Специалисты

Лечение при неврозе у детей

01.09.2018

Невроз – это название психогенных расстройств, имеющих самые различные клинические проявления. Одним из них является нарушение дыхания, которое приносит человеку большой дискомфорт. Чаще всего оно сочетается с другими признаками нервной дисфункции, но в некоторых случаях может быть единственной жалобой. Симптомы и лечение дыхательного невроза индивидуальны для каждого пациента.

Общая информация о заболевании

Дыхательный невроз – это психологическое состояние человека, при котором нарушается правильный ритм дыхания. Такое изменение может формироваться на почве других психоэмоциональных расстройств или являться самостоятельным недугом. В медицине этот вид невроза имеет и другие названия: «дисфункциональное дыхание» и «гипервентиляционный синдром».

Проведенный опрос пациентов, у которых диагностированы нарушения работы нервной системы, показал: 80% из них сталкивались с изменением привычного ритма дыхания, нехваткой воздуха и даже удушьем. Это не только создает неудобства, но и усиливает тревогу, вызывает приступ паники и неконтролируемый страх смерти, ухудшая и без того шаткое эмоциональное состояние больных.

Работа дыхательной системы человека контролируется специальным отделом головного мозга. Сбой в деятельности нервной системы, стрессовые и истерические состояния вызывают нарушения этого сложного механизма. Дыхательный центр мозга человека начинает посылать слишком частые импульсы, которые по нервным волокнам достигают диафрагмы и мышц. В ответ на такие сигналы они начинают учащенно сокращаться, и в легкие попадает больше воздуха, чем это происходит в нормальном состоянии. Такое явление гипервентиляции легких неизбежно приводит к нарушению баланса веществ: в крови присутствует слишком много кислорода и мало углекислого газа. Дефицит последнего называют «гипокапния». Именно это состояние и является причиной появления симптомов дыхательного невроза.

В механизме появления сбоев дыхания при неврозе важную роль играют психологические и неврологические причины. Но треть случаев имеет смешанную природу, то есть состояние провоцирует один или несколько факторов одновременно. Если дыхательный невроз является следствием психосоматического расстройства, то в таком случае к нарушениям работы дыхательной системы приводят стрессы, эмоциональные переживания, попадание в психотравмирующую обстановку.

При этом мозг может «запоминать» обстоятельства появления приступа гипервентиляции. Например, если первый эпизод недуга возник при поездке в метро – появилась одышка при неврозе, симптом может повториться при последующем спуске в подземку.

Наиболее распространенные причины появления дыхательного невроза:

  • Психические и неврологические болезни. Например, причиной нехватки воздуха может являться депрессия.
  • Нестабильное психоэмоциональное состояние.
  • Регулярные стрессы.
  • Сбои в работе вегетативной нервной системы человека.
  • Заболевания органов дыхания.
  • Воздействие агрессивных и токсичных веществ.
  • Передозировка лекарственными препаратами.
  • Медики установили, что некоторые пациенты имеют склонность к появлению дисфункционального дыхания. У таких людей организм отличается повышенной чувствительностью к содержанию в крови СО2 (углекислого газа). Резкое снижение количества этого вещества может вызвать головокружение и даже привести к потере сознания.

    Симптомы дыхательного невроза

    Нехватка воздуха при неврозе с нарушениями дыхания – это главный характерный для заболевания симптом, на который жалуются пациенты. Когда у человека начинается приступ, то он не может равномерно дышать: вдохи становятся короткими и прерывистыми, а их темп – учащенным. Затем наступает кратковременная остановка, после чего больной снова начинает судорожно вдыхать воздух. Как правило, такая гипервентиляция приводит к появлению чувства тревоги или близкой смерти, часто приводящего к панической атаке.

    Дыхательный невроз протекает у пациентов в двух формах: острой и хронической:

  • При острой форме приступы сопровождаются ярко выраженными симптомами: человек задыхается, впадает в истерику, требует окружающих вызвать скорую помощь. В такой период ему действительно кажется, что «конец уже близко».
  • Хроническая форма имеет несколько стертую симптоматику: например, в начале больного может беспокоить только периодическая отдышка в стрессовых ситуациях. По мере прогрессирования заболевания его проявления становятся сильнее, появляются новые жалобы.
  • Отдышка при неврозе и другие дыхательные нарушения – далеко не все симптомы невроза. Как правило, это заболевание нарушает работу практически всех систем организма.

    Другие возможные проявления дыхательного невроза:

    Для дыхательного невроза характерна периодичность приступов и усиления симптомов со временем. Возникнув однажды, они обязательно рано или поздно повторяться снова. Чтобы этого не случилось, важно вовремя диагностировать заболевание и начать его правильное лечение.

    Особенности дыхательного невроза у ребенка

    Дыхательный невроз у детей – это состояние, при котором ребенка нужно тщательно обследовать. Такое нарушение может свидетельствовать о патологических нарушениях в дыхательной и центральной нервной системе. Но чаще, как и у взрослых, причиной недуга являются тревожные расстройства, депрессивные состояния и постоянные стрессы.

    При гипервентиляционном синдроме у детей часто случаются перепады настроения и панические атаки. Ребенок выглядит нервным и быстро устает. У него может пропасть желание играть с лучшими друзьями или любимыми игрушками. Вечером он плохо засыпает, а ночью часто просыпается. Возможна бессонница. Дети, как и взрослые пациенты, жалуются на периодические приступы нехватки воздуха и удушье.

    Постановка диагноза «дыхательный невроз» – задача не из легких. Симптомы этого состояния часто маскируются под другие заболевания, с которыми нужно дифференцировать гипервентиляционный синдром. Например, при болях в центре груди важно исключить сердечные патологии. Поэтому при диагностике дыхательного невроза врачи часто действуют методом исключения. Для этого может понадобиться не одно обследование.

    При наличии специальной диагностической аппаратуры нелишним будет осуществление капнографии. Это исследование позволяет измерить концентрацию углекислого газа, который выдыхает человек. Пациента просят дышать чаще, симулируя тем самым приступ дыхательного невроза. Это позволяет зарегистрировать содержание углекислого газа в эпизодах гипервентиляции.

    Большую пользу для правильной постановки диагноза врачу принесет беседа с пациентом: обсуждение характера жалоб, степень их выраженности и скорость прогрессирования. Может быть использован «Наймигенский вопросник» – специальный тест, разработанный пульмонологами из Голландии. Он состоит из 16 пунктов, каждый из которых представляет собой признак гипервентиляции. Пациент должен оценить их выраженность в баллах от 0 до 4. Это позволяет собрать и систематизировать важную информацию о состоянии здоровья человека.

    Лечением дыхательного невроза обязательно должен заниматься квалифицированный врач, имеющий опыт терапии психических расстройств. Отсутствие адекватных мер медицинской помощи не только приведет к учащению приступов и снижению качества жизни, но и способно спровоцировать прогрессирование имеющихся психологических нарушений и появление вторичных из-за постоянного страха нового приступа удушья.

    План лечения подбирается индивидуально в каждом клиническом случае. Это зависит от набора симптомов дыхательного невроза и степени их проявления. Основу составляют сеансы психотерапии. К сожалению, многие пациенты относятся к ним скептически и стараются избегать их, но только работа с психотерапевтом способна выявить корень проблемы.

