Специалисты

Невроз как кризис

21.05.2018

Ноогенный невроз (духовный кризис): причины, симптомы, лечение

Психическое и физическое здоровье тесно связаны между собой. Не зря же говорят: «Все болезни от нервной системы». Любые неврозы связаны со стрессом, разными физическими сбоями. Больше всего постепенно убивают человека духовные проблемы: поиск смысла жизни, совесть, любовь. То есть основной источник стресса живет внутри каждого – внутренний конфликт. Некоторые начинают задумываться о том, что бессмысленно живут. В дальнейшем все заканчивается ноогенным неврозом. Как облегчить состояние? Что нужно делать?

Чаще всего проблема возникает из-за образа жизни. Человек живет в обществе, поэтому у него много разных потреблений: нужно постоянно работать, чтобы можно было бы купить автомобиль, одежду, пищу, недвижимость. Кроме того, в современном мире снижено качество техники, поэтому приходится покупать все гораздо чаще. У многих со временем появляется чувство давящего бремя, они теряют смысл жизни. Все заканчивается глубоким стрессом, проблемами со здоровьем.

Любой невроз сильно травмирует психику, оказывает негативно воздействие на личность. Чтобы предотвратить заболевание, избегайте стресса, он постепенно разрушает организм человека. Старайтесь вырабатывать у больного разумные методы борьбы со стрессом.

При заболевании появляются такие неприятные симптомы, как апатия, депрессия, ощущение того, что жизнь проходит зря. Человека не радуют друзья, хобби, дети, семья.

Некоторые думают, что им лучше умереть, чем так существовать. Если своевременно не излечить данную форму невроза, она может закончиться наркоманией, алкоголизмом, суицидом. Специалисты заметили, чаще всего заболевание развивается в экономический, политический кризис.

Через некоторое время появляется физическая симптоматика: снижается работоспособность, появляется слабость, возникают проблемы со сном, беспокоит головная боль. В случае ноогенного невроза обостряются и другие недуги.

Выделяют несколько видов невроза:

  • Судорожный – при письме появляются судороги.
  • Дрожательный, когда человек нервничает сильно дрожат руки.
  • Паретический – ослабевает кисть руки, пальцы.
  • Невральный характеризуется сильной болью.

Опасно, когда через некоторое время развивается конверсионный невроз, который сопровождается припадками, параличом конечностей, полной обездвиженностью. Иногда возбуждение сопровождается криком, болями в животе, в голове, рвотой.

Прежде всего необходимо проконсультироваться с невропатологом. Специалист выпишет препараты для поднятия работоспособности, улучшения сна, настроения.

При тяжелом психологическом состоянии необходимо избавляться от тех последствий, который получил организм в результате стресса: наладить обменные процессы, излечить желудок, сердце.

Обращаем ваше внимание, если своевременно не избавиться от болезни, она будет постоянно прогрессировать. Проблема заключается в том, что невозможно изменить все общество, которое последнее время деградирует. Некоторые люди нормально себя чувствуют, не заморачиваются по поводу моральных ценностей, живут в пустоту.

Чтобы удовлетворить материальное, человек что-то берет от жизни. А вот для удовлетворение духовного, нужно научиться отдавать. Если вы будете помогать другим, духовная пустота постепенно заполнится радостью, положительными эмоциями. Кому-то становится легче при уходе за животными, растениями, другие ухаживают за пожилыми людьми или бездомными детками.

Постоянно ищите ответы на вопросы

Основная особенность ноогенного невроза в том, что человек хочет распрощаться с жизнью, потому что она для него становится бессмысленная, плоская. Некоторые не понимают, как можно жить ради того, что «поел», «попил», «поспал», «занялся сексом». На самом деле в жизни все намного сложнее. Зеркало – это отражение физического, а вот мысли – духовное. Старайтесь найти свой духовный путь, главное – не сдавайтесь. Нельзя зацикливаться, стоять на месте, постоянно изучайте свою жизнь, анализируйте ее. В каждом человеке внутри содержатся ответы на вопросы. Душа каждого знает, чего хочет.

