Специалисты

Фобия боязни школы

20.07.2018

Фобия: боязнь клоунов

Мнение о том, что коулрофобия, как называется фобия клоунов, явление преимущественно западное в основном связано с непониманием разницы меду боязнью и страхом. Боятся люди чего-то объяснимого, а страх возникает вне рационального толкования его причины. Бояться можно преступника-маньяка, который в маске клоуна гоняется за людьми с бензопилой, а страх — это совсем другое явление. Фобия боязни клоунов встречалась и в годы СССР, хотя наши советские клоуны были добрыми, мягкими и милыми.

И в те годы больные признавались врачам в том, что они испытывают дискомфорт от вида или ожидания появления Олега Попова. Другие артисты практически никогда не упоминались. Юрий Никулин и его партнёр Михаил Шуйдин выходили на манеж в образах персонажей, которые были вполне похожими на всех советских людей и работали эти артисты на стыке сатирических миниатюр и классической клоунады. Не было какой-то особой подчёркнутости в гриме и костюмах. Их и воспринимали сценическими персонажами, которые отражают всех вокруг, по-цирковому преломляя особенности, но своими, родными и близкими. Другое дело манежный образ Олега Попова. Он нестандартен, а всё нестандартное оставляет огромный простор для подозрительности.

В старой советской системе психопатологии западный термин не использовался. Никто особенно не задумывался о том, как называется это фобия — боязнь клоунов. Гораздо важнее для советских психиатров было то, что чаще всего страх возникал на фоне каких-то других неврозов и психозов и касался не только детей, но и взрослых.

Указать на то, когда коулрофобия была впервые описана в научной литературе практически невозможно. Она существовала всегда и уходит своими корнями в глубокую старину. На Западе опасение могли вызывать актёры бродячих театральных трупп, а на Руси — скоморохи. Как и всякая другая фобия, страх клоунов имеет свою соматическую симптоматику. Отмечаются симптомы фобии:

  • головокружение и потеря координации;
  • сухость или появление неприятного привкуса во рту;
  • усиленное потоотделение;
  • дрожь рук и слабость в ногах.
  • Некоторые не могут справиться с эмоциями и спешно покидают место, где находится или может находиться источник страха. Однако иногда оно не имеет отношения к цирку. Если мы ведём речь про фобию, то она может быть связанной и с тем, что клоуны возникают в виде образов в ночных кошмарах.

    Сама по себе фобия клоунов достаточно безобидна, в конце концов можно и попросту не ходить в цирк, но проблема может быть в том, что она является предвестником или дополнительным признаком каких-то других нарушений. Дело не в клоунах… С таким же успехом признаком проблем может быть боязнь Деда Мороза. Фобия всегда иррациональна и относится к глубинными переживаниями, подсознанию, куда образ не похожего на всех других, одетого во что-то яркое, отличающего непредсказуемым поведением человека передаёт сигнал опасности. При этом клоун не воспринимается именно человеком. Никогда невротическая реакция не связывается с тем, что нужно бояться или не бояться Олега Константиновича Попова — народного артиста СССР, режиссёра цирка, актёра.

    Безотчётный страх вызывает только его сценический персонаж, образ, который каким-то образом нарушает имеющиеся в подсознании связи между символами добра, защиты, опасности, любви и агрессии. У данного страха много общего с боязнью кукол. Фобия в таком случае является реактивным неврозом, который вызывается похожим на человека, но бездуховным объектом.

    Что скрывается за этой фобией?

    Не следует думать, что данная фобия сфабрикована литературой, кино или каким-то видом искусства. К примеру, ошибочным следует считать мнение о том, что клоунов стали бояться после выхода на экраны различных фильмов-ужасов, в частности «Оно», по роману Стивена Кинга. Всё в точности, но наоборот. Кинг изучает имеющиеся фобии и другие страхи, различные психические отклонения, что и становится одной из основ его произведений. Сами по себе романы и фильма фобии у людей сформировать бы не смогли.

