Специалисты

Поведение и стресс в психологии

14.05.2018

Стресс и стрессоустойчивое поведение Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Соломахо Э. П., Климачева Е. В.

В статье раскрываются основные положения теории стресса и анализируются методы формирования стрессоустойчивого поведения. Использование этих методов и приемов в практической работе педагогов, психологов и других специалистов, оказывающих психологическую помощь в стрессовых ситуациях, повышает эффективность работы, облегчает эмоциональное напряжение людей.Substantive provisions of the stress theory and methods of the stress-free behavior formation are analyzed in the paper. The use of these methods and techniques in practical work of teachers, psychologists and other experts rendering psychological help in stressful situations, increases an overall performance and relieves an emotional pressure of people.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Соломахо Э.П., Климачева Е.В.,

Текст научной работы на тему «Стресс и стрессоустойчивое поведение»

?СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Э.П. СОЛОМАХО, профессор кафедры педагогики и психологии МГУЛа,

Е.В. КЛИМАЧЕВА, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии МГУЛа

Проблема стрессоустойчивости человека актуальна для России, так как последние десятилетия значительная часть ее населения живет в ситуации жесткого психологического и психофизиологического хронического стресса. Часто основные силы уходят на экономическое выживание, последствия острого и длительного хронического стресса порой бывают скрыты, отсрочены во времени и поэтому тяжелы. Быстрое «эмоциональное сгорание», переутомления, ранние инфаркты, инсульты, обмороки и другие соматические проблемы являются, как правило, последствием прошлых стрессов. От стресса не убежать и не спрятаться. Рано или поздно он настигает нас. Возникает вопрос: что же делать? Мы убеждены, что прежде всего нужно научиться противостоять стрессовой стихии, строить индивидуальные системы защиты.

В мировой психологической теории и практике вопросу стресса уделяется огромное внимание уже в течение многих десятилетий. Первым дал определение стресса Ганс Селье, канадский физиолог начала XX в. Он ввел термин «стресс» для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое сверхсильное воздействие. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке, вошло в справочники, учебники, энциклопедии и в повседневную жизнь. Ученый утверждает, что стресс — это не просто нервное напряжение. Это состояние может быть связано с приятными и неприятными переживаниями. Теория стресса, предложенная Г. Селье, может быть обобщена в четырех положениях. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания внутреннего равновесия (гомеостаз). Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают это

равновесие, на что организм реагирует неспецифической (независимой от вида стрессора) защитно приспособительной реакцией. Возникающий процесс стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Тревога сопровождается мобилизацией резервов, включением защитных механизмов, большинство стрессов разрешается на этой стадии. При продолжении действия стрессора возникающее сопротивление неизбежно вызывает расходование адаптационных резервов. Последующая стадия- истощение. При этом сопротивляемость организма временно или необратимо снижается. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, их истощение может быть необратимым, что ведет к потере здоровья, быстрому старению.

Термин «стресс» в современной психологической литературе употребляется для обозначения состояния человека в экстремальных условиях на биохимическом, физиологическом, психологическом (эмоциональном) уровнях. Менее употребим термин «дистресс», обозначающий наиболее разрушительные, сверхсильные последствия стресса.

На бытовом уровне стрессом часто называют любое психологическое (эмоциональное) напряжение. Но Ганс Селье утверждал, что полная свобода от стресса означает смерть. Под психологическим стрессом мы понимаем высокую степень психологического напряжения, оказывающую сильное отрицательное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими (причем дистресс — это разрушительный стресс). Стрессовая ситуация и поведение в ней человека характеризуются следующими особенностями. Преобладающими стресс -факторами являются психологические факторы (профессиональные и семейные деструктивные конфликтные взаимоотношения).

Фактор не является стрессогенным сам по себе. Таким он становится в оценке его конкретным человеком.

Возможные реакции человека на стрессовую ситуацию можно разделить на три группы: сознательное овладение ситуацией и преобразование ее в конструктивное поведение; импульсивная реакция, ухудшающая и не разрешающая отношения с близкими и другими людьми, дающая лишь разрядку негативных эмоций; уход от ситуации, защита (часто несознательная) от негативных чувств, связанных с ней.

