Специалисты

Понятие о стрессе стадии развития стресса

15.06.2018

Понятие о стрессе и стадии его развития

Видео: Торсунов О.Г. О четвёртой стадии стресса

Ганс Селье в конце 30-х годов XX в. выдвинул концепцию об общем адаптационном синдроме – «Ежегодные доклады о стрессе» – авторский доклад, почитанный в Американской психологической ассоциации.

Видео: 422.Этапы и виды стресса. Как не допустить эмоциональное и физическое истощение организма

Стресс (по Г.Селье) – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, целью которого является сохранение гомеостаза.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – это нервно-психическое напряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое не сформирована и изыскивается в сложившейся чрезвычайной ситуации.

Стресс есть тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного опасного положения.

Большое значение в понимании стресса имеет определение термина стрессор, или стрессогенный фактор – это любое воздействие из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую ситуацию. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Стрессоры вызывают в организме индивида вегетативные изменения (учащения пульса, повышение содержания сахара в крови и др.), так организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную задачу человек реагирует комплексом приспособительных реакций.

Стрессовое состояние — это особое эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные (сверхсильные) воздействия и требующее от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроениям. Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности и мобилизация сил, у других людей — дезорганизация деятельности, общее торможение. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека.

Стрессовые состояния неизбежно возникают в случаях возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния появляются в условиях длительного пребывания в жизненно-опасной обстановке.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа:

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, возникают патологические процессы.

Селье рассматривает стресс с позиции физиологической реакции организма на физические, химические и органические факторы, и основой поддержания состояния функционирования стресса считал гормональные реакции. Основное содержание его теории может быть обобщено в четырех положениях:

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы внутреннего баланса или равновесия систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостаза. Поддержание гомеостаза является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности (устойчивости) организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса — их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Видео: Что делает человек в сильном стрессе. Олег Торсунов

Итак, стресс — это тотальная мобилизация сил на поиск выхода из критического положения, и пусковым механизмом к действиям являются стрессоры.

yazdorovman.ru

Понятие «стресс». Виды стресса. Стадии развития стресса. Постстрессовый синдром

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

1. Реакция тревоги;

2. Фаза стабилизации;

3. Фаза истощения.

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

studopedia.ru

Стресс. Стадии развития стресса

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Повреждающие агенты, неспецифические требования, предъявляемые их воздействием. Стадии развития стресса, реакция организма; адаптационный синдром.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Часть 1. Понятие стресса
  • Часть 2. Стадии развития стресса
  • Часть 3. Как человеческий организм реагирует на стресс
  • Заключение

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам.

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина «стресс» и механизмов его?

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и «да», и «нет». Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Предметом реферата являются стадии развития стресса. Объект реферата — стресс.

Цель реферата: проанализировать стресс. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

· дать определение понятию стресса;

· определить стадии развития стресса;

· выявить, как человеческий организм реагирует на стресс;

За основу реферата взяты учебники и учебные пособия Ю.М. Губачёва, В.И. Секачева, Л.М. Попова, Л.А. Китаева-Смыка, К.В. Судакова, В.С. Магуны, И.Ю. Кулагиной.

Таким образом, реферат составлен в соответствии с поставленной целью и задачами и включает введение, три части и заключение. В конце прилагается список использованной литературы.

Часть 1. Понятие стресса

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

Ещё будучи студентом, Селье обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота, и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия, наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. [6, с. 9]

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что мы подразумеваем под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахару, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечнососудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Так какой же это одинаковый ответ противопоставляет хрупкая живая система натиску прекрасного, но и яростного мира. Прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. [3, с. 55]

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Позднее Селье предложил различать стресс и дистресс (англ. distress — истощение, несчастье). Сам по себе стресс он стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознания чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидой несправедливости требуемых усилий. [6, с. 12]

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Стресс — это особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Научные статьи о стрессе, как правило, начинаются с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество определений. В кратком Оксфордском словаре — 5 определений стресса, среди которых следующие: побуждающая или принуждающая сила, усилие или большая затрата энергии, силы, оказывающие воздействие на организм.

Какие бы определения ни давали разные авторы, их смысл становится ясен из контекста. Всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая выявленная молодым Селье неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития.

Часть 2. Стадии развития стресса

Если травмирующий агент настолько силен, что его кратковременное действие не совместимо с жизнью, то животное погибает во время реакции тревоги в первые часы или дни. Если же ему удастся выжить, то реакция тревоги непременно сменится второй стадией адаптационного синдрома — стадией сопротивления. В тех случаях, когда действие вредного агента продолжается, достигнутая адаптация утрачивается вновь. Животное переходит в третью фазу — стадию истощения.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Первая ступень стресса. Датчики великолепной живой машины обнаруживают превышение допустимых уровней и подают предупредительные сигналы. Системы управления — регуляции энергично мобилизуют защитные ресурсы.

