Специалисты

Олигофрения в стадии имбецильности

22.05.2018

Как диагностировать олигофрению в стадии дебильности. Особенности мышления при данном заболевании

Олигофрения может проявляться задержкой психического и интеллектуального развития разной степени – от полной несостоятельности до лёгкой недостаточности, пограничной с нормой. Тяжесть заболевания определяет как этиология олигофрении, так и сроки её выявления и последующего лечения.

Обычно выделяют три степени олигофрении – идиотия, имбецильность и дебильность. Среди них в подавляющем большинстве случаев (порядка 75%) встречается дебильность. Разделение по степеням осуществляется в соответствии с коэффициентом интеллекта (IQ):

  • IQ 50-70 баллов – дебильность
  • IQ 20-50 баллов – имбецильность
  • IQ менее 20 баллов – идиотия.
  • Могут возникнуть затруднения при определении пограничных состояний, например нижней границы нормального интеллекта и лёгкой степени дебильности, или тяжелой дебильности и начальной стадии имбецильности. В этом случае виды олигофрении дифференцируют с учётом социальной адаптированности, способности к обслуживанию себя и абстрактному мышлению.

    Олигофрения в стадии дебильности, в свою очередь, разделяется на несколько стадий: IQ 65-69 баллов считается лёгкой дебильностью, 60-64 балла – умеренной, и 50-59 – тяжелой.

    Дополнительно выделяют следующие формы дебильности:

  • Стеническая форма – самая распространённая, различают два её вида – уравновешенная (при которой больные активны, общительны, добродушны) и неуравновешенная (с вспыльчивостью, неупорядоченным поведением, перепадами эмоций).
  • Астеническая форма характеризуется утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью.
  • Атоническая форма отличается невозможностью осмысленного, рационального поведения.
  • Дисфорическая форма встречается реже других и характеризуется склонностью к разрушениям, агрессии, сниженному фону настроения.
  • Симптоматика дебильности у детей

    Из-за невыраженных проявлений зачастую диагностируется лишь с началом обучения в школе в возрасте 7-10 лет. Развитие устной речи у таких детей запаздывает, первые слова они произносят в 1,5-2 года, но к 5 годам большинство из них достаточно для бытового общения овладевают речью. Замедление скорости психического развития может оставаться незамеченным родителями и даже воспитателями в детском саду. Явным оно становится после начала обучения в школе, где ребёнок испытывает явные затруднения с обучением, особенно абстрактным предметам, например математике. Это затруднение может быть столь выраженным, что возникает потребность в переводе ребёнка в специализированную школу. Специальные методики обучения помогают детям с дебильностью освоить навыки письма, счёта, чтения, изучить программу, аналогичную первым 3-4 классам обычной школы.

    При этом у детей наблюдаются и все олигофренические особенности мышления – они испытывают затруднения с пониманием условий задач, с трудом определяют взаимоотношения предметов, связи между ними. Это особенно явно проявляется в задачах на логику, например в которых нужно исключить предмет из ряда или найти недостающий. Также дети с дебильностью тяжело усваивают правила правописания.

    При этом дети с дебильностью хорошо обучаются навыкам самообслуживания, могут помогать в ведении домашнего хозяйства.

    Особенности мышления больных

    Нарушения в интеллектуальной сфере у больных с дебильностью характеризуются значительным затруднением или полной невозможностью выработки, формулировки и использования абстрактных понятий, обобщений, выводов.

    Мышление у больных с олигофренией в степени дебильности описательного характера, они распознают только внешние причины событий и на их основании строят рассуждения. Ситуацию в целом большинство дебилов охватить не могут. С этим связано и то, что такие больные не формируют собственных суждений о мире, они перенимают их у окружающих, легко принимая на веру всё сказанное. При этом у них отсутствует и потребность в таких обобщениях, любознательность, пытливость. В детстве они заучивают правила игр, отдельные фразы и употребляют их шаблонно, в той же форме, в которой заучили.

    Несмотря на невозможность абстрактного мышления, больные с олигофренией в стадии дебильности, особенно в лёгких её формах, хорошо ориентируются в житейских ситуациях, покладисты, умело избегают конфликтов.

    Часть дебилов проявляют частичную одарённость на фоне общей задержки психического развития – у них может быть абсолютная память (при этом вовсе не обязательно они понимают запомненное), идеальный музыкальный слух, способность выполнять в уме сложные математические вычисления.

    Олигофрения в стадии дебильности характеризуется доверчивостью больных, они легко попадают под чужое влияние, принимают на веру идеи. Ввиду лёгкой внушаемости, дебилы могут быть опасными для окружающих. Они охотно верят сказанному, выполняют указания без критического осмысления. Поэтому злоумышленники могут использовать их как орудие осуществления преступления. По чужому указанию дебил может поджечь дом, что-то сломать или избить человека, не обдумывая эти указания и не учитывая их последствий.

