Специалисты

Страсть стресс фрустрация

08.06.2018

Стресс, дистресс, фрустрация

Стресс, дистресс, фрустрация как виды психоэмоциональных состояний человека, их причины, клинические проявления, методы лечения и профилактика. Их сходство, отличие, влияние на человека в процессе трудовой деятельности и на его личностные характеристики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления и предпринимательства в социальной сфере

Кафедра управления персоналом

Направление подготовки: «Управление персоналом» — 080400

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

по учебной дисциплине «Психология труда»

на тему: «Стресс, дистресс, фрустрация»

студентка 4 курса 1 группы Комлева А.В.

С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях и начинает разрушать здоровье и психику человека.

В работе, представленной ниже, мы поговорим об этих двух явления — стрессе и дистрессе — и так же рассмотрим ещё одно разрушающее психо-эмоциональное состояние — фрустрацию.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин;

• Плохой, беспокойный сон;

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать;

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу;

• Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса;

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы;

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям;

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому;

• Снижение аппетита — хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи;

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Если вы находитесь в стрессовом состоянии, это означает одно: ваш организм среагировал на какой-либо внешний раздражитель.

В некоторых случаях определение «стресс» употребляют для обозначения самого раздражителя. Например, физического — это сильный холод или невыносимая жара, понижение или повышение атмосферного давления.

Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ.

Психическими стрессами могут быть как сильные отрицательные, так и положительные эмоции.

Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки — это биологические стрессы.

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например, к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника). К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека.

Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Чтобы депрессия не перешла в более тяжелое, затянувшееся состояние, каждый из нас должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли.

Многие люди привыкли справляться со стрессами с помощью антидепрессантов, наркотиков, алкоголя. Зачем, мол, тратить время на развитие своей силы воли, если есть более простые пути? Они не задумываются о том, что может возникнуть зависимость, с которой они уже не смогут справиться без помощи специалистов.

Лечение и профилактика стресса

Известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите. Вот некоторые рекомендации, которые помогут сделать ваш сон лучше.

• Очень помогают для нормального сна регулярные физические упражнения. Желательно их проводить на свежем воздухе за пару часов до сна.

• Перед тем, как лечь спать, можно принять теплую ванну, послушать негромкую спокойную музыку. Если есть возможность, совместите прием ванны с прослушиванием музыки. Старайтесь делать это каждый день.

• Чтобы сон был более крепким и здоровым, организму требуется гормон мелатонин. Его содержание повышается при приеме витаминов группы В, которых достаточно много в рисе, пшенице, ячмене, семечках подсолнуха, кураге. В рафинированных продуктах этих витаминов почти нет, поэтому старайтесь употреблять в пищу натуральные продукты, желательно с высоким содержанием углеводов.

• В вашей спальне не должно быть душно, шумно и светло: всё это не способствует спокойному сну.

Помочь справиться со стрессовым состоянием может равномерное, спокойное дыхание. Вдох следует делать глубокий, через нос. Выдыхать же надо медленно и через рот.

При стрессе также важно правильно питаться. Еда должна быть легкой и хорошо усваиваться. Ешьте не спеша, небольшими порциями. После принятия пищи следует немного отдохнуть.

Существуют народные способы борьбы со стрессом. Хорошим средством считается ромашка аптечная. Ее отвар помогает справиться с головной болью, бессонницей, обладает успокаивающим действием. Эффективным расслабляющим свойством обладают также трава душицы и масло шалфея мускатного. Отличным средством от переутомления является мелисса. Ее используют, чтобы снять напряжение, беспокойство, она может помочь даже при сильных стрессах. Чаи из мелиссы хороши при бессоннице и депрессии.

Дистресс (от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Основными причинами дистресса являются:

• Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла);

• Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах);

• Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль;

• Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

Чаще всего дистресс вызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

Естественно, дистресс не идет на пользу здоровью. При нем напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. Проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. Изменяется и речь. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий. Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Надо стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, неудача) — это негативное психическое состояние, которое обусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Когда какая-либо значимая для человека цель, не достигается, стремления не осуществляются или не удовлетворяются определенные потребности, возникает состояние фрустрации.

