Специалисты

Что такое тяжелый аутизм

16.06.2018

Что такое тяжелый аутизм

Начнем с того, что «тяжелый аутизм» — это не официальный диагноз. Это всего лишь совокупность симптомов, которое помогает родителям, докторам, учителям и психологам лучше описать уровень того, как может функционировать человек, и какие у него потребности. Тяжелый аутизм часто называют низкофункциональным, каннеровским или глубоким аутизмом. Этот термин описывает людей, у которых проявления аутизма выражены максимально.

Есть еще один способ дать определение тяжелому аутизму, описав то, насколько страдающий им человек нуждается в посторонней помощи. Обычно люди с тяжелым аутизмом должны находиться под постоянным присмотром – семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки.

Почему им требуется так много помощи?

  • Хотя у всех страдающих аутизмом людей есть сложности с социальным взаимодействием и коммуникацией, именно те, у кого тяжелый аутизм, совершенно не могут использовать речь. При общении с ними создается впечатление, что они не обращают никакого внимания на свое окружение.
  • Говоря в целом, страдающие тяжелым аутизмом также имеют очень низкий уровень умственного развития – что показывают даже те тесты, которые опираются на невербальные методики. Важно, однако, понимать, что эта видимость часто оказывается ложной: некоторые люди с тяжелым аутизмом успешно осваивают язык жестов, электронные устройства и другие приспособления. Многие из этих людей оказываются весьма красноречивыми, если находят способ себя выразить, что дает основание считать, что, по меньшей мере, некоторые из людей с тяжелым аутизмом гораздо способнее, чем кажется.
  • У многих людей с аутизмом есть сенсорные расстройства – они или чрезмерно, или недостаточно чувствительны к свету, звуку, прикосновениям, запаху и ощущениям вкуса. Те, у кого аутизм имеет тяжелую форму, могут иметь предельные нарушения сенсорики – такие, что места с большим скоплением людей, ярким освещением и громким звуком будут для них совершенно непереносимыми.
  • У многих людей с аутизмом есть тенденция к ритуалам и самостимуляции (стереотипиям). У тяжелых аутистов набор подобных привычек в поведении особенно широк. Часто они могут повредить себе, дергая себя за волосы или стуча головой об стену или стол.
  • Тяжелый аутизм часто сопровождается агрессивным поведением. Человек с тяжелым аутизмом может бить других людей руками, кусаться или лягаться. Также нередки случаю размазывания фекалий, резкого, многократного захлопывания дверей. Все это требует быстрого и своевременного постороннего вмешательства.
  • «Убегания» – часты случаи, когда тяжелый аутист начинает бежать в произвольном направлении без видимых к тому причин. Иногда из-за этого в доме нужно устанавливать специальные, трудные в открывании замки и сигнализацию.
  • У людей с тяжелым аутизмом могут проявляться физические симптомы, которые также имеются и при менее глубоком его течении. Они могут включать в себя бессонницу, эпилепсию, расстройства настроения, а также, по некоторым источникам, гастроэнтерологические проблемы.
  • Лечение тяжелого аутизма обычно включает препараты для снятия тревоги и связанных с ней состояний. К людям с тяжелым аутизмом применяют поведенческую терапию (ABA), занятия с логопедом, физиопроцедуры и иногда — игровую терапию. Родители должны регулярно показывать своего ребенка с тяжелым аутизмом врачу, чтобы вовремя выявлять заболевания, о которых малыш не может сказать, поскольку плохое самочувствие провоцирует проблемное поведение.

    www.corhelp.ru

    (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания — появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2-4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя — состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении).

    Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом — улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

    Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм — наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении — бреда, галлюцинаций, бессвязности речи — не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер. Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3-6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности — столь явного и устойчивого признака аутизма — могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний — крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием. По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

    Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

    Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981

    Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

    dic.academic.ru

    Тяжелый аутизм у подростка. Мама Ирина и Игнат 12 лет

    Тяжелый аутизм ребенка

    Меня зовут Ирина

    Живу в небольшом городке Сальске Ростовской области

    Мой любымый и единственный сын Игнатов Игнат родился от первой беременности с угрозой выкидыша на 8 неделе с подозрением на маловодие

    Роды – кесарево сечение в срок

    Но делали симуляцию, схватки длились с 21.00 ( 11 ноября) до 18.00 ( 12) пока не сделала операцию