Результатом конструктивного поведения в стрессовой ситуации являются: позитивные изменения в ситуации, улучшения отношений с вовлеченными в нее людьми, самопознание, новый опыт, повышение самоуважения, уверенность в себе, увеличение и изменение своего поведенческого репертуара.

При неконструктивном поведении (уход от решения проблемы, неадекватное, импульсивное реагирование) характерны: ухудшение ситуаций и отношений; понижение или неустойчивость самооценки, самоуважения, уверенности, примитивизация поведения (сокращение поведенческого репертуара).

Большинство стрессовых чувств, эмоций можно разделить на две группы -страх и гнев (разного уровня интенсивности). Страх проявляется в тревожности, беспокойстве, чувстве вины, самоедстве, боязни конкретных ситуаций, чувстве беспомощности, безысходности. Гнев порождает раздражительность, обиду, зависть, злость, месть, ненависть.

По характеру индивидуальных реакций людей на стрессовые факторы выделяют два психологических типа. Они характеризуются следующими особенностями. У первого типа выявляется большая уязвимость перед стресс — фактором, низкий стрессовый порог. Показатели работоспособности и самочувствия снижаются даже при небольшой интенсивности стресс — фактора. Этому типу присущи склонность к конкуренции, борьбе, высокий уровень притязаний, стремление быть всегда на высоте, завышенные требования и нетерпимость по отношению к ок-

ружающим. Для второго психологического типа характерна меньшая подверженность влиянию стресс — факторов, высокий порог к стрессам, склонность к компромиссу, способность быстро адаптироваться к ситуации (гибкое, разнообразное поведение), способность к самоанализу (умение анализировать проигрыш), спокойное и разумное отношение к другим.

В контексте вышесказанного остановимся на понятиях «стрессоры» и «потребности». В каждой ситуации человек реализует (сознательно или бессознательно) ту или иную потребность, намерение. При благоприятных условиях потребность реализуется насыщаясь, «растворяясь», теряя свою актуальность. Человек получает возможность «строить» новые потребности. Стресс — факторы срывают благоприятный цикл зарождения, насыщения, «растворения» потребности. На психику человека негативно влияют нереализованные намерения, планы, желания. Стрессогенными являются не сами по себе события (ситуации, личностные особенности), а связанные с ними препятствия для реализации человеком значимой потребности, утрата достигнутой жизненной позиции.

Существует несколько моделей поведения человека в стрессовой ситуации, в зависимости от его реакций на стрессор. Так, негативные эмоции, вызванные стрессором, повышают вероятность импульсивных, автоматических реакций, деструктивных ответов на ситуацию. Человек становится рабом своих эмоций. («Я» — не хозяин своего поведения, «эмоции ведут меня»). В этом случае человек действует в рамках автоматизированного поведения. У такого человека можно наблюдать следующие деструктивные реакции: агрессию, неоправданные уступки, уход от ситуации, обесценивание ее, зацикливание на негативных чувствах, регрессию. Человек сам не выбирает ответную реакцию. За него это делает эмоция. Эмоция автоматически вызывает реакцию.

Конструктивное поведение можно представить схематически «Я»- ситуация. При этом человек выходит из состояния, когда его «ведут». Его поведение становится

обдуманным, учитывающим поступающую информацию. Нет деструктивного влияния негативных эмоций. Человек сам начинает активно влиять на ситуацию, проясняет ее и свои взаимоотношения с вовлеченными в нее людьми.

В тренинговых и коррекционных занятиях с поведенческими реакциями работа ведется в двух направлениях: через осознание участниками тренингов, семинаров неконструктивного поведения, коммуникативной некомпетентности, отработку конструктивных навыков в режиме «здесь и теперь».

Практическая реализация нашего теоретического исследования проблемы стресса нашла отражение в программе занятий «Стресс и стрессоустойчивое поведение», проводимых совместно с психологами Центра психолого-педагогической поддержки и реабилитации г. Королева. Значимая роль в программе отводится освоению методов релаксации и снижению стрессовых реакций (ступора, двигательного возбуждения, страха, агрессии). В процессе тренинга дается установка на принятие возможной неудачи и программирование успеха. Используются эффективные методы изменения мышления и современные технологии психологической защиты, в основе которых — приемы, мобилизующие адаптационные резервы организма в целях преодоления ситуации разрушающего стресса. Для абитуриентов, студентов, молодых специалистов особенно актуален тренинг «Учимся сдавать экзамены». Его цель — психологическая подготовка к сдаче экзаменов, зачетов с наименьшими эмоциональными потрясениями, тренировка психологической устойчивости и овладение приемами эффективного распределения внимания, улучшения памяти, активизации мышления.

