Специалисты

Фазы стресса на примере

10.09.2018

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

psy.wikireading.ru

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Актуа-

лизирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с это­го момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, кото­рое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому максимальные изменения в организме студентов и школьников происходят не во время экзамена, а до него. Это нашло свое подтверждение в экспериментальных исследованиях. Так, изуче­ние состояния вегетативной нервной системы по показателям элек­тропроводности кожи и пульса у школьников и студентов во время обычной учебной деятельности, при физической нагрузке и в усло­виях экзаменационного стресса показало, что изменения электро­проводности кожи были больше до экзаменов, чем во время их [10]. Согласно другим данным, показатели активации симпатической сис­темы постепенно нарастали до своего максимума, а если ожидание экзамена затягивалось, то возбуждение симпатической системы неиз­бежно понижалось, уступая место активации парасимпатической си­стемы, что сопровождалось падением частоты сердечных сокращений и артериального давления [5].

Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят дру­гие испытания. Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше. Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ 1 , ЭЭГ 2 , биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного эмоцио­нального стресса у большинства студентов наблюдались значитель­ные изменения биохимических показателей, интенсивности крове­наполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма.

Эти нарушения не нормализовались в течение 2-3 суток после эк­заменов [15].

Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития.

1 ЭКГ — электрокардиограмма (запись электрической активности сердца).

2 ЭЭГ — электроэнцефалограмма (запись электрической активности коры больших по­ лушарий головного мозга).

78 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 79

Первая из них — стадия мобилизации или тревоги, выражающая­ся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сер­дечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

Вторая — стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями; если же организму в течение определен­ного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору среды, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия — ис­тощения.

Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса — исто­щение при определенных условиях может сопровождаться повышен­ной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом [15]. При этом важ­но отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реак­ции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего факто­ра. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.

studfiles.net

Классификация разновидностей стресса

Жизнь современного человека полна ситуаций, которые заставляют его нервничать, переживать, гневаться или ощущать бессилие. На фоне постоянного эмоционального напряжения возможно проявления стресса. Стресс может не только влиять на эмоциональный фон человека, но и навредить его здоровью. Из-за него страдают практически все системы и органы, но в особенности нервная система и сердце. Чтобы бороться с последствиями этого явления, необходимо знать причину его возникновения. Также важно иметь представление о его признаках. Психология включает типы психологического воздействия нескольких видов.

Психоэмоциональное напряжение может приводить к серьезным осложнениям

Любое действие внешних раздражителей вызывает реакцию человеческого организма. По тому же принципу действует и стресс. Он появляется на фоне усталости, нервного истощения или сильных переживаний. Ему подвержены все категории людей.

Нельзя охарактеризовать это состояние как полностью негативное. Небольшая его доза подстёгивает человека к действиям и принятию решений. Обратную реакцию вызывает постоянный стресс, который преследует человека изо дня в день на протяжении длительного периода. В один момент силы нервной системы истощаются, что влечёт массу последствий.

Человек становится вялым, апатичным, а иногда и агрессивным. Способность воспринимать информацию сильно притупляется, особенно это касается детей и студентов.

Первым понятие стресса ввёл Г. Селье – учёный физиолог. С помощью ряда исследований он смог доказать, что причина общих симптомов большинства болезней кроется не в них самих. В 1936 году Г. Селье впервые опубликовали на страницах журнала, там же он впервые изложил свою теорию.

Это психическое состояние развивается постепенно. Это может занять как несколько дней, так и несколько лет. Схема его развития одинакова для всех людей, за исключением некоторых субъективных факторов.

Разделение стрессового состояния на фазы (этапы) также ввёл Г. Селье. Выделяются три стадии стресса:

  1. Реакция тревоги возникает сразу после воздействия внешних раздражителей. Волнение по тому или иному поводу заставляет организм активировать защитные силы. Все чувства работают на максимуме, правда, недолго.
  2. Реакция сопротивления разделяет людей на две категории. Резистентность субъекта влияет на течение стресса. Одни борются со сложившейся ситуацией, ищут пути её решения. Другие адаптируются и стараются сделать всё, чтобы внешние факторы стали нормой в их жизни.
  3. Реакция на победу или проигрыш проходит индивидуально. Неспособность преодолеть трудности или подстроиться под них приводит к тому, что стадии развития стресса заканчиваются ухудшением здоровья.