    В современной патопсихологии чёткие объяснения природы фобий существуют только в рамках какой-то определённой школы. В силу того, что едва ли не главенствующим в США направлением является когнитивная психотерапия, как и исходя из стремления сделать всё понятным и чётким, часто побеждает взгляд на фобии, который слишком явно выдаёт признаки бихевиоризма с его объяснением фобий по теории Павлова. Рано или поздно когнитивные психологи говорят про рефлекторную условность. Возникает слишком простая схема: в детстве мол покусала или просто испугала собака, поэтому образовалась кинофобия — боязнь собак.

    Метод лечения тогда предлагается по формуле систематической десенсибилизации — постепенного сближения. Сначала человеку показывают собаку издалека, потом подводят её в наморднике, потом без намордника и на поводке, потом уже без поводка, а потом человек и четвероногий друг радостно играют на лужайке.

    На практике это или не работает вовсе, или лишь корректирует поведение, но не избавляет от страха как такового. Впрочем, бихевиористы и их последователи в виде сторонников когнитивно-поведенческой терапии редко ставят перед собой другие цели. Пациента могут научить расслабляться, тогда десенсибилизация превратится в имплозивную терапию, но суть от этого не изменится. На самом деле страх не исчезнет и когда-то примет другую форму выражения.

    Страх клоунов можно отнести к разряду тех, что играют роль ширмы, за которой скрываются более глубокие переживания. Образ циркового шутника вызывает определённые ассоциации. Они же так изменяют сознание, что начинают работать подлинные негативные комплексы. На «поверхности» это может выражаться даже в виде истерики или безотчётного стремления покинуть место нахождения источника страха. За этим всегда скрывается что-то ещё. К примеру, страх оказаться без защиты, потерять связь с родителями, что рано или поздно активизирует ещё и страх смерти. А вот он-то и есть то, что прячется за коулрофобией.

    Не нужно думать, что тут мы встречаемся с искусственным стремлением всё усложнить. Вся эта сложность не представляет собой очень уж длинных цепочек ассоциаций. Где находятся клоуны? Это или цирк, или какое-то детское кафе, куда родители отправляют детей, пока сами отдыхают в ресторане. В цирке сутолока, множество самых разных лиц. Всё это воспринимается в детстве в качестве среды наибольшего риска, места где легко потеряться. Про детское кафе и говорить нечего. Пока другие детки массово хлопают в ладоши кто-то из их коллектива с ужасом осознаёт своё одиночество. Отдали на растерзание каким-то ряженным чудовищам, а сами ушли. Эти переживания и создают внутренние отпечатки, которые «привязываются» к определённым символизирующим их раздражителям.

    Большая часть фобий не требует никакой психологической коррекции. Это просто особенность определённого индивидуума. Однако и в таком случае необходимо осознавать то, что она существует.

    psycholekar.ru

    При школьной фобии применяется как амбулаторная, так и стационарная терапия. Если есть возможность, используются, конечно, и другие варианты, например лечение в дневном стационаре. Чтобы решить, достаточно ли будет амбулаторной терапии или потребуется стационар, нужно учитывать ряд обстоятельств, которые рассмотрены ниже.

    1. Возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем благоприятнее в целом терапевтический прогноз и тем лучше шансы на успех амбулаторного лечения. Напротив, при стационарной терапии побочные эффекты у детей младшего возраста более выражены, чем у подростков. Поэтому стационарное лечение скорее рекомендуется подросткам, чем детям. Следует отметить, что школьная фобия и в подростковом возрасте наблюдается не столь редко и может быть особенно стойкой. Чаще всего речь идет о тех подростках, у которых уже на более ранних этапах отмечался страх разлуки.

    2. Степень тяжести школьной фобии. При установлении показаний большее значение, чем возраст, имеет степень тяжести психического расстройства. Чем дольше проявляется симптоматика школьной фобии, тем менее благоприятен терапевтический прогноз, в особенности при амбулаторном лечении. При хронически протекающих школьных фобиях часто не удается избежать стационарной терапии, особенно в тех случаях, когда уже были сделаны одна или несколько предварительных попыток амбулаторного лечения.

    Для оценки тяжести школьной фобии, помимо уклонения от посещения школы, используются и другие критерии, например выраженность психосоматической симптоматики, депрессивных настроений, страхов, а также объем контактов со сверстниками (степень социальной изоляции).

