Специалисты

Механизм накопления профессионального стресса

08.07.2018

Тренировка организма

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию’. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Причины профессионального стресса по В.А. Бодрову.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Острый стресс — возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией.

Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Острый стресс. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор. В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. В крайних случаях это может приводить к наступлению профессиональной стагнации личности. Стагнация может переживаться субъектом как психологический стресс. В случае недостаточных адаптивных возможностей переживание стресса проявляется в стойких стресс-синдромах. Личность особенно уязвима для появления профессиональных стресс-синдромов в моменты кризисов своего профессионального становления.

Понятие «стресс». Виды стресса

Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации. Обобщение данных, приведенных в научной литературе, и результатов собственных исследований позволило В. А. Бодрову определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора.

Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания.

Способы реагирования на стресс

Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива. На современном этапе развития общества проблема профессионального стресса становится как никогда актуальной.

Существуют два компонента стресса:

Стрессы стали нашими постоянными спутниками, они окружают нас везде, в том числе и на работе. Практическая значимость работы: в ходе исследования разработаны практические рекомендации по профилактике профессионального стресса спасателей. С. Касл, выделяет две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде».

Так же имеются исследования моделей, видов, причин и сценариев поведения и признаков профессионального стресса

Многие учёные считают, что центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения стресса. Общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов подобно представлена в работе М. Смит и более детально изложена ранее М. Смит и П. Караян.

Общим для всех моделей профессионального стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через регистрируемые параметры. Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности.

Кратковременный стресс — бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и другое). Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения.

Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса — процессуальный и причинно-следственный. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Также Н.В. Самоукина выделяет стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.

У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса. Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Другая модель профессионального стресса предложена Мак Грасом.

ptri.fdriusal.ru

Последние публикации:

Профессиональный стресс: виды, причины, последствия и методы реагирования

Понятие «стресс». Виды стресса

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Существуют два компонента стресса:

1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
  • мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.
  • Интенсивность стресс-реакции зависит от

    Какие бывают причины стресса?

    Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

    Уровни проявления стресса

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный
  • социально-психологический
  • Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

    Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

    Факторы, способствующие возникновению дистресса

    Факторы, способствующие возникновению эустресса

    Наличие опыта решения подобных проблем

    В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

    1. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
    2. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
    3. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.
    4. Травматический стресс возникает, если:

      • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
      • Эта ситуация не поддается контролю.
      • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.
      • Способы адаптации к стрессовой ситуации

        Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

        Защитные механизмы (неосознаваемые)

        Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

        Проявления накопленного профессионального стресса :

      • снижение производительности труда;
      • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
      • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
      • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
      • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.
      • Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

      • тревоги;
      • резистентности;
      • истощения.
      • Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

        П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

        Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

      • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
      • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
      • Зачем я выполняю эту деятельность?
      • Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

        Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

        Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

        Признаки стрессового напряжения :

      • невозможность сосредоточиться;
      • частые ошибки в работе;
      • ухудшение памяти;
      • частое возникновение чувства усталости;
      • быстрая речь;
      • мысли часто улетучиваются;
      • довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
      • повышенная возбудимость;
      • работа не доставляет прежней радости;
      • потеря чувства юмора;

    Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

  • психофизиологической конституцией,
  • чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
  • особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
  • Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

    Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

    Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

    Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

    Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

    Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

    На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

    Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

    Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

    Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

  • психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
  • поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.
  • Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

    Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

    Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

    Постоянный накопленный (хронический) стресс.

    Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

    Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

    Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

    Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

    Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
  • невозможность что-либо сделать, беспомощность.
  • Способы реагирования на стресс

    В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

    К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

    Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

  • Уровень самооценки.
  • Уровень субъективного контроля.
  • Уровень личностной тревожности.
  • Баланс мотивации достижения и избегания.
  • Умение справляться со стрессом зависит от:

  • настойчивости;
  • умения принимать решения;
  • рационального осмысления своих поступков;
  • организованности;
  • умения создать свой круг общения;
  • умения «качественно» общаться;
  • умения контролировать себя.
  • Динамика профессионального стресса

    Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

    Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

    Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

    Причины производственного стресса:

    К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

    Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

    Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

    В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

  • сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
  • «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
  • «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
  • «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
  • «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
  • «потерю смысла деятельности»;
  • «стресс несбывшихся надежд» и т. д.
  • Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

  • повышенная раздражительность;
  • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
  • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.
  • Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

    Сайт пожарных | Пожарная безопасность

    Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

    Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.
  • Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.
  • Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

    1)факторы рабочей ситуации

    2) социально-психологические факторы

    3) системные факторы

    ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто «улетучиваются».
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:
  • — постоянное ощущение недоедания

    — или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.
  • МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

    Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

    Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

    МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)
  • 2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

    Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

    Последствия профессионального стресса

    Вторичные последствия профессионального стресса

    СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

    — ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

    СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

    состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

    СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

    • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
    • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
    • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

    Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

    Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
  • Появляется чувство укороченного будущего.
  • Появление чувства вины.
  • Сверх бдительности.
  • Преувеличенное реагирование.
  • Профилактика профессионального стресса.

    Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

    С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

    В последние годы отмечается новый вид патологии — информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

    Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии — приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

    Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» — особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

    Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

    Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

    Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

    Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков — вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

    Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

    Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

    Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

    Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

    «Базовый тренинг саморегуляции» — обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

    «Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» — это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

    «Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

    «Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

    И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

    Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

    fireman.club

    Программа профессиональной подготовки пожарного-спасателя г. Рязань Рассмотрено и одобрено на методическом совещании гу рязанской области «Учебно-методический центр»

    Тема 1.1.2. Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

    Тема 1.1.3. Планирование профессионального развития. Профессиональное становление.

    Тема 1.1.4. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.

    Раздел 1.2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.

    Тема 1.2.1. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС.

    Тема 1.2.2. Общение с «жертвой» в очаге ЧС.

    Тема 1.2.3. Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР.

    Тема 1.2.4. Экстренная психологическая помощь при попытке суицида.

    Тема 1.2.5. Толпа. Принципы психологической работы в толпе.

    Тема 1.2.6.Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов.

    Раздел 1.3. Элементы психологии управления.

    Тема 1.3.1. Конфликт. Способы разрешение конфликтных ситуаций.

    Тема 1.3.2. Бесконфликтное общение.

    Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).

    Факторы, влияющие на психическое состояние и поведение специалистов в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Психологическая готовность специалиста к действиям в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности, роль мотивационного компонента.

    Психологическая подготовка специалистов МЧС России: цели, задачи, структура, инвариантные разделы.

    Профессионально-важные качества, профессиональная пригодность как составляющие профессионального здоровья.

    Психограммы пожарного и спасателя: сравнительный анализ.

    Этапы профессионального становления: задачи каждого этапа.

    Профессиональные деформации и профессиональные деструкции у специалистов экстремального профиля.

    Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего.

    Понятие «стресс». Общий адаптационный синдром и его стадии. Виды стресса.

    Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психологические защиты и копинг-стратегии.

    Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у специалистов экстремального профиля.

    Негативные последствия профессионального стресса: в профессиональной, личностной и семейной сферах.

    Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности и их последствия.

    Синдром профессионального выгорания: объективные, социально-психологические и личностные факторы риска развития. Фазы развития и симптомы профессионального выгорания.

    Травматический стресс и динамика переживания травматической ситуации, симптомы посттравматических стрессовых нарушений.

    Система мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса в МЧС России.

    Дебрифинг как средство профилактики посттравматических стрессовых нарушений: цели, задачи, правила проведения.

    Система методов и приемов психологической саморегуляции.

    Понятие конфликта, виды конфликтов и уровни проявления.

