Специалисты

Как проверить себя на психические расстройства

23.07.2018

Как проверить себя на психические расстройства

Термин «психическое расстройство» относится к огромному числу разных болезненных состояний. Чтобы научиться ориентироваться в них, понять их суть, воспользуемся опытом изложения учения об этих расстройствах, то есть психиатрии, в учебниках, предназначенных для специалистов.

Изучение психиатрии (греч. psyche — душа, iateria — лечение) традиционно начинают с представления общей психопатологии и лишь затем переходят к частной психиатрии. К общей психопатологии относится изучение симптомов и синдромов (признаков) психических заболеваний, поскольку любая болезнь, и в том числе психическая — это, прежде всего совокупность её определенных проявлений. Частная психиатрия даёт описание конкретных психических заболеваний — причин их возникновения, механизмов развития, клинических проявлений, лечения, мер профилактики.

Астенический синдром.

Астенический синдром (астения) — широко распространенное состояние, которое проявляется повышенной утомляемостью, истощаемостью, снижением работоспособности. У людей с астеническими расстройствами наблюдаются слабость, неустойчивость настроения, для них характерны впечатлительность, сентиментальность, слезливость; их легко растрогать, они легко раздражаются, теряют самообладание из-за любой мелочи. Астеническим состояниям свойственны также частые головные боли, нарушения сна (он становится поверхностным, не приносит отдыха, днем отмечается повышенная сонливость).

Астения является неспецифическим расстройством, т.е. может наблюдаться практически при любых психических заболеваниях, а также при соматических, в частности после операций, тяжелых инфекционных болезней, или при переутомлении.

Навязчивостями называют переживания, при которых у человека помимо воли возникают какие-либо особые мысли, страхи, сомнения. При этом человек признает их как собственные, они посещают его вновь и вновь, от них невозможно избавиться, несмотря на критическое отношение к ним. Навязчивые расстройства могут проявляться в возникновении мучительных сомнений, совершенно неоправданных, а иногда просто нелепых мыслей, в непреодолимом желании пересчитывать все подряд. Человек с такими расстройствами может по нескольку раз проверять, выключил ли в квартире свет, закрыл ли входную дверь, причем стоит ему отойти от дома, как сомнения вновь овладевают им.

К этой же группе расстройств относятся навязчивые страхи — боязнь высоты, закрытых помещений, открытых пространств, поездок в транспорте и многие другие. Иногда, чтобы снять тревогу, внутреннее напряжение, немного успокоиться, люди, испытывающие навязчивые страхи и сомнения, совершают определенные навязчивые действия, или движения (ритуалы). К примеру, человек с навязчивым страхом загрязнения может часами находиться в ванной комнате, многократно мыть руки с мылом, а если его что-то отвлекло, вновь и вновь начинать всю процедуру заново.

Аффективные синдромы.

Эти психические расстройства являются наиболее распространенными. Аффективные синдромы проявляются стойкими изменениями настроения, чаще его снижением — депрессией, или повышением — манией. Аффективные синдромы нередко встречаются в самом начале психического заболевания. Они могут оставаться преобладающими на всем его протяжении, но могут усложняться, длительно сосуществовать с другими, более тяжелыми психическими расстройствами. При обратном развитии болезни депрессия и мания зачастую исчезают последними.

Говоря о депрессии, мы, прежде всего, имеем в виду следующие её проявления.

