Специалисты

Помощь детям аутизм

19.08.2018

Помощь детям аутистам: коррекция аутизма у детей

В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем» заболевании как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом

Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.

Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Мой ребенок не хочет разговаривать

Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.

Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте — со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка:

www.logopedprofi.ru

Помощь психолога детям с аутизмом

Сегодня аутизм воспринимается не как болезнь, а как нарушение развития, требующее помощи психолога и других специалистов. Причины появления расстройства не систематизированы, поскольку их очень много, и они до конца не изучены. Раньше диагноз «аутизм» ставили на всю жизнь. Сейчас подтверждается обратное: вовремя начатая работа позволяет уже к подростковому возрасту минимизировать симптомы или даже снять диагноз.

Ваш запрос успешно отправлен!

В ближайшее время с Вами свяжется специалист

call-центра и уточнит все вопросы.

Аутизмом называют комплексное нарушение развития, подразумевающее проблемы с освоением языка и социальным взаимодействием, а также характеризующееся рядом когнитивных, эмоциональных, сенсорных и двигательных дисфункций.

Откуда у детей это отклонение? Оно генетическое? Возникло в результате плохой вакцинации? Последствие травмы мозга? Проблема экологии? Специалисты не дают точного ответа на вопрос о причинах появления нарушения. Но все сходятся на мысли, что предвидеть его развитие почти невозможно. К изучению темы подключились психологи.

Удивительные открытия в данном направлении сделала системно-векторная психология. Были отмечены раннее незамеченные факты и тенденции. Многие малыши могут избежать штампа «аутизм», если родители вовремя обратятся за помощью психолога.

Сегодня разработаны особые программы поддержки:

  • Индивидуальная терапия. Психолог занимается с малышом по коррекционной методике.
  • Семейное консультирование. Оказывается информационная, психотерапевтическая и психологическая поддержка взрослых: мам, пап, бабушек/дедушек, теть/дядь и т. д.
  • Терапевтическая поддержка. В безопасной и комфортной обстановке при взаимодействии с терапевтами можно оказать и получить помощь, снизить напряжение, убрать негативные эмоции и чувства.
  • Клуб поддержки. Работает с целью обмена знаниями и опытом между родителями маленьких аутистов.

Психолог лечит аутизм: АВА-терапия

Научно доказанный способ коррекции — АВА-терапия — представляет собой поведенческий метод для малышей с расстройством и основан на принципе, что любое действие человека влечет последствия. Управляя результатом, есть возможность корректировать поведение крохи.

Стоит понимать, что занятия в кабинете психолога — только составляющая часть деятельности. Еще больше работы должны делать взрослые дома. Нельзя точно воссоздать все повседневные ситуации и действия. По этой причине специалист должен уделять внимание не только деткам, но и их родителям: научить последних, что делать, и рассказать, как применить знания на практике. Поэтому помощь психолога детям с аутизмом оказывается только тогда, когда взрослые уверенно настроены заниматься со своим любимым чадом дома все время.

Однако одной психологии для лечения недостаточно. Как показывает практика, коррекция наиболее эффективна, если помощь оказывают сразу нескольких врачей: остеопат, коррекционный педагог, реабилитолог, психолог. Такая команда — плюс родительская любовь, забота и внимание позволяют создать максимально подходящие условия для успешного введения маленького аутиста в реальный социальный мир.

likarni.com

Аутизм это загадочное и распространяющееся как инфекция, психическое заболевание. А ведь герои известного мультика говорили, что все вместе с ума не сходят, вместе только гриппом болеют. По последним данным каждый 65 ребёнок в мире страдает в той или иной форме расстройством аутистического спектра. А совсем недавно по официальной статистике это был 1 ребёнок аутист на 120 обычных детей.

