Специалисты

Признаки умственной отсталости в 3 года

04.04.2018

Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость

Из словарей и энциклопедий

Большой психологический словарь

Умственная отсталость (англ. mental retardation) — стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию (причины).

Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos — немногий + phren — ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несформированностью личности в целом.

Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ &8804; 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый телом, вялый) — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

Дебильность (от лат. debilis — увечный, слабый) — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с.; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с., возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофренического слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенилкетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

Психологическая энциклопедия

Умственная отсталость (mental retardation)

История развития понятия «умственная отсталость»

Понятие «У. о.» является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце XVII в. наблюдатели стали замечать принципиальное различие между психически больными и умственно отсталыми людьми. Французский ученый Эскироль постулировал, что осн. различие между У. о. и помешательством состоит в том, что первая связана с процессом развития индивидуума. Эскироль предложил первую систему классиф. умственно отсталых, к-рая в целом соответствует совр. категоризации глубокой, тяжелой и умеренной степени задержки психич. развития.

В начале XX в. французское министерство просвещения поручило Альфреду Бине разработать метод выявления детей, к-рые не смогут справиться с общеобразовательными учеб. программами. Метод Бине, предложенный для скрининга У. о., стал первым тестом оценки уровня интеллекта. Первая шкала Бине-Симона была опубликована в 1905 г. Редакция 1908 г. ввела понятие «умственный возраст».

Льюис Тёрмен из Стэнфордского университета перевел и переработал шкалу Бине-Симона, опубликовав ее в 1916 г. как Шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине. В нее был введен «коэффициент интеллекта», или IQ: отношение умственного возраста индивидуума к его хронологическому возрасту, умноженное на 100 (IQ = УВ : ХВ х 100). Это технически упростило сравнение интеллекта у разных людей.

Важность этих ранних работ по тестированию интеллекта трудно переоценить. Во-первых, они дали конкретный, надежный, практический метод оценки умственного функционирования индивидуума. Во-вторых, этот метод сделал возможным количественное определение различий между конкретными людьми. В-третьих, тонкие градации, к-рые позволял уловить тест IQ, указывали на то, что существует много людей, интеллект к-рых располагается между средним для популяции уровнем и тяжелой степенью У. о. Т. о. была официально открыта и признана градуировка У. о. (или психич. задержки).

В 30-40-е гг. начались дискуссии о причинах У. о. Большой цикл «близнецовых исслед.», в к-рых сравнивались интеллектуальные способности монозиготных и дизиготных близнецов или монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, позволил предположить, что фактор наследственности играет доминирующую роль. Др. исследователи, напр., Нэнси Бейли и Р. А. Спитц утверждали, что IQ не является фиксированным или постоянным и что окружение индивидуума может оказывать сильное влияние на развитие интеллекта. К 50-м гг. общепринятым стал интеракционистский подход к пониманию задержки психич. развития.

Современное понятие задержки психического развития

Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD), термином задержка психич. развития (mental retardation) обозначается «общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью адаптивного поведения, проявившееся в период развития». Для постановки диагноза задержки психич. развития требуется соответствие 3-м критериям.

— Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического показателя удовлетворяют первому критерию диагноза.

— Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва.

— Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для отличения задержки психич. развития («умственной отсталости») от ряда др. расстройств, для к-рых тж характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить.

Определение задержки психич. развития, предложенное AAMD, имеет неск. важных коннотаций. Во-первых, это определение относится только к умственному развитию на данный момент и не декларирует необратимость расстройства. Во-вторых, двухмерность дефиниции (низкий интеллект и дефицит адапт.) важна, поскольку она исключает диагностику социально компетентного индивидуума в качестве умственно отсталого лишь на том основании, что у него низкие показатели теста IQ. Наконец, предложенное AAMD определение учитывает контекст развития и подчеркивает необходимость оценки успешности выполнения заданий, адекватных для возрастной категории испытуемого.

