Специалисты

Что такое заикание у детей

12.09.2018

Что такое логоневроз, причины и лечение у детей и взрослых

Логоневроз — это подобные судорогам движения, вовлекающие артикуляционную и гортанную мускулатуру, возникающие в самом начале или середине речи. Пациент задерживается на определенном звуке. Симптомы логоневроза похожи на клонические и тонические судороги. Клоническое заикание характеризуется повторным образованием слов и звуков. Тонический логоневроз принуждает делать звуковую остановку. Данная патология проходит четыре фазы в своем развитии. Это серьезная личностная проблема, которая ограничивает человека в способности общаться.

Логоневроз или заикание — это патология, которая нарушает плавность и ритмичность речи. Устная речь формируется до года и продолжается до 7 лет. Первые признаки заикания проявляются протягиванием слогов и повторением букв.

В причинах возникновения заикания выделяют факторы, которые предрасполагают и провоцируют логоневроз. К предрасполагающим причинам относятся:

  • наследственность;
  • травмы во время беременности и родов;
  • внутриутробные осложнения (гипоксия плода, курение и употребление алкоголя во время беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний, которые влияют на структуру головного мозга;
  • характер (чрезмерная эмоциональность и впечатлительность).
  • Провоцирующими факторами выступают те, которые увеличивают влияние предрасполагающих. Могут быть первой причиной логоневроза:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
  • травмы головного мозга (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга);
  • заболевания, которые воздействуют на головной мозг (сахарный диабет);
  • инфекции верхних дыхательных путей (заболевания органов речевого аппарата);
  • болезни, которые снижают иммунитет (частые ОРВИ, гельминты, рахит);
  • неврозы в разной степени проявлений (страхи, эмоциональная лабильность, ночной энурез, плохой сон);
  • испуг (насилие в семье, нападение животного, авария, потеря близких);
  • неправильное формирование этапов речи (перегрузка нервной системы, обилие информации).
  • Редко спровоцировать логоневроз может и радостное событие.

    Патогенез заболевания подобен механизму дизартрии. Нарушается координация дыхательного процесса, артикуляция и голосоведение. Изменяются индукционные взаимодействия коры головного мозга и подкорковой структуры, что приводит к нарушениям регуляции мозга. Стриопаллидарная система, которая ответственна за готовность к совершению движений, изменяет свою работу. Точное и согласованное перераспределение тонуса дает возможность быстро и точно дифференцировать движения. Стриопаллидарная система осуществляет контроль над перераспределением тонуса. Блок на стриопаллидарном регуляторе, который провоцируется эмоциональным перевозбуждением или анатомическими повреждениями, приводит к тикам (повторениям) или спазму тонуса мышц. Постепенно патологический рефлекс перерастает в условный.

    При заикании происходит огромный перерасход воздуха на вдохе, выдохе. Это обусловлено сопротивлением артикуляции. Нарушенное речевое дыхание проявляется при произношении проторного звука и инспираторных гласных. То есть для того, чтобы задействовать голосовые связки и образовать проторный шум пациент пользуется вдыхаемым воздухом. Укорочение выдоха наблюдается не только во время разговора, но и в полном покое.

    При произношении звуков голосовая щель замыкается и препятствует возникновению речи. При приступе гортань поднимается наверх, затем вниз и продвигается вперед. Неспособность плавно произносить гласные звуки вынуждает пациента делать их твердыми.

    При пении или шепоте симптоматика смягчается, и речь нормализуется.

    Функциональные нарушения в аппарате артикуляции при логоневрозе затрагивают и соматические. Высунутый язык отклоняется в сторону, искривляется носовая перегородка, гипертрофируется раковина. Часто речь при заикании сопровождается сопутствующими движениями, которые не являются необходимыми, но производятся как сознательные. Например, во время приступа пациенты могут запрокидывать голову назад, наклонять ее в стороны, подергивать плечами, переступать ногами. При заикании проявляются некоторое психические изменения. Часто присутствует страх перед произношением определенных букв или слов. Пациенты избегают их, подыскивая замену. В периоды обострения возникает немота. Человек ощущает себя неполноценным.

    Дети возрастом 2-3 лет часто проглатывают начало или окончание слов. Быстро, невнятно произносят слова, делают длинные паузы между ними. Эти явления зачастую не расцениваются как патология, так как со взрослением исчезают. Для истинного заикания характерны следующие признаки:

    1. 1. Ребенок во время диалога часто останавливается и при этом мышцы шеи и лица напряжены.
    2. 2. Испытывает сложности в произношении. Сжимает кулаки, размахивает руками, выражая то, что не получается объяснить с помощью речи.
    3. 3. Часто замолкает на несколько часов.
    4. 4. При произношении сложных слов у ребенка дрожат губы, быстро двигаются глазные яблоки.
    5. Когда ребенок владеет речевым аппаратом, произносит фразы, наполненные смыслом, строит цепочку разговора, логоневроз проявляется в большей степени. Основное признаки — это судороги языка, голосовой щели. Различают тонические, клонические и смешанные судороги.