Да, конечно, можно много говорить об улучшенной диагностике аутизма, о желании родителей получить помощь по медицинской страховке (естественно это не о России), что может приводить к несколько завышенным результатам. Тем не менее, наши специалисты отмечают, что с каждым годом количество обратившихся за помощью стремительно растёт. И за каждым аутистом стоит сразу несколько сломанных судеб (родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры больного ребёнка). По данным статистики в нашей стране ситуация более благополучная, но объясняется это отнюдь не какими то благоприятными факторами или высоким уровнем медицины. Значительный процент родителей стремиться избежать страшного диагноза — аутизм, ведь он устанавливается психиатром, а значит, якобы, оставит клеймо на всю жизнь. Но не оставит хотя бы из чисто меркантильных соображений. Государство не будет выплачивать пенсию по инвалидности, если проблемы со временем ушли. И диагноз, и инвалидность будут сняты очень быстро, даже не сомневайтесь.

В тоже время, пока в нашей стране «совсем немного» детей с диагнозом аутизм , государство не увидит в этом серьёзной проблемы. Оно в любом случае будет стараться её не замечать, но чем внушительней будет официальная статистика, и чем активней буду вести себя родители, отстаивая свои права, тем выше шанс на вмешательство органов власти.

В настоящее время большинство центров, обеспечивающих хоть какую-то коррекционную работу с аутичными детьми, создано по инициативе и зачастую на деньги родителей (по принципу помоги себе сам). А ведь по мере взросления ребёнка появляются новые , всё более сложные проблемы. Специализированную школу или хотя бы класс уже так просто не создашь. И просто собрать аутистов в резервации , это не самый лучший способ решения проблемы. Наиболее эффективной является интеграционная форма обучения, когда дети с аутизмом с помощью тьютера обучаются вместе с обычными детьми. Это даёт им возможность побыть в среде нормотипичных детей и получить порцию здорового общения или хотя бы наблюдения за своими сверстниками. Пока же, большей частью, общение аутистов с ровесниками сводится к обществу себе подобных.

С кого брать пример поведения, свойственного обычному ребёнку? Да склонность к подражанию у аутистов снижена, но ведь не отсутствует полностью. Они, действительно, очень нуждаются в общении с обычными детьми и вопреки распространённым мифам хотят общаться. Немалый опыт наблюдения и взаимодействия с аутистами показывает, что они очень нуждаются в общения, но совершенно не умеют этого делать. Зачастую к ним сложно найти подход, а отсутствие навыков общения компенсируется странным поведением или даже агрессией.

Для многих будет откровением, что существуют гиперобщительные аутисты. Они могут просто-таки измучить своими вопросами или желанием поговорить. Вопросы и темы для общения при этом будут, скорее всего, однотипные, как заезженная пластинка, но для них очень важно получить ваш ответ. Общение в данном случае выступает не способом получения новой информации, а просто увлекательным процессом, имитирующим настоящее общение. А с имитации, как известно, начинается любое обучение.

На самом деле, это очень интересная тема. Различным мифам и предрассудкам, связанным с аутизмом будет посвящена отдельная статья. Зачастую даже дипломированные психологи не могут толком ответить на вопрос — что такое аутизм или отвечают широко-распространёнными клише.

А мы родители аутистов должны помнить, что только объединившись или хотя бы не прячась, мы можем отстаивать свои права на обучение, интеграцию в общество, различные виды помощи и что немаловажно на более терпимое отношение общества к особым детям.

Помощь детям аутистам — наша основная задача.

gavan-nadezdi.ru

Ученые еще не смогли изобрести лекарство от аутизма. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Ранее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью.

Вид лечения подбирают индивидуально для каждого пациента. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов лечения. Так аутизм – заболевание неизлечимое, лечение должно продолжаться всю жизнь.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Незаменимыми для лечения аутизма являются физиотерапия и трудотерапия. Физиотерапия направлена на выполнение лечебных процедур и физических упражнений, которые помогают страдающим аутизмом лучше чувствовать свое тело и управлять им. Благодаря трудотерапии пациенты обретают самостоятельность и обучаются базовым навыкам.

Следует помнить, что для лечения аутизма стандартных методов не существует, поэтому каждый специалист придерживается своего метода.