Совместно с врачом — психотерапевтом Центра психологической реабилитации «Исток» г. Москвы С.Л. Шарминой разработана и успешно реализуется обучающая программа «Экстренная психологическая помощь и профилактика посттравматических расстройств (ПТСР)». Программа адресована педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми и подростка-

ми и призванным оказывать экстренную психологическую помощь. Программой предусмотрен курс лекций и практических занятий. В лекционном курсе рассматриваются психофизиологические проявления острого стресса и его влияние на жизнедеятельность, особенности адаптации и психологическая помощь в период преодоления посттравматических стрессовых расстройств (сверх-сильный стресс, отстроченный во времени стресс и т.д.). Большое внимание уделено теории развития ПТСР и ее психофизиологическому отличию от острого стресса.

Особое место в данном лекционном курсе отводится проблеме взаимосвязи ПТСР и суицидальных намерений, у детей и подростков взаимозависимости внутриличностных конфликтов и предсуицидальных поведенческих реакций, а также системе долгосрочной психологической поддержки и психотерапии при суицидальных намерениях.

Не менее пристальное внимание создателей программы обращено на проблему детей и подростков «между миром и войной». Намечены пути и методы психологической помощи при адаптации человека из зоны боевых действий к жизни в мирных условиях; особенно остро поставлены акценты проблемы «детей катастроф» и влияние длительных страхов на психологическое развитие детей и подростков. Актуальна психологическая помощь в ситуации выраженных страхов при необходимости проведения медицинских процедур.

В психотерапевтической и коррекционной работе превалирующими методами являются современные НЛП психотехнологии (нейролингвистическое программирование), гештальт- терапия, методы десенсибилизации (психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз), проективные, апперцептивные приемы (зависимость восприятия от прошлого опыта).

На практических занятиях преподаватели, психологи познают пути коррекции эмоционального стресса, технологии психологической защиты, контроля и управления поведением в условиях острого стресса и дистресса (отсроченного стресса).

Освоение современной психодиагностики острого стресса и посттравматических реакций дают участникам семинаров и лекций возможность своевременно на современном уровне анализировать, классифицировать эмоциональные расстройства в соответствии с основными диагностическими стандартами европейских стран (МКБ -10). Осваиваются следующие диагностические методики ПТСР у взрослых и их модификации для детей и подростков: «клиническое интервью», «шкала влияния травматического события», «миссисипский опросник ПТСР», «Родительская анкета оценки травматический переживаний».

Мы осознаем, что наша практическая деятельность — малая толика психологической помощи в ситуации все возрастающего количества природных, техногенных катастроф, резких и негативных перемен в жизни и обществе. Однако помочь молодым людям преодолеть их неумение решать свои сложные проблемы с минимальными психологическими издержками- первоочередная на сегодняшний день задача психологов и педагогов.

1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии по-сттравматического стресса. — СПб.: Изд- во Питер, 2001.-268 с.

2. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. — Минск: Харвест, 2000. — 475 с.

3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. — М.: Эксмо, 2000.-281 с.

4. Пушкарев А.Л и др. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Институт психотерапии, 2000. — 110 с.

5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. — М.: Институт психотерапии, 2001. — 314 с.

6. Ксандария В. Тренинг по управлению стрессом. -М.: Эксмо, 2002. — 268 с.

7. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000. — 175 с.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 231 с.

9. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. — СПб.: Изд -во Речь, 2002. — 161 с.

10. Бодров В.А., Информационный стресс. — М.: Персе, 2000. — 322 с.

11. Тушканова О.А. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. -Волгоград: Центр психологии, 2001. — 65 с.

12. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. — М.: Класс, 1998. -486 с.

13. Пчелинцева Е.В. Коррекционно — профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. — М.: Изд -во Гном, 2000. — 31 с.

14. Тащаева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. — М.: Генезис, 2002. — 75 с.

15. Менделл Д., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. — М.: Генезис 2000. — 155 с.

16. Аршад С. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. — США: Гуманитарно благотворительный центр Сострадание. 2000. — 36 с.