    У дебилов, как и при олигофрении в степени имбецильности и идиотии часто наблюдается явное растормаживание эмоциональной сферы и примитивных влечений. Особенно это заметно в отношении сексуальной сферы, например больные не стесняясь онанируют в окружении людей.

    В эмоциональном отношении дебилы чаще всего бывают или добродушными, ласковыми, приветливыми, или же напротив, озлобленно-агрессивными. В отношении двигательной активности они обычно либо чрезвычайно активны, непоседливы, либо заторможены.

    Социализация больных с дебилизмом

    Крайне важно в реабилитации больных с олигофренией в стадии дебилизма правильно организовать быт и работу. Приложив некоторые усилия для их обучения, и рационально оборудовав рабочее место, можно получить отличного работника, усердного и исполнительного. Часто дебилы достигают высокого уровня профессионализма в выполнении своей работы.

    Многие дебилы создают семью, обзаводятся детьми, и живут в счастливом браке. У них часто развиваются особые компенсаторные механизмы, призванные нейтрализовать недостаточные способности к абстрактному мышлению. Так, многие дебилы эмоционально чувствительны, пластичны, легко приспосабливаются к требованиям окружающих, окружают их заботой, выполняют тяжелую работу в доме. Они сознательно или неосознанно избегают ситуаций, где может проявиться их интеллектуальная несостоятельность, стараются не посещать официальных учреждений, больниц, школ, различных мероприятий.

    Для дебилов характерно внешнее проявление незадачливости и беспомощности, что стимулирует окружающих опекать больных, помогать им. Также они в силу неразвитости интеллекта больше полагаются на интуитивные ощущения и механизмы, их поступки основываются на инстинктах, поэтому часто более естественны и располагают к себе. Дебильность в лёгкой стадии также характеризуется некоторым инфантилизмом в сочетании с живостью и яркостью эмоций, которые не угасают со временем. Их чувства к супругу будут даже спустя 30 лет совместной жизни такими же яркими, как в день первой встречи. Такая подкупающая открытость часто привлекает людей и компенсирует несостоятельность в других сферах жизни.

    onevroze.ru

    Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом

    Промежуточная степень умственной отсталости (олигофрении), которая находится между дебильностью и идиотией называется имбецильностью. Это средняя степень умственного недоразвития.

    Ребёнок с таким диагнозом признаётся инвалидом детства, так как он не способен жить самостоятельно. Ему необходима опека и постоянный контроль.

    Имбецилы обучаемы, но навыки, которыми они овладевают – самые примитивные. Они способны к общению, реагируют на одобрение, или осуждение.

    Математику осваивают на уровне примитивного счёта. Считают только конкретные, осязаемые вещи: деньги, предметы. Грамота даётся тяжело: могут читать небольшие тексты, чаще всего – по слогам. Умение писать ограничивается несколькими словами.

    Социально-бытовые успехи достаются им с трудом, но больного можно научить ухаживать за собой, самостоятельно есть, одеваться.

    Им доступно овладение азбучными трудовыми навыками, но обучение происходит путём длительных повторений и запоминаний одних и тех же действий.

    Высшие функции мозга, которые, собственно, формируют уникальную личность человека, находятся на предельно низком уровне. По своему психическому развития лица, страдающие имбецильностью, навсегда остаются в возрасте «дошколёнка».

    В отличие от людей с лёгкой формой умственной отсталости, имбецила легко узнать даже по внешним признакам. В зависимости от микро, или гидроцефалии, больной имеет непропорциональные размеры головы: слишком маленькую, или излишне крупную.

    Неправильный прикус, уши с приросшими к голове мочками, деформированные лицевые кости, застывший, немигающий взгляд – всё это внешние признаки имбецильности.

    То есть – те, которые можно заметить на лице. При ходьбе они неуклюжи, плохо координируют движения, часто горбятся, сутулятся. Мелкая моторика, благодаря очаговым неврологическим симптомам, им почти неподвластна. Большое достижение для лиц с имбецильностью – завязать шнурки, вдеть нитку в иголку.

    Такие люди вынуждены всю жизнь прожить в семье родителей на положении 7-летних детей. Отец и мать являются для них объектом неистощимой любви. Своих семей они не заводят. Общение ограничено семейным кругом, или группами реабилитации.

    Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

    Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

    Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

    Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

    Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.

    Олигофрения в степени имбецильности в зависимости от причин, вызвавших патологию, подразделяют на четыре формы.