Если действие стрессора не прекратилось, наступает вторая стадия, второй этап борьбы существования приспособительных механизмов со стрессором. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением голлостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

И только когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий будут исчерпаны, наступит третья стадия стресса, которая ведет к истощению. И снова внутренние датчики организма просигналят — тревога, защитные возможности подошли к концу, надо отступить.

Если вести борьбу со стрессом дальше, то неизбежно разовьется какая-нибудь из “болезней стресса”, точнее болезненный дистресс. Когда уже не хватает сил, появляется истощение.

Первая фаза — первичный ответ организма на действие стрессоров — характерны увеличение и повышенная деятельность коры надпочечников, усиленная секреция адреналина, повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки. Активация системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников (эти железы внутренней секреции связаны между собой, причем гипоталамус является также частью нервной системы) вызывают гормональные сдвиги и обеспечивают мобилизацию защитных сил организма в ответ на действие стрессоров. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления — необходимый компонент физиологической мобилизации — при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

В фазе сопротивления усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают; организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается рез снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний; вновь появляются язвы в желудочно-кишечном тракте. При продолжающемся воздействии стрессора может наступить гибель. Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.

Таким образом, выделяют три стадии развития стресса:

1. Стадии тревоги

2. Стадия сопротивления

3. Стадия истощения

Часть 3. Как человеческий организм реагирует на стресс

стресс неспецифический напряжение адаптационный

1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса (сокращенно — стресс), т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS — General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воли человека.

3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Попытаемся представить, что происходит в организме во время стресса.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются — вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации — это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная — вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется, как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает стресс.

То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении — не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого — состояние стресса.

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги?

В 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или, выражаясь математическим языком, реакция А или В.

Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная «ретрансляционная станция» — гипоталамус. В течение долей секунды информация через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых гормонов» — адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Происходит перераспределение (перекачивание) крови: она перемещается туда, где более необходима для ответных действий А или В — главным образом в мышцы. Из мозга сигналы тотчас поступают дальше — нарастает психическое напряжение, усиливается внимание, осуществляется подготовка к действию. Все это происходит молниеносно — напряжение, а отсюда и стресс, нарастают с чудовищной быстротой. Гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат: через нервные окончания импульсы передаются гладким мышцам и железам внутренней секреции, которые начинают усиленно вырабатывать гормоны.

Не так давно было доказано, что при физическом стрессе надпочечники выделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх, ярость) — прежде всего адреналин. Адреналин и норадреналин учащают пульс и дыхание и повышают кровяное давление. Они способствуют также увеличению в крови количества некоторых веществ (в частности, триацетилглицеролов), что по цепной реакции приводит к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний: атеросклероза, инфаркта миокарда, инсульта. Именно повышение количества ацетилглицеролов — одна из возможных причин возникновения (под действием стресса) психических заболеваний. [6, с. 13]

Как уже говорилось, стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие — реакцию А или В. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция В — бегство. И это сочетание неадекватного образа жизни и биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

Какой же выход из создавшегося положения мы можем и должны найти? Выход один — прежде всего, изменить образ жизни, перейти от пассивности к активности. Ведь достаточная активность не позволяет вредным веществам скапливаться в организме. А как быть в тех ситуациях, когда вы не в состоянии исключить стрессовую ситуацию из своей жизни? Следует научиться активно влиять на нее, «амортизируя» тем самым стрессовый удар. Это означает — научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги (А или В) является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методом сознательной и активной саморегуляции. Это позволит вам реагировать на стресс более спокойно.

Секреты ответной реакции на тревогу (А или В) раскрыл американский физиолог Уолтер Кеннон. В тайну возникновения стресса проник канадский физиолог Ганс Селье. Именно физиологи высказали предположение о возможности сознательного ауторегуляционного вмешательства, проникновения человека внутрь самого себя, в собственное «я», и дали ему научное обоснование. Это были великий русский физиолог Павлов и выдающиеся американские исследователи Уолес и Бенсон.

Они показали, что человек способен также регулировать некоторые природные физиологические процессы, т.е. обладает возможностью целенаправленно использовать свои возможности. Таким образом, его реакция на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Само по себе это логично: ведь если вам «под силу» вредить собственному здоровью, то почему бы не использовать те же самые способности во благо. И тогда усилия будут направлены не только на дисрегуляцию, но, наоборот, будут использованы положительно для ауторегуляции. Об этой очень важной способности многие из нас, вероятно, даже не подозревают, и у большинства она так и остается неиспользованной.

Когда человек вдруг узнает, что он совсем не обязательно должен стать жертвой стресса, что он вполне может положиться на себя и обладает способностью защищаться, это, естественно, придает ему уверенность в своих силах и вызывает желание что-то предпринять. Но для этого необходимо знать средства и методы, с помощью которых можно контролировать свои физиологические реакции на стрессовые импульсы.

