Специалисты

Реакция личности на стресс

12.04.2018

Реакции человека на различные типы стресса

Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.

Какие существуют типы стресса

Стресс появляется при появлении угрожающих человеческому организму и психике условиях. Существуют следующие виды негативных выражений:

  • Длительный травмирующий стрессор. На личность критически действует долговременная эмоциональная нагрузка. Это может быть затянувшийся конфликт с руководителем, ссоры из-за проживания на одной территории, болезнь родственника и иные причины.
  • Физиологическая травма. В этом случае проявляется влияние внешних воздействий. В эту группу входит холод, жара, физическое перенапряжение, голод. Виды реакций на физиологический стресс проявляются в виде физической и моральной усталости, раздражения, присутствует изнеможение и общая слабость.
  • Отрицательные переживания, связанные с человеческими взаимоотношениями, называют психологической травмой. В нее входят ситуации реагирования на обман, предательство, измены.
  • Экстремальная стрессовая нагрузка. В группу входят события, которые угрожают безопасности человека. Аварии, экологические катастрофы, преступления, тяжелая болезнь, авария, война, вынужденная эмиграция и другие тяжелые условия жизни.
  • Информационная перегрузка. Напряжение возникает из-за влияния информационной составляющей, человек обладает большой ответственностью и вынужден ежедневно принимать важные решения. Подобный тип стрессового переживания возможен в ряде профессий. Например, диспетчера, часть руководителей, врачи-хирурги и другие.
  • Вышеописанные травмирующие факторы вызывают у людей, которые им подвержены, определенные виды реакций. Они имеют установленные симптомы и признаки.

    Стресс-факторы вызывают ряд эмоциональных и физических реакций организма.

    Виды эмоциональных реакций:

    Эмоции могут меняться, затяжное переживание самым отрицательным образом сказывается на психике, состояние переходит в депрессию, апатию, появляются симптомы невроза. Успешное разрешение кратковременной стрессовой ситуации снимает эмоциональные проявления, но для некоторых видов стресса требуется помощь специалиста.

    Виды физических реакций:

    • головная боль;
    • усталость;
    • боль в грудном отделе;
    • сухость во рту;
    • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
    • усиленный или пониженный аппетит;
    • тики, заикание.

    Если экстренная угроза исчезает, то физиологическая проявления возвращаются в норму. При длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические , развиваются болезни.

    Личностные особенности и реакции

    Виды реагирования на травмирующий фактор сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности. Имеет значение темперамент, характер человека, уровень самооценки и родительские установки.

    Есть ряд исследований, проводящих связь между темпераментом и типами реакций на критическую ситуацию.

  • Люди со слабой нервной системой, меланхолическим темпераментом при стрессовых событиях испытывают тревогу, невротическую тревожность, сильный испуг. Они склонны к самообвинению и паническим настроениям, часто у них нет сил на борьбу. Во многих случаях начинаются бессонница, проблемы со сном.
  • Холерический тип личности выдает следующий набор реакций: гнев, протест, агрессивность. Гневные чувства порождают развитие язвы желудка, гипертонии. Холерики зависимы от успеха, тяжело переживают неудачи, они очень боятся совершить ошибку.
  • Флегматический тип темперамента в напряженных ситуациях сохраняет самообладание, подавляет эмоции, игнорирует проблему. Они склонны заедать проблему, что приближает их вес к критическому показателю, нахождение в длительной травме. Стресс-факторы у флегматиков замедляют мыслительную деятельность, присутствует вялость, пересыпание.
  • Люди с преобладанием сангвинического темперамента реагируют на стресс с оптимизмом, могут протестовать, но всегда уверены в собственной ценности. Сангвиники обладают сильной нервной системой, поэтому легко справляются с отрицательной эмоциональной нагрузкой.
  • Немаловажное значение на проявление эмоциональных реакций при стрессе оказывает уровень самооценки. Заниженная оценка себя, неуверенность в своих возможностях увеличивает состояние тревоги и паники при напряженных жизненных моментах. Есть данные, что отрицательная самооценка влияет на показатели экзаменов, учащиеся не справляются с волнительной нагрузкой, получают низкие баллы.

    На типы реакций при стрессе влияют родительские установки. Некоторые психологи утверждают, что сценарий поведения при травмирующем факторе человек черпает от родителей.

    Ребенок впитывает родительские примеры, а потом неосознанно повторяет их во взрослой жизни.

    Так, один человек будет при стрессе молча глотать обиды, другой прибегнет к алкоголю, третий – начнет искать путь оптимизации. Разобраться в жизненном сценарии можно с помощью психолога или при самостоятельном анализе.

    Способы реагирования на стресс

    По видам реагирования на стресс-фактор люди также различаются. Существует несколько категорий реакций.