  • Наследственная форма. Она вызывается дефектными генами родителей.
  • Внутриутробная форма. Болезнь провоцируют бактериальные, или вирусные инфекции, перенесённые женщиной во время беременности.
  • Форма умственной отсталости, вызванная: а) родовыми травмами, гипоксией мозга плода, асфиксией новорождённого; б) перенесёнными в раннем детстве серьёзными инфекциями, или травмами черепа.
  • Задержка умственного развития, вызванная врождённой неполноценностью эндокринной системы, или головного мозга.
  • Провоцирующие факторы и причины

    Есть несколько комплексов причин, приводящий к развитию умственного развития:

  • Причины внутреннего характера: хромосомные аномалии, генетические сбои, наследственные факторы.
  • Причины внешней этиологии: инфекционные заболевания в период беременности, злоупотребление будущей матерью любыми видами наркотических средств. Травмы черепа ребёнка во время родов, или после них, а также разные резус — группы крови матери и ребёнка.
  • Причины смешанной этиологии: влияние на ребёнка, как внешних, так и внутренних повреждающих агентов. Двойной натиск патологических факторов дают самую серьёзную степень имбецильности.
  • Стадии и степени развития

    Олигофрения имеет три тяжести развития в зависимости от степени умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

    В свою очередь имбецильность имеет 2 степени тяжести: умеренную и выраженную. Для каждой из них характерна определённая форма умственной недоразвитости:

  • Умеренная степень тяжести. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта от 34 до 48 баллов. Способность к мышлению ограничена: оно конкретное, напрямую связано с определённой ситуацией. Возможность к анализу, ассоциациям таким пациентам недоступна. Больные неправильно строят предложения, косноязычны, имеют минимальный запас слов, необходимый для общения с теми, кто их опекает. Эмоциональность почти на нуле, слабо развита мелкая моторика. Ярко выражена неврология: парезы, расстройства чувствительности. Органическое поражение черепно-мозговых нервов нередко вызывает эпилепсию. Иногда присоединяются признаки аутизма.
  • Выраженная степень. Нижняя граница IQ всего 20 баллов, верхняя не превышает 34. Неврологическая симптоматика весьма колоритна: к парезам присоединяются параличи, моторика в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности и личностные качества выражены в самой малой степени. По уровню словарного запаса похожи на 6-летних детей. Им необходим пожизненный контроль, помощь в простейшем самообслуживании.
  • Имбецильность у детей

    В отличии от дебильности, имбецильность у своего чада можно заподозрить чуть ли не с пелёнок. Этот ребёнок всюду сильно запаздывает.

    Если к годовалому возрасту он не отличает родителей от посторонних, не проявляет никакой реакции на обращённую к нему речь, не интересуется игрушками, следует насторожиться. Дети начинают поздно сидеть, стоять.

    Малыш с подозрением на имбецильность не берёт протянутые ему игрушки, не хватается за ближайшую опору при угрозе падения. Ходьбу осваивает только к 2-м годам.

    В этом возрасте детишки не понимают, чего от них хотят, ориентируясь больше на интонацию собеседника, чем на смысл обращения. Им не свойственна любознательность, интерес к окружающему миру.

    Все их игры отличаются каким-то единым стандартом и нелепой трафаретностью. Речь даётся им с трудом, отличается неправильным построением, косноязычностью. К двум-четырём годам они только начинают учиться говорить.

    В коррекционных классах таких больных можно научить только счёту в пределах 10, чтению по слогам, коротким пересказам услышанного.

    Дети-имбецилы отличаются почти полным отсутствием эмоций, «застывшей» мимикой лица и тотальным безразличием к окружающему миру. В младенческом возрасте их часто принимают за глухих из-за отсутствия реакции на обращённую к ним речь.

    Диагноз и тест на имбецильность

    Такие пороки развития, как имбецильность, можно диагностировать ещё в период беременности женщины. С помощью скринингового исследования имеется шанс выявить отклонения в развитии плода на ранних стадиях.

    Определить имбецильность помогут тесты на уровень IQ и шкала Векслера. Уровень коэффициента интеллекта при имбецильности колеблется от 60 до 20 в зависимости от степени тяжести заболевания.

    Баллы в количестве меньшем 55, набранные по шкале, также свидетельствуют в пользу заболевания. По результатам тестов психоневролог ставит оценку умственных способностей.

    Для постановки диагноза, помимо тестов, проводится беседа с пациентом, из которой можно сделать выводы о том, насколько у него развита речь, каковы его интересы, насколько он адаптирован среди людей.

    Точной постановке диагноза и выяснению причин болезни поможет проведение компьютерной и резонансно-магнитной томографии. Нарушения в работе головного мозга выявит электроэнцефалограмма. Сосуды на предмет патологии проверяют с помощью ангиографии.

    Возможности коррекции и адаптации пациента

    Имбецильность, как и любая врождённая форма слабоумия, не излечивается. Всё, что можно сделать для таких больных – это лечить не болезнь, а симптомы. Медикаментозное лечение делится на специфическое и симптоматическое.