СЕКТЫ — ФАКТОР УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Л.Н. КОНЯГИНА, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики МГУЛа

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с традиционной Православной церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. «Секта» слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило», «метод», «учение», «школа». Древние античные ученые этим словом обозначали философскую партию или школу, придерживающуюся нетрадиционного, особого от господствующего в то время учения, или же политическую партию меньшинства.

В христианскую эпоху слово «секта» стало применяться, прежде всего, к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учениях от вселенской церкви.

Секты были преимущественно явлением западной религиозной реальности. В России же, до тех пор пока она шла своим путем исторической православно-монархической государственности, секты были явлением редким аномальным. До 19 века в России можно вспомнить незначительные движения, группы.

cyberleninka.ru

Поведение человека в условиях стресса Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Борисов Денис

Долго думал как назвать сегодняшнюю статью потому что она затрагивает достаточно много разнообразных вопросов. Таких как: почему бывают неадекватные люди и поведение? В чем сильные и слабые стороны пессимизма и оптимизма? Как себя вести в крайне стрессовых ситуациях при тяжелых переживаниях? В таких условиях можно использовать множество названий. Все же я решил остановиться на том, «что делать если совсем хреново» потому что с точки зрения человека, пожалуй, это самое главное ибо дает практический набор рекомендаций для тех случаев которые бывают с каждым из нас. Если же говорить более академически, то сегодня вы узнаете очень много полезного про поведение человека в условиях стресса . Любого… От оскорбления в метро и невкусного завтрака до угрозы жизни. Информация уникальная. Готовы? Тогда приступим…

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Борисов Денис,

Текст научной работы на тему «Поведение человека в условиях стресса»

?УДК 008.001 БОРИСОВ ДЕНИС

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СТРЕССА.

Аннотация. Долго думал как назвать сегодняшнюю статью потому что она затрагивает достаточно много разнообразных вопросов. Таких как: почему бывают неадекватные люди и поведение? В чем сильные и слабые стороны пессимизма и оптимизма? Как себя вести в крайне стрессовых ситуациях при тяжелых переживаниях? В таких условиях можно использовать множество названий. Все же я решил остановиться на том, «что делать если совсем хреново» потому что с точки зрения человека, пожалуй, это самое главное ибо дает практический набор рекомендаций для тех случаев которые бывают с каждым из нас. Если же говорить более академически, то сегодня вы узнаете очень много полезного про поведение человека в условиях стресса.

Любого. От оскорбления в метро и невкусного завтрака до угрозы жизни. Информация уникальная. Готовы? Тогда приступим.

Ключевые слова: стресс, выживание, эмоции веществ.

Для успешного участия и выживания в рамках естественного отбора каждому из нас присущи потребности, заставляющие нас бороться за более «теплое место под солнцем». Это нужно для эволюции.

ПОТРЕБНОСТИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЭМОЦИИ. Сами по себе потребности не дают вам мотивации. К примеру вы можете понимать потребность есть меньше для того чтоб выглядеть лучше и быть здоровее. Но вы не будете это делать, если со всеми остальными потребностями (наличие полового партнера, социальный статус и т.д.) все в порядке. Зато вы очень быстро

сядете на диету, если вам скажут что без этого вы умрете через месяц. Или если вы увидите, что ваш партнер уходит к другой/другому потому что вы не красивы из за лишнего жира. ТРЕВОГА, СТРАХ, РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ.. .все эти ЭМОЦИИ ДАЮТ МОТИВАЦИЮ на определенное поведение. Поэтому если вы чего то хотите ПРОСТО ТАК, то это не будет работать, потому что тут нет эмоциональной мотивации. Для успеха нужна НЕ ПОЗИТИВНАЯ

ОЦЕНКА, а НЕОБХОДИМОСТЬ заряженная ЭМОЦИЯМИ! БОЮСЬ (могу умереть или стать инвалидом). ТРЕВОЖУСЬ (муж бросит, останусь без работы). РАДУЮСЬ (получил хорошую оценку, женщина мне дала, купил машину) и т.д. Улавливаете связь? ПОТРЕБНОСТИ — ЭМОЦИИ! Отлично. Откуда, как вы думаете, возникают эмоции? ЭМОЦИИ — это РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ!

