Специалисты

Пути преодоления стрессом

12.04.2018

Ростовский Кооперативный Техникум

По дисциплине менеджмент

Выполнила: студентка гр.ОГ-21

Афонина Елена Михайловна

I.2. Виды стресса.

I.3. Причины возникновения стресса.

II.1. Сущность возникновения конфликта.

II.2. Типы конфликта.

II.3. Стили разрешения конфликтов.

III.1. Психологический климат в коллективе.

III.2.Психологическая культура руководителя.

IV.1. Стадии стресса.

IV.2. Стресс-стиль жизни.

IV.3. Пути преодоления стресса, альтернативный выход из стрессовой ситуации.

На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. –Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Стресс (стресс-реакция), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.

Стресс (давление, нажим) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Существует ещё множество толкований стресса, но во всех прослеживается общее начало: стресс — есть реакция человека на то, что с ним случается в жизни. Большинство событий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны быть стрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.

Спор с близким человеком не должен вызывать стресса, но чаще всего именно это и происходит, потому что мы позволяем себе разозлиться и обидеться. Ситуации, способные напугать большинство людей, у других не вызывают стрессового состояния. Например, для космонавтов возвращение с Луны на Землю не является стрессовым по природе, если они верят в свой корабль, уверены, что их работа не более опасна, чем утренняя прогулка по окрестностям. Однако, если они начнут задумываться о том, что может произойти, когда в компьютере перегорит пара малюсеньких микросхем, стресс обеспечен. А ведь обстоятельства одни и те же – возвращение космического корабля до- мой. Именно восприятие этой ситуации – опасна она или не опасна – делает ее стрессовой или наоборот.

Шум среди ночи в доме может вызвать предельно стрессовую ситуацию – если вы предположите, что к вам забрался грабитель. Но если вы уверены в том, что это кошка скребется в дверь, возвращаясь с ночной прогулки, у вас не будет никакого стресса.

Что такое стресс?

В переводе с английского «stress» — давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс («distress» англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, люди понимают под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями из жизни.

Сформировавшаяся в середине 20 в. «наука о стрессе» произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин (патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новой области медицины — психосоматической.

К основным проявлениям чувств относятся: стрессы, настроения, эмоции, аффекты, фрустрация.

Стресс, по мнению Г.Селье, может оказывать положительное и отрицательное влияние. Благоприятное действие стресса – мобилизация систем организма, резервов личности. Отрицательное действие – множество ситуаций воспринимаются как стрессовые и повторяются, а также человек не может адаптироваться к ситуациям. Реакция человека на ситуацию и оценка ее как стрессовой зависит от того как он оценивает эту ситуацию, на сколько способен справиться, какими способами само регуляции владеет человек.

1. Повысившаяся тревога, ощущение кризиса или труднопреодолимой преграды.

2. Ощущение потери контроля над происходящим с собой.

3. Недостаточная концентрация внимания.

4. Вялость, апатия.

Понятие «стресс» давно и прочно обосновалось в нашем сознании. Что делать, «высоковольтные» темпы жизни сопряжены с перегрузками. Мы воспринимаем их как не слишком приятную обыденность, и только. Между тем последствия стресса далеко не безобидны: они могут разрушить человеческую жизнь.

Изучая зависимость заболеваний от разных факторов, американские медики убедились: болезням (и физическим, и психическим) всегда предшествуют какие-то серьезные перемены. Результатом их исследований стала хорошо известная специалистам шкала, в которой основные события в жизни человека оценены определенным числом баллов – в зависимости от степени их «стрессогенности».

Значение события в баллах:

Смерть супруга -100

Тюремное заключение – 63

Травма или болезнь – 53

Женитьба (замужество) – 50

Увольнение с работы – 47

Примирение супругов – 45

Уход на пенсию – 45

Сексуальные проблемы – 39

Изменение профессиональной ориентации – 36

Ссуда или заем на покупку крупной вещи – 31

Изменение должности – 29

Сын или дочь покидает дом – 29

Выдающееся личное достижение – 28

Супруг бросает работу (или приступает к работе) – 26

Начало (или окончание) занятий в учебном заведении – 26

Отказ от каких-то индивидуальных привычек – 24

Проблемы с начальством – 23

Перемена места жительства – 20

Изменение привычек, связанных с питанием – 15

Рождество (Новый год) – 12

Можно заметить, что и радости – празднование Рождества, отпуск и т.д. – сопряжены со стрессами? Может быть, с вами случались иные, не упомянутые здесь события, чреватые ими? И все ли из названных были неизбежными? Не стоило ли уклониться от некоторых? Или дать им иной поворот? Мало-помалу понятие «стресс», как тысяченогий спрут, выплывает из глубин нашего сознания…

Так что же такое стресс?

Это ответная реакция организма на некий удар, некое давление извне. Большее давление – более резкая реакция сопротивления ему. При таком понимании вещей ясно, что от стрессов никуда не деться. Жизни большого города они присущи органически.

