Специалисты

Как обучать детей с умственной отсталостью

16.08.2018

Обучение детей с умственной отсталостью: как обучать умственно отсталых детей?

У обычных детей множество способов обучения: они наблюдают, что происходит вокруг, имитируют других детей и взрослых, используют память и логику.

Методики обучения детей с умственной отсталостью

Ребенок воспринимает не только слова окружающих, но также их мимику и жесты. Однако умственно отсталый малыш не способен уловить многие из этих нюансов, поэтому нужно максимально упростить способы выражения своих мыслей. Неопределенные жесты, незаконченные предложения и сложные идеи лишь запутают малыша.

Дружба с людьми всех возрастов, в пределах семьи и вне ее, играет важную роль в развитии умственно отсталого ребенка.

То же самое с действиями. То, что кажется очень простым для нормального ребенка — еда, одевание, — может вызывать большие проблемы у умственно отсталого ребенка, который не способен запомнить, как он это делал вчера и зачем это вообще нужно делать.

Наиболее приемлемый способ обучения такого ребенка бытовым навыкам — разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего. Это отнимает много времени, но зато позволяет добиться устойчивого результата.

Например, чтобы ребенок ел ложкой, его нужно обучить нескольким отдельным действиям: правильно держать ложку, зачерпывать ложкой пищу, подносить ее ко рту, открыть рот, брать пищу с ложки и жевать ее, возвращать ложку в тарелку. То же с одеванием. Одевание брюк, к примеру, можно разбить на следующие этапы: открыть шкаф, взять брюки, правильно повернуть их, одеть на одну ногу, затем на вторую, натянуть их.

Поскольку умственно отсталые дети нередко не понимают, зачем делать то, о чем их просят, они остро нуждаются в знаках одобрения. Простого «молодец» тут недостаточно. Лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы. Процессу обучения поможет также награда в виде любимой сладости.

Игры для умственно отсталых детей

Как отмечают педиатры, игры — наиболее важная часть жизни ребенка. Играя в одиночестве, он учится быть самостоятельным, а в игре с другими детьми приобретает социальные навыки. Но некоторые умственно отсталые дети не умеют играть. И в этом им нужна помощь — иначе они будут лишены жизненно важного опыта.

В частности, сложность игрушек должна соответствовать не возрасту, а реальному уровню развития ребенка. Стоит начать с игрушек, импонирующих личности ребенка. К примеру, если он любит громкие звуки, возможно, подойдет пластмассовый молоток, с помощью которого можно забивать «гвозди» в отверстие. Вам нужно будет потратить время на то, чтобы показать ребенку, как использовать игрушку, но в конце концов он сможет пользоваться ею сам.

При подборе игрушек посоветуйтесь с учителем или детским психологом.

Очень важно, чтобы малыш играл с другими детьми, иначе он не научится общению. В некоторых детских учреждениях для умственно отсталых детей есть игровые площадки, ориентированные на работу с конкретными проблемами развития; кроме того, специальные школы-интернаты нередко принимают детей с самого раннего возраста. Если умственное отставание ребенка умеренное, он может играть с обычными детьми; не только они помогут ему — он тоже способен дать многое своим сверстникам.

netaptek.ru

Обучение детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал как все .

Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию, если нет каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения.

В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Следует знать, что дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая формы умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии и либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.

В работе с детьми этого контингента патопсихологи, кроме диагностической работы, проводят большую консультативную и психотерапевтическую работу с семьями этих детей. Не все родители могут самостоятельно справиться с таким горем, кроме того, в этих семьях часто растут и интеллектуально полноценные дети. Они также нуждаются в психологической поддержке.

Дети с дебильностью (легкая степень умственной отсталости) имеют другие проблемы.