Вы давно мечтали реализовать себя в каком-то деле? Любите играть, петь, вышивать, танцевать? Не отказывайте себе в радости! Если душа поет, значит, ей так нужно.

Если постоянно сидеть на одном месте, не развиваться, у вас ничего не изменится в жизни. Все будет скучно, бессмысленно, плоско. Пробуйте что-то новое: путешествуйте, занимайтесь спортом, посещайте интересные места. Вам не по карману путешествие за границу? Даже около вас есть место, в котором вы не были.

Счастливое общество – это всегда счастливые люди. Не нужно ждать, что счастье придет само, каждый создает его для себя. Определяется оно полнотой души. Когда человек себя полностью реализует, может поделиться радостью с окружающими, он по-настоящему счастлив.

Обращаем ваше внимание, отдельное лечение соматических недугов не даст необходимого результата. Для полного избавления от невроза нужно избавиться от психогенных факторов. Прием медикаментов в данном случае является бессмысленным.

Лучшим способом для успокоения является санаторий, курорты, а также плавание, массаж, физиотерапия, иглотерапия, лечебная гимнастика. Все эти методы можно дополнительно использовать, но решить проблему поможет самонастрой, изменение принципов жизни.

Итак, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком, необходимо по-другому посмотреть на свою жизнь. Возможно пора в ней все изменить. Что для этого нужно сделать? Отказаться от всего того, что приносит негативные эмоции, душевную боль. Научиться радоваться мелочам, наслаждаться каждым днем. Будьте счастливы!

medportal.su

НЕВРОЗ КАК НОРМА ЖИЗНИ

Основной тезис этого текста звучит так — любой опыт организован как невроз. И если принять этот тезис за отправную точку в понимании психической регуляции, нет смысла говорить о психическом здоровье вообще. Если психическое здоровье заменить понятием условная норма, тогда нормой будет не отсутствие невроза как начала патологии, а минимальная степень его выраженности, которая выполняет важные регуляторные функции.

Как известно, одной из важнейших находок Фрейда являлась мысль о том, что невроз является результатом внутриличностного конфликта, тогда как психоз касается отношений субъекта и реальности. Центральная тема внутриличностного конфликта, если говорить современным языком, заключается в нахождении баланса между принадлежностью и автономией. Из теории объектных отношений мы понимаем, что личность является следствием накопленного опыта отношений с опекающими людьми и индивидуальность появляется в ходе последовательных идентификаций и присвоений образов других людей.

Невроз возникает тогда, когда появляется объект. Любая здоровая коммуникация является невротическим решением именно потому, что она признает наличие отличного от меня самого объекта, инвестированного моим интересом. В этой плоскости психически здоровым, то есть лишенным невроза, является субъект со злокачественным нарциссическим расстройством, который отрицает отдельности Другого и относится к нему как к продолжению самого себя. Поэтому невроз как структура отношений вырастает из шизоидно-параноидной ситуации, внутри которой невозможно пережить утрату, поскольку для этого сначала придется отказаться от идеи всемогущего обладания.

Возникает парадоксальная ситуация — потеря нарциссической позиции и признание Другого как отдельного объекта помогает субъекту приблизиться к лучшему пониманию самого себя, поскольку и для встречи с Другим для начала необходимо максимально далеко от него отойти, то есть провести качественную сепарацию. Поэтому невротический компромисс является базовым условием взаимоотношений.