Взять хотя бы движение в часы пик, когда водитель не вправе расслабиться ни на секунду. «Измочаленность» – точная характеристика состояния человека, выскочившего из двух-трех пробок и безнадежно опоздавшего на совещание.

Стрессы можно подразделить на:

эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

физиологические и психологические.

Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.

Факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров.

works.doklad.ru

Стресс и пути его преодоления;

Процесс адаптации зачастую бывает сопряжен со стрессом. Стресс, во-первых, представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхож­дение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых, т.е. воспоминание и переосмысление, продолженное в во­ображении, и становится причиной нервно-психических рас­стройств. Во-вторых, стресс — это психологический процесс приспо­собления к такому состоянию организма, направленный на его само­сохранение. Различают несколько видов стресса:

1) физиологический, вызываемый излишними физическими на­грузками;

2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими;

3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостат­ка времени;

5) эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опас­ности, неожиданной радости.

Основными источниками стрессовых ситуаций принято считать:

во-вторых, положение индивида в организации (высокое обычно связано со значительными нервными и физическими перегрузками, низкое — с малой престижностью, плохими условиями труда, невоз­можностью реализовать себя, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, неудовлетворительной заработной платой);

в-третьих, служебные конфликты, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной под­держки и помощи, плохие отношения с руководством (например, стресс может возникнуть, когда работник не получает от руководи­теля того, что необходимо, по его мнению, для работы);

Человек начинает сопротивляться, искать способ преодоления ситуации путем изменения хода событий, внутреннего отношения к ним или того и другого одновременно. В краткосрочном периоде считается более эффективным сконцентрироваться на втором вари­анте (дать выход эмоциям — гневу, тревоге, потери уверенности в себе); в долгосрочном — на первом, т.е. решить проблему. На выбор характера действий влияют личные качества и ситуация, имеющиеся ресурсы, самостоятельность, возможность что-то сделать, поддерж­ка со стороны.

Если преодоление ситуации окажется быстрым и успешным негативные последствия будут незначительны; при неудаче, наоборот, наступает болезнь, а порой и смерть. Обычно люди, уверенны? в своих силах и способности изменить положение дел, лучше пользуются имеющимися у них ресурсами и успешно справляются с неприятностями.

Для управления стрессом необходимо тщательно проанализиро­вать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить какие из них поддаются целенаправленному воздействию.

Затем происходит первичное вмешательство с целью их ослабле­ния или полного преодоления, например организационные преобра­зования в виде перепроектирования работ (обогащение их содержа­ния, сокращение объема, должностная ротация, улучшение условий труда) или наращивание ресурсов, необходимых для преодоления стресса.

Если это не помогает, возникает нужда во вторичном вмешатель­стве — повышении способностей индивида самостоятельно спра­виться с причинами и симптомами стресса. Для этого можно прибег­нуть, например к тренингу, самовнушению с обязательным возна­граждением себя за успехи.

Рассмотрим основные психологические способы управления стрессами.

1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напря­жению мышц, аутотренингу и т.п.).

2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки си­туации. Здесь можно выделить: отрицание (уклонение от восприятия негативной информации); вытеснение (забывание или переключе­ние на другое); принятие обстоятельств такими, какие они есть; замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рацио­нализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, не заинтересованности в ней на самом деле и проч.).

3. Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.

4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде сниже­ния требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирова­ния и бездействия.

studopedia.su

12.4. Стресс и пути его преодоления

Процесс адаптации зачастую бывает сопряжен со стрессом. Стресс, во-первых, представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхож­дение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых, т.е. воспоминание и переосмысление, продолженное в во­ображении, и становится причиной нервно-психических рас­стройств. Во-вторых, стресс— это психологический процесс приспо­собления к такому состоянию организма, направленный на его само­сохранение. Различают несколько видов стресса:

физиологический, вызываемый излишними физическими на­грузками;

психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими;

информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостат­ка времени;

во-первых, особенности трудового процесса (ритм, напряжен­ность, однообразие, монотонность, отсутствие необходимых переры­вов и т.п.);

в-четвертых, трудности согласования служебных и семейных от­ношений.

Во многих случаях имеет место одновременное действие несколь­ких этих факторов. Толчок стрессу дает какое-то из ряда вон выхо­дящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. Он проявляется в состоянии тревоги, предчувствии опасности, фи­зическом недомогании.

В период стресса организм мобилизует все свои силы для сопро­тивления, которое продолжается, пока сила действия стрессора не превышает возможностей сопротивляться. В противном случае про­исходит истощение сил.

Если преодоление ситуации окажется быстрым и успешным, ее негативные последствия будут незначительны; при неудаче, наобо­рот, наступает болезнь, а порой и смерть. Обычно люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, лучше пользу­ются имеющимися у них ресурсами и успешно справляются с непри­ятностями.

Для управления стрессом необходимо тщательно проанализиро­вать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию.

Наконец, в острых случаях или в том случае, когда первичное и вторичное вмешательство оказались безуспешными, наступает необ­ходимость вмешательства врачей или консультантов-психологов.

Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напря­жению мышц, аутотренингу и т.п.).

