Специалисты

Признаки психических расстройств у взрослых

23.05.2018

Лунатизм у детей и взрослых: причины, лечение, признаки

Лунатизм – это измененное состояние сознания человека, то есть сон, при котором люди ходят и совершают движения, не осознавая и не контролируя их. Поэтому в медицине используется латинский термин сомнамбулизм, точно отражающий суть этого явления, ведь он переводится как “снохождение”.

Если за человеком, больным лунатизмом. наблюдают люди, они видят как спящий поднимается с кровати и начинает одеваться, ходить по комнате, перемещать вещи или легкую мебель, также он может выйти из дома и направиться “погулять” по улице. Такие “путешествия” могут закончиться благополучно и сомнамбулы возвращаются под утро в свою кровать, а могут завершиться плачевно – больные получают увечья и травмы (25 %) или погибают (могут “выйти” в окно, забраться на высокие здания, стукнуться головой, сильно упасть, попасть под машину – 0, 02%).

Данное явление не редкость, как принято считать, на Земле каждый 50-й человек пережил в жизни хотя бы один эпизод лунатизма.

Основные объективные признаки болезни:

  • человек спит, но глаза у него при этом открыты;
  • во время движения пациенты задевают шкафы, стулья, столы, могут спотыкаться и падать;
  • лицо сомнамбулы маскообразное, бесстрастное;
  • обращение к ним больные не слышат;
  • по пробуждении пациенты ничего не помнят или дезориентированы под впечатлением размытых и отрывочных воспоминаний.
  • Приступы лунатизма в среднем составляют 10-25 минут, у некоторых людей они длятся пару секунд, а у других могут занимать от часа и даже больше.

    В официальной медицине сомнамбулизм

    относится к расстройствам сна, не имеющим органической патологии. Он входит в группу болезней с кодом F51.

    Когда нарушения сна и бодрствования характеризуются как стойкие и постоянные для точного диагноза используется этот код в сочетании с кодом фонового основного заболевания (психических или соматических расстройств). Если же в основе болезни лежат невротические и эмоциональные факторы, снохождение обозначается символами – F51.3.

    Причины возникновения

    Почему появляется заболевание? Это вопрос до конца не изучен. Предположения о том, что провоцирует изменение равновесия между процессами возбуждения и торможения у сомнамбул носят теоретический характер, неподтвержденный достаточным количеством практических исследований.

    Американские ученые выдвинули версию о наличии в человеческом организме особого фрагмента 20-ой хромосомы ДНК, который способствует развитию лунатизма. Их исследования показывают, что эта хромосомная часть увеличивает риск развития заболевания на 50%.

    Однако, выявить конкретный ген-носитель этой мутации ученому сообществу не удалось. Кроме этого, оно не исключает возможность того, что вызвать сомнамбулизм могут одновременно несколько генетических структур. Поэтому причины и лечение снохождения основаны на анализе эмпирических данных, а проще говоря, на опыте врачей и их практических наблюдениях.

    Факторами, провоцирующими болезнь, являются:

  • незрелость (у детей) или функциональные нарушения работы ЦНС (у взрослых);
  • психоэмоциональные проблемы: повышенная тревожность или мнительность, фобии, хронический стресс, психические травмы, неврастения;
  • мигрень, головные боли напряжения;
  • низкие адаптационные способности при необходимости постоянной акклиматизации (переезды, командировки и т.п.);
  • наследственность (частые случаи носительства болезни в семье);
  • эпилептические состояния;
  • ушибы, контузии или сотрясения головного мозга;
  • бессонница;
  • обостренная метеочувствительность;
  • повышенные умственные нагрузки или выполнение дел, требующих внимания и ответственности;
  • острые инфекции или хронические болезни.
  • Как эпизодическое явление, повторяющиеся 1-2 раза в год, лунатизм поражает около 30% малышей от раннего до школьного возраста. Постоянной проблемой снохождение выступает только у 5% детей.

    Чаще всего недуг обнаруживает себя в возрасте 6-ти лет и старше. Хотя встречаются и случаи раннего лунатизма (в 2-4 года). Распространенность его среди мальчиков больше, чем среди девочек.