В разных странах по-разному подходят к вопросу, где и как обучать умственно отсталых детей. Предлагается обучать их либо в общем потоке детей, либо дифференцированно в специальных школах. В России до недавнего времени дети с диагнозом дебильность обучались во вспомогательной школе. В последнее время решение медико-педагогической комиссии часто игнорируется родителями.

Умственно отсталый ребенок поступает в коррекционную школу (современное название вспомогательных школ) только при согласии родителей, но многие родители ищут обходных путей. Так как в большинстве массовых школ в настоящее время работают классы коррекции, выравнивания и т. д. то детей с дебильностью можно встретить и там. В некоторых частных школах также учатся умственно отсталые дети.

Огромной проблемой является адекватное воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на простой работе), заводят семью, детей, являются полноправными членами общества. Патопсихологи могут принести большую пользу, осуществляя регулярное консультирование умственно отсталых детей и их родителей.

Следует отметить, что олигофрения и умственная отсталость — в принципе одно и то же, однако принято говорить об олигофрении только в том случае, когда ее причина точно установлена. В тех же случаях, когда причина точно неизвестна, более употребим термин умственная отсталость .

По материалам статьи Умственная отсталость .

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности Психология

  • ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ,
  • ИНВАЛИДЫ ,
  • ПРОЕКТ ,
  • EDUCATION ,
  • COMPLEX REHABILITATION ,
  • HANDICAPPED PEOPLE ,
  • PROJECT
  • научной статьи по психологии, автор научной работы — Попов Геннадий Николаевич

    Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией. Дети-олигофрены отличаются стойкими нарушениями психической деятельности, как в познавательной, так и в эмоциональной сферах. Большое значение для их развития имеют не только биологические, но и социальные факторы, поэтому при создании благоприятных психолого-педагогических условий обучения, прогноз достаточно оптимистичен.The largest number of anomalous children are mental handicapped chidren, most of them suffer from oligophrenia. Oligophrenic children have steady disturbances in mental activity, in both cognitive and emotional spheres. Not only biological, but also social factors play a great role in the development of such children, that is why the prognosis is quite optimistic if favorable psychological condition are created.

    Научная статья по специальности Социальная психология из научного журнала Вестник Томского государственного педагогического университета , Попов Геннадий Николаевич

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3 С.63-66.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета

    Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

    Получат ли образование дети с умственной отсталостью?

    Образование – законное право каждого ребенка. Но чтобы это право реализовать, порой нужна особая поддержка и внимание. В частности, это касается детей с отклонениями в умственном развитии. Обучение таких ребят должно протекать в специальных условиях, которых в городе фактически нет.

    Светлана Агапитова продолжительное время занимается решением этой проблемы.

    В июне 2010 вскрылась большая проблема с лицензией на образовательную деятельность в ДДИ №4, когда выпускники интерната могли остаться без аттестата, поскольку дом-интернат не имеет лицензии на образовательную деятельность. Благодаря вмешательству Уполномоченного ребята всё-таки получили документы об окончании школы.

    В декабре 2010 года после «Павловского скандала» всплыли новые вопросы по воспитательной и образовательной деятельности ДДИ. Чтобы продумать пути их решения, была создана комиссия из представителей профильных комитетов и государственных структур.

    О том, как продвигается работа, специалисты рассказали на межведомственном совещании в Комитете по социальной политике. Информационным поводом стало обращение директора СПб БОО Перспективы Марии Островской к Губернатору Санкт-Петербурга.

    Мария Островская сообщает о нарушениях прав юных горожан, проживающих

    в домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии,

    на образование, гарантированное им статьей 43 Конституции РФ, а именно:

    — из 420 детей ДДИ № 4 в школу зачислены только 108 человек;

    -обучение 108 детей организовано в помещении интерната, в условиях перенаселенности учреждения;

    — отсутствуют специальные образовательные программы;

    — нет подготовленных педагогических кадров;

    — отсутствие согласованности между ведомствами в этом вопросе;

    — отказ от привлечения к процессу решения данных вопросов представителей общественных организаций.