Хорошая сепарация предполагает не только отделение себя в качестве автономного субъекта, но и некоторого обнаружения таких же субъектов вокруг. Эдипальный конфликт вводит личность в мир человеческого множества, поэтому невроз это граница не между здоровьем и патологией, но между растворением и одиночеством

Невроз это последний оплот индивидуальности, поскольку отсутствие каких-либо конфликтов предполагает тотальную прозрачность и проницаемость границ внутреннего мира. Человек сознательный и ясный — тот, кто досрочно капитулировал перед хаосом и неопределенностью, напоминает одно-страничный текст, который можно понять, пробежав глазами через сточку. Невротик это тот, кто продолжает сомневаться даже в том, что он сомневается, потому что остановка сомнения равносильна умерщвлению, воплощением в интерьер или часть чужого тела. Ситуация, в которой некто исцелил все свои неврозы и окончательно себя познал, синонимична воцарению инстинкта смерти, поскольку обрекает субъекта на бесконечное повторение однажды освоенного знания. Невроз подобно плащу-невидимке защищает хлипкие побеги бессознательного от испепеляющего взгляда рационального, компетентного и эффективного.

Невроз как нарушение нормы обнаруживается через наблюдение некоторых эго-дистонных феноменов*, интенсивность которых может располагаться в пределах выносимого или нет. Во втором случае мы можем говорить о том, что присущая неврозу регуляторная функция уже не справляется со своими задачами и требуется анализ отношений в которых это происходит.

Сейчас я выскажу совсем крамольную идею. Невроз становится патологией, когда он перестает быть неврозом и вместо фундамента для построения отношений начинает выполнять другие функции. Например, фиксирует дистанцию или сохраняет объект непостижимым или выстраивает отношения в пределах отщепленного полюса.

Поэтому, можно сказать о том, что невроз это конфликт все таки межперсональный, конфликт в смысле условия для взаимодействия. В качестве нормы он формирует возможность отношений, а в качестве патологии делает отношения стереотипными и лишенными жизни. Лишенный невроза человек — пограничная личность, избегающая привязанности, поскольку она активирует доэдипальный ужас или конформный механизм, вскормленный тоталитарной сектой, нашедший в привязанности свой персональный инфантильный рай.

Мне кажется, что в наше прекрасное нарциссическое время жизненно необходимо иметь какой-нибудь тщательно выпестованный невроз, который утверждает реальность и указывает в ней координаты личного присутствия.

psy-practice.com

Кризис. Невроз. от Юнга. — Практика отношений

Кризис. Невроз. от Юнга.

« previous entry | next entry »

май. 9, 2009 | 12:53 am

Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения — психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.

Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, — это уже легкий невроз.

Ссылка | Оставить комментарий

date: май. 9, 2009 03:06 pm (UTC)

Только поняла, что в гештальте всё немножко не так. По крайней мере насчет причин внутренних конфликтов и неврозов.. У нас ведь это — конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным). А невроз — конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так. И насчет невроз — самолечение. Это любопытно. Но ведь если не копаться можно и не вылечиться из невроза. Или вылечиться в психоз. Какое ж это тогда самоЛЕЧЕНИЕ?

Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Ответить | Ветвь дискуссии

date: май. 9, 2009 08:41 pm (UTC)

Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:

«Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.

Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. «

date: май. 10, 2009 05:48 pm (UTC)

date: май. 12, 2009 06:59 am (UTC)

Хорошие темы для сравнения с гештальтом подняла. Я б и не подумал. А тут — подумать пришлось.

date: май. 12, 2009 07:08 am (UTC)

У Лены в основном были темы метафор, архетипов, снов. Сами по себе работы Юнга мы не рассматривали.

Учились работать с метафорой и переводить в работу с клиентом полученные там решения. Сны смотрели как единое целое из эпизодов, и единое целое — как все в сумме процессы человека .

Само понятие архетипа и то тяжело поймать — столько разных оттенков и подходов. Так. Что-то чувствуется , а что конкретно. % (

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

date: май. 12, 2009 12:01 pm (UTC)

date: май. 12, 2009 04:40 pm (UTC)

Но- если индивидуальное бессознательное я понимаю, то коллективное, так и есть — что-то чувствую, а что? где эти следы отпечатываются, да еще и животный опыт, как ты говоришь.