    Причины возникновения, функции и динамика межличностных конфликтов.

    Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Особенности межличностных конфликтов в чрезвычайных ситуациях.

    Приемы бесконфликтного общения. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов.

    Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

    Особенности психического состояния людей в чрезвычайных ситуациях: основные группы психогенных реакций и расстройств.

    Динамика психического состояния и поведения пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

    Цели и задачи оказания пожарными первой психологической помощи пострадавшим.

    Общение с пострадавшим, изолированным в очаге: основные задачи, этапы работы. Понятие «личностный ресурс».

    Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

    Острые реакции на стресс: определение, динамика, формы и типы. Основные принципы оказания самопомощи и помощи при острых реакциях на стресс.

    Техники работы с различными острыми стрессовыми реакциями.

    Специфика работы пожарных при большом скоплении людей. Понятие толпы, виды толпы.

    Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи.

    Особенности работы с острыми стрессовыми реакциями при большом скоплении людей.

    Превращение пассивной толпы в действующую: признаки и правила безопасного поведения.

    Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими как профилактика образования толпы.

    Принципы общения с представителями средств массовой информации.

    ^ ОХРАНА ТРУДА, ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

    Курс «Охрана труда, электротехника и электробезопасность» должен дать слушателям знание и умение для решения вопросов, связанных с надзором по обеспечению безопасности работ, проводимых на пожарах и в электроустановках.

    ^ В результате изучения дисциплины слушатель должен:

    правила безопасного ведения различного работ при исполнении служебных обязанностей;

    физическую сущность процессов и явлений, происходящих в электрических цепях;

    устройство, принцип действия и основные характеристики электрических приборов и электроизмерительных приборов, находящихся в применении подразделений пожарной охраны;

    обозначения электроприборов и устройств на схемах;

    принцип действия и основные характеристики аппаратов защиты;

    аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок;

    классификацию электропроводок, электрических сетей, силового и осветительного электрооборудования;

    требования нормативных документов, регламентирующих выбор, монтаж и эксплуатацию электроустановок;

    порядок организации электрохозяйства;

    безопасные приемы работы в электроустановках и их обесточивание.

    анализировать электрические схемы типовых электроустановок;

    анализировать пожарную опасность электроустановок;

    принимать обоснованные решения, направленные на обеспечение электробезопасности и на предупреждение пожаров от электротехнических причин.

    об электрическом токе;

    об измерении параметров электрических цепей;

    об опасности поражения электрическим током и возможности загораний по причинам связанным с электроустановками;

    о пожарном и технологическом надзоре за соблюдением технических условий устройства и эксплуатации электрических установок.

    Тема 2.1.1. Охрана труда в подразделениях ГПС МЧС России.

    РАЗДЕЛ 2.2. Основы электротехники и пожарной безопасности электроустановок

    Тема 2.2.1. Общие вопросы электротехники.

    Тема 2.2.2. Электрические измерения.

    Тема 2.2.3. Аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок.

    Тема 2.2.4. Классификация помещений, пожароопасных и взрывоопасных зон по ПУЭ.

    Тема 2.2.5. Выбор электрооборудования по требованиям пожарной безопасности.

    Тема 2.2.6. Устройство электроустановок.

    sov.opredelim.com

    Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

    Сущность и разновидности стресса, его психологическое обоснование и место в жизни человека. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных в процессе профессиональной деятельности. Механизмы развития данного стресса и его профилактика.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

    Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество путанных и противоречивых определений этого понятия.

    Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом?

    Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907-1982 гг.). Бывший студент Пражского университета в 1936 году опубликовал первые результаты по наблюдению за больными, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

    Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

    Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого чрезвычайного фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

    мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину). Именно за счет мобилизации люди выпрыгивают из окон во время пожара и не ломают конечности, так же могут неделями жить без пищи и т.д.;

    активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.

