Специалисты

Опросники депрессия подростки

12.04.2018

Депрессии у подростков: проявление и лечение

Подростковые годы — одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия — угнетенное состояние, характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, «нападки» учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь. Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • непроходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение — подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания — школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.
  • В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

    Возрастные характеристики

    Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

    Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

    В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

    Дети 10 — 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

    Подростки 12 — 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

    Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 — 19 лет, — возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

    Виды проявления депрессии

    В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие разновидности депрессивного состояния:

  • Зомби — зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в «зомби», питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка — школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва — депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма — школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема — подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в подавленном состоянии. При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь — данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.
  • Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

    Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке — в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

    Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

    Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

    Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

    При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

    Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

    Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

    Родительская помощь подростку

    Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать малышу свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.
  • Признаки суицидального поведения

    Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму — добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг — суицид, который решает все трудные вопросы разом.

    Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как «я никому не нужен, никому нет до меня дела»;
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.
  • Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

    Недооценивание и переоценка ситуации

    Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

    Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

    В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато психологическими расстройствами или суицидом.

    Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

    Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

    fb.ru

    Какие симптомы помогут распознать депрессию у детей и подростков

    Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

    В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

    Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

    Выделяют следующие причины депрессии у детей и подростков:

  • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
  • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
  • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
  • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
  • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. Эндогенная депрессия может периодически обостряться;
  • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.
  • Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

    Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

    Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

    Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

    • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
    • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
    • вялость, потеря энергии;
    • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
    • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
    • агрессивность, несвойственная ранее;
    • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
    • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
    • суицидальные мысли или попытки;
    • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.
    • В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

      В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

      У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

      Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

      В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

      Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

      У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

      В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

      Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — дистимия.

      Двигательная заторможенность встречается не часто.

      Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

      Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению подросткового алкоголизма.

      Подростковые депрессивные эквиваленты

      У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

      Выделяют 3 основных эквивалента:

      Делинквентный эквивалент

      Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

      На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

      Ипохондрический эквивалент

      Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

      Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или психастенической психопатии. Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

      Астеноапатический эквивалент

      Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

      Сам подросток становится вялым, бездеятельным, возникают признаки астении. Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

      Типичное подростковое течение расстройства

      У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

      Меланхолический вариант

      Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

      Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

      Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

      При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

      Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

      Как протекает тревожная депрессий у взрослых вы можете прочитать здесь.

      psi-doctor.ru

      Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники)

      Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):

      Тесты, опросники, методики для диагностики детей и подростков:

      В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

      Плохо себя ведет дома.

      Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

      ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

      Шкала степени отверженности ребенка в семье.

      Не общается со сверстниками.

      Проблемы в общении со взрослыми.

      Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

      Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

      Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

      Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

      Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

      Готовность к школе

      Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

      Тесты для диагностики детей 7-11 лет

      Тестовые методики, опросники

      Проблемы в отношениях с учителями.

      Цветовая проективная социометрия

      ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

      Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

      ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

      Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

      Проблемы в отношениях со сверстниками.

      Проективный тест школьной тревожности

      Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

      Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

      ЦТО (отношение к значимым людям)

      Тесты для диагностики детей 11-14 лет

      Проблемы поведения в школе.

      Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека)

      Диагностика принятия других, В. Фей.

      ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

      Проблемы в учебе.

      Не хочет учиться.

      Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

      Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

      ЦТО (проективный тест отношений)

      Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

      Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

      Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

      Опросник Кеттелла (до 12 лет)

      Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

      Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

      Тесты для диагностики детей 14-18 лет

      Проблемы в отношениях с родителями.

      Проблемы поведения дома.

      Тест «Подростки о родителях»

      «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

      Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

      Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

      Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)

      Методикак Ильина и Ковалева

      МПДО (Леонгарда – Личко)

      Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса

      Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)

      Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

      Проблемы в отношениях со сверстниками

      Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

      Методика «Мотивация аффилиации»

      Методика экспресс-диагностики эмпатии

      Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

      Методика Ильина и Ковалева

      Тест структуры интеллекта Амтхауэра

      Тест школьной тревожности Филлипса

      Измерение мотивации достижения успеха

      Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И.Л.

      Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

      Анкета матрица выбора профессии.

      Измерение мотивации достижения

      Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

      Тест на мышление и креативность Дж. Брунера.

      Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

      Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

      psychok.net

      Депрессия у подростков что делать? Почему мой ребенок ничего не хочет?

      Вопрос от Александры, г. Серов:

      Почему в подростковом возрасте более распространено состояние депрессии? Как отличить депрессию у подростка, по каким признакам заметить? Как родителям помочь своим детям справиться с подростковыми депрессиями?

      Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Виктория Гоголева, психолог:

      Здравствуйте, Александра. Спасибо за вопросы, которые откликаются в сердцах многих родителей подростков. Действительно, почему именно в подростковом возрасте возникают депрессии? Что подразумевается под депрессией у подростков? Что делать родителям, ведь депрессия в подростковом возрасте наступает всегда неожиданно.

      Еще вчера такие послушные и предсказуемые подростки вдруг становятся неуправляемыми, не слушаются, одни закатывают истерики, казалось бы, на ровном месте, другие вообще уходят в себя и не хотят ни с кем общаться.

      Родители в замешательстве, они просто не знают, как помочь детям пройти этот сложный период подростковых депрессий.

      Подростковая депрессия — новейшие открытия в психологии

      Для своих ощущений и состояний мы легко находим слова и можем даже описать свои чувства. А вот что творится в душе подростков, когда их настигает депрессия, нам неизвестно. Попробуем понять причины возникновения подростковых депрессий с помощью новейших открытий в психологии – системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      Когда мы хотим разобраться в вопросе что такое депрессия вообще и подростковая депрессия в частности, без этих знаний просто не обойтись. Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет людей по их бессознательным желаниям. Группы этих врожденных желаний называются векторами. Всего векторов 8, их признаки и свойства строго классифицированы и не пересекаются друг с другом.

      Оказывается, настоящую депрессию испытывают только подростки со звуковым вектором. Таких людей всего 5%. У остальных семи векторов это сложности подросткового переходного периода, особенности проявлений психики или просто смены разных состояний.

      Что такое подростковая депрессия? Разбираем системно

      Часто подростковой депрессией называют то, что ею не является. Трагедию первой неразделенной любви или глубокие обиды. Иногда депрессию приписывают некоторым особо активным подросткам, которые испытывают злость и досаду на то, что кто-то оказался шустрее и обогнал их в достижении успеха. Все это действительно сложные эмоциональные переживания и состояния подростков, но депрессией они не являются.

      Большая путаница в определениях и терминах создает такую же неразбериху в действиях. Ведь когда взрослые не знают, что делать с подростковой депрессией, они просто мечутся во все стороны, пытаясь предпринять какие-то шаги по выведению ребенка из сложного состояния депрессии. В ход идут самые разные методы от медикаментозного лечения депрессии у подростов до снятия порчи.

      Однако, мы наблюдаем, что у большинства детей и подростков при исполнении их материальных желаний — достижении успеха, новой влюбленности, признании заслуг в учебе – плохие состояния улетучиваются, а настроение улучшается. Подросток снова радостен и активен — в таком случае о депрессии нет и речи.

      Совсем иначе обстоят дела у подростка со звуковым вектором. У него другие желания, а значит и другие причины плохих состояний, а именно – депрессий, которые могут быть неочевидны при рассмотрении с привычных всем позиций.

      Особенность в том, что все бессознательные желания такого подростка направлены на нематериальное, находятся в абстрактном мире идей и мыслей. С детских лет он задает вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Зачем мы делаем то или это, чтобы что. » — и это на самом деле главные для него вопросы, без ответов на которые, взрослея, он не находит себе места. Его пытливый ум ищет смысл существования, он пытается разобраться в себе, а по сути пытается постичь природу человека, и в этом и состоит главная задача обладателя звукового вектора.

      Причины подростковых депрессий

      Звуковики с раннего возраста сосредоточены на себе, они интроверты по своей природе. Само по себе это не плохо, все зависит от степени этой погруженности в себя. Главное, чтобы сохранялся контакт с внешним миром, а для этого им необходима ТИШИНА. У них особый, сверхчувствительный слух, и навык сосредоточения на внешнем мире они как раз и получают через вслушивание в тишину. Это необходимое условие для их психического комфорта и нормального развития.