Разновидности стресса

Сложно перечислить все причины стресса, но классификация стресса по разным параметрам возможно, что смог сделать Г. Селье с развитием психологии. По последствиям на организм человека различают такие виды стресса:

  • Эустресс отличается небольшой силой воздействия на нервную систему. Он является положительным и активирует логическое мышление. Человек в таком состоянии отчётливо видит полную картину происходящего и может принимать взвешенные решения. Благодаря выработке адреналина тело и мозг переходят в фазу боевой активности. Такая реакция является нормой и случается с людьми ежедневно.
  • Дистресс фатально влияет на нервную систему человека. Он появляется спонтанно и неожиданно. Причиной становится накопление постоянного напряжения. Это всё выливается в серьёзные эмоциональные проблемы, вредит физическому здоровью. Он имеет разный характер возникновения в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  • Эмоционально положительный и отрицательный

    Т. к. в жизни человека случаются как хорошие, так и плохие события, то стресс подразделяется на эмоционально положительный и отрицательный. Вне зависимости от степени психологического воздействия и эмоций, пережитых в это время, субъект испытывает напряжение.

    Для того чтобы понять процесс протекания стрессового состояния, необходимо рассмотреть ситуацию на примере. Если человек переживает смерть близкого, разрыв отношений или увольнение с работы, то в результате он может получить сердечный приступ или инфаркт.

    Такое воздействие на сердечно-сосудистую систему происходит из-за пережитого стресса. Но то же самое может произойти от внезапного выигрыша в лотерею. Новость хорошая, но организм испытывает стресс в той же мере, что и в негативных его проявлениях.

    Такие проявления стрессового состояния наиболее часто бывают у эмоционально неустойчивых людей.

    Потрясение может возникнуть и от событий положительного характера

    Кратковременный и долгосрочный

    Характеристика стресса по длительности периода его воздействия: называется кратковременной или долгосрочной реакцией.

    Кратковременную или острую форму стресса люди испытывают ежедневно. Всё, что происходит во внешнем мире, имеет отзыв в психологическом состоянии личности. Кратковременный стресс проходит все стадии за короткий период. В самом тяжёлом случае протекает как шок.

    Главной проблемой является то, что кратковременный стресс проходит, но остаются воспоминания о нём.

    Иногда долгосрочный стресс возникает без острой формы. Всё зависит от уровня стрессоров. Если организм подвергается постоянным эмоциональным напряжениям, к которым человек уже привык, то рано или поздно это приведёт к нервным срывам и неврозам. В какой-то мере реакция зависит от уровня психологического сопротивления.

    Физиологический и психоэмоциональный

    Стресс может возникать на фоне внешних осязаемых факторов. Г. Сель классифицировал их как физиологические и психоэмоциональные проявления.

    Самым простым и понятным по принципу воздействия являются физиологические стрессы. Их вызывает реальный раздражитель. Есть несколько видов этого стресса:

  • физический – холод, тепло, невесомость, резкая смена положения в пространстве, ускорение, ожоги, обморожения, влияние ультрафиолетовых лучей и т. д.;
  • механический – повреждение органов и частей тела, операция болевой шок;
  • химический – отравление ядохимикатами, недостаток кислорода, избыток углекислого газа и т. д.;
  • биологический стресс – болезнь, наличие в организме токсинов, паразитов или бактерий.
  • Психоэмоциональный стресс делится на эмоциональный и информационный. Методы их психологического воздействия на человека сильно различаются, а общим является лишь то, что все стрессоры появляются в воображении.

    Эмоциональный стресс происходит из-за чувств, которые свойственны всем людям. Первая и самая сильная эмоция – это страх, далее идёт гнев, обида и бессилие.

    Выделяют понятие «информационный стресс». В этом случае человек получает избыток новостей или переживает из-за своих обязанностей и обещаний. Нередко встречается стресс из-за боязни того, что тайна человека будет открыта.

    Боль — физиологическое потрясение

    Существует классификация разновидностей дистресса по причинам его возникновения. Если от них не избавляться, то со временем это состояние перейдёт в хроническое.