      При тонических происходит спазм голосовых мышц, и слова произносятся толчками с большой паузой между буквами. При клонических судорогах происходит повторение одних и тех же движений голосовой мышцей. Часто это повтор слогов или буков. Смешанные судороги сочетают симптомы двух других групп.

      Произношение слов требует физических усилий, поэтому ребенок может уставать при разговоре. Часто предпочитает одиночество, избегает компании. В присутствии незнакомых людей дома или в непривычной обстановке симптомы логоневроза усиливаются.

      Первая фаза характеризуется небольшими эпизодами логоневроза, плавным сокращением периодов спокойной речи. Она заканчивается, когда затрудняется произношение слов в начале предложения. Заикание возникает при произношении союза, предлога. При стрессе симптомы усугубляются. Провокация может выступать в виде эмоциональной вспышки.

      Во второй фазе контактирование с окружающими затрудняется. Заикание носит хронический характер, но тяжесть его еще различима. Часто сложность возникает в сложных словах. Редко в односложных частях речи.

      Третья фаза закрепляет судорожный синдром. Пациент не испытывает страх и неловкость во время акта речи. Спокойно заменяет проблемные слова на другие. Осознают трудности в общении из-за логоневроза.

      На четвертой фазе заикание приобретает глубокую личную проблему для пациента. Появляется выраженная эмоциональная реакция на заикание. Пациент избегает речевые ситуации. Постоянно заменяет проблемные слова. Обращает внимание на окружающих и их реакцию на его проблему. Характерные симптомы для данной фазы:

    6. затрудняется произношение определенных звуков и слов носит хронический характер;
    7. появляется страх речи;
    8. больной уклоняется от разговоров.
    9. Логоневроз вынуждает избегать общения, в результате чего круг друзей и знакомых больного сужается.

      Появляется неуверенность в себе, четкое ощущение отличия от сверстников. Пациент чувствует себя ущемленным, неполноценным. Становится раздражительным, пугливым. Психика угнетается, проблема заикания усугубляется. Все выше перечисленное приводит к замкнутости.

      Для успешного лечения заикания необходимо своевременно диагностировать патологию. Логоневроз является проявлением неустойчивой нервной системы или симптомами органического заболевания центральной нервной системы. Система лечения подбирается для каждого пациента индивидуально. Наблюдение у врача проходит до трех лет, так как даже после нормализации речи уровень адаптации низок, а значит, возможно рецидивирование в кризисный период.

      Из-за малоэффективного традиционного психотерапевтического метода лечения заикания предпочтение в медицине отдается специальному терапевтическому подходу, которое включает в себя несколько методик. Лечение включает занятия с логопедом.

      Заикание у детей группы младшего возраста хорошо корректируется в специализированном детском саду. В нем акцентируют внимание на коллективной игровой психотерапии, логопедической ритмике. Огромное значение придается атмосфере внутри семьи, где используются методы внушения, релаксации. Детей обучают говорить в такт ритмичным движениям пальцев руки. Вспомогательное медикаментозное лечение в основном направлено на снятие симптомов тревоги, страха. Применяют противосудорожные средства и седативные.

      Лечение заикания только медикаментозным методом неэффективно.

      При данной патологии незаменимы оздоровительные процедуры. Важно соблюдать режим дня, правильное питание, проводить процедуры по закаливанию, также полезна физическая нагрузка. Пациент должен быть огражден от стрессовых ситуаций. Предпочтительны спокойные занятия (рисование, шахматы, пазлы). Не менее важен полноценный сон (не менее 9 часов).

      На формирование речи влияют как психическое состояние, так и физическое.

      При впервые возникших симптомах заикания занятия с логопедом на первых порах не требуются. Необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку дома. Не паниковать, не показывать ребенку свою обеспокоенность. Не требовать исправлять слова, не стыдить, не наказывать и не насмехаться.

      Часто дети подражают речи окружающих. Поэтому родители не должны разговаривать слишком торопливо. Нужно использовать короткие и понятные фразы. Речь должна быть четкая и лаконичная.

      Развивающие занятия в домашних условиях — это досуг, при которым необходимость в речи отпадает. Можно использовать настольные игры, мозаику, пластилин, шашки, конструктор.

      Рисование — отличный способ выражения эмоционального состояния. Лучше всего использовать вместо кисти пальцы. Пение также незаменимо в комплексном подходе лечения заикания. Это развивает дыхательную мускулатуру. Для укрепления нервной системы применяются игры с водой.

      Логопедический массаж выполняется только специалистом. Создается спокойная, умиротворяющая обстановка, пациента укладывают на кушетку. Используют методы поглаживания, разминания, растирания, поколачивания. Первый сеанс не должен превышать 5-7 минут и со временем постепенно увеличивается до получаса. Курс составляет около 10 процедур. Точечным массажем воздействуют на специальные точки в организме, которые успокаивают и расслабляют пациента.

