Специалисты

Программы для детей с заиканием

10.04.2018

Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

По статистическим данным обследования детей за последние 5 лет на момент зачисления в группу выявлены следующие показатели:

55% детей с тоно – клоническим заиканием;

30% детей с клоно – тоническим заиканием;

15% – с клоническим заиканием.

40% детей с тяжелой степенью выраженности, 51% — со средней степенью выраженности, 9% детей со слабой степенью выраженности дефекта.

У 60% детей – ОНР 3 уровня;

У 38% детей – ФФНР;

Для всех детей характерны нарушения темпо-ритмической стороны речи,

дыхания, голоса, интонации, ярко выражена скованность артикуляции, мимики, общей, тонкой моторики, а также недоразвитие высших психических функций.

Широко представлен програмно – методический комплекс, используемый для индивидуальной логопедической работы с заикающимися детьми.

• «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С. А. Мироновой

• Методика Л. З. Андроновой — Арутюнян «Как лечить заикание»,

• Технология И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»,

• В. И. Селивёрстова «Речевые игры с детьми»,

• С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,

• М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6, 6-7 лет»,

• Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи».

• И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»

Изучив данную методическую литературу, структуру нарушений речи детей, была определена цель индивидуальных занятий – гармоничное формирование речи и личности заикающихся детей.

o развивать и совершенствовать навыки речи, свободной от заикания;

o развивать речевое дыхание, правильную, не напряженную голосоподачу и артикуляцию;

o развивать общую, тонкую моторику;

o совершенствовать просодические компоненты речи;

o воспитывать у детей правильное поведение в коллективе и социуме.

Компоненты чётко показывают специфику индивидуальной работы :

Обучение расслаблению и релаксации

Нормализация общей, тонкой и речевой моторики

Развитие речевого дыхания, голоса

Тренировка плавной техники речи

Развитие мимики, просодики

Формирование и совершенствование правильного общего и речевого поведения

В соответствии с требованиями Программы, в группах для детей с заиканием ежедневно проводятся индивидуально – подгрупповые занятия, длительностью 10-15 минут.

Индивидуальная коррекционная работа делится на 3 этапа:

Формирование мышечного расслабления по контрасту с напряжением отдельных частей тела и всего тела на слово – символ «пять».

Постановка диафрагмального дыхания, обучение сочетанию длительного выдоха с расслаблением.

Обучение плавной артикуляции гласных звуков на мягкой атаке голоса.

Обучение правильным движениям пальцев ведущей руки.

Воспитание смелой, не принуждённой позы, уверенного взгляда.

Наблюдая ребёнка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются все мышцы лица, органы дыхания, корпуса, рук, ног, так как напряженные мышцы «не управляемы». При устранении заикания индивидуально проводятся упражнения, которые успокаивают, снимают эмоциональное напряжение.

В комплексах расслабляющих упражнений мы используем общепринятую технологию И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях». Авторы предлагают обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определённых мышц.

В начале, дети учатся напрягать и расслаблять наиболее знакомые, крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, нижней челюсти.

Например, детям предлагается с силой сжать кулачки, затем расслабиться, объясняя при этом, что только мягкие руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.

В дальнейшем, при выполнении каждого упражнения, обращается внимание на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия.

Обучая детей расслаблению, логопед сравнивает тело с тряпичной куклой, мягкий живот — со сдутым шариком, шею и голову – с мячиком на воде и пр.

Учёными установлено, что при достаточно полном расслаблении мышц снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится более внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением даёт возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействие на их волю и сознание словом.

У заикающихся дыхание поверхностное, аритмичное, укорочены вдох и

выдох. Цель тренировки правильного речевого дыхания на индивидуальных занятиях – выработка длительного плавного выдоха, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской,

В. И. Селивёрстова,

С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных рёбер. При постановке речевого дыхания приучаем детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (щелинку). Приоткрытый рот позволяет снять мышечное напряжение челюсти, гортани и является естественным началом свободной речи. После вдоха приучаем делать небольшую паузу и последующий длительный, плавный выдох. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть одинаковыми.

Контролировать правильное речевое дыхание помогает ладонь, положенная ребёнком, на область диафрагмы.

Ежедневно с детьми проводится фонетическая гимнастика.

Звуковой массаж, т. е. пение с движениями рук – это самый простой и доступный способ профилактики, оздоровления ребенка, устранения неравномерностей развития голоса.

Звуки а – массажирует область груди,

и – вибрируют глотку,

ы – головной мозг,

э о у – лёгкие, сердце, печень, желудок,

м – вибрация лёгких, бронхов, трахеи,

б д к – при произнесении на твёрдой атаке, способствуют

р в сочетании с гласными помогает при астме.

Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

С первых индивидуальных занятий проводится работа по нормализации

общего и речевого поведения, так называемая «Поза пять», поза смелого человека. Детям объясняется, что такой человек стоит спокойно, слегка раздвинув ноги, расслабленно, рот чуть приоткрыт, смело смотрит в глаза. (Сравнивается с молодым деревцем)

Создаются различные игровые ситуации, где дети могут подвигаться, но по сигналу педагога, когда они слышат громкое, протяжное ПЯТЬ, должны встать в соответствующую позу.

В дальнейшем, перед началом и в конце речевого высказывания педагог

произносит ПЯТЬ, тем самым приучая детей контролировать расслабление в речевом процессе.

Движения пальцев руки помогают детям расслабиться, медленно и плавно начать речевой акт, выделить логическое ударение во фразе, задают темп и по — слоговой ритм речи.

Для более эффективной работы педагогами нашей группы разработан специальный тренажёр.

В начале коррекционной работы основные упражнения отрабатываются индивидуально.

2 этап индивидуальной работы.

• Закрепление полученных у детей навыков.

• Обучение синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

Работа над выразительностью речи на заученных текстах.

• Воспитание смелого речевого поведения.

Детская релаксация проводится с использованием технологий Выготской, Пеллингер, Успенской, а также Агаповой, Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»

Для детей релаксация представлена, как особая игра. Внушение проводится в виде рифмованного текста, который понятен и легко запоминается детьми. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными.

3 этап индивидуальной работы.

• Автоматизация навыков речи с рукой на занятиях. Введение формул правильной речи.

• Совершенствование выразительности речи.

• Проведение речевых тренировок с постепенным усложнением ситуации общения.

В конце первого года обучения вводятся формулы правильной речи, что несомненно служит детям напоминанием построения предложений, спокойного поведения.

На втором году обучения больше внимания уделяется просодическим компонентам речи в различных ситуациях общения, совершенствованию общего и речевого поведения. Индивидуальные тренировки проходят в кабинете логопеда, группах детского сада, на улице, в учреждениях социума.

Вывод: Данная специфика помогает детям с ОВЗ индивидуально совершенствовать технику речи без заикания, способствует в дальнейшем нормализации речевого высказывания, психофизического состояния и социального поведения детей.

Анкета по гендерному воспитанию Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

www.maam.ru

Индивидуальная программа развития для детей с заиканием дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание коррекционной работы.

Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

Формирование щадящего речевого режима (режим молчания, шёпотная речь).

Ограничение речевого общения (организация игр-молчанок, дидактические игры без речи).

Формулирование вопросов так, чтобы ребёнок мог ответить кивком головы или односложно (да, нет).

Формирование речевого дыхания.

Формирование правильного полного вдоха.

Плавный неторопливый бесшумный вдох с поднятием стенки живота без напряжения и излишнего набора воздуха.

правильного полного выдоха.

Плавный длительный без усилий и напряжения выдох.

Формирование фиксированного выдоха со звуком.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение звуков без напряжения.

Формирование фиксированного выдоха со слогом.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение слогов без напряжения.

Формирование навыков носового дыхания.

Привычка дышать через нос.

Формирование спокойного вдоха и длительного выдоха в сочетании с голосом и движениями.

Укрепление дыхательного аппарата, организация правильного вдоха и выдоха, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры. Дыхательные упражнения с движением

Формирование длительного продолжительного речевого выдоха.

Ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания, выработка умеренного темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объёме. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.

Регуляция мышечного состояния

Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус.

Выработка ощущения внешней и внутренней подтянутости, правильной осанки раскрепощённого, свободного человека. Упражнения для улучшения осанки.

Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения (релаксационная гимнастика).

Выработка навыка произвольного расслабления мышц шеи, рук, туловища и ног.

Развитие артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры лица.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц органов артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц голосового аппарата.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц голосового аппарата.

Тренировка мышц нижней челюсти.

Снятие напряжения мышц нижней челюсти, выработка точных и координированных движений.

Выработка подвижности губ и чёткости их движений.

Тренировка мышц языка.

Выработка подвижности и активности языка, целенаправленности и лёгкости движений при неподвижности губ и челюсти.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба.

Активная и правильная работа глотки и мягкого нёба.

Упражнения для мимических мышц.

Выработка естественной, подвижной, разнообразной и динамичной мимики.

Массаж мышц шеи.

Умение расслаблять мышцы шеи для рефлекторного расслабления мышц корня языка.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания.

Умение снимать напряжение и скованность лицевых и мимических мышц, усиливать тонус вялых мышц.

Массаж мышц языка.

Расслабление мышц языка.

Вибрационный массаж со звуком.

Активизирование работы нервных окончаний, расположенных в толще кожного покрова.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие интонационных характеристик речи

Умение чередовать повышение и понижение голоса, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразу на смысловые отрезки.

Развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса.

Развитие координации и ритмизации движений.

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

Умение замедлять темп речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог; двигаться и чередовать движения в заданном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.

Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Изолированное произношение гласных звуков.

Вырабатывать умение полнозвучно произносить гласные звуки; «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо; произносить гласные на мягкой атаке; равномерно распределять выдох; оценивать своё произношение.

Произношение сочетания гласных звуков.

Вырабатывать умение слитно и длительно на одном выдохе с активной артикуляцией произносить сочетания гласных звуков.

Работа над словами.

Произносить ударные слоги в словах более длительно и с изменением высоты голоса. Вырабатывать мягкое, слитное, в умеренном темпе, на выдохе, с чётким артикулированием каждого звука произнесение слов.

Работа над предложениями.

Начинать речь мягко, с придыханием на фоне расслабления.

studfiles.net

«Индивидуальная коррекционная программа для обучающихся с заиканием»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства »

Как известно, заикание является одним из распространенных и вместе с тем сложных речевых диагнозов и влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи. В районах Крайнего севера нет центров патологии речи, где проводилась бы комплексная реабилитация пациентов с заиканием. В нашем городе на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 3 функционирует логопедический кабинет для обучающихся с заиканием.

Написание данной индивидуальной коррекционной программы обусловлено необходимостью создания специальных условий в рамках коррекционной помощи заикающимся, обучающимся в общеобразовательном учреждении. А также необходимостью совершенствования методов логопедического воздействия в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка с данной речевой патологией.

Целью программыявляется создание дифференцированного метода логопедического воздействия в системе коррекционной помощи обучающимся, имеющим тяжелое нарушение речи (заикание).

Программа способствует решению следующих задач:

  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с заиканием;
  • совершенствование методов логопедической работы в зависимости от клинической формы и симптоматики заикания;
  • формирование новых речевых стереотипов у заикающихся школьников, через использование здоровьесберегающей компьютерной технологии «БОС-логотерапевтический»;
  • создание специальных условий для развития и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелой степенью заикания;
  • всестороннее воздействие на психофизическое состояние заикающихся школьников;
  • соблюдение систематичности занятий, последовательности обучения и вариативности видов логопедического воздействия.
  • В решении поставленных программой задач мы и видим инновационную направленность работы.

    Авторский подход заключается в том, что при реализации программы учитывается степень тяжести заикания, локализация судорожных запинок, клинические формы проявления заикания. В то же время программа может быть реализована для любой возрастной категории школьников, имеющих тяжелое нарушение речи (заикание).

    Планируемые результаты после прохождения курса:

  • овладение правильным речевым дыханием;
  • овладение правильной техникой речи;
  • хороший уровень самоконтроля;
  • уверенное речевое поведение;
  • инициативность в общении.
  • Индивидуальная коррекционная программа может быть использована учителями-логопедами в практической работе с заикающимися школьниками в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Надеюсь, мой опыт будет полезен молодым специалистам, работающим с данной категорией детей.

    Автор: Холодова Наталья Анатольевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 3, г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область. Стаж по специальности 6 лет.

    www.o-detstve.ru

    Характеристика программы обучения и воспитания детей с заиканием.

    В процессе специального обучения осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной. Речевые упражнения с этой целью проводятся в специально организованных условиях общения по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи за счет сокращения наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению. В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе. Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над фразой и рассказом. Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, как это принято в массовом детском саду, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, что крайне важно развивать с самого начала обучения. Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред. Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием. Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заикающихся внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие повышению у детей интереса к речевым упражнениям. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка. Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следует использовать дидактические игры, все занятия воспитателей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (кукольный, теневой, плоскостной), фланелеграф, «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели эту работу проводят начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедических занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя режимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного. Коррекционно-развивающая работа с заикающимися дошкольниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малознакомых людей. Особое значение придается воспитанию навыков речевого поведения: умению внимательно выслушать собеседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраиваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого поведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятельности на другой, запоминание определенного объема задания и последовательности его выполнения, своевременности включения в работу, нормального темпа деятельности.

    22. Специальные методики и технологии коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с разными формами нарушениями речи

    Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими реч. наруш.:

    — Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

    — Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

    — Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.

    — Коррекция проявлений общего недоразвития речи. Преодоление ОНР у детей с реч. наруш. осуществляется в процессе обучения и воспитания в специальном детском саду.

    — Первоначальная задача коррекции произношения детей-дизартриков – добиться дифференцированного произношения. Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

    Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения).

    Кроме того, проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении; круговые поглаживающие движения в углах рта.

    Помимо работы над артикуляционной моторикой и постановкой звуков, ведется систематическая работа по развитию фонематического восприятия. Детей учат узнавать гласные звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух-трех согласных фонем. По мере изучения звуков дети учатся повторять различные сочетания из двух-трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность.

    Через короткий промежуток времени дети, произносящие изучаемый звук с разной степенью приближения к нормальному, одинаково свободно узнают его на слух в слоговых сочетаниях и словах.