      Если же их окружают крики и шум, они как от удара, прячутся от болезненных воздействий в свою ракушку, постепенно отстраняясь от враждебного внешнего мира. Их мысль оказывается замкнутой внутри их Я, без связи с внешним миром она уже не может быть продуктивной. Снижается обучаемость (и это при том, что потенциал их абстрактного интеллекта просто колоссальный!).

      Подросток отгораживается от мира наушниками, громкой музыкой. Погружаясь в себя, отстраняясь и теряя связи с внешним миром, такие подростки испытывают сильнейшие страдания. Именно здесь мы говорим о подростковой депрессии, опасной и трудно различимой снаружи.

      Сами подростки далеко не всегда понимают, что именно так гложет их изнутри, и их вопросы могут звучать по-разному: «Зачем учиться? Зачем работать? Для чего вся эта суета, семья в будущем, дети?», «Почему родители постоянно кричат?» В поиске ответов они пытаются уединиться в тишине, чтобы понять, разобраться, найти смысл в происходящем вокруг и внутри себя, или прячутся в виртуальный мир, где они могут быть теми, кем пожелают.

      Депрессия в подростковом возрасте, когда кругом сплошные идиоты

      А мир вокруг них грохочет и кружится! Ярмарка потребления радует людей с другими векторами. А звуковой подросток одинок. Он нигде не находит понимания. Не разделяет интересов других людей. Ему кажется, что «все кругом идиоты». Его желания познать неизведанное слишком отличаются от желаний сверстников. Он понимает, что он не такой, как все, он особенный. Он чувствует себя гениальным. Каждый новый день – это непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни. Но в одиночку, погружаясь в себя, будучи оторванным от реального мира, он не может разгадать загадку этого мира – зачем все это создано?

      Мир звуковика — это идеи, именно из них он строит свой мир. Ошибочная идея о том, что жизнь не имеет смысла, выстраивает мост в бесконечную бездну депрессии. Часто на пике таких состояний, чтобы избавиться от страданий тела такой подросток может пойти на суицид.

      Симптомы и признаки депрессии у подростков

      На возникновение депрессии у подростков очень влияет обстановка в семье. Неблагоприятная атмосфера, ссоры или даже скандалы между родителями лишают любого ребенка чувства защищенности и безопасности, а для звукового подростка являются огромным стрессом и одной из причин возникновения депрессии.

      Отличить подростковую депрессию от угнетенного состояния непросто. Но в любом случае родители и педагоги, проявив чуть больше внимательности, могут заметить ряд характерных признаков и симптомов депрессии у подростка. Обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, это сделать в разы легче, так как вы глубоко понимаете психику ребенка.

      Прежде всего обращаем внимание на:

    • Длительную апатию, безучастность, равнодушие, отрешение от всего происходящего — людей, событий. Отсутствие всяких желаний и отсутствие очевидных причин для таких состояний.
    • Явное или завуалированное высказывание мыслей о бессмысленности всего того, что происходит. Такие подростки часто бывают вялыми, на вопросы о развлечениях часто отвечают вопросом на вопрос: А смысл? Или просто констатируют – все это не имеет смысла.
    • Еще одним из симптомов депрессии у подростков является бессонница в ночное время, и невозможность разбудить таких детей и подростков утром. В своих ощущениях звуковой подросток ненавидит каждый новый день, который своим грохотом опять не даст ему сосредоточиться на своих мыслях. А вот ночью, когда мир ненадолго замолкает — наступает его время. По внутренним ощущениям в реальной жизни такой подросток как будто просто спит и видит жуткий бессмысленный сон. Он может и проговаривать эти мысли о том, что мир иллюзорен, что также является одним из признаков депрессии.
    • В состоянии депрессии у подростков возникает ненависть к другим людям. Они ненавидят весь мир. Отличительным признаком депрессии является то, что они оживляются, слыша известие о скором конце света. В звуковом векторе нет ценности тела, напротив, именно с телом они связывают свои страдания. Им кажется, что, освободив свою душу от оков тела, они, наконец, почувствуют облегчение.
    • Отгораживаясь от мира, звуковые подростки могут:

    • Погрузиться в компьютерные игры, слушать громко тяжелую музыку, скрываться от мира за наушниками. Вообще капюшоны и наушники лучшие друзья звуковиков, они помогают им спрятаться от мира снаружи. Но отгораживаясь от мира вокруг, они еще больше погружаются в депрессию.
    • Еще одним из признаков подростковой депрессии является высокомерие и эгоцентризм. Такие подростки часто считают себя гениальными, а других людей идиотами.
    • Все эти признаки и симптомы могут присутствовать в случае депрессии и в более раннем возрасте у детей, но период пубертата многократно увеличивает все эти проявления.