    Ребенок родился 2800

    Закричал сразу, но грудь не бра

    Только на 3 сутки взял, по шкал оценили 7-8

    Был беспокойным, крикливым сразу, спал только на подушке, которую качали

    Сразу прописали кучу лекарств

    Держать голову начал с 4 мес, сидел с 8, ходит за руку с 1 и 9 месяцев

    Впервые в серьезное заведение обратились в 2006 в ОДБ Ростова и начались наши скитания

    Генетик выявил множественные пороки развития

    Проведен анализ на кариотип( патологии не выявлено)

    РКТ головного мозга – признаки кисты прозрачной перегородки

    Сурдолог – слух в норме

    В стационаре кололи – актовегин, сонапакс

    В стационар ложились каждые полгода

    В 2008 по направлению поехали в Москву в НИИ педиатрии и детской хирургии в отделение генетики

    Клинический диагноз ставили такой

    грубая задержка психического развития или ПР с аутистическими чертами поведения

    физическое развитие выше среднего

    И тут появились эти страшные слова и диагнозы

    Мы начали принимать сильные препараты, но толку не было никакого …

    Мы выбили путевку в Москву в Научный Центр Психического развития …

    Кто нас только не смотрел, какие светила

    Вот что написали

    Мы мало, что поняли из диагноза

    Рисполепт тут отменили

    Прописали амминазин, который стал для нас роковым

    На фоне истерики и приступа медсестра ночью сделала укол в мышцу и задела седалищный нерв

    Никто признавать не стал врачебную ошибку …

    Поэтому Игнат с 2010 года не ходит

    Я поняла, что ребенку врачи помочь уже не могут

    Последние 2 года он очень агрессивный, много самоагрессии

    Ребенок полностью себя не обслуживает

    Ест только протертую пищу

    В группе Аутизм нашла ролик про Шона и ролик мамы, с результатми комплексного лечения сына …

    Там услышала о диете без казеина и глютена и про прополис Эй-пи-ви …

    Сегодня месяц как мы на диете и Тенториуме

    Изменения были первые две недели, потом кризис

    Я убрала сразу все лекарства …

    Кашель у нас постоянно теперь, особенно как засыпает

    Сегодня заснул в 7 утра

    Хотя я добавила четвертинку рисполепта

    Сидим пока на трети от положенной дозы Эй-пи-ви 3 раза в день и 6 раз апихита

    Даю на ложечке Тенториум с Апитоком 3 раза в день

    Не ходит в туалет 3-4 раза

    Даю лен дробленный с водой

    Скинул минус 8 кг за месяц

    Сейчас он в той поре что и был до диеты

    Но к этому прибавился еще и сон

    Он вообще не спит

    Засыпает под утро

    Жду продукты из интернет-магазина, чтобы заменить вредные на полезные

    Вроде какает но не каждый день

    На четвертинке рисполепта и фенозипане

    Засыпает раньше и встает рано

    Начала учить его с карточками Доманна

    Учу говорить с флейтой)))

    Для меня новое открытие — еда

    Очень нравится ему кероб с кососовым молоком и медом

    Авокадо, кокосовое и мед

    ЭТО что-то невероятное

    Я вчера весь день проревела …

    Игнат очень плохо себя вел, скорее всего были боли

    Потому что газообразование

    Скорее всего, продукт 3 действует сильнее айпиви

    Вот и результат

    Ревела от того, КАК он страдает

    Он очень часто стал пукать

    И крючился на полу

    Искал места где можно надавить на живот

    Диваны, перила, колени мои и плакал …(

    Даже купаться не стал, хотя очень любит

    Лена. Атек хочешь знать сколько сейчас?

    Сначала диеты похудел на 8 кг за месяц

    Сейчас снова набрал вес и мы на диете уже 2, 5 месяца

    Искючили полностью вредные продукты

    Было очень тяжело

    Его приступы агрессии сейчас длятся от силы 5-10 мин

    И самое важное — он стал более ласковый

    И смотрит чаще в глаза

    Девочки, делюсь новостями

    Речь/Язык/Коммуникативные навыки: 26

    Сенсорные навыки/Познавательные способности: 25

    Здоровье/Физическое развитие/Поведение: 34

    Получается за 4 месяца на Тенториуме и диете — минус 43

    apicorrection.com

    Личный опыт. «Тяжелый аутизм и голос моей дочери»

    История девочки с аутизмом, которая нашла свой внутренний голос, рассказанная с точки зрения ее отца

    Перевод: Елизавета Морозова

    Когда в 1995 году родились наши близнецы, мы с моей женой Тамми готовились начать жизнь с нового листа. Сначала мы пережили неожиданную смерть Тамми в 1989 году. Несколько месяцев спустя родился наш сын Мэтью, но вскоре у него начались серьезные проблемы с дыханием. В течение последующих четырех лет мы пережили несколько выкидышей.

