Специалисты

Дефект речи заикание

30.07.2018

Какие бывают дефекты речи

Дефекты речи представляют собой ошибочное, искажённое произнесение звуков из-за патологии артикуляционного аппарата. Неправильное произношение у взрослых – это последствия сильных стрессов, травм, операций. У ребёнка образование речевой патологии происходит вследствие генетических факторов и неврологических расстройств.

Есть много видов речевых нарушений. Чаще всего встречаются шепелявость и картавость. В детском возрасте подобные недостатки речи легко устранимы на занятиях с логопедом. Рекомендуется самостоятельно выполнять упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата и улучшающие произношение определённых звуков. Отличного результата можно добиться, проговаривая скороговорки.

Это дефект речи имеют люди с нормальным слухом и ненарушенной связью нервной системы с артикуляционным аппаратом. Симптомами являются искажение звуков, их замена, смешивание или отсутствие. Отличным средством коррекции патологии являются скороговорки.

Образование дизартрии обусловлено поражением нервной системы и патологии связи между ней и артикуляционным аппаратом. Подвижность языка, губ, мягкого нёба невелика. По такой причине возникают дефекты произношения. Дизартрия у ребёнка приводит к затруднениям при письме, чтении и к общему недоразвитию речи. Взрослые люди, страдающие дизартрией, отлично понимают услышанную речь, чтение и письмо не изменяются.

Дизартрия не самостоятельное заболевание, она лишь служит симптомом нейроинфекций, нарушения мозгового кровообращения, опухолей нервной системы, травм. У детей это один из признаков, сопровождающих ДЦП. Диагноз ставится невропатологом и логопедом.

Представляет собой гнусавость при произнесении звуков. Образование ринолалии является следствием нарушения речевой функции носа.

Удлинение, частое повторение слов, слогов или звуков, прерывающие речь паузы, нарушение ритма, ударений и интонации – основные признаки заикания. Подобные симптомы обусловлены судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Формирование заикания происходит у ребёнка в возрасте от двух до пяти лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков образование заикания встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Появление заикания обусловлено несколькими причинами:

  • Сильное эмоциональное потрясение в возрасте 2–6 лет (испуг).
  • Контузия у взрослых. С течением времени после лечения дефект может исчезнуть.
  • Слишком раннее и активное накопление словарного запаса. Например, при одновременном изучении ребёнком двух и больше языков ухудшается способность к адаптации ЦНС.
  • Задержка в развитии речи, недостаточное количество познаний об окружающем мире, бедный словарный запас, алалия, скрыто протекающие дизартрия, ринолалия, дислалия.
  • Институт семьи, где воспитанию ребёнка уделяется недостаточно внимания или воспитание носит патологический характер.
  • Заикающийся родитель: ребёнок демонстрирует специальное копирование его речи.
  • Иногда появляется после перенесённых инфекционных болезней.
  • Сопровождает недуги ЦНС (детский церебральный паралич).
  • Образование патологии происходит при повреждении областей мозга, отвечающих за речь: при родах или при травмах в доречевой период развития. Нарушения слуха или умственного развития отсутствуют.

    Неправильное произношение у детей

    Картавость и шепелявость – естественные дефекты речи у детей, наблюдаемые с младенческого возраста. Их закрепление в речи ребёнка и продолжительность сохранения зависят от нескольких причин:

    • Невольное поощрение родителями неправильного произнесения звуков.
    • Патологии произношения у окружающих ребёнка близких людей, которые он копирует.
    • Эмоциональное потрясение.
    • Самой распространённой патологией является дислалия когда имеет место неправильное произнесение свистящих и шипящих. Считается нормой, если ребёнок не выговаривает определённые звуки до 3–4 лет. Посещение логопеда необходимо, если проблема сохраняется и в пятилетнем возрасте.

      Важно выявить проблему на раннем этапе формирования речи у ребёнка. Какой именно речевой дефект есть у малыша, точно определит логопед-дефектолог. Он же подберёт индивидуальную программу устранения недостатков.

      Источником появления речевой аномалии могут быть врождённые патологии артикуляционного аппарата (неправильный прикус, «заячья губа», глухота, недуги мышц, патологии строения челюстей). Иногда нарушения произношения следствие болезней нервной системы, носа или голосовых связок.