    Все эти факты действительно имели место быть. Но, по сведениям представителей профильных комитетов, за последнее время ситуация значительно улучшилась.

    В специальные (коррекционные) образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья направляют по согласию родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ст.50 Закона РФ «Об образовании»). В настоящее время обучением детей с умственной отсталостью занимаются 60 преподавателей коррекционных школ, в том числе специалисты из домов-интернатов, принятые в штат образовательных учреждений.

    Педагогам, работающим с детьми-инвалидами, требуется специальная подготовка. В этом учебном году на базе СПб АППО ее прошли 32 сотрудника школ. Все они имеют высшее педагогическое образование и квалификационную категорию.

    В конце прошлого года Комитет по образованию издал распоряжения, на основании которых открыты 30 специальных (коррекционных) классов на базе общеобразовательных школ.

    В 2010-2011 учебном году в 4 коррекционные школы Санкт-Петербурга было зачислено 239 детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах. Из них 213 переведено в следующий класс, 26 — окончили школу и получили свидетельства об основном общем образовании.

    На 2011-2012 учебный год в образовательные учреждения в соответствии

    с заявлениями законных представителей детей-инвалидов и заключениями ЦМПМПК зачислены 253 ребенка-воспитанника ДДИ, из них 180 – в условиях классно-урочной системы и 73 – в соответствии с медицинскими показаниями,

    в форме индивидуального обучения по месту их нахождения в учреждении.

    По состоянию на 09.11 в школы зачислены 275 человек, в декабре будут зачислены еще 240 детей. Таким образом, все дети, воспитанники ДДИ школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будут учиться в школе.

    С января 2012 года начнется обследование на ЦПМПК детей-инвалидов

    с глубокой умственной отсталостью.

    Огромным рывком вперед стало внедрение новых учебных программ. Разработана и рекомендована к использованию программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Боряевой и Н.Н. Яковлевой.

    Проблема образования детей-инвалидов поднималась за это время неоднократно:

    20.05 года на заседании Координационного совета по охране жизни и здоровья детей в ОУ Санкт-Петербурга обсуждались итоги организации обучения детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

    23.06 состоялось заседание Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, где обсуждалась тема организации учебного процесса детей-инвалидов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в том числе по развитию дистанционной формы обучения.

    14.07 года в Комитете по социальной политике проведено расширенное межведомственное совещание с Уполномоченным по правам ребенка, представителями Комитета по образованию, Комитета по здравоохранению, Комитета по транспорту, Федерального бюро медико-социальной экспертизы по вопросам, относящимся к проблеме организации учебного и образовательного процесса детей-инвалидов и т.д.

    15.11 года состоялось выездное совещание в администрации Пушкинского района. Рассматривался вопрос об организации обучения детей ДДИ № 4 и ДДИ № 5 в школах Пушкинского р-на.

    Дети ДДИ № 5 посещают школу-интернат № 16 (в школе нет даже пандусов, так как отсутствует техническая возможность это сделать).

    Дети ДДИ № 4 зачислены в специальную (коррекционную) школу № 565 Кировского района. Было решено попробовать 13 детей ежедневно возить

    в школу на микроавтобусе (2,5 часа в дороге утром и 2,5 часа вечером). Это решение оказалось неразумным в связи с тем, что дети не выдерживают столь длительное пребывание в транспорте, им приходится оказывать первую медицинскую помощь.

    На выездном совещании было принято решение об открытии коррекционных классов в общеобразовательных школах № 464, №68 и в Лесном поселке, где есть свободные помещения.