Есть соблазн рассматривать все эти штампы как интроекты очень ранние — сказки там, картинки. которые вошли в голову в раннем детстве, да и вообще — в детстве. Хотя — смущает, что у всех народов на далеких друг от друга территориях — похожее всё это.

Ну это так. про «хочется конкретного» 🙂

Интересно всё это. Находишь в себе нечто — чувствуешь его точно. а понимать и объяснять можно бесконечно )

date: май. 13, 2009 07:17 am (UTC)

я сам про это только вчера прочел — это цитата с сайта — поиск в инете великая весчь ))).

правда ли небыло в опыте индивида опыта определившего тот или иной образ, символ — структуру восприятия, был ли.

коллективное ли бессознательное ли так влияет, поле ли, интроектов ли нахватался. мистика ли. или обыкновенные законы переработки информации типичные для человека.

важно как это проявляется сейчас, как человек с этим живет, обходится, что хочет с этим поделать и т.д.

по сути видимо не так даже и важно — было ли в опыте клиента то или иное событие (мы ведь не можем это доподлинно проверить как и что происходило в жизни клиента), важно как он проживает сейчас какой-то свой «прошлый опыт».

date: май. 13, 2009 07:33 am (UTC)

date: май. 13, 2009 07:45 am (UTC)

date: май. 13, 2009 07:41 am (UTC)

если допустить что и правда есть не осознаваемая часть человеческого бытия, опыта — а это вполне укладывается в мое представление того что человек больше чем его сознание 🙂

если допустить что человек этим неосознаваемым собой тоже взаимодействует с окружающим его миром и людьми

то вполне можно допустить, что этот неосознанный материал как-то передается от одного к другому.

date: май. 13, 2009 08:04 am (UTC)

мне больше нравится реинкарнация. решаешь СВОЙ вопрос в течение жизни — переходишь на новый уровень — с новыми задачами, но — прошлый опыт остается как неосознаваемая память. Но. Это таааакая неконкретность , что вряд ли можно на это опираться.

А про опыт поколений. Может и не наследственно же передается. Если есть некий ресурс, то ВСЕ им пользуются при достаточном уровне чувствительности . И докидывают туда свой опыт в в свою очередь.

Хотя. в мозге человека есть такая штука. Человек совершает движения — один раз, второй. и постепенно в мозге формируются «дорожки» — следы. И мозг далее идет уже по этим дорожкам..

Это когда звуки у ребенка неправильные. Насильственно принуждаем язык, губы, зубы принимать правильное положение — много-много раз. И мозг, запоминая — далее произносит звук верно. Следы сформировались. Может и здесь — опыт повторяющийся оставляет «следы». И последующие поколения ими пользуются. ))

otnoshenie.livejournal.com

18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться

возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Стремление к независимости — естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах

Кризис самоидентификации — это не только попытки понять, кем ты «хочешь быть, когда вырастешь». Куда важнее, что именно в этот момент происходит формирование оценки своей личности. Девушки зачастую сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до принятия своего меняющегося тела. Культурное давление не облегчает задачу, когда со всех билбордов глядят модели Victoria’s Secret, а тебе раз в месяц надо подтягивать брекеты. Исследование собственной сексуальной ориентации до сих пор приводит к огромному количеству трагедий из-за того, что окружающие (как ровесники, так и люди старшего возраста) далеко не всегда принимают гомосексуальных подростков. Тяжело приходится и транссексуальным тинейджерам, для которых половое созревание в чужом теле может обернуться тяжелейшей психологической травмой.