Если в результате этого взаимодействия:

ОЖИДАНИЯ ПОДТВЕРДИЛИСЬ = ПОЗИТИВНЫЕ эмоции (получилось). ОЖИДАНИЯ НЕ ПОДТВЕРДИЛИСЬ = НЕГАТИВНЫЕ эмоции (не получилось)

НЕГАТИВ и ПОЗИТИВ реализуется через различные вещества, которые выделяются в нашем теле для того чтоб вы были более эффективные при взаимодействии с окружающей средой.Что это за вещества? Их очень много:

ОКСИТОЦИН = Снижает тревогу, мотивацию, обучение. Повышает безмятежностьи социальную привязанность (например, к супругу или ребенку) ЭНДОРФИНЫ = Положительно подкрепляют полезное достижение. Обезболивают. Выделяются во время тренировок и после прекращения стресса. ГОНАДОЛЕБЕРИН = Эйфория. Удовольствие. Подкрепление. ВАЗОПРЕССИН = Сосредоточенность на чем-то. Внимание.

КОРТИКОЛИБЕРИН = Тревога + мотивация. Работоспособность. Мотивация. МЕЛАТОНИН = антагонист гонадолиберина. Понижен, когда гонадолиберин повышен (светло).

ОПИАТЫ = Подкрепление после преодоления стресса.

Список не полный. Я написал только примерный набор основных веществ, для того, чтоб вы поняли, как много зависит от них в нашем поведении.

ПОВЕДЕНИЕ И НАСТРОЕНИЕ

Итак, ваше настроение запускается благодаря работе ВЕЩЕСТВ. Одни из них делают его хорошим, другие делают его плохим (настроение). Выработка веществ зависит прежде всего от ваших ОЖИДАНИЙ. Если они оправдываются, то вы в позитиве. Если нет, то вы в негативе.

Нужно мыслить позитивно для того чтоб настроение было всегда хорошим? А вот не так все просто, как может показаться. В каждой реакции есть свои плюсы и минусы. В том числе и в «плохом настроении».

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ = Вы развиваете

отношения с людьми и больше доверяете им

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ = Вы более

осторожны и внимательны. Вы больше думаете.

Является ли первый вариант поведения лучше чем второй? Да. В тех ситуациях, когда вас окружают такие же честные люди как вы. НО ЛЮДИ НЕ ИДЕАЛЬНЫ и честными бывают часто только до тех пор, пока им это выгодно. Если же вы будите стремиться открыто развивать отношения с людьми, которые вас постоянно обманывают, то потеряете больше чем получите. Вам это не выгодно. В таких ситуациях слишком

ОПТИМИСТИЧНОЕ поведение будет вам вредить. В таких ситуациях плохое настроение вам пойдет на пользу — снизив вашу доверчивость и глупость. Плохое настроение заставит вас быть более

внимательными обдуманным. Что в конечном счете будет вам выгодно.

В нашем теле ничего не бывает просто так. Все вещества, которые вырабатываются, делают это ради чего то (есть или была биологическая выгода от подобной выработки). Если бы 100% оптимизм был 100% выгоден, то все вокруг были бы оптимистами и честными парнями. Однако, мы знаем, что уродов вокруг не меньше чем порядочных людей. В таких условиях счастливая улыбка на лице и излишняя доверчивость вредит. Поэтому эволюция позаботилась остужать пыл таких «оптимистов» плохим настроением через воздействие таких веществ как кортиколиберин и кортизол.

Каждое вещество, которое вырабатывается для формирования эмоции в вашем теле, делает это со смыслом. Хотя порой вы не видите его и не понимаете.

Например ОКСИТОЦИН вырабатывается у кормящих матерей для того чтоб снизить тревожность и повысить привязанность к мужу. Это нужно для того чтоб

снизить стрессовое воздействие на ребенка (для его здоровья) и обеспечить доступ питательным ресурсам для выживания. Вот почему женщины в этот период становятся такими спокойными и теряют мотивацию на обучение.

Кстати если проверить уровень окситоцина в группе студентов, то он будет отличаться. Те, у кого этот уровень будет повышен как правило хуже учатся потому что более безмятежны и не переживают за свое будущее. Соответственно у них снижена мотивация на обучение но они хорошо

привязываются к другим людям (хорошие друзья, партнеры).