    Симптомы лунатизма в возрасте 20-50 лет и старше появляются достаточно редко, обычно на фоне хронических патологий:

  • новообразований или травм головного мозга;
  • вегетососудистых расстройств и дегенеративных процессов в нервных клетках;
  • бронхиальной астмы;
  • болезни Паркинсона;
  • сахарного диабета;
  • психических расстройств (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза);
  • сосудистых патологий (атеросклероза, аневризм);
  • наркомании и (или) алкоголизме.
  • Иногда развитие приступов снохождения провоцируется приемом лекарств: психотропных, нейролептических, снотворных, седативных или тонизирующих препаратов, чрезмерными нагрузками на работе, длительным отсутствием сна, авиаперелетами, эмоциональными стрессами.

    Способов, как избавиться от лунатизма, множество.

  • Для истинной формы болезни (неорганической) нужны консультации и занятия с психологом.
  • В большинстве случаев сомнамбулизм не требует медикаментозной терапии, если он не вызван травмами, болезнями головного мозга или внутренних органов. С целью исключить их проводится всестороннее обследование ребенка или взрослого человека, с применением ЭЭГ (электроэнцефалограммы), рентгена, МРТ, биохимических и общих анализов крови, тестов на гормональный фон и др.
    • Для выявления снохождения по причине эмоциональных нарушений, хронической усталости, неврозов или депрессий важно проконсультироваться с психотерапевтом или психиатром. Эти специалисты помогут выявить глубинные проблемы, спровоцировавшие лунатизм и определят, как лечить болезнь. Подобрав специальные коррекционные техники и терапевтические упражнения, они дадут больным возможность осознать первопричину сомнамбулизма и выработать способы для ее устранения, а также для восстановления нормального состояния психики.
    • Фармакологические средства в лечении этого заболевания используются редко, при наличии сопутствующих психических нарушений или стойких функциональных расстройств в работе нервной системы или при органических патологиях.

      Меры безопасности для страдающих лунатизмом

      1. Соответствующая обстановка в спальне (режущие, колющие, бьющиеся предметы на ночь убираются).

      2. На окна ставятся решетки.

      3. Внутренняя дверь комнаты оснащается колокольчиком, наружная надежными замками.

      psihbolezni.ru

      Особенности и методы лечения психических расстройств у детей

      Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез — отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

      Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

      • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
      • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
      • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
      • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
      • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.
      • Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

        Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

        У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

      • ранний — до трех лет;
      • дошкольный – до шестилетнего возраста;
      • младший школьный – до 10 лет;
      • школьно-пубертатный – до 17 лет.
      • Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

      • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
      • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
      • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
      • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
      • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
      • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.
      • Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

        У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

        Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

        Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

      • познавательные способности и память;
      • восприятие и внимание;
      • речевые навыки;
      • контроль над инстинктивными потребностями.
      • Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

        Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

        Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

        Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

        Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

      • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
      • постоянно отвлекается;
      • импульсивен;
      • несдержан и болтлив;
      • не доводит начатое до конца.
      • Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

        Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

        Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

        Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

        Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

        При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

        Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

        Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

      • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
      • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
      • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
      • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
      • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.
      • Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

        Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

        В лечении детей используются:

      • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
      • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
      • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.
      • В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

        Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

        neurofob.com

        Виды психических расстройств у мужчин

        Психические расстройства могут иметь самые различные симптомы, зависящие как от возраста и пола, так и от многих других факторов. Психические расстройства у мужчин могут встречаться довольно часто. Заболеваемость в течение жизни может составлять около 30%.

        Часто встречающиеся психические расстройства у мужчин

        Наиболее распространенными психическими заболеваниями, встречающимися у мужчин, являются шизофрения, маниакально-депрессивный синдром, невротические состояния и всевозможные фобии. Симптомы многих заболеваний уже известны врачам, поэтому они могут своевременно оказать больному помощь в сохранении психического здоровья. Однако зачастую многие случаи психических заболеваний остаются не выявленными и не вылеченными. Немногие больные решаются посетить психиатра. Некоторые пациенты предъявляют жалобы на ухудшение соматического состояния, не делая при этом упор на психоэмоциональные проявления, поэтому лечением заболевания занимаются не психиатры. Например, у людей с хроническими болезнями часто возникает аффективное расстройство. Неврологические заболевания, к которым относится болезнь Паркинсона, и инсульт часто ассоциируются с психическими.