Степени умственной отсталости

Со времени появления теста интеллекта, классиф. У. о. основывается практически исключительно на уровнях IQ. Г. Дж. Гроссман разработал ставшую общепринятой систему, в к-рой выделяются легкий, умеренный, тяжелый и глубокий степени У. о. При легкой степени показатель IQ попадает в интервал 55-59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне школьников 4-5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью У. о. — это их неспособность организовать свой досуг.

Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40-54 баллов и умственный возраст приблизительно 6-8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ. навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых мастерских, где доход не зависит от уровня выработки.

Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25-39 баллов, чему соответствует возраст от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми вступают в контакт.

У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3 года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но нек-рые могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения.

Распространенность и этиологические факторы

Л. Олмен и К. Яффе считают, что примерно 7 млн. лиц в США могут быть диагностированы как умственно отсталые. В настоящее время менее 10% из них содержатся в специализированных учреждениях, гл. обр. лица с тяжелой и глубокой степенью У. о.

В менее 15% случаев У. о. удается обнаружить известную органическую этиологию. Большинство случаев с известной этиологией относится к глубокой и тяжелой степени. Среди органических этиологических факторов — генетические аномалии (синдром Дауна), инфекционные болезни матери и др. патология во время беременности (краснуха, употребление лекарственных препаратов), родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода (асфиксии), послеродовые инфекции (энцефалит, менингит), травмы черепа или токсины (отравление).

См. также Наследственные болезни, Индивидуальные различия, Нормальное развитие

Психология. Иллюстрированный словарь

Нарушение общего психического и интеллектуального развития.

Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый хара ктер.

легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %);

tonvent.ucoz.com

Какие бывают признаки умственной отсталости у детей?

Добрый день! У нас в гостях — Елена, которая знает про умственную отсталость не понаслышке. Что это такое? Какие признаки бывают? Передаю слово Елене.

Здравствуйте, дорогие читатели! Диагноз «умственная отсталость» звучит как страшный приговор. У родителей сразу куда-то вниз ухает сердце, опускаются руки… В первые мгновения даже кажется, что все это не более, чем страшный сон, от которого вот-вот они очнутся. Через некоторое время, когда паника немного отступает, многие начинают искать признаки умственной отсталости у детей, по которым врачи поставили диагноз. О том, каковы они, мы сегодня поговорим.

Признаки умственной отсталости

Каждый ребенок — маленькое солнышко для своих родителей, их кровиночка, заинька. Хорошо, когда он здоров, перегоняет по своим интеллектуальным и физическим способностям своих сверстников, имеет большой словарный запас и активно пользуется им. Но что если малыш в свои 4-5 лет вместо слов произносит лишь некоторые звуки? Что если в 3-4 года не просится даже на горшок, хотя по идее уже должен приучаться к взрослому туалету? Конечно, особо паниковать не стоит. Может, у него возрастные особенности такие? Но сходить на прием к психиатру обязательно нужно.

Какие признаки умственной отсталости существуют?

Прежде всего, стоит отметить, что по своей тяжести она делится на 4 степени. Отметим, при каких признаках устанавливается.