Сознательное изменение процессов восприятия и оценки си­туации. Здесь можно выделить: отрицание (уклонение от восприятия негативной информации); вытеснение (забывание или переключе­ние на другое); принятие обстоятельств такими, какие они есть; замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рацио­нализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, не­заинтересованности в ней на самом деле и проч.).

4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение её решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирова­ния и бездействия.

studfiles.net

Пути преодоления стресса

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор?

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы – («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору – цит. С.Гремлинг и С.Ауэрбах).

· Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя «во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор». Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить – надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний – научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «очереди», «толчея на перроне» и т.п.

В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или «назидание» в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

· метод глубокого дыхания;

· обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, «Я должен быть совершенен», «Жизнь должна быть справедливой»). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать? ШАГИ:

1. Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

2. Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например – «Я могу справиться, если составлю план», «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это постепенно», «Это не трудно», «Я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «Если это не удастся, я попытаюсь вновь».

· Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно «заставить» себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей («Сейчас я изменить ничего не могу», «Подумаю об этом завтра», «Это не так страшно» и пр.).

· Самооценка – осмысление проблемы – выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка – ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом – выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии – отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

• умение управлять собственным временем;

• умение равномерно распределять нагрузки, «планировать дела»;

• умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

• умение определить приоритеты при выполнении дел;

• умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

• не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

• умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

• наличие социальных навыков общения, управления конфликтами.

• умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на «потом»;

• умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

• умение планировать домашнюю работу;

• умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться «поощрять себя» за их выполнение.

• навыки межличностного общения;

• уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

• честность и трудолюбие и пр.

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека — то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор ?

• Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы — («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору — цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

• Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: «Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?» Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения — надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний — научиться, что надо делать.

xreferat.com

Стресс и пути его преодоления

Процесс адаптации часто бывает сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

Стресс — это психологический процесс приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

Различают несколько видов стресса:

  • физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;
  • психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;
  • информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;
  • управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых (особенно в условиях недостатка времени) решений;
  • эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.
  • Основные источники стрессовых ситуаций:

    1. 1. Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и пр.
    2. 2. Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое — с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.
    3. 3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, индивид не получает от последнего того, что необходимо, по его мнению, для работы), служебные конфликты и пр.
    4. 4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.
    5. 5. Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.
    6. 6. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.
    7. 7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

    Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу обычно дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс.

    В своем развитии он проходит следующие стадии:

    • напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;
    • сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения профессиональных обязанностей);
    • истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.
    • Здесь организм находится в состоянии мобилизации всех своих сил для сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает его возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

      Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

      Как правило, люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними ресурсами и успешно справляются с проблемами.

      Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию, а какие — нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.

      В краткосрочном периоде более эффективно дать выход эмоциям (гневу, тревоге, слезам) — в одиночестве или с сочувствующими лицами; в долгосрочном — решать проблему кардинально. Для этого сначала осуществляют мероприятия организационного характера в виде, например, снижения нагрузки, обогащения труда, улучшения его условий, должностной ротации или наращивания ресурсов, необходимых для преодоления стресса (так называемое первичное вмешательство).

      Если результат не достигается, возникает вторичное вмешательство — повышение способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для этого используются следующие способы:

    • 1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе соответствующих методов, например последовательной мышечной релаксации (упражнениям по расслаблению и напряжению мышц), аутотренингу, самовнушению и т.п.
    • 2. Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы:
      • отрицание (игнорирование негативной информации, уход от реальности);
      • принятие обстоятельств такими, каковы они есть (но остаются тревога, страх);
      • вытеснение неприятных переживаний (забывание или переключение на другое);
      • замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной, перенос чувств на другой объект, поиск «козла отпущения»;
      • рационализация (выгодное для себя толкование ситуации, в том числе противоречащее реальности, например внушение себе мысли о малой значимости проблемы (девальвация), незаинтересованности в ней, нежелании либо невозможности что-то сделать в силу сложившихся обстоятельств; снижение требований к себе и другим);
      • подавление (блокировка) внутренних процессов;
      • компенсация (отвлечение от основных проблем успехами в других областях);
      • оправдание себя и обвинение во всех проблемах окружающих;
      • показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою;
      • регрессия (переход к более простому способу действий с целью избежать решения проблем с позиций зрелого человека (курение, пьянство, грызение ногтей, возвращение к детскому состоянию);
      • эмоциональное выгорание — полное или частичное исключение эмоций.
        1. 3. Полноценный отдых.
        2. Наконец, в острых случаях или когда вмешательства оказались безуспешными, наступает необходимость третичного вмешательства — помощи врачей, консультантов-психологов, священника.

          Руководитель должен бороться с источниками стресса у подчиненных: неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными или физическими перегрузками, гарантировать им надлежащий уровень вознаграждения, помогать в реализации способностей, предоставлять самостоятельную и интересную работу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат, справедливо вознаграждать, обеспечивать информацией.

          studopedia.ru