      Шепелявость у детей 3–5 лет вполне нормальное явление, так как правильное дыхание, прикус и артикуляционный аппарат сформирован не полностью. Улучшить произношение шипящих помогут скороговорки:

    • Кукушка кукушонку купила капюшон.
    • У нас в печурочке серебряные чурочки.
    • Речевые патологии у взрослых

      Дефекты речи у взрослых в большинстве случаев являются следствием болезни. Например, гнусавость (ринолалия) обуславливается полипами в носу или искривлением носовой перегородки. Невнятность произношения проявляется при сильном волнении, её легко исправить с помощью дыхательных упражнений, репетиций выступления, посещая курс ораторского мастерства.

      Вследствие недостаточной подвижности языка, аномального прикуса, травм ротовой полости, снижения слуха, наследственности или стресса возникает неправильное произнесение звука «ш».

      Существуют эффективные методы, как избавиться от шепелявости взрослому:

    • Посещение логопеда. Специалист поможет научиться правильному произнесению, подберёт фразы, звуки, скороговорки для закрепления результата.
    • Лечение заболеваний носа, восстановление проходимости носовых ходов и пазух.
    • Уменьшение напряжения мышц артикуляционного аппарата с помощью специальных препаратов (назначает невропатолог).
    • Визит к стоматологу – ещё один из способов как перестать шепелявить.
    • Дефектолог и логопед

      Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование, профиль которого подразумевает работу с физическими и психическими отклонениями у детей. Дефектолог занимается с детьми, страдающими недугами центральной нервной системы или имеющими нарушения слуха. Специальное дефектологическое образование включает основы психологии, педагогики (сурдопедагогика и олигофренопедагогика), психиатрии, неврологии.

      Логопед занимается с детьми, развитие которых протекает нормально без отклонений в умственном развитии и функционировании ЦНС. Программа работы и профиль логопеда нацелены на постановку правильного произношения звуков, слогов, слов.

      Чем отличается логопед от дефектолога:

    • Логопед работает с малышами от трёх лет, дефектолог – в возрасте от одного года.
    • Логопед исправляет речь, дефектолог – корректирует отставание развития и помогает познавать окружающий мир.
    • Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование и широкий профиль. Логопед имеет узкоспециализированный профиль.
    • Специальное дефектологическое образование можно получить, окончив Институт дефектологии и медицинской психологии в Москве. Институт также проводит курсы повышения квалификации.

      Речевая культура в профессии дефектолога имеет немаловажное значение, так как разработанный курс обучения и коррекции детей должен быть высокоэффективным. Для этого нужно обратиться к разным понятиям: речевая культура, оптимизация взаимодействия, культура общения, культура поведения, культура взаимодействия. Налаживание контакта с малышами требует навыка хорошего слушателя и умения говорить. Профиль специалиста требует правильного, последовательного и логичного изложения мыслей, умения вызвать у ребёнка симпатию к себе, для того чтобы влиять на него.

      Основы лечения заикания составляет приведение в норму речевой функции. Курс лечения базируется на трёх элементах:

      Два последних компонента зависят от чувствительности человека к коррекции. Разработано много методов лечения, но ни один не даёт абсолютной гарантии избавления. Это объясняет, почему исправить заикание непросто. Исправление патологии без помощи квалифицированных специалистов и методик, разработанных профессионалами невозможно.

      У каждого заикающегося имеются собственные «проблемные» сочетания звуков, которые трудно произнести. Помочь в борьбе с патологией способны правильно подобранные скороговорки.

      Курс исправления заикания «Демосфен»

      Курс «Демосфен» разработан для людей, желающих избавиться от заикания самостоятельно. Такой курс рассчитан на 14 дней и включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, овладение аутогипнозом, приёмами релаксации. Программа «Демосфен» содержит речевые образцы, помогающие научиться говорить правильно.

      Курс самостоятельного лечения заикания «Демосфен» поможет исправить речь взрослому, ребёнку или подростку. Для этого достаточно:

      • Скачать программу «Демосфен» и прочитать её.
      • Заслушать записи речевых упражнений.
      • Заниматься по графику курса.
      • Курс «Демосфен» состоит из пяти этапов аудиогипноза, в которых используются методы нейролингвистического программирования. После двух лет благополучной работы курс был обновлён и получил название «Демосфен 2». В него вошли новые упражнения, изменилось расписание занятий.