    Наконец, после курса лечения от так называемого дефекта лютеиновой фазы, моя жена смогла родить наших дочерей. Мы были так счастливы, что подумывали назвать их в честь препаратов, которые обеспечили их появление на свет, но Кломид и Прогестерон Флейшман как-то не звучали, так что мы остановились на Карли и Тарин.

    Тарин покинула утробу с улыбкой на лице. Эта девочка с темным чепчиком волос и смеющимися глазами начала отпускать шуточки еще до того, как научилась говорить. Карли, которая была той еще непоседой в матке, казалось, огляделась вокруг и сказала: «Я не туда попала». И в самом деле, этот мир никогда не будет на одной волне с нашей малюткой. В возрасте двух лет Карли поставили диагноз – аутизм, задержка психического развития и орально-моторная апраксия (неврологическое расстройство, которое не дает человеку говорить). «Постоянно будьте в зоне ее видимости, – сказал наш педиатр по развитию. – Это как взбираться по лестнице. Но как высоко она заберется, покажет только время».

    И вот мы полезли по этой ужасно скользкой лестнице. Физиотерапия и развитие навыков, чтобы научить ее стоять, ходить и, в конечном итоге, самостоятельно есть. Поведенческая терапия (прикладной анализ поведения) – чтобы помочь Карли освоить базовые жизненные навыки, справляться с нарушениями сенсорной интеграции и жить в мире, который постоянно на нее орёт.

    Тарин начала говорить, наряжаться, она ходила в гости к другим детям и на уроки танцев. Карли ходила на сессии терапии, мычала, кричала и ни на секунду не прекращала двигаться. Ее поведение казалось диким и – без постоянного присмотра – разрушительным. Оставшись одна, она высыпАла детскую присыпку из банок, намазывала мебель арахисовым маслом и устраивала потоп в ванной. Однажды она выскользнула из дома на рассвете и прошла четыре квартала, прежде чем мы ее нашли (раздетую догола) в любимом парке.

    Ночи были бессонной сумбурной чередой смены ее постельного белья, повторного укладывания спать и удержания силком в постели до тех пор, пока она, наконец, не засыпала в четыре или пять часов утра. Она раскачивалась и подпрыгивала практически постоянно и с такой силой, что становилось страшно. Нам пришлось укрепить ее постель стальными прутьями после того, как она сломала дубовую кровать. До сего дня я не могу понять, как это мы прожили 10 лет, обходясь двумя-тремя часами сна в сутки.

    К возрасту семи или восьми лет стало понятно, что Карли не ждут те прорывы, которые мы наблюдали у других детей с этим загадочным расстройством. «Возможно, вы захотите подумать о выборе учреждения для постоянного проживания, когда придет время», – обтекаемо сказала наш психолог. Полагаю, она была настроена сочувственно, но ни я, ни моя жена не нуждались в таком совете. И вот, имея лишь ограниченный выбор и иррациональную веру в то, что где-то за этим вечно вращающимся дервишем всё-таки есть человечная, способная и умная Карли, – мы продолжали бороться. В конце концов, она прекрасно демонстрировала способности к академическим навыкам в коррекционной школе, которую посещала, и со своими терапистами, которые работали с ней каждый день без исключения.

    В марте 2005 года Тамми, Мэтью, Тарин и я уехали на весенние каникулы. (На тот момент мы давно отказались от идеи настоящего семейного отдыха из-за технических и эмоциональных сложностей путешествия вместе с Карли.) Когда мы ехали от Великого каньона в сторону Феникса, у меня зазвонил мобильник. «Карли весь день печатает», – сказал Говард Далал, наш преданный поведенческий терапист и друг. Он и Барб Наш-Фентон, логопед Карли, были очень заняты в то утро, когда Карли схватила свое устройство для альтернативной коммуникации и напечатала слова «помогите зубы больно».

    Они задыхались и хихикали как дети, когда повторяли нам эту историю снова и снова. Нам хотелось им верить, но, не видя этого своими глазами, мы были настроены скептически. После многих лет оглушительной тишины мы бы скорее поверили в то, что начала печатать наша кошка.

    Но Карли печатала. Поначалу ее печатная коммуникация была обрывочной, неправильно сформулированной, порою она пропадала полностью. Однако, в конечном итоге, Карли нашла то, что она сама называет «внутренним голосом».

