возрасте. В неправильном воспитании обычно и кроется причина детских неврозов.

      Повышенные требования, которые родители предъявляют ребенку, желание «подогнать» его под свои идеалы, чрезмерная опека или равнодушие к его проблемам — все это способствует формированию серьезных внутренних конфликтов. Маленький человек живет в постоянном внутреннем напряжении. Он пытается приспособиться к непомерным требованиям взрослых, но для этого у него не хватает ни сил, ни жизненного опыта.

      И зачастую важнейшей мерой по профилактике невроза становится обучение родителей правильным методам взаимодействия с детьми. Работая с психотерапевтом, родители учатся признавать своего малыша отдельной личностью, достойной уважения и имеющей право выбора. Порой это — непростой путь, но его стоит пройти, ведь именно так строятся здоровые, гармоничные отношения с ребенком и закладывается фундамент для его благополучного будущего.

      Записаться на прием Вы можете по телефону: (495) 231-85-59 или через online форму, а также задать интересующий Вас вопрос.

      helpman.ru

      Неврозы у детей и подростков, лечение неврозов у детей и подростков в Саратове

      Неврозы — это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные, то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства ( неврозы у детей, детские неврозы ) встречаются у 15 — 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

      Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

      Что способствует развитию невроза у ребенка? Происхождение детских неврозов, причины, анализ

      Предрасполагающие факторы развития детского невроза : резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

      Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

      Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка , способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

      Неправильное воспитание — причина невроза у детей

      На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

      Что происходит при неврозе в нервной системе?

      При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

      Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

      Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

      Особенности неврозов у детей

      Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

      Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

      Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

      Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

      Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) — это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

      Навязчивые мысли у детей

      Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

      Навязчивые страхи у детей

      Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия — страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия — страх закрытых помещений; 3) акарофобия — страх острых предметов; 4) акрофобия — страх высоты; 5) гомилофобия — страх толпы; 6) мизофобия — страх загрязнения; 7) танатофобия — страх смерти; 8) дисморфофобия — страх уродства; 9) эрейтофобия — страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

      Виды страхов у детей

      У детей также бывают специфические виды страхов : остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

      Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

      Существуют кризисные возрастные периоды : 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

      Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

      Виды страхов — навязчивые, бредовые, сверхценные

      Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные .

      Навязчивые страхи у детей, лечение

      Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

      Бредовые страхи у детей, лечение страхов

      Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с "идеями фикс"), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

      Сверхценные страхи у детей, лечение страхов

      К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто "застревают", и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

      Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

      К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению ( невроз навязчивых движений ): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

      Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

      Ритуал — это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

      Истерический невроз у детей, истерические припадки, астазия — абазия, истерические парезы и параличи, нарушение чувствительности, псевдоалгические явления, амавроз, афония

      Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек. У более старших детей могут возникать астазия — абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

      Моносимптоматические неврозы у детей

      Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии — отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

      Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

      В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове.

      Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

      Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России. В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

      Новые методы лечения невроза у детей в России — безопасные и эффективные

      Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов.

      Лечение детских неврозов в Саратове

      Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

      Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей !

      sarclinic.ru

      Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

      Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

      У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

      Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

      Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

      При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

      Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

      В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

      Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

      6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

      У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

      Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

      У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

      10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

      Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

      Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

      Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

      13. Патологические привычные действия.

      Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

      Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

      Итак, для возникновения невроза имеют значение:

      1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

      2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

      3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

      Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

      • Длительное недосыпание
      • Физические и умственные перегрузки

      НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>

      Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

      Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

      Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

      Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

      Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

      С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

      Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

      Что такое психическая травма как причина невроза?

      Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

      КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

      Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

      Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

      detstvo.ru