      Депрессия в подростковом возрасте что делать?

      Пубертат — это период длительного процесса взросления и одновременно повышенной турбулентности для любого подростка. В это время он проходит все эмоциональные и физические состояния в ускоренном формате. Плюс накладываются гормональные изменения, выбор профессии, окончание школы, сдача экзаменов, поиск своего места в этой жизни.

      Тут не каждый взрослый справится с такой нагрузкой. А в душе подростка все эти вопросы встают в полный рост. Он реально делает выбор своего будущего. Но когда реализация своих врожденных желаний не находит выхода, давление социума становится невыносимым, подросток со звуковым вектором погружается в депрессию.

      Депрессия у подростка что делать? Выход из турбулентности есть!

      В пубертате подростки впервые пробуют свои свойства в социуме и первый, на ком они тренируются, это родители. Самое важное в этот момент, даже несмотря на непонятные выходки, сохранять контакт с подростком дать ему ощущение защищенности и безопасности. Подросток просто должен чувствовать, что с любой своей проблемой он может прийти домой и его поддержат и помогут.

      Итак, если вашему подростку сейчас плохо, вы замечаете у него признаки и симптомы подростковой депрессии, то при всей кажущейся замкнутости и заявлениях: «Оставьте меня в покое!», больше всего ему нужна ваши понимание и поддержка. Не пытайтесь перетянуть его на свою сторону, попробуйте научиться говорить на его языке, т.е. понимая его состояния и переживания.

      Звуковой подросток, особенно в депрессии, часто вызывает у окружающих неприятные чувства. Он высокомерен, эгоцентричен, никого вокруг не хочет замечать, для звуковика существует только один человек — он сам. И остальных это раздражает, звуковика так и хочется наказать за его возвышение над другими. Не всякий родитель в состоянии вытерпеть звуковое высокомерие и наказывает своего звукового ребёнка, чаще всего криком, вымещая на страдающем подростке обиду, чувство униженности и злость. Такое отношение всё только усугубляет. Подросток всё больше чувствует себя лишним в этом мире, всё чаще ему кажется бессмысленным его существование. «Если я никому не нужен, если меня все ненавидят, то зачем я живу?» И ребёнок задумывается о том, как поскорее уйти из жизни, закончить это бессмысленное существование. Так звуковые дети решаются на суицид. Они молча, часто никого не предупреждая, прыгают с высотных домов, испытывая колоссальное страдание, не сравнимое ни с чем.

      И лечить подростковую депрессию надо начинать с себя. При поддержке родителей понимании с их стороны он пройдет этот период с наименьшими потерями. Сложности все равно будут. Без них не бывает движения вперед. Главная задача родителей не дать ребенку свалиться в бездну депрессии и одиночества.

      Здесь самое важное — никаких унижений! Никаких разговоров типа «Ты что, самый умный?» или «Только о себе и думаешь!». Нам кажется, что здесь нет ругательных слов, но звуковой ребёнок воспринимает их болезненно, понимая, что он какой-то не такой, он лишний, никому не нужный и нет смысла в его существовании. В этих словах скрыто унижение его самости, ведь в потенциале он и есть тот, кто думает, делает работу мысли, он на самом деле самый умный. Но этот потенциал никогда не состоится, если ребенка бить словом по его самому больному месту — его Я.

      Не нужно скандалить. Ни с самим ребёнком, ни с супругом. Важно создать в доме тишину и дать понять подростку, что он в любой момент может уединиться, чтобы поразмышлять, и к нему не будут приставать с расспросами. Подросток должен чувствовать, что в любой момент он может обратиться за помощью, поговорить по душам или просто помолчать рядом — никто не будет читать ему нотаций.

      Вместо поучений и указаний, как жить, лучше просто поговорите о жизни, пофилософствуйте. Важно облегчить состояние подростка в депрессии, поддержать его внутреннее неосознанное стремление к изменению мира. Может быть, даже сказать: «кто же, если не ты, сделает этот мир лучше?» (И пройти с ним тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, он всё поймёт!).

