Специалисты

Гляжу на будущность с боязнью жанр

11.09.2018

«Гляжу на будущность с боязнью…» М.Лермонтов

«Гляжу на будущность с боязнью…» Михаил Лермонтов

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Поведать — что мне бог готовил,

Земле я отдал дань земную

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Анализ стихотворения Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…»

Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.

Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.

Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума» (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.

В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.

pishi-stihi.ru

Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи

М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…»

Это стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в начале 1838 года и интонационно и своим настроем вырастает из написанного чуть ранее великолепного, как впрочем всё у этого гениального человека, произведения «Моё грядущее в тумане…». Невозможно удержаться, чтобы не процитировать оба стихотворения:

Моё грядущее в тумане…

Моё грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей.

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: «Я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей. »

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей.

С святыней зло во мне боролось —

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я.

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

Гляжу на будущность с боязнью

Ищу кругом души родной;

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Зачем так горько прекословил

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

Под знойным солнцем бытия.

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: «Я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей. »

И он, поэт, не сомневается в своей избранности и праве на славу, кто как не он сам знает на что он способен:

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей.

Но какая горечь сквозит в последующих словах Лермонтова, поистине обнажающих тончайшую его натуру, вынужденную идти на жертвы:

С святыней зло во мне боролось —

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я.

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

И теперь, с тяжелейшей ношей, мягко опущенной на его далеко не могучие плечи Создателем, с глазами не знающими слёз и сердцем не ведающим трепета поэт стоит, словно на утёсе под которым бушует море страстей человеческих:

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

Это произведение создано в 1836-37 г. Скорее всего ещё до бурных событий, связанных с появлением Михаила Лермонтова со стихотворением «Смерть поэта(Погиб поэт-невольник чести…) «, произведшего фурор, скандал и сравнимое с эффектом разорвавшейся бомбы! Но мотив вселенского одиночества, фатализма и горечи, настоенной на едва уловимой иронии — был присущ Лермонтову в полной мере (тем более, что его поэтический, если можно так выразиться стаж составлял к этим годам почти десять лет).

И вот прошёл почти год с бурных событий февраля 1837 года : арест, перевод из гвардейского гусарского полка в Петербурге в драгунский, находившийся в Грузии, знакомство с разными людьми, возвращение хлопотами бабушки обратно в столицу. Лермонтов пишет «Гляжу на будущность с боязнью…» и сравнивая его с проанализированным выше стихотворением «Моё грядущее в тумане…» испытываешь лёгкое изумление произошедшими за столь короткий срок метаморфозами. Язык Лермонтова стал ещё более безупречен, строфы достойны восхищения:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной;

Но помимо поэтического совершенства отчётлива и осязаема глубина и умудрённость Лермонтова-поэта (что кажется невероятным, учитывая возраст Михаила Юрьевича -23 года. ). В такие минуты с горечью понимаешь справедливость слов Толстого: » Вот кого жаль, что так рано умер! Что бы сделать он мог! «. Однако, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения. Созданного Лермонтовым за 15(!) лет творчества иным не достичь и за 50…

Возвращаясь к произведению «Гляжу на будущность с боязнью…» не покидает ощущение усталого фатализма поэта. Да он «боится» будущего, но не собирается сворачивать со своей стези:

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

Увлекаемый своей судьбой поэт не питает никаких иллюзий, мир для него лишён очарования и пасторальности, но нет в душе его и ожесточения:

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Он ранний плод… «Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни довелось…» — какая невероятная, почти хрустальная перекличка спустя без малого сто лет…

kid-mama.ru

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

Удивительно рано «постаревший душой» Лермонтов прекрасно это понимал:

«Взгляните на мое чело

Всмотритесь в очи, в бледный цвет;

Лицо мое вам не могло

Сказать, что мне 15 лет».

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).

Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).

В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.

Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).

Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).

В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).

А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишённый сока,

Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.

То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

В себе почувствовал он вдруг,

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты! («Демон»).

В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:

«И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора».

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой».

(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…»

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

obrazovaka.ru

Гляжу на будущность с боязнью жанр

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015

Определены тематические направления сочинения на этот учебный год.

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

4. Спор поколений: вместе и врозь

5. Чем люди живы?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Список возможных тем по первому направлению

v «Россия, Русь! Храни себя, храни. » Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова

v «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Трагедия судьбы Григория Печорина

v «И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей» (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени»

v «Не верят в мире многие любви. » (М. Ю. Лермонтов)

v Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова

v «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)

v «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

v «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

v «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. » (В. Г. Белинский)

v «Печально я гляжу на наше поколенье!»

v Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова)

v Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»

v «Одинок я, нет отрады. » (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

v Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?

v Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова

v Современное звучание романа «Герой нашего времени»

v Почему герои Леромонтова, как правило, одиноки?

v Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

v «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством». (В.П. Ключевский). (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

v Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

v Пространство поступков в лирике Лермонтова

v Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

v Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

sites.google.com

«1830. Майя. 16 число» Михаил Лермонтов Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно….

«А.О.Смирновой» Михаил Лермонтов Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу;…

«Ангел» Михаил Лермонтов По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц,…

«Благодарность» Михаил Лермонтов За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За…

«Благодарю!» Михаил Лермонтов Благодарю. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть…

«Бой» Михаил Лермонтов Сыны небес; однажды надо мною Слетелися, воздушных два бойца; Один — серебряной…

«В альбом» Михаил Лермонтов Нет! — я не требую вниманья На грустный бред души моей,…

«Валерик» Михаил Лермонтов Я к вам пишу случайно; право Не знаю как и для чего….

«Весна» Михаил Лермонтов Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет…

«Ветка Палестины» Михаил Лермонтов Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела, Каких…

«Вечер после дождя» Михаил Лермонтов Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине…

«Война» Михаил Лермонтов Зажглась, друзья мои, война; И развились знамена чести; Трубой заветною она Манит…

«Время сердцу быть в покое…» Михаил Лермонтов Время сердцу быть в покое От волненья своего…

«Выхожу один я на дорогу…» Михаил Лермонтов Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый…

«Гляжу на будущность с боязнью…» Михаил Лермонтов Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое…

«Графине Ростопчиной» Михаил Лермонтов Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы…

«Гроза» Михаил Лермонтов Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей…

«Гусар» Михаил Лермонтов Гусар! ты весел и беспечен, Надев свой красный доломан; Но знай —…

«Дары Терека» Михаил Лермонтов Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его…

«Два великана» Михаил Лермонтов В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого…

«Два сокола» Михаил Лермонтов Степь, синея, расстилалась Близ Азовских берегов; Запад гас, и ночь спускалась;…

«Договор» Михаил Лермонтов Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена…

«Дума» Михаил Лермонтов Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль…

«Есть речи — значенье…» Михаил Лермонтов Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им…

«Жалобы турка» Михаил Лермонтов Ты знал ли дикий край, под знойными лучами, Где рощи и…

«Желание» Михаил Лермонтов Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем…

«Журналист, Читатель и Писатель» Михаил Лермонтов Les poetes ressemblent aux ours, qui se nourrissent en…

«Завещание» Михаил Лермонтов Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят,…

«Звезда» Михаил Лермонтов Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда, Мои мечты Она…

«Звезда» Михаил Лермонтов Светись, светись, далекая звезда, Чтоб я в ночи встречал тебя всегда; Твой…