        Несовершенства речи в детском возрасте исправить нетрудно. Взрослому для устранения недостатков потребуется гораздо больше усилий. Корректировать речь помогают логопеды и дефектологи. Специально разработанная и усовершенствованная программа «Демосфен 2» поможет избавиться от заикания за две недели.

        yourspeech.ru

        «Во-во-во-во-во-во-вода холодная»

        Международный день заикающихся людей отмечается 22 октября. Праздник был учрежден в 1998 году по инициативе организации International Stuttering Association, которая называет себя «рупором всех заикающихся людей на международном уровне». «Лента.ру» вспомнила тех, кто вошел в историю, несмотря на данный дефект речи.

        Брюс Уиллис: главное — посмеяться над собой

        Над Уиллисом, как и над многими заиками, в школе подшучивали. Его учительница Энтони Растелли рассказывала, что, пытаясь побороть комплексы, Брюс стал главным заводилой, постоянно высмеивал недостатки одноклассников и себя тоже не жалел.

        «Я едва мог говорить. Мне требовалось минуты три, чтобы закончить предложение. Я перестал заикаться, когда начал актерскую деятельность. Это было феноменально», — делится с журналистами актер. Кроме того, Брюс Уиллис как-то признался, что обязан заиканию своим чувством юмора: «Я заикаюсь, но я заставлю вас смеяться».

        Георг VI: заикание как «фишка»

        Британский король Георг VI, который стал также последним британским императором Индии, не только заикался, но и был очень застенчив. Чтобы побороть дефект речи, Георг наблюдался у логопедов и занимался дыхательной гимнастикой.

        3 сентября 1939 года Англия объявила войну фашистской Германии, а король выступил с речью по радио. На тот момент Георг еще заикался, но уже к 1944-му, когда он объявлял о роспуске ополчения, монарх лишь единожды запнулся на слове weapons. Логопед спросил короля, как это произошло, и Георг ответил, что сделал это намеренно. «Если бы я не ошибся, то люди не поняли бы, что это действительно я», — подчеркнул монарх.

        Значительная часть фильма «Король говорит» о жизни Георга VI, вышедшего в 2010 году, посвящена борьбе монарха с заиканием.

        Уинстон Черчилль: годы упорных тренировок

        Премьер-министр Великобритании, который вошел в историю, в числе прочего, и как блестящий оратор, всю жизнь боролся с заиканием. Готовился ко всем выступлениям заблаговременно. Иногда, написав текст речи, он еще несколько недель репетировал, менял местами фразы, заучивал наизусть. Перед самими выступлениями премьер-министр негромко напевал, разминая голосовые связки.

        Делая первые шаги в политической карьере, Черчилль переживал из-за того, что дефект речи может помешать реализации его амбициозных планов. На прогулках политик твердил скороговорки, которые должны были помочь ему справиться с заиканием. Например, The Spanish ships I cannot see since they are not in sight («Я не вижу испанских кораблей, потому что их не видно»).

        23-летний Черчилль отметил: «Иногда незначительное заикание или затруднение в речи может оказать помощь в привлечении внимания аудитории».

        Роуэн Аткинсон: сцена — лучший логопед

        Британский комик Роуэн Аткинсон, знаменитый Мистер Бин, страдал заиканием с детства, однако сумел представить свой дефект речи как уникальный творческий стиль. В интервью журналу Time в 2007 году актер признался, что, когда он играет роль, заикание исчезает.

        Аткинсон припомнил историю, как, имея проблемы с произношением звука «Б», он однажды позвонил своему знакомому: «Я сказал в трубку: «Могу я поговорить с Джоном БББ-Бартлеттом?» И он мне ответил: «ГГГ-Говорите»». Позже, узнав Аткинсона, собеседник извинился, чем сильно повеселил актера.

        Джулия и Эрик Робертс: борьба с заиканием и акцентом

        Бывшая модель и лауреат премии Оскар Джулия Робертс в юности страдала от заикания. После переезда в Нью-Йорк в 1986 году она занималась фонетикой с преподавателями. Правда, боролась не с заиканием (от которого избавилась еще в школе), а с провинциальным южным акцентом, не годящимся для кино.

        Заикался и старший брат Джулии, Эрик Робертс. «Я много читал, когда был маленьким, потому что страдал от худшего в мире заикания. Я говорил: «Во-во-во-во-во-во-вода холодная»». Чтобы избавиться от запинок, Эрик декламировал стихи перед зеркалом и, в конечном итоге, избавился от дефекта речи.

        Самуэл Л. Джексон: выразить мысли по-другому

        Звезда «Криминального чтива» и «Звездных войн», Самуэл Л. Джексон жаловался, что одноклассники постоянно дразнили его за проблемы с речью. Тетя Самуэла даже водила его к психологу, чтобы помочь мальчику обрести уверенность в себе.