      Хороший результат дает дыхательная гимнастика. Она нормализует процесс дыхания носом и ртом, укрепляет мышцы диафрагмы у детей и взрослых:

    10. 1. Пациент должен стать прямо, согнуть локти и опустить их вниз, при этом раскрыть ладони и направить их вверх. На вдохе сжать ладони в кулаки и на выдохе разжать. Повторять до 10 раз.
    11. 2. Положение стоя, руки вытянуть вдоль тела, ноги раздвинуть на ширину плеч. На вдохе сделать приседание с поворотом тела вправо, а затем влево.
    12. 3. Положение стоя, ноги на ширине плеч. Голову наклонить так, чтобы ухо прижималось к правому, а затем к левому плечу. Сделать глубокий вдох.

    Эти упражнения укрепляют речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения. Выполнять их необходимо ежедневно по утрам.

    Лечить логоневроз можно с помощью специальной программы. Для этого используется синхронизация речевого центра мозга. Пациент произносит в микрофон слова, после чего программа их обрабатывает и с незначительной задержкой воспроизводит. Пациент, услышав свой голос, пытается подстроиться и повторить слова, сказанные ранее. В функциях программы также есть подсказки, как улучшить произношение того или иного слога.

    neurofob.com

    Заикание у детей — причины, лечение

    Обычно родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет произносить первые слова, и радуются, когда он наконец-то заговорил. Однако нередко может возникнуть ситуация, когда кроха вдруг начинает повторять слоги или в речи возникают незапланированные паузы, а на лице появляются гримасы, как будто ребенок пытается преодолеть какой-то внутренний барьер.

    К сожалению, заикание – не слишком редкое заболевание, от которого не застрахованы и абсолютно здоровые и развитые малыши. Что делать, если ребенок начал заикаться, к каким специалистам обращаться, почему возникает эта проблема? Об этом говорим далее.

    Что такое заикание у детей

    В большинстве случаев оно проявляется в возрасте около трех лет, в период, когда у малыша идет фаза очень активного развития. В это время мозг должен координировать работу сразу трех центров, которые и отвечают за плавность речи и построение фраз – это ассоциативный центр, центр Вернике и центр Брока.

    Для избавления от этого недуга применяют комплексный подход, при этом медикаментозные препараты играют лишь вспомогательную роль. Следует помнить, что очень многое зависит и от родителей, которым придется приложить немало усилий.

    В случае, если ребенок заикается, следует незамедлительно принимать меры, обращаться к врачам и психологам и начинать лечение. В этом случае шансы на успех ощутимо повышаются.

    Причины заикания у детей

    Врачи очень долго спорили, почему же дети заикаются. На сегодняшний день гипотеза о том, что все дело в слишком короткой языковой уздечке, отброшена ввиду своей несостоятельности. Сейчас ученые утверждают, что причины заикания скорее носят психологический характер, хотя и некоторые физиологические моменты тоже играют роль.

    Причин по которым малыш может начать заикаться

    • физиологические – особенности работы нейромедиаторов, болезни нервной системы, родовые травмы, заболевания органов речи, истощение нервной системы после тяжелых недугов – по статистике, таких деток не более 20%;
    • психологические – заикание может проявиться после перенесенного стресса, глубокого эмоционального потрясения, например, в результате нападения животного; следует понимать, что при перевозбуждении или неврозе речевой аппарат работает быстрее, чем мозг ребенка; такими причинами заикание обусловлено у 7-10% детей;
    • социальные – если дома ребенок не слышит правильную речь, у него не сформируются речевые привычки; к этой группе причин относят слишком строгое воспитание, невнимание к развитию детской речи; в 4-7% случаев это приводит к заиканию.
    • На сегодняшний день более 60% заикающихся детей – это левши, которых переучили. Дело в том, что речевой центр в мозгу напрямую связан с мелкой ручной моторикой, поэтому принудительное переучивание левшей может привести к таким печальным последствиям.

      Кроме причин, которые вызывают появление подобных речевых нарушений, стоит отметить и факторы, которые усугубляют заикание или могут стать провоцирующими. Это истощенность нервной системы, частые инфекционные недуги, хроническое переутомление.

      Некоторые доктора отмечают, что заикание может появиться у ребенка в переходном возрасте, при прорезывании зубов.

      Пищевые привычки тоже играют роль. Чрезмерное количество белка в детском рационе усугубляет проявления этой болезни.

      Какова диагностика заикания

      Чтобы диагностировать у малыша этот недуг, прежде всего необходимо обратиться к неврологу. Он проведет обследования (могут понадобиться МРТ мозга, ЭЭГ, другие исследования), определит, поражена ли нервная система.