  • «Стресс кролика». В этом случае человек пассивно переживает травмирующую ситуацию. У него нет сил для активизации, он прячется от проблем.
  • «Стресс льва». Личность с данным проявлением бурно, гневно и экспрессивно реагирует на стрессовые события.
  • «Стресс вола». Способ подразумевает тип реакций на пределе своих умственных, эмоциональных и физических возможностей. Такой человек может долго жить и работать в травмирующей ситуации.
  • Стресс-фактор вызывает различные эмоциональные проявления, они сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Психологи подмечают, что негативные раздражители могут существовать на самом деле, например, развод, но и быть надуманными. К надуманным ситуациям относятся реакции на то или иное поведение окружающих. Стрессовая реакция проявляется в зависимости от типа личности, родительских установок. На реагирование влияют особенности характера и темперамента.

    ostresse.ru

    Типы личностей и их реакция на стресс

    Основная проблема людей – это частичное или полное нежелание контролировать свои эмоции. Сдерживаясь, они руководствуются скорее требованиями этикета и страхом привлечь внимание органов правопорядка. А ведь правильное и корректное управление эмоциями – это не только следование правилам, но и несомненная польза для здоровья.

    Эмоциональный контроль помогает рационально распределять свои силы, управлять поведением и избегать сильных стрессов. К сожалению, только очень небольшое количество людей умеют делать это, а ведь именно от умения держать свои чувства под контролем зависят межличностные отношения, а следовательно, и нейтрализация стрессовых ситуаций.

    Поскольку именно отношение человека к ситуации определяет, станет раздражитель причиной стресса или нет, следует более внимательно ознакомиться с различными личностными характеристиками определенных типов людей, которые реагируют на стрессовую ситуацию по-разному, в зависимости от своих внутренних убеждений.

    Относительно недавно специалисты, занимающиеся этой проблемой, выделили шесть таких типов:

    Жизнерадостный тип личности

    К этому типу относятся энергичные и сильные люди, живущие активной жизнью. Они любят общаться, импульсивны и доброжелательны. Это могут быть политики, деятели искусства, актеры, коммивояжеры, артисты эстрады, модельеры и писатели.

    Жизнерадостные люди прекрасно уживаются с окружающими, стараясь не идти на конфликт, однако способны ответить ударом на удар. Стрессом для них часто становиться не какая-либо жизненная ситуация, а бездействие, вызывающее скуку.

    Флегматичный тип личности

    К этому типу относятся спокойные, мечтательные люди. Они малоактивны, предпочитают проводить время в пассивном созерцании какого-либо ни к чему не обязывающего образа, например аквариумной рыбки, облаков, звезд, деревьев, картин и т. д.

    Флегматичные люди часто вспоминают свое прошлое, не любят перемен и почти не поддаются стрессам. Они тщательно контролируют свою жизнь, стараясь уделять одинаковое внимание и работе, и семье. Такой поведенческий стереотип типичен для американских домохозяек, служителей зоопарков, ученых.

    Спровоцировать стрессовую ситуацию могут посторонние люди, навязывающие флегматику какие-то непривычные нормы поведения, или подталкивающие к неприятным действиям. Любое нарушение привычного образа жизни может привести к стрессу и в конечном итоге депрессии.

    Агрессивный тип личности

    К агрессивному типу личности относят людей, испытывающих сильную потребность в личном росте и успехе всего задуманного. К ним относятся социальные работники, менеджеры, директора небольших, но растущих предприятий, спортсмены, артисты эстрады и актеры.

    Они проявляют большую физическую и умственную активность, энергичны и властны. Вся их энергия уходит на достижение поставленной цели, к которой они идут, не обращая внимание на мнение окружающих их людей.

    Стресс у таких личностей может быть вызван слишком напряженной работой и неумением правильно распоряжаться своими силами, конфликтами в семье и личными комплексами. Как правило, у попадающих в стрессовую ситуацию людей нарушается сон, появляются проблемы с пищеварением, сердцем и кровяным давлением. Нередко, попав под давление обстоятельств, они начинают употреблять алкоголь, табак и наркотики.

    Педантичный тип личности

    К этому типу людей прежде всего относятся личности педантичные, мелочные, консервативные, дотошные и упрямые. Выше всего они ставят стабильность и обязательства, доверяют только признанным авторитетам, очень законопослушны, строго придерживаются этикета и традиций.

    Педантичные люди очень уязвимы для стресса, а вызвать его могут очень многие факторы, например резкая смена окружения или же другие люди. Любое нарушение привычного распорядка дня или планов может привести к стрессу, который педантичный человек переносит очень тяжело.

    Пассивный тип личности

    К этому типу относятся мягкие, покладистые люди, которые не в состоянии проявить характер, отстаивая свои права. Они всеми способами избегают конфликтов, даже во вред себе, угождают более волевым людям и испытывают внутреннее неудобство от общения с другим человеком.

    Страх перед возможной конфронтацией и мысль о том, что нужно принимать какое-то решение, а затем и осуществлять его, могут привести личность пассивного типа в состояние стресса, затем депрессии, далее возможна истерия, завершающаяся вспышкой суицидальных устремлений.

    Легковозбудимый тип личности

    Люди этого типа слабо сопротивляются стрессам. Возбудимость нервной системы приводит к тому, что даже принятие ванны может превратиться для легковозбудимого человека в нешуточное испытание. Особенно если оно сопровождается какими-либо не самыми приятными мыслями.