вырабатывается у человека во время участия в боевых действиях. Такой человек чувствует

тревогу и заряжается мотивацией на выживание. Окситоцин в такихусловиях будет смертелен. Поэтому его выработка снижена. Зато повышается выработка кортиколиберина, адреналина и других стрессовых гормонов.

Когда у вас что то получается так, как выгодно,

то вы получаете подкрпление в видеЭНДОРФИНОВ и ОПИАТОВ. Например, после тренировки или прыжка с парашютом. Эти вещества доставляют удовольствие. Это «пряник» для того чтоб вы делали то, что выгодно эволюции (вам лично). Вот почему НАРКОМАНИЯ — это так плохо. Ведь наркоман получает вещества НЕ ЗА ДОСТИЖЕНИЯ, а в обход привычной схемы. В таких условиях он теряет мотивацию что либо делать и даже порой жить. Зачем к чему то стремиться если то же самое (а то и больше) можно получить искусственно?

ПРО СТРЕСС И НЕАДЕКВАТОВ

Внешнее воздействие бывает знакомым (привычным) и НЕ ЗНАКОМЫМ (новым). В последнем случае мы называем это СТРЕССОМ. Например, когда вы разрушаете ваши мышцы на тренировке — то это стресс. Причем чтоб рост мышц происходил регулярно, стресс тоже должен происходить регулярно. Если нагрузка не будет меняться или вы не будете регулярно тренироваться, то стресса не будет и роста не будет. Когда вы стоите в пробке или горячий джигит пролез перед вами без очереди — то это тоже стресс (ваши ожидания нарушены). Если температура на улице упала до минус 20 градусов или выросла до + 40. .то это что? Правильно. Это тоже стресс.

Стресс окружает нас повсюду. Он бывает сильный. Бывает слабый. Почти всегда он порождает выработку стрессовых гормонов (веществ) для того чтоб вы смогли легче и быстрее справится с внешней ситуацией

вам в плюс. Например, они могут включить реакцию «Нападай или Убегай» без участия вашего мозга. На войне это может быть выгодно, а в ночном клубе скорее всего нет (можете убить или покалечить человека).

СТРЕСС — это новое внешнее воздействие на вас. Стресс повышает вашу ТРЕВОЖНОСТЬ

и ВНИМАНИЕ. Это помогает выживанию и приспособлению к новым условиям. Когда новичок сидит за рулем автомобиля — он учится в сотни раз быстрее, чем когда сидит за партой. Стресс делает множество разных вещей с вашим организмом. Например, снижает половой и пищевой инстинкты.

Когда человек не знает как ему реагировать на новый стресс, то он часто ведет себя НЕАДЕКВАТНО! Что это значит? Это значит что ведет себя бессмысленно с биологической точки зрения. Самый простой пример — это

когда вы бессмысленно вертите ручку в руках, чешете голову или заикаетесь во время экзамена. Бывают и более ярко выраженные примеры неадекватности. Например, если мужика во время секса с любовницей застала жена он может вскочить и начать петь песню или материться. Бывает люди что то бубнят себя под нос, машут руками и др.

Почему люди делают такие бессмысленные вещи? Потому что они НЕ ЗНАЮТ что нужно делать в новой (не знакомой) для них ситуации. Не зная что делать мозг заставляет их делать хоть что то знакомое. для успокоения.

Все высшие животные, в том числе и человек, имеют определенный набор ДЕЙСТВИЙ (Физический Комплекс Действий =

ФКД) в ответ на ПУСКОВОЙ СТИМУЛ. Например если вы голодны (знакомый пусковой стимул) то запускается ФКД поиска пищи (вы идете сначала к плите, потом лезете в холодильник, потом можете

пойти в магазин или к соседу и т.д.). Если вы видите перед собой красивую женщины (пусковой стимул), то запускается ФКД флирта. Если вам нужно сдать экзамен, то вы озвучиваете верный ответ (ФКД). Но а что будет если экзамен очень нужно сдать чтоб не забрали в армию, а ответа вы не знаете? Т.е. есть очень сильная мотивация сделать действие, а стимул (правильный ответ для озвучивания) не найден. В таких условиях будет происходить СМЕЩЕННАЯ АКТИВНОСТЬ (человек делает не целесообразные действия — заикается, крутит ручку, чешет голову и т.д.)