    Специфическое лечение получают пациенты с нарушением в обмене веществ и при ферментных дефектах:

    1. При гипотиреозе недостаток тиреоидных гормонов лечат их синтезированным заменителем – Левотироксином. Эндокринолог подбирает индивидуальную схему приёма препарата, определяет первоначальную дозу и последующее её нарастание.
    2. Фенилкетонурия лечится строгой диетой. Исключаются продукты с высоким содержанием белка, то есть – фениланина. В организме не вырабатывается фермент, который должен превращать фениланин в тирозин. А именно тирозин отвечает за нормальное протекание многих гормональных процессов. Кроме диеты, больным необходим приём Карнитина, который тормозит избыточную выработку гормонов щитовидной железы.
    3. Токсоплазмоз хорошо поддаётся лечению антибиотиками, Дирапримом, Хлоридином, препаратами мышьяка.
    4. Инфекции мозга (энцефалит, менингит) лечат антибиотиками в сочетании с сульфаниламидами (Бисептол, Сульфатон, Бактериал).
    5. Симптоматическое лечение состоит в назначении препаратов, стимулирующих деятельность мозга. К ним относятся:

    6. Психостимуляторы. Медикаменты, повышающие уровень умственной и физической активности (Кофеин, Сиднокарб, Риталин, амфетамины).
    7. Биостимуляторы. Фитосборы и травы, ускоряющие обмен веществ (экстракт алоэ, женьшень, мумиё, прополис, подорожник)
    8. Диуретики. Средства, выводящие лишнюю воду из организма (Фуросемид, Диакарб, Маннит). Они показаны при гидроцефалии.
    9. Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенитоин, Карбамазепин) назначаются при склонности к эпилептическим приступам.
    10. Психотропные средства группы транквилизаторов (Феназепам, Элзепам, Сибазон) и нейролептиков (Аминазин, Галоперидол, Тизерцин) применяют для снижения возбудимости и немотивируемых вспышек агрессии.
    11. Пациенты с выраженными дефектами речи занимаются с логопедом. Все больные должны находиться под наблюдением у психиатра. Помня, что имбецилы по уровню развития не опережают семилетних детей, основное лечение сводится к воспитанию, уходу и неусыпному контролю.

      Если контроля за больными нет, они легко подпадают под влияние асоциальных элементов и становятся соучастниками преступлений. Такие люди опасны и нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, где проходят курс лечения антипсихотиками.

      Предупредительные меры

      Профилактика имбецильности делится на первичную и вторичную. Первичная состоит в том, что возможные патологии выявляют ещё на стадии формирования и развития плода.

      Беременной женщине проходятся процедуры УЗИ и исследуется кровь на наличие некоторых гормонов. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении беременности, если гормональный фон в порядке. Отсутствие некоторых гормонов может свидетельствовать о развивающейся патологии плода.

      Вторичная профилактика – это быстрое выявление патологий у новорождённых. Чем раньше выявлены симптомы болезни, тем раньше предпринимаются меры по реабилитации и развитию психики и интеллекта ребёнка.

      neurodoc.ru

      Как развивается олигофрения в стадии дебильности и как её лечить?

      Олигофрения в стадии дебильности представляет собой самую слабую степень умственного недоразвития, которая формируется под влиянием задержки развития или органического повреждения мозга у плода.

      Олигофрения считается врожденной болезнью, но она может быть приобретенной в первые годы жизни ребёнка. Основные причины, способствующие развитию заболевания, можно классифицировать на три группы:

    12. Генетические факторы.
    13. Факторы, оказывающие влияние на развитие плода в утробе матери — злоупотребление алкоголем и болезни организма матери, применение лекарственных препаратов во время беременности, негативно влияющих на плод.
    14. Тяжело проходящие роды и патологии ребенка в раннем возрасте — родовые травмы, черепно-мозговые травмы, иммунологическая несовместимость тканей плода и матери.
    15. Несмотря на высокую степень изученности этиологических факторов заболевания, специалистам не удалость установить абсолютно все причины заболевания олигофрения в степени дебильности.

      Клинические признаки патологии

      Олигофрения в степени умеренной дебильности характеризуется проявлением общего неполноценного развития психики, особенно это отражается на познавательных способностях личности в целом. Первоначально нарушается высшая познавательная деятельность, а именно — абстрактное мышление на фоне изменяющихся эволюционных составляющих человеческой личности.

      Зачастую отклонения в психическом развитии дают о себе знать не сразу, а постепенно, порой они проявляются только в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте патология проявляется посредством недостаточности эмоциональных ответов, отставания развития речи, слабым интересом к окружающему миру, неспособностью выстраивать общение со сверстниками, неспособностью выявления конкретных явлений и признаков.

      Для больных данной патологией в подростковом и более старшем возрасте характерно развитие незрелости личности, невозможность самостоятельного принятия важных решений и импульсивность поступков.