      Большую роль в успешной диагностике играет комплексный подход: необходимо максимально тщательно установить причины, по которым возникло заикание, события, которые этому предшествовали. При сборе анамнеза специалист обязательно поинтересуется и наследственностью ребенка. На основе полученных данных доктор сделает заключение о разновидности болезни.

      • Логоневроз – это болезнь, которая связана со стрессом или нарушениями в работе нервной системы.
      • Тоническое заикание – это задержка речи, вызванная сильными мышечными сокращениями.
      • Клоническое заикание – разновидность, при которой мышцы сокращаются кратковременно, из-за чего ребенок повторяет слоги или слова.
      • Нередко заикание носит смешанную форму, то есть сочетает в себе несколько видов нарушений.

        Симптомы детского заикания

        Многие уверены, что единственным симптомом является повторение слогов, отдельных звуков. Однако на самом деле клиническая картина может быть весьма разнообразной. Это и возникновение определенных блоков – то есть пауз, когда малыш молчит, хотя хочет что-то сказать, и чрезмерное растягивание гласных.Иногда у малышей проявляется тик на лице, видны гримасы и неестественные сокращения лицевых мышц, шеи.

        Постепенно заикание, особенно если оно проявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста, приводит к тому, что кроха становится замкнутым, избегает общения.

        Важно! Насторожить должны и интонационные подъемы, перепады громкости, когда ребенок разговаривает.

        Как вылечить заикание у ребенка

        На вопрос, как эффективно и результативно лечить заикание у детей, нет единого ответа. Все зависит как от степени тяжести недуга, так и от причин, его вызвавших. Следует подчеркнуть, что «волшебной таблетки», которая сможет избавить от заикания и подходит для всех детей, не существует.

        Более того, медикаментозное лечение на сегодняшний день проводят только в комплексе с другими мерами. Как правило, препараты назначают не столько от заикания, сколько для снятия стресса у детей, регуляции работы нервной системы.

      • Применяют и массаж, который позволяет расслабить лицевые мышцы, сокращающиеся при заикании – у детей может быть нарушена их регуляция.
      • Достаточно эффективна дыхательная гимнастика, которая часто применяется при лечении заикания у детей – такие упражнения позволяют выработать привычку говорить слова на выдохе, а не на вдохе, развивают и тренируют мышцы.
      • Неплохо себя зарекомендовали упражнения для заикающихся детей, направленные на развитие мелкой моторики – например, во время разговора ребенок должен делать движения пальцами, которые имитируют игру на пианино.
      • Иногда для лечения этого нарушения применяют гипнотические практики. В ряде случаев они дают положительный эффект.
      • Родителям необходимо сохранять спокойствие, говорить с ребенком тихим голосом и в плавном темпе. Обязательно следите, чтобы малыш придерживался режима дня, полноценно отдыхал, не переутомлялся.

        Не подгоняйте кроху, когда он что-то говорит, не заканчивайте слова за него. Неплохой эффект дает арт-терапия, вокал, прослушивание классической музыки.

        Профилактические меры

        Чтобы предотвратить появления заикания, следует соблюдать некоторые правила:

      • обязательно следите за своей речью – кроха с самого рождения должен слышать слова, которые произносятся правильно и четко;
      • занимайтесь с малышом, развивайте его речь, заучивайте небольшие стихи;
      • уделяйте внимание развитию мелкой моторики;
      • обеспечьте ребенку достаточный тактильный контакт;
      • не воспитывайте его в чрезмерной строгости, создайте доброжелательную атмосферу в доме, не критикуйте.
      • Заикание у детей – видео

        Что делать, если у ребенка появляется заикание, отчего оно возникает у детей, каковы причины этой болезни и какое лечение назначают, если кроха повторяет слоги или слова и не может выговорить даже несложное предложение? Именно об этом идет речь в следующем ролике. Вы сможете узнать о том, почему малыши начинают заикаться, что стоит делать родителям, а от чего лучше отказаться.

        Если ребенок заикается нужно определится по какой методике вы будете заниматься: методика Домана, методика Никитиных, или методика Монтессори.

        Если ребенок начал заикаться, родителям нужно не паниковать, а начинать лечение, обращаться к специалистам. В большинстве случаев своевременно принятые меры позволяют избавиться от заикания без следа. А что вы знаете о заикании? Поделитесь своими рассуждениями в комментариях.

        www.beremennost-po-nedeliam.com

        Заикание у детей — не болезнь, но лечение необходимо!

        В заикании, на первый взгляд, нет ничего страшного, ребенок может вполне сносно изъясняется, отставание в развитии на первом этапе развития заболевания отсутствует.

        Борьбу с заболеванием рекомендуется все же начинать как можно раньше, так как речевые недостатки могут значительно осложнить жизнь и стать причиной серьезных психологических проблем.

        Заикание — это патология, в ходе которой происходит нарушение плавности и ритма речи, ее ровное течение прерывается задержками, а иногда и повторением отдельных звуков или слогов.

        Вдох при сокращении мышц дыхательного аппарата сравним с икотой, что и послужило причиной названия явления.

