Специалисты

Профилактика нервно психических расстройств

26.04.2018

Профилактика психических расстройств у детей

Более половины психических расстройств у людей обнаруживается до 14 лет и не поддается излечению. Подобные заболевания существенно отражаются на статистике общей заболеваемости в мире, к примеру, около 42-44% психических расстройств в США приходится на молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет. Соответствующие заболевания у подростков являются одной из главных причин самоубийств, однако не только этот факт говорит о чрезвычайной важности такого вопроса, как профилактика психических расстройств у детей. Задача эта особенно актуальна, поскольку указывает на то, какие граждане будут населять планету в будущем и если не прилагать необходимых усилий для исправления ситуации сегодня, то уже в ближайшем будущем мы получим огромное количество взрослых людей с различными психическими патологиями.

На сегодняшний день профилактика психических расстройств включает в себя не изменение образа жизни у детей и их родителей, а общепринятые, обычные психотерапевтические подходы. Для профилактики нервно-психических расстройств у детей, наряду с ролью невропатологов и психиатров, огромное значение имеет и фигура врача-педиатра. Обусловлен данный факт тем, что именно этот специалистодним из первых встречается с малышом после его рождения и нередко продолжает наблюдать его в течение длительного периода. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы заподозрить у ребенка какие-либо отклонения в поведении, проблемы со здоровьем, именно к педиатру приводят детей, почувствовав неладное с психикой. Чаще всего это случается по причине проявления подобных заболеваний соматическими симптомами, либо в сочетании с ними.

Очень важно в развитии ребенка и подростка его психическое здоровье, которое во многом формируется в детстве или даже во время внутриутробного развития. Полностью здорового ребенка в наше время родить чрезвычайно сложно, еще труднее воспитать его так, чтобы не затронуть чувствительную психику, не нанести ей непоправимого вреда. Нередко родители слишком заняты, чтобы уделять особое внимание подобного рода вопросам, а в большинстве случаев и вовсе не подозревают, в чем состоит профилактика возникновения психических расстройств у маленьких детей и подростков. Специалистами давно отмечено, что огромная часть детей подходит к подростковому возрасту с крайне неустойчивой психикой и нередко для родителей становится сюрпризом, когда их сын или дочь проявляют признаки подобных недугов.

Это может показаться удивительным, но именно родители должны следить за психическим здоровьем своего ребенка, поскольку их поведение нередко становится причиной нервных расстройств у детей. К примеру, одним из главных факторов возникновения и дальнейшего прогрессирования психических заболеваний у детей является насилие в семье. Насмешки, чрезмерные упреки, битье – все это может стать причиной нервных расстройств, формирования комплекса неполноценности, снижения уровня самооценки.

Возможности для профилактики поведенческих и психических расстройств у детей и подростков в последние годы значительно расширились. Превентивные вмешательства могут быть как универсальными, так и избирательными, специфическими и являются основой первичной профилактики психических расстройств. Универсальные меры – рассчитаны на всю группу повышенного риска, избирательные на ее часть или отдельных индивидов, среди которых риск возникновения психических расстройств выше среднего (это может подтверждаться различными факторами – социальными, психологическими, биологическими). Наконец, специфические профилактические меры используются для работы с детьми, входящими в группу высокого риска, с минимальными обнаруженными симптомами развития психических отклонений.

В медицине существует также вторичная профилактика, направленная на снижение уже известных случаев болезней среди населения, и третичная профилактика, нацеленная на снижение тяжести инвалидности, предотвращение обострений и рецидивов, улучшение реабилитации. Для профилактики поведенческих и психических расстройств у детей крайне важным представляется формирование баз данных, что позволит избежать неопределенности вследствие отсутствия информации. Специалисты тщательно изучают факторы риска и меры защиты от подобных заболеваний, вырабатывают стратегии, направленные на снижение уровня заболеваемости. Однако все это не говорит о том, что сами родители не должны предпринимать необходимых усилий для того, чтобы максимально снизить вероятность развития отклонений у ребенка. Что можно сделать для этого?

Необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребенка. Заподозрить неладное можно в следующих случаях:

1. Ребенок длительное время находится в угнетенном, подавленном состоянии

2. В момент депрессии ребенок перестает быть активным, становится вялым, раздражительным

3. В отношении с окружающими возникает стена

4. Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти

5. Начинаются проблемы с учебой

6. Возникают проблемы со сном

7. Снижается самооценка

8. Возможно возникновение маний, фобий, вплоть до аутизма

Очень важным представляются меры профилактики таких заболеваний, которые может предпринять мама еще во время беременности, в частности, последние исследования показали, что определенная диета для беременных женщин способствует предотвращению риска развития нервно-психических патологий. Установлена связь между питанием матери и развитием иммунитета ребенка, его центральной нервной системы. Микроэлементы, входящие в рацион питания, влияют на пластичность мозга, уровень активации симпатической нервной системы, вероятность развития синдрома гиперактивности.

www.vashaibolit.ru

11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей

Заботиться о психическом здоровье ребенка следует уже со стадии его внутриутробного развития. Правильный образ жизни женщины во время беременности – залог сохранения здоровья ребенка.

Психогигиена детского возраста должна быть составной частью воспитания и основываться на знании основ педагогики, психологии, физиологических особенностей детского организма.

С самого раннего возраста детей необходимо охранять от физических и умственных перегрузок. Неблагоприятно отражается на формировании личности ребенка отсутствие к нему внимания, ласки (особенно материнской), однако не следует потакать его капризам. В становлении характера ребенка велико значение игровой деятельности и формирование эстетического чувства.

Много вопросов по охране нервно-психического здоровья возникает при поступлении детей в школу. Исследования показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащихся в школе и дома весьма велика и в сочетании с гиподинамией, нарушением режима питания и сна приводит к функциональным расстройствам нервной системы. Стрессовыми факторами могут быть: переход ученика из одной школы в другую, смена педагога, экзамены, контрольные работы, вызовы к доске, неправильное поведение учителя, недоброжелательное отношение сверстников.

Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением. Родители, учителя должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний.

Важно правильно составлять расписание занятий, повышать эффективность уроков, искать новые формы и методы преподавания, умело добиваться повышения внимания и работоспособности учащихся.

Подростковый возраст (переходный в биологическом и психологическом отношениях) особенно трудный, поскольку. происходит завершение формирования характера, смена интересов, переоценка ценностей, пробуждение сексуальности. В связи с этим особенно важно знание старшими основ психогигиены.

Важным событием в жизни человека является выбор профессии, и очень помогут в этом консультации для молодежи, учитывающие особенности каждой личности. Большое значение имеет создание правильных взаимоотношений в учебном заведении (психологический климат).

Проблемой психогигиены является профилактика алкоголизма, наркомании (включая никотинизм), оказывающими огромное отрицательное влияние на психическое здоровье ребенка.

Во многих странах, в том числе и у нас, созданы психологические службы по телефону для лиц, находящихся в экстремальных состояниях.

Олигофренопедагогика – отрасль педагогики, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, вопросы их социальной реабилитации. Воспитание и обучение детей с легкими формами умственной отсталости (дебилов) осуществляется в специальных детдомах и вспомогательных школах, где определяющее значение имеет гигиенический и охранительный режим, привлечение детей к общественно-полезному труду, развитию речи.

Органы и учреждения здравоохранения должны организовывать систематическое повышение квалификации медицинских и педагогических работников школ-интернатов по вопросам правильного развития и охраны здоровья детей.

studfiles.net

Профилактика нервно-психических расстройств

Психическое здоровье. Стресс. Эустресс. Дистресс. Адреналин. Невротические расстройства. Адаптогены. Психиатрия. Олигофрения. Стигма. Вербальный.

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Стресс (от англ. stress — напряжение, усиление, ударение) — что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители. Термин, как и теория, был предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г.

Некоторые ученые выделяют стресс, вызванный положительными эмоциями — эустресс и отрицательными — дистресс.

Дистресс (от английского distress — страдание) — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора. Возникающие при нем нарушения Г. Селье рассматривал, как болезни адаптации. Наиболее тяжелая форма дистресса — шок.