    3. Степень тяжести и выраженность семейной отягощенности. Тяжесть школьной фобии определяется многими аспектами семейной жизни. Следует принимать во внимание всю полноту различных отягощающих факторов, в частности:

    • плохие материальные условия жизни, недостаточная интеграция семьи в обществе или ближайшем окружении;

    • физическое или психическое нездоровье родителей;

    • возможные супружеские и семейные конфликты;

    • отклонения в подходах к воспитанию ребенка.

    Наряду с выяснением общей семейной отягощенности необходимо специально ответить на вопрос, каким образом и насколько сильно симптоматика связана с семейной жизнью. Проблемы школьной фобии, как правило, касаются не только пациента — они отражают также характер взаимодействий, в которые включаются родители. В некоторых случаях трудности отделения в первую очередь возникают у родителей.

    Но если этого и нет, симптоматика усиливается в результате гиперпротективного или тревожного поведения обоих родителей или одного из них. К утяжелению симптоматики часто приводят и трудности противостояния родителей своему ребенку. Трудности родителей в предъявлении четких требований к детям и в реализации этих требований отчасти связаны с чувством вины и амбивалентными установками в отношении ребенка.

    О степени включенности школьной фобии в жизнь семьи можно судить по тому, каким было до этого отношение родителей к симптоматике. Чем сильнее выражена общая семейная отягощенность, тем больше симптомы школьной фобии связаны с семейной жизнью, и чем больше они усиливаются в результате поведения родителей, тем меньше шансов на успех при амбулаторном лечении и тем больше показано лечение в стационаре.

    4. Возможности сотрудничества. Наконец, условия терапии и шансы на ее успех в решающей степени определяются возможностями сотрудничества с семьей. Здесь можно выделить по меньшей мере три аспекта:

    а) Объективные условия лечения, например принципиальный ответ на вопрос, возможно ли вообще амбулаторное лечение. Имеют значение, например, следующие моменты: как часто семья может являться на амбулаторные сеансы терапии? Кто из членов семьи может принимать регулярное участие в амбулаторном лечении? Будет ли в нем участвовать член семьи, который может контролировать процесс учебы ребенка?

    б) Способность к сотрудничеству, например уровень интеллекта и способность к интроспекции у родителей и пациента.

    в) Готовность к сотрудничеству, определяемая тем, в какой мере члены семьи страдают в связи с расстройством у ребенка.

    При этом имеет значение не только интенсивность страдания, но и его конкретные проявления; поэтому при совместной терапевтической работе должна учитываться оценка проблемы членами семьи. При этом можно выделить более благоприятные и менее благоприятные предпосылки для терапии.

    От интенсивности и содержательной стороны жалоб, связанных с расстройством, будет зависеть установка семьи в отношении предлагаемой терапии.

    meduniver.com

    Педиофобия – страх перед куклами

    Когда звучит слово педиофобия, в подсознании всплывают кадры знаменитого триллера, где героиню преследуют куклы, которыми она играла в детстве, а после остается необъяснимое неприятное ощущения, передаваемое с экрана героиней. Что же это за состояние и в чем его причины?

    Боязнь кукол – навязчивый невроз, который возникает при виде «ненастоящего человека» при визуальном контакте. Наука такой вид невроза относит к педиофобии.

    Симптомы данной фобии можно определить самостоятельно, если положительно ответить на следующие утверждения:

    • помещение, где находятся куклы (особенно, если их больше 2-3), вызывает чувство необъяснимой тревоги, и возникает желание его скорее покинуть;
    • при резком взгляде на человекоподобную игрушку, по телу пробегает «разряд», как при внезапном испуге;
    • при контакте с куклой организм реагирует физиологически: учащается сердцебиение, появляется одышка или даже тошнота;
    • при малейшем тактильном контакте, возникает «психологический ступор»: запутанная речь, не способность к адекватным мыслям и действиям;
    • при приближении к кукле, все симптомы приобретают тенденцию роста.
    • Если это так, то, действительно, есть причины для беспокойства, потому что это не просто страх, а настоящая навязчивая фобия, — что уже является серьезным психологическое расстройство, проще говоря, болезнью.