    Основные причины появления стресса:

  • Физиологические причины – воздействие на организм внешних факторов: холод, зной, жажда, голод, дискомфорт, боль в мышцах после занятий спортом. Адаптация происходит только путём перенесения стресса.
  • Эмоциональные причины вызывают реальную реакцию на внутренние переживания.
  • Кратковременные причины являются проявлением основного инстинкта – самосохранения. Даже за то короткое время, которое действует эта разновидность, человек проходит все стадии. Это может быть случайное падение или потеря равновесия, автомобиль, промчавшийся совсем рядом, резкий звук поблизости и т. д.
  • Хронические причины – самые опасные. Когда субъект подвергается воздействию факторов, вызывающих стресс, на протяжении долгого времени, то на второй стадии стресса он просто привыкает к этому. Человек не замечает последствий и не понимает всей серьёзности проблемы. Вероятен необратимый процесс и развитие депрессии.
  • Нервные причины чаще свойственны людям с тревожным синдромом или слабой психикой. Из-за проблем в работе нервной системе организм слишком остро реагирует на любой внешний раздражитель. В этом случае основная цель – избавиться от причин, а не лечить последствия.
  • Чтобы понять, что стало причиной дистресса, человеку нужна объективная оценка происходящего. Лучше обратиться за помощью к специалистам, пока состояние не перешло в хроническое.

    Несмотря на то что стресс сопровождает нас на протяжении всей жизни, с ним нужно бороться. Проблемы может привести к депрессиям и психическим расстройствам.

    Зная принцип действия стресса и способы его воздействия на организм, можно самостоятельно продумать тактику того, как его избегать. Не стоит забывать и о том, что стресс бывает полезным. Он не только способствует мыслительной активности, но и тренирует работу нервной системы, развивая в ней стрессоустойчивость.

    urazuma.ru

    Стресс: как его победить

    Стресс можно назвать одним из самых опасных явлений нашего времени. Большинство людей практически все время живут в состоянии стресса, что приводит к пассивности, вялости, раздражительности и хронической усталости. Постепенно человек начинает ощущать беспричинную усталость, раздражительность и нервозность. Нарастание стресса может привести к паническим атакам и тахикардии и даже к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

    Иногда, конечно, стресс бывает полезным, он помогает активизироваться, собраться с силами и начать решение проблемы. Но так выходит не всегда, если стрессовая ситуация длится слишком долго, то она может приводить к самым печальным последствиям. Именно поэтому при первых признаках хронического стресса, необходимо начинать борьбу с ним.

    Стресс это довольно сложное состояние, которое развивается не за один день и имеет свои фазы развития. Первая фазареакция тревоги, которая помогает организму быстро отреагировать и собрать все силы организма для противодействия раздражающему фактору. Вторая фазасопротивление. На этой фазе человек активно борется с трудностями, задействуя для этого все резервы организма. Третья фаза – истощение, наступает после того как организм исчерпает запас энергии.

    Состояние стресса запускает в организме ряд особых биохимических реакций, которые приводят к выбросу больших доз адреналина. Смысл такого выброса – мобилизация всех защитных сил на борьбу с фактором, провоцирующим стресс. Но в реальной жизни человек редко попадает в ситуации, когда надо задействовать физическую силу в стрессовой ситуации, например, убегать или обороняться. Гораздо чаще проблема решается в интеллектуальном противостоянии, а адреналин и другие гормоны в нашей крови остаются невостребованными и находятся там, провоцируя волнение и неприятные ощущения.

    Само по себе стрессовое состояние не наносит такого вреда организму как «лишние гормоны». Именно такие ситуации с систематическим выбросом гормонов без их использования могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых других проблем со здоровьем. Кроме того, у человека, подверженного таким стрессам резко падает работоспособность, он ощущает беспричинное раздражение и агрессию, страдает от понижения жизненной активности и бессонницы.

    Может ли стресс приносить пользу

    Как мы уже говорили, стресс это не всегда однозначно плохо, в первой фазе стресс может быть очень даже полезным. Почему так происходит? Стресс помогает активизироваться и собраться с силами. Если, например, вам необходимо быстро решить любую проблему, то в состоянии стресса сделать это намного проще.

    К таким ситуациям, например, относятся дорожные происшествия или даже обычные падения. Все знают, что в момент падения голова работает особенно четко, обычно мы успеваем просчитать траекторию «полета» и сообразить, как лучше повернуться или за что ухватиться. Именно резкий выброс адреналина и некоторых других гормонов помогает быстро принять правильное решение.