Механизм ответной реакции организма, или стресс, вызывается выбросом в кровь гормона надпочечников — адреналина. Адреналин вызывает в организме человека защитные реакции, выработанные за миллионы лет у наших предков и помогавшие им противостоять стрессогенным факторам, например, спасаться от саблезубого тигра:

· учащение работы сердца и повышение АД, что дает возможность крови скорее доставлять кислород к мышцам, мышцам — быстрее сокращаться (сердце «выпрыгивает» из груди), а человеку — убегать;

· расслабление гладкой мускулатуры внутренних органов и сжатие сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, что приводит к таким последствиям, как «в штаны наложил», «штаны намочил», «медвежья болезнь», но оправдывает положение о том, что убегать налегке легче, чем с грузом;

Однако если адреналин выбрасывается из надпочечников в кровь часто, кровеносные сосуды привыкают все время находится в сжатом состоянии, они со временем совсем перестают расслабляться, а это не что иное, как гипертоническая болезнь. Может быть и такое, что нетренированные (при малоподвижном образе жизни) стенки кровеносных сосудов не выдерживают давления на них крови, при его повышении под действием адреналина, лопаются, и если это происходит в головном мозге, то называется кровоизлиянием (красный инсульт), если в толще сердечной мышцы, то — инфарктом миокарда и т. д. Вот почему хронический стресс и неумение с ним бороться страшны для современного человека.

Кроме того, у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются болезни нервной системы, которые объединены в группу невротических расстройств.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

Профилактика психического стресса и коррекция его последствий включают следующие группы методов.

· Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в так называемой превентивной концептуализации, смысл которой состоит в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

· Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

· Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Адаптогены — вещества растительного и животного происхождения, обладающие антистрессорным действием, повышающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу наступления утомления и укорачивающие восстановительный период. К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных возможностей организма, а они не безграничны.

Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

· повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);

· различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (групповые, аутотренинга);

· нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);

Кроме невротических расстройств, существуют психические заболевания. Их количество, к сожалению, имеет тенденцию к росту, хотя в общей массе всех болезней их доля и так достаточноно велика. Например, в нашей республике психические расстройства стоят на 3-м месте по причине инвалидности (рис. 1). Вдумайтесь в тот факт, что каждая 9-я — 10-я больничная койка в России — психиатрическая.

Психиатрия (от греч. psyhe + iatreia — душа, дух, сознание + врачевание, лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экспертизы и реабилитации психически больных.

Самыми распространенными психическими заболеваниями являются: умственная отсталость, шизофрения, психозы и эпилепсия. В психиатрии умственная отсталость называется олигофренией.

Олигофрения — психическое, главным образом умственное недоразвитие. Олигофрения бывает трех степеней по выраженности интеллектуального дефекта:

дебильность (8,5%) — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией;

имбецильность (72,6%) — характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, косноязычием, возможностью усвоения лишь элементарных навыков;

идиотия (18,9%) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков.

Шизофрения — психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами. Шизофрения считается одним из самых тяжелых психических заболеваний.

Психоз — болезненное расстройство психики, проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства и др.). Одним из разновидностей этой патологии является маниакально-депрессивный психоз.

Эпилепсия — хроническая болезнь, обусловленная поражением головного мозга, проявляющаяся повторными судорожными или другими припадками и сопровождающаяся разнообразными изменениями личности.

Шизофрения, психозы и эпилепсия приводят к слабоумию. Слабоумие — стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения. Слабоумие занимает первое ранговое место среди всех видов психической патологии.

Как следует из определений приведенных заболеваний, при них в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и др.), претерпевает изменения сама структура личности. Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Причины многих психических заболеваний не до конца понятны, однако такая болезнь, как олигофрения чаще всего развивается у детей алкоголиков. Алкоголь — яд, он не только наносит вред самому пьющему человеку, но и калечит потомство.

В психиатрии существует такое понятие, как стигма. Население негативно относится к потребителям психиатрических услуг, большая его часть боится обращаться за квалифицированной психиатрической помощью, дабы не стать изгоями в глазах окружающих, не получить «стигму». Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно термин «стигма» означает «метка», «клеймо», которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников.

Стигматизация в определенной мере предопределена биологически — животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма — устойчивое, труднопреодолимое убеждение.

В современном обществе большую роль в поддержании стигмы психических расстройств играют средства массовой информации. Представляя общественности узкосфокусированные истории, основанные на избирательном восприятии ситуации, они усиливают негативное отношение и формируют стереотипы.

Современный человек должен понимать, что нервно-психические перегрузки, стрессы могут любого привести на прием к психотерапевту или психологу. И это нормально. Не убегаем же мы от хирургов, например, с приступом аппендицита. Однако необходимо четко представлять себе то, что лечением психических заболеваний, назначением любых психотропных (влияющих на психику) препаратов, имеют право заниматься только врачи; психиатры и психотерапевты. Помощь психолога предполагает: только вербальные методы воздействия. Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — относящийся к речи

valeologija.ru

Профилактика нервно-психических расстройств

Психическое здоровье. Стресс. Эустресс. Дистресс. Адреналин. Невротические расстройства. Адаптогены. Психиатрия. Олигофрения. Стигма. Вербальный.