Одновременно происходит социальная идентификация — поиск себя в контексте окружающего общества. Разобраться со всем этим порой непросто без психолога, коуча или даже психоаналитика, но начинать нужно с себя, в какой бы роли вы ни находились. Любящая семья, готовая принимать своего взрослеющего ребенка, а не только контролировать и одергивать, — залог успешного взросления даже с учетом подросткового бунта и отчуждения. Стремление к независимости — естественное желание подростка, которое стоит разумно поощрять, не чинить препоны, а позволить ему открыто демонстрировать свои эмоции и желания. Взросление — это билет на очень, очень долгий поезд, так что торопиться и злиться на то, что оно не происходит одномоментно, бессмысленно.

Основные кризисы, которые выделяются психологами в жизни человека, — это кризисы детского возраста. Кризис новорожденности, раннее детство, дошкольный возраст, школьный пубертат и так далее. Если говорить о кризисе уже у более-менее взрослого человека, то у него в принципе нет четкой привязанности к возрасту — скорее к событиям. Если детские кризисы — это практически полный распад старой системы и сборка новой, то взрослые — это всегда некий выбор. Конфликт противоречий: плыть по течению или всё полностью изменить, быть как все или идти к своей цели наперекор правилам. Раз мы говорим про точку выбора, то, как мне кажется, большинство российских подростков сразу же поступают в вуз, так что переживания и момент кризиса, скорее, предшествуют моменту выбора. Когда выбор уже свершился и смена условий прошла успешно, то, в общем-то, и выбора нет: теперь надо приспосабливаться.

Кризис четверти жизни

Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме — у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка».

За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять — приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.

Родители современных 30-летних старались обеспечить им максимально комфортную жизнь. Многие «дети», привыкнув к этому, не хотят жить самостоятельно: Ричард Линклейтер подметил это в своем фильме «Бездельник» еще в далеком 1991-м. Не в пример родителям, сегодняшние 30-летние не стремятся поскорее заводить детей и не ставят во главу успеха карьерную стабильность. В то же время глобальные социальные настроения не поспевают за их взглядом на мир, а опыт отцов и матерей внушает дополнительную неуверенность в своем выборе и провоцирует чувство вины. За «нежелание вырастать» миллениалов даже прозвали поколением Питера Пэна.

Главный совет — научитесь

не сравнивать себя с другими

На всё это еще и накладывается невроз, появившийся в эпоху соцсетей. Нам неизменно кажется, что мы делаем что-то не так, потому что, если верить мифу, сформированному фейсбуком и инстаграмом, то только у нас есть проблемы — но не у наших друзей или коллег. Когда страх оказаться менее успешным и интересным, чем ваши друзья, не отпускает, напомните себе, что аккаунт в соцсети любого человека — это лишь выжимка лучшего из лучшего, социальный конструкт, созданный усилием мысли. Попытайтесь сосредоточиться на том, чего вы хотите и можете добиться здесь и сейчас, и приступайте к выполнению плана.

Популярные советы о том, как преодолеть и даже принять состояние неопределенности, характерное для кризиса четверти жизни, чаще всего опираются на дзен-практики. Во-первых, полезно составлять списки, но не хвататься за сто дел одновременно, а приниматься за поставленные задачи постепенно, делая по чуть-чуть каждый день. Нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны — и не бояться их. Важно наконец честно признаться себе в том, что вам интересно и какие увлечения действительно нравятся вам, а не навязаны родными или друзьями. Главный совет, особенно полезный в свете сказанного выше о соцсетях, — это научиться не сравнивать себя с другими. Общество постепенно начинает осознавать, что путь только вверх — не единственно возможный и точно не самый лучший, так что самое время найти что-то комфортное каждому в отдельности. По дороге всегда поможет ироничный взгляд на происходящее. Кризис четверти жизни на самом деле даже полезен, он помогает вырваться из навязанных ожиданий, привести жизнь в порядок и перестроить ее на свой вкус.

