Специалисты

Определение стресс на работе

08.04.2018

Практически все работающие люди испытывают профессиональный стресс на работе. Любопытно, что в малых дозах он даже полезен, так как мобилизует Вас на более эффективную работу.

В идеале, работодатели должны изначально задумываться о мерах по снижению возникновения стресса на рабочем месте у своих подчиненных. Но, будем честными перед собой – в России слабо развита культура организации труда и владельцы бизнеса в большей степени задумываются о мерах экономии и снижения издержек, нежели обеспечению нормальных условий труда, и вследствие повышения эффективности каждого отдельного работника, а значит и большей финансовой отдачи всего предприятия. Поэтому сегодня мы зададимся целью изучить причины возникновения стресса, а в следующей статье уже разберем несколько советов по профилактике и борьбы с ним.

Стресс на работе. Причины и очаги возникновения.

Раз Вы читаете данную статью, то Вы уже столкнулись с проблемами и подозреваете, что причиной их, как раз и являются стресс, возникающий на рабочем месте. Но мало знать, что стресс возник – важно выявить причину его возникновения и принять меры для (как бы правильно выразится) его купирования.

Итак, перечислим основные раздражители, которые мне известны.

  • Люди. Думаю, данный пункт вообще никого не удивит. Ведь часто именно окружающие нас люди нас больше всего раздражают и бесят. И избавиться от данной причины вряд ли получится. Нас постоянно окружают коллеги, клиенты, обслуживающий персонал компании, руководители – тоже кстати люди, хотя многие их бездушными монстрами считают.
  • Трудовая нагрузка. Речь идет о своих прямых обязанностях. Все бы ничего – вроде при приёме на работу сами подписывались и знали на что идёте. НО! Очень часто нас обманывают, накладывают значительно больше оговоренного, и в результате идёт дикая перегрузка и переработка. При этом довольно-таки частое явление, когда обязанности одного «временно» перекладывают на другого, которые потом навсегда привязываются за последним уже на постоянной основе.
  • Невнятные роли и зона ответственности. С этим постоянно сталкивался лично я, и это был мой личный источник постоянного стресса. За всю свою трудовую деятельность по найму, я ни разу не встретил ни одной компании, где обязанности работников были чётко оговорены. Точнее сказать – они то оговариваются сразу, даже были случаи, когда мне давали почитать документ с моими обязанностями. Но, вот чтобы эти оговорки соблюдались – не встречал ни разу. Всегда реальность резко отличалась от написанного. У каждого была невнятная роль и не понятные обязанности, список которых рос после каждой планёрки.
  • Деньги. К сожалению, основная причина выхода на работу является именно финансовая. Очень редко встречаются люди, которые реально влюблены в свою работу. Еще реже, когда работники удовлетворены объемом получаемой зарплаты и премий. И безусловно, данное обстоятельство является серьезным источником стресса на работе, который реально давит на сотрудника сверху и не дает вздохнуть с облегчением. Как говорится, хорошая зарплата, это когда ты идешь получать очередную, ещё не потратив полностью предыдущую. Вы часто такую встречали в своей жизни?
  • Волокита и бюрократия. Постоянные заполнения различных отчётов и документов, которые вообще никто никогда не читает, а время отнимает реально очень много. И осознание бесполезности выполнения этого «мартышкиного труда» также может серьезно подтачивать Вас изнутри.
  • Карьерный рост. Точнее его отсутствие. Я уже писал не раз, что по жизни приходилось часто менять работу. И везде обещался, кроме всего прочего, и перспективы карьерного роста. На практике, это все оказывалось пустым звуком. Потому, как структура компании вообще не предусматривала расширения и все места были уже заняты «нужными людьми». И осознание данного факта является для многих серьезной причиной для беспокойства.
  • Руководитель. Часто ли Вы соглашаетесь со своим начальством? Он реально видит всю проблему целиком и пытается её решить? Или судит лишь со своей колокольни? Во-во. Постоянное давление со стороны начальства и отсутствие взаимопонимания довольно долгое время и: поздравляю – у Вас родился стресс.
  • Страхи. Основная – это конечно же, страх увольнения и в связи с этим, страх потери единственного источника дохода. Глупо отрицать, что данный факт очень сильно давит на людей.
  • Дальше, посмотрим, как нам всем можно бороться со стрессом .

    knopki-bablo.net

    Определение стресс на работе

    МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

    СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

    Факультет социального менеджмента и социальной работы

    Отделение практической психологии

    Эссе по курсу «Психическое здоровье»

    Слушатель: Комарова Наталья Валерьевна

    Преподаватель: к.мед.н., Каменченко П.В.