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье. наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность. и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция » (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Психическое здоровье неразрывно связано в понимании большинства людей с теорией стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Стресс (от англ. stress — напряжение, усиление, ударение) — что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители. Термин, как и теория, был предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г.

Некоторые ученые выделяют стресс, вызванный положительными эмоциями — Эустресс и отрицательными — дистресс.

Дистресс (от английского distress — страдание) — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора. Возникающие при нем нарушения Г. Селье рассматривал, как болезни адаптации. Наиболее тяжелая форма дистресса — шок.

Механизм ответной реакции организма, или стресс, вызывается выбросом в кровь гормона надпочечников — адреналина. Адреналин вызывает в организме человека защитные реакции, выработанные за миллионы лет у наших предков и помогавшие им противостоять стрессогенным факторам, например, спасаться от саблезубого тигра:

· учащение работы сердца и повышение АД, что дает возможность крови скорее доставлять кислород к мышцам, мышцам — быстрее сокращаться (сердце «выпрыгивает» из груди), а человеку — убегать;

· расширение зрачков «у страха глаза велики» и др.

Однако если адреналин выбрасывается из надпочечников в кровь часто, кровеносные сосуды привыкают все время находится в сжатом состоянии, они со временем совсем перестают расслабляться, а это не что иное, как гипертоническая болезнь. Может быть и такое, что нетренированные (при малоподвижном образе жизни ) стенки кровеносных сосудов не выдерживают давления на них крови, при его повышении под действием адреналина, лопаются, и если это происходит в головном мозге, то называется кровоизлиянием (красный инсульт), если в толще сердечной мышцы, то — инфарктом миокарда и т. д. Вот почему хронический стресс и неумение с ним бороться страшны для современного человека.

Кроме того, у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются болезни нервной системы. которые объединены в группу невротических расстройств.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

· все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;

· имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;

· расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором.

· Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

· Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение ; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психотравму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, подлежат общему оздоровлению.

Адаптогены — вещества растительного и животного происхождения, обладающие антистрессорным действием, повышающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу наступления утомления и укорачивающие восстановительный период. К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных возможностей организма, а они не безграничны.

· глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой ситуации непроизвольно впадают в летаргический сон);

· повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);

· различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (групповые, аутотренинга );

· занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);

· нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);

Кроме невротических расстройств, существуют психические заболевания. Их количество, к сожалению, имеет тенденцию к росту, хотя в общей массе всех болезней их доля и так достаточноно велика. Например, в нашей республике психические расстройства стоят на 3-м месте по причине инвалидности (рис. 1). Вдумайтесь в тот факт, что каждая 9-я — 10-я больничная койка в России — психиатрическая.

Психиатрия (от греч. psyhe + iatreia — душа, дух, сознание + врачевание, лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экспертизы и реабилитации психически больных.

Олигофрения — психическое, главным образом умственное недоразвитие. Олигофрения бывает трех степеней по выраженности интеллектуального дефекта:

Дебильность (8,5%) — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией;

Имбецильность (72,6%) — характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, косноязычием, возможностью усвоения лишь элементарных навыков;

Идиотия (18,9%) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков.

Шизофрения — психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами. Шизофрения считается одним из самых тяжелых психических заболеваний.

Психоз — болезненное расстройство психики, проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства и др.). Одним из разновидностей этой патологии является маниакально-депрессивный психоз.

Шизофрения, психозы и эпилепсия приводят к слабоумию. Слабоумие — стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения. Слабоумие занимает первое ранговое место среди всех видов психической патологии.

Как следует из определений приведенных заболеваний, при них в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и др.), претерпевает изменения сама структура личности. Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Причины многих психических заболеваний не до конца понятны, однако такая болезнь, как олигофрения чаще всего развивается у детей алкоголиков. Алкоголь — яд, он не только наносит вред самому пьющему человеку, но и калечит потомство.