    Будет полезна специальная дыхательная гимнастика. Цель ее упражнений – сокращение глубины вдохов и выдохом, а также увеличение содержания углекислого газа. Это позволяет улучшить общее самочувствие человека и минимизировать симптомы недуга. Также пойдет на пользу правильный распорядок дня, сбалансированное питание, физическая активность и отказ от вредных привычек.

    При более тяжелых формах положена медикаментозная терапия:

  • Легкие успокоительные, в том числе на основе растительных компонентов.
  • Антидепрессанты и транквилизаторы, которые воздействуют на психическое состояние пациента, и значительно снижают уровень тревожности.
  • Нейролептики;
  • Витамин D, кальций и магний позволяют снять возбуждение мышц грудной клетки.
  • Витамины группы B.
  • Бета-адреноблокаторы.
  • Любые препараты должны применяться только при назначении лечащим врачом. Чтобы быстро купировать приступ дыхательного невроза, можно воспользоваться маленькой хитростью: начать дышать в пакет. Очень скоро в организме уровень углекислого газа придет в норму, и симптомы отступят.

    psycholekar.ru

    Синдром навязчивых движений у детей

    Заболевания нервной системы у детей младшего дошкольного возраста — не редкость. К сожалению, подобные расстройства встречаются у многих малышей. Способствует развитию таких заболеваний не только неблагоприятная психологическая обстановка в семье или детском коллективе, но и наследственный фактор. Именно поэтому каждый любящий родитель должен знать, как распознать синдром навязчивых движений у своего ребенка, и что делать с этим состоянием.

    Синдром навязчивых состояний: причины

    Под таким заболеванием скрываются расстройства нервной системы, которые проявляются в возникающих независимо от воли и желания человека одних и тех же движений. Навязчивые состояния очень сложно контролировать. Они могут быть непродолжительные, связанные с раздражительностью и усталостью, или же сохраняются на долгое время, развиваясь до состояния привычки.

    К основным причинам навязчивых движений у ребенка относят психологические травмы. Даже если стрессовая ситуация, в которой пребывает чадо, для родителей кажется несерьезной, малыш может воспринимать ее как настоящую трагедию. Более того, дети с синдромом навязчивых движений нередко страдают депрессией, закатывают истерики, становятся агрессивными или, наоборот, «уходят в себя». При этом на психику ребенка очень сильно влияет обстановка в доме. Постоянные скандалы, ссоры, драки, разные мнения о воспитании детей — все это наносит сильную травму неокрепшей психике ребенка .

    Еще одной причиной подобного состояния является резкая смена обстановки, уклада или распорядка жизни. Такие, на первый взгляд, незначительные обстоятельства, как переход в другую школу, переезд в иной город или страну, порой неблагоприятно сказываются на здоровье малыша и могут стать факторами, провоцирующими невроз. Особенно подвергаются нервозной патологии дети с ослабленной нервной системой, чрезмерно избалованные.

    Если у кого-нибудь из старшего поколения были проблемы с нервной системой или психикой, то при определенных обстоятельствах болезнь может проявиться и у вашего малыша. В группу риска также попадают дети, которые перенесли инфекционные заболевания, травмы головы, страдают хроническими патологиями сердечно-сосудистой системы.

    Детский невроз: симптомы

    Родителям порой очень сложно распознать навязчивые движения или отличить их от других заболеваний. Но если рассмотреть природу этих явлений, то симптомы будут очевидны.

    Итак, нервный тик — автоматическое сокращение мышц, подергивания, которые невозможно контролировать. При этом такие движения не всегда обусловлены психологическими причинами. А вот навязчивые движения можно удержать силой воли, и они всегда являются следствием психоэмоционального дискомфорта.

    К симптомам детского невроза относят:

  • обгрызание ногтей;
  • щелканье пальцами;
  • движения головой;
  • дерганье губой;
  • причмокивание;
  • покашливание;
  • постоянное шмыганье носом;
  • моргание;
  • скрежет зубами;
  • поворот шеи;
  • взмахи кистями рук;
  • накручивание волос на палец и пр.
  • Кроме того, ребенок с неврозом может обходить все предметы только с определенной стороны; дуть на ладони, прежде чем сесть за стол; выдергивать локоны и выполнять другие непроизвольные движения. Перечислить все симптомы болезни невозможно, поскольку они проявляются у каждого ребенка по-разному. Их главный признак — раздражающее повторение, практически поминутное. Если не обращать внимания на такие действия, то ребенок может нанести себе травму — сгрызть ноги до крови, прокусить губу, оторвать все пуговицы на одежде и т.п. Причем все это может сопровождаться вспышками истерии , которых раньше не было.

    Детскому неврозу подвержены боязливые, нерешительные малыши, которым трудно бороться со своими страхами и негативными эмоциями. Они часто отказываются от пищи , капризничают, выглядят усталыми. Поэтому лечение невроза навязчивых движений у детей необходимо начинать сразу, как только вы заметили симптомы патологии.

    Как лечить невроз навязчивых движений у ребенка?

    Прежде чем обратиться с проблемой к врачу, рекомендуем вам внимательно приглядеться к своему малышу и самостоятельно попытаться определить, в чем скрывается главная причина его невроза. При этом желательно минимизировать негативные ситуации, обеспечить ребенку комфортные условия жизни.

    Очень часто детское нервозное поведение и движения связаны с ситуацией в семье между родителями. Таким неоднозначным образом малыш может показывать свое отношение к проблеме. Решить ее можно, признав собственные родительские ошибки и изменив поведение. Если же родители не могут определить, с чем связаны навязчивые движения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту. Качественное и эффективное лечение невроза у детей предполагает работу с психологом или психотерапевтом.

    Медикаментозное лечение: препараты

    После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие лекарства, антидепрессанты. Однако такую схему терапии зачастую применяют в запущенных случаях. Более того, родителям детей, страдающих неврозом, не стоит пугаться медикаментозного лечения. Опытный врач подберет такие препараты, которые не будут вредить здоровью ребенка, вызывать сонливость и апатию. Для каждого случая подбираются отдельные лекарства. Наиболее эффективными являются следующие препараты:

    Отметим, что антидепрессанты и успокаивающие средства нельзя применять без назначения врача. Каждый из медикаментов по-своему действует на центральную нервную систему ребенка. Поэтому врач назначает их, исходя из стадии развития детского невроза. Так, на начальном этапе синдрома навязчивых движений будет достаточно нескольких занятий с психологом, а вот при запущенных формах болезни потребуется дополнительный прием медикаментов.

    Лечение народными средствами

    Терапия невроза навязчивых движений может быть дополнена народными методами. Однако перед их применением необходимо посоветоваться с лечащим врачом. Успокоить нервную систему малыша способны следующие народные средства:

    • Настой овсяных зерен. Лекарственное сырье в количестве 500 г необходимо промыть и залить литром холодной воды, варить на слабом огне до состояния полуготовности. Затем отвар надо процедить, добавить 1 ч. ложку меда и давать пить лекарство малышу по стакану в день.
    • Отвары из валерианы, пустырника, боярышника, мелиссы, календулы также хорошо помогают бороться с неврозом у детей. Для приготовления лекарства необходимо залить 1 ст. ложку травы стаканом воды, прокипятить на водяной бане 30 минут, отсудить и давать ребенку по 50 мл отвара трижды в день.
    • Избавиться от бессонницы и раздражительности поможет медовая вода. В стакан теплой водички добавьте 1 ст. ложку меда и дайте выпить ребенку перед сном.
    • Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой) и морской солью хорошо действуют на нервную систему ребенка. Такие процедуры лучше проводить перед сном.
    • Психологи и народные целители в борьбе с синдромом навязчивых движений у детей рекомендуют проводить сеансы танцевальной терапии, практиковать йогу , заниматься спортом , бегать босиком по траве, рисовать. Также стоит почаще устраивать своему малышу выходные на природе, чтобы вывести его из тревожного состояния.