  1. Снижение настроения, чувство подавленности, угнетенности, тоски, в тяжелых случаях ощущаемое физически как тяжесть, или боль в груди. Это крайне тягостное для человека состояние.
  2. Снижение психической активности мысли становятся более бедными, короткими, расплывчатыми). Человек в таком состоянии отвечает на вопросы не сразу — после паузы, дает краткие, односложные ответы, говорит медленно, тихим голосом. Довольно часто больные депрессией отмечают, что затрудняются вникнуть в смысл заданного им вопроса, в суть прочитанного, жалуются на снижение памяти. Такие больные с трудом принимают решения, не могут переключиться на новые виды деятельности.
  3. Двигательное торможение — больные испытывают слабость, вялость, расслабленность мышц, говорят об усталости, их движения замедленны, скованны.
  4. Помимо перечисленного, характерными проявлениями депрессии являются:

    • чувство вины, идеи самообвинения, греховности;
    • чувство отчаяния, безысходности, тупика, что очень часто сопровождается мыслями о смерти и попытками самоубийства;
    • суточные колебания состояния, чаще с некоторым облегчением самочувствия к вечеру;
    • нарушения сна ночной сон поверхностный, прерывистый, с ранними пробуждениями, тревожными сновидениями, сон не приносит отдыха).
    • Депрессии могут также сопровождаться потливостью, тахикардией, колебаниями артериального давления, ощущением жара, холода, зябкости, снижением аппетита, потерей массы тела, запорами (иногда со стороны пищеварительной системы возникают такие симптомы, как изжога, тошнота, отрыжка).

      Депрессии характеризуются высоким риском совершения самоубийств!

      При наличии депрессии о возможности попытки самоубийства свидетельствуют:

    • высказывания больного человека о своей ненужности, виновности, грехе;
    • чувство безнадежности, бессмысленности жизни, нежелание строить планы на будущее;
    • внезапное успокоение после длительного периода тревожности и тоски;
    • накопление лекарственных препаратов;
    • внезапное желание встретиться со старыми друзьями, попросить прощение у близких, привести в порядок свои дела, составить завещание.
    • Мании (маниакальные состояния) характеризуются следующими признаками.

    • Повышенное настроение (веселье, беззаботность, радужность, непоколебимый оптимизм).
    • Ускорение темпа психической деятельности (появление множества мыслей, разнообразных планов и желаний, идей завышенной оценки собственной личности).
    • Двигательное возбуждение чрезмерная оживленность, подвижность, говорливость, ощущение избытка энергии, стремление к деятельности).

Для маниакальных состояний, как и для депрессий, характерны нарушения сна: обычно люди с этими расстройствами мало спят, однако короткого сна им достаточно, чтобы ощущать себя бодрыми, отдохнувшими. При мягком варианте маниакального состояния (так называемой гипомании) человек испытывает подъем творческих сил, повышение интеллектуальной продуктивности, жизненного тонуса, работоспособности. Он может много работать и мало спать. Все события воспринимаются им с оптимизмом.

Если гипомаиия переходит в манию, то есть состояние становится более тяжелым, к перечисленным проявлениям присоединяются повышенная отвлекаемость, крайняя неустойчивость внимания и как следствие потеря продуктивности. Зачастую люди в состоянии мании выглядят легковесными, хвастунами, их речь изобилует шутками, остротами, цитатами, мимика оживлена, лицо раскрасневшееся. При разговоре они часто меняют позу, не могут усидеть на месте, активно жестикулируют.

Характерными симптомами мании являются повышение аппетита, усиление сексуальности. Поведение больных бывает несдержанным, они могут устанавливать множественные сексуальные связи, совершать малообдуманные и подчас нелепые поступки. Веселое и радостное настроение может сменяться раздражительностью и гневливостью. Как правило, при мании утрачивается понимание болезненности своего состояния.

Сенестопатиями (лат. sensus — чувство, ощущение, pathos — болезнь, страдание) называют симптомы психических расстройств, проявляющиеся крайне разнообразными необычными ощущениями в теле в виде покалывания, жжения, скручивания, стягивания, переливания и пр., не связанными с заболеванием какого-либо внутреннего органа. Сенестопатии всегда уникальны, ни на что не похожи. Неопределенный характер этих расстройств вызывает серьёзные затруднения при попытке их охарактеризовать. Для описания таких ощущений больные иногда используют собственные определения («шуршит под ребрами», «хлюпает в селезенке», «кажется, что отрывается голова»). Нередко сенестопатии сопровождаются мыслями о наличии какой-либо соматической болезни, и тогда речь идет об ипохондрическом синдроме.