В психиатрии существует такое понятие, как стигма. Население негативно относится к потребителям психиатрических услуг, большая его часть боится обращаться за квалифицированной психиатрической помощью, дабы не стать изгоями в глазах окружающих, не получить «стигму». Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно термин «стигма» означает «метка», «клеймо», которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников.

Стигматизация в определенной мере предопределена биологически — животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма — устойчивое, труднопреодолимое убеждение.

В конце 80-х гг. прошлого века в России СМИ была развернута широкая антипсихиатрическая кампания, которая имела для психиатрии разнополюсные последствия. Население в связи с выведенным отрицательным образом психиатрии и психиатров более чем на 30% снизило обращения за психиатрической помощью. В настоящее время художественные телефильмы пестрят образами психически больных людей. Причем персонажи выступают в виде маньяков-убийц или, что бывает реже, великих мучеников в руках садистов-врачей. Такие «произведения искусства» могут только усугубить и без того значительную стигматизацию психически больных, усилить их дискриминацию.

Современный человек должен понимать, что нервно-психические перегрузки, стрессы могут любого привести на прием к психотерапевту или психологу. И это нормально. Не убегаем же мы от хирургов, например, с приступом аппендицита. Однако необходимо четко представлять себе то, что лечением психических заболеваний, назначением любых психотропных (влияющих на психику) препаратов, имеют право заниматься только врачи; психиатры и психотерапевты. Помощь психолога предполагает: только вербальные методы воздействия. Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — относящийся к речи

hyperthermia.in.ua

Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников

Поведение детей и подростков, а также разнообразные отклонения поведения (психики) являются предметом самого пристального внимания педагогов, которым необходимо знать не только законы педагогики и психологии, касающиеся здоровья детей, но и уметь ориентироваться в таких нарушениях, как неврозы и психопатии.

Психика – это отражение в сознании человека объективной картины реального мира, определяющее его поведение.

Развитие психики ребёнка проходит ряд этапов.

На первом году жизни (начальный этап) с помощью взрослых ребёнок постигает навыки общения (начинает узнавать родителей, «идет» на ручки, откликается на обращение к нему).

Второй этап (от года до трех лет) характеризуется освоением ребенком различных простейших предметов, ребенок учится решать простые задачи, учится занимать собственную позицию в отношении с другими (« я сам»).

На третьем этапе (от 3-х до 6-7 лет) в играх дети развивают воображение (они очень любят слушать сказки, загадки).

На четвертом этапе (школьный возраст) ребенок приобщается к различным формам культуры: наука (родной язык и литература, математика, физика и др.) искусство, этика, право и др. У ребенка закладываются основы логического мышления, навыки трудовой деятельности.

Материальным носителем психики является головной мозг. Нарушение его деятельности приводит к различным психическим нарушениям.

11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков

Основными видами психических нарушений являются следующие:

Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии).

Умственная отсталость (олигофрения).

Основными причинами психических нарушений у детей могут быть:

1. Наследственная предрасположенность.

2. Неблагоприятная экологическая обстановка, влияющая на внутриутробное развитие плода.

3. Интоксикация и вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).

4. Неблагоприятные условия жизни ребенка (физические перегрузки, авитаминозы, недосыпание, хронические заболевания);

5. Заболевания и травмы головного мозга ребенка;

6. Психические травмы (неполная семья, алкоголизм родителей);

7. Дефекты воспитания (излишняя опека, постоянные запреты и т.д.).

8. Ненормальное течение беременности (болезни матери, дефекты питания, физические перегрузки и др.).

11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков

Неврозы группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности. При этом возникает невротический срыв, который возможен у любого человека. В основе срыва лежит (по И.П.Павлову) нарушение возбуждения и торможения в деятельности центральной нервной системы.

Появлению неврозов у детей способствуют факторы, ослабляющие организм ребёнка, а также психические травмы: ссоры родителей, уход из семьи одного из них, неровное отношение к детям (ласка-строгость), бесконечные запреты, подавление инициативы ребёнка, перевозбуждение нервной системы детей, особенно в последнее время, просмотрами телепередач, кино- и видеофильмов.

Основными формами неврозов являются следующие:

Двигательные неврозы (тики, заикание).

Невроз навязчивых состояний.

Неврастения – встречается чаще других форм.

Это нервно-психическое расстройство, связанное с длительным эмоциональным перенапряжением.