  1. Легкая (IQ в пределе 50-69 баллов, дебильность). Дети, входящие в эту группу, тяжело, но овладевают письмом и грамотой с помощью родителей, понимают значение времени и пространства, могут самостоятельно обслуживать себя, учиться в специальной школе. При старании у них можно немного развить произвольное внимание. Сложности у них возникают лишь в понимании сложных предложений, запоминании чего-либо (объем памяти значительно сужен) и при выстраивании ассоциативных цепочек. Однако они не мешают ему, повзрослев, обзавестись семьей и работой.
  2. Умеренная (20-49 баллов, легкая имбецильность). Возникает чаще всего из-за глубинного повреждения коры головного мозга. Развитие малыша происходит очень медленно (к примеру, в 5-6 лет он может лишь догнать по развитию лишь полуторагодовалых сверстников и то, если родители будут с ним заниматься). Поведение характеризуется отсутствием произвольной регуляции, точности, неловкостью. Речь, если и развивается, то очень обеднена, может появиться неожиданно. Предложения – простые, обрывочные. Детей можно научить считать до 10-20, обслуживать себя, собирать в группы различные вещи по основным различиям (подобие, чаще всего, не понимают), писать, выполнять практическую работу (но лишь при грамотном руководстве). Родителям следует психологически подготовиться к тому, что их сын (или дочь) проживет под их присмотром всю жизнь.
  3. Тяжелая (менее 20 баллов, выраженная имбецильность). Существенные отличия малышей из данной категории – это недоразвитость движений, грубое нарушение внимания (реакция есть лишь на красочные предметы), малый объем памяти, невозможность запоминания, сильное нарушение восприятия окружающего мира, невозможность передать сюжет самой простой картинки. Речь – или отсутствует вовсе или состоит из отдельных слов, которые сложно разобрать. Но малыш может пользоваться жестами, понимать обращенную речь (пусть даже частично), совершать какие-либо заученные приемы (к примеру, он вполне способен кушать руками). Понятно, что жить он может либо дома под присмотром заботливых опекунов, либо в домах инвалидов. Занятия в специальных государственных учреждениях, чаще всего, для него недоступны.
  4. Глубокая (IQ не достигает и 8, идиотия). Самая тяжелая степень, основными признаками которой считаются: невозможность ходить или сидеть, заботиться о себе, заявлять о своих желаниях. У детей из данной категории или вовсе нет или очень плохо развиты навыки самообслуживания, практически нет памяти и внимания, концентрации на предмете. Поведение – хаотичное, понятие инструкций – или нет или очень примитивное. Эмоции – или отсутствуют или весьма нестабильны. Большинство детей с идиотией обращают внимание лишь на боль.

Стоит отметить, что умственная отсталость – это не задержка психического развития и не болезнь. Это особое, чаще всего врожденное, состояние, при котором интеллектуальные возможности резко ограничены, а психологическое развитие ребенка происходит либо медленно, с большой задержкой, либо не происходит вовсе.

К дополнительным признакам всех 4-х указанных выше степеней можно отнести:

  • Органическое повреждение головного мозга (может быть выявлено у детей до года с помощью проведения УЗИ или томографии);
  • Системное нарушение интеллекта
  • Нарушение самоконтроля
  • Выраженность и необратимость обоих нарушений.
  • Только при наличии всех этих признаков можно говорить о наличии умственной отсталости. Так как, к примеру, недоразвитие интеллектуальной деятельности при отсутствии повреждения головного мозга может быть свидетельством недостаточности педагогического воспитания, а оно при определенных усилиях поддается коррекции.

    Дорогие родители, помните, что как бы не вел себя малыш, какие внешние признаки вы бы не замечали, с ним можно и нужно проводить максимум своего времени и как можно больше заниматься (лепить, творить…). А еще важно очень сильно его любить. Ведь настоящая любовь всегда способна творить чудеса. И пусть ваш ребенок никогда не будет таким, как все. Но разве это так уж важно, если вот он рядышком, обнимает, целует в щечку и смотрит на вас широко распахнутыми глазками? Если он дарит вам массу положительных эмоций и пусть с трудом, но говорит «мама» или «папа»? Мы думаем, что нет. А вы?

    Подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей с друзьями. До новых встреч!

    pozdnyakova.org

    Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

    Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

    Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

    Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

    Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

    Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

    У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

    Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

    Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

    Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

    Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

    neurofob.com

    Определение, симптомы и лечение умственной отсталости детей

    Отсталость в интеллектуальном развитии – это не заболевание, а степень интеллектуального развития, которая ограничивается работой центральной нервной системы человека. Дети, которые страдают умственной недоразвитостью, обладают низким интеллектуальным развитием, по сравнению с остальными ребятами. Важно вовремя распознать, затем лечить такое нарушение, как умственная отсталость у детей.

    Что такое умственная отсталость у детей

    Умственная отсталость у детей – различные состояния психики, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека, его способности к познанию и проявляются различной степенью. Заболевание бывает врожденным или приобретается.

    Нарушается абстрактное восприятие у детей с умственной отсталостью, снижается способность к математике, творчеству и логике. Эмоциональная сфера восприятия не нарушается, дети с таким недугом чувствуют симпатию, радость и иные эмоции.