Ипохондрический синдром.

Для этого синдрома характерны упорная озабоченность собственным здоровьем, постоянные мысли о наличии серьезного прогрессирующего и, возможно, неизлечимого соматического заболевания. Люди с таким расстройством предъявляют упорные жалобы соматического характера, часто истолковывая нормальные или обычные ощущения как проявления заболевания. Несмотря на отрицательные результаты обследований, разубеждения специалистов, они регулярно посещают разных врачей, настаивая на дополнительных серьезных обследованиях, повторных консультациях. Нередко ипохондрические расстройства развиваются на фоне депрессии.

При возникновении иллюзий реально существующие предметы воспринимаются человеком в измененном — ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здоровья, когда оно является проявлением одного из законов физики: если, например, посмотреть на какой-то предмет под водой, он будет казаться значительно более крупным, чем в реальности.

Иллюзии могут появляться и под влиянием сильного чувства — тревоги, страха. Так, ночью в лесу деревья могут восприниматься как какие-то чудища. При патологических состояниях реальные образы и предметы могут восприниматься в причудливо-фантастическом виде: рисунок обоев — «сплетением червей», тень от торшера — «головой страшного ящера», узор на ковре — «прекрасным невиданным пейзажем».

Так называют расстройства, при которых человек с нарушенной психикой видит, слышит, ощущает то, чего не существует в реальной действительности.

Галлюцинации подразделяются на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные, мышечные). Однако возможна и их комбинация (к примеру, больной человек может видеть в своей комнате группу незнакомых людей, слышать, как они переговариваются).

Слуховые галлюцинации проявляются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (словесные галлюцинации), а также отдельных звуков или шумов. Словесные галлюцинации могут быть самыми разными по содержанию — от так называемых окликов, когда больной человек слышит голос, называющий его по имени или по фамилии, до целых фраз, разговоров с участием одного или нескольких голосов. Больные называют словесные галлюцинации «голосами».

Иногда » голоса» носят повелительный характер — это так называемые императивные галлюцинации, когда человек слышит приказание молчать, ударить, убить кого-либо, нанести повреждение себе. Такие состояния очень опасны как для самих больных, так и для окружающих, и потому являются показанием к серьезному медикаментозному лечению, а также к особому наблюдению и уходу.

Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (в виде искр, дыма), либо предметными. Подчас больной видит целые сцены (поле боя, ад). Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое ощущение неприятных запахов (гниения, тления, ядов, какой-то пищи), реже незнакомых или приятных.

Тактильные галлюцинации возникают преимущественно в позднем возрасте, при этом больные испытывают жжение, зуд, укусы, боль, другие ощущения, прикосновения к телу. В тексте, помещенном ниже перечислены признаки, по которым можно определить или хотя бы заподозрить наличие у больного человека слуховых и зрительных галлюцинаторных расстройств.

Признаки наличия слуховых и зрительных галлюцинаций.

  • разговоры с самим собой, напоминающие беседу например, эмоциональные ответы на какие-то вопросы);
  • неожиданный смех без причины;
  • встревоженный и озабоченный вид;
  • трудности сосредоточения на теме разговора или определенной задаче;
  • человек к чему-то прислушивается или видит то, чего Вы не можете увидеть.
  • Бредовые расстройства.

    По мнению специалистов, такие нарушения относятся к основным признакам психозов. Определить, что такое бред, — задача непростая. При этих расстройствах даже психиатры нередко расходятся в оценке состояния больного.