    Низкая самооценка, мнительность и обилие различных комплексов служат для легковозбудимых людей постоянными источниками раздражения. Его могут усугубить кардинальные изменения в жизненном укладе или какая-либо сложная работа, за которую приходится нести ответственность.

    Тест на проверку подверженности стрессам и определения типа личности

    Данный тест рекомендуется пройти, чтобы определить свою уязвимость бытовыми стрессами. Для этого необходимо в течение недели ежедневно в вечернее время заполнять нижеприведенную таблицу, закрашивая те графы, которые соответствуют положительному ответу на вопрос (табл. 1).

    Определение подверженности стрессами типа личности

    Каждая закрашенная графа соответствует одному очку. После заполнения таблицы очки суммируются.

    Если количество очков не превышает 20, поводов для тревоги нет. Обычно такая ситуация характерна для людей с агрессивным и жизнерадостным типом характера.

    Людям, набравшим от 21 до 40 очков, как правило, соответствует флегматичный тип личности. Такая ситуация не очень опасна. Немного самоконтроля и усилие, направленное на ликвидацию вызывающих тревогу факторов, вероятно, приведут к стабилизации ситуации.

    Люди, набравшие от 41 до 60 очков, сильно рискуют своим здоровьем. В этом случае необходимы решительные меры для устранения дискомфорта. Эта ситуация типична для педантичного и пассивного типа личности, которые особо уязвимы для стресса.

    Только немногие люди набирают больше 60 очков, к ним в основном относятся легковозбудимые личности, не умеющие или не желающие контролировать свои эмоции. Такая ситуация очень тревожна и требует незамедлительной помощи специалиста.

    Ученые делят стрессы на несколько основных разновидностей: психологические (эмоциональные), физиологические (информационные), долгосрочные (хронические), кратковременные (острые), положительные и отрицательные.

    Психологический стресс действует на нервную систему с огромной силой, хотя и не имеет внешних четко выраженных негативных последствий. Как правило, его вызывают проблемы в личной и семейной жизни, например смерть или болезнь близкого человека, свадьба, развод или рождение ребенка.

    Физиологический стресс является следствием влияния на организм человека таких негативных факторов, как жар, холод, боль, удовольствие, жажда, голод и т. д.

    Долговременный и кратковременный стрессы отражаются на состоянии организма по-разному. При этом наиболее тяжелым из них является именно первый.

    Характерными чертами кратковременного стресса являются неожиданность и быстрота, с которыми он возникает. Если стресс очень сильный, человек может впасть в шоковое состояние. Как правило, это происходит при возникновении ситуаций, не соответствующих жизненному опыту человека, таких, как стихийные бедствия или большие катастрофы, например война или революция, а также инфляция.

    Шоковое состояние может быстро перейти в хронический долговременный стресс, когда, даже спустя долгое время после пережитого, воспоминания об испытанном возвращаются, нарушая эмоциональное равновесие человека.

    Информационный стресс появляется вследствие сильного информационного перенапряжения. Если человек, вынужденный принимать много ответственных решений, перестает оптимально распределять свои силы или просто не успевает это делать, возникает стрессовая ситуация. Ее частыми жертвами, как правило, становятся операторы управления каких-то механизированных систем, водители автомобилей, директора крупных предприятий, служители закона, программисты, студенты и т. д.

    Некоторые виды стрессов, самые типичные, рассмотрены ниже.

    Стресс, вызванный комплексом неполноценности

    Термин «комплекс неполноценности» придумал Альфред Адлер, известный психиатр из Германии. Он считал, что этот комплекс носит как негативный, так и позитивный характер.

    Разумеется, с отрицательным воздействием комплекса неполноценности на психику и организм так или иначе приходится сталкиваться большинству людей. Личность, чувствующая себя ущербной, почти постоянно находится в состоянии нервного возбуждения, переходящего то в депрессию, то в стадию агрессивной активности. Чем сильнее комплекс, тем более непредсказуемо ведет себя человек.

    Причиной возникновения комплекса неполноценности может стать любой фактор, как-либо связанный с жизнью человека, но прежде всего тот, который касается его личностных качеств, например внешности, интеллекта, характера, вкуса, поведения и т. д. Нередко комплекс имеет надуманное значение, когда человек сам изобретает его, руководствуясь характеристиками выдуманного идеала или высказываниями окружающих.

    Для того чтобы определить, есть ли у человека комплекс неполноценности, опытные психологи предлагают ему ответить на несколько вопросов, например:

    1. Считаете ли вы себя красивым?

    2. Считаете ли вы себя умным?

    3. Довольны ли вы своим ростом?

    4. Нравится ли вам ваш цвет волос?

    5. Часто ли вы меняете сексуальных партнеров?

    6. Любите ли вы общаться с людьми?

    7. Любите ли вы себя?

    Если на большинство этих вопросов человек дает положительный или неопределенный ответ, его комплекс неполноценности развит слабо, если отрицательный – на это стоит обратить внимание.