Для выбора лечения и специалиста, который это лечение будет проводить, необходимо учитывать следующее:

  • К каждому пациенту нужен свой подход и свой метод лечения. Очень часто бывает, что терапия, которая до этого помогла одному пациенту, не приносит никаких результатов в лечении другого.
  • Родители или опекуны должны проанализировать все методы лечения, которые им предлагают. Они должны ориентироваться на индивидуальность ребенка и решить, какой вид лечения будет в его случае самым разумным.
  • Если и лечение, и обучающая программа выбраны правильно, то существует большая вероятность того, что ребенок-аутист добьется успехов в развитии.
  • Детей, страдающих аутизмом, обучают по специальной программе, связанной с управлением поведением. Научно доказано, что чем раньше начать эту программу, тем лучше будут результаты в будущем. Не стоит надеяться на то, что лечение окажется простым и легким делом. Чтобы добиться успеха, потребуется много сил и терпения. Помочь ребенку справиться с симптомами заболевания и сложностями, которые они вызывают, помогут медикаментозное лечение, коррекция поведения и другие методики.
  • Некоторые методы лечения аутизма научно не доказали свою эффективность. Однако многие из них показали высокие результаты в научных исследованиях. Для лечения аутизма применяют образовательную, поведенческую, биомедицинскую и другие терапии.

    Медикаментозное лечение при аутизме

    В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.

    Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.

    Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):

    1. Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
    2. Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
    3. Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
    4. Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
    5. Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.

    Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.

    Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.

    Многие родители и лечащие врачи обращали внимание на то, что при поддержании определенной диеты больным аутизмом становилось лучше. У многих аутистов имеются пищевые аллергии, поэтому таким пациентам обязательно нужно сбалансировать питание и исключить из рациона продукты питания, вызывающие аллергию.

    У детей, страдающих аутизмом, отмечалось улучшение состояния при принятии таких пищевых добавок, как магний, витамины группы В, витамин С.

    Диета позволяет улучшить кишечное переваривание и всасывание питательных веществ.

    Однако следует помнить, что лечение с помощью изменения рациона питания и применения пищевых добавок нужно обязательно обсудить с лечащим врачом. Для того, чтобы ребенок нормально развивался и рос, в его организм должны поступать все витамины и питательные вещества в достаточном количестве.

    www.sulamot.ru

    Аутизм: помощь родителям – понимание и терпение

    Борьба, которую приходится вести родителям детей-аутистов, кажется бесконечной. Многих из них мучает чувство вины и беспокойства. Кроме того, им нужно постоянно находить деньги и ресурсы для помощи своим детям. Все это действует угнетающе. На уход и лечение ребенка, страдающего от аутизма, требуется много денег. Работающие родители, которым слишком часто приходится пораньше забирать своих детей из школы или дневного стационара, рискуют в итоге потерять работу. Это еще больше усложняет ситуацию, усиливая стресс Как победить стресс? Создать для себя оазис и усугубляя финансовые проблемы.

    Существует множество способов найти поддержку, время для отдыха, средства и друзей, которые помогут справиться с любыми трудностями.

    Прежде всего, нужно как можно подробнее изучить информацию об аутизме. Это поможет сохранять самообладание в сложных ситуациях. Кроме того, это позволит понять, как члены семьи могут найти контакт с ребенком.

    Но не сходите с ума! Очень часто родители, дети которых страдают от расстройства аутического спектра, бросают все свои силы на то, чтобы детально изучить все имеющиеся данные о заболевании и методы его лечения. Это вполне естественно, но не всегда хорошо для самих родителей, ребенка, брака и остальных членов семьи. А правда состоит в том, что в таком рвении нет необходимости.

    Сколько бы не было лет пациенту, – 2 года, 10 лет или 25 – применяемые методы лечения способны улучшить его состояние. Безусловно, чем раньше вы начнете терапию, тем лучше, но пресловутое «окно возможностей» в области лечения аутизма — это скорее преувеличение. Поэтому, сколько бы ни было лет пациенту, никогда не поздно облегчить проявления заболевания.

    Некоторые родители боятся упустить новую возможность лечения – ту самую возможность, которая поможет, наконец, излечить их ребенка. В действительности, на многих детей положительно влияют различные виды терапии, а у тех детей, которые, кажется, выздоровели, все же сохраняются некоторые симптомы, характерные для аутизма. Так как в настоящее время не существует средства для излечения этой болезни, не нужно беспокоиться об этом.