      Не забывайте о том, что родители тоже должны работать над собственным поведением. Старайтесь не ругаться и не выяснять отношений в присутствии ребенка. И ни в коем случае не ругайте малыша за навязчивые движения. Как только он начинает это делать, поговорите с ним о том, что его тревожит.

      Навязчивые движения у детей: Комаровский

      Доктор Комаровский обращает внимание родителей на то, что детский невроз является расстройством психической деятельности, а не заболеванием, при котором анализы и обследования способны решить проблему. При навязчивых движениях у детей нет ни воспаления, ни опухоли, ни нарушения работы сосудов в головном мозгу. Невроз — поражение психики и эмоциональной сферы ребенка. И причина такого состояния скрывается в психотравмирующем факторе. Следовательно, навязчивые движения у детей — обратимое расстройство психики. При устранении травмирующего фактора наступает выздоровление. Поэтому главной задачей родителей является своевременное выявление и устранение причин, которые плохо влияют на детскую психику. Однако самим, без помощи детского психиатра, обнаружить эти проблемы и избавиться от них удается далеко не всегда. Поэтому обращаться к специалистам нужно в обязательном порядке, если ваш ребенок стал как-то по-особенному себя вести.

      Подарите своим малышам прекрасное будущее, без страхов и переживаний. Следите за их здоровьем и при выявлении малейших проблем не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

      nashidetki.net

      Детские неврозы у детей. Виды, диагностика и лечение

      Диагнозу невроз характерен комплекс нервно-психических расстройств, проявляющихся разными симптомами:

      У детей детский невроз обусловлен нарушением основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Ребятам сложно переживать психотравмирующие ситуации, что приводит к деформации психологических и биологических особенностей их личности.

    • наследственная предрасположенность;
    • осложненная беременность матери и тяжелые роды;
    • неблагоприятная обстановка дома (скандалы, ссоры между членами семьи; холодные отношения родителей или их развод;
    • физическое или моральное насилие;
    • алкоголизм, употребление наркотиков членами семьи);
    • методы воспитания, связанные с неправомерным наказанием.
    • запугивание «страшилками».
    • Перегибы в воспитании родственниками,- повышенная опека или равнодушие, авторитарность или физическая и моральная жестокость. Перемены в образе жизни, связанные с переездом, сменой садика или школы, рождение другого ребенка, а также появление отчима или мачехи в кругу близких людей, нарушение режима дня все это может являться причины неврозов у детей.

      Вполне способны вызвать невротическое состояние и физические или умственные перегрузки.

      Пол и возраст ребенка, его темперамент (проявление темпа психических процессов), некоторые черты характера (стеснительность, впечатлительность, гиперреактивность), тип строения тела (нормальное телосложение, астенический или гиперстенический),- совокупность этих причин влияют на его психоэмоциональное развитие.

      Для детского несформированного мозга, невроз очень опасен. Если не уделить должного внимания при первых признаках его проявления, то, быстро прогрессируя, он может принять острую, а затем хроническую форму.

      Иногда родители не придают значения проявлению нервных расстройств у своего чада, списывают их на капризы или возрастные особенности. Но, как правило, ряд повторяющихся симптомов указывает на заболевание. Каждому периоду взросления присущи свои особенности течения заболевания.

      Дети от года до пяти лет более подвержены неврозу страха и тесно связанному с неврозом навязчивых состояний. Их провоцируют впечатления от просмотра мультика, придуманного взрослыми персонажа «бабайки» и других подобных «героев», которые придут, украдут или накажут малыша. Невроз у ребенка 2-3 лет может быть связан с посещением детского садика. На неокрепшую психику влияет даже поход в зоопарк или театр. Неожиданный резкий звук на улице и т. д. При засыпании детей охватывают приступы страха, случаются галлюцинации.

      Возникают фобии — боязнь оставаться одному в помещении, темноты, воды, высоты. Появляются непроизвольные навязчивые движения, вызванные обессией (непроизвольные навязчивые мысли или желания). Малыш может грызть ногти, предметы. Раскачивается, гримасничает, учащенно моргает. Признаки невроза у детей, такие как недержание мочи, — энурез, (в ночное, а иногда в дневное время), а также, энкопрез, недержание кала, сильно осложняют жизнь малышей, оказывает негативное влияние на их самооценку.

      Данные типы невроза присущи и младшим школьникам,- боязнь плохих оценок, реакции родителей на успеваемость, старших товарищей и учителей.

      У младших школьников и подростков может развиваться неврастения на почве слабого здоровья. Сложная учебная программа, множество кружков и секций перегружают психику. Спутники неврастении — слезливость, плохой сон. Ребенок становится неусидчивым, раздражительным, плохо усваивает знания.

      А потеря аппетита,- прямая дорога еще к одному виду невроза – анорексии (частичного или полного отказа от еды). У детей детский невроз, связанный с приемом пищи развивается как протест на насильственное перекармливание «вкусной и здоровой» пищей. А при булимии дети наоборот едят практически любую пищу в неограниченных количествах, как бы «заедая» неприятности.

      Неврозы у детей дошкольного возраста часто носят истерический характер. Это крики и плач, бросание предметов, падание на пол в общественных местах, особенно в магазинах, если малыш не получает желаемого подарка. А ответом на наказание может случиться приступ мнимого удушья.

      Подростки, в силу гормональных бурь в организме, склонны к депрессивному неврозу. С характерной грустью, упадническим настроением, тягой к уединению. Нередки мысли о суициде, как способе ухода от всех неприятностей. Нарушается сон, пропадает аппетит.

      «Лунатизм», с хождениями и разговорами во сне. Трудное засыпание, страшные сны чаще диагностируются у «дошколят» и учеников начальной школы.

      Клинической картине невротических состояний детей присущи свои штрихи. Предупредительным звонком для родителей должны послужить следующие изменения в состоянии здоровья ребенка, которые отражаются на его поведении. У детей симптомы проявляются следующим образом:

    • Ранимость, обидчивость по мелочам;
    • Лабильность (повышенная эмоциональность, возбудимость);
    • Капризы, плаксивость на фоне чрезмерной чувствительности;
    • Изменение мимики;
    • Проявление агрессии или отчаяния;
    • Ступор;
    • Мнительность;
    • Ригидность (необоснованная зацикленность на какой-либо ситуации, неуступчивость, упрямство); Недостаточная концентрация внимания, снижение интеллектуальных показателей;
    • Общение с близкими людьми и со сверстниками затруднено;
    • Тахикардия, одышка;
    • Повышенное потоотделение;
    • Тревожный сон, вялость по утрам;
    • Яркий свет и громкие звуки провоцируют нервозность;
    • Диагностика детских неврозов на ранних этапах обеспечивает быстрейшее излечение с исключением рецидивов и осложнений. Изначально, надо дать правильную оценку симптомов, чтобы исключить заболевания, близкие по соматическим признакам. За счет отсутствия ряда показателей, которые бы описали картину заболевания, она достаточно сложная. Поэтому процесс выявления патологий кропотлив и разделен на несколько этапов:

      Врач беседует с родителями, составляя полную психологическую картину с момента рождения ребенка. Определяет взаимоотношения ребенка и членов его семьи. А также общение с родственниками и сверстниками, в форме игры или беседы устанавливает доверительный контакт с малышом. Внимательно наблюдает за тем, как маленький пациент реагирует на ситуации во время сеанса, определяет уязвимые места его психики. На основании результатов обследования, снова общается с его близкими людьми, чтобы разработать адекватную тактику лечения.