    Выделяют следующие признаки бреда:

    1. В основе его лежат неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность.
    2. Бред всегда возникает на болезненной основе — это всегда симптом болезни.
    3. Бред не поддается коррекции или разубеждению со стороны, несмотря на явное противоречие с действительностью человек с бредовым расстройством полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей.
    4. Бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе, определяют его поступки и поведение.
    5. Бредовые идеи чрезвычайно разнообразны по своему содержанию. Это могут быть идеи:

      • преследования, отравления, воздействия, материального ущерба, колдовства, порчи, обвинения, ревности;
      • самоуничижения, самообвинения, ипохондрический, отрицания;
      • изобретательства, высокого происхождения, богатства, величия;
      • любовный, эротический бред.
      • Бредовые расстройства неоднозначны и по своей форме. Выделяют так называемый интерпретативный бред, при котором доказательствами основной бредовой идеи являются односторонние интерпретации повседневных событий и фактов. Это довольно стойкое расстройство, когда у больного человека нарушается отражение причинно-следственных связей между явлениями. Такой бред всегда по-своему логически обоснован. Страдающий этой формой бреда человек может бесконечно доказывать свою правоту, приводить массу доводов, дискутировать. Содержание интерпретативного бреда может отражать все человеческие чувства и переживания.

        Еще одной формой бреда является чувственный, или образный бред, который возникает на фоне тревоги, страха, растерянности, выраженных расстройств настроения, галлюцинаций, нарушений сознания. Такой бред наблюдается при остро развившихся болезненных состояниях. В этом случае при формировании бреда отсутствуют доказательства, логические посылки, особым — «бредовым» образом воспринимается все окружающее.

        Часто развитию синдрома острого чувственного бреда предшествуют такие явления, как дереализация и деперсонализация. Дереализацией называют ощущение измененности окружающего мира, когда все вокруг воспринимается как «нереальное», «подстроенное», «искусственное», деперсонализацией — ощущение измененности собственной личности. Больные с деперсонализацией характеризуют себя как «потерявших собственное лицо», «поглупевших», «утративших полноту чувств».

        Кататонические синдромы.

        Так определяют состояния, при которых преобладают нарушения в двигательной сфере: заторможенность, ступор (лат. stupor — оцепенение, неподвижность) или, напротив, возбуждение. При кататоническом ступоре часто повышен тонус мышц. Это состояние характеризуется полной обездвиженностью, а также полным молчанием, отказом от речи. Человек может застыть в самой необычной, неудобной позе — вытянув руку, подняв одну ногу, с приподнятой над подушкой головой.

        Для состояния кататонического возбуждения характерны хаотичность, нецеленаправленность, повторяемость отдельных движений, которые могут сопровождаться либо полным молчанием, либо выкрикиванием отдельных фраз или слов. Кататонические синдромы могут отмечаться и при ясном сознании, что свидетельствует о большой тяжести расстройств, и сопровождаться помрачением сознания. В последнем случае речь идет о более благо-приятном течении заболевания.

        Синдромы помрачения сознания.

        Эти состояния встречаются не только при психических расстройствах, но и у тяжелых соматических больных. При помрачении сознания затрудняется восприятие окружающего, нарушается контакт с внешним миром.

        Существует несколько синдромов помрачения сознания. Их характеризует ряд общих признаков.

        1. Отрешенность от внешнего мира. Больные не в состоянии осознать происходящее, в результате чего нарушается их контакт с окружающими.
        2. Нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации и в собственной личности.
        3. Нарушение мышления — утрата способности правильно, логически мыслить. Иногда отмечается бессвязность мышления.
        4. Нарушение памяти. В период помрачения сознания нарушается усвоение новой информации и воспроизведение имеющейся. После выхода из состояния нарушенного сознания у больного может отмечаться частичная или полная амнезия (запамятование) перенесенного состояния.
        5. Каждый из перечисленных симптомов может встречаться при разных психических расстройствах, и только их сочетание позволяет говорить о помрачении сознания. Приведенные симптомы обратимы. При восстановлении сознания они исчезают.