    В качестве резолюции к данному совещанию было принято решение:

    — провести мониторинг детей-инвалидов школьного возраста в Санкт-Петербурге, получающих и неполучающих образование;

    — направить инициативные письма о необходимости разработать образовательную программу для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью;

    — организовать ведение электронной системы учета детей-инвалидов школьного возраста;

    — провести мониторинг потребности в помещениях для организации образовательной деятельности детей-инвалидов, воспитанников каждого ДДИ,

    по надомной форме обучения и классно-урочной;

    — рассчитать количество штатных единиц педагогов, которое понадобится обучить (повысить квалификацию);

    — определить перечень образовательных учреждений, готовых взять на обучение данную категорию детей по классно-урочной системе, создать в них необходимые условия;

    — инициировать Координационное совещание у Вице-губернаторов

    по рассмотрению вопроса строительства в Петродворце и Павловске специальных (коррекционных) школ.

    Кроме того, было принято решение включить БОО «Перспективы» в состав межведомственных рабочих групп, разрабатывающих проекты решений по организации образовательного процесса для данной категории детей. Чтобы общественные организации, активно участвующие в жизни ДДИ, были в курсе всех событий и владели актуальной информацией.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Как обучать детей с умственной отсталостью

    На тему Особенности зрительной и слухоречевой памяти школьников с общим Готовые рефераты, контрольные, курсовые и дипломные. объектом исследования являются особенности памяти у младших школьников с общим и слухоречевой памяти у школьников с ОНР и умственной отсталостью. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников. реферат 3. Влияние курсовая работа 4. Развитие Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью. Речевое развитие.

    1.3 Особенности памяти умственно отсталых школьников 14 Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. основными причинами умственной отсталости детей являются косность. Особенности логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения. слухового восприятия, внимания, памяти у умственно отсталых детей. младших школьников с умственной отсталостью ( курсовая работа).

    Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности. Понятие памяти младших школьников, реферат. Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников. Изучение уровня развития памяти у младших школьников.

    1. Психология лиц с умственной отсталостью Умственная отсталость как тип Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Тематика рефератов (докладов) по дисциплине.
    2. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников. Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности ( реферат) с умственной отсталостью младшего школьного возраста, особенности.
    3. Психологический портрет детей младшего школьного возраста. Память как психический процесс. Рекомендации по ее улучшению. Исследование познавательного психического процесса памяти у учащихся в учебной деятельности. Анализ их успеваемости по предметам. Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности.

      Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте. Развитие произвольной памяти умственно отсталых младших школьников. Система дидактических игр, направленных на развитие памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов. Психологический портрет учеников младшего школьного возраста. Исследование формирования практических умений и развитие памяти у детей.

      Понятие экскурсионного обслуживания. Составление программы тура для младших школьников: «Знакомство с Петербургом». Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. Особенности развития младшего школьника. Особенности адаптации младших школьников к школьной среде.

      Состояние готовности к учебе у разных учеников. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления, внимания и памяти. Игры и упражнения для детей. Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка. Критерии и уровни развития памяти у младших школьников. Методы и приемы ее развития. Основные принципы организации игры.

      Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка. Общие условия успешного запоминания.

      radarzolole.weebly.com

      Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью

      Объединенные одинаковым уровнем развития и потенциалом к усвоению знаний, дети нуждаются в особом подходе к их потребностям. Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью помогает учитывать потребности конкретной группы учащихся. Обучение помогает детям приспособиться к обществу, освоить необходимые понятия и навыки.

      Специфические потребности

      Дети с умственной отсталостью отличаются особым восприятием мира и своеобразием социализации.

      Они сосредоточены на себе и своих переживаниях, не всегда способны понять других людей и поставить себя на их место. Явно проявляется неразвитость эмоционально-волевой сферы, познавательной и личностной. Это не означает того, что такие дети неспособны к обучению, но необходимо учитывать замедленность освоения знаний.

      Перспективы обучения обусловлены уровнем интеллектуального развития. Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью бывают общими и специфическими.