      Как и многие родители вы можете дать своему ребенку подростку это ощущение, что вы его принимаете. И помните, что все разговоры о карьере и достатке, о любви и семье не найдут отклик в душе подростка в депрессии, но только оттолкнут его от вас. А в подростковом возрасте на волне противоречий могут еще глубже погрузить подростка в состояние депрессии. Лучше всего тихо шепнуть ему на ушко: «Смысл в жизни есть…»

      Вот как это делали родители подростков в депрессии:

      Читайте отзывы и результаты:

      Я каждое утро просыпаюсь с мыслью о том, что я знаю, чего я хочу от этой жизни!

      Я знаю, для чего просыпаться, я знаю, для чего и почему мы живем и знаю, что Я такое.

      Спасибо Системно-векторной психологии Юрия Бурлана за эту возможность.

      Сделайте этот первый шаг навстречу своему ребенку и выведите его наружу из бездны подростковой депрессии.

      Запись на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь.

      Всем родителям звуковых детей мы рекомендуем ознакомиться со статьями:

      Авторы: Виктория Винникова, учитель математики и Виктория Гоголева, психолог

      Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

      31 Май, 2016 Комментариев: 0 Просмотров: 3722

      svp.expert

      Опросники депрессия подростки

      ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

      Perspectives Psy, 1998, Volume 37, 4, p. 241-248

      ДЕПРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ

      Адрес для корреспонденции: Daniel Marcelli, professeur de psychiatric de I ‘Enfant et de I ‘Adolescent, SUPEA, Centre Hospitaller Laborit, BP 587, 86021 Poitiers, France.

      Автор описывает особенности семиотики депрессии у подростков, дифференцируя при этом характерные депрессивные состояния (большой депрессивный эпизод, дистимию) и часто наблюдающееся в этом возрасте депрессивное настроение. Он акцентирует внимание на проблеме продолжения у взрослых депрессии, проявившейся в подростковом возрасте, рассматривает аспекты, характерные как для депрессии, так и для подросткового возраста. По-видимому, в центре данной проблематики находится нарцисстически-объектный конфликт. В заключение приводятся некоторые советы и рекомендации, касающиеся лечения, в частности описываются особенности назначения антидепрессантов.

      Среди подростков показатель распространенности большой депрессии в момент изучения колеблется в пределах 5–7% (при этом на одного мальчика приходится две девочки), тогда как при использовании одних и тех же диагностических критериев (DSM III-R) в популяции детей препубертатного возраста этот показатель составляет от 0,5 до 2–3%. Показатель распространенности в течение жизни (всего подросткового возраста) достигает примерно 15–20%. Наконец, по данным исследований дистимии, пусть и не столь многочисленных, ее частота составляет около 5% на момент изучения. Кроме того, "депрессивное настроение" часто описывают как угрюмость, мрачность, тревожно-депрессивный кризис или депрессивность, которое наблюдается у 30–40% подростков [8,14, 15, 19, 34, 38].

      Наконец, уже хорошо установлена связь между суицидальными попытками и депрессией у подростков, хотя корреляция, возможно, не столь убедительная, как у взрослых [24, 39, 43].

      С точки зрения общественного здравоохранения приведенные цифры (к которым мы больше обращаться не станем) свидетельствуют о важности этой проблемы.

      Семиотика депрессии: симптомы депрессии у подростков

      Депрессивные проявления у подростков располагаются в виде

      определенного континуума, начиная от нормы и заканчивая самыми тяжелыми патологическими состояниями. Именно этим, вероятно, и объясняются трудности диагностики последних.

      Грусть и угрюмость

      Это достаточно частые аффективные проявления, характеризующиеся отсутствием интересов, ощущением, что "все это ни к чему", более или менее глубокой тоской. Очень характерны внезапные "приступы слез", возникающие без всякой видимой причины или по совершенно незначительному поводу. Это состояние часто колеблется, быстро меняется, зависит от внешних обстоятельств (от посещения друга (подруги), телефонного звонка и т.п.). Вместе с тем, когда подросток подавлен, грустит или плачет, проявления депрессии или сильные влечения (принять алкоголь, выкурить сигарету, совершить определенный поступок и т. д.) могут внезапно охватить всю его психическую деятельность.