    В январе 2008 года наши девочки готовились к бат-мицве (ивр. ?? ????? — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-мицва), и Барб с Говардом настаивали на том, что Карли должна говорить во время празднования. «Она может написать свою речь», – говорила нам Барб. Карли надрывалась несколько недель, поскольку ее скорость печати была (и остается до сих пор) очень низкой. Она может печатать только указательным пальцем правой руки. Однако, когда она пишет, ее предложения получаются полностью сформулированными, красноречивыми и остроумными.

    Карли попросила, чтобы мы все написали ее героине – телеведущей Эллен Де Дженерес, чтобы та зачитала ее речь за нее. Моя жена – настоящий ас по части нахождения нужных связей, которые могут вывести на кого угодно. Несколько продуманных звонков друзьям и незнакомцам – и нас ждал успех: Эллен записала речь на видео.

    Когда пришло время для речей и тостов, моя жена встала и сказала: «Я хочу поблагодарить наших друзей, которые помогли нам добиться того, что вы сейчас увидите. Говорят, ребенка воспитывает вся деревня, так вот у Карли не деревня, а целая армия, и мы бы никогда не справились без вас».

    Свет погас, и на огромном экране, установленном специально для мероприятия, появилась Эллен. Сидя в своем знаменитом кресле в своей студии, Эллен обратилась прямо в камеру: «Слова, которые я собираюсь прочитать, принадлежат Карли».

    «Я очень рада быть здесь, – так начиналась речь Карли. – Я не знаю, что сказать, но благодарю вас всех за то, что пришли. Я четыре месяца работала над этой речью, и я надеюсь, что она вам понравится. Я надеялась прочитать эту речь сама. Но я не могу, так что я попросила об этом ту, которая заставляет меня улыбаться. Я должна сказать вам, что я жульничала и заглянула в речь другой девочки, и она благодарила всех, кто приехал в город. Мне говорили, что люди ехали на поездах и самолетах только для того, чтобы меня увидеть. Ладно, можете смотреть!»

    На этом месте Эллен приподняла брови и улыбнулась: «Это забавно». Она продолжила: «Я знаю, что я могу казаться некоторым из вас глупой, но у меня аутизм, и это он заставляет меня так себя вести. У многих детей и людей постарше тоже есть аутизм. Я не одна такая. Аутизм – это тяжело, потому что хочешь вести себя одним образом, а получается совсем по-другому. Это грустно, потому что иногда люди не знают, что я ничего не могу с этим поделать, и они злятся на меня».

    Карли начала объяснять, что она хотела бы быть как все остальные, но ей бы не хватало того, что делает ее уникальной. Она очень трогательно поблагодарила свою семью, Говарда и Барб за их неизменные усилия и понимание и вернулась к разговору о доброте.

    «То, о чем я хочу говорить, касается не только евреев, это должно распространяться на весь мир. Это называется цедака. Это значит, что мы отдаем не просто какие-то вещи, например, печенье, мы отдаем самих себя. Если все люди в мире сделают что-то хорошее для другого человека, а не для себя самого, то весь мир станет гораздо лучше. Не могу утверждать, что мы должны быть всегда хороши для всех, потому что я сама не такая. Не всё, что я делаю, я могу контролировать, но я думаю, что мы должны что есть сил стараться делать хорошее».

    «Мне бы хотелось сделать людей мира счастливее, так что я испекла вместе с папой печенье для людей, у которых нет еды. Не иметь еды, должно быть, очень грустно. Я очень люблю еду. Я думаю, что была бы счастлива, если бы кто-то потратил какую-то часть своего дня, чтобы сделать для меня еду. Тогда бы я, наверное, захотела сделать что-то хорошее другому человеку. Очень весело и приятно знать, что я пекла печенье для людей, которым оно действительно было нужно, и что поэтому я не съела его всё. Я отдала людям печенье, и они были рады его получить. Странно – хотя это был мой личный проект, вся моя семья участвовала в нём так или иначе».

    Ее речь завершалась словами: «Ладно, спасибо всем, что пришли. Я поговорила про аутизм и на еврейскую тему, что же мне ещё добавить? А, знаю. Одна мудрая женщина однажды сказала, что если вам больше нечего сказать, то остается только одно – танцевать. Веселитесь, я буду делать именно это».

    Глядя на экран, я приобнял Тамми. Хотя я уже просмотрел это видео множество раз (чтобы убедить самого себя в его реальности), разделив просмотр с большой компанией, я был вне себя от чувств.

    В течение своей речи Карли помогла другим людям увидеть в ней то, что многие из нас считают само собой разумеющимся. Она не жаловалась и не возмущалась, вместо этого Карли говорила с тем же юмором, который всегда помогал нашей семье не опустить руки.