        Согласно статистике психические расстройства у мужчин возникают чаще, чем у женщин. У мужчин могут возникать алкогольные и травматические психозы. Некоторые заболевания наиболее часто встречаются в молодом возрасте, другие, напротив, проявляются в старости. Сколь разнообразны причинные факторы, столь разнообразны и типы психических заболеваний. Некоторые болезни возникают спонтанно и носят временный характер, например травматический психоз. Другие же заболевания развиваются постепенно, например шизофрения, старческие или сосудистые психозы. Третьи болезни могут обнаруживаться в раннем возрасте и не прогрессировать в течение всей жизни. Некоторые психологические заболевания могут протекать в виде приступов или фаз, переходящих в стадию ремиссии.

        Появление расстройств мужской психики может приводить к развитию серьезных заболеваний в зрелом возрасте, таких как шизофрения, суицидальные наклонности и аддиктивное расстройство.

        Стоит заметить, чем раньше будет поставлен диагноз, тем эффективнее будет терапия психопатологического нарушения.

        Например, при выявлении шизофрении на первой стадии врач может давать благоприятные прогнозы на будущее. Первые признаки этого расстройства могут быть несвойственны этому заболеванию.

        Не менее распространенной среди мужчин является депрессия, способная привести к более тяжелым последствиям. Именно с ней связаны суицидальные наклонности, проблема эта существует во многих странах и стоит на третьем месте в списке причин смертности среди молодых людей. Поэтому очень важно вовремя обнаружить симптомы заболевания и предотвратить возникновение несчастных случаев.

        Однако чаще всего психические расстройства встречаются у пожилых мужчин. В течение жизни люди переносят множество стрессовых ситуаций, способных привести к нервному срыву, который случается, как правило, в старшем возрасте. Связано это со снижением защитных свойств организма. Важную роль при этом играет жизненная позиция человека. Чем шире интересы человека, тем уравновешеннее и спокойнее он становится. Это помогает ему легко противостоять всем жизненным невзгодам и сохранять психическое здоровье надолго. У человека, живущего на благо общества, защитные силы организма намного выше, чем у людей, живущих ради себя.

        Кроме того, пожилых мужчин могут пугать физические неудобства, связанные с возникшими у них заболеваниями и изменением отношения окружающих к ним. Подобные эмоции в будущем могут менять личностные характеристики человека, его отношение к себе, окружающим людям, что может привести к возникновению невроза. Психические заболевания в пожилом возрасте трудно поддаются лечению. Пожилым сложно приспособиться к новым условиям, даже переезд в новую квартиру может привести их к стрессу.

        Соматические заболевания также могут приводить к возникновению психических расстройств, их проявления и способы лечения зависят от вида заболевания и его стадии.

        Чаще всего соматические заболевания сопровождаются невротическими расстройствами. Как правило, помимо основного заболевания у человека возникает так называемый астенический синдром. Пациент слабеет, становится раздражительным и вялым, часто жалуется на утомляемость и бессонницу, головные боли. Больных начинают раздражать свет и громкие звуки. Астения часто сопровождается чувством беспокойства и беспричинного страха. Течение заболевания зависит от вида заболевания, особенностей характера человека. Часто при астении может возникать раздражительная слабость. Такие психические расстройства также требуют немедленного лечения.

        Признаки шизофрении и течение заболевания

        Шизофрения может иметь множество клинических проявлений, однако существуют симптомы, свойственные только этому психическому расстройству, связанные с тем, что с течением болезни человек теряет некоторые личностные характеристики. К этим симптомам относится аутизм — замкнутость, при которой человек теряет интерес ко всему окружающему, полностью погружаясь в собственные переживания. С людьми, страдающими аутизмом, бывает сложно наладить контакт, им более комфортно наедине самим с собой.