    При диагностировании данного недуга требуется специальное обучение детям с умеренной недоразвитостью или глубокая коррекционная программа для детей с умственной отсталостью.

    Отклонения в сфере интеллектуального развития определяют два фактора:

  • окружающая среда;
  • наследственность.
  • Негативные факторы во время вынашивания ребенка провоцируют у него умственную отсталость.

    Во время вынашивания малыша неблагоприятные факторы тоже влияют на его развитие.

    • вирусные инфекции;
    • неполноценное питание;
    • лучевая терапия;
    • прием лекарственных препаратов будущей матерью;
    • употребление алкоголя.
    • Эти же причины могут вызвать и другие врожденные нарушения, например, шизофрению.

      Чаще точно определить причину не удается. Иногда недуг вызывает синдром Дауна.

      Во время родов травма головы или нехватка кислорода тоже провоцируют нарушения в умственном развитии малыша.

      Легкая умственная отсталость у детей характерна тем, что такие пациенты не отличаются от своих сверстников. Они испытывают сложность во время школьной программы.

      Умеренная умственная отсталость у детей проявляется ограниченными возможностями в учебе. Такие пациенты способны выполнять самую простую работу и задания. Большинство из них активны, мобильны и находят контакты с другими людьми.

      При тяжелой степени отсталости умственного развития пациенты частично овладевают речью и элементарными навыками самообслуживания. Присутствует нарушение двигательной системы.

      При глубокой отсталости у детей нарушается строение внутренних органов. Они не в состоянии произносить слова, либо повторяют одни и те же звуки. Такие пациенты не понимают происходящего вокруг. Дети малоподвижны или же их движения неуклюжи.

      Как проявляется умственная отсталость у детей

      Чтобы определить умственную отсталость, следует изучить признаки недуга у детей:

      • недоразвитость речи;
      • сниженные интеллектуальные способности;
      • нарушенное восприятие окружающей среды;
      • нарушенное внимание;
      • нарушенная память;
      • эмоционально-волевая сфера нарушена;
      • сниженный интерес к познанию.
      • Точно диагностировать недоразвитие можно по его признакам к третьему году жизни. К признакам умственной отсталости у грудничков относят позднее держание головы и замедленное развитие. Они поздно садятся и учатся ходить. Умственная недоразвитость устанавливается по их импульсивности и внешним признакам.

        Медикаментозное лечение применяется при некоторых формах отсталости: кретинизме, галактоземии, аминоацидурии и олигофрении. Противосудорожную терапию используют при конвульсиях.

        Чтобы устранить отклонения, разрабатывается индивидуальная программа развития детей с умственной отсталостью. При этом педагогическому процессу отводится ключевая роль. Только комплекс всех мероприятий дает позитивные результаты в лечении.

        Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью вместе с медикаментами дает положительные результаты в адаптации детей. Она включает в себя игры, коррекционные занятия и специальную программу обучения детей с умственной отсталостью. Это возможно в специализированных детских школах и интернатах. При обучении детей педагоги используют самые простые фразы, общение с помощью жестов, рисунков.

        В зависимости от степени умственной отсталости дети адаптируются в социуме и ведут полноценную жизнь либо же содержатся в изолированных условиях, требуют ухода и постоянного присутствия взрослых. Положительных результатов удается добиться при легких и умеренных стадиях болезни при правильном уходе за детьми и ранней диагностике недуга.

        Профилактика умственной отсталости заключается в диагностике и устранении гипоксии плода в утробе, желтухи определенной степени, кретинизма и других заболеваний. Снижению риска заболевания способствует добрачная и генетическая консультация доктора, подготовка к беременности и лечение всех сопутствующих болезней.

        vpolozhenii.com

        Признаки умственной отсталости в 3 года

        Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.

        Отстает или по-другому развивается?

        Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.

        Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.

        Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.

        Причины умственного отставания

        Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.

        Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.

        В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.

        Развитие умственно отсталых детей

        Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.

        Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.

        В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

        Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.

        Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.

        Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.

        Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.

        www.baby.ru

    ©2019 | Developed by ThemeBounce.

    Back to top