      Олигофрения в легкой степени дебильности характеризуется следующими клиническими проявлениями:

    16. неполноценное восприятие картины мира, рассеянность внимания, плохая память и низкая способность логического мышления;
    17. неполноценное развитие нравственных и интеллектуальных эмоций, неадекватный ответ на события, происходящие вокруг, недостаточное проявление инициативы;
    18. отсутствие целенаправленности действий;
    19. серьезная задержка психологического развития и плохой коэффициент интеллекта.
    20. Олигофрен в стадии дебильности с детства проявляет некоторое отставание в развитии, позже других детей начинает говорить, ходить. Фразовый речевой поток формируется лишь к трем — четырем годам, часто сопровождаясь отклонениями артикуляции.

      Некоторые больные поступают на обучение в обыкновенную школу, поэтому не в состоянии осмысливать даже несложный учебный материал. Но одновременно хорошая механическая память, усидчивость ребенка, а также настойчивость педагогов дают возможность для некоторых больных с успехом усвоить программу обучения в начальной школе, но уже с обучением в средней школе они справиться не в состоянии. В связи с этим, многие остаются на второй год обучения, поэтому специалисты рекомендуют отдавать таких детей в специализированные учебные заведения.

      Больные олигофренией способны овладевать каким-либо видом труда, обычно это неквалифицированная трудовая деятельность, так как работа выполняется механически в соответствии с инстинктом подражания. Круг интересов больных очень узкий. Они в основном сосредотачиваются на удовлетворении своих физиологических потребностей и потребностей в развлечении, они не интересуются жизнью коллектива и тем более не придают значения отвлеченным событиям и вопросам.

      Даже при развитии навыка чтения на удовлетворительном уровне олигофрены практически не уделяют внимания чтению книг, отдают предпочтение посещению кино или просмотру телевизора. Выбор программ или фильмов совершенно случайный. Обычно это приключения или детские фильмы.

      Люди, страдающие олигофренией в стадии дебильности, сохраняют способность обобщения полученного опыта, они способны проводить несложные умозаключения и делать практические выводы из них. В определенных жизненных ситуациях, основываясь на полученном опыте, больные могут проявлять активность и целенаправленность своих действий. Для дебильности характерно преобладание конкретно-образного мышления.

      Дебильность в зависимости от глубины поражения психики человека принято классифицировать на глубокую, среднюю или умеренную и легкую степень развития.

      Процесс лечения патологии

      Специализированного лечения для олигофрении разработано не было, так как патология не поддается никакой терапии, если только она не соотносится с нарушением обменных процессов в организме. Основное правило, которое может облегчить протекание заболевания — это патронаж физического и психического характера.

      В первую очередь его должны реализовывать родители. Но помимо опеки родителей в любом государстве имеются специальные заведения для детей с психическими отклонениями, в которые производится максимально возможная адаптация больного ребенка к жизни в современном обществе. Как правило, организуются занятия в соответствии с возрастной группой ребенка, после чего дети продолжают учебный процесс в специальных школах.

      При любой стадии развития олигофрении в форме дебильности ребенку назначается прием лекарственных средств, корректирующих метаболические процессы, а также терапия витаминами, аминокислотами и медикаментами, улучшающими кровоток в мозге и стабилизирующими внутричерепное давление.

      Профилактика развития патологии

      Любые профилактические мероприятия, предназначенные для профилактики прогрессирования олигофрении, классифицируются на первичные и вторичные средства. К первичным способам относятся: диагностика отклонений развития ЦНС плода, что дает возможность предотвратить рождение ребенка с умственными патологиями, реализация мер по охране здоровья будущих матерей и предотвращение развития у них инфекций и травмирования ребенка в процессе родов.

      Вторичные профилактические мероприятия предполагают проведение диагностирования слабоумия и полноценного лечения, а также реабилитации пациентов с олигофренией. Установление диагноза и последующее лечение — это вопрос медицины, а вот реабилитация пациентов — это полноценный комплекс профилактических мер, реализация большинства из которых предполагает наличие социального обеспечения и материальной поддержки со стороны государства.

      Прогнозы развития заболевания полностью зависят от степени умственной отсталости и от формы протекания. Для большинства олигофренов в степени дебильности остается возможной социальная адаптация, но при более запущенных стадиях олигофрении прогноз остается неудовлетворительным

      tvoelechenie.ru

      Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

      Олигофрения – заболевание, которое характеризуется нарушением развития интеллекта, личности и психики в целом. Чаще всего это врожденное либо приобретенное в раннем детстве недомогание. Название болезни произошло от латинского языка и означает «малый разум».

      Олигофрению называют по-разному – «слабоумие», «психическая недостаточность», «задержка интеллектуального развития», «умственная отсталость» и т.д.