      Течение подобной болезни может быть активным или вялотекущим. При активном проявлении страхи преследуют человека, не давая расслабиться, т.е. человек постоянно находится в состоянии ожидания опасности. Вялотекущий вариант фобии – когда страх появляется непосредственно при контакте с раздражителем.

      Причины возникновения боязни кукол

      Любые комплексы и страхи, как любят утверждать психологи: родом из детства, — это доказанные и неоспоримые факты. Именно из детства, нерешенная вовремя проблема, вырастает с человеком, трансформируясь либо в комплекс, либо в страхи. Зигмунд Фрейд посвятил проблеме исследования фобий и страхов много работ, где основной их причиной назвал «неправильное детство».

      Почему же некоторые люди бояться, так горячо любимых всеми, игрушек (в нашем случае конкретно кукол)? Если объяснять доступным языком, ситуация будет выглядеть следующим образом:

      В детстве произошло что-то, что напугало ребенка или доставило ему дискомфорт, это может быть что угодно (от встречи с неприятным человеком и угрозы быть униженным, до ситуации опасной для жизни). При этом происшествии рядом с ребенком или в поле его зрения могла находиться обычная кукла, ставшая единственным свидетелем происходящего. Детская память – это своеобразные слайды, она не всегда способна воспроизвести всю ситуацию в подробностях, но яркие слайды выдаст обязательно.

      Следовательно, ситуация может быть забыта вовсе, но при опасности или дискомфорте, память обязательно выдает нужный слайд. В нашем случае – это безмолвная кукла! Сама она не несет никакой угрозы, но постоянно будет ассоциироваться с негативным ощущением.

      Если такие «всплывающие воспоминания» проявляются часто, соответственно и реакция на раздражитель (в данном варианте – кукла), будет усиливаться. А встречи с раздражителем хочется избегать.

      Второй причиной боязни кукол можно назвать естественное отторжение фальши, то есть несоответствие живого существа и его искусственной копии.

      Избавиться от фобии самостоятельно невозможно, можно лишь ее подавить силой самовнушения, однако это может привести к сложным последствиям, когда сработает «принцип пружины». Некоторое время будет казаться, что фобия отступила: человек пытается себя пересилить, намеренно идет на неприятный контакт и т.п., но это все до определенного невидимого предела – и тогда накопленный дискомфорт выскочит из него, как пружина, с удвоенной силой.

      С любым заболеванием, в том числе и психологическим должен бороться специалист, поэтому необходимо лечение.

      • Первый шаг, который должен сделать человек, страдающий фобией – это осознать ее наличие. Многие люди, в страхе быть признанным сумасшедшим, скрывают или замалчивают свои проблемы, чего категорически нельзя делать.
      • Следующее препятствие, что может помешать обращению к специалисту, это элементарная подмена понятий: зачастую путают психолога и психиатра. Фобия – это не психическое расстройство, а психологическая проблема, поэтому нужный специалист – это психолог.
      • Если страх кукол приобрел определение фобии, обязательно нужно обращаться за помощью, и лучше, в этом случае, выбирать психолога узкого профиля. Такой шаг требует наибольшей ответственности, потому что правильный выбор обеспечит результативность лечения.
      • Специалиста нужно подбирать по следующим критериям: опыт практики в данном направлении, положительные отзывы клиентов, реальные результаты деятельности, то есть определение «он хороший и приятный человек» — не подходит.
      • Психолог, определит конкретную причину фобии, поэтому первые сеансы будут проходить в виде бесед. На этом этапе очень важно открыться перед специалистом, попытаться выполнить условия «3-Н» (не бояться, не стесняться, не скрывать), что поможет побороть вашу фобию.
      • Лечение подбирается индивидуально под каждый конкретный случай, психологи должны предложить различные варианты. В качестве примеров можно привести следующие виды терапии: НЛП (нейро-лингвистическое программирование), гипноз, антистрессовая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, релаксация и медитация, медикаментозное лечение.
      • Каждая методика действует по-разному на психологию поведения человека, их можно совмещать или изменять, в зависимости от степени сложности фобии и продвижения лечения.

        Первый и единственно правильный совет при обнаружении любого вида фобии – поиск компетентного психолога. Никакие ведуньи и чародеи, бабушки и «знающие люди» не помогут, это будет всего лишь бесполезная трата денег, и упущенное время.

        ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

        fobiya.info

        Педиофобия. Боязнь кукол

        Педиофобия (Pediophobia) — необоснованная, иррациональная и постоянная боязнь кукол. Это специфическая фобия, относящаяся к категории automatonphobia. Это тип расстройства, при котором индивидуум боится всех человекоподобных объектов, включая манекены, марионетки, восковые фигуры, аниматрисы или роботов. Название происходит от слов Paidion, что означает «маленький ребёнок» на греческом языке и «Фобос»— глубокий страх. Известно, что многие взрослые, страдающие педиофобией, боятся маленьких детей.

        Некоторые люди приходят в ужас от всех кукол, в то время как другим, как известно, страшны только определённые их виды такие как говорящие, ходячие куклы или китайские фарфоровые.

        В действительности, это просто детские игрушки, с которыми обожают проводить время маленькие девочки. Это помогает в развитии воображения, творчества. Родителей беспокоит, когда их дочь начинает кричать при виде куклы. В большинстве случаев Pediophobia исчезает после того, как ребёнок вырос, но иногда этот страх может сохраняться и во взрослой жизни.

        Педиофобия вызывается негативным или травмирующим инцидентом в детстве, который как-то связан с куклами. Мозг ассоциирует образ игрушки с травмой и снова вспоминает неприятное происшествие. Куклы часто связаны с ремеслом ведьмы.

        Горящие фигурки-вуду, служившие для того, чтобы принести несчастье человеку, были обычной практикой в ??прошлом. Для индивидуума, уже страдающего от нервных или тревожных расстройств, все человекоподобные объекты представляют собой зло.

        У кукол обычно неподвижные или кнопочные глаза, которые кажутся бездушными, лишёнными каких-либо эмоций, это иногда вызывает боязнь у детей младшего возраста.

        Эти игрушки показаны в негативном свете в поп-культуре. Многие фильмы ужасов, например, Chucky in Child’s Play, и романы — Althea, Stone Dead — изображали кукол как злых персонажей, оживающих, чтобы нанести вред людям. Это может вызвать страх в молодых или чрезмерно нервных умах. Старшие братья и сестры тоже могут неосознанно внушить боязнь кукол младшим детям, рассказывая истории о том, как они оживают ночью.

        Какая бы ни была причина боязни кукол, в сознании страдающего фобией, возникают сильные эмоциональные потрясения. Некоторые люди могут испытать панику только при контакте с игрушкой. Другие живут в постоянном страхе. В фобии могут присутствовать следующие физические и психологические симптомы:

      • Учащённое дыхание.
      • Повышенное сердцебиение.
      • Сухость во рту. Чувство нехватки воздуха.
      • Дрожь.
      • Замирание на месте.
      • Плач, крик, попытка убежать.

      Некоторые педиофобы испытывают сильную тревогу в присутствии кукол, включая манекены в магазине. Это довольно смущающее и изнурительное явление, которое негативно влияет на жизнь человека.

      Гипноз и десенсибилизационная терапия — два самых популярных способа преодоления боязни кукол. Десенсибилизация состоит в том, чтобы педиофоба медленно подвергать взаимодействию с подобными игрушками.

      Человек начинает с просмотра фотографий или фильмов, чтения книг о куклах. Это продолжается до тех пор, пока их присутствие перестанет вызывать тревогу. Обычно это происходит под наблюдением доктора или дома с помощью друзей и близких родственников.

      Гипноз, поведенческая терапия направлены на перепрограммирование Педиофобии, чтобы превратить страшные мысли об объектах расстройства в позитивные.

      ostrahe.ru

      Фобия (phobia; греч. phobos страх, боязнь; син. страх навязчивый) — это навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, — презентация

      Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлиса Ламзина

      Презентация на тему: » Фобия (phobia; греч. phobos страх, боязнь; син. страх навязчивый) — это навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений,» — Транскрипт:

      1 Фобия (phobia; греч. phobos страх, боязнь; син. страх навязчивый) — это навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций; содержанием фобии может быть любое явление обыденной жизни.