        С медицинской точки зрения заикание считается отклонением от нормы высшей нервной деятельности организма. В группу риска входят дети с разными поражениями головного мозга и неврологическими проблемами.

        Что необходимо знать?

        В соответствии с последними исследованиями наследственные факторы играют в развитии заболевания важную роль, в научной литературе встречается информация, подтверждающая факт неблагоприятной наследственности по этому речевому нарушению в течение нескольких поколений.

        Вероятность возникновения патологии у братьев и сестер составляет 18%, у однояйцевых близнецов этот показатель равняется 77%, у разнояйцевых — 32%.

        У заикающихся родителей риск появления детей, страдающих от недуга, выше, по сравнению со здоровыми парами.

        Если заикается отец, вероятность появления сына с нарушением составляет 22%, дочери — 9%.

        У заикающейся матери девочка с патологией родится в 17% случаев, мальчик — в 36%.

        Существуют также данные, в соответствии с которыми, фактором риска является также наличие в семье хотя бы одного близкого родственника с заиканием.

        Впервые патология проявляется в возрасте 3-4 года. Существует несколько классификаций патологии, самой распространенной считается патогенетическая.

      • эволюционное, связанное с развитием речевого аппарата, возникает от 3 до 5 лет;
      • реактивное, проявляющееся у взрослых и подростков на фоне нервных срывов и психических заболеваний;
      • симптоматическое заикание возникает в зрелом возрасте при органических поражениях ЦНС.
      • Родители должны как можно больше знать об эволюционной разновидности заикания, которое также делится на несколько форм:

      • легкая — нарушения возникают только в стрессовых ситуациях;
      • средняя — судороги возникают при эмоциональном перевозбуждении, волнении;
      • тяжелая — заикание проявляется постоянно, патология сопровождается судорожными движениями мышц ног, рук, лица и т.д.
      • Стоит отметить, что при отсутствии адекватного лечения заикание усиливается, устранить нарушение поможет ранняя диагностика и терапия.

        Заикание или запинки?

        Физиологические запинки часто встречаются у малышей в возрасте 2-5 лет, патология не требует коррекции и возникает при опережении мышления речевых возможностей.

        Речевые запинки могут возникать при нормальном физическом и умственном развитии. Волноваться в такой ситуации не следует, так как запинки никак не связаны с заиканием.

        Как отличить запинки и заикание:

      • при просьбе повторить слово лучше речь у ребенка с запинками улучшается, с заиканием — ухудшается;
      • при заикании происходит спазмирование голосовых складок, мышц губ, шеи и щек.
      • Причины возникновения дефектов также разные: заикание считается невралгической проблемой и труднее поддается коррекции, по сравнению с запинками.

        Запинки имеют эмоциональную природу, для исправления требуется помощь логопеда и психолога. Физиологические запинки исчезают из речи навсегда, заикание может возвращаться.

        Диагностика заболевания

        По мере роста и взросления вероятность возникновения патологии неуклонно снижается. Для успешного проведения лечения очень важно своевременно обратиться к специалисту.

      • внезапное замолкание и отказ говорить, молчание может продлиться от 2 до 24 часов, после чего речь возобновляется, но уже с заиканием, (при обращении к врачу на данном этапе возможно избежание появления дефекта);
      • использование перед отдельными словами лишних звуков («а» или «и»);
      • повторение первых слогов и слов в начале фразы;
      • отсутствие пауз в середине фразы или слова;
      • затруднения с началом речи.
      • Заикание появляется в следующих случаях:

      • психологическая травма или сильное потрясение;
      • травмы головы;
      • переутомление или истощение нервной системы, в результате интоксикаций и болезней, негативно влияющих на речевой аппарат (заболевания ЛОР-органов, коклюш, рахит, корь, тиф, глисты, нарушения внутренней секреции и обмена);
      • физическая слабость;
      • неправильное воспитание, слишком строгое общение или избалованность;
      • неправильное формирование речи (речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), ускоренное или слишком раннее развитие речи;
      • высокие интеллектуальные нагрузки;
      • обучение одновременно нескольким языкам;
      • переучивание левши, связанное с эмоциональным напряжением у ребенка;
      • неразвитая моторика;
      • подражание заикающемуся.
      • В связи с этим у девочек наблюдается повышенная устойчивость пред негативными влияниями извне.

        Заикание от испуга — реально ли?

        Распространенной причиной речевых дефектов у дошкольников является внезапный испуг или сильный стресс, патология может появиться вследствие резкого ухудшения обстановки в семье, при частных ссорах, происходящих на глазах у малыша.

        Причиной возникновения патологии может также стать постоянное несправедливое отношение, угрозы и грубые окрики.

        К какому врачу обращаться?

        Родители должны знать, что заикание не проходит само по себе, при первом подозрении на логоневроз необходимо посетить невролога, который после обследования назначит лечение.

