Специалисты

Гении и аутизм

13.06.2018

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, — Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон — ярчайшие примеры. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем — от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела — патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности.

На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Научные результаты смогли закрепить только те из них, кому повезло в материальном плане. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий ХХ века — электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.

Такие характерные для аутичных личностей признаки, как увлеченность работой вплоть до забывчивости о еде, затруднение в бытовом общении, чтение лекций перед пустой аудиторией, проявлялись у Ньютона. Он вообще с трудом говорил, в 50 лет у него случился нервный срыв. Подобные черты стали штампом при характеристике в художественной литературе персонажей-ученых. Вспомните страну лапутян у Свифта или Паганеля у Жюля Верна.

Совершенно не обязательно, чтобы талантливый ученый имел до старости вид вундеркинда-шизофреника в коротких штанишках. Он может быть душой общества, активным организатором — его аутизм реализуется только в части объема и глубины как логических, так и иррациональных взаимосвязей в работе мозга. Кстати, в зрелом возрасте у Эйнштейна признаки аутизма ослабли. У него появились близкие друзья. Он выступал перед разными аудиториями, в том числе и на политические темы. Однако большинство его работ сделаны без соавторов, у него не было прямых учеников. Не сложилась его жизнь с первой женой Милевой Марич.

Примеров разного сочетания признаков аутизма и научных талантов в истории немало. Выраженный аутизм — болезнь, которая называется «синдром Аспергера». При упоминаниях об аутизме ученых, имена которых составляют гордость науки, имеют в виду увеличение способностей мозга к обработке информации. Профессор Д. Поспелов подчеркивает, что логика для мозга человека в онтогенезе (развитии особи) и в филогенезе (эволюции вида) появляется поздно. Казалось, гениальность — это способность к более глубокой и полной логической обработке информации. Но потомки ценят Ньютона и Эйнштейна за другое. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий. Они создали новые аксиомы, главная особенность которых — в невозможности их логического доказательства. Аутизм, увеличивающий способности к логической обработке информации, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое пережевывание известного. Гениальность ассоциируется с созданием такого нового, которое недоказуемо логически.

Компьютеры при логической обработке информации в миллиарды раз эффективнее мозга человека. Но логика принципиально ограничена в возможностях создавать новое. Неизбежно компьютерные системы замыкаются на себя — «заболевают аутизмом». Физиологические особенности аутизма (и результаты «аутизма компьютеров») отражают принципы логики. Математик Гёдель доказал: существуют истинные утверждения, недоказуемые логически. Одна из формулировок теоремы Гёделя говорит о возможности бесконечно длинных логических доказательств. Это и есть аутизм в тех случаях, когда он не связан с патологией. Рост быстродействия компьютеров увеличивает возможности логической обработки информации. Для них возникает аналогичное замыкание логики на саму себя. В результате при любой скорости и мощности компьютеров лимитирующим звеном познания природы все равно остается человек и его мозг.

Приходится слышать, что были другие ученые, кто написал уравнения теории относительности одновременно с Эйнштейном. Однако никто не спорил о приоритете. Дело в том, что они не хотели и боялись взять на себя ответственность за изменение аксиоматики (что сделал Эйнштейн). Подобная история была с Альфредом Уоллесом, который написал работу, очень близкую к знаменитой книге Дарвина о происхождении видов. Кстати, Уоллес признавал приоритет Дарвина.

Теорему Гёделя часто трактуют как доказательство невозможности познания природы человеком. Это ошибка. Наоборот, существование логически недоказуемых утверждений означает, что мозг человека всегда способен найти принципиально новые решения. Какие бы трудности ни накапливались в науке, всегда согласно теореме Гёделя существует принципиально новое решение проблем. Это гарантирует отсутствие тупикового предела в познании природы мозгом человека.

Нобелевский лауреат Д. Эдельман 15 лет назад создал вычислительные машины, работающие по принципам дарвиновского естественного отбора. Сегодня выпускают даже «дарвиновские чипы». Принцип машины — воспроизведение интуиции человека. Однако, как и при отборе в эволюции видов Дарвина, в машине обязательна заданная извне цель обработки информации. Поэтому в создании новых аксиом машина Эдельмана не может заменить интуицию человека.