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): 1) импульс, 2) стресс и 3) адаптация. Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль — человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

Следовательно, если вы не хотите направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны осознательно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую их трех фаз стресса. Тем самым вы можете помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Таким образом, стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Реакция человека на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

· Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

· Стресс — это особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

· Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требования.

2) Выделяют три стадии развития стресса:

2. Стадия сопротивления

3) Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Реакция человека на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

1. Губачёв, Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачёв, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский. — Л.: Наука, 1976. — 346 с.

2. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. — М.: Политиздат, 1980. — 119 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-345 с. — ISBN 5-9415-0003-3.

4. Мескон, М Основы менеджмента: пер. с анг./ М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. — М.: Дело ЛТД , 1994. — 702 с. — ISBN 5-7107-5841-8.

5. Психология личности. Теория и исследования: пер. с анг./ Отв. ред. В.С. Магуна, М.С. Жамкочьян. — М.: Аспект Пресс. — 2000. — 607 с. — ISBN 5-7567-0237-7.

6. Секачев, В.И Как преодолеть стресс / В.И. Секачев. — М.: ТОО «ТП», 1998. — 160 с. — ISBN 5-88923-020-4.

7. Стресс жизни: сб./ Отв. ред. Л.М. Попова, И.В. Соколов. — СПб: ТОО Лейла. — 1994. — 384 с. — ISBN 5-8372-0245-6.

8. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. — М.: Наука, 1981. — 189 с.

Размещено на Allbest.ru

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Существует множество методик стресс-менеджмента. Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС). Кратковременный и длительный стресс. Периоды мобилизации адаптационных резервов. Фазы развития стресса и его субсиндромы. Изменения психических процессов и социально-психологических функций при стрессе.

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

Понятие общего адаптационного синдрома. Мобилизация психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Факторы, вызывающие стресс, стрессовая реакция. Генерализованный адаптационный синдром. Психологический стресс и успех.

Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

Стресс — неспецифическая реакция организма на сильное воздействие (физическое или психологическое); состояние нервной системы организма. Понятие дистресса. Развитие стресса в управленческом труде и борьба с ним. Исследование последствий стресса на работе.

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

Стресс как психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Основные причины развития негативных эмоций. Рассмотрение особенностей проявления дистресса. Влияние психологического стресса на здоровье человека.

otherreferats.allbest.ru

Стресс. Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма на воздействие различных чрезвызайных раздрожителей

Стресс. Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма на воздействие различных чрезвычайных раздрожителей.

Стадии и механизмы развития стресса.

Основные проявления стресса. Роль нервно-гуморальных факторов.

Стресс и «общий адаптационный синдром».

Понятие о «болезнях адоптации».

Для нашего времени в высокоразвитых странах характерно удлинение продолжительности жизни человека, улучшение питания, снижение доли физического труда в профессиональной деятельности. Одновременно с этим возникают новые социальные и медицинские проблемы, связанные с ростом темпа жизни и напряженности умственного труда, необходимостью усваивать большой объем информации, быстро решать сложные задачи, овладевать новыми профессиями, осваивать труднодоступные регионы земного шара и совершать космические полеты.

Существенно меняются условия жизни и труда. Дефицит времени, увеличение умственных и снижение физических нагрузок в профессиональной деятельности, повседневное пользование средствами транспорта для передвижения даже на небольшие расстояния — все это создает условия для снижения силовых нагрузок на мышцы (гиподинамии), относительно ограничения общей двигательной активности (гипокинезии).

Гипокинезия и гиподинамия (эти понятия часто употребляют как синонимы или как близкие по содержанию объединяют одним термином) в свою очередь оказывают отрицательное влияние на кровообращение, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, центральную и периферическую нервную систему, существенно изменяя качество регуляторных процессов и реактивность организма в стрессорных ситуациях.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. И научная, и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к проблеме социальных, психологических и физиологических стрессов. Вместе с тем понятие о стрессе и его содержании не имеет однозначного научного определения. Возможность вкладывать в понятие "стресс" биологическое, психологическое, социальное и философское содержание сделала термин "стресс" одним из наиболее употребляемых в современной научной литературе, публицистике и разговорной речи.

Стресс. Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма на воздействие различных чрезвызайных раздрожителей.

Стресс — это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование

Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и его содержание в крови поднялось выше нормы, то мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют нечто общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым,- это и есть сущность стресса

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи (фактически, все задачи), требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд, трудно найти "общий знаменатель" для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе "человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности "человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

· ощущение неопределенной угрозы;

· чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

· неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства испытуемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

Таблица 1. Результаты исследования адаптивности, в зависимости от уровня тревоги

studopedya.ru

©2019 | Developed by ThemeBounce.

Back to top