    Хотя в течение нескольких месяцев до этого я наблюдал за составлением речи, до меня не доходило, что Карли хотела помогать тем людям, кому повезло меньше, чем ей. Собственно говоря, с моей точки зрения, ни у кого не могло быть таких же серьезных проблем, как у нее. Но она считала себя не «одной из них», а одной из нас. Карли не нуждалась в сочувствии, ей было нужно принятие.

    Наша подруга, которая знала Карли с раннего детства, подошла ко мне тем же вечером. «Я больше никогда не смогу смотреть на твою дочь так, как прежде», – вот и все, что она смогла сказать, прежде чем вернулась к другим гостям.

    И я тоже больше не мог смотреть на неё как прежде. Карли стояла рядом с танцполом – с теми, кто смеялся, дурачился и выпивал. Она стояла в стороне, но была ближе к этой толпе, чем когда-либо – довольная, даже гордая. Возможно, впервые в своей жизни. Она улыбалась, а тем временем друзья схватили её за руки и начали кружить по танцполу.

    Я наблюдал за этой сценой и размышлял об одном комментарии Карли, когда она пожаловалась на свой плохо работающий рот и выразила желание, чтобы мы смогли «починить её мозг». В тот вечер, когда я смотрел на свою дочь, только что тронувшую сердца множества людей, я понял, что не всё «сломанное» необходимо чинить.

    outfund.ru

    Как проявляется детский аутизм

    Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте.

    Многие взрослые считают, что поставленный диагноз – ранний детский аутизм – своеобразный приговор малышу. В настоящее время разработано достаточно много методик по лечению синдрома. Необходимо отличать данное состояние от других расстройств психики.

    Аутизм нельзя отнести к классическому заболеванию, это расстройство, происходящее из-за нарушения развития головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов. Данное умственное расстройство часто изолирует кроху от окружающей действительности, а также от родных b близких людей.

    Аутизм – это погружение в собственный мир, куда малыш никого не допускает. Кроха закрывается от постороннего воздействия. Синдром раннего детского аутизма выражается проявлением дефицита общения, эмоций, отсутствием социализации, коммуникативности.

    Подобный диагноз чаще всего ставится малышам 3 — 5 лет. Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) чаще выявляется у мальчиков, однако, у девочек с таким расстройством симптоматика протекает в более тяжелой форме.

    У малышей старше 5 лет, детей подросткового возраста и взрослых людей, синдром проявляется очень редко. Присуща легкая форма. Ученые до сих пор не определились с тем, имеет ли синдром только генетический характер или существует возможность, что некоторые виды этого нарушения имеют приобретенный характер.

    Синдром совсем недавно относили к психозам как к психическим заболеваниям. Однако неоднократные убедительные исследования позволили изменить отношение к РДА. Этот синдром, прежде всего, относится к группе общих расстройств психологии, куда специалисты объединяют весь объем, связанный с задержкой развития, отклонения разнообразных психологических функций у детей.

    Восприятие мира, симптоматика аутизма

    Малыши-аутисты не могут принять отдельный образ человека или предмета. Ребенок выделяет отдельные части: рука, нога, нос, рот. Понять, что все это взаимосвязано и принадлежит одному человеку, маленький человечек не в состоянии. Для несмышленыша человек – это отдельные детали, а не единый образ.

    Для такого крохи нет разницы между живым существом и неодушевленным предметом. Именно поэтому несмышленыш может попытаться оторвать хвост кошке, чтобы играть им. Любое внешнее воздействие – прикосновение, звук, свет, создает дискомфорт для малыша. Пытаясь спрятаться от этого чувства, маленький человечек закрывается от внешнего мира.

    Родители могут уже с первых месяцев по определенным симптомам определить нарушение развития у чада. Поставить окончательный диагноз сможет только специалист, однако, именно родители должны обратить внимание, заподозрить необычность развития ребенка.