Известный российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории от первобытных племен всегда существовал культ нестандартных людей. Диапазон: от альтруистов до крайних форм — юродивых и дурачков. Аутичные личности, не переходящие пределов патологии, обладают большими возможностями к интуитивным находкам в познании природы. Кстати, персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» в итоге нашел себя за карточным столом, где проявил недюжинные математические способности.

Жизнь с аутизмом: история моей семьи

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Мы продолжаем новый блог, посвященный повседневной Британии — той, которую не всегда видно из туристического автобуса. Вести его будут несколько российских авторов, живущих и работающих в этой стране.

Автор этого текста — журналист Анна Кук, у старшей дочери которой в три года был диагнострован аутизм.

Анна Кук – журналист, живет в Англии 8 лет. Растит троих дочерей. У старшей дочки в 3 года был диагнострован аутизм.

Этот блог — о буднях и праздниках не совсем обычной семьи и о том, как в Англии относятся к проблемам детей с нарушениями развития.

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Для меня и моих близких этот день особенно важен. Тот факт, что сейчас у каждого сотого человека в Великобритании аутизм, для меня – не сухая статистика, этот один из ста человек – мой ребенок.

Еще три года назад об аутизме я не знала ровным счетом ничего, кроме набора каких-то стереотипов: гении-социопаты, эксцентричные одиночки, избегающие зрительного контакта молчуны.

Когда моя свекровь предположила, что у нашей двухгодовалой дочки Лизы может быть аутизм, я смеялась и не верила: «Ох уж эти бабушки, им бы только попереживать». Лиза всегда прекрасно смотрела в глаза, она росла очень улыбчивой, ласковой и жизнерадостной девочкой.

На мой взгляд, проблема у Лизы была только одна: в два года она еще не сказала ни одного слова, не назвала меня мамой, а своего папу папой, но все время что-то «чирикала» тонким голоском на своем языке и при этом ходила на цыпочках.

Подруги меня успокаивали: «Ничего, перерастет». Рассказывали чудесные истории, как у знакомых знакомых ребенок вот тоже не говорил, а потом в три, пять, семь лет (в зависимости от истории) раз – и сказал какое-то очень сложное слово или вообще взял и сразу заговорил предложениями.

Но свекровь насторожило вовсе не отсутствие речи, а то, как Лиза относилась к своей младшей сестре, трехмесячной Кате.

А Лиза не относилась к ней никак.

Она просто не замечала младенца, перешагивала через малышку, как через забытую на полу куклу. Могла попытаться встать на нее, чтобы дотянуться до игрушки на спинке дивана. Не подходила на нее посмотреть или утешить и даже не проявляла свойственной детям ревности.

Горка, лесенка, качели

Я начала читать про симптомы аутизма: проблемы с социальным взаимодействием и общением, кружение и ходьба на цыпочках, ограниченные интересы.

То, что произошло дальше, невозможно описать: как будто с дочки сорвали покрывало, которое укрывало ее с головой, как какую-нибудь статую в музее, и я впервые увидела ее такой, какая она есть.

Внезапно, в один момент, я поняла, что за два года она ни разу не попросила у меня еду, игрушку, одежду, ни разу не показала пальцем на что-то, что привлекло ее внимание, не просила с ней играть.

Я помню это ужасное чувство, когда я не могла сдержать слез на детской площадке, наблюдая, как мальчик лизиного возраста показывает пальцем в небо и кричит своему папе: «Cмотри, самолет!». Или как девочка помладше качается на качелях и просит маму: «Выше, выше!».

Я украдкой вытирала слезы и смотрела на свою дочку. Лиза весело бегала по площадке по своему обычному маршруту: горка, лесенка, качели, всегда в одной и той же последовательности.

Вот она подбежала к качелям и ждет. Не просит, не кричит, просто терпеливо стоит и ждет, когда я подойду и подсажу ее.

Первые месяцы после диагноза

Нередко пишут, что шок, который родители переживают, узнав, что у их ребенка аутизм, сродни шоку от потери близкого человека.