          Слабоумием называют глубокое обеднение всей психической дея-тельности человека, стойкое снижение всех интеллектуальных функций. При слабоумии ухудшается (а иногда и полностью утрачивается) способность к приобретению новых знаний, их практическому использованию, нарушается приспособляемость к окружающему миру.

          Специалисты различают приобретенную патологию интеллекта (деменцию, или слабоумие), которая развивается в результате прогрес- сирования некоторых психических заболеваний, и врожденную (олигофрению, или малоумие).

          Резюмируя изложенное, отметим, что в данной лекции приведена информация о наиболее часто встречающихся симптомах и синдромах психических расстройств. Она поможет читателю лучше разобраться в том, что представляют собой конкретные психические заболевания, такие как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, неврозы.

          Э.Г. Рытик, Е.С. Акимкина

          «Основные симптомы и синдромы психических расстройств».

          www.modo-novum.ru

          Как обычно лечат психические расстройства

          Постоянные нагрузки и волнения истощают нашу нервную систему. Порой мы сами доводим себя до психического срыва. Но самым страшным заболеванием нашей психики являются психические расстройства. Очень часто это становится следствием применения наркотиков или психоактивных препаратов, но могут быть и результатом природного нарушения нервной системы. Психическое расстройство — не минутное нарушение. Оно может длиться годами, если с ним не бороться.

          Эффективны психотерапия и детоксикация

          Основным методом лечения психических расстройств и расстройств поведения является психотерапия. Если расстройства эти были вызваны применением какого-либо препарата, то для лечения используют еще и детоксикацию. Если больной страдает физической зависимостью, то в первую очередь борются с ней.

          Лечение физической зависимости может требовать продолжения употребления препарата, если наблюдается сильный синдром отмены. Порой, для борьбы с синдромом отмены применяют другие психоактивные препараты. Все лечение зависит от вещества, которое вызывало физическую зависимость. Затем проводится детоксикация, чтобы полностью очистить организм от влияния психоактивного вещества.

          Лекарственное лечение психических расстройств

          Психические расстройства и поведения лекарствами вылечить нельзя. Но для лечения часто используют медикаменты для борьбы с симптомами расстройств, например: бред, мания, бессонница, галлюцинации.

          Задачей психотерапии является борьба с причиной расстройства. Пока причина расстройства и нарушения не будет найдена и вылечена, лечение будет временным, а расстройство будет возвращаться.

          Чаще всего причинами, с которыми нужно бороться становятся:

        6. неуверенность в себе;
        7. отсутствие целей в жизни;
        8. разочарование в жизни;
        9. неуверенность в завтрашнем дне;
        10. чувство своей ненужности;
        11. скука;
        12. чувство тревоги;
        13. чувство изоляции от общества;
        14. депрессия и др.

      Лечит самодисциплина

      Причиной наркомании часто может быть отсутствие внутренней дисциплины, человек не чувствует ответственности ни перед другими, ни перед самим собой. О своих поступках он не задумывается, и все его действия крутятся вокруг минутного наслаждения. Очень часто для лечения следует полностью изменить отношение к жизни. Например, люди, страдающие зависимостью от какого-то вещества, намного легче избавляются от нее, если берут за основу полностью здоровый образ жизни. Доказано, что бросить курить намного легче, если одновременно с этим делать физические упражнения, следить за правильным питанием. Психотерапия может быть амбулаторной – пациент живет дома, а приходит только для общения с врачом, или же, если расстройство довольно серьезно, проходит его в медицинском заведении. Конкретное направление психотерапии зависит не только от причины расстройства, но и от состояния больного.

      Для лечения могут использовать:

    6. поисковую терапию (когда причины расстройства еще не ясны);
    7. корректирующую (направлена на удаление причины расстройства);
    8. В зависимости от количества пациентов используется терапия:

      Многим больным становится намного лучше, когда они узнают, что похожая проблема есть и у других, наиболее эффективна групповая терапия для тех, кто страдает от чувства одиночества и отчуждения.