      Причины возникновения олигофрении

      Причины, которые провоцируют заболевание:

      • эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
      • экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
      • совокупность причин.
      • Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

        К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

        Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше. В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

        По мнению исследователей и психиатров, истинная олигофрения присутствует лишь у 3% населения планеты. И 75% из них – переносят заболевание в легкой форме. Достаточно часто олигофрению ставят детям с задержкой развития при частых соматических заболеваниях.

        В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

        Клиническая картина заболевания

        Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

      • Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
      • Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
      • Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).
      • В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

        Классификация олигофрении

        Ученые вывели несколько вариантов оценки олигофрении у пациентов. Их можно разделить на три направления:

      • Оценка по М. Певзер;
      • Оценка интеллекта (классическая: идиотия, имбецильность и дебильность);
      • Альтернативная.

      Согласно оценке М. Повзнера, выделяют формы неосложненной олигофрении, осложненной с возбудимыми и тормозными расстройствами нейродинамики, психопатические расстройства поведения вместе с умственной отсталостью, олигофрению в сочетании с нарушением работы отдельных анализаторов или олигофрению с явными симптомами лобной недостаточности.

      В МБК-10 выделяют четыре основные степени олигофрении: идиотия (самая глубокая, IQ =20), имбецильность (тяжелая IQ =20-40) и имбецильность умеренная ( IQ =40-50) и дебильность (легкая форма — IQ =50-60). Также заболевание делят на две большие группы: первичные (наследственные и врожденные) и вторичные нарушения.

      Идиотия – это самая тяжелая форма заболевания. Пациенты постоянно нуждаются в надзоре и помощи посторонних. Часто сопровождается полным отсутствием мышления и речи. Иногда в активном словаре есть отдельные звуки или слова.

      Чаще больной не понимает обращения и просьбы. Порой люди с олигофренией способны реагировать на интонацию и эмоционально насыщенную речь.

      Эмоции проявляют базовые – крайнее удовольствие, граничащее с эйфорией. Либо недовольство – приступы агрессии. Можно сказать, что они ощущают мир в приглушенном виде. Даже болевой порог снижен.

      Внимание неустойчивое, больной не способен долго концентрироваться на одном предмете. Часто отсутствует память, пациенты не узнают родственников и близких. Дети с диагнозом идиотия не всегда могут сидеть или ходить. Либо начинают это делать с очень большой задержкой.

      В некоторых случаях больные не могут проглатывать или самостоятельно жевать пищу. Не могут сами себя обслуживать.

      Пациенты проявляют патологичные влечения – страдают ожирением и едят все подряд, сосут или облизывают бытовые предметы, кусаются. Больные не способны различать съедобные и несъедобные предметы, горячее и холодное, высокое и низкое положение.

      Дополнительно к нарушениям интеллекта и личности добавляются физические расстройства – косоглазие, дисгармоничное развитие тела.

      Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Речь у больных развита больше, однако наполнена аграмматизмами и косноязычна. Люди с этим диагнозом остаются необучаемыми и неспособными работать. Им доступны лишь простые манипуляции самообслуживания. Например, они могут сами есть пищу ложкой или вилкой. Больные способны на базовом уровне ориентироваться в привычной бытовой обстановке.

      Благодаря неплохой механической памяти и пассивному вниманию, могут усвоить элементарные знания. Некоторые пациенты знают буквы, овладевают порядковым счетом, учатся мыть посуду, стирать, убирать после себя. В то же время трудно переключаются с одной деятельности на другую.

      Пациенты инертны и безынициативны, легко теряются в новой обстановке. Дети с патологией способны привязываться к родным людям, позитивно реагируют на похвалу и чувствительны к негативной оценке.

      Дебильность – это относительно легкая степень олигофрении. Пациенты с дебильностью способны обучаться, быстро овладевают навыками самообслуживания и элементарными трудовыми процессами. Имеют довольно развитую речь, если сравнивать с предыдущими стадиями олигофрении. Она характеризуется пустыми оборотами, часто носит подражательный характер.

      Имеют более адекватное и предсказуемое поведение. Обладают развитой механической памятью, склонны к копированию и легко внушаемы. Абстрактное мышление слабое, в основном мыслят конкретными ассоциациями и шаблонами. Также трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

      Олигофрения степени дебильности не мешает посещать обычную школу, однако их поведение характеризуется медлительностью, инертностью, отсутствием любой инициативы и креативности, самостоятельности в решениях. Проще усваивают простые, конкретные знания. Сложно даются теоремы и теории.

      Клиническая картина олигофрении у детей

      Проявление и симптомы олигофрении зависят от тяжести заболевания. Также влияют вторичные нарушения, возраст ребенка и условия, в которых он проходит лечение и реабилитацию.