При неврастении отмечается сочетание раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Эти дети становятся несдержанными. По любому незначительному поводу у них возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения непродолжительны, хотя могут повторяться. Такие дети часто плаксивы, суетливы, недовольны всем, что их окружает, не умеют владеть своими эмоциями.

У них ухудшается активное внимание. Они плохо сосредоточиваются, рассеянны. Настроение неустойчивое. Эти дети вялы, безвольны, теряют интерес не только к учебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают. Сон поверхностный, с тревожными сновидениями. Днем эти дети сонливы, у них ухудшается аппетит, может быть отрыжка, изжога, запоры, урчание, чувство тяжести в желудке. Очень часты жалобы на головные боли. Поведение и настроение их неустойчиво, у одних бывают вспышки гнева, у других — заторможенность, вялость. Это бывает у детей чаще всего тогда, когда взрослые излишне опекают их или, напротив, постоянно запрещают им все, и дети теряют уверенность в своих силах. Запреты у детей вначале вызывают резкий протест (они топают ногами, кричат, падают на пол, пытаются кусаться), а затем они стремятся во всем поступать наперекор взрослым – отказываются от еды, игрушек и т.д. Такое поведение ребёнка называют негативизмом. Насилие взрослых только усугубляет это болезненное состояние. В таких случаях надо не обращать на ребёнка внимание или переключить его на другую деятельность.

Дети школьного возраста при неврастении испытывают трудности в учёбе, плохо сосредоточиваются, часто отвлекаются, с трудом запоминают. Наблюдается головная боль, беспокойство, ребёнок постоянно двигает руками, плечами, почесывается и т.д.

Истерия является второй по частоте формой невроза, чаще встречается в молодом возрасте и значительно чаще у женщин. Возможен истерический невроз, как реакция на «острую» ситуацию, и у человека без истерических черт характера. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения, склонны привлекать к себе внимание окружающих («жажда признания»).

В проявлениях истерии главное место нужно отвести расстройствам в виде страха, подавленного настроения, причем эти расстройства обычно сопровождаются театральными позами в виде заламывания рук, громких воплей, вздохов и др.

При истерии возможны нарушения памяти, когда больной забывает какие-то эпизоды, могут возникнуть галлюцинации, двигательные нарушения (судороги), нарушения чувствительности.

У детей возникновение истерии нередко связано с воспитанием по типу «кумира семьи». Такие дети бурно проявляют чувства радости и горя, у них сильно развита фантазия, они эгоистичны, чувствительны к строгости, придают повышенное значение тем событиям, которые касаются их.

Подростки могут имитировать некоторые заболевания: тики, судороги, заикания, жалуются на сжатие в горле («истерический ком»), отказываются от еды и т.д.

У маленьких детей может возникнуть отказ от еды, рвота как реакция на испуг, насильственное кормление, на ревность к вновь родившемуся ребёнку.

Лечат истерию методами психотерапии. Настойчивые и целенаправленные беседы вырабатывают у больных правильное отношение к причинам болезни. Прежде всего, необходимо устранить травмирующие психику обстоятельства, либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки.

Двигательные неврозы: тики, заикание.

Тик – непроизвольные, быстрые сокращения одной мышцы или группы мышц, когда возникают насильственные движения тела, ног, частое мигание. Это автоматические движения, возникающие непроизвольно. У детей тик может возникнуть как подражание другому ребёнку.

Тики могут отмечаться в различных мышцах, могут быть ограниченными и выражаться в одном мелком движении или в комплексных движениях. Тик длится довольно долго, больной может сдержать его лишь на краткое время. Нередко он развивается на фоне какого-нибудь навязчивого состояния или страха. При этом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа, рта), туловища, конечностей.

Тик чаще отмечается у детей с отягощенной наследственностью и может сочетаться с истерическими реакциями.

При этом важно правильное поведение взрослых. Нельзя делать замечания таким детям, вызывать у них чувство вины, стыда, страха – все это усиливает тики.

Тик отличается стойкостью и требует упорного лечения. Очень важно правильное воспитание и психотерапевтическое воздействие.

Заикание занимает среди неврозов раннего детства и реже детей старшего возраста значительное место. Чаще всего оно возникает в 2-3 года, то есть в период становления речи.

Заикание – это проявление не органического поражения ЦНС, а психогенно обусловленное заболевание. Как все неврозы, оно имеет функциональную основу и появляется чаще у детей с неустойчивой психикой, когда нервная система дает «срывы» на травмирующие факторы (испуг, конфликты в семье, сложные отношения между ребёнком и воспитателями и т.д.).