      2 Каждый десятый человек в мире страдает различными фобиями. Это заболевание затрагивает людей из разных слоев общества, рас и полов (хотя чаще болеют женщины). Существует три основных вида фобий: — агорафобия — боязнь открытых пространств (площадей, широких улиц), — антропофобия — страх встречи новых людей, больших скоплений народа и боязнь выступать перед публикой, — элементарная фобия — фобия, ограниченная отдельным конкретным предметом или явлением, например, боязнь полета, высоты, крови, грозы, собак, мышей и пауков.

      4 Фобии могут быть переняты от другого человека. Например, ребенок видит, как его мать кричит при виде мыши и начинает связывать мышь с опасностью. Несчастный случай может также послужить началом фобии. Например, ребенка укусила крупная собака, или боязнь войти в воду, появившаяся после просмотра фильма «Челюсти».

      6 Биологические инстинкты также частично виноваты в наших страхах, поскольку первобытные люди избегали некоторых видов животных, которых боится и современный человек, например, ядовитые змеи и лягушки, тарантулы, волки и т.п. Ниже приводится список известных фобий, связанных с животными:

      8 Авиафобия — боязнь птиц Агризоофобия — боязнь диких животных Аилурофобия (ailurophobia; греч. ailuros кошка + фобия) — боязнь кошек Аклюрофобия — боязнь кошек, котов Алекторофобия — боязнь кур, цыплят

      10 Апифобия (apiphobia; лат. apis пчела + фобия) — боязнь пчел и ос Арахнефобия — боязнь пауков Арахнофобия (arachnophobia; арахно- + фобия) — боязнь пауков Бактериофобия (bacteriophobia; бактерия + фобия) — боязнь заражения микробами

      12 Бактрахофобия — боязнь рептилий, пресмыкающихся Бациллофобия — боязнь заражения микробами Бленнофобия — боязнь слизи Буфонофобия — боязнь жаб

      14 Верминофобия — боязнь бактерий, микробов, заразиться, червей, заразных насекомых Галеофобия — боязнь кошек, котов Гатофобия — боязнь кошек, котов Гельминтофобия (helminthophobia; гельминты + фобия) — боязнь заражения гельминтами

      16 Герпетофобия — боязнь рептилий, пресмыкающихся, змей Гиппофобия — боязнь лошадей Дорафобия (doraphobia; греч. dora кожа, шкура + фобия) — боязнь обрасти волосами после прикосновения к шкуре животного, меха или кожи животных Земмифобия — боязнь крыс

      18 Зоофибия — боязнь животных, чаще определенного вида. Изоптерофобия — боязнь насекомых, поедающих древесину, термитов Инсектофобия — боязнь насекомых Ихтиофобия — боязнь рыб

      20 Кинофобия (kynophobia; кино- + фобия) — боязнь собак, укуса бешеной собаки Книдофобия — боязнь жалящих насекомых, укусов Лютрафобия — боязнь выдр Мелиссофобия — боязнь пчел и ос

      22 Мирмекофобия — боязнь муравьев Моттефобия — боязнь моли Мусофобия — боязнь мышей Орнитофобия — боязнь птиц

      24 Остраконофобия — боязнь моллюсков Офидиофобия — боязнь змей Офиофобия — боязнь змей Паразитофобия (parasitophobia; паразит + фобия) — боязнь насекомых-паразитов (клопов, блох, вшей)

      26 Педикулофобия (pediculophobia; лат. pediculus вошь + фобия) — боязнь вшивости Птеранофобия — боязнь птичьих перьев Ранидафобия — боязнь лягушек Селахофобия — боязнь акул

      28 Сикрофобия — боязнь бактерий Сколецифобия — боязнь червей, заразных насекомых Сфексофобия — боязнь ос Таурофобия — боязнь быков

      30 Тениофобия (taeniophobia; биол. Taenia род ленточных червей + фобия) — боязнь заражения ленточными гельминтами; разновидность нозофобии Фтириофобия — боязнь вшивости Эквинофобия — боязнь лошадей Элурофобия — боязнь кошек, котов

      32 Эмихофобия — боязнь царапин Энтомофобия — боязнь насекомых Эпистемофобия — боязнь змей

      www.myshared.ru