      Чаще всего дети с тяжелой формой умственной отсталости находятся в специализированных интернатах. Часто эти люди доживают до 40–50 лет. Порой олигофрения сочетается с другими соматическими нарушениями – недоразвитием внутренних органов, проблемы с обменов веществ, как следствие слабые кости, суставы и т.д.

      Самый явный симптом заболевания – это отсутствующее выражение лица. Часто мимика ребенка с олигофренией искажается, копирует эмоции других людей либо отражает агрессию и отвращение. Пациенты настойчивы, трудно переключаются с одной деятельности на другую, открыто занимаются онанизмом или ходят под себя. Они не испытывают чувства стыда, брезгливости, тем более – нет понятия общества, этикета и т.д.

      Пациенты с олиго френией в степени дебильности неразборчивы в еде. Точнее, они не всегда способны отличить съедобные предметы быта от несъедобных. При олигофрении не бывает страха подавиться чем-то либо отравиться ядом. Встречаются проблемы с чувством насыщения, пациенты практически всегда голодны и готовы что-то съесть.

      Люди с олигофренией в стадии дебильности внешне неузнаваемы. Они способны обучаться, могут освоить простую профессию, связанную с ручным трудом. Порой заводят семьи и теоретически могут быть полезны для общества.

      Мышление у них узконаправленное, они рассуждают медленно, монотонно, часто обладают неадекватно высокой самооценкой, чувствуют свою важность и исключительность. Люди с дебильностью склонны к тирании, неоправданному упрямству, способны жестоко мстить и агрессивно реагировать на других людей.

      Эмоциональное и социальное развитие человека с легкой умственной отсталостью в целом зависит от окружения. Так как эти люди очень легко внушаемы и склонны к копированию и подражанию. Они не способны мыслить абстрактно, слабо развито воображение, им трудно сосредоточится и запомнить большой объем информации.

      Даже при хорошо развитой речи, они редко используют метафоры и большое количество прилагательных. Легко теряют нить разговора, их монологи не слишком эмоционально насыщены.

      Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

      Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

      Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

      Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

      Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

      Эффективность лечения зависит от периода, когда его начали проводить. Также медикаментозную терапию рекомендуют совмещать с психологическими приемами. Для детей создают благоприятные условия для развития, контролируется питание, режим дня, эмоциональная нагрузка. Часто терапию проводит не один врач – подключают олигофренопедагога, коррекционного психолога или дефектолога.

      Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

      psiho.guru

      ОЛИГОФРЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ (СТЕПЕНИ). ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

      Олигофрения — самостоятельное психическое заболевание.

      Может иметь врожденную либо приобретенную форму. Проявляется в раннем детстве в виде стойкого патологического состояния, снижения интеллектуального развития, в дальнейшем ведущего к социальной дезадаптации больного.

      Классификация олигофрении по причинам ее возникновения:

      олигофрения, имеющая эндогенную природу возникновения;

      Its» олигофрения внутриутробного формирования; олигофрения как причина постнатальных факторов.

      ^==т] Олигофрения, имеющая эндогенную природу воз- 2 J никновения, формируется по причине недоразвития —^ генеративных родительских клеток или отягощения наследственностью.

      При синдроме Дауна изменяется число хромосом, вместо нормальных 46 их становится 47. Интеллектуальные нарушения при данном заболевании чаще всего характеризуются имбецильностью, в меньшей степени идиотией либо дебильностью. Особенности внешнего вида больных синдромом Дауна; участки депигментации на радужной оболочке глаз, широкое и круглое лицо с неестественным румянцем, разрез глаз косой формы, нос, верхняя челюсть, рот маленькие, верхняя губа и язык большие. У таких людей толстые и короткие пальцы рук, маленькая окружность головы с приплюснутым затылком, часто отмечаются и дефекты развития внутренних органов больного.

      Фенилкетонурия характеризуется нарушениями функций переработки вещества фенилаланина в вещество тирозин. Из-за переизбытка фенилаланина в организме больного образуется большое количество фенилсоставляющих кислот. Лечение проводится в виде специфической длительной диеты, полностью исключающей фенилаланин, что служит предупреждением развития нарушений в интеллектуальной сфере.

      Энзимопатическая олигофрения характеризуется врожденными расстройствами обмена веществ, причиной которых служит ферментативная недостаточность наследственной формы.

      Истинная микроцефалия (малоголовость) основывается на недоразвитости головного мозга человека, в особенности больших полушарий и преимущественно их лобных долей. Слабоумие проявляется при истинной микроцефалии в форме идиотии с достаточно правильно развитой эмоциональной сферой.