        Шизофренику бывает трудно работать или учиться, ведь это требует от него больших усилий. Чаще всего шизофрения вынуждает человека отказаться от учебы или работы. Со временем человек становится пассивным, безынициативным. Он ничем не занимается, не следит за собой, не выходит из дома, проводя большую часть времени лежа. Заставить шизофреника выполнять какую-либо работу бывает весьма проблематично. Однако при всем при этом больной шизофренией нуждается в поддержке близких.

        Шизофрения затрагивает и мышление человека, у него возникает множество мыслей, в которых он путается. Со временем мыслительная деятельность человека становится нелогичной и непродуктивной. Для таких людей характерны непонятные высказывания. Приведенные выше симптомы шизофрении могут сочетаться с галлюцинациями, бредом, неврозами и двигательными нарушениями. Как и любое другое заболевание, шизофрения включает несколько этапов. Наиболее разнообразны симптомы на начальном этапе развития болезни — это и тревожное состояние, и плохое настроение, и астения, и растерянность.

        В дальнейшем болезнь может иметь периодический или непрерывный характер течения. При непрерывном развитии шизофрении можно ослабить симптомы и снизить их выраженность. При приступообразном течении болезни у больного наблюдаются периоды ремиссии и обострения. Прием лекарственных препаратов помогает человеку вести привычный образ жизни и уменьшить количество приступов.

        Клинические проявления невротических расстройств

        Неврозы — часто встречающееся психическое заболевание. В современной психиатрии под словом «невроз» понимают расстройства, имеющие следующие общие черты: критическая оценка своего состояния, функциональные нарушения работы головного мозга, возможность определения момента возникновения болезни.

        Невроз может возникнуть на фоне психотравмирующих факторов (стрессов, психологической травмы) при соматических заболеваниях, переутомлении. Однако к психиатру обращается лишь малая часть таких больных, остальные же безуспешно пытаются вылечиться у других специалистов. Неврозы чаще всего возникают у мужчин педантичных, тревожных и мнительных.

        Обсессивно-компульсивные расстройства — один из видов неврозов. Он характеризуется стремлением к выполнению какого-либо действия, размышлению на абстрактные темы. Человек пытается сопротивляться этому побуждению, идущему изнутри. Навязчивые состояния проявляются обсессиями (навязчивыми мыслями) и компульсиями (действиями). Они могут быть нейтральными или сопровождающимися страхом. Человек может сомневаться в правильности выполненных действий — выключения приборов, запирания дверей и т.д. Из-за своих сомнений больной вновь и вновь проверяет сделанное. Не менее распространенным является страх перед каким-либо заболеванием. Навязчивые действия часто сопровождаются навязчивыми мыслями. Неврозы могут мешать повседневной жизни человека.

        Признаки тревожных расстройств

        Основным проявлением таких расстройств является тревога и необоснованный страх. Наиболее распространенными тревожными расстройствами являются панические атаки. У больного внезапно возникает чувство тревоги, учащенное сердцебиение, чувство стеснения в груди, нехватка воздуха. Человек боится смерти и катастроф. Панические атаки, как правило, длятся около получаса. При повторении данных симптомов у человека может развиться страх перед ситуациями, вызывающими приступы.

        Социальным фобиям присущ страх перед публичными выступлениями и плохой оценкой окружающих. Чаще всего подобные расстройства встречаются у юношей и может сочетаться с депрессией или паническими атаками. В некоторых случаях тревожные расстройства могут переходить в хроническую форму.

        Поделитесь ей с друзьями и они обязательно поделятся чем-то интересным и полезным с Вами! Это очень легко и быстро, просто нажмите кнопку сервиса, которым чаще всего пользуетесь:

        kakbik.ru

        Клептомания у детей и взрослых: лечение, причины, признаки

        Клептомания — это спонтанная (внезапно возникающая) потребность воровать чужие вещи. Мысль о краже становиться для больных людей смыслом существования, эта страсть отличается постоянством, проявляется в любой ситуации и доставляет массу неприятностей как самому больному, так и окружающим.

        Официальная медицина относит клептоманию к расстройствам привычек и влечений. В медицинской классификации болезней она относится к рубрике F63.

        В ней заболевание описывается как постоянное расстройство, которое проявляется в результате сочетания определенных внешних (благоприятных обстоятельств) и внутренних факторов (острого влечения к воровству), приводящих к краже.