    Средства массовой информации в избытке снабжают нас историями о том, что же становится причиной заболевания аутизмом. Ответов существует множество: телевидение, питоцин, вакцины, болезнь Лайма Болезнь Лайма — берегитесь клещей и так далее. Может ли один из этих ответов оказаться верным? Конечно. Но можно ли узнать точно, что же стало причиной заболевания? Увы, нет. Можно проанализировать и взвесить все доказательства и сделать свои выводы. Но на сегодняшний день никто не может сказать, что приводит к развитию аутизма. Поэтому, вместо того, чтобы копаться в прошлом, лучше сосредоточиться на будущем.

    Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», многие родители чувствуют себя выброшенными из жизни, ведь их ребенок не похож на остальных, и они уже никогда не смогут снова стать «своими» среди всех остальных родителей. Но они не одиноки. Существует целый мир, в котором действуют группы поддержки, рассылки, клубы и родительские группы, а также проводятся мероприятия, на которых родителей, чьи дети страдают от аутизма, будут очень рады видеть.

    Не нужно «ставить крест» на ребенке. «При лечении аутизма не стоит ожидать слишком многого» — это реалистично, но неверно. Иногда люди больные аутизмом, разговаривают, а иногда нет. Они могут обладать большим талантом или создавать множество трудностей. Но все они достойны любви и уважения.

    Не нужно «ставить крест» на своей семье или своей жизни. Иногда родители детей-аутистов чувствуют себя изгнанниками. На самом деле, они по-прежнему могут участвовать в жизни общества, пусть даже это будет несколько труднее. Они также могут выезжать на отдых во время отпуска, устраивать семейные праздники, навещать бабушку и дедушку- это просто требует терпения, планирования и чувства юмора. А для некоторых людей успех в любом деле тем слаще, чем большие препятствия им пришлось при этом преодолеть.

    Временный уход – это замещение человека, ухаживающего за родственником с особыми потребностями. Есть лицо или учреждение, которое осуществляет временный уход в тех случаях, когда ответственному опекуну необходимо куда-либо уехать, или когда он нуждается в отдыхе на определенный период. Этот период может продолжаться несколько минут, несколько часов, несколько недель и более.

    В каких случаях опекун ребенка-аутиста может обратиться за помощью к лицу, осуществляющему временный уход? Например, в случае, когда опекуну необходимо отлучиться, чтобы пройти обследование или проконсультироваться со своим лечащим врачом. В случае, когда у опекуна есть другой ребенок, супруг или родитель, которому требуется помощь. А также когда духовный и физические силы опекуна истощены, и он уже не в силах осуществлять должный уход за ребенком. Когда он слишком долго не имеет возможности побыть наедине с собой или со своим любимым человеком. Также в тех случаях, когда без временной передышки он рискует потерять свое здоровье, свои отношения и в свое чувство юмора. Это те важнейшие вещи в нашей жизни, без которых опекун не сможет помочь своему ребенку, страдающему от аутизма.

    Многим родителям трудно решиться на то, чтобы передать уход за своим ребенком-аутистом в чужие руки. Они думают, что всегда должны быть рядом с ребенком, ведь никто не сможет их заменить. Но такой образ мышления неверен. Желание сделать передышку или провести время наедине со своим партнером вместо того, чтобы в 47 раз смотреть одно и то же видео, не имеет ничего общего с любовью. Чем больше вы заботитесь о самом себе, тем лучше сможете позаботиться о своей семье.

    Варианты временного ухода

    Какой из видов временного ухода лучше выбрать, зависит от нужд опекуна, а также потребностей ребенка-аутиста. Если опекуну нужно отлучиться на один вечер, он может попросить помочь своих друзей, родственников или опытную приходящую няню. Если такой возможности нет, можно обратиться к людям, служащим в церкви, в стационарные учреждение для инвалидов или в агентство по делам семьи и детей.

    Кроме того, существуют летние лагеря для инвалидов, которые иногда являются более предпочтительным вариантом, чем приглашение няни для ухода за ребенком на дому. Иногда несколько часов отдыха от забот помогают наладить здоровье и по-другому взглянуть на этот мир.

    www.womenhealthnet.ru