    Чтобы понять, как распознать аутизм, необходимы знания родителей о том, какие у детского аутизма симптомы указывают на возможное нарушение развития:

  • С ребенком невозможно установить прямой контакт «глаза в глаза». Кажется, маленький человечек смотрит куда-то вдаль, сквозь человека.
  • Агрессивно реагирует на любые прикосновения. Не любит, когда берут на ручки, обнимают, целуют. Бывает и обратная реакция, когда кроха абсолютно равнодушен: как его мамочка взяла на руки, в такой позе он и будет находиться. Не будет пытаться обнять маму или прижаться к ней.
  • Маленький игнорирует других детей, не обращает на них внимания. Предпочитает играть самостоятельно в игры с однотонными, повторяющимися действиями, например, выстраивает по порядку игрушки. Часто предпочитает играть с песком или водой. Очень нравится переливание воды из одной емкости в другую. Такое поведение должно вызвать обеспокоенность у взрослых.
  • Плохо развита речь. Нередки случаи, когда после 2-х лет кроха, который умел разговаривать, имел неплохой словарный запас, замолкает, из речи исчезают многие слова.
  • Понижен болевой порог. Ребенок не осознает, что такое опасность. Может выйти на дорогу во время движения автомобилей или опустить пальчик в чашку с кипятком. Реакция на боль часто атипична. На серьезные травмы карапуз не обращает внимания. Зато небольшой ушиб может вызвать истерику.
  • Малыш пассивен или гиперактивен. Такое поведение также должно привлечь внимание родителей.
  • При любых тревожащих явлениях в поведении чада следует обратиться за консультацией к психологу. Чем раньше будет диагностирован ранний детский аутизм, тем больше шансов скорректировать процесс воспитания и развития, помочь маленькому человечку влиться в социум, вести здоровую нормальную жизнь.

    Причины аутизма у детей

    До сих пор причины возникновения, сами механизмы РДА до конца не изучены, что способствует появлению большого количества теорий. Существует несколько теорий происхождения данного нарушения:

    Считает, что причина – факторы внешней среды или экзогенные факторы. Неправильное питание, использование продуктов с большим количеством консервантов, нитратов, употребление алкоголя, наркотиков, применение лекарственных препаратов могут выступить тератогенами, которые окажут воздействие на развитие плода на ранних сроках беременности. Кроме того, перенесенные стрессы, заболевание мамочки краснухой во время беременности также могут вызвать нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития плода.

    Считает основной причиной наличие генетических дефектов. Если в семье уже были случаи рождения малышей с таким диагнозом, то шанс рождения крохи с аутизмом вырастает во много раз. У малышей с РДА также часто выявляются иные виды генетических нарушений, например, гипомеланоз и др.

    Связывают появление детей с аутизмом с достаточно большим возрастом родителей, а также ожирением у будущей мамочки.

    Признаки нарушения развития

    У ребятни внешние признаки могут проявляться с разной степенью выражения. Однако специалисты выделяют несколько признаков, по которым диагностируется данное психологическое расстройство:

    • очень слабая форма коммуникативности;
    • аномальный дефицит социального взаимодействия;
    • стереотипная, однообразная, повторяющаяся форма поведения;
    • раннее проявление аутизма.
    • РДА диагностируется только по поведению малышей. Первые признаки аутизма обычно проявляют себя после одного года. В 3-х летнем возрасте все характерные особенности уже достаточно очевидны. Наличие особенностей в поведении, которое не соответствует обычному умственному развитию, сильное отставание от развития сверстников, служит основанием для постановки этого диагноза.

      Чтобы понять, как распознать данное нарушение, необходимо более детально понимать, что относится к признакам нарушения.