      По словам Е. О. Комаровского, (детского врача, кандидата медицинских наук, автора популярных книг и телепрограмм, посвященных детскому здоровью), важнейшей задачей и залогом полного выздоровления ребенка, является необходимость обнаружить и убрать то, что оказывает негативное влияние на его психическое восприятие. Это и «внутрисемейные разборки» касающиеся методов воспитания, и конфликты поколений, и паника. Также необходимо адаптировать малыша в детском саду и т. п. Автор подчеркивает, что вовремя обнаружить и оптимально решить проблему поможет грамотный детский доктор.

      Лечение. Как лечить ребенка, страдающего невротическими расстройствами?

      Эффективен только комплексный подход, включающий как лекарственные препараты, так и приемы психотерапии. Следует отметить, что медикаментозный, — всего лишь вспомогательный метод. Так, как невроз, — психогенное заболевание, то при избавлении детей от недуга главная роль отводится психотерапии. Не следует забывать, что самолечение противопоказано. Только психотерапевт может выработать стратегию помощи маленькому пациенту

      Родителям ни в коем случае не стоит паниковать, если ребенку поставили данный диагноз. Объединив усилия близких и врачей, с болезнью можно справиться достаточно легко, если незамедлительно обратиться к грамотному специалисту.

      Применение психотерапии

      Психотерапевтические методы, прежде всего, направлены на стабилизацию обстановки в семье, корректируют правила воспитания, помогают наладить душевную связь между родителями и детьми. Для этого психотерапевт использует комбинацию техник и приемов в каждом конкретном случае. Сеансы могут быть семейными (как правило, в случаях с малышами), групповыми и индивидуальными.

      Психокоррекция с помощью рисования и арт искусства. И музыкальной терапии, куклотерапии, поведенческой психотерапии, холотропного дыхания, направлена на улучшение психосоматических симптомов. Замечательный результат показывает лечение с помощью общения с животными (кошками, собаками, дельфинами, лошадьми). Если есть возможность, заведите домашнего питомца. Пусть это будет маленький аквариум с рыбками.

      В основном это работа с детками от трех лет, дошкольного и младшего школьного возраста.

      А для воздействия на патогенез (зарождение и развитие заболевания), применяют более основательные приемы. Это психоанализ, который помогает подростку погрузиться в свой внутренний мир, и обозначить свое место в нем. При экзистенциальном подходе корректируется уже сформировавшаяся жизненная позиция. Главный принцип работы гештальт — терапии основан на сиюминутной точке отсчета. Он рассчитан на решение насущной проблемы, опираясь на чувства и реакцию подростка в той или иной ситуации; Когнитивный способ подходит ребятам, ищущим опору в своих мыслях. Проблемы решаются путем взаимодействия с разумом пациента.

      В особенно тяжелых случаях эффективна гипнотерапия. При погружении в гипноз, у больного стирают травмирующие ситуации и внушают новые, конструктивные модели поведения.

      Медикаментозная коррекция

      Данный вид лечения направлен на восстановление нормальных процессов головного мозга, путем приема соответствующих лекарств. Специалисты подбирают препараты при неврозе строго индивидуально, к каждому конкретному случаю. Они снижают симптоматику проявлений недуга (депрессию, повышенную возбудимость, напряжение). Общеукрепляющие средства (витамины группы В и С, магний, кальций), «дегидратанты» (средства, восполняющие жидкость в организме. Например, «Регидрон»). Помогают настои трав с успокоительным эффектом, (валериана и пустырник). Может быть назначена физиотерапия.

      А в более серьезной стадии, применяются сильнодействующие препараты: « ноотропы», улучшающие питание и кровообращение головного мозга (например, Ноотропил). Лекарства для снятия синдрома хронической усталости. Транквилизаторы, успокаивающие ЦНС (Люцедрил), антидепрессанты (Флуоксетил), активные к депрессивным состояниям.

      Недаром говорят, что «Болезнь лучше предупредить, чем потом лечить!». Укрепление нервной системы малыша с рождения и защита от раздражителей, перегружающих детскую психику -замечательная профилактика невроза у детей. Еще до рождения малыша родители должны понимать, что он вырастет жизнерадостным, уравновешенным, эмоционально устойчивым человеком, если атмосфера семьи будет благоприятной, с доверительными, чуткими отношениями между ее членами.

      Последовательное, спокойное, чтобы не произошло, согласованное со всеми родственниками, воспитание ребенка, включая безусловную родительскую любовь, их искренний интерес к его делам и успехам, поддержка в сложной ситуации, создаст у него чувство защищенности, придаст уверенности в себе, в своих силах. А это, в свою очередь, поможет правильной реакции на стрессовые ситуации, поможет изменить отношение к травмирующим факторам.

      Физическое развитие ребенка: своевременный сон (желателен и дневной отдых), сбалансированное питание, свежий воздух, занятия физкультурой (даже полчаса в день регулярные упражнения буквально через неделю дадут свои положительные результаты!) и командными видами спорта. Буквально с рождения малыша нужно закаливать, — это укрепит его иммунитет, а значит, и здоровье в целом. А посещение творческих кружков по интересам способствует раскрытию интеллектуальных граней растущей личности, поможет ее социальной адаптации.

      В совокупности, эти методы положительно отразятся на детском психическом здоровье, что естественно позволит избежать неврозов в различных его проявления, на разных этапах жизни взрослеющих детей!

      Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

      1neurologia.ru

      Ком в горле при неврозе и психогенный кашель: причины и лечение

      Чувство кома в горле чаще всего имеет психогенную причину. Это явление характерно для молодых, эмоциональных женщин с неустойчивым психологическим состоянием и детей школьного возраста. Невроз глотки может сопровождаться невротическим кашлем. Эти виды нарушения дыхания являются результатом подсознательной попытки разрешить стрессовую ситуацию или привлечь к себе внимание окружающих. Невроз глотки длится от нескольких минут до нескольких дней и появляется перед экзаменом, публичным выступлением или в момент стрессовой ситуации. Так как основой этого явления служат неврологические отклонения, то лечение направлено, главным образом, на устранение волнения и восстановление нормальной дыхательной и мышечной функции глотки.

      Ощущение комка в горле связано с напряжением мышц в гортани, глотке и языке, которые участвуют в процессе глотания. При этом задействовано много нервов – тройничный, блуждающий, языкоглоточный, центры в стволе спинного мозга. Их функционирование регулируется сознательно на первой стадии формирования комка пищи при жевании и непроизвольно во время второй фазы, когда еда продвигается в пищеводе.