    В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи с работой по воспитанию фонематического восприятия звуков на базе приближенного произношения у детей с реч. наруш. создается фонематическая готовность к полноценному усвоению письма. Это предупредительное направление логопедического воздействия крайне важно в общей системе адаптации детей, страдающих столь тяжелым речевым дефектом. Ранняя и правильно организованная логопедическая помощь в сочетании с соответствующими воспитательными мероприятиями (преодоление речевого негативизма, активизация компенсаторных возможностей ребенка, его познавательных интересов и т.д.) дает возможность значительной части детей с реч. наруш. усваивать программу общеобразовательной школы.

    Родители детей с реч. наруш. должны учитывать, что интенсивность речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

    Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, определенное место в общей системе коррекционных мероприятий отводится совершенствованию ручной умелости.

    У детей с реч. наруш. часто наблюдается значительное нарушение движений пальцев и кистей рук. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук.

    Упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребенка, и с его повседневной жизнью. Сначала развивают координированные движения с крупными предметами, затем с мелкими.

    Дети с реч. наруш. могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой. Посуду можно закрепить на подносе.

    При обучению питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами.

    Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что также благотворно сказывается на выработке правильного звукопроизношения.

    Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр.

    Полезны следующие упражнения:

    захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц;

    застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка.

    Домашние занятия с ребенком, страдающим реч. наруш., должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:

    — точное обведение контуров предметов;

    — рисование простых предметов по проставленным точкам;

    — соединение данных точек линиями разного направления;

    Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

    Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

    27. Характеристика заключительного этапа коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

    Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Проанализировать данные логопедического мониторинга и оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов наметить пути ее оптимизации на следующий год.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    © cyberpedia.su 2017-2018 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

    Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

    cyberpedia.su

    Программа для работы с заикающимися детьми

    Коррекционно – воспитательная работа с заикающимися детьми

    Подготовила Шолохова Мария Алексеевна ,

    г. Старый Оскол Белгородской обл.

    МДОУ д/с № 47 «Лесовичок» – центр развития ребенка,

    1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.

    Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи.

    Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.

    Дети должны научиться отвечать, одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.

    В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.

    Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):

  • Работа над постановкой дыхания
  • обучение релаксации
  • подача голоса
  • развитие мышц лица через релаксацию
  • логоритмика
  • артикуляционная гимнастика
  • воспитание слухового внимания
  • воспитание слуховой памяти
  • воспитание зрительного внимания
  • воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
  • развитие мелкой моторики
  • Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода

  • игры с пением, хороводы
  • координация речи с движением через подвижные игры
  • воспитание голоса и мягкого голосоначала
  • игры на звукоподражание
  • Период сопряженной речи (2,3 неделя октября)

    Период отраженной речи (4 неделя октября)

  • продолжение работы предыдущего периодов
  • обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
  • Вопросо–ответная речь (1,2,3,4 неделя ноября)

    Ответы словосочетаниями(3-4 неделя)

  • продолжить работу предыдущих периодов
  • ответы на вопросы при наглядной опоре
  • включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
  • работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
  • учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
  • 2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

    Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы).

    Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, используя при ответах обобщающие понятия, вариативность ответов.

  • учить делать логические паузы
  • выделение ударного гласного звука в слове и опора на него
  • работа над правильным порядком слова в предложении
  • переход к построению сложно – подчиненных конструкций
  • правильное использование предлогов, согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа.
  • Декабрь Формирование вопрсо – ответной речи.

  • фразовая речь
  • обучение диалоговой речи
  • развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений
  • обучение удерживать в памяти, то о чем говорится
  • использование ответов по представлению
  • повторный режим ограничения речи (3,4 неделя)
  • консультации невропатолога
  • составление коллективных рассказов
  • составление индивидуальных рассказов по вопросам
  • вариативность ответов
  • составление рассказов по представлению
  • работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
  • 3 период обучения (март, апрель)

    Воспитание внимания к речи Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательными к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки.

    Учить детей самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал.

    Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах.

    • воспитание свободного общения
    • вырабатывать чувства ритма (продолжение)
    • развитие мелкой моторики (продолжение)
    • произнесение фразы на выдохе
    • деление фразы на короткие логические отрезки
    • деление ударного гласного в слове, опора на него
    • словесные дидактические игры
  • составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов
  • пересказ без вопросов
  • составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов,
  • выводы о назначении предметов,их пользе и вреде

  • продолжение работы, проводимой в марте
  • Закрепление у детей навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых.

    Продолжить учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, в которых дети используют сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год.

  • пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
  • развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
  • рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
  • творческие рассказы о проделанной работе
  • пересказ прочитанной сказки
  • составление рассказов или сказок по данному началу или концу
  • закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
  • рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
  • www.logolife.ru