      Большинство психических расстройств и поведений поддаются лечению, если больной желает вылечиться. Но если такого желания нет, и оно не появится, лечение не будет эффективным и через некоторое время психическое расстройство вновь вернется.

      udoktora.net

      Как обнаружить у себя психические заболевания

      Если страх, веселье, грусть стали слишком часто брать верх и нет сил преодолеть эмоции — стоит задуматься о своём психическом здоровье и обратиться за помощью.

      По данным медицинских учреждений, почти 450 миллионов человек во всём мире страдают теми или иными психическими заболеваниями. По другим данным, каждый пятый человек в мире имеет психическое или поведенческое расстройство.

      Всего существует порядка 200 клинически диагностируемых заболеваний, которые условно можно разделить на пять видов: расстройства настроения, тревожные состояния, шизофрения и психотические расстройства, расстройства пищевого поведения, слабоумие.

      Депрессия является наиболее распространённым психическим заболеванием. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет второй причиной инвалидности во всём мире после сердечно-сосудистых заболеваний. Немногим меньше распространены общее тревожное состояние, биполярное расстройство, шизофрения и анорексия, а также поедание несъедобных предметов.

      Как распознать первые признаки заболевания

      Эмоции — это нормально. Но, как только эмоции начинают портить жизнь, они становятся проблемой, которая свидетельствует о возможном психическом нарушении.

      Признаки психического заболевания довольно легко заметить. Когда мы ощущаем такую тревогу, что не можем сходить в магазин, позвонить по телефону, говорить без панических атак. Когда нам настолько печально, что пропадает аппетит, нет желания встать с постели, невозможно сконцентрироваться на простейших задачах.

      Слишком длительное разглядывание себя в зеркале, одержимость своим внешним видом тоже могут говорить о проблемах со здоровьем. Не менее серьёзным сигналом должны стать изменения аппетита (как увеличение, так и снижение), режима сна, безразличие к интересному времяпрепровождению. Всё это может свидетельствовать о депрессии.

      Голоса в голове — признаки куда более серьёзных проблем. И, конечно, их слышит не каждый, кто страдает психическим заболеванием. Не каждый в депрессии будет плакать. Симптомы всегда изменчивы и могут различаться в зависимости от возраста и пола. Некоторые люди могут не замечать изменений в себе. Но, если изменения, говорящие о болезни, очевидны окружающим людям, то стоит обратиться к психиатру.

      Что вызывает психические заболевания

      Причины появления психических заболеваний сочетают в себе природные и социальные факторы. Тем не менее некоторые болезни, например шизофрения и биполярное расстройство личности, могут появиться вследствие генетической предрасположенности.

      Психические заболевания возникают в два раза чаще после стихийных бедствий и катастроф. Также на это влияют изменения в жизни и физическом здоровье человека. Однако однозначные причины появления расстройств на данный момент неизвестны.

      Как поставить диагноз

      Конечно, можно заняться самодиагностикой и поискать описание проблем в интернете. Это может быть полезно, однако доверять таким результатам стоит с большой осторожностью. Лучше всего обратиться к специалисту для получения квалифицированной помощи.

      Медицинская диагностика может занять очень много времени, может быть, годы. Постановка диагноза — это начало, а не конец. Каждый случай протекает индивидуально.

      Понятие «психическое заболевание» меняется с течением времени. Сегодня электротерапия запрещена, как и многие другие формы лечения, поэтому пациентам пытаются помочь при помощи лекарств и психотерапии. Однако терапия не панацея, а лекарства чаще всего недостаточно изучены из-за низкого финансирования и невозможности проведения массовых исследований. Лечить подобные заболевания по шаблону нельзя.