Проявляется заикание в двух формах: либо ребёнок повторяет несколько раз какой-то слог (вместо слова «мама» говорит «ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» он произносит «п-п-п-папа». При заикании наблюдается напряжение мышц лица, зажмуривание глаз, напряжение мышц туловища, своеобразные позы и другие двигательные нарушения. Когда ребёнок умолкает, все это исчезает, чтобы вновь повторяться, когда он начнет говорить. Волнение усиливает заикание.

Дети с заиканием обычно застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. С таким ребёнком разговаривать надо спокойно, не торопясь, не разбивая слова на слоги. В случае затруднения у ребёнка с произношением, надо ласково прийти к нему на помощь. Педагог должен объяснить здоровым детям, что дефект речи у товарища исчезнет, если они будут к нему хорошо относиться. Ребёнка обязательно следует показать невропатологу и логопеду.

Неврозом навязчивых состояний называют различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, действиями и страхами. Он встречается реже, чем неврастения и истерия, причем у мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

Невроз навязчивых состояний легче возникает у лиц мыслительного типа (по И.П.Павлову), особенно после перенесенных соматических или инфекционных заболеваний. Навязчивые явления весьма разнообразны, наиболее типичны фобии (страхи) – страх сумасшествия, рака, сердечной болезни, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Навязчивые явления непреодолимы, возникают вопреки желанию больного. Он относится к ним критически, стремится их преодолеть, но не может от них освободиться.

Невроз навязчивых состояний может возникнуть и у здоровых детей при переутомлении. Такие дети бояться выйти во двор, где их испугала собака, они боятся незнакомых людей, грозы и т.д. Страхи возникают у детей и ночью под впечатлением прочитанных книг, телепередач, под впечатлением тревожных сновидений. У школьников может возникнуть страх забыть выученное стихотворение.

Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, больной неспособен им противостоять.

Энурез – ночное недержание мочи. Это расстройство наблюдается в раннем дошкольном возрасте, реже – у школьников и подростков. Чаще ночное недержание мочи возникает у детей с невротическими явлениями, когда с большим трудом вырабатывается условный рефлекс, который является следствием длительного воспитания и лежит в основе произвольной регуляции акта мочеиспускания.

Возникновению энуреза способствует позднее засыпание, большое количество выпитой на ночь жидкости, холод в помещении, где спит ребёнок. В начале болезни ребёнок мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

Дети с ночным недержанием мочи часто вялы, апатичны, стыдятся своего состояния, скрывают его, боятся насмешек товарищей, упреков взрослых. У них отмечается глубокий сон, из которого их трудно вывести.

Этих детей ни в коем случае нельзя стыдить, запугивать, заставлять стирать свое белье – все это еще больше усиливает болезненные проявления.

Лечение ночного недержания мочи должно основываться на правильном воспитании больных детей. Врач, педагог, родители в отношении таких детей обязаны действовать совместно, проводя психотерапию; разъясняя ребёнку, что от этой привычки он может полностью избавиться. Ребёнку создают правильный гигиенический режим: спать он должен на полужесткой постели, в хорошо проветренной, но не холодной комнате, ему меньше дают пить, в особенности во второй половине дня. Ребёнка следует разбудить через 2-3 часа после того, как он заснул. Второй раз ночью поднимать его не следует.

Можно воспользоваться следующим методом лечения энуреза. После 3-х часов дня воду и жидкую пищу запрещают. В 6 часов вечера ребенок получает сухой ужин из небольшого количества мяса, яиц, хлеба и масла. Дачу овощей, фруктов и каш ограничивают (они содержат много воды). Перед сном ребёнку дают немного соленой пищи в виде бутерброда с ветчиной, икрой или селедкой. При этом вода удерживается в тканях, а в мочевом пузыре скапливается лишь немного мочи, которая не вызывает рефлекса.

Профилактика неврозов у детей заключается в устранении тех факторов, которые способствуют формированию этого расстройства. Ребёнку создают нормальную обстановку в семье и школе – правильный уход, соблюдение режима сна, питания, занятий, отдыха, закаливания, занятия спортом. В семье должно быть ровное отношение к детям и между взрослыми. Недопустимы крики, физическое воздействие на детей, их запугивание. Школьникам необходимо ограничить время просмотра телепрограмм, видео- и кинофильмов.