    Как это ни парадоксально, в мире не существует людей, у которых комплексы отсутствуют совсем. Даже если человек не отдает себе в этом отчет, в его подсознании все равно есть так называемый раздражитель, который не всегда удается заметить, но именно он, попадая в благоприятную среду, нередко провоцирует стрессовую ситуацию. Например, человек, подсознательно считающий себя неуклюжим, придя в компанию спортсменов, начинает ощущать себя еще более неловким, что немедленно вызывает стрессовую реакцию.

    Впрочем, Альфред Адлер считал комплекс неполноценности очень полезным в том плане, что он вынуждает человека самосовершенствоваться, искать пути решения имеющихся проблем. Ярким примером этому, считал психолог, был Наполеон Бонапарт, который отличался маленьким ростом, однако компенсировал этот недостаток своей активностью, обаянием и целеустремленностью.

    Известный военный деятель прославился своими победами, совершенными не только на поле боя, но и на любовном фронте. Его считали не только выдающимся полководцем и политиком, но и прекрасным любовником. При этом небольшой рост Наполеона воспринимался не как недостаток, а как несомненное достоинство, подчеркивающее его выдающийся ум.

    Адлер считал, что именно комплекс неполноценности, имевшийся у Наполеона, привел этого француза к славе и открыл ему путь на трон. В настоящее время многие представители сильного пола комплексуют из-за своего небольшого роста, плотного телосложения или неатлетической фигуры, даже не подозревая о том, что именно мужчины маленького роста считаются прекрасными любовниками. Дело в том, что в отличие от высоких атлетически сложенных соперников малорослым мужчинам сложнее привлечь к себе внимание красивой женщины, а потому они стараются преодолеть это затруднение, развивая таланты, которые помогут компенсировать недостаток маленького роста, например красноречие, интеллект и т. д.

    Человек несовершенен, и в течение своей жизни он нередко попадает в ситуации, когда начинает осознавать свое несовершенство, но все же такое ощущение неполноценности нельзя назвать комплексом.

    Комплексом неполноценности является только испытываемое на протяжении всей жизни осознание своей ущербности. Но люди разные, и то что для одного является серьезным недостатком, в глазах другого может выглядеть несомненным достоинством. Поэтому, имея комплекс неполноценности, к нему надо относиться как к старому придирчивому другу – идти с ним на компромиссы и избегать конфликтов, которые могут вызвать стресс.

    Игнорировать свой комплекс или делать вид, что его нет, – не выход из положения. В глазах внимательного наблюдателя это будет выглядеть так, как если бы по улице шел человек, прикрывающий большую прореху на одежде рукой, – но стоит убрать ладонь, и «комплекс» виден со всей очевидностью.

    Не стоит забывать о том, что комплексы неполноценности, так часто отравляющие жизнь, – это не реальное подтверждение ущербности человека, а именно осознание ее, зачастую совершенно не соответствующее истине.

    Комплекс неполноценности может довести любого человека до сильнейшего стресса, депрессии, истощения и, в конечном итоге, самоубийства. С таким комплексом надо бороться, не оставляя ему шансов на выживание. Специалисты уверены, что именно стресс, вызванный комплексом неполноценности, оказывает на жизнь человека самое разрушительное воздействие. Он самый продолжительный и сложнопреодолимый, поскольку поддерживается подсознанием человека.

    Стресс, вызванный романтическими переживаниями

    Понятие «любовь» очень объемно, но совершенно субъективно. И в то же время, говоря о своей любви, человек подразумевает существование положительных эмоций, направленных на какое-либо существо.

    Во все времена было принято считать, что любовь дарит только положительные эмоции, но это не так. Ревность, боль отвергнутого, радость встречи и даже банальное прикосновение – все это несет в себе огромный эмоциональный заряд, а следовательно, приводит к появлению стрессовых нагрузок. Психологи нередко говорят о том, что по силе стрессового напряжения смерть близкого человека равноценна рождению ребенка или двум свадьбам. Разница между негативными и позитивными эмоциями в данном плане не имеет никакого значения, поскольку стресс – это всего лишь сумма физиологических и психологических реакций человеческого организма. Таким образом, сила стресса, возникшего в ответ на негативные и позитивные события, примерно одинакова.

    Нередко случается так, что романтические чувства человека не встречают отклика у другого, особенно на первом этапе их отношений. Удивительно, но в данной ситуации обе стороны испытывают одинаково сильный стресс. Многие полагают, что страдает от неразделенных чувств только тот человек, который признался в любви, а тот кому признались – нет. На самом деле ситуация складывается сложнее.

    Тот кто любит, разумеется недоволен тем, что ему не отвечают взаимностью. Гамма разнообразных эмоций, от которых влюбленный то плачет, то возносится на вершину блаженства, ничто перед психологическим состоянием того, на кого обращены эти чувства.

    Объект преклонения влюбленного испытывает еще больший стресс, чем сам влюбленный. Здесь имеют место и чувство вины, и тревога, и жалость, и неловкость. Часто встречаются ситуации, когда мужчина, пошедший на разовый и совершенно случайный сексуальный контакт, после его завершения приходит в полное отчаяние, поскольку думает, что обязан как-то продолжить возникшие отношения. Похожая ситуация развивается и в том случае, если женщина поддается сексуальному давлению со стороны партнера, не решаясь ему отказать из-за страха перед последствиями.