Представьте: два года вы были уверены, что у вас растет совершенно здоровый малыш, который в положенное время начал сидеть, ходить и есть ложкой.

В своих амбициозных мечтах вы видите его талантливым музыкантом или танцором, лучшим учеником в классе, которого будет рад видеть среди своих студентов любой университет Оксфорда и Кембриджа.

Пожилые дамы, встретив вас на улице с коляской, улыбаются и говорят комплименты «такой хорошенькой девочке».

И вдруг в один момент оказывается, что ваша чудесная, хорошенькая девочка – ребенок «особый», с «особенными потребностями», «с нарушениями развития» или, как более прямо и жестко говорят по-русски — «ментальный инвалид».

Первые месяцы после того, как мы узнали об аутизме дочки, были самыми сложными.

Я металась из стороны в сторону: понимала, что придется расстаться с нарисованной картинкой о безоблачном будущем ребенка и своей семьи, но в то же время постоянно сомневалась в правильности диагноза («ну она же не избегает зрительного контакта», «ну она же не трясет руками и не крутит бесконечно колесо машинки»).

Смириться, осознать, успокоиться

Походы в детские группы и встречи с друзьями, у кого дети одного возраста с моей дочкой, превратились в мучительное испытание. Вдруг стало очевидно, насколько Лиза отстает от сверстников.

Дети со свойственной им прямотой задавали вопросы: «А почему Лиза не говорит, а почему она так пищит, а почему она с нами не хочет играть?». И вооружались против нее в игре палками.

Наблюдать это было физически больно, отвечать на детские вопросы невозможно без слез.

Еще одно испытание – разговоры с коллегами и знакомыми, с которыми общаешься нечасто. Как им рассказать, что с моей дочкой что-то не так? А нужно ли это? Слово «аутизм» застревало комком в горле.

Мне понадобилось больше года, чтобы окончательно смириться, осознать и успокоиться. Теперь я могу с улыбкой ответить на вопросы детей, поговорить со знакомыми и даже написать этот текст.

Сейчас Лизе пять лет, она ходит в специализированную школу. Говорит мало и неразборчиво, хотя понимает речь на двух языках, хорошо считает и различает цвета.

Она очень любит музыку, песни и мультики и часами может разыгрывать сюжеты из «Винни-Пуха» или «Боба-строителя» со своими фигурками из конструктора «Лего».

На первый взгляд она ничем не отличается от других детей ее возраста, ну, разве что может показаться невоспитанной – не здоровается, не отвечает на вопросы и с порога может начать вас выпроваживать за дверь: «Бай-бай-бай».

Заметить аутизм важно рано

Аутизм коварен тем, что часто может быть незаметным для человека непосвященного, маскироваться под плохое воспитание, умственную отсталость, а до трех лет вообще почти себя не проявлять.

При том, как стремительно сейчас увеличивается количество детей с аутизмом, об этом расстройстве нужно знать абсолютно всем.

Я бы выдавала брошюрку с информацией об аутизме еще на курсах для беременных.

— Если ребенок отказывается от груди или бутылочки, — Если ребенок ходит на цыпочках, — Если до полутора лет ребенок так и не сказал ни единого слова, — Если к году у ребенка нет спонтанного указательного жеста, и он не понимает, куда смотреть, когда вы что-то показываете ему, — Если к полутора годам ребенок не может показать части тела, повторить «ладушки» и «пока-пока», — Если ребенок просто не знает, как надо дуть, и еще много «если», немедленно ведите его ко врачу и не давайте себя выпроводить с утешениями «еще рано», «перерастет», «дорастет» и так далее.

К сожалению, за «слишком рано» очень быстро наступает «что-то вы поздно спохватились». Если не начать заниматься до трех лет, далее все усилия будут значительно менее эффективны.

Работа с детьми-аутистами

Я бы повесила плакат в магазине и общественном транспорте: если вы видите бьющегося в истерике малыша или школьника и бледную, растерянную маму, подумайте, прежде чем осуждать ее некомпетентность как родителя.

Возможно, этот ребенок болен и кричит не из-за того, что ему не купили шоколадку, а потому что от света, шума и потока людей у него случилась сенсорная перегрузка и надо просто дать ему время успокоиться.