        Рационального объяснения своим действиям клептоманы дать не могут, их огорчает собственное поведение, но возможности контролировать влечение у них нет, болезнь полностью владеет их сознанием и оделяет поступки.

        Почему развивается болезнь? Этот вопрос остается открытым для медицинской науки. Существует только теоретическое (недоказанное практическими опытами) предположение о причинах заболевания.

        В психиатрии принято считать, что поведение клептомана вызывается дефицитом гормона хорошего настроения — серотонина. Поэтому большую часть времени он пребывает в угнетенном депрессивном состоянии и может выйти из него в момент стрессовой ситуации (воровства), когда в кровь выбрасывается гормон дофамин, вещество вызывающее реакцию удовольствия. Больные клептоманией таким образом компенсируют отсутствие положительных эмоций и, стремясь к эйфории, впадают в зависимость, поэтому увлекаются кражами все больше и больше.

        К провоцирующим факторам, способствующим развитию расстройства относятся:

        • психозы и неврозы;
        • депрессии или апатии;
        • черепно-мозговые травмы;
        • гормональные сдвиги (беременность, пубертат, климакс);
        • олигофрения или старческая деменция;
        • опухолевые процессы в мозге или его дегенеративные изменения (атеросклероз);
        • особенности темперамента и характера человека (стремление к асоциальному или девиантному поведению).
        • Клинические проявления заболевания заключаются:

          1. в возникновении неконтролируемого желания украсть, которое сопровождается усиленным сердцебиением, двигательным возбуждением и беспокойством больных, потливостью, тревожностью;
          2. в самом процессе воровства, совершая его, пациенты испытывают удовлетворение и удовольствие;
          3. в чувстве раскаяния и стыда спустя некоторое время после кражи.

          Отличить истинную клептоманию от осознанного воровства можно по следующим признакам:

        • поведение больных отличается импульсивностью, они крадут даже в самых неподходящих ситуациях, у близких, друзей и прохожих;
        • у них отсутствует планирование кражи, выжидание безопасных обстоятельств, воровство происходит даже, если клептоманы предполагают что их разоблачат на месте;
        • предметы кражи не имеют большой материальной ценности;
        • клептоманы испытывают не страх перед наказанием за воровство, а эмоциональный дискомфорт и стыд за свои поступки.
        • Детская клептомания часто выявляется в дошкольных учреждениях. Воспитатели замечают пропажу игрушек из общего пользования и складирование их больным ребенком в укромных местах.

          Причинами такого поведения может быть желание единоличного владения понравившимся предметом, дефицит игрушек дома, конфликтные отношения со взрослыми и сверстниками, импульсивный характер малыша.

          Часто такая зависимость развивается в подростковом возрасте, когда начинаются бурные гормональные перестройки в организме. В этих случаях дети из благополучных и обеспеченных семей могут проводить “ревизии” родительских кошельков и карманов, воровать в гостях у сверстников, в школьном классе, магазинах.

          У детей лечение клептомании психотерапевтическими методами может привести к полному избавлению от неприятной зависимости. Для этого необходимо пройти ряд психотерапевтических мероприятий и курс коррекции поведенческих реакций.

          Ругать и поучать детей и подростков с клептоманией не рационально, это не даст положительных результатов, а только ухудшит состояние больных. При малейших подозрениях на заболевание необходимы консультация и лечение у специалиста (медицинского психолога, психотерапевта или психиатра).

          Портрет зрелого клептомана включает такие черты как:

        • стремление к одиночеству, закрытость, стеснительность;
        • заниженная самооценка, низкая мотивация к достижениям и успеху;
        • стремление выглядеть законопослушным, порядочным человеком.
        • Медикаментозные методы терапии клептомании применяются как вспомогательные (психотропные, седативные и антидепрессивные средства), основным же и действенным способом избавления от назойливой зависимости является психотерапия.

          Это поведенческое расстройство требует внимательного и терпимого отношения со стороны близких, люди с клептоманией не имеют злого умысла, они невольные пленники этой зависимости и сами хотят от нее избавиться.

