Специалисты

Невроз у школьников

19.09.2018

Профилактика неврозов у школьников. Профилактика и лечение детских неврозов

Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

Виды неврозов у детей

1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

  • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
  • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.
  • 3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

    4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

    5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

    6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

    7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

    8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

    Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

    9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

    10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

    11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

    12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

    13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

    Причины детских неврозов

    Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:

    1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.

    2. Наличие психических травм.

    3. Особенности воспитания, а также образование и семья.

    Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

    Профилактика и лечение детских неврозов

    Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

    Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

    tbily.clan.su

    Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз. Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

    Причины школьного невроза

    Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи. Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы. По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.
  • Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

    Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.
  • Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников. Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

    Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

    Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.
  • Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.
  • Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.
  • Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

    Лечение и профилактика школьных неврозов

    Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей. Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей». Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.
  • Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

    Установить ребенку режим дня

    Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

    Смена рода деятельности

    К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

    Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными. Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных. Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

    Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

    Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

    Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу. Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения. Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

    apatii.net

    Особенность неврозов у детей и подростков: симптомы, причины, терапия

    Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

    Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

    С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

    Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях — полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

    Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

    Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

  • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
  • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
  • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).
  • Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

    К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

    Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

  • Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
  • Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
  • Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
  • Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
  • Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
  • Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
  • Высокая потребность ребенка в самоутверждении.
  • Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

  • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
  • психологические причины.
  • Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

    На период жизни 3 года — 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов. К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет). Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

    На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

    Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

    Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

    Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
  • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
  • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
  • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
  • спазматические боли в области сердца или желудка;
  • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.
  • И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

  • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
  • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
  • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
  • страхи, фобии;
  • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).
  • В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

    1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
    2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
    3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
    4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
    5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.
    6. И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.

      Методы реабилитации и профилактика

      Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

    7. невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
    8. детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
    9. психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
    10. другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).
    11. Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

      Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

      Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

    12. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
    13. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
    14. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
    15. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
    16. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
    17. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромолампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.
    18. И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

      indepress.ru

      Виды и лечение неврозов у детей дошкольного возраста и подростков, профилактика психических расстройств

      Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что количество детей, которым диагностирован невроз, неуклонно растет. Основными причинами развития неврозов у детей являются биологические — например, наследственность, но в то же время нельзя сбрасывать со счетов обстоятельства, в которых растет и развивается маленькая личность. Неврозы у детей и подростков — это пограничные нарушения психики, на которые не оказывает влияние психотическое состояние. Болезнь относится к единой группе, но вот проявляться может совершенно по-разному. Кроме того, есть и особенности, способные повлиять на ход терапии и динамику заболевания.

      Невроз у ребенка — распространенное заболевание, которое может иметь очень неприятные последствия. Важно выявить его на ранней стадии и обратиться к специалисту

      Причины развития неврозов

      Что же может стать причиной детского невроза вне зависимости от возраста? Чаще всего толчком к развитию невроза у малышей до года и детей дошкольного возраста становятся проблемы в семье — например, если у родителей есть личные проблемы, они придерживаются жестких правил воспитания, и при этом не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Эмоциональное расстройство у малыша в этом случае будет прогрессировать, однако проблемы в семье — далеко не единственное, что может стать причиной детского невроза.

      Значительно усугубить состояние ребенка могут:

    19. изменение ситуации в семье в худшую сторону, к примеру, длительная разлука с мамой;
    20. сильный испуг (рекомендуем прочитать: признаки испуга у грудничка );
    21. наряду с тяжелой ситуацией в семье ребенку пришлось пережить дополнительный стресс (он стал свидетелем преступления или несчастного случая с тяжелыми последствиями);
    22. родовая травма, а также серьезные стрессы у матери во время беременности.

Если приведенные выше ситуации наблюдаются в комплексе, это вполне может сработать как спусковой крючок для возникновения невроза у детишек любого возраста.