      Тревожно-депрессивный кризис [11]

      Этот кризис полностью представлен сочетанием тревожных (боязнь потерпеть неудачу, не выдержать удара, не выстоять) и грустных и/или депрессивных мыслей. Этому нередко сопутствуют нарушения сна и питания (снижение аппетита, приступы булимии или чередование того и другого).

      "Кризис" имеет исключительно важное значение в качестве ориентира, потому что потенциально именно в момент его развития можно фиксировать патологию, когда подросток чувствует, что не в силах противостоять страданию (даже при условии, что его можно быстро устранить), если — во время лечения он может пройти через процесс рефлексии и проработку своих переживаний.

      Эпизод большой депрессии

      Большая депрессия характеризуется типичной для этого состояния семиотикой, но, тем не менее, о некоторых ее особенностях следует иметь представление.

      Прежде всего, подросток, действительно находящийся в угнетенном состоянии, редко, скорее в исключительных случаях, жалуется на депрессию (в отличие от взрослых, которые более охотно рассказывают именно о ней). Напротив, подросток скорее проявляет нескрываемую враждебность, отказывается вступать в контакт ("оставьте меня в покое" и т.п.); у взрослых такое состояние описывается как " враждебная депрессия " [44]. Замедленность психомоторных функций у подростков наблюдается, вероятно, реже, а если она и бывает, то остается незамеченной (подросток инертен, не встает с кровати) или же воспринимается как лень, безразличие. Зато очень часто наблюдается раздражительность (чаще, чем собственно импульсивность): подросток совершенно не выносит нарастающего в нем чувства внутреннего напряжения, выходит из себя, сердится без видимой причины. Следствием выражения его гнева (например, подросток хочет выйти из дома, а ему запрещают) могут быть импульсивность и переход к действиям. Раздражительность тем более бросается в глаза, чем менее она характерна для обычного состояния подростка.

      Наконец, нередко наблюдается приводящая в заблуждение изменчивость состояния в течение дня, порой с чередованием периодов замкнутости, инертности и повышенной активности (подросток "выкладывается").

      Тем не менее, если врач, беседуя с подростком в доверительной атмосфере, постарается выявить более типичные симптомы депрессии, то подросток очень быстро расскажет, что он действительно испытывает:

      — чувство утраты интереса к окружающему, ощущение своей бесполезности;

      — мысли о смерти и даже самоубийстве;

      — нарушение концентрации внимания;

      — чувство усталости; нарушения сна, аппетита и т.д.

      Как правило, типичные симптомы депрессии известны, поэтому в этой статье они не описываются. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это состояние в течение длительного времени (более 2–3 недель) наблюдается ежедневно и ему не свойственна изменчивость, характерная для описанных выше состояний (угрюмости, тревожно-депрессивного кризиса и т.п.).

      Дистимию распознать сложнее, потому что со временем самые очевидные симптомы депрессии почти всегда отходят на второй план, "укрываются" под различными формами психологической защиты или отрицанием, которые проявляются в той или иной степени в повторяющихся импульсивных поступках или в действиях (привычное употребление алкоголя, психоактивных веществ, самолечение), что приводит к дополнительным осложнениям: расстройства пищевого поведения, состояние затяжного конфликта с родителями и как следствие – приступы гнева, побеги из дома и т.д. Неудачи в школе и постепенный или резкий "разрыв" с нею (школьная фобия) – почти постоянное осложнение, усугубляющее собственно психическое страдание последствиями исключения из общества. При таких формах депрессивности большую роль играют сопутствующие расстройства личности, т.е. коморбидность.

      Большое депрессивное расстройство с психотическими включениями (конгруэнтными и неконгруэнтными настроению)

      Мы лишь напомним об этих тяжелых формах депрессии, сопровождающихся бредовыми идеями. Они относятся к компетенции специалиста и трудно диагностируются. Довольно часто они наблюдаются при уни- или биполярном расстройстве [12, 23].

      Коморбидность и динамика депрессии Коморбидность

      Нередко эти сопутствующие проявления, или коморбидность, выступают на первый план, чем, вероятно, объясняется тот факт, что в этом возрасте депрессия длительное время остается нераспознанной.