    И в том и в другом случае отношения между случайными партнерами не приведут к положительному результату. Стресс, испытываемый обеими сторонами, может перейти в долгосрочный и в конечном итоге привести к трагедии. Чтобы избежать такого финала, необходимо прежде всего объяснить любимому человеку, что он может сделать свой выбор, а вовсе не обязан отвечать взаимностью.

    Не следует забывать о том, что если человек, которого любят, встревожен, то он каким-либо способом попытается отдалить от себя фактор, вызывающий неудобство и стресс. Он начнет избегать своего поклонника или перейдет к более агрессивным действиям.

    Понимание же того, что влюбленный не будет на него давить или как то вынуждать к ответной реакции, позволит сохранить в отношениях спокойствие и понимание. Разумеется, это не будет означать того, что влюбленный отказался от своих чувств или намерений, просто в итоге объект этих притязаний перестанет испытывать беспокойство, уровень его стресса снизится, и человек сможет объективно оценить своего поклонника, чтобы затем возможно все-таки ответить взаимностью на его чувства.

    Что же касается так называемой несчастной любви, когда, несмотря на все усилия влюбленного, объект его преклонения отказывается отвечать взаимностью, она может оказаться опасной не только для эмоционального состояния человека, но и для его здоровья. Английский ученый Фрэнк Таллис установил, что сильный стресс, вызванный эмоциональными вспышками, нередко приводит к вспышке активности очень опасных гормонов. Их выброс сопровождается симптомами, схожими с теми, которые появляются у человека при сердечном приступе.

    Таким образом, безответная любовь и эмоции, которые она вызывает, способствуют возникновению долговременного стресса. Она очень опасна для жизни человека, а сопровождающее ее нервное и эмоциональное возбуждение способствуют развитию многих заболеваний. В некоторых случаях отчаявшийся человек, не в силах избавиться от стресса, решается на самоубийство.

    Безответная любовь вот уже многие годы изучается медиками, как любопытное и в достаточной мере опасное заболевание. Примерно 200 лет назад в большинстве медицинских справочников имелось описание так называемого любовного недуга, который считался трудноизлечимым и самым распространенным в мире. По мнению знаменитого доктора Фрэнка Таллиса, который занимался изучением этого заболевания, любовный недуг должен и в современном мире привлечь к себе внимание представителей клинической медицины.

    Впрочем, не все деятели современной науки настроены столь категорично и негативно. Хелен Фишер, известный антрополог США, некоторое время назад выдвинула очень смелую теорию. Она считает, что любовь, в том числе безответная, – это прежде всего естественный фактор эволюции, а стресс, которым она сопровождается, помогает человеку развиваться и совершенствоваться.

    Фишер на протяжении более чем 10 лет продолжала свои исследования на тему романтической любви и ее значения для человеческой эволюции и пришла к нескольким выводам. Во-первых, она убеждена в том, что именно способность любить дает человеку силы жить и развиваться, делает его существование интересным. Во-вторых, антрополог уверяет своих последователей в том, что умение и желание любить «оказывает глубокое влияние на наше социальное и генетическое будущее».

    Долгое время изучая механизм человеческой любви, Хелен пришла к выводу, что она не что иное, как «эволюционная адаптация». Антрополог считает, что «способность влюбляться эволюционировала, потому что те, кто сосредотачивают усилия на том, чтобы добиться расположения одного преференциального человека, экономят время и энергию, а также повышают уровень своей выживаемости и репродуктивности».

    Что же касается безответной любви, она выразилась еще более категорично: «К сожалению, то же самое относится и к темной стороне великого чувства. По обоснованным эволюционным причинам мы приспособлены к тому, чтобы ужасно страдать от отказа со стороны того, кого мы обожаем».

    Хелен Фишер, славившаяся своими прогрессивными взглядами полагает, что стресс – это не что иное, как своеобразный взлелеянный эволюцией механизм самозащиты от романтичных переживаний как негативных, так и позитивных. В мозгу человека области, отвечающие за ненависть и любовь, расположены близко друг к другу и тесно связаны; и именно этой связи человек обязан своей способностью быстро заменять любовь ненавистью во время сильного стресса, а затем начинать процесс поиска нового потенциального партнера.

    Поддерживая точку зрения ряда современных врачей относительно сильной индеферентности стресса и романтических переживаний, Хелен Фишер все же утверждает, что боль, гнев и отчаяние могут все же принести больше пользы, чем вреда. «Жестокая депрессия способна подтолкнуть нас осознать горькую правду и принять трудные решения. А это содействует нашему успеху в выживании и репродукции», – заключила Фишер.

    magicspeedreading.com

    Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения;

    Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

    Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

    · показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

    · склонность к конкуренции, борьбе;

    · стремление к лидерству и власти;

    · завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

    · склонность загружать себя работой до придела и выше;

    · склонность делать несколько дел одновременно;

    · неумение отдыхать и т.д.