      К общим потребностям относят:

    4. плавный переход от дошкольного этапа подготовки к основной программе обучения;
    5. непрерывное коррекционное воздействие, осуществляемое во время учебы и индивидуальных занятий;
    6. начало коррекционной работы как можно раньше;
    7. постоянное наблюдение учащегося психологом в процессе обучения, который должен помогать налаживанию положительных отношений с другими учениками и учителями;
    8. работа психолога с семьей больного ребенка.

К специфическим потребностям детей с легкой формой умственной отсталости относят следующие аспекты:

  • адаптированная учебная программа составляется на 12 лет (с 0 по 11 класс);
  • большую роль в содержании обучения носит объяснение с использованием наглядно-действенных методик;
  • сложность учебных задач, которые осваивает ученик, должна соответствовать его возможностям;
  • в программе обучения должны присутствовать специальные предметы освоения социально-бытовых навыков;
  • обучение способности применять полученные знания в новых жизненных условиях;
  • возможность освоить после основного курса профильное трудовое образование;
  • учебная среда должна быть организована особым образом;
  • формирование стремления к обучению при помощи доброжелательного отношения.
  • Если учащиеся не справляются с предложенной программой, им предлагают перейти в группу с более легкой методикой обучения. Для удовлетворения специфических образовательных потребностей детей важно организовать их жизнь в учебном заведении и дома таким образом, чтобы развитие необходимых навыков и умений проходило как можно успешнее.

    Коррекционная программа обучения чтению

    Коррекционная программа образования для детей с умственной отсталостью составляется как нормативный документ, который определяет последовательность и содержание коррекционной работы. Для каждой группы детей и осуществления определенных образовательных целей предусматривается использование специальной методики, которая позволяет получить желаемый результат в освоении навыков и понятий.

    Последовательность этапов коррекционной программы определяется способностями и особенностями учеников. Должно быть определено содержание этапов и время на реализацию. После прохождения каждого этапа, появляются новые функциональные возможности, которые позволяют перейти к следующему шагу программы. Представляет интерес успешное обучение чтению детей с умственной отсталостью.

    Для обучения чтению используется методика Домана. Интересно, что позднее Доман на основе успешной работы с умственно отсталыми детьми разработал методику раннего развития для нормальных малышей. Она применяется многими родителями для младенцев с первых месяцев жизни. Методика глобального чтения по Доману предполагает использование карточек с изображениями написанных слов, словосочетаний и простых предложений, которые учитель громко и четко проговаривает для ребенка. Обучение делится на следующие этапы:

    Распознавание слов. Большими буквами пишут знакомые по значению слова из трех или четырех букв. В первый день учащийся должен запомнить 4 слова. Карточки показывают быстро, называя слова громко и четко (желательно в хорошем настроении). Весь урок занимает около 3 минут. Повторяют показ карточек в течение дня три раза. На следующий день добавляют еще 4 новые слова. Три раза показывают вчерашние слова и три раза новые (перерыв между занятиями должен составлять не менее 30 минут).

    На третий день вводят еще четыре новых слова, количество занятий возрастает до 9, но их продолжительность не превышает нескольких минут. Результатом таких занятий должно стать то, что учащийся научится читать слова. Затем количество слов, осваиваемых в день, возрастает до 20. Ученику показывают по 4 карточки в пять приемов. Каждый день учитель добавляет новые слова, а старые убирает.

  • Запоминание словосочетаний. На этом этапе необходимо проанализировать словарный запас учащегося, и составить для него несколько понятных к прочтению словосочетаний.
  • Чтение простых предложений. На этом этапе ученик должен знать более полусотни слов, узнавая их написание. Простые предложения, составленные из двух слов, необходимо показывать по несколько штук за один раз. Каждые 3 дня убирать по два старых предложения и добавлять новые.
  • Чтение распространенных предложений. На этом этапе изготавливают карточки с наречиями и предлогами, и продолжают осваивать учебный материал. Предложения необходимо усложнять постепенно.
  • Чтение книг. Важно на этом этапе правильно выбрать книгу. Она должна быть с крупным шрифтом и знакомыми словами.
  • Формирование навыка чтения по Доману хорошо подходит для индивидуальных занятий с ребенком, который не может освоить чтение по общей программе. Групповые коррекционные занятия обычно не ограничиваются формированием одного навыка, а направлены на гармоничное развитие разных сторон личности. Для осуществления поставленных задач используются игры, сказки, творческие занятия и т. д.