          Признаки психических заболеваний у детей (часть 1)

          Родителям очень сложно идентифицировать психические заболевания у своих детей. В результате многие дети, которые могли бы вовремя начать лечение, не получают необходимую помощь. Специалисты клиники Майо помогут понять, какими могут быть признаки психических расстройств у детей, и посоветовать, как можно помочь своему ребенку справиться с ситуацией.

          Почему родителям так сложно определить психическое заболевание у детей

          Это обычное явление, когда ребенок успевает войти во взрослую жизнь прежде, чем удается определить, есть ли у него психическое заболевание. К сожалению, многие родители не знают, какими бывают признаки и симптомы психических заболеваний у детей. И хотя многие взрослые знают определенные сигнальные флажки, все равно они далеко не всегда могут отличить признаки реальной проблемы от нормального детского поведения. Можно, конечно, порассуждать, что в определенные моменты своей жизни каждый ребенок показывает некоторые из этих признаков. Но все не так просто. Очень часто препятствием для обращения родителей за медицинской помощью для ребенка, по отношению к которому возникли подозрения на психическое заболевание, могут быть опасения по поводу его стигматизации (негативного выделения обществом индивидуума из социальной группы), связанной с психическими заболеваниями, применения некоторых лекарственных препаратов и стоимости лечения.

          Какие проблемы переживают дети с психическими расстройствами?

          Дети могут страдать целым рядом психических заболеваний, испытывая определенный комплекс проблем.

          Тревожные расстройства. Дети, которые страдают тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальные фобии и генерализованное тревожное расстройство, испытывают постоянное беспокойство, которое мешает их повседневной жизни.

          СДВГ (ADHD). Такое состояние обычно состоит из комбинации проблем, таких как трудности поддержания внимания, гиперактивность и импульсивность поведения.

          Аутизм. Аутизм — одна из самых серьезных проблем в развитии, входящих в группу так называемых расстройств аутистического спектра, которые проявляются в раннем детстве (как правило, в возрасте до трех лет). Хотя симптомы и степень тяжести меняются, все расстройства аутистического спектра влияют на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

          Расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия, булимия и переедание, являются серьезными расстройствами психики. Дети могут стать настолько заняты вопросами питания и веса, что не смогут сосредоточиться на других, более серьезных проблемах.

          Расстройства настроения. Расстройства настроения, такие как депрессия и биполярное расстройство, могут заставить ребенка испытывать стойкое чувство подавленности или экстремальные перепады настроения.

          Шизофрения. Это хроническое психическое заболевание вызывает у ребенка потерю связи с реальностью (психоз).

          Какие тревожные признаки психического заболевания у детей?

          Признаки, предупреждающие что у ребенка может быть психическое заболевание:

          Изменения настроения. Присмотритесь к ребенку внимательнее, если вы заметили, что он в течение двух недель и более печален или у него проявляются серьезные перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома и в школе.

          Непреодолимые чувства. Чувство непреодолимого страха без причины может сопровождаться сильным сердцебиением, учащенным дыханием. У ребенка также может появиться сильное беспокойство и боязнь, которые могут мешать ему в повседневной жизни.

          Изменения в поведении. Они включают в себя кардинальные изменения в поведении или личности, а также опасное или неконтролируемое поведение. Частые драки с применением оружия или высказывание желания тяжело ранить других детей также являются предупреждающими признаками.

          Трудности с концентрацией. Ищите признаки проблем с фокусировкой или с усидчивостью, оба эти признака могут привести к ухудшению успеваемости в школе.

          Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частые рвоты или использование слабительных средств может указывать на расстройство пищевого поведения.

          Физический вред. Иногда нарушения психического состояние здоровья приводит к мысли о самоубийстве или к фактическим попыткам членовредительства или самоубийства.

          Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети, пытаясь справиться со своими чувствами, начинают употреблять наркотики или алкоголь.

          Что следует делать, если возникли подозрения, что ребенок страдает психическими проблемами?

          Если вы обеспокоены психическим здоровьем своего ребенка, обратитесь к врачу. Опишите его поведение. Поговорите с учителем своего ребенка, близкими друзьями или другими знакомыми, чтобы узнать, замечают ли они изменения в поведении вашего ребенка. Поделитесь этой информацией с врачом.

          zdorovo.ua