    Тип В — меньше подвержен стрессу и характеризуется:

    · склонностью к компромиссу;

    · склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

    · способностью спокойно относится к проигрышу;

    · ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

    · терпеливостью по отношению к другим.

    Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

    Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

    Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

    Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

    Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

    Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

    Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

    Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).

    Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

    Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

    1. Ура! Новое место, новые люди.

    2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

    3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

    Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

    Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

    Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

    Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

    В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

    Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]

    Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

    В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

    Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

    · уход из ситуации,

    · регрессия (обида, жалость к себе)

    · зацикливание на негативных чувствах

    В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

    Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы "раздуваете из мухи слона", а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: "Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания."

    Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: "Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым". Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

    Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

    Стрессоустойчивостьсовокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

    Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

    1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
    2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
    3. Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
    4. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
    5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
    6. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
    7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
    8. Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
    9. Высыпайтесь.
    10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
    11. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
    12. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
    13. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
    14. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
    15. Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
    16. «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.
    17. Если стресс произошел, то:

      1. Отвлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят — Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

      2. Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

      3. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

      4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

      1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

      2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

      3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

      4. Стрессом нужно и можно управлять.

      1. В чем отличие эустресса от дистресса?

      2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

      3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

      4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

      5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

      Задания для самостоятельной работы:

      Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»[84]и выясните свой уровня стрессоустойчивости.
      studopedia.su

      Реакции на стресс по DSM-V

      Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), как и острая реакция на стресс (ОСР) в DSM-5 перемещены в новую главу, «Травмо- и Стрессо- или связанные с ними Расстройства». В DSM-IV ПТСР относилось к главе «Тревожные расстройства».

      Диагностические критерии ПТСР по DSM-V, который вступил в силу в мае 2013 года:

      Примечание: Приведенные ниже критерии применимы к взрослым, подросткам и детям, старше 6 лет. Для детей 6 лет и младше — см. соответствующие критерии.

      А. Столкновение со смертью или с угрожающей жизни ситуацией, подверженность серьезной травме или сексуальному насилию в одном или нескольких из перечисленных вариантов:

      1. Непосредственное (личное) переживание травматического события (травматических событий).

      2. Непосредственное (личное) зрительное восприятие травматического события (события), которое переживают другие.

      3. Получение информации о том, что травмирующее событие (события) произошли с членами семьи или близкими друзьями; при этом такое событие (события) должны быть либо насильственными, либо характеризоваться как несчастный случай.

      4. Переживание повторяющегося и/или экстремального вредного раздражающего с отрицательной окраской травматического события (событий), такое как участие в спасательной команде, собирающей человеческие останки, служба в полиции, связанная с неоднакратными ситуациями жестокого обращения с детьми. Этот критерий не применим к электронным источниками информации, телевидению, фильмам и фотографиям, если только фотографии не связаны с работой индивидуума.

      В. Присутствие одного или более из следующих симптомов вторжения, связанных с травматическим событием, которые развиваются после действия стрессора:

      1. Периодические повторяющиеся непроизвольные навязчивые и тягостные воспоминания о травматическом событии (событиях). Примечание. У детей старше 6 лет они могут выражаться в игровой форме (отыгрывании).

      2. Диссоциативные реакции (например, флэшбэки, иллюзии и галлюцинации), в которых индивиид ощущает себя так как будто это событие (события) повторяются вновь сейчас (эти реакции могут провялятся на границе сознания настоящей действительности и прошлого опыта, иногда может наступать полная потеря сознания настоящей действительности). Примечание: у детей такие реакции могут проявляться в поведении, которое было в момент события.

      3. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.

      4. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

      С. Постоянное избегание стимулов, ассоциирующихся с травматическим событием (травматическими событиями), которые начинается после возникновения травматической ситуации и подтверждается либо одним, либо двумя признаками:

      1. Избегание либо попытки избежать неприятных воспоминаний, мыслей, чувств о травматическом событии, либо неприятных воспоминаний, мыслей, чувств, тесно ассоциирующихся с травматическим событием.

      2. Избегание либо попытки избежать напоминающих о внешних стимулах события (людей, мест, разговоров, действий, объектов, ситуаций), которые вызывают тревожные воспоминания, мысли или чувства о травматическим событии либо воспоминания, мысли или чувства, тесно ассоциирующиеся с ним.

      D. Отрицательные изменения когнитивных процессов и настроения, связанные с имевшим место травматическим событием (событиями), возникающие после травматического события или ухудшения после события (событий) (два или более признака из нижеперечисленных):

      1. Невозможность вспомнить важные аспекты травматического события (вследствие диссоциативной амнезии, признак обычно не связан с такими факторами как черепно-мозговая травма, употребление алкоголя и других психоактивных веществ).

      2. Устойчивые и преувеличенные негативные убеждения в отношении себя, других и мира, или постоянные и преувеличенные негативные ожидания от себя, других и мира (например, «Я – плохой», «Никому нельзя верить», «Весь мир опасен», «Моя нервная система полностью разрушена»).

      3. Устойчивые искаженные суждения о причинах и/или последствиях травматических событий, которые заставляют индивидуума винить себя или других.