Кризис по сути своей не деструктивен — он дает возможность личностного роста. Из-за смещения взрослости сместились и рамки. Кто-то в двадцать пять только окончил университет, а у кого-то в тридцать уже 5–7 лет карьеры за плечами и наступает переоценка достижений. Другой сценарий: карьера движется, но личной жизни нет; или с точностью до наоборот — есть ребенок, но ни года карьеры. Кризис — это ощущение либо полного тупика, либо продолжительного застоя. После вуза он может наступить, если, например, человек учился не для себя, а ради «корочки», мам и пап, а сам мечтал о совершенно другом. Когда приходит понимание, что вы уделяли время совсем не тому, о чём всегда мечтали, то новые вещи начинают казаться важными и происходит перестройка жизни под новые идеалы.

Кризис среднего возраста

Если предыдущий тип кризиса был связан, по сути, со страхом за свое будущее, то этот целиком и полностью завязан на прошлое. Кризис среднего возраста подразумевает, что однажды вы просыпаетесь и на вас накатывает незваный ужас: всё, чего вы добились к настоящему моменту, как будто теряет всякий смысл. Работа, дом, партнер, дети — всё кажется унылым и бессмысленным: дело, на которое потрачена вся жизнь, не приносит удовольствия, любовь и влюбленность кажутся далекими, а дети, скорее всего, так заняты своими делами, что едва ли обращают на вас внимание. Именно в связи с этим этапом принято вспоминать клише вроде покупки дорогих машин, злоупотребления алкоголем, тяги к романам с более молодыми партнерами на стороне, неизбежного развода и всяческих попыток прикоснуться к ушедшей молодости. Такие истории мы не раз видели в «Красоте по-американски», «Гринберге», «Большом разочаровании», апатовской «Любви по-взрослому» или в новом «Пока мы молоды».

Термин «кризис среднего возраста» придумал канадский психоаналитик Эллиот Жак. Им он обозначил переходный период жизни, охватывающий время где-то между 40 и 60 годами, когда жизнь теряет краски и начинается переосмысление всего случившегося ранее. Знаменитый психоаналитик Эрик Эриксон, разработавший теорию развития личности, описывал две последние стадии человеческой жизни (зрелость и старость или стагнацию и отчаяние) очень похоже на общие положения кризиса среднего возраста. В частности, Эриксон кратко характеризовал этот жизненный этап двумя вопросами: «Как сделать так чтобы моя жизнь проходила не впустую» и «Как понять, что быть собой незазорно?».

Несмотря на то, что концепция кризиса среднего возраста прочно осела в современной культуре (есть теория, что «Бонд» — результат такого периода в жизни Яна Флеминга), однозначно описать его не легче, чем все вышеперечисленные кризисы. У разных людей он проявляется по-разному, настигает их в разном возрасте, для кого-то становясь положительным опытом, а для кого-то — началом тяжелой депрессии. Финансовое положение, состояние личной жизни и прочие социокультурные факторы сильно влияют на то, случится с человеком кризис среднего возраста или нет.

Кризис среднего возраста —

это прежде всего время рефлексии

и переосмысления жизни

Впрочем, есть и постоянные переменные: для кризиса среднего возраста характерно давящее чувство разочарования, а также осознание человеческой смертности. В этот период жизни многие переживают смерть ближайших родственников, например родителей. Такая утрата — это не только горе, с которым тяжело справиться: она также заставляет задуматься о неизбежности своей смерти и провоцирует экзистенциальный страх. В этом же возрасте для многих наступает конец карьеры или как минимум появляются ограничения в условиях или продолжительности работы. Возраст дает о себе знать на уровне физиологии: снижается мобильность, а у женщин наступает менопауза, связанная не только с сильной гормональной, но и психологической перестройкой. Вопреки популярному мнению, мужской организм тоже переживает изменения, так называемую андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Психологи отмечают, что все перечисленные выше симптомы вызывают стресс, но вовсе не обязательно вводят в состояние кризиса. Даже когда они накладываются друг на друга, человек совершенно не обязательно окажется в глубокой депрессии. Кризис среднего возраста — это прежде всего время рефлексии и переосмысление жизни. То, что он чаще всего настигает тех, кому за сорок, не значит, что он не случится с вами позже или раньше при прочих равных.