    Еще один случай, когда стресс приносит несомненную пользу, когда нужно быстро что-то вспомнить. Все знают, как во время экзамена иногда в голове всплывает информация, которой там, казалось, и не было. Часто на ходу формулируются правильные ответы, хотя еще минуту назад в голове было пусто. Поэтому можно сказать, что в любой ситуации, когда надо быстро собраться и что-то делать, стресс станет незаменимым помощником. Но, если стресс возникает слишком часто и выброшенные для борьбы с препятствиями гормоны не расходуются, он превращается в силу разрушающую и приносящую вред.

    Причины возникновения стресса

    Иногда причины стресса бывают самыми простыми – напротив выбежал огромный пес, из-за угла вылетел велосипедист, будильник вовремя не прозвонил и т.д. Такие стрессы обычно не приносят вреда, если только не происходят слишком часто. Но есть и другие причины для возникновения стрессов, которые как раз и могут приводить к длительному нахождению в состоянии стресса, что негативно влияет на здоровье человека.

    К таким опасным причинам относят, например, перфекционизм или желание сделать все на высшем уровне. Перфекционисты обычно страдают от того, что у них что-то получается не идеально и поэтому постоянно находятся во взвинченном состоянии. К таким же последствиям могут приводить перегрузки на работе и нехватка времени. Очень негативно сказываются на психическом состоянии и трудности в личной жизни, вмешательство личных проблем в работу, и неожиданные изменения планов. Может приводить к стрессу и физическое недомогание, которое мешает осуществить планы.

    Постепенно ежедневные перегрузки организма приводят к тому, что его защитные силы ослабевают, и человек оказывается во власти хронического стресса. Проблемы психологические медленно перерастут в физическое недомогание, и потребуется уже не только избавление от стресса, но и лечение вполне конкретных заболеваний. Именно поэтому очень важно изучить техники снятия стресса, которые помогут решить проблему даже в достаточно запутанных случаях. Существует много методик снятия стресса, мы же рассмотрим несколько наиболее приятных и действенных.

    Медикаментозное лечение стресса

    Скажем сразу: в ситуации со стрессом медикаментозное лечение это не самый лучший вариант. Любое лекарство имеет свои побочные эффекты и часто его употребление бывает сопряжено с дополнительными рисками. Но, если никакой другой возможности избавиться от стресса нет, то можно прибегнуть и к такому лечению. Кстати, самолечение здесь недопустимо, любые препараты должен назначать исключительно врач.

    Очень часто при стрессе назначают седативные средства. Они призваны подавлять воздействие адреналина на организм и избавлять человека от ощущения волнения. В большинстве случаев врачи назначают растительные средства, например, настойку валерианы или пустырника, ново-пассит, нервофлус, персен. Такие лекарства обычно имеют минимум побочных эффектов и не вызывают привыкания, но и терапевтическая их эффективность невысока. Они помогают только немного успокоиться и нормализовать сон.

    Часто при стрессе рекомендуют употребление поливитаминов и минералосодержащих препаратов. Это имеет смысл, так как стресс может быть признаком нехватки таких веществ, а частая подверженность стрессу может вызывать недостаток витаминов и минералов. Очень полезно в такой ситуации принимать витамины группы В, а также препараты с магнием, кальцием, калием.

    Иногда врачи рекомендуют принимать гомеопатические средства. Смысла в этом не много, так как эти препараты являются, по сути, плацебо и ничем помочь не могут. Также не имеет большого смысла употребление иммуномодуляторов с недоказанной эффективностью.

    Достаточно высока эффективность ноотропных препаратов, которые нормализируют работу мозга и антидепрессантов. Но их употребление сопряжено с рядом побочных эффектов, поэтому обычно их рекомендуют в действительно сложных ситуациях, где не помогла немедикаментозная терапия.

    Как снять стресс без применения медикаментозных средств (Видео)

    Избавиться от стресса без врачей и лекарств возможно, но нужно научиться управлять своим стрессом и для этого мы рассмотрим несколько методик. Одной из самых старых и эффективных является методика управления стрессом при помощи музыки.

    Музыка имеет три направления воздействия на человека – физическое, психическое и ассоциативное. Физическое воздействие – это подпевание и подтанцовывание, которое позитивно сказывается на настроении и самочувствии. Психическое или эмоциональное воздействие базируется на том, что хорошая музыка приносит удовольствие и поднимает настроение. А ассоциативное воздействие помогает нам вспомнить приятные моменты, связанные с мелодией, расслабиться и успокоиться. Таким образом, любимая музыка поможет абстрагироваться от сложной ситуации, успокоиться, привести в порядок мысли и укрепить нервную систему.