Неблагоприятное развитие беременности может быть компенсировано спокойной семейной обстановкой, а вот тяжелый семейный климат способен только углубить психические расстройства. В случае когда налицо все признаки невроза, особое значение имеет профилактика, однако очень часто родители не обращают внимания на явную невротическую реакцию ребенка. Разумеется, о лечении ребенка в таком случае речь не ведется — в результате неврозы у детей достигают такой стадии, что меняется сам психологический склад личности.

Симптомы заболевания

Исследования говорят, что главными показателями психического здоровья ребенка является поддержка родителей. Если ребенок растет в неблагополучной семье, у него развивается подозрительность и недоверие к людям, реакции перестают соответствовать ситуациям, становятся неадекватными.

Для малышей в возрасте 2–3 трех лет важно становление самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста — формирование адекватной самооценки и признания самого себя. Все чаще отмечается, что неврозы у детей формируются как результат неверной манеры воспитания — так, эгоцентрическое воспитание может сформировать у ребенка истерию, а отвержение станет причиной неврастении.

Симптомы невротического расстройства не обязательно будут выразительными, однако могут прослеживаться по возрастным критериям. Чаще они указывают на то, что нарушаются функции психики, развивающиеся именно в этом возрасте:

  • от нуля до трех лет нарушения происходят в сомато-вегетативных функциях;
  • от четырех до десяти лет – в психомоторных;
  • от семи до двенадцати лет – разрушаются аффективные функции;
  • от двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.
  • Неврозы у детей 7-ми летнего возраста и младших школьников могут выражаться еще и такими симптомами, как потеря аппетита, потливость, нервозность, апатия, вспыльчивость. Также при детском неврозе могут наблюдаться тики, другие виды подергиваний, заикание, энурез и недержание кала. Дополнительно фиксируются отклонения в поведении (застенчивость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование).

    Виды невротических состояний

    Всего различают пять основных видов невротических состояний:

    Истерия или истерические неврозы у детей прежде всего характеризует изменчивость настроения и эгоцентризм. У маленьких детей могут наблюдаться такие симптомы, как аффективно-респираторные приступы (судорожные задержки дыхания), при этом получаются такие истерические припадки у маленького артиста довольно правдоподобно. Подобная ситуация часто возникает, когда из ребенка делают «кумира семьи». Для припадков задержки дыхания характерны театральность и эмоциональные перепады. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста истерия может проявляться в виде соматического заболевания. Ребенок может жаловаться на головную боль или спазмы желудка.

    Не может быть спутана с истерией, поскольку симптомы заболевания отличаются кардинально. Неврастения проявляется признаками депрессии. У трехлетнего малыша это может вылиться в необходимость спать намного дольше положенного, ребенка не интересуют игрушки, а подарки не приносят ему радости. У подростка 13–14 лет неврастения может выражаться частыми жалобами на боли в сердце или желудке. Ребенок думает, что он смертельно болен. Основными же признаками неврастении у детей всех возрастов являются нарушения сна.

    Неврозы навязчивого состояния

    Основная отличительная черта неврозов навязчивых состояний у детей — беспричинный страх. Например, ребенок 4–5 лет боится жуков, при этом речь идет обо всех без исключения представителях этого вида. Для подростка основаниями для страха могут быть уже вещи посложнее, вроде предсказанного в очередной раз конца света или потопа.

    Проявляется невроз навязчивых состояний чаще всего в виде разных повторяющихся движений, которые у каждого ребенка могут различаться. Может наблюдаться частое потирание рук или пальцев, непрекращающееся чесание носа или затылка, покашливание, притопывание ногой и т. д. Ребенок не способен контролировать навязчивые движения, даже если кто-либо из взрослых обратит на них его внимание (рекомендуем прочитать: лечение навязчивых движений у ребенка по Комаровскому). Пока не устранена причина навязчивости, не повторять подобные движения очень сложно — если даже усилием воли ребенок отучится, например, передергивать плечами, навязчивость перерастет в другое действие. При этом каждое волнение или тревога могут усугубить навязчивые движения. Заикание и нервный тик также входят в группу навязчивых проявлений.