    Коррекционные программы с использованием игр и творчества

    Структура коррекционных занятий обычно состоит из трех частей:

    • вступления или разминки;
    • основной части;
    • заключительной части.
    • Вначале занятия учитель старается настроить детей на предстоящую работу. Выполняются несложные упражнения для профилактики нарушения зрения. Дети рисуют глазами воображаемую геометрическую фигуру, предложенную учителем. Делают пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук и дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание выполняется 3–4 раза с небольшими паузами между вдохом и выдохом.

      Содержание основной части зависит от цели, которой подчинена программа. Для развития когнитивных способностей используются простые загадки и головоломки с инструкциями выполнения. Для коррекции поведения и общения может использоваться сказкотерапия, когда детям предлагают придумать окончание сказки, нарисовать ее героев или понравившийся сюжет. С помощью игр учитель помогает детям почувствовать себя на месте героев сказки, пережить приключения и сказочные превращения.

      В заключительной части проводится обсуждение пройденного урока. Дети высказывают свое мнение, говорят, что им запомнилось и понравилось. Благодаря такому обсуждению происходит развитие уверенности в себе, формирование своего мнения и мотивации поведения. Продолжительность одного занятия с детьми первых и вторых классов составляет 20 минут, с третьего класса увеличивается до 30 минут. Занятия по каждой программе проводятся не ежедневно, а несколько раз в неделю.

      Пример занятия по программе коррекции коммуникативных умений

      Начинается занятие со вступления, которое настраивает детей на дальнейшую деятельность, проходящую в игровой форме. Затем следуют упражнения в виде нескольких игр. Можно начать с игры под названием «Ты мне нравишься». Дети садятся вкруг и передают друг другу мяч со словами: «Ты мне нравишься, потому что…». Они говорят своему соседу при передаче мяча, за что он им нравится, каждый должен получить мяч и передать его другому.

      Дальше выбирают игры, в которых происходит развитие умений взаимодействовать друг с другом. Это может быть «Испорченный телефон», «Ищу друга», «Матросы и акулы», «Упрямая сороконожка» и т. д. Некоторые игры требуют большого места для проведения, например, «Матросы и акулы».

      Содержание игры «Матросы и акулы». В центре комнаты чертится круг диаметром около 5 метров – это корабль, команда детей делится поровну на матросов и акул. Матросы находятся на корабле, а акулы вокруг корабля, те и другие пытаются перетащить друг друга за черту круга. Матрос, вышедший из круга, становится акулой, а акула, попавшая на «корабль», становится матросом. В конце каждой игры проходит обсуждение того, что удивило, порадовало или огорчило детей.

      Пример занятия по программе коррекции когнитивных процессов происходит следующим образом:

    • Упражнение 1. Гимнастика для глаз. Дети двигают глазами, рисуя круг, сначала несколько раз по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
    • Упражнение 2. Полное дыхание. После глубокого выдоха, начинается вдох с расслаблением мышц брюшины, приподнимается живот, затем расширяется грудная клетка, плечи остаются на месте. Выполняется небольшая пауза, и начинается глубокий выдох.
    • Упражнение 3. Детям предлагают две одинаковые картинки, которые необходимо обвести по контуру одновременно правой и левой рукой.
    • Упражнение 4. Нужно прочитать предложение, спрятанное среди других букв, следуя по направлению стрелок.
    • Упражнение 5. Необходимо соединить последовательно цифры на листе, чтобы получилась картинка. Озвучить, что на картинке изображено.
    • Упражнение 6. Собирание пазлов. Дети должны правильно соединить части разрезанного рисунка. Обсудить вместе, что на нем изображено.
    • Упражнения 7. Решить простой кроссворд с рисунками. Найти отличия в двух одинаковых изображениях. Увидеть лишний предмет среди группы, изображенной на рисунке или среди нескольких слов.
    • В конце занятия проходит обсуждение, на котором каждый говорит, что ему больше всего понравилось.