      Чтобы совершить глотательное движение, необходимо наличие пищевого комка или слюны. Если они отсутствуют, то после 3-4 попыток сглотнуть возникают затруднения. Это является нормальным физиологическим явлением. Когда человек заостряет внимание на второй непроизвольной фазе глотания и пытается сглотнуть еще раз, мышцы напрягаются и появляется ложное чувство «комка в горле».

      В стрессовой ситуации, при плаче организму требуется повышенное количество кислорода. В то же время открытая голосовая щель препятствует тому, чтобы надгортанник закрыл трахею и произошло сглатывание слюны или слез. В результате этого диссонанса возникают проблемы с глотанием и дыханием, появляется ощущение инородного тела, препятствующего этим двум процессам.

      Комок в горле может являться симптомом нескольких соматических заболеваний:

    • Изжога, возникающая в результате рефлюкс-эзофагита. Кислая среда, забрасываемая из желудка в пищевод, вызывает раздражение нервных рецепторов в горле. Эта причина является наиболее частой среди всех болезней, имеющих подобный симптом.
    • Поражения ЦНС: сифилис, паралич черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге, опухоль.
    • Фарингит.
    • Тонзиллит.
    • Заболевания щитовидной железы.
    • Шейный остеохондроз.
    • Чувство кома в горле при неврозе необходимо дифференцировать с этими заболеваниями, пройти сначала консультацию и обследование у эндокринолога, отоларинголога и гастроэнтеролога.

      «Истерический комок» в горле – один из симптомов повышенной нервной возбудимости при истерии, неврастении и других неврологических отклонениях. Globus hystericus (или «комок нервов») отмечается у молодых женщин в 3 раза чаще, чем среди мужчин, и связан с повышением чувствительности при неврозах, нарушениями двигательных функций пищевода. Отмечаются следующие субъективные ощущения, которые испытывает человек в этом состоянии:

      • чувство тяжести в горле;
      • сухость от волнения;
      • ложное ощущение пленки, перекрывающей гортань;
      • щекотание, першение в глотке;
      • попытки отхаркивания и кашель;
      • покалывание, зуд;
      • онемение;
      • в редких случаях от неприятных ощущений возникает рвота.
      • У раздражительных людей, а также у женщин в климактерический период в результате нервных расстройств ощущения меняются от одного к другому в разных отделах глотки. При фарингоскопии у таких людей не выявляется никаких отклонений. Человек в состоянии невроза начинает концентрировать свое внимание на неприятных чувствах в горле и подозревать у себя тяжелые заболевания, которых на самом деле нет. Невроз глотки часто ассоциируется в неврологии с вегетососудистой дистонией, для которой характерно большое число разнообразных симптомов. Ощущение инородного тела может длиться от нескольких часов до нескольких дней, а напряжение мышц бывает настолько сильным, что может болеть горло.

        Факторами риска для появления кома в горле при неврозе являются следующие:

      • демонстративный тип личности;
      • стрессовые ситуации, связанные с потерей ощущения стабильности и защищенности;
      • депрессия;
      • амбивалентность (двойственность переживаний – радость и страх, гнев и вина и другие);
      • сильные эмоции.
      • Чтобы избавиться от кома в горле, используют следующие упражнения:

      • Поочередно сдавливают ладонью правую и левую область виска в течение 3 минут. Затем — оба виска, закрывают глаза и мысленно представляют себе, как комок в горле рассасывается и проваливается вниз по пищеводу.
      • Поза «льва» в йоге. Это упражнение можно выполнить в любом положении: стоя или сидя. Пальцы рук нужно максимально растопырить в стороны и напрячь. Через нос делают глубокий вдох, язык максимально вытягивают, стараясь коснуться им подбородка. Через рот выдыхают воздух со звуком «ха».
      • Горло несильно сдавливают двумя руками и мысленно представляют себе, как комок растворяется и уходит вниз. Это упражнение делают не менее 20 минут. Местное воздействие руками помогает расслабить мышцы гортани и избавиться от неприятного ощущения.
      • Поза льва

        Самое главное – это успокоиться и прийти в душевное равновесие. Если самостоятельно справиться с этой проблемой не получается, то необходимо обратиться к психотерапевту, который поможет избавиться от ложного чувства комка в глотке за 3-4 сеанса.

        Если синдром обусловлен рефлюкс-эзофагитом, используют средства народной медицины:

      • 2 ч. л. укропа нужно растолочь и залить 1 ст. кипятка. Состав настаивать 3 ч. Принимать его нужно по 1 ст. л. четырежды в день.
      • 30 мл сока столетника растворить в ? ст. теплой воды и принимать утром до еды.
      • 5 горстей цветков одуванчика перетереть вместе с сахаром, пока не появится сок, 1 ч. л. развести в 100 г воды и пить натощак.
      • Сбор, состоящий из травы мелиссы, подорожника, солодки (по 1 ст. л.), цветков ромашки и семян льна (по 2 ст. л.), используют в количестве 2 ст. л. на 2 ст. кипятка. Смесь настаивать 2 ч. и употреблять по 100 г перед едой 4 раза в день.
      • После устранения рефлюкс-эзофагита ощущение кома в глотке также проходит.

        Кашель психогенного характера является одним из проявлений патологического дыхания – гипервентиляционного синдрома. Существуют две основные причины возникновения этого симптома – изменение дыхания на нервной почве и органические поражения ЦНС. Диагностика нервного (или психогенного) кашля затрудняется тем, что сам больной настроен на выявление заболеваний дыхательной системы, связанных с простудными болезнями, вирусными инфекциями, бронхитом, пневмонией, коклюшем. Воспалительные процессы действительно могут стать стартом для невротического кашля, так как при этом происходит функциональное изменение рецепторов и нервных центров, а медикаментозное лечение приносит временное улучшение. Но хронический кашель, продолжающийся в течение нескольких месяцев при отсутствии бронхолегочных патологий, имеет только рефлекторный характер.

        Симптомами невротического кашля являются следующие:

      • чувство нехватки воздуха;
      • внезапная сухость и першение в горле;
      • ощущение комка в горле;
      • болезненные ощущения при кашле возникают на передней поверхности горла, а не в груди;
      • приступообразный сухой кашель;
      • неэффективность противокашлевых, антибактериальных и гормональных препаратов при симптоматическом лечении;
      • преобладание кашля в дневное время.
      • Признаками дыхательных нарушений, которые могут привести к гипервентиляции, относят дополнительные проявления:

      • периодические частые вздохи;
      • неритмичное дыхание;
      • зевота;
      • покашливание в периоды психоэмоционального напряжения;
      • сопение;
      • навязчивое облизывание губ.
      • Сухость, возникающая в горле и провоцирующая кашель, связана с частым дыханием при волнении и уменьшением количества слюны из-за нервного напряжения. Она усугубляется сопутствующими заболеваниями носа и околоносовых пазух, при курении, аутоиммунных болезнях соединительной ткани, недостаточной влажности воздуха в отопительный сезон и при приеме некоторых лекарственных препаратов. Длительное и неэффективное лечение противокашлевыми средствами, частые бронхоскопические обследования вызывают патологические изменения в органах дыхания, способствующие усилению кашля. Формируется замкнутый круг неврогенных и соматических факторов.