      Возможно ли излечение

      Да. Люди могут полностью восстановиться после острой формы болезни и научиться преодолевать хронические состояния. Диагноз может измениться, а жизнь — наладиться. Ведь главная цель лечения — дать человеку возможность жить такой жизнью, какой он хочет.

      lifehacker.ru

      Психические заболевания у детей

      Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

      Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

      Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

      Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

      1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
      2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
      3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
      4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
      5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
      6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
      7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
      8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
      9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
      10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
      11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?
      12. Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

        Умственная отсталость

        Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

        Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

      13. нарушается или отсутствует познавательная потребность;
      14. замедляется, сужается восприятие;
      15. возникают трудности с активным вниманием;
      16. ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
      17. бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
      18. слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
      19. отсутствуют устойчивые мотивации;
      20. ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
      21. возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
      22. Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

      23. генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
      24. прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
      25. инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
      26. физическое повреждение тканей мозга во время родов;
      27. заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
      28. факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
      29. Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

        Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

        Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

        Задержка психического развития

        При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

        Психический инфантилизм

        Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

        Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

        Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

        Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

        Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

        Синдром дефицита внимания

        Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

        СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

      30. чрезмерная возбудимость;
      31. неусидчивость;
      32. ребенок легко отвлекается;
      33. не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
      34. не способен следовать инструкциям;
      35. внимание рассеянно;
      36. легко перескакивает с одного дела на другое;
      37. не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
      38. чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
      39. не умеет слушать;
      40. не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.
      41. Почему развивается СДВ?

        Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

      42. ребенок генетически предрасположен к СДВ.
      43. во время родов была мозговая травма;
      44. ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.
      45. Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

        Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

        Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

      46. витаминотерапия и антидепрессанты;
      47. обучение детей самоконтролю по различным методикам;
      48. «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
      49. специальная укрепляющая диета.
      50. Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

        Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

        У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

        Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

        У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.

        Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

        Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

        Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

        Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

        • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
        • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
        • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
        • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
        • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.
        • При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

          Клинические признаки

          У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

        • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
        • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
        • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
        • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.
        • Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

        • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
        • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
        • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
        • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
        • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.
        • Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

        • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
        • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
        • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
        • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
        • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
        • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.
        • Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

          В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

          Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

        • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
        • При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.
        • Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

          Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

          После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

          Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

          В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

          Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

          Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

          Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

          На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

        • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
        • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
        • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
        • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.
        • Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

          Расстройства пищевого поведения

          Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

          Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

          Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

          Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

          Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

          Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.

          По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

          Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

          В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

          lecheniedetej.ru

          Как распознать и предотвратить психические заболевания

          У некоторых людей повышена склонность к психическим заболеваниям, и регулярное возникновение различных симптомов и суицидальных мыслей способно привести к необратимым последствиям. В группу риска входят те, кто подвержен частым стрессам, у кого профессиональная деятельность связана с постоянным нервным напряжением и волнением. Кроме того, психологи утверждают, что расстройства психики часто случаются среди представителей врачебной профессии. Но о том, как распознать и предотвратить психические заболевания, необходимо знать абсолютно каждому, потому что они могут начинаться с безобидных симптомов.

          Психические заболевания случаются у человека на фоне нервных расстройств, связанных с личной жизнью, с профессиональной деятельностью, с финансовыми вопросами. Умение наблюдать за самим собой и за своим здоровьем позволяет контролировать развитие опасных болезней и необратимых состояний.

          Причинами психических расстройств и заболеваний могут быть не только стрессы и нарушения работы нервной системы и головного мозга. Их могут спровоцировать и различные инфекции.

          Психические заболевания можно распознать по следующим симптомам:

          — постоянное состояние возбуждения и растерянности; повышенная двигательная активность;

          — нарушение речи, потеря последовательности мыслей, нарушение грамматического строя,

          — проявление агрессии, сменяющееся внезапным приступом веселья, и наоборот;

          — появление галлюцинаций и провалы в памяти; бред (некоторые идеи, рассуждения и выводы не соответствуют реальности, завладевают сознанием человека, от них невозможно избавиться. Именно поэтому опасными являются навязчивые идеи: постоянное их переосмысливание приводит к депрессиям и вызывают психические расстройства).