    Зачастую энурез может быть единственным признаком и проявлением невроза. Он относится к заболеванию в случае, когда имеют место травмирующие ситуации и их последствия. При отсутствии надлежащего лечения у подростка, переживающего эту проблему, может наблюдаться озлобленность, замкнутость или излишняя ранимость.

    Пищевой поведенческий невроз проявляется нежеланием есть, ребенка часто рвет. Такое заболевание может возникнуть у ребенка в любом возрасте — как у грудничка, так и у подростка. Отсутствие лечения для здоровья ребенка выльется в такие проблемы, как авитаминоз и анорексия. Виноваты в подобном состоянии чаще всего сами родители, поскольку основной причиной возникновения подобного поведенческого невроза является насильственное кормление, которое постепенно формирует у ребенка отвращение к продуктам питания и к самому ритуалу еды. Отсутствие же аппетита у ребенка может свидетельствовать о каких-то внутренних переживаниях.

    Что входит в лечение?

    В случае, когда невротическое заболевание уже диагностировано, целесообразно обсудить с врачом дальнейшие действия. Сделать это просто необходимо, в противном случае дальнейшее развитие личности ребенка будет идти по невротическому пути. Основой лечения является психотерапия, направленная на исправление обстановки в семье и коррекцию воспитательного процесса.

    Виды и задачи психотерапии при детских неврозах

    Психотерапия может быть трех видов: индивидуальная, семейная и групповая. Врач должен изучить ситуацию в семье. С маленьким ребенком актуальны будут ролевые игры, хорошие результаты в борьбе с неврозами дают арт-терапия и аутогенные тренировки. Поскольку лечение детского невроза может растянуться во времени, особенное значение имеет активное участие родителей, однако без коррекции ситуации дома психотерапия может иметь только временный эффект.

    Так, в одной из статей доктора Комаровского неврозы у детей определяются именно как обратимые расстройства психической деятельности. В отличие от маниакально-депрессивных психозов и шизофрений детский невроз имеет своей причиной психотравмирующий фактор. Основной задачей врача в данной ситуации как раз и является определение такого фактора. Будет устранен психотравмирующий фактор — наступит выздоровление. Самим же родителям определить причину детского невроза бывает крайне тяжело, а подчас и невозможно.

    Проводить комплексную терапию невротических состояний у детей разных возрастов могут:

    • невролог;
    • педиатр;
    • психотерапевт.
    • Для предотвращения возникновения невроза необходимо понимать особенности его появления. Огромное значение имеет обеспечение благоприятного климата в семье и выбор правильной линии воспитания. Прибегать к лечению у психотерапевтов и неврологов не придется, если у ребенка с самого раннего возраста отрегулирован режим и обеспечены умеренные физические нагрузки.

      Основное лечение для детишек до года — это родительская ласка. Только с ее помощью у ребенка формируется фундамент доверия к окружающему миру. Основной стержень для нормального психического состояния ребенка — это поток любви и терпения со стороны родных людей, без этого процесс лечения и профилактики невротических состояний не может быть успешным. Кроме того, далеко не последнюю роль играет обеспечение достаточного и сбалансированного питания, а также формирование благоприятных условий сна, поскольку нарушения сна могут стать причиной формирования астенического состояния.

      vseprorebenka.ru

      Причины невроза у школьников

      Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

    • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
    • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.
    • В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

      К физиологическим симптомам можно отнести:

    • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
    • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
    • Головная боль и головокружение;
    • Спазматические боли;
    • Слабость, повышенная утомляемость;
    • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.
    • Психологические симптомы невроза:

    • Частые перепады настроения;
    • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
    • Страхи;
    • Раздражительность и агрессивность;
    • Угнетенность, подавленность;
    • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.
    • Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста

      Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

    • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
    • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
    • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
    • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
    • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.
    • Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.

      Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

      Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

    • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
    • избавляет от повышенной возбудимости
    • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
    • schoolofcare.ru