        У некоторых больных существует страх перед раком легких, туберкулезом и удушьем, с которыми они связывают возникновение неврогенного кашля. Ложное ощущение удушья возникает не от недостатка воздуха, а от его избытка при гипервентиляции легких в момент волнения. У таких людей при проведении ингаляции сразу возникает приступ кашля, который провоцирует глубокое дыхание. В лабораторных исследованиях отмечается также снижение уровня кальция в крови.

        Симптомы неврогенного кашля у детей:

      • Возникает на фоне ЛОР-заболеваний (бронхит, фарингит и других).
      • Приступы происходят регулярно, сначала во время стрессовых ситуаций, а затем становятся привычными (рефлекторными).
      • Появление кашля только в дневное время.
      • Приступы несколько раз за минуту.
      • Лающий, «металлический» оттенок кашля или «гусиный крик».
      • В редких случаях наблюдается тикоподобный характер.
      • Отсутствие эффекта от применения медикаментозных препаратов.
      • Отмечается взаимосвязь с психическими расстройствами:

      • шизофренией;
      • вегето-сосудистой дистонией (предобморочное состояние, учащенное сердцебиение, головокружение, удушье);
      • истерическим состоянием.
      • С помощью кашля дети пытаются привлечь к себе внимание или избавиться от нервного напряжения в стрессовой ситуации. Этот вид нервного расстройства проявляется у детей старше 5 лет, чаще у девочек школьного возраста. Кашель можно спровоцировать конфликтной ситуацией с родителями – потребовать сделать то, что ребенок не хочет в данный момент (убрать игрушки, лечь спать), или проигнорировав его просьбу. Если ребенок подвержен респираторным заболеваниям, то родители сами заостряют внимание на кашле, закрепляя этот рефлекс. В таких случаях необходима консультация психотерапевта.

        Чтобы остановить приступ неврогенного кашля у ребенка, можно попытаться отвлечь его игрой или интеллектуальной нагрузкой.

        Диагностировать нервный кашель можно при помощи тщательного анамнеза, изучения ситуаций, при которых он возникает, и обследований:

      • биохимический анализ для выявления ионов кальция;
      • спирометрия;
      • анализ концентрации углекислого газа в крови.
      • Лечение нервного кашля проводится комплексно. В зависимости от того, какие заболевания выявлены, восстанавливают нормальную деятельность нервной, эндокринной системы, лечат патологии верхних дыхательных путей.

        Применяются следующие меры:

      • Психотерапевтическое лечение.
      • Устранение раздражающего фактора, провоцирующего появление кашля.
      • Специальная дыхательная гимнастика для снижения гипервентиляции.
      • Иглотерапия.
      • Электрофорез с хлоридом кальция на область глотки.
      • Прием витаминных препаратов с кальцием и витамином D (Кальций Д3 Никомед, Кальций Актив, Кальций Витрум, Остеогенон, Остеопан и другие).
      • Седативные лекарственные средства (Тенотен, Глицин, настойка валерианы, пустырника по 30-40 капель в небольшом количестве воды за ? ч. до еды).
      • Психотропные препараты для снижения тревожности (Оксазепам, Нозепам, Диазепам, Тазепам и другие), транквилизаторы (Грандаксин).
      • В тяжелых случаях применяются подкожные новокаиновые блокады.
      • Лечение гипнозом.
      • Гомеопатическая терапия (Stramonium, Ambra grisea, Moschus, Nux moschata, Platina, Chamomilla и другие).
      • Существуют следующие рекомендации по дыханию:

      • Дышать животом, а не грудью, так как это способствует регуляции нервных процессов.
      • Следить за тем, чтобы продолжительность выдоха была в 2 раза больше, чем вдоха, потому что при гипервентиляции фаза выдоха короче.
      • Стараться дышать реже и глубже. Равномерные вдохи-выдохи помогают уменьшить першение в горле.
      • В стрессовой ситуации, когда вот-вот начнется кашель, рекомендуется максимально долго задерживать дыхание несколько раз.

      Для снижения сухости в горле в момент волнения необходимо медленно выпить немного теплой воды. Психотерапевтическое лечение помогает устранить посттравматический синдром и тревожность, связанную с состоянием собственного здоровья.

      Для лечения неврогенного кашля и ощущения кома в горле применяют народные средства:

    • Полоскание рта седативными аптечными препаратами (Валокордин, Корвалол, Валосердин). 40-50 капель одного из этих лекарств растворяют в воде в таком количестве, чтобы хватило на один глоток. Этот раствор необходимо прополоскать во рту. Препараты воздействуют на рецепторы. Постепенно нервный спазм в гортани начнет проходить. После полоскания средство проглатывают. При гипотонии этот способ применять не рекомендуется.
    • Настой смеси трав – вахты трехлистной, мяты и корней валерианы в пропорции 2:3:2 заливают 1 ст. кипятка (на 1 ст. л. смеси), держат в тепле 2 ч. Настой принимают по ? ст. дважды в день.
    • 3 ст. л. огуречной травы заваривают в 1,5 ст. кипятка, настаивают 3 ч. Полученное количество настоя выпивают в течение дня в несколько приемов. Для подслащения добавляют сахар.
    • Настой из 2 ч. л. смолевки поникшей готовят и принимают по предыдущему рецепту.
    • Отвар коры или корней барбариса (1 ст. кипятка на 30 г сырья, греют на малом огне 15 мин.) пьют по 1 ст. л. трижды в день.
    • 100 г измельченных листьев березы заливают 2 ст. кипятка, настаивают 5-6 ч., затем процеживают, отжимают листья. Пьют это средство по ? ст. 3 раза в день до приема пищи.
    • Курс лечения травами составляет месяц, затем делают перерыв 2-3 недели и при необходимости повторяют.

      neurofob.com

      Лечение детских неврозов

      Патологические нарушения нервной системы, связанные с негативными изменениями в протекании нервных процессов высшего порядка, встречаются и взрослых людей, и у детей. Речь идет о неврозах. Данная патология не связана с появлением заметных повреждений в организме ребенка. У пациентов нет физических травм, отсутствуют признаки инфекции или воспалительные процессы. Природа таких недугов имеет психогенный характер – психотравмы, индивидуальный ответ человека на стрессовые ситуации. Неврозы у детейотличаются обратимостью расстройств НС, когда действие раздражителей извне вызывают реакцию иррационального типа в связи с низкой зрелостью из-за малого возраста.

      Невроз: что это такое и в чем опасность

      Невроз у детей, обусловленный изменением психического состояния, имеет обратимый характер. При этом не наблюдается искажений при восприятии окружающего их мира. Несмотря на то, что причиной невроза у ребенка способны выступить биологические факторы, такие психогенные деформации часто являются ответной реакцией на факторы психотравмирующего действия. Поэтому не стоит путать невроз с другими тяжелыми психическими заболеваниями ребенка, например, шизофренией или психозом. Ведь здесь отсутствуют признаки разрушения личности у детей.

      Но опасность невроза кроется совсем в другой сфере – дети не способны сами дать ответ на то, что же с ними в действительно происходит. А реакция родителей часто не такая, какой должна быть. Конечно, формирование и постепенное развитие высшей НС ребенка идет с рождения. С этого момента происходит и становление его личности. Но этот процесс активизируется только в трехлетнем возрасте. До этого момента ребенку сложно рассказать о своих страхах или эмоциях при неврозе. И только по мере взросления происходит более четкое вырисовывание проявлений неврозов. Они носят психический или эмоциональный характер.