        В интервью New York Magazine 63-летний актер говорит, что некоторые слова вызывают у него затруднения и сегодня: «В таких случаях я просто пытаюсь выразить свои мысли по-другому».

        Мэрилин Монро: говори с придыханием

        Присущая Мэрилин Монро манера говорить с придыханием, возможно, была ее способом борьбы с заиканием. По слухам, логопед советовал актрисе пошире открывать рот и произносить слова с хрипотцой, чтобы управлять своей речью.

        Сама Монро рассказывала, что во время съемок в фильме «Что-то должно случиться» (последняя ее актерская работа) заикание стало возвращаться. Актриса связала это со стрессом из-за проблем в личной жизни.

        Николь Кидман: переросла заикание

        Несмотря на свою репутацию сильной и свободной женщины, сама Николь Кидман считает себя очень скромной. В детстве она страдала от заикания, которое, по ее словам, трансформировалось в крайнюю застенчивость.

        «Я помню, как в детстве мне говорили: «Успокойся, просто заранее обдумывай то, о чем собираешься сказать». А потом я словно выросла из заикания», — отмечала Кидман в одном из интервью.

        Элвис Пресли: вместо дефекта речи — мировая слава

        В пятилетнем возрасте мама привела будущего короля рок-н-ролла на конкурс пения на ярмарке в городе Тьюпело (штат Миссисипи). Глэдис Пресли сделала это, чтобы помочь маленькому Элвису побороть заикание и обрести уверенность. Правда, тогда он ничего не выиграл.

        Кроме того, мать отдала его в церковный хор. Накануне своего 11-летия Элвису все же удалось выиграть вокальный конкурс на ярмарке. Он получил приз за исполнение народной песни Old Shep. Спустя несколько месяцев родители подарили Элвису на день рождения гитару. А став звездой, Пресли уже не вспоминал о своих детских проблемах с речью.

        Эмили Блант: семь лет отчаяния

        Актриса рассказывала, что заикание преследовало ее с 7 до 14 лет. В 12-летнем возрасте проблема настолько обострилась, что Эмили практически перестала разговаривать.

        «Почему я столкнулась с этой глупой проблемой? Почему все остальные говорят с легкостью, а у меня это вызывает такие затруднения?» — вспоминала свои тогдашние переживания актриса.

        Справиться с дефектом речи Эмили помог школьный учитель, пригласивший ее сыграть роль в пьесе. Сначала преподаватель предложил Блант читать текст разными смешными голосами и пародировать акценты. Когда у нее это получилось, будущая актриса смогла избавиться от заикания.

        «Забавно, что моя работа полностью зависит от умения говорить. Мне кажется, что заикание выбрало для меня этот путь», — откровенничает Блант с журналистами.

        lenta.ru

        Дефекты речи. Дефекты речи у взрослых и детей. Дефектолог, логопед

        Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

        Дефекты речи – это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций речевого аппарата. К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

        Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

        Как развивается речь?

        Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные мышцы, мышцы языка и лица.

        Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если речь невнятна, неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

        Причины возникновения

        Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, голосовых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

        Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

        Следует также отметить, что при наличии редких или кривых зубов люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

        В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

        Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

        Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

        Это особая форма нарушения устной речи, которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

        Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия. Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления. Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

        Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

        Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

        Это дефект звукопроизношения и тембра голоса, который возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата человека.

        Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

        Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

        Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

        К кому специалисту обращаться за помощью?

        Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему. Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт). Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

        Как избавиться от дефектов речи?

        Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

        Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

        Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

        Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

        Психологический фактор

        Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

        Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

        fb.ru

        Дефект речи заикание

        ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

        В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

        Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

        Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

        Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

        В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

        Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

        · Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

        · Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

        · Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

        · Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

        · Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

        · Давайте ребенку время говорить без перерыва.

        · Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

        · Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

        · Будьте спокойны и сдержаны.

        · Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

        Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

        — употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

        — повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

        — делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

        — затрудняется перед началом речи.

        Заикание или запинки судорожного характера

        Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

        Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим!

        · Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение5 волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.

        · Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.

        · Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.

        · Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.

        · Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.

        · Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища

        · Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

        · Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность.

        Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

        Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

        · Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

        · Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

        · Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

        · Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

        · Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

        · Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

        · Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

        · Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

        · Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

        · На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

        · Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

        · Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

        sites.google.com