    2001/2002 учебный год

    1. Понятие стресса

    2. Причины стресса на рабочем месте

    2.1 Факторы стресса вне организации

    2.2 Групповые факторы стресса

    2.3 Факторы стресса, связанные с организацией;

    2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

    3. Эффекты стресса на рабочем месте

    4. Предупреждение стресса

    Список использованных источников

    В частности, можно отметить, что современные отечественные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

    в-третьих, одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.

    Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

    Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.

    В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса, причины стресса на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля / управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения.

    1. Понятие стресса

    В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

    Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации ( general adaptation syndrome – GAS ), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

    Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.

    2. Причины стресса на рабочем месте

    факторы стресса вне организации;

    факторы стресса, связанные с организацией;

    2.1 Факторы стресса вне организации

    Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

    2.2 Групповые факторы стресса

    К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:

    2.3 Факторы стресса, связанные с организацией;

    Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

    специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];

    давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

    Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

    2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

    Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

    Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [4] начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам.

    Однако некоторые современные исследования [2] не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение [2, 11], что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

    Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].

    Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

    3. Эффекты стресса на рабочем месте

    Имеются данные [2, 4, 9], что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров [11]. Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.

    Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

    Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с вопринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.

    В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные [4], что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

    Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации [4, 8, 9]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

    Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

    Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [7] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

    4. Предупреждение стресса

    Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

    1) регулярный активный отдых;

    3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

    4) обеспечение достаточной продолжительности сна;

    На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом [2, 4, 9-12]:

    регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

    оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

    исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

    максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

    обогащение содержания обязанностей работников;

    обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

    Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов , способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

    Список использованных источников

    Большой энциклопедический словарь. [WWW document]. URL http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00045166

    Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979. С.27

    referat.store

    Глава 1. Определение стресса, стрессоров, стрессовой реакции и дистресса

    Сущность стресса: определение, природа.

    Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье.

    Канадского физиолога Ганса Селье считают основоположником теории стресса. По его мнению, самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название «общий адаптационный синдром». «Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные усиливают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была».

    Г. Селье удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

    В фазе тревоги осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

    Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

    Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

    Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма.

    Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический.

    Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие раздражители, но и представляемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

    Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

    Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе.

    При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения .

    Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты. Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации. Необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

    Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной. В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы.

    Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги.

    С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщил и о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2 событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — и есть сущность стресса.

    Если стресс нарушает баланс функций организма, всякий ли стресс является плохим? Необязательно. Легкий стресс и напряжение иногда могут быть полезными. Например, ощущение легкого стресса при выполнении проекта или распоряжения часто заставляет сделать работу лучше, хорошо сконцентрироваться и работать энергично.

    Подобно этому, физические упражнения могут вызывать временное стрессовое влияние на некоторые функции организма, но их польза для здоровья неоспорима. Только, когда стресс подавляет или плохо управляемый, появляются его негативные эффекты.

    Кто наиболее уязвим для стресса? Стресс может проявляться в любых формах и у людей разных возрастов и сфер деятельности. Не существует никаких внешних стандартов для предсказания уровня стресса у отдельных лиц. Одному не нужно традиционных стрессовых ситуаций на работе, чтобы испытать стресс на рабочем месте. Родитель одного ребенка, может испытывать больше стресса, связанного с отцовством или материнством, чем родитель нескольких детей. Уровень стресса в нашей жизни зависит от индивидуальных факторов, таких как:

    качество межличностных взаимоотношений,

    количество обязательств и обязанностей, которые мы несем,

    степени зависимости других людей от нас и их ожиданий от нас,

    количества поддержки, которую мы получаем от других людей,

    количества изменений или травматических событий, которые недавно произошли в жизни.

    Некоторые обобщения, тем не менее, могут быть сделаны. Люди с сильной социальной поддержкой (состоящей из семьи, друзей, религиозных организаций или других социальных групп) сообщают о меньшем стрессе и общем лучшем психическом здоровье в сравнении с теми людьми, которые не имеют этих социальных контактов. У людей, которые плохо питаются, которые недостаточно высыпаются или физически чувствуют себя не хорошо, также снижена способность выдерживать напряжение и стрессы повседневной жизни, такие люди могут сообщать о высоком уровне стресса.

    Некоторые стрессоры связаны с определенными жизненными стадиями. Дети, подростки, работающие родители и лица пожилого возраста являются примерами групп, которые часто сталкиваются с распространенными стрессорами, связанными с жизненными переходными периодами.

    Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору» На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза — истощение — становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

    studfiles.net

    Психологическая наука о стрессе: объяснение, общая характеристика, теоретические основы

    Если перевести слово «стресс» на английский язык, то оно будет означать «напряжение» или «давление». Термин ввел канадский врач-физиолог Г. Селье, благодаря его теории понятие стало популярным сначала в научной среде, а затем вошло в обиход людей. Сегодня вряд ли найдется индивид, который бы не использовал термин в повседневной жизни. Им объясняют волнение, глубокое переживание, депрессию или тревогу. Как же трактуется определение в психологии? Существует несколько направлений понимания стрессового давления. Каждый подход дополняет предыдущий, что в результате образует общую картину понимания термина. Рассмотрим основные положения.

    Что входит в теорию канадского физиолога

    Подход Селье основан на природной защитной реакции. Его научные труды имеют большую ценность для психологии, изыскания физиолога лежат в основе многих методик. Ганс обозначал стрессовое давление, как нестандартную реакцию на любые действия. Во время травмирующего события проявляется напряженность, безрадостные чувства, защитное поведение. Долгая травмирующая ситуация — это патологическое состояние.

    В критических моментах, будь то погодные условия или превышение болевого порога, индивиду необходимо приспособиться к новой фоновой среде. Адаптация к разнообразным внешним условиям – это и есть понятие и природа стресса.

    Селье разделил стрессовое реагирование на три уровня:

  • Первая фаза характеризуется испугом, эмоциональное состояние требует привлечения всех ресурсов. Запускаются различные процессы: сгущается кровь, отмечается увеличение печени и селезенки и тому подобное.
  • На второй стадии происходит сопротивление негативному влиянию и при положительном исходе организм справляется с воздействием стрессора.
  • Если стрессовое давление затянулось, то наступает уровень исчерпания. Адаптация снижается, организм подвергается заболеваниям. Состояние критическое.
  • Важно отметить, что не всякие внешние реакции вызывают подобное напряжение. Только эмоциональное событие способно повысить некоторые гормоны. Под их влиянием меняется работа систем организма. Например, повышается свертываемость крови, учащается сердечный ритм.

    Таким образом, подход канадского физиолога связывает процессы стресса и адаптации. Стрессовое давление возникает тогда, когда организму нужно приспособиться к новым обстоятельствам.

    Помимо этого, врач-физиолог Селье обозначил виды стресса. Он разделил его на эустресс и дистресс. Обычно эустресс возникает в результате позитивного события с высокой эмоциональной окраской. Он служит для сохранения, а также поддержания жизни. Дистресс, наоборот, связан с отрицательной душевной драмой, он всегда разрушителен и уничтожающе влияет на здоровье. Дистресс разделяется на следующие виды:

    Концепция канадца Селье рассматривает в основном биологические моменты влияния стресса на личность. Но такое переживание считается неполным. Ученые разделяют виды напряжения на физиологическое, а также психологическое проявление. Первым разделение внес Р. Лазарус. Его подход называют когнитивной теорией.

    Итак, виды стрессового напряжения в психологии:

  • Давление, связанное с физиологией. Стрессовый порог вызывают различные болевые воздействия, разница температур, сильная нагрузка и другие стрессоры, которые оказывают конкретное влияние на организм.
  • Психологическое напряжение. Оно связано с социально значимыми событиями. Это может быть обида, переживание за близких, свое здоровье, страх за будущее, конфликты, споры и другие социально-общественные стимулы.
  • Психологическое давление – это состояние большого напряжения, оно оказывает разрушительное влияние на поведение индивида, его деятельность, эмоциональное здоровье. В свою очередь психологическое напряжение делится на информационное, а также эмоциональное давление. Информационный стресс связан с сильным переутомлением, например, необходимостью принять быстрое и тяжелое решение, решить непростую задачу и другие действия. Эмоциональное стрессовое давление в психологии понимают, как неудовлетворение социальных нужд.

    По каким нормам различаются психологический и физиологический стресс?

    1. По принципу воздействия стимула. Физиологическое напряжение контактно, а эмоциональное событие человек может предугадывать.
    2. По структуре, реализующей виды напряжения. К примеру, влияние психологического травмирующего фактора зависит от структуры личности.
    3. По характеру ответа. Физиологические реакции однотипны, а психологические переживания, наоборот, сугубо индивидуальны и специфичны.
    4. Подход к изучению стрессового давления у ученых

      В психологии встречается достаточно большое число моделей по обозначению стрессового фактора. Несколько примеров:

      1. Когнитивная теория Лазаруса.
      2. Концепция профессионального напряжения.
      3. Социальный подход к изучению давления стресса.
      4. В каждой теории существуют определенные систематизации стрессового давления. В рамках различных концепций существуют следующие его виды:

      5. Организационный стресс. Общая характеристика определена решением задач на рабочем месте, опасностью при выполнении профессиональных моментов.
      6. Межличностное напряжение. Состояние образуется при наличии конфликтов во время различного общения.
      7. Социальное давление. Оно возникает во время общественных неустройств, например, безработицы, региональных конфликтов, а также при употреблении алкоголя, наркотиков.
      8. Семейный стрессовый фактор. Он обозначает трудности семейного плана, в него входят проблемы с родственниками, детьми, конфликты между членами клана.
      9. Внутриличностное напряжение. Состояние возникает при нереализованных потребностях, нереализованном жизненном потенциале, отсутствии признания.
      10. Экологический стресс. Любое напряжение, возникающее в ходе неблагоприятного влияния среды обитания, связывают с этим термином.