Подумайте, что вы наблюдаете эту сцену лишь несколько минут, пока идете мимо, а той маме приходится иметь с этим дело каждый день.

Но детям с аутизмом можно помочь адаптироваться в жизни. Потому что доказано, что при соответствующей поддержке эти дети обучаемы и могут как закончить школу, так и получить высшее образование, а впоследствии работать.

Аутизм неизлечим, но его проявления можно скорректировать.

К сожалению, как всегда все упирается в деньги. И, что касается Великобритании, пока, мне кажется, правительство идет по пути наименьшего сопротивления.

О том, как проходит диагностика аутизма и какую поддержку получают семьи, я постараюсь рассказать в следующем блоге.

www.bbc.com

Заболеваемость аутизмом растет параллельно увеличению числа вакцин, содержащих известный нам нейротоксин — этилртуть. по свидетельству родителей их дети начали страдать аутизмом именно после получения вакцин, содержащих ртуть. >>подробнее на autismwebsite

Д-р Виера Шайбнер (Австралия) и Бронвин Ханкок (Австралия)

С недавнего времени тема связи прививки MMR с аутизмом обсуждается все более открыто, причем в некоторых частях мира больше, чем в других. Наиболее известно исследование британского ученого д-ра Эндрю Вейкфилда и его научной группы, изучивших детей, заболевших болезнью Крона и аутизмом, и связавших эти болезни с прививкой MMR, которую дети получили ранее (Lancet, 1998).

Хорошо, что это стало достоянием гласности, но так как многие врачи вновь и вновь уверяют родителей, что вакцины безопасны (что, как мы видим сейчас, неправда), важно логически обосновать, почему не следует верить НИЧЕМУ, что вам говорят доктора, особенно относительно прививок, и почему следует рассматривать тему прививок в целом. К сожалению, когда это делается, выясняется, что связь прививки MMR и аутизма лишь вершина айсберга.

Есть немало важных для нас тем, которые не обсуждаются публично, и которые мы намерены осветить далее. Только признав, что существует намного более глубокая проблема, родители смогут принять решение, основанное на информации. Это темы следующие:

1. Только ли тривакцина (MMR) является причиной аутизма?

2. Является ли раздельное назначение вакцин против кори, свинки и краснухи решением проблемы аутизма?

3. Являются ли проблемы желудочно-кишечного тракта единственным механизмом, обусловливающим дисфункцию мозга, называемую аутизмом?

Ответ— громкое НЕТ!.

Есть не только документированная связь аутизма с тривакциной, но и его связь с другими вакцинами, как, например, DPT(АКДС — А. К.) и поливакциной. Нам известен случай ребёнка, ставшего аутистом после прививки против гепатита А, и случаи аутизма после прививки против гепатита В.

2. Являются ли проблемы желудочно-кишечного тракта единственным механизмом, обусловливающим дисфункцию мозга, называемую аутизмом?

Хотя проверено и доказано, что MMR вызывает проблемы желудочно-кишечного тракта, результатом которых становятся нарушение всасывания и нарушение последующего удаления продуктов пищеварения, что и становится причиной мозговой дисфункции, называемой аутизмом, диагноз аутизма впервые был поставлен Каннером (в 1943-44 гг.). В это время еще не было вакцин против кори, свинки и краснухи. Однако это было время усиленных прививок против дифтерии, коклюша и столбняка. У получивших эти прививки развился энцефалит (энцефаломиелит), и механизм поведенческих проблем, описанный Каннером как аутизм, был вскоре описан другими как постэнцефалитный синдром. Это иное, оригинальное объяснение поведенческих проблем, часто описывается как поствакцинальный энцефалитный синдром. Подробно речь об этом идет в книге Харриса Л. Култера «Прививки: социальное насилие и преступность, нападение на американский мозг» (Vaccination: Social Violence and Criminality, the Assault on American Brain).

3. Является ли индивидуальное назначение вакцин против кори, свинки и краснухи решением проблемы аутизма?