    • Слабая форма коммуникативности
    • У малышей отмечается задержка развития речи. При особо тяжелых случаях возможно полное отсутствие речи – мутизм. Кроха употребляет короткие слова, выражающие действия: спать, есть. О себе такие детки говорят в третьем лице: он сделал, она поела. Речь бессвязная, понять со стороны, о чем говорит ребенок, невозможно. Нередко несмышленыш может очень долго повторять одну и ту же фразу или слово.
    • Аномальная форма речи. Перед ответом повторяет весь вопрос или его часть. Отвечает без интонации или неправильно интонирует слова. Разговаривает очень тихо, почти неслышно или слишком громко. Не реагирует на свое имя.
    • Практически никогда не задают вопросов, не проявляют любопытство. Обычный период почемучек, который ярко проявляется в 3 года, проходит мимо таких деток.
      1. Дефицит социального взаимодействия
      2. Внешне очень симпатичные, с отстраненным задумчивым выражением лица. Очень часто выражение лица похоже на неподвижную маску, вместо улыбки малыш гримасничает. Ребенок с РДА не распознает эмоции других людей. Нормально развивающийся младенец чутко реагирует на интонацию, на улыбку, улыбается. Может по выражению лица понять, что взрослый сердится. Аутист не отвечает на улыбки, нет никакой реакции на ласки мамы.
      3. Обычно грудничок с радостью и интересом реагирует на новую игрушку, прикосновения мамы. Пытается ухватить ее за руку или волосы, чтобы поиграть. Активно смотрит по сторонам, реагирует на звуки. Кроха с синдромом использует жесты с конкретной целью, чтобы попросить что-то. Такой малыш не будет пытаться привлечь маму к совместной игре.
      4. При нормальном развитии, в три года дети ищут активное общение со сверстниками. Маленькому аутисту неинтересны подвижные игры, а также общение с ровесниками. Малыш играет отдельно от остальных детей, не обращает на сверстников никакого внимания, ему не нравятся ролевые игры, он их игнорирует. Ему больше нравится рассматривать свои пальчики или крутить одно и то же колесо от машинки.
      5. Бутуз внешне не реагирует на своих родителей. Испытывая чувство тревожности, если мама вышла из комнаты, малыш внешне будет спокоен, не будет звать маму, пытаясь ее вернуть. Раньше считалось, что дети с аутизмом не привязываются к родителям, однако, последние исследования доказали, что это не так. Рядом с родными, близкими взрослыми чаще всего маленький человечек выбирает маму как объект привязанности, кроха не выглядит слишком зацикленным, проявляет зачатки интереса.
      6. Иногда дети очень остро реагируют на обращенное на них внимание: начинают беспричинно смеяться, раскидывать вещи, игрушки. Если к малышу кто-то направляется, то он может с криком убежать, начать прятаться.
        1. Однообразная, повторяющаяся форма поведения
          • Зацикленность. Маленький человечек может бесконечно долго выстраивать ровно машинки, поправлять карандаши, фломастеры. Заставить отвлечься от этого занятия кроху практически невозможно.
          • Постоянное повторение действия, не несущего никакой смысловой нагрузки. Несмышленыш может несколько часов подряд сидеть, не меняя позы, раскачиваться, качать головой, перебирать пальцы рук. Нередки случаи, когда малыш стучится головой об стену или о бортик кроватки. Девочка может долго кружиться на месте.
          • Неизменность, ритуальность привычных действий. Кроха придумывает свои ритуалы, которые строго соблюдает. Например, у него обязательно должна быть своя тарелка, кружка. Если мама налила молоко в другую кружку, малыш может эту чашку просто не увидеть. Будет ждать, когда ему нальют пить в его чашку.
          • Постоянство в обстановке. Все должно находиться на привычном месте. Малейшая перестановка мебели, например, сдвинули стол, может привести к тому, что ребенок еще больше закроется. Иногда на такое изменение обстановки он может ответить повышенной агрессивностью, истерикой.
          • Любое посягательство на личные границы ребенка, создание непривычной ситуации способствует развитию навязчивых идей, страхов. У малыша могут проявиться приступы самоагрессии или агрессивности. Кроха будет рвать у себя волосы на голове, биться головой о твердую поверхность, часто до появления крови.

            Раннее проявление синдрома

            Внимательные родители уже в раннем возрасте жизни грудничка могут заметить некоторые особенности его поведения. Распознать взрослым ранний детский аутизм помогут следующие наблюдения за детьми:

          • Ребенок менее подвижен, чем его сверстники.
          • Нет эмоций, у младенца очень скудная мимика. Обычно груднички очень рано начинают улыбаться, радоваться, когда слышат голос мамы. Кроха-аутист абсолютно спокоен.
          • Иногда кажется, что кроха плохо слышит или видит, он не реагирует на свое имя, на обращение к нему. Невозможно поймать взгляд маленького человечка.
          • Малыш может запомнить сложное слово, правильно произносить его, при этом не может повторять обычные слова: мяч, кукла, машина.
          • У грудничков отсутствует детский лепет, повторение за мамой слов.
          • Ребенок долго не может произнести «да».

          Точная диагностика возможна уже в 3 года, что позволяет специалистам своевременно назначить корректирующую терапию. Начатая в раннем возрасте терапия позволяет добиться очень хороших результатов. Известны нечастые случаи диагностирования синдрома у подростков, чаще всего в легкой форме аутизма.

          Занятые своей работой, личной жизнью, некоторые родители не замечают тревожных симптомов развития крохи. С течением лет такие нарушения только усугубляются. Воспитатели в детском саду нередко обращают внимание на тревожное поведение малыша.

          Развитие и уровень интеллекта

          Существует ошибочное мнение, что все дети с синдромом аутизма являются умственно неполноценными личностями. Действительно, из-за некоторых нарушений развития, у большинства деток наблюдаются трудности с обучением, как следствие, легкая или умеренная степень умственной отсталости.

          Синдрому иногда сопутствуют приступы эпилепсии, ярко выражены симптомы микроцефалии, другие хромосомные аномалии. Такие случаи зафиксированы примерно у 20% ребятни с синдромом, при этом наблюдается глубокая умственная отсталость.