      4. Устойчивые негативные эмоции (например, страх, гнев, вина, стыд).

      5. Заметно сниженный интерес к участию в значимых для индивида мероприятиях либо отказ от участия в них.

      6. Чувство отдаленности (отсутствие эмоциональной вовлеченности) в межличностных отношениях или отчуждения от других

      7. Устойчивая неспособность испытывать положительные эмоции (например, неспособность испытывать счастье, удовлетворение или любовь)

      E. Заметные изменения в возбуждении и реактивности, ассоциированные с травматическим событием (событиями) либо которые начинаются и/или усиливаются после самого события (событий) (два или более признака из нижеперечисленных):

      1. Раздраженное поведение либо вспышки гнева (минимально спровоцированные или без провокации), обычно выраженные в форме вербальной или физической агрессии по отношению к людям или объектам.

      2. Безрассудное (опрометчиво рискованное) или саморазрушительное поведение.

      3. Сверхнастороженность (гипербдительность)

      4. Чрезмерная реакция испуга (повышенная физиологическая реакция вздрагивания)

      5. Проблемы с концентрацией

      6. Нарушения сна

      Диссоциативными симптомами: Состояние отвечает критериям посттравматического стрессового расстройства, и, в дополнение на действие травматического события (событий), индивидуум переживает устойчивые или повторяющиеся симптомы из следующих:

      Примечание: для использования данного подтипа необходимо исключить физиологический эффект действия какого-либо психоактивного вещества (наркотиков, алкоголя и лекарств) или другое медицинское состояние (например, проявление эпилептических припадков)

      Посттравматическое стрессовое расстройство у детей 6 лет и младше

      А. Дети шести лет и младше сталкиваются с ситуацией смерти или угрожающей жизни, подвергаются серьезной физическому, эмоциональному или сексуальному насилию одним или несколькими из перечисленных способов:

      1. Непосредственный (личный) опыт переживания травматического события (событий);

      2. Непосредственное (личное) зрительное восприятие травматического события (событий), переживаемой другими, особенно основными опекунами. Примечание. Зрительное восприятие не включает просмотр событий по электронным медиа, телевидению, просмотр кинофильмов или картинок;

      3. Получение информации о том, что травматическое событие произошло с родителем или опекуном.

      В. Присутствие одного или более из следующих навязчивых симптомов, ассоциированных с травмирующим событием, которые развиваются после действия стрессора:

      1. Рекуррентные, неконтролируемые и навязчивые тягостные воспоминания о травматическом событии (событиях)

      Примечание. Спонтанные и навязчивые воспоминания могут не обязательно производить впечатления дистрессовых и могут выражаться в игровой форме (отыгрывании);

      2. Рекуррентные кошмарные сновидения, в которых содержание или аффект соотносятся с травматическим событием (событиями). Примечание. Порой невозможно соотнести пугающее содержание сновидения с травматическим событием.

      3. Диссоциативные реакции (например, флэшбэки, иллюзии и галлюцинации), в которых индивиид ощущает себя так как будто это событие (события) повторяются вновь сейчас (эти реакции могут провялятся на границе сознания настоящей действительности и прошлого опыта, иногда может наступать полная потеря сознания настоящей действительности). Примечание: у детей такие реакции могут проявляться в поведении, которое было в момент события.

      4. Интенсивный или продолжительный психологический дистресс при столкновении с внутренними или внешними признаками чего-либо или кого-либо, символизирующими или напоминающими какой-либо аспект травматического события (травматических событий).

      5. Заметные психологические реакции на напоминания о травматическом событии (событиях).

      С. Должны присутствовать один или более из перечисленных симптомов, отражающих либо упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмирующим событием, либо негативные изменения когнитивных процессов и/ли эмоций, что связано с травматическим событием (событиями). Изменения появляются или становятся более серьезными после

      Устойчивое избегание стимулов

      1. Избегание либо попытки избежать действий, мест или физических напоминаний, оживляющих воспоминания о травматическом событии (событиях).

      2. Избегание либо попытки избежать людей, разговоров или межличностных отношений, напоминающих о травматическом событии (событиях)

      Негативные изменения когнитивных процессов

      3. Существенное учащение появления негативных эмоций (например, страха, вины, печали, стыда, смущения).

      4. Заметное уменьшение интереса и/или участия в значимой ранее деятельности, включая сужение игровой активности

      5. Социально отгороженное поведение

      6. Устойчивое уменьшенное выражение положительных эмоций и их уменьшение или отсутствие.

      D. Изменения в возбуждении и реактивности, ассоциированные с травматическим событием (событиями), начинаются после действия стрессора, либо усиливаются после травматического события (два или более признака из нижеперечисленных):

      1. Раздраженное поведение или вспышки гнева (после минимальной провокации или ничем не спровоцированные), обычно проявляются как вербальная или физическая агрессия по отношению к людям или объектам (включая экстремальные по силе истерические реакции)

      2. Сверхнастороженность (гипербдительность).

      3. Чрезмерная реакция испуга (повышенная физиологическая реакция вздрагивания)

      4. Проблемы с концентрацией.