      Действительно, диагностирование детских неврозов возможно только с 3 лет. Но в большинстве случаев родители не обращают внимания на невротические изменения в поведении и состоянии ребенка. Но даже если они становятся особенно заметными, взрослые предпочитают рассматривать их как обычные возрастные капризы, которые должны со временем исчезнуть.

      В чем причины детских неврозов

      Если не обращать внимания на существующие проблемы с незрелой психикой у детей, то со временем они только усугубятся и перейдут в невротическое состояние уже в подростковом возрасте. Будет ухудшаться физическое состояние при неврозе, возникнут трудности в общении с другими детьми и подростками. И тогда уже психологические изменения способны приобрести необратимый характер, личность ребенка претерпит существенные деформации.

      Что может стать причиной невроза у ребенка? Их достаточно много и условно делятся на две группы:

    • наследственная предрасположенность в развитии нервной системы и ряд других органических предпосылок к неврозу у ребенка;
    • факторы невроза у ребенка, обусловленные психотравмами.
    • Одной предрасположенности или стрессовой ситуации для невроза часто недостаточно. Необходимы провоцирующие моменты, которые становятся основой невротической реакции. В их качестве могут выступать нервно-эмоциональное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, перенесенные болезни и даже конфликты и напряженность отношений в семье.

      И, конечно же, следует помнить, что особенности проявления невроза, тяжесть протекания, характерные проявления зависят от ряда параметров:

    • половозрастных характеристик ребенка;
    • специфики воспитания в семье у ребенка;
    • характера и темперамента у детей.
    • Наследственный фактор, предопределяющий проблемы в становлении нервной системы, играет одну из первостепенных ролей в проявлении невроза у ребенка.

      Но наряду с ним существуют и другие причины органического характера:

    • Незрелая нервная система ребенка. Эта особенность обусловлена неравномерностью развития ее отдельных компонентов, что приводит к последующей неустойчивости и неврозу у ребенка.
    • Отсутствие регулирования периодов занятости и отдыха у детей, что приводит к усталости и неврозу.
    • Повышенные нагрузки физического и психического плана, не соответствующие возможностям и возрастной допустимости для ребенка приводят к неврозу.
    • Факторы данной группы создают основу тому, что при активизации какой-либо причины другого типа или вследствие провоцирующих событий психика маленького человека может не выдержать. Возникает невротическая реакция и усугубляется невроз у ребенка.

      Основное влияние на формирование нервозности у детей и подростков оказывают собственно психотравмы – деформации сознания вследствие событий, оказывающих крайне негативное влияние. Такие случаи вызывают у ребенка устойчивое беспокойство, часто угнетают его и подавляют.

      Острой травме и неврозу подвержены дети старше двухлетнего возраста, поскольку они способны осознать ситуацию. Причиной могут стать ДТП, сильный испуг, в том числе и по вине родителей, различные аварии и катастрофы, в которых участвовали дети. А вот травмирующим фактором хронического типа считаются семейные конфликты, постоянная напряженность в отношениях у близких людей, неблагоприятные условия в коллективе, где проводит время ребенок.

      При реализации указанных причин важен темперамент и возраст детей. Например, нервные заболевания дошкольного возраста зачастую связаны с двухлетним периодом, когда актуальны постоянные разлуки с работающими родителями и начало посещения детского сада. В дальнейшем ведущую роль в неврозе может сыграть уже развод родителей, испуг или жестокость в воспитании.

      Каковы провоцирующие факторы

      Ребенок с уравновешенной психикой способен пережить одну или две неприятные ситуации без проявлений невроза. Однако при одновременном появлении множества факторов организм не справляется, нарастает напряжение, что приводит к сбоям и к возникновению невроза у ребенка.

      Наиболее сильное провоцирующее воздействие на возникновение неврозоподобного синдрома оказывают ошибки, совершаемые родителями и другими взрослыми из окружения. У детей возникает постоянное напряжение, проявляются негативные психореакции, а во взрослом возрасте это перерастает в нестабильность психики и поведения, невроз.

      К таким ситуациям относятся:

    • ощущение ребенком нежелательности своего рождения для родителей, например, они хотели мальчика, а родилась девочка;
    • чрезмерная опека и нежелание дать возможность проявить самостоятельность, что характерно для неполных семей;
    • постоянные конфликты в семье ребенка.
    • Действие одного параметра при благоприятной обстановке в семье вряд ли будет определяющим, ведь родители помогут решить проблему. Но если фактор, способствующий возникновению срыва, проявляется не в одиночестве, а комплексно с другими движущими силами, да еще и в неполной семье, то ситуация может выйти из-под контроля.

      Среди внешних провоцирующих условий невроза у ребенка можно выделить:

    • смену условий проживания и типичного образа существования – переезд в другую местность, из города в деревню и наоборот, выезд из страны;
    • обновление коллектива ребенка – поступление в садик и школу, их смена, посещение секций, конфликтные ситуации в микрогруппах приводит к неврозу у ребенка;
    • внутрисемейные процессы – развод родителей или их раздельное проживание, появление мачехи или отчима, рождение брата, сестры, смерть родственников.
    • Разные по характеру и темпераменту дети по-разному реагируют на травмирующие раздражители. Один и тот же фактор чувствительным ребенком и прирожденным лидером будут восприниматься в неодинаковой плоскости.

      Поэтому надо учитывать такие особенности в момент невроза:

    • Эмоциональные, чувствительные детки требуют постоянной заботы, внимания, ласки. При отсутствии этих условий они начинают бояться, что родителям они уже не нужны и возникает невроз.
    • Дети с лидерскими задатками хотят самостоятельно принимать решения, они требуют свободы, возможности выражать мнение. При сильной опеке, запретах, жестком воспитании они склонны к капризам, упрямству, протестам и неврозу.
    • При проблемах со здоровьем у ребенка может возникнуть потребность в постоянной опеке, они привыкают жить под защитой. Поэтому у них сильно чувство беспомощности, а попытка дать свободу вызывает стресс и испуг, а также невроз.
    • В неблагоприятных семьях дети испытывают недостаток внимания, отсутствие любви и эмоций. Это относится к асоциальным семьям, детским домам и интернатам. Это вызывает невроз у ребенка.
    • Как проявляется невроз: основные признаки

      Лечение любого заболевания, ровно так же, как и устранение нарушений в психическом состоянии, требует своевременного распознавания проблемы и оценки характерных особенностей в конкретной ситуации.

      Существуют признаки невроза, которые появляются при психоэмоциональных деформациях и не зависят от вида невротического синдрома. Среди них стоит отметить:

    • изменения поведенческого характера ребенка при неврозе;
    • проявление черт характера, которые не были свойственны ранее;
    • чувствительность, которую родители не замечали до момента появления проблем, повышенная склонность к плачу у ребенка при любом поводе;
    • агрессивность и потерянность в стрессовых ситуациях при неврозе;
    • чрезмерная тревожность, вспыльчивость, постоянные страхи ребенка, ранимость в момент невроза.
    • Невроз может сопровождаться и негативными соматическими изменениями. Дети теряют усидчивость, минимизируется концентрация внимания, ухудшается память. Встречаются и приступы тахикардии, скачки давления при неврозе. У ребенка возникают проблемы с дыханием и пищеварением, повышается потливость. Сильный шум и свет начинают раздражать, сон становится беспокойным при неврозе, проявляется бессонница, хотя утром ребенка разбудить с первого раза не удается.