Вышеуказанные учёные и родители, особенно в Великобритании, призывают к раздельному назначению трех вакцин (против кори, свинки и краснухи), видя в этом решение проблемы. Однако аутизм вызывается не только комбинированными вакцинами, такими, как АКДС или тривакцина, а потому раздельное использование вакцин НЕ решит проблему. Нам известны факты, когда аутизм возникал и после отдельных вакцин. В действительности же, риск, наоборот, может увеличиться. Д-р Вейкфильд не приводит ни одного исследования, сравнивающего риск развития аутизма от назначения отдельных вакцин с таковым комбинированной тривакцины (и нам такие тоже неизвестны), поэтому нет никаких оснований для его рекомендации применять вакцины раздельно. Похоже, что это просто предположение, к тому же основанное на небольшом количестве доступных исследований, показывающих, в чём же действительно проблема. Большее количество исследований приведено в «Поведенческих проблемах детского возраста — связи с прививками» Виеры Шайбнер.

Важно понять, что ЛЮБАЯ вакцина — любого вида и даваемая как отдельно, так и комбинированно, — может нарушить равновесие организма и вызвать аутизм. Фактически, аутизм очень редко развивается у детей после иммунной проблемы, НЕ связанной с прививками (нам известны 2 таких случая), но аутизм НЕ развивается у непривитых детей. Заслуживает быть отмеченным то, что нам не известен НИ ОДИН случай аутизма без того, чтобы ему не предшествовал иммунная поломка.

autist-ru.narod.ru

Во?льфганг Амаде?й Мо?царт (1756—1791)

Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft. Также является сопредседателем благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

В период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.

Его состояние в сентябре 2009 года оценивалось в 50 млрд долларов. Билл Гейтс является одним из рекордсменов по размеру средств, переданных на благотворительность: в период с 1994 по 2010 г. он вложил в Фонд Билла и Мелинды Гейтс более $28 млрд.

Польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911), первый дважды лауреат премии в истории. Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий (от лат. radiare «излучать») и полоний.

Английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Э?мили Эли?забет Ди?кинсон (1830 — 1886)

Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв. Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям. Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов.

Винсе?нт Ви?ллем Ван Гог (1853 — 1890)

Нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция.

Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Сатоси Тадзири (род. 28 августа 1965 года)

Японский геймдизайнер, создатель серии игр, манги и сериала «Покемон». Он вошёл в список ста самых лучших геймдизайнеров по версии IGN.

То?мас Дже?фферсон (1743 -1826)

Видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) и экспедиция Льюиса и Кларка (1804—1806).

Альбе?рт Эйнште?йн (1879 — 1955)

Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.

Григо?рий Я?ковлевич Перельма?н (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР)

Выдающийся российский математик, первым доказавший гипотезу Пуанкаре.

В марте 2010 года Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре[17], что стало первым в истории присуждением премии за решение одной из Проблем тысячелетия. В июне 2010 года Перельман проигнорировал математическую конференцию в Париже, на которой предполагалось вручение «Премии тысячелетия», а 1 июля 2010 года публично заявил о своём отказе от премии

www.sulamot.ru

Аутизм, или погруженные гении

Международный день распространения информации об аутизме мир отмечает 2 апреля, и Украина не остается в стороне. Уже три года в Ивано-Франковске работает общественная организация «Рассвет», которая специализируется на проблеме детей с аутизмом.

Ее создали родители, которых и постигла такая беда. В настоящее время они дарят надежду больше чем полсотни прикарпатских семей.

Каждую субботу на территорию бывшего зеленого хозяйства под Ивано-Франковском приезжают мамочки из всей области. Они едут с детьми и надеждой, потому что здесь проводят специальные уроки для детей с аутизмом. На эти занятия отправились и мы.

…Длинная аллея ведет мимо хмурых заброшенных парников к двухэтажному дому. В комнате на втором этаже тепло и ярко от цветных рисунков на стенах. Они, а еще — детская энергетика, перебивают серость пейзажа за окнами. За низеньким столиком уже сидят и ожидают своих особенных учеников логопеды — Елена Енько и Лариса Бардовская.