ПУСКОВОЙ СТИМУЛ найден (знакомое) = запуск знакомого ФКД ПУСКОВОЙ СТИМУЛ НЕ НАЙДЕН = СМЕЩЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Когда вы видите человека совершающего

глупые и бессмысленные действия. То чаще всего это означает то, что

он не знает как правильно себя вести в данной ситуации. Очень часто это становится особенно заметно под алкоголем или наркотой. В таких условиях сознательное работает слабо и не может помочь в маскировке человеческой беспомощности.

ВЫВОД: СТРЕСС ВЫЗЫВАЕТ АДАПТАЦИЮ. Однако если пусковой стимул не найден (слишкомне знакомый стресс), а мотивация на преодоление стрес са очень сильна, то человек будет выполнять любую другую более привычную активность взамен верной.

Проблема не в стрессе, а в его количестве и контроле. Если стресса

СЛИШКОМ МНОГО (размер, длительность),

или стресс НЕ ВОЗМОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ

то это ПЛОХО! Потому что вместо адаптации к стрессу происходит разрушение и ослабление вашей системы.

Если нагрузка в тренажерном зале слишком избыточна (стресс), то ваше тело не будет расти, а войдет в перетрен (плато). Стресс должен быть достаточным (подконтрольным) а не избыточным (разрушение).

Если вам будут платить деньги за работу без системы (то платят, то не платят), то это тоже будет стресс. Ситуация, которую вы не контролируете. Если вас связать, то ваш контроль над ситуацией будет снижен до минимума (сильнейший стресс и подавленность). Вот почему для того чтоб раздавить человека в первую очередь нужно лишить его свободы. Нужно

ограничить его возможности по контролю окружающей действительности. Это подавляет и подчиняет.

ВЫВОД: ДЛЯ ТОГО ЧТОБ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ХОРОШО НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Без этого стресс будет

избыточным и навредит.

Причем этот контроль не обязательно должен быть объективным. субъективно контролировать тоже можно, потому что в данном случае речь идет о вашем (внутреннем) состоянии а не о внешнем. Вот в такой ситуации оптимизм может помочь человеку преодолеть стресс.

Например, если вы связанны и вас избивают кнутом, то сжав тряпку или палку зубами вы увеличиваете свой контроль над ситуацией и боль снижается. Эффект психологический,

конечно. Но он замечательно работает. Не можешь контролировать все,

контролируй хоть что то! И думай над этим.

Вот почему, когда вы на зоне очень важно делать то, что можно делать. Отжиматься — не отжиматься. Учиться — не учиться. Чистить зубы — не чистить зубы.Все это вы решаете. Вы можете это сознательно контролировать, а можете нет. В первом случае вам будет становится лучше. Во втором случае вам будет становится хуже с каждым днем. Если у вас нет контроля вообще над ситуацией (не понятна закономерность стресса) то наступает выученная беспомощность (депрессия, торможение, забитость, реакция затаивания, подавление

воли). Ваша управляемость повышается. Вот почему в армии деды заставляют «хоронить окурки» и бессистемно качают духов. Все это способы добиться выученной беспомощности по причине полного отсутствия контроля у нового призыва над

ситуацией. Это повышает их управляемость. То же самое часто делаю опытные руководители со своими работниками (обратная сторона медали — снижение инициативы и развития персонала).

Часто, когда у нас нет контроля над ситуацией, мы пытаемся контролировать хоть что то безсознательно. Тогда получается смещенная активность. Чешем голову, вертим ручку, заикаемся и др.

Однако СОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ тех вещей,

которые вы можете контролировать дает гораздо больше успокоения, чем безсознательный. Т.е. вы должны придумать то, что в данной ситуации под вашим контролем и не навредит. Затем выполнить это действие.

Это добавит успокоения. Вам станет легче.

Причем даже если вы полностью обездвижены (чудовищный стресс для обычного человека), у вас есть возможность контролировать свой разум. Вы можете в уме делать миллион вещей, которые

можно не делать. Это ваш контроль над ситуацией. Если вы будете делать такие вещи, понимая, что они зависят от вас а не от других людей, то ваше самочувствие будет улучшаться.

ЛУЧШИЕ СПОСОБЫ УЛУЧШИТЬ САМОЧУВСТВИЕ

Итак, давайте разберем самые эффективные способы и вещества для улучшения вашего самочувствия.