          При легкой форме нарушений, если проводятся интенсивные занятия по развитию мелкой моторики, речи, аутисты не отличаются от сверстников. Интеллект соответствует возрастной норме, иногда даже находится выше среднего уровня. Одна из особенностей этого синдрома – избирательность интеллекта.

          Малыш может мысленно совершать сложнейшие математические действия, в то же время делает простейшие ошибки по другим учебным предметам. Кроха с первого раза запомнит мелодию, повторит ее без ошибок, но для него невозможно запомнить таблицу умножения.

          Детишек с таким избирательным интеллектом выделили в отдельное явление – савантизм. Саванты очень талантливы в какой-либо одной сфере развития, однако, могут очень сильно отставать в развитии от своих сверстников в других сферах деятельности.

          Ошибки взрослых при диагностике

          Если у родителей уже есть один малыш, то необычное поведение второго они смогут заметить практически сразу, что позволит вовремя обратиться к специалистам и помочь социализироваться карапузу в будущем.

          Чаще всего вовремя не обращают внимание на необычность поведения те родители, которые переложили воспитательный процесс на бабушек, дедушек или приходящих нянь. У молодой семьи с первенцем тоже отсутствует необходимый опыт диагностики возможных нарушений развития.

          Если взрослые все же обратились к специалисту, то степень возможного нарушения развития малыша определяется с помощью опроса родителей, а также проведением специальных тестов для ребятни. За поведением ребенка обязательно наблюдают в привычной для него среде, чтобы не травмировать его психику.

          Иногда, для более полной картины, специалисты назначают инструментальные методы исследования: УЗИ головного мозга, проверка слуха, а также для выявления приступов эпилепсии – ЭЭГ.

          Нередко окружающие взрослые и сами родители неверно оценивают поведение чада.

        2. Мама возмущается, что ее дитя витает в облаках, все забывает. Причину этого мамочка чаще всего видит в простой лени, нежелании помочь, непослушании. Но это может быть непонимание того, чего от него ждут. Аутист таким образом может реагировать на новую, стрессовую для него ситуацию. Повышенная тревожность дошкольника приводит к тому, что он ничего не делает.
        3. Чадо против перестановки в комнате, носит старые джинсы, футболки, не принимает обновки. Может длительное время совершать повторяющиеся действия. Реакция родителей обычно однозначна: «Ты неблагодарный, упрямый». Вполне возможно, что такая реакция связана с неуверенностью. Человечек не может понять, что надо делать. Отказ от перестановки может быть вызван желанием сохранить свое пространство, оградить его от непредсказуемости.
        4. Иногда дети ведут себя импульсивно: мешают разговору взрослых, игнорируют просьбы, приказы родителей. Если для здоровых детей такое поведением является проявлением эгоизма, желанием привлечь к себе внимание любой ценой, то малыши с аутизмом испытывают определенные трудности. Такие детки не могут разделить общие или абстрактные понятия.
        5. Многие родители злятся, когда чадо отводит глаза, трогает хрупкие предметы, пытается понюхать или попробовать новый крем, помаду у мамы. Выключает яркий свет в комнате или постоянно настраивает звук у телевизора. Причиной такого поведения может быть то, что у аутистов очень хрупкая, ранимая сенсорная чувствительность.
        6. Аутизм нельзя вылечить таблетками или уколами. Нарушение развития головного мозга плода во время беременности является основополагающей причиной проблемы таких детишек. Только тяжелый ежедневный труд родителей совместно со специалистами позволит малышу приспособиться к жизни в обществе, стать полноценной личностью, быть счастливым человеком.

          Благоприятная, комфортная среда в семье. Ежедневные упорные занятия помогут ребенку выйти за пределы внутреннего мира. Главное, необходимо понять, что дети-аутисты видят мир, слышат его и ощущают, совсем по-другому, чем остальные люди. С малышами надо обязательно заниматься.

          Аутизм – не приговор вашему ребенку. При правильном отношении к нему, при вовремя начатой психологической коррекции раннего диагностируемого аутизма, дети ведут нормальную полноценную жизнь.

          Поддержка взрослых помогает воссоздать и развить коммуникативность. Помощь логопеда исправит недостатки речи, подготовит дошкольника к школе. По статистике, дети, отрезанные от специализированной помощи, в 70 % остаются инвалидами, без навыков самообслуживания, без коммуникативности.

          Ни один специалист не сможет помочь крохе без содействия родителей, на которых возложена вся тяжесть по воспитанию таких деток.

          pups.su