«Срок аутизм ввел швейцарский психиатр Ейген Блейер в 1912 году, — говорит госпожа Елена. — Дословно — погруженные у себя. К сожалению, сегодня среди ученых нет единственной мысли относительно возникновения этой болезни».

Главными признаками аутизма является замкнутость, молчаливость (дети могут вообще не говорить до 9-10 лет), боятся взгляда «глаза в глаза». Такой ребенок может постоянно кружить, раскачиваться, иногда имеет проблемы с координацией движений, стереотипные движения. Аутизм не вылечивается, но с ним можно жить. Интересно, что среди аутистов есть и известные успешные люди. Например, миллиардер Билл Гейтс и режиссер Стивен Спилберг.

«Еще недавно эту беду относили к детской шизофрении, сегодня ее выделили в отдельный статус, — продолжает Елена Енько. — Кстати, если хорошо покопаться, то элементы аутизма присущи фактически всем людям. Единственное, что наши дети значительно более чувствительные, потому большинству трудно их понять».

В настоящее время в мире от аутизма страдают около 67 млн. человек. Точной статистики по Украине нет. По современным данным ученых, на 250-300 новорожденных приходится один случай аутизма. Поэтому, если в Украине проживает около 11 млн. детей, то приблизительно 40 тысяч ее маленьких граждан — аутисты. Интересно, что у мальчиков такой диагноз встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

«Главное вовремя выявить аутизм, — говорит Лариса Бардовская. — К сожалению, в Украине это новая проблема. Если в США уже 60 лет о ней всем известно, то в Украине — сравнительно недавно. Педиатры еще недостаточно проинформированы и вовремя не отправляют детей на раннюю диагностику по выявлению аутизма. Если возникают подозрения — надо тщательным образом проверять ребенка сразу. Другой проблемой является еще и наш менталитет: мол, ребенок виговорится, перерастет».

Елена Енько, логопед-дефектолог, несколько лет назад начала заниматься с детьми, которые страдают от аутизма. Познакомилась с первыми мамами, вместе с ними и возникла идея создать организацию. Отец одной девочки выделил помещение для уроков. Впоследствии к работе присоединилась еще один логопед — Лариса Бардовская.

Если еще три года тому назад их было только две-три семьи, то в настоящее время — больше 50. «Для родителей «Рассвет» стал второй семьей, — говорит Бардовская. — Потому что мамы часто остаются наедине с такой бедой, закрываются, в них возникает депрессия. Когда приходят к нам, то находят понимание, видят, что они не одни, получают надежду. Отцы очень редко принимают в этом участие, потому что воспринимают это еще более болезненно. Хотя есть такие семьи, где оба родителя мощно занимаются с детьми. И это дает очень хорошие результаты».

«Рассвет» работает на волонтерских принципах. Все нужные средства вкладывают сами же родители. Есть небольшая помощь. Приглашают ведущих специалистов на семинары, отправляются на курсы, чтобы получить новую информацию и поделиться ею с другими. Также организуют летние и зимние реабилитационные лагеря. В последнее время эти собрания проводят в селе Заречье, около Делятина, в усадьбе местного священника. Там красиво, а главное — сочувственные люди.

«Лагерь обходится каждой маме в 700 грн. на шесть дней, — рассказывает Елена Енько. — Конечно, хотелось бы, чтобы родители хотябы здесь не тратили деньги, потому что им и так хватает — лечения, медикаменты. Государство платит около 800 грн. на ребенка. Мы стучим во все двери, и, может, когда-то будет лучше».

Также недостает рук. Нужны небезразличные люди — волонтеры. Надо смотреть за детьми, чтобы мамы хоть немного отдохнули, помочь с хозяйкой лагеря. Время от времени приходят студенты. Но долго не выдерживают — трудно. Логопеды тоже работают на одном энтузиазме, поэтому их здесь только двое. Но две мамы уже получают второе образование — психолога.

Первая мама приехала из Павловки — госпожа Светлана с четырехлетним Назарчиком. Женщина осторожная и немногословная. Немножко рассказали преподавательницы.