      Любые виды стрессового давления нельзя рассматривать без оценки индивидуальных особенностей личности.

      Трансактная форма стресса

      Часть ученых дополняет описанные концепции. Например, Т.Кокс обращает внимание, что предлагаемые теории стрессового давления механистичны, они не учитывают индивидуальное состояние человека, к тому же представляют его пассивным объектом влияния травмирующих переживаний.

      Трансактный подход к изучению стрессового влияния доказывает взаимосвязь между средой обитания и личностью.

      Если кратко проанализировать черты возникновения физиологического и психологического давления, то его различия выражаются в восприятии угрозы. Возможность предвидеть опасность зависит от опыта индивида.

      Кокс утверждает, что стресс нужно считать индивидуальным показателем, он проявляется в результате тесного переплетения человека и ситуации. Трансактный подход описывает динамичное состояние, возникающее при присутствии у личности затруднений и попытках решить их.

      Личность в характеристике стресса

      Любой подход к изучению стрессового влияния нельзя рассматривать отдельно от индивидуальных черт характера индивида. К ним относятся:

      • мотивационные устремления;
      • общие черты характера;
      • наличие предыдущего негативного прошлого опыта;
      • общий жизненный потенциал;
      • эмоциональное переживание;
      • психологическое состояние на момент стрессового влияния.

      Природа и сущность стресса определяется не только внешними источниками, но и рассматривается исходя из психологической структуры человеческой натуры. Если смыслом психологического стресса является эмоциональное состояние, то анализ причин, которые порождают напряжение, следует принимать с учетом личностных установок человека.

      Установлено, что один и то же стрессовый фактор может вызвать у одного индивида сильную эмоциональную реакцию, а у иного субъекта слабую или незначительную.

      Подход к изучению личностных факторов связывают с эмоциональной устойчивостью индивида. Согласно некоторым исследованиям в психологии существуют люди, на которых стрессовый фактор почти не влияет. Они психологически устойчивы и выносливы. К тому же у них сильная сопротивляемость болезням, которые связаны со стрессовым воздействием.

      Таким образом, понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии включает в себя разнообразные концептуальные подходы и решения. К тому же нельзя рассматривать влияние стрессовых факторов отдельно от личности.

      ostresse.ru

      Эссе по курсу «Психическое здоровье»

      Дата регистрации . .2002

      1. Понятие стресса 4

      2. Причины стресса на рабочем месте 5

      2.1 Факторы стресса вне организации 5

      2.2 Групповые факторы стресса 5

      2.3 Факторы стресса, связанные с организацией; 6

      2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость 7

      3. Эффекты стресса на рабочем месте 9

      4. Предупреждение стресса 10

      Список использованных источников 14

      Стресс практически не упоминался в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, хотя исследования в этой области ведутся достаточно давно. Сейчас это понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.

      во-первых, постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом – по данным на 1999 г. [4] стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. дол. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте. Я не обнаружила подобных данных по РФ, но можно предположить, что издержки, которые несут отечественные организации, вполне сопоставимы, если не выше, чем приведенные для США;

      во-вторых, учащаются ситуации, когда организации конкурируют за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников;

      В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

      Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

      Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

      Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

      2. Причины стресса на рабочем месте

      Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

      групповые факторы стресса;

      Рассмотри их подробнее.

      2.1 Факторы стресса вне организации

      Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

      2.2 Групповые факторы стресса

      1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

      2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

      2.3 Факторы стресса, связанные с организацией;

      неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];

      невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];

      характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];

      ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];

      стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];

      2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

      Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования [4, 10] также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

      В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи [9] называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

      Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [10].

      Важными факторами являются также:

      Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

      3. Эффекты стресса на рабочем месте

      Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

      Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [7] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

      Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы» (цит. по [2, с. 433]). Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

      4. Предупреждение стресса

      Так, к индивидуальным методам можно отнести:

      2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

      4) планирование собственного времени;

      5) когнитивная терапия и др.

      В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях [6]. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помагает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

      Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

      соблюдение санитарно-гигиенических норм;

      предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

      предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

      предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

      Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

      Список использованных источников

      Большой энциклопедический словарь. [WWW document]. URL dic.academic/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00045166

      Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.

      Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

      Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.

      xreferat.com