    Очень интересный метод борьбы со стрессом – анимал-терпапия или лечение при помощи животных. Терапия при помощи лошадей, дельфинов или собак помогает избавиться от ощущения одиночества и ненужности, которое часто сопровождает стресс. Кроме того, общение с животными помогает забыть о проблемах и привести в порядок ощущения и мысли.

    Очень хорошо помогает в борьбе со стрессом наличие хобби. Если у вас есть любимое дело, оно поможет полностью отвлечься от раздражающего фактора и погрузиться в другой мир. Если у вас пока нет увлечения, можно попробовать рисование или любое прикладное искусство. Погружение в творчество помогает избавиться от негатива и решить множество проблем.

    medvoice.ru

    WORKOUT: тренировка вашей стрессоустойчивости

    Нарастающий ритм жизни, конкуренция, хроническая нехватка времени, бытовые заботы и неурядицы… Сегодня стресс уже стал частью повседневной жизни каждого человека. Как следствие – хроническая усталость, выгорание, низкая рабочая эффективность.

    Возможно ли управлять своим эмоциональным состоянием так, чтобы всегда быть в тонусе? На тренинге Вы получите необходимые инструменты для выхода из стрессовых ситуаций.

    • дать целостное понимание того, что такое стресс. Научиться распознавать его проявления и определять причины стресса
    • найти скрытые ресурсы, мотивацию и заряд энергии для сохранения состояния спокойствия и создания стрессоустойчивости
    • получить практические инструменты и стратегии для выхода из стресса, управления своим эмоциональным и физическим состоянием
    • Более 70% времени тренинга посвящено практической отработке и закреплению навыков, разработке практических шагов развития, индивидуальной и групповой практике

    • ролевые игры
    • бизнес-кейсы
    • обсуждение в группе
    • видеокейсы
    • групповые и индивидуальные практические задания

    1. Понятие стресса. Острый и хронический стресс.

    Факторы, приводящие к стрессу. Вы в зоне риска?

    Влияния каждого вида стресса на вас.

    Симптомы затянувшейся критической фазы. Хронические формы стресса. Распознаем и принимаем меры.

    Диагностика жизненного баланса. Инструмент «Колесо жизненного баланса».

    Глубинные причины стресса. Преодоление внутреннего эмоционального и логического сопротивления. Игра «Ограничивающие убеждения и внутренние барьеры».

    Внутренняя мотивация и сильный стимул к реализации цели. Работа с глубинными ценностями.

    Инструмент – «Рамка проблемы и рамка результата». Баланс и гармония в достижении максимума.

    Как справиться с фрустрацией? Что в зоне вашего контроля? Техники, помогающие оставаться эффективным и спокойным в обстановке изменений и неопределённости.

    Инструменты каждой стратегии:

    • бегство от стресс-фактора
    • изменение стресс-фактора
    • адаптация к стресс-фактору
    • принятие стресс-фактора
    • техника «Горящая платформа»
    • 12. Управление своими эмоциями в критических ситуациях.

      Сложные коммуникации и конфликты. Эмоциональные взаимоотношения с руководством, подчинёнными, внутренними и внешними клиентами. Работа с триггерами. Дорогостоящие ошибки в карьере в состоянии стресса. Ролевая игра.

      Перегрузка, трудные решения, изоляция. Бизнес-кейс.

      Деструктивные факторы, приводящие к стрессу и напряжённости в командной работе. Инсайдеры и аутсайдеры. Конструктивный подход к конфликтам и провокациям. Профилактика стресса в коллективе и создание здоровой атмосферы.

      6 компонентов высокой результативности и стрессоустойчивости. Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека».

      Марина Иваненко – тренер с 14-летним опытом, профессиональный сертифицированный коуч ACC. Марина является автором программ по лидерству и менеджменту, личной эффективности, целеполаганию и управлению изменениями. Консультирует в сфере организационного развития и управления изменениями. Кроме того, имеет опыт работы менеджером по организационному развитию в крупной международной компании.

      Чтобы управлять ситуацией, нужно управлять собой.

      olerom.com