          — депрессивные состояния, резкие перепады эмоционального состояния;

          — состояние тревожности, напряженности.

          Распознать и предотвратить заболевания психики крайне сложно. Это специфические заболевания, которые требуют участия специалистов. Необязательно перечисленные выше симптомы являются показателями психических нарушений, но в 90% случаев именно они предшествуют нарушениям.

          Психические заболевания переносятся крайне сложно. Распознать их можно по часто возникающим состояниям растерянности и невозможности сосредоточиться. Человек при этом не может осознать, что с ним происходит, пугается своего состояния, которое может привести его даже в ярость. События, которые происходят вокруг, кажутся странными, необъяснимыми, иногда опасными, поэтому человек, у которого начинаются психические заболевания, реагирует на них неадекватно, и это непонятно посторонним. Реакция на высказывания окружающих также может быть непредсказуемой. Неосознание смысла того, что говорят вокруг люди, приводит в бешенство человека с нарушенной психикой. В некоторых случаях можно наблюдать, как человек усиленно пытается понять, что ему говорят, неуверенно высказывается, его речь становится бессвязной. Заметив такие симптомы у членов своей семьи, следует обязательно показать их врачу.

          Признаками психических расстройств могут быть постоянные состояния боязни. Человеку кажется, что его кто-то преследует, даже телефонные звонки его пугают и вызывают опасение. Человеку кажется, что о нем все говорят, стараются навредить или обидеть. Поэтому он вынужден защищаться и настраивается агрессивно.

          Другими признаками, по которым можно распознать и предотвратить заболевания психики, являются приписывание себе исключительных способностей и талантов, например, способности лечить, предсказывать, продлевать жизнь, управлять всем миром. на основании таких убеждений меняется и поведение человека, который возомнил себя «великим и неповторимым».

          Врачи рекомендуют обратить особое внимание на тех членов семьи, которые увлеклись мистикой. Полностью заброшенные повседневные дела и забытые обязанности могут свидетельствовать о том, что человек увлекся чем-либо очень сильно. Перемены в характере, увлеченность уфологией, коллекционирование странных вещей, — все это должно насторожить.

          Особенно сильная и затяжная депрессия может обернуться опасным душевным расстройством. Депрессия определяется врачами как устойчивое подавленное состояние, которое может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Человек считает себя никчемным, перестает верить в себя, у него пропадает желание есть, спать, пить, а затем и вовсе жить.

          К психическим расстройствам приводят участия в различных сектах. Зависимость от мнений и взглядов сектантов и различных сомнительных целителей приводит к лишению собственной силы воли и собственных убеждений.

          Распознать и предотвратить опасные последствия психических расстройств – важная задача родителей. Если у детей замечаются повышенная раздражительность, возбуждение, сбивчивая речь, отсутствие способности запоминать, отсутствие внимания, то нужно бить тревогу. Приступы психических расстройств могут быть опасными для окружающих. Их сложно предугадать. В детском коллективе психические расстройства у одного ребенка могут представлять опасность для десятка других детей.

          Распознать и предотвратить серьезные нарушения психики можно по психозам, которые повторяются несколько раз. Психозы никогда не проходят бесследно, их последствия могут дать о себе знать спустя даже несколько месяцев или лет.

          Обращаться к врачу за помощью следует даже при самых, на первый взгляд, безобидных симптомах. Современный образ жизни у многих вызывает усталость, подавленность и депрессию. Как правило, с ней все стараются справиться самостоятельно и отказываются от помощи психологов. Что касается окружающих, то им не стоит прямо говорить о том, что у них появились психические нарушения. Нужно мягко и деликатно поговорить о необходимости проконсультироваться у врача.

          www.vashaibolit.ru