        Прием медикаментов показан не всегда, лекарственная терапия направлена в первую очередь на устранение выявленных первичных заболеваний, на фоне которых возникло заикание.

        Необходимо также обратиться с логопеду и детскому психологу, которые выявят причину патологии и научат малыша правильно выстраивать свою речь.

        Важную роль играет также домашняя обстановка, на таких детей нельзя кричать, особенно когда они стараются правильно произнести слово, такая мера может только усугубить ситуацию.

        Важную роль играет соблюдение режима дня, ребенок должен соблюдать следующие правила:

      • подъем и отход ко сну в одно время;
      • отказ от просмотра мультфильмов и шумных игр перед сном;
      • занятия физическими упражнениями, плаванием.
      • Речь родителей при общении с ребенком должна быть спокойной, медленной, малышу не рекомендуется читать много сказок перед сном, особенно если они чем-то его могут напугать.

        Ребенок должен общаться со сверстниками, требования к нему должны быть такие же, как и к другим детям.

        Медикаментозная терапия

        В рамках медикаментозного лечения назначаются следующие препараты:

      • транквилизаторы, средства, действие которых направлено на активизацию мозговых процессов;
      • успокаивающие препараты;
      • витамины.

      Родители не должны полагаться только на таблетки, часто после завершения курса терапии заболевание возвращается снова.

      Курс состоит из десяти процедур, который повторяется после двухнедельного перерыва.

      В рамках лечения используется также точечный массаж, методика предполагает воздействие на определенные точки.

      Дыхательная гимнастика

      Высокую эффективность при лечении патологии показывает также дыхательная гимнастика, упражнения направлены на нормализацию процесса дыхания (носового и ротового), они укрепляют мышцы и диафрагму, помогают обрести контроль над своим состоянием.

      Дыхательные упражнения не только укрепляют речевой аппарат, но и улучшают мозговое кровообращение, заниматься необходимо ежедневно, предпочтительно в утреннее время.

      Народные рецепты предполагают доступные и недорогие способы лечения заикания в домашних условиях.

    • Щепотку травы гусиной лапчатки смешать в стакане охлажденного вина или молока, довести до кипения, охладить. Процеженную смесь пить в подогретом виде по утрам.

      Особенности психического и эмоционального развития ребенка, страдающего заиканием

      Врожденные отклонения в интеллектуальном и психологическом развитии у людей с заиканием отсутствуют, но патология серьезно влияет на развитие познавательной сферы в дошкольном и школьном возрасте.

      Языковые трудности приводят к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что вызывает сложности при получении и усвоении информации.

      Особенности эмоционально-волевой сферы детей с заиканием:

    • низкий самоконтроль;
    • эмоциональная неустойчивость;
    • постоянные переживания из-за заикания;
    • частое пребывание в состоянии эмоционального напряжения;
    • преобладание астенических эмоций (страх, печаль и т.д.).
    • Сфера социально-психологических отношений

      У большинства пациентов с логоневрозом присутствуют затруднения при налаживании контактов.

      Характерные поведенческие черты:

    • замкнутость;
    • избегание общения;
    • стремление к одиночеству;
    • закрытость перед новыми социальными контактами;
    • нервная неустойчивость;
    • раздражительность, тревожность;
    • страх говорить;
    • скованность в присутствии других людей.
    • Заикание может стать серьезной проблемой при создании социальных связей, так как успех в коммуникативной сфере считается одним из важных условий профессионального, семейного и личностного благополучия.

      Предотвратить возникновение заикание позволяют следующие профилактические меры:

    • правильная атмосфера в семье, отсутствие скандалов и неурядиц;
    • правильная речь у взрослых, речь ребенка не должна быть перегружена сложными словами, вызывающими затруднения при произношении;
    • не рекомендуется читать на ночь страшные сказки, это может привести к ослаблению нервной системы, на фоне которой возникает заикание;
    • соблюдение режима дня, регулярные физические нагрузки;
    • отсутствие эмоционального перевозбуждения, которое может привести к сбивчивости и захлебываниям в речи;
    • своевременное лечение простудных и инфекционных заболеваний;
    • ограничение общения с заикающимися родственниками и знакомыми.
    • Важную роль играет также обстановка в семье, спровоцировать речевые дефекты может грубое обращение окрики, постоянная критика.

      При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к неврологу, логопеду и психологу.

      В настоящее время существует множество способов лечения патологии: прием медикаментов, массаж, гипноз, народные методы, дыхательная гимнастика.

      mamaliza.com

      Что такое Логоневроз у детей и как его лечить

      Что такое логоневроз?

      Это достаточно сложное невротическое расстройство, которое появляется по причине испуга, нервного потрясения. Логоневроз у детей, или попросту, заикание, с трудом поддается лечению.