      Частота сопутствующих заболеваний больше, чем у взрослых, как в клинической, так и в общей популяции. У 50–70% подростков с большой депрессией имеются сопутствующие расстройства, которые приводятся ниже в порядке их убывания:

      — расстройства поведения (импульсивность, переход к действиям, побеги из дома и пр.) и употребление определенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков);

      — расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия, чередование обеих);

      — наблюдается также сочетание с гиперкинетическим расстройством с дефицитом внимания и с соматическими расстройствами.

      Продолжение депрессии подросткового возраста у взрослых

      Этот важнейший вопрос становится предметом соответствующих эпидемиологических исследований.

      Если обычно депрессия у ребенка или у подростка повышает риск развития депрессии в зрелом возрасте, то корреляция между большой депрессией в зрелом возрасте и предшествующей депрессией в детстве намного выше в том случае, если депрессия проявилась после наступления половой зрелости. Только у одного из пяти детей, заболевших депрессией в препубертатном периоде, в зрелом возрасте развивается большая депрессия (показатель – 20%), тогда как из 13 детей, заболевших в постпубертатном периоде, в зрелом возрасте депрессия разовьется у восьми (показатель – 60%).

      Вместе с тем создается впечатление, что независимо от наличия или отсутствия сопутствующего заболевания семиотика депрессии влияет на динамику ее развития. Так, Harrington и его коллеги [27] в течение 18 лет изучали группу детей и подростков, находящихся в угнетенном состоянии (63 случая), осуществляя сравнительный анализ испытуемых и лиц контрольной группы (68 случаев) с использованием метода “случай–контроль”. У 21% больных депрессией отмечались сопутствующие расстройства поведения. Взрослые, у которых в детстве или в подростковом возрасте диагностировались депрессивное состояние и расстройство поведения, подвержены более высокому риску антисоциального и делинквентного поведения, но меньшему риску развития депрессии. В то же время взрослые, у которых в детстве или, подростковом возрасте отмечалось депрессивное состояние, но без расстройства поведения, подвержены более высокому риску развития депрессии.

      Одним словом, проблема непрерывности, эволюции депрессии в течение всей жизни оказалась довольно существенной. На самом деле, среди лиц с депрессивным состоянием (20 случаев из всей группы: 60 + 67) вероятность самоубийства в зрелом возрасте более высока в том случае, если они страдали депрессией в детстве или в подростковом возрасте: 16 человек из 20 страдали депрессией, а 13 предпринимали попытку самоубийства (13/16 = 81%); у 4 человек депрессии не было, и только один совершил попытку самоубийства (1/4=25%).

      Что же касается лиц, у которых в зрелом возрасте не было депрессии (107 : 127), то наличие или отсутствие детской либо юношеской депрессии не влияло на вероятность попытки самоубийства. Это косвенно свидетельствует о том, насколько важно своевременно выявить соответствующие признаки и по возможности вылечить ребенка или подростка от депрессии.

      Комментарии относительно психопатологической симптоматики

      Признаки, характерные для подросткового возраста и для депрессии

      Когда говорят о психической деятельности у подростка, то неизбежно упоминают о реакции горя и о депрессии.

      Утраты и разлука

      Утраты, которые переносит подросток, – воображаемые или реальные – вызывают реакции, напоминающие реакцию горя. Эти утраты происходят на разных уровнях. Не вдаваясь в подробности [37], можно выделить:

      — утрату физического благополучия;

      — утрату стабильности образа тела;

      — утрату потенциальной детской бисексуальности;

      — разрыв эдипальных отношений с необходимостью освободиться от связи с эдиповыми объектами детства в ходе процесса " индивидуации", который предполагает утрату и разлуку.

      Устранение агрессивности и обусловленного ею чувства виновности

      Известно, что в период полового созревания усиливаются неосознанные влечения, ощущаемые в теле и психике подростка: неосознанные влечения могут быть как сексуальными, так и агрессивными. Это проявляется в чувстве внутреннего напряжения, которое подросток сначала осознает, затем стремится избавиться от него (в начале подросткового возраста) и лишь затем найти для него выход в различных видах сублимации. Вначале это внутреннее возбуждение нередко воспринимается подростком как проявление выраженной агрессивности, а затем как чувство виновности, подкрепляемое высказываниями окружающих.

      psyobsor.org