      Разновидности неврозов и их симптомы

      При рассмотрении проблемы не следует использовать чрезмерно запутанные классификации. Виды неврозов разные, рассмотрим основные из них.

      У многих детей, которых чрезмерно опекают и обрекают на одиночество в отрыве от коллектива, часты приступы страха и невроза. Они появляются при подготовке ко сну и ночью, иногда возможны видения. Если дошкольники боятся темноты как таковой и «темных сил», в ней скрывающихся, то школьники склонны тревожиться из-за успеваемости, отношений с педагогами и подростками. В результате формируется страх одиночества, смена настроения и поведенческих реакций, возможно произвольное мочеиспускание, а школьники часто прогуливают уроки из-за невроза.

      Невроз навязчивых действий и страхов

      В случае эмоционального перенапряжения ребенка у него могут возникать непроизвольные действия. Они носят навязчивый характер, например, возможно мигание, моргание, наморщивание носа, неконтролируемые движения конечностями, шмыганье или покашливание при неврозе.

      Непроизвольное незначительное подергивание может иметь психологическую природу при неврозе или вызываться проблемами в организме. Часто у мальчиков после пятилетнего возраста нервный тик закрепляется – навязчивость приобретают моргание или растирание глаз, а на фоне ОРВИ часто имеет место покашливание или шмыганье носом в момент невроза.

      Они характерны для подростков при неврозе. В процессе созревания возникает потребность в одиночестве, избегании коллективов и малых групп. При этом настроение портится, часто оно подавлено. Школьник может плакать при неврозе, у него снижается самооценка, ребенок уверен в негативном восприятии себя другими людьми. Возможны и физические проблемы – сонливость, усталость, нарушение сна, отсутствие желания принимать пищу в момент невроза. Депрессия может привести к крайне негативным шагам, поэтому желательно ее своевременно выявлять у ребенка и корректировать.

      С такой проблемой могут столкнуться родители дошкольников. Ребенок невротик будет падать на пол, кричать, плакать, биться о пол или другие объекты. Некоторые вызывают кашель и рвоту. В старшем возрасте возможно затрудненное дыхание, слепота истерического происхождения, снижение чувствительности кожного покрова в момент невроза.

      Серьезные проблемы может вызвать и детская неврастения. Причиной становится желание родителей сделать из своих чад вундеркиндов или просто стремление занять их делом. Вследствие слабости организма перенасыщение жизни ребенка посещением кружков и секций часто приводит к снижению способности концентрироваться, падает усидчивость и внимательность, возникает невроз. Дети устают, у них возникают проблемы с едой и сном.

      Если ребенок чрезмерно мнительный, у него есть пример родственника или близкого человека с тяжелыми заболеваниями, то он начинает искать недуги и у себя. Страх заболеть вызывает тревожность, невроз, школьник расстраивается, переживает.

      Этот недуг присущ детям дошкольного возраста, у которых только формируется правильная речь. Отличается такой детский невроз симптомами следующего проявления: паузы при разговоре, повторение слогов, сложности в произношении. Причины проявления самые разные. Это может быть семейная проблема, скандалы, развод родителей, т.е. следствие стресса, страхов. Но есть и более простые источники невроза – стремление родителей научить разговаривать как можно быстрее, перегружая новыми сведениями ребенка.

      Страдают таким неврозом мальчики и девочки 3-5 лет. Характерны проблемы с засыпанием и равномерностью сна при неврозе. Им часто снятся страшные истории, что побуждает детей разговаривать или ходить, не просыпаясь.

      Как следует диагностировать

      Прежде всего, не следует отмахиваться от проявлений, например, навязчивых состояний. Надо внимательно относиться к жалобам ребенка и при признаках невроза обращаться к специалисту – педиатру, неврологу, психотерапевту. Важно исключить заболевания другого типа и правильно определить вид невроза.

      Для этого процедура диагностики будет включать:

      1. Общение специалиста с родителями с целью оценки ситуации в семье, включая особенности отношений в ней и за ее пределами.
      2. Исследование семьи для формирования психологического портрета родителей и взрослых, контактирующих с ребенком. Важно на этом этапе выявить типичные ошибки в воспитании и причины невроза.
      3. Общение с ребенком в игровой форме или посредством доверительной беседы.
      4. Наблюдение за естественным поведением ребенка в процессе игр или другого типичного поведения.
      5. Анализ визуальных образов на рисунках – метод помогает оценить эмоциональное состояние, глубокие переживания при неврозе и ожидания.
      6. к содержанию ^

        Психотерапевтическое воздействие

        Это основное направление в борьбе с неврозами у маленьких детей. Именно на психотерапии делается акцент, когда решается вопрос, чем лечить и как избавить от проблем максимально эффективно.

        Совместная терапия семейного типа

        Данное направление терапевтического воздействия при неврозе у детей производится в такой последовательности:

      7. Постановка семейного диагноза с конкретизацией особенностей и отклонений при неврозе.
      8. Обсуждение выявленных проблем с родителями и родственникам, убеждение в необходимости терапии.
      9. Занятие с ребенком в игровой комнате для формирования атмосферы доверия и эмоционального контакта.
      10. При данном виде терапии невроза у детей используются разнообразные методы. В ходе разъясняющей технологии специалист доверительно объясняет ребенку суть происходящих с ним изменений. Затем определяются причины в игровой форме и дается возможность ребенку самому найти выход из ситуации при неврозе.

        Арт-терапия предусматривает занятие творчеством и наблюдение за ребенком позволяют получить информацию о скрытых страхах и переживаниях. Используется лепка, рисование, аппликации при неврозе.

        При возникновении невроза у подростка, лечение может проводиться путем аутогенных тренировок. Мышечное расслабление помогает эффективно бороться с заиканием, тиками, проблемами с непроизвольным мочеиспусканием при неврозе.

        Лечение медикаментами

        Использование лекарственных препаратов не является главным способом решения проблем невроза у ребенка. Медикаментозные препараты при неврозах направлены на устранение отдельных симптомов. Они помогут снизить возбудимость или победить депрессию детей. Часто применяются в комплексе с психотерапией. Назначают ноотропные средства, витаминные комплексы, средства для уменьшения астении. Используется и фитотерапия лечебными чаями и настойками при неврозе у ребенка.

        Особенности профилактики

        Самое главное в недопущении неврозов – создание благоприятной обстановки без конфликтов, скандалов и стрессов. Следует соблюдать режим питания, не перегружать ребенка и обеспечить ему интересные занятия в течение дня. Профилактика нервных расстройств и невроза требует постоянного доверительного контакта с ребенком на эмоциональном уровне. Так вы сможете своевременно распознать симптомы и не допустить нарастание расстройств.

        Лечение неврозов у дошкольников и школьников не является простой задачей. Но начинать терапию нужно как можно раньше, чтобы изменения состояния ребенка не закрепились и не проявились негативными последствиями во взрослой жизни.

        stopvsd.net