«Назар — яркий пример того, что надо иметь терпение, что нельзя ставить на таких детях точку и опускать руки, — говорит Елена Енько. — Еще полгода ребенок ничего не хотела делать, но Светлана его привозила к нам, вынуждала заниматься. А сегодня мальчик охотно раскладывает предметы за соотношением, говорит первые слоги. И откуда мы можем знать, что он выдаст еще через месяц? Может опять закрыться, и мама к этому готова, а может и заговорить целыми предложениями».

Из коридора слышно топот. Это очередная мама — Виктория, с двумя белокурыми дочками. Старшая, Валерия, здоровая, а у маленькой Юли — аутизм.

«Валерия очень коммуникабельна, а Юля избегает людей, — рассказывает госпожа Вика. — Всегда их вместе беру, потому что старшая хорошо влияет на меньшую. Через нее можно достучаться до Юли. Валерии настолько недостает общение, что она постоянно шарпает младшую, а Юля от нее только отмахивается, говорит: «еть». Это ее любимое слово. А еще очень любит танцевать».

Последней, из Яремчи, приехала мама Надежда с маленьким Ромчиком. Они здесь впервые, потому всем было интересно послушать о новеньких. Оказалось, что в госпожи Надежды аж пятеро детей. Боевая, уверенная женщина успевает везде. Обучает Ромчика дома, в полтора года отдала его в обычный садик, специально выбрала требовательную воспитательницу, которую Ромчик слушает. Они постоянно ездят во Львов на все консультации, о которых услышат, — едут, пробуют. Госпожа Надежда много говорит о маленьких достижениях сына, которые для других мам кажутся просто гигантскими. За новенькую искренне радовались Вика и Светлана. Ведь это — маленький лучик надежды, что так смогут и их малыши.

Логопеды одобрительно кивают головами. Говорят, именно такими боевыми должны быть мамы детей с аутизмом.

Живут только сегодня

Маленькой группой начинаем занятие. Сначала — танцевальная двигательная терапия. Все берутся за руки и водят хороводы со стихами. Это специальные стихи-упражнения, которые детки должны повторять жестами и звуками. Выходит не очень. Малыши капризничают, отвлекаются. Ромчик включает светл, Назарчик выключает. Только маленькая Юля не отходит от мамы и сестры. Родители ловят непосед и опять заставляют их делать упражнения.

«К нам в лагерь приезжала 18-летняя Яна с Почаева, — вспоминает Лариса Бардовская. — У нее также аутизм. Но девушка с золотой медалью закончила школу, сейчас хорошо учится в колледже. На занятиях с малышами она нам помогала, также была адаптером. Ее мама в воспитании была очень требовательной. Для детей с аутизмом часто применяют бихевиористический метод — то есть, родители не просят, а отдают четкие указания. Потом Яна созналась — чтобы не мамина требовательность, таких результатов не было бы ».

Следующий урок — арт-терапия. Малыши с мамами делают пасхальные крашенки. На овальный кусочек картона (яйцо) надо было наклеить пластилин, на него насыпать пшено и украсить пуговицами. Малыши и здесь долго не сидели. Но почти силой мамы детскими ручками все-таки клеили пластилин, ставили пуговицы, зажимали. Раз, второй, третий. Вот уже и Ромчик самостоятельно приклеил несколько пуговиц, справилась и Юля, и Назар.

За работой мамы опять заговорили о наболевшем. А что дальше? Садик, школа.

«Мы приняли несколько детей с аутизмом в наш логопедический садик, — говорит Лариса Бардовская. — У меня в группе есть 20 детей, из них несколько имеют элементы аутизма. Этим детям трудно. Идеально было бы, чтобы к каждому из них закрепить адаптора, или хоть одного на двух, но это пока что — проблема».

«В прошлом году открыли языковой класс в Угорницкой школе-интернате, — продолжает Елена Енько. — Сюда набирают детей с аутизмом. Учеба проходит по общеобразовательной программе. Уже в следующем году туда пойдут двое наших детей».

Эти родители живут с надеждой. Они ничего не планируют на завтра. Не задумываются над тем, что будет через неделю. Они живут только сегодня и вместе со своими малышами вытягивают из каждого дня знание и достижение. По крошечках, понемногу. И верят в то, что все будет хорошо.

mtex.com.ua