МЕЛАТОНИН нужно понизить (он вырабатывается в темноте для засыпания) потому что он блокирует гонадолеберин (эйфорию).

Поэтому, в темное время суток люди чаще всего более пессимистичны, чем в светлое. Откройте шторы и посмотрите на яркую лампочку или солнце — это «прочистит» вам мозги от плохого настроения.

ОПИАТЫ нужно поднять (только не наркотиками) с помощью таких подконтрольных стрессов. Баня, тренировка, Прыжок с парашютом. Опиаты — вещества для подкрепления вашего успеха. Чем их больше, тем лучше вы себя ощущаете. Если вам плохо — прыгните с тарзанки. Вполне возможно все изменится.

ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО РАЗРЕШЕНО. Не ленитесь делать то, что под вашим контролем. Это улучшает самочувствие. Внушите себе, что это делает вас хозяином ситуации. Умывайтесь, отжимайтесь, Переоденьтесь, Читайте и т.д.

ГРУММИНГ. Это действия направленные на очистку поверхности тела у животных (почесывания, поглаживания, обнимания,

вымывания и т.д.) Механизм прописан очень глубоко в генетическом коде. Когда ребенок или девушка волнуются — стоит их погладить и они успокаиваются. Мы делаем это на автомате так же как другие

приматы. И это работает. Не пренебрегайте умыванием и расчесыванием по

утрам. Если у вас все плохо — потрите виски и лицо руками. Вполне возможно вы почувствуете, что не все так плохо как казалось раньше.

АЛКОГОЛЬ. Вообще я очень не люблю алкоголь, потому

что он крайне вредный для нашей физиологии. Однако иногда алкоголь может быть очень полезным для вашей психологии, чтоб не сойти с ума. Алкоголь — это самый лучший стресс-протектор сразу после сильнейшего стресса. Например, если у вас на глазах убили близкого человека — то вам полезно будет напиться в этот день. На следующий нельзя. Постоянно нельзя. Но в этот день, если вам очень плохо, то можно.

СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ. Если очень тезисно, то почувствуйте себя часть социальной группы и вам станет значительно легче. Желательно чтоб группа была успешной. Для этого можно завести себе хобби или стать фанатом спортивной команды или даже стать истовым патриотом или завести новую девушку. Главное ощущать, что ты не одно. Тогда тебе станет лучше.

1. Понятие стресса. 3

2. Психологические признаки стресса. 5

3. Динамика развития стрессового состояния. 6

4. Влияние стресса на поведение и деятельность человека. 9

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он заработал в два раза больше, другого обокрали — он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение человека, в том числе и криминогенное влияние.

1. Понятие стресса

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения».[1]

Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.[2]

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.[3] Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс — положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

2. Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

3. Динамика развития стрессового состояния

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье.[4] За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выглядит следующим образом. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует бурный активности, сопровождающейся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.

Однако часто, несмотря на повышенную мобилизацию ресурсов, человек не находит позитивного разрешения ситуации, поиск новой тактики и стратегии поведения затягивается. В этом случае развивается дистресс, который в обыденном сознании, собственно, и связывают со стрессом. Для данного периода характерно появление элементов дезорганизации целенаправленного поведения: совершение случайных, необдуманных действий и ошибок, неоправданный риск, пассивное пережидание и др. Именно в этот момент люди обращаются за помощью к окружающим. Проблему на этой стадии часто может разрешить, например, телефонный звонок, подсказка, совет, просто участие.

Однако если затруднение по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. К ним относятся в первую очередь неврозы — обратимые состояния, связанные с нарушением психологических, эмоциональных и мотивационных компонентов деятельности. Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. — все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психические расстройства.

Человек, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов и т.д. Причем в таких случаях страдают не только окружающие, но и сама "зловредная личность".

Подобные нарушения либо перерастают, в конечном счете, в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь плачевным результатам.

4. Влияние стресса на поведение и деятельность человека

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).[5] В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность и др.

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. Затем стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 1999.

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. — Санкт-Петербург, 2003.

3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4

4. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПБ, 2003.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.1., — М., "Просвещение", 1994.

1 Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994

2 Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4

3 Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 1999.

4 Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4

5 Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 1999.

xreferat.com