      На появление логоневроза у детей может повлиять наследственность, но это редкие случаи, обычно причиной заикания становится стресс. К стрессовым факторам можно отнести испуг, это может быть набросившаяся собака, резкие громкие звуки, агрессия окружающих, детский сад, фильм-ужас – все, что может повлиять на психику ребенка. Стресс может оказать внезапное или сильное воздействие. После потрясения ребенок может потерять возможность говорить на несколько суток, после чего речь вернется, но уже с явными дефектами. Воздействие стресса может быть постепенно нарастающим, что довольно часто является причиной позднего обращения родителей к врачу.

      Логоневроз у детей может появиться в любом возрасте, но обычно это ранний возраст, школьный и студенческий. Часто заикание поражает речь детей в возрасте от двух до шести лет, так как именно в этом возрасте у детей наблюдается активное формирование речи, мышления, а также, именно на этот возраст приходится особая чувствительность детской нервной системы к переживаниям и нервным потрясениям. Речевой центр слишком уязвим и подвержен влиянию со стороны нервной системы. Кроме этого, психика ребенка еще не умеет защищаться от стрессов.

      Родителям детей в возрасте от 2 до 6 лет рекомендуется проявлять к малышам больше внимания, оберегать их от стрессов, а при появлении любых признаков нарушения речи, в срочном порядке бежать к педиатру.

      Как лечить логоневроз?

      Для лечения логоневроза у детей врач может прописать лекарственные средства, оказывающее успокаивающее действие на нервную систему ребенку, однако, как вы понимаете, этого будет недостаточно для устранения проблем с речью. Лечением логоневроза занимаются такие специалисты как психотерапевт, логопед. Психотерапия является залогом успешного лечения логоневроза, а логопедия действует путем выполнения комплексных упражнений. Тренировка речи, обработка самоконтроля, интеллектуальное развитие должны сочетаться с психотерапией для достижения положительного результата. Фитотерапиия нередко применяется в качестве дополнения к основному лечению. Есть множество средств народной медицины, которые действуют на нервную систему ребенка успокаивающе, а ведь это то, что нужно при лечении логоневроза у детей.

      Физиотерапия, лфк, рефлексотерапия – все это наряду с психотерапией и логопедией способствует устранению дефектов речи у ребенка.

      Лечение логоневроза – задача не из легких, придется потратить немало времени и сил, чтобы добиться результата, но это возможно и это стоит результата.

      Родителям необходимо постараться изменить напряженную обстановку в семье, если таковая присутствует, а также, общаться с ребенком нужно медленно, четко проговаривая слова и ни в коем случае не ругать малыша за неудачи. Постарайтесь не подать виду, что ребенок чем-то болен, иначе это грозит еще большим стрессом, замкнутостью, комплексами.

      nmedicine.net

      Утратить плавность и ритмичность речи во время особого волнения может каждый ребенок, но вот когда такое явление выражается сильно и постоянно, одни звуки повторяются или затягиваются, то это уже признаки заикания. Заболевание может быть вызвано разными причинами, выражаться сильнее или незначительно, но в любом случае излечимо.

      С точки зрения медиков, под заиканием у детей понимается нарушение в темпе, плавности и ритме речи, выражаемое частыми повторениями отдельных звуков, слогов или целых слов, их затягиванием, а также частыми остановками.

      Дефекты могут возникать из-за судорожного состояния мышц различных частей аппарата речи – губ, языка, гортани, глотки. Сбой возникает из-за функционального нарушения взаимодействия между корой и подкоркой головного мозга. В результате нарушения деятельности разбалансированных подкорковых участков в кору посылаются беспорядочные импульсы, влияющие на зону воспроизведения речи (и не только на нее). Такое «механическое» расстройство, как правило, имеет психологические причины, душевные травмы. Если заикание является неврозом, то во время сильных эмоций дефекты становятся более заметными.

      Спровоцировать возникновение заикания у детей могут разные причины, условно их можно разделить на две группы:

    • Первая группа – причины физиологические. Сюда относятся поражения ЦНС вследствие нейроинфекции или черепно-мозговой травмы, ослабленность организма и нервной системы после инфекционных заболеваний (скарлатины, кори, коклюша) и в результате интоксикации.
    • Вторая группа – включает причины психологического (социального) характера и является намного обширней. Наиболее распространенной причиной заикания такого рода является психологическая травма. Это может быть одномоментное явление (например, нападение собаки) или длительное травмирование психики (постоянный страх наказания, угрозы, грубое и несправедливое обращение и т.д.). Нередки случаи, когда заикание у детей возникало вследствие внезапного ухудшения обстановки в семье, чаще всего это развод родителей. Причины заикания могут быть кумулятивными, когда дефект возникает в результате большого числа накопившихся неразрешенных ситуаций или постоянного прессинга на психику, как в случае переучивания леворукости.
    • В практике известны случаи, когда положительные, на первый взгляд, явления выступали в роли спускового крючка, вызвавшего заикание у детей – чрезмерное балование малыша, раннее обучение нескольким языкам. Заболевание может спровоцировать усиленное развитие речи в раннем возрасте, когда родители читают ребенку много сказок, в том числе слишком сложные для его возраста, а также отсутствие внимания к такому развитию.