    Другими словами, при воздействии стресс-фактора, организм мобилизует все свои внутренние ресурсы, и активирует те процессы, которые требуются для преодоления стресса.

    Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции.

    Стресс возникает при комбинации стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной переживания мы делаем его сами.

    Например, Вас в метро случайно толкнул проходящий мимо человек. Это бывало и ранее, но вы не заостряли на данном событии внимания, понимая, что вины человека в тесноте в метро нет. Но сегодня эта ситуация вам так не понравилась, что вы остановили прохожего и стали выяснять с ним отношения…

    При стрессе в организме человека происходят изменения, которые можно разделить на три стадии:

    1 стадия — Общая реакция тревоги.

    Физиологические реакции на данной стадии могут быть следующими: учащение сердцебиения; расширение коронарных артерий; сужение брюшных артерий; расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; расширение зрачков; расширение бронхиальных трубок; увеличение силы скелетных мышц; выработка глюкозы в печени; увеличение продуктивности мыслительной деятельности; ускорение метаболических процессов.

    2 стадия — Повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям.

    3 стадия — Истощение.

    Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это приводит к серьезным нарушениям функционирования организма.

    В данной схеме отображены стадии стресса. На рисунке А продемонстрированы изменения общего энергетического уровня в разных стадиях; на рисунке Б — характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития стадий стресса.

    Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

    Эустресс — это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

    Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

    Рассмотрев изменения, происходящие в организме на различных стадиях стресс-реакции можно предположить, что и внешний вид человека тоже меняется. В.Л. Марищук описал внешние проявления эмоций человека, находящегося в состоянии эустресса и дистресса.

    Характер эмоциональных проявлений

    Мимика спокойствия и уверенности в своих силах, в успехе выполняемой деятельности, проявление готовности к действиям. Отсутствие скованности. Движения свободные и скоординированные.

    Мимика заметного возбуждения, небольшого психического напряжения, отражающего готовность и стремление к действиям. Возможно проявление небольшой скованности, которая, однако, не препятствует скоординированности движений и соразмерности усилий.

    Переход к состоянию эустресса

    Мимика выраженного волнения, эмоционального возбуждения, готовности к значительным волевым усилиям для достижения цели. Эмоциональное напряжение, отражающее стремление к успеху.

    Скованность движений, вызванная высокой «стоимостью» скоординированных движений, излишние усилия.

    Включенность в состояние эустресса

    Мимика весьма выраженного волнения, эмоционального напряжения, переходящего в напряженность. Челюсти сжаты, желваки на щеках, иногда нижняя челюсть начинает отвисать. Появляется растерянное выражение. Общая скованность, нарушающая координацию движений.

    Переход к состоянию дистресса

    Общая скованность, нарушающая координацию движений. Тремор век, рук и ног. Мимика напряженности. Губы вытянуты трубочкой вперед, прерывистые сосательные движения губами. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии.

    Тремор рук, ног, век. Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения. Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны.

    Включенность в состояние дистресса

    Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человеческого организма, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса:

    Вегетативный — проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

    Эмоционально-поведенческий — состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т.д.

    Когнитивный — проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т.д.

    Социально-психологический — проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т.п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т.п.

    Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:

    Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

    Отложенный стресс. Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс — запаздывающая реакция на стрессор.

    Например: У пожарного погиб близкий друг — коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену нашего спасателя удивило, что на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.

    Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессирующей ситуации.

    Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс — незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.). Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

    Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, семантика психотравмы — личностный смысл трагического события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.

    Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

    Профессиональный стресс включает в себя накопленный стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический (этот вид стресса будем рассматривать ниже).

    Рассмотрим механизм накопления профессионального стресса у пожарных — спасателей.

    Накопление профессионального стресса у данных специалистов возможно по двум различным по своей психологической сущности механизмам, в зависимости от режима деятельности.

    otherreferats.allbest.ru