      5. Нарушения сна.

      F. Нарушения (критерии B, C, D и E) продолжаются более одного месяца.

      G. Вызывает клинически значимый дистресс функционирования организма и нарушения в профессиональной, социальной или в других важных областях жизни.

      H. Нарушения восприятия не относятся к физиологическим эффектам каких-либо веществ (например, наркотиков, лекарств, алкоголя) или проявлениям эпилептических припадков.

      Указать, если расстройство сопровождается

      1. Деперсонализация. Устойчивое или периодически повторяющееся чувство нереальности, ощущение отрешенности, ощущение наблюдение за своими мыслями, чувствами, ощущениями, телом или действиями (например, перцептивные изменения, искаженное чувство времени, не реалистичность или чувство отсутствия себя, эмоциональное и/или физическое отупение);

      2. Дереализация. Устойчивое или повторяющееся ощущение нереальности и/или отрешенности к окружающему миру (например, люди и объекты воспринимаются как нереальные, призрачные, туманные, безжизненные или искажаются в размерах).

      Примечание: для использования данного подтипа необходимо исключить физиологический эффект действия какого-либо психоактивного вещества (наркотиков, алкоголя и лекарств) или другое медицинское состояние (например, проявление эпилептических припадков).

      Указать, если расстройство сопровождается:

      Если расстройство не соответствует всем критериям ПТСР в течение как минимум 6 месяцев после травматического события (хотя начало и проявления некоторых из симптомов может быть незамедлительным).

      Диагностические критерии Острого стрессового расстройства (ОСР) по DSM-V:

      А. Столкновение со смертью или с угрожающей жизни ситуацией, переживание серьезной травматической ситуации, физического, психологического или сексуального насилия в одном или нескольких из перечисленных вариантов:

      В. Присутствие девяти (или более) следующих симптомов, относящихся к любой из пяти категорий – симптомами вторжения, негативных эмоций, диссоциации, избегания и возбудимости, которые либо начинаются сразу же после травматического события, либо усиливаются после него.

      1. Повторяющиеся непроизвольные, навязчивые и тягостные воспоминания о травмирующем событии. Примечание: у детей могут отмечаться повторяющиеся игры, в которых отражается тема или отдельные аспекты травматического события (событий)

      2. Повторяющиеся дистрессовые сновидения, содержание и/ли аффект которых соотносится с травмирующим событием. Примечание: у детей могут отмечаться пугающие сновидения без четко распознаваемого содержания.

      3. Диссоциативные реакции (например, флэшбэки, иллюзии и галлюцинации), в которых индивиид ощущает себя так как будто это событие (события) повторяются вновь сейчас (эти реакции могут провялятся на границе сознания настоящей действительности и прошлого опыта, иногда может наступать полная потеря сознания настоящей действительности). Примечание: у детей такие реакции могут проявляться в игровом поведении, которое отражает поведение в момент события.

      4. Интенсивный либо продолжительный психологический дистресс либо заметные психологические реакции при столкновении с внутренними или внешними признаками чего-либо, символизирующими или напоминающими какой-либо аспект травматического события (событий)

      5. Устойчивая неспособность испытывать положительные эмоции (например, неспособность испытывать счастье,

      удовлетворение или любовь)

      6. Измененное чувство реальности окружающего или самого себя (восприятие самого себя с иной перспективы, оцепенение, восприятие замедленного течения времени)

      7. Невозможность вспомнить важные аспекты травматического события (вследствие диссоциативной амнезии, признак обычно не связан с такими факторами как черепно-мозговая травма, употребление алкоголя и других психоактивных веществ).

      8. Попытки избежать дистрессовых воспоминаний, мыслей или чувств о травмирующем событии, либо тесно связанных с травмирующим событием.

      9. Избегание либо попытки избежать напоминающих о внешних стимулах события (людей, мест, разговоров, действий, объектов, ситуаций), которые вызывают тревожные воспоминания, мысли или чувства о травматическим событии либо воспоминания, мысли или чувства, тесно ассоциирующиеся с ним.

      10. Нарушения сна

      11. Раздраженное поведение или вспышки гнева (спровоцированные минимальным стимулом или без провокации), обычно выражаемые в форме вербальной или физической агрессии по отношению к другим.

      12. Чрезмерная настороженность

      13. Проблемы с концентрацией

      14. Чрезмерная реакция испуга (повышенная физиологическая реакция вздрагивания)

      С. Длительность нарушений (симптомы из списка В) составляет от 3 дней до 1 месяца после воздействия травматического события (событий). Примечание: симптомы обычно появляются непосредственно после травмы, но их присутствие в течение как минимум 3 дней и до 1 месяца необходимо для постановки диагноза.

      D. Вызывает клинически значимый дистресс функционирования организма и нарушения в профессиональной, социальной или в других важных областях жизни

      E. Нарушения восприятия не относятся к физиологическим эффектам каких-либо веществ (например, наркотиков, лекарств, алкоголя) или проявлениям эпилептических припадков и острый психотический эпизод не служит описанием наблюдаемых признаков.

      www.didrus.com