С кризисом среднего возраста (как и любым другим) важно не пропустить момент, когда он переходит в клиническую депрессию. В этом случае нужно обязательно обратиться за профессиональной помощью. Во всех остальных случаях практические советы по преодолению психологических проблем можно кратко охарактеризовать как «не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике». Физические нагрузки помогут не только чувствовать себя так же активно, как и раньше, но и естественным способом улучшат настроение. Самое сложное и самое полезное — принять перемены, постараться направить страх родительских ошибок в продуктивное русло и наладить отношения с детьми. Как бы по-капитански это ни звучало, но поиски новых недеструктивных увлечений действительно помогут облегчить экзистенциальный страх. Старение, как и взросление, неизбежная часть жизни, и его нужно принять и работать с тем, что есть.

Если большинство кризисов, о которых ранее шла речь, являются не столько кризисами (несмотря на их названия), сколько продуктивными периодами изменения и роста, то под кризисом среднего возраста принято подразумевать действительно кризис в психологическом смысле. Он выражается в непродуктивных депрессии, обесценивании и отрицании всего достигнутого. Вызвать такое состояние может и рутина, и мысли о смерти, и синдром опустевшего гнезда. Появляется нигилистическая позиция: всё плохо просто потому, что плохо.

Классический пример: столкнувшись со смертью близкого и ощутив животный ужас, многие ищут утешения в религии и, казалось бы, находят. На самом деле большинство находит себе уютный домик, спрятавшись сразу от нескольких экзистенциальных данностей, с которыми рано или поздно сталкивается каждый и которые нужно принять, — речь о смертности и одиночестве. По сути, человек остается в неразрешенном конфликте, судорожно хватаясь за то, что есть жизнь после смерти. В итоге нет роста, нет принятия, нет следующего шага. Поэтому главное правило, которому нужно следовать независимо от того, какой жизненный кризис вас застал: нельзя прятать голову в песок — нужно попытаться переработать настигшее вас откровение во что-то продуктивное.

www.wonderzine.com

Взгляд возрастной психологии на кризис 7 лет

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей. Возрастная психология занимается изучением данного вопроса уже много десятилетий и добилась некоторых успехов. В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культурная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрослеет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

Кризис 7-ми лет связан с началом школьного обучения

Причины и признаки кризиса

Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.

В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми

Кризис имеет свои проявления:

  1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
  2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
  3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.
  4. Начало и этапы кризиса

    Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.

    Психологические основания кризиса

    Согласно Д.Б. Эльконину, выдающемуся педагогу, с осмыслением поступков и происходит переход в новый возраст (от дошкольника к младшему школьному возрасту).

    Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:

  5. Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
  6. Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
  7. Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

Кривлянье — еще один признак кризиса

Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:

  • Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
  • Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
  • В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.
  • Будьте осторожны, если все-таки решили отдать малыша в школу рано, помните, что это может привести к отставанию в учебе. Детская психика еще не приспособлена к смене характера деятельности. Отставание от одноклассников может продлиться еще много лет.

    Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.

    Что меняется в психологии ребенка

    Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

    Как можно заметить, даже в контексте детской психологии нет единого мнения относительно такого периода в жизни, как кризис. И родитель сам для себя должен решить бороться ли ему с непослушным ребенком или переждать бурю.

    Какие трудности ждут родителей?

    Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

    В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.

    У ребенка учащаются перепады настроения

    Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

    Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

    Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.

    Первые дни в школе — самые сложные

    Что делать родителям?

    Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.

    Советы родителям, что делать

    Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

    Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

    Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

    Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.

    Знакомство со школой надо организовать заранее

    Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

    Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе. Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится.

    detki.guru