      Рекомендации родителям

      От родителей в большой степени зависит адаптация отсталых детей к условиям социума и освоение ими учебной коррекционной программы. Действия педагогов и родителей должны быть согласованы.

      На основании принципа, что образовательный процесс детей с умственной отсталостью должен носить непрерывный характер, родители должны иметь доступ к обучающим материалам и активно участвовать в освоении детьми учебной программы, оказывая посильную помощь педагогам и психологам.

      Очень важно обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой обучение будет проходить комфортно. Не следует предъявлять повышенных требований к освоению умений и знаний. Задачей родителей является показать и рассказать определенную информацию об окружающем мире, а не проверить степень ее усвоения. Очень полезно заниматься творчеством. Это может быть рисование или лепка, аппликация и вырезание.

      oinsulte.ru

      Обучение детей с умственной отсталостью

      Как проводится обучение детей с умственной отсталостью? На что могут рассчитывать родители? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

      Обучение с умственной отсталостью

      Эти проблемы связаны, прежде всего, с невозможностью успешно учиться по программе массовой школы. Перевод ребенка во вспомогательную школу является трагедией для большинства родителей.

      По материалам статьи «Умственная отсталость».

      Задать вопрос врачу

      Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

      Материалы по теме

      Обучение детей с умственной отсталостью 6 комментариев

      Ольге1962 — в статьое ясно сказано, что все обучаемы, но в силу их психофизиологических особенностей и возможностей ( из массовых школ тоже не все идут в академики, у каждого индивида есть свой "порог"возможностей.

      LB — в том, что на ребенка показывают пальцем и вешают ярлык дебила, виновато не система образования, а общество.

      Все "небольшие" отклонения имеют тоже свою дифференциацию, с задержкой психического развития дети учатся в школах 7 вида, а умственно отсталые в школах 8 вида, и именно в этих учреждениях специалисты могут комплексно и системно работат с такими детьми и помогать преодолевать сложности в обучении, нивелировать и коррегировать проблемы психофизические. вы ведь с заболеванием сердца не будете обращаться к врачу — оккулисту. Вам ведь помощь нужна кордиолога?Так почему беретесь судить о специальных(а не специализированных) школах подобным образом. наверное, это обида и неприятие за то, что родился такой ребонок. Поверьте любой ребенок — особенный и достоин любви и достойной жизни. Я тоже не академик и не космонавт. Нельзя судить предвзято о том, что не знаешь.

      Порог обучаемости у всех свой.

      Думаю, что случайно в коррекционную школу не попадают.Для этого нужно в первом классе за год не научиться читать, хотя сейчас многие приходят в школу читающими, а тут целый год в классе и не научиться. А где были родители?И в 1 классе и до школы?

      Лет 10 назад была пердача по телевизору, в которой выступал дедушка умственно отсталого ребенка. Им поставили диагноз при рождении (так он сказал, может, были предпосылки, причины). И как начали бороться за ребенка все вместе — и родители, и прародители. Он в год читать научился!

      Родители могут из умственно недоразвитого сделать нормального и, наоборот, и з нормального при рождении — умственно неполноценного, когда совсем не уделяют внимания ребенку, не читают сами, не задумываются, как бы облегчить жизнь ребенка в плане развития. Не вооружают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таких родителей много. Примерно треть детей в школе не справляется с программой , им ставят тройки и переводят из класса в класс, даже 9 классов закончить им не по силам

      www.medkrug.ru