      Случается, что дети начинают заикаться из-за старших братьев или сестер, задающих им слишком быстрый темп. Ребенок стремиться поспеть, торопится и сбивается. «Провокатором» может выступить кто-нибудь из взрослых, страдающий таким расстройством, или соседский ребенок, которому ребенок начинает подражать.

      Заикание у детей может проявляться в большей или меньшей мере, в зависимости от предрасположенности к заболеванию. Так, у девочек такое расстройство встречается в три раза реже, они спокойнее мальчиков и травмирующие факторы в их жизни встречаются реже. Характер ребенка также влияет на предрасположенность к заболеванию – у спокойных флегматиков она меньше, чем у вспыльчивых холериков. Замечено, что риск нарушения речи у городских жителей выше, чем у сельских.

      Из общих предрасполагающих факторов можно выделить следующие:

    • Генетические факторы (врожденные нарушения речевого аппарата, в т.ч. наследственные). Невропатические заболевания родителей.
    • Ненормальное протекание беременности и родов (головной мозг может повредиться в результате родовой травмы, асфикции и т.д.).
    • Конституционная и невропатическая предрасположенность ребенка (заболевания ЦНС, эмоциональная нестабильность, раздражительность, ночные страхи, энурез и т.д.).
    • Три основные степени заикания

      1. Легкая – речь нарушается только в возбужденном состоянии или если ребенок пробует говорить быстро.
      2. Средняя – запинки в нормальном состоянии возникают редко, но если привычная обстановка меняется или ребенок волнуется, то проявления усиливаются и очень заметны.
      3. Тяжелая – заикание у малыша заметно постоянно и может сопровождаться судорожными движениями.
      4. Постоянная – дефекты речи проявляются регулярно.
      5. Волнообразная – расстройство то ослабевает, то усиливается, однако полностью не исчезает.
      6. Рецидивирующая – заикание может пропадать совсем, а спустя некоторое время появляться опять.
      7. На волнообразную и рецидивирующую формы может влиять время года, расстройство может усиливаться, если его причина связана с каким-нибудь органическим заболеванием.

        Также, выделяется заикание тематическое, когда разговор касается определенной темы, и ситуативное, когда дефекты речи вызывает присутствие определенного человека.

        Опасные периоды, когда риск возникновения заикания увеличивается, это 1-2 года (в этом возрасте формируется потребность в общении), 3 года (активное развитие речи) и 6-7 лет (нагрузка на нервную систему в связи с началом освоения письма).

        Чем раньше начать лечение заикания, тем быстрее придет успех. Принимая во внимание то, что причины заболевания могут быть разными, используют разные подходы, часто комбинирующие терапевтические и педагогические методы, привлекая к лечению родителей, психологов и врачей.

        Медицинская составляющая включает в себя назначение препаратов для укрепления нервной системы, чтобы создать основу для последующего лечения заикания. На логопедических сеансах корректируется темп и ритм речи, нередко наряду с интонационными и звукопроизносительными упражнениями используется дыхательная гимнастика, массаж и упражнения мышц речевого аппарата. Преодолеть заикание у детей на таких занятиях помогает пение и музыкальные игры, развивающие плавную речь естественно и в интересной форме.

        На сеансах у психолога можно обнаружить давнюю причину, вызвавшую заболевание, а также определить, что именно в настоящем провоцирует его. Рекомендации специалиста могут касаться не только ребенка, но и всех членов семьи, чтобы улучшить обстановку и минимизировать ситуации, вызывающие заикание у детей. Сеансы у психолога не обязательно состоят из копания в психике, сегодня часто используют такой метод лечения заикания, как арт-терапия, когда отклонение определяется и устраняется во время занятий искусством. Ребенку, у которого способности к самоанализу еще не развиты, легче нарисовать свой страх и преодолевать его во время игры. Также, опытный психолог дает установку на самоисцеление, которая усилит действие других сопутствующих методов лечения.

        Важной составляющей лечения заикания является создание для ребенка комфортных условий дома. Это – задание для родителей. Они должны обеспечить спокойную обстановку и размеренный режим дня. Малыш должен проводить больше времени на свежем воздухе и меньше сидеть у телевизора или компьютера. В разговорах с ребенком не нужно подгонять его или перебивать. Мама и папа должны поощрять маленькие успехи своего ребенка, чтобы создать положительный психологический настрой.

        Период лечения в каждом случае является индивидуальным, в зависимости от причин возникновения и особенностей нарушений. Также на то, как скоро наступит коррекция, влияет возраст ребенка – чем он взрослее, тем больше времени и усилий потребуется. В любом случае, не нужно нервничать, ведь заикание полностью излечимо.

        Анатолий Леонтьевич специально для сайта Молодица.рф

        xn--80ahmkemb0e.xn--p1ai