      Олигофрения внутриутробного формирования появляется из-за внутриутробного воздействия разнообразных негативных факторов, таких как интоксикации, вирусные инфекции и т.д. К данному виду заболевания относят следующие:

      0 эмбриопатия — возникает под воздействием перенесенных матерью во время беременности вирусных инфекций, таких как грипп, гепатит, коревая краснуха и др.;

      0 рубеолярная эмбриопатия — самая распространенная форма данного заболевания. Характеризуется ярко выраженной умственной отсталостью в форме идиотии. Сюда также относятся формы олигофрении, причиной которых является токсоплазмоз матери. При заражении беременной женшины на ранней стадии зародыш обычно погибает, при по зднем токсоплазмозе ребенок рождается с олигофренией.

      Олигофрения также может развиться при гемолитических нарушениях плода из-за конфликта резус-фактора матери и ребенка. При рождении такого ребенка для устранения токсикоза ему необходимо незамедлительное переливание крови.

      Олигофрения как причина постнатальных факторов формируется на фоне родовой травмы, асфиксии, ранних травм головы, различных ранних инфекционных заболеваний. По тяжести проявления заболевания в дальнейшем возможны три формы интеллектуального недоразвития: имбецильность, идиотия или дебильность.

      Характерные психические особенности при олигофрении — нарушения интеллектуального развития человека. Дети с таким заболеванием отстают от сверстников в развитии, позже начинают говорить и ходить, у них снижена координация движения. Внешний вид характерен непропорционально развитым телосложением, очень маленьким или, наоборот, крайне большим черепом, асимметрией лица. Мыслительный процесс имеет отклонения различной степени тяжести и зависит от вида олигофрении. Практически отсутствует аналитическая способность мышления. Эмоциональная сфера неполноценна и наполнена низшими эмоциями. Волевые функции больных характеризуются элементарными влечениями. Такие лица не способны к целенаправленной деятельности. Особенности психических расстройств отличаются высокой степенью стабильности.

      Идиотия — самая тяжелая степень заболевания. Нет возможности для развития элементарных навыков самообслуживания.

      Имбецильность — более мягкая после идиотии степень умственного нарушения больных олигофренией. Имбецилы практически всегда имеют отставание в физическом развитии, однако способны говорить и ходить. Они обладают элементарной речью, словарный запас крайне беден и содержит около 500 слов. Мысли они излагают примитивно, общий объем усвоенной ими информации очень мал. У больных отсутствует абстрактное мышление, часто проявляются избирательные способности, в основном связанные с запоминанием цифр, предметов, мелодий и других фактов. Больные проходят обучение в специализированных учебных заведениях. Они могут научиться элементарному счету и письму, а также способны освоить простейшие житейские функции, выполнять элементарную работу. Лица данной степени олигофрении не могут понять переносный смысл и шутки. Они очень доверчивы и легко внушаемы, за ними требуется постоянный контроль.

      Дебильность — самая легкая степень отставания в умственном развитии. Как правило, у таких лиц отсутствуют какие-либо заметные изменения в строении тела и форме черепа. Движения грубоваты. Такие лица обладают элементарным мыслительным процессом, с трудом понимают абстракцию. Память носит механический характер. Могут обладать специфическими способностями, например к рисованию. Усваивают элементарные трудовые функции.

      Для судебно-психиатрической экспертизы важны нарушения волевых функций лиц с дебильностью. Часто таких людей используют из-за их повышенной внушаемости.

      Классификация дебилов и имбецилов по внешне проявляющимся особенностям:

      1йГ гиподинамический тип (характерная вялость, апатия, безразличие к окружающим, медлительность);

      [3″ гипердинамическийтип (повышенная возбудимость, раздражительность, подвижность, пищевое и сексуальное влечение).

      Олигофрены гиподинамического типа, как правило, не опасны для окружающих, нуждаются в постоянном уходе и контроле. Олигофрены гипердинамического типа зачастую представляют опасность для общества, нуждаются в применении принудительных мер медицинского характера.

      Больные олигофренией в стадии имбецильности и дебилизма обычно признаются судом невменяемыми. При судебно-психиатрической экспертизе принимаются во внимание сведения, полученные в результате клинического обследования больного в стационарных условиях. Необходимо определить, в состоянии ли больной по своим интеллектуальным способностям осознавать характер своих поступков и их опасность для окружающих и общества. Олигофрены с легкими умственными недостатками могут давать показания в суде в качестве потерпевших либо свидетелей. Известны случаи, в которых олигофрены дают ложные показания, оговаривают кого-либо или себя, что происходит из-за их растерянности и повышенной внушаемости.

      Для гражданского процесса лица с олигофренией, кроме дебилов с легкой степенью нарушений, признаются судом недееспособными и не могут совершать правовые сделки гражданского характера. Они лишаются прав воспитания детей, брак с такими лицами расторгается, заключенные ими договорные отношения признаются ничтожными. Легкая степень заболевания оставляет за такими лицами дееспособность и, соответственно, сохраняет их гражданские права и обязанности.

        lawbook.online