При этом основным условием являются не только преграды, которые препятствуют достижению цели, но и высокая мотивированность человека на определенные достижения. Таким образом, получается, что фрустрация — это когда наши желания не совпадают с нашими возможностями.

Преградами на пути к достижению цели или удовлетворению потребности, могут быть внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы);

· биологические (болезнь, старение);

· психологические (страх, замкнутость);

· социо-культурные (социальные нормы, правила, запреты);

Конечно, не каждое неудовлетворение мотива или потребности, вызывает фрустрацию. Если человек опоздал на работу (хотя спешил, как мог) и получил выговор, эта ситуация скорее всего не приведет к фрустрации, а вот проявится это состояние только при условии, что степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести, т.е. ситуация должна быть для человека очень личносто-значимой.

Можно привести классический пример: синдром «отличницы», когда девушка в небольшом городке, первая во всем, самая умная в классе, с золотой медалью после школы, которая всегда была успешной и «впереди планеты всей», попадает в иные условия, например, приезжает в мегаполис, где таких «отличниц» в сто раз больше. И возникает ситуация, когда «отличница» уже не первая, есть более успешные люди, и она как бы «не дотягивает» до некого высокого уровня. Со своим шаблоном поведения «я добиваюсь своего» и с установкой, что она — лучше всех, при возникших неудачах, при условии низкой адаптационной способности и высокой значимости желания «быть первой», такая личность испытывает фрустрацию.

Состояние фрустрации проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности и отчаянья. При этом снижается эффективность любой деятельности человека. Степень выраженности фрустрации может быть различной и зависит от совокупности многих факторов (возраст, пол, обстоятельства, жизненные ситуации, личностные особенности, характер цели или стремлений). Результатом фрустрации является — изменение поведения человека. Например, «уход в фантазии», когда человек начинает жить в выдуманном мире и не воспринимать мир реально. Или появляется агрессивное поведение, нарастает неуверенность в себе, снижается мотивация, появляется безразличие к событиям, озлобленность к окружающим, в общем, происходит дезорганизация сознания и деятельности человека.

Больше всего состоянию фрустрации подвержены эмоциональные личности, те, кто склонен фанатично стремиться к определенной цели любым путем, с установкой: добиться во чтобы то не стало. Когда такой человек встречает препятствия на своем пути, и не может найти решение, он попадает в состояние фрустрации, поскольку достичь цели — для него самое главное. Таким людям не хватает приспособительной способности, они трудно адаптируются в изменяющихся условиях. Другими словами, если человек наметил план действий и видит только один путь, фанатично следует ему, то когда появляется помеха, происходит «сбой в программе» и возникает фрустрация.

В любом случае существует личностная устойчивость к состоянию фрустрации, так называемая толерантность к фрустрации, чтобы человек имел возможность справляться с трудными жизненными ситуациями, преградами и помехами на пути к достижению цели. Об этом в следующей статье.

стресс фрустрация эмоциональный


Теперь, познакомившись с этими тремя видами психо эмоциональных состояний, можно проследить сходства и различия.


Сходства заключаются в том, что все эти три состояния психики человека в той или иной степени являются губительными для здоровья, разрушают его, нарушают равновесие, препятствуют высокой работоспособности, способности здраво мыслить и объективно оценивать реальность вокруг себя.


Различия заключены в том, что стресс, к примеру, в отличие от дистресса и фрустрации, несёт в себе не только негативные последствия для организма в целом и психики в частности, но и позитивные переживания, сопровождаемые выработкой «хорошего» адреналина (любовь, радость и т.д.), а это в свою очередь дарит человеку позитивный заряд.


Так или иначе, но стоит дозировать даже «хороший» стресс, т.к. чрезмерно сильные эмоции могут привести к нарушениям сна, вывести из равновесия и помешать концентрации внимания.


1. Психические состояния специалистов управ ленческого профиля/ Рыбников О. Н. (ГУУ) [11], 2005, 15 Р93 30.


2. Психология труда, 2004, 331 П86 40.

3. Психология экстремальных ситуаций, 2009, 15 П86 5.


4. Психология девиа нтного поведения/ Менделевич В. Д. [1], 2005, 15 М50 5.


5. Практ ическая психология/ Абрамова Г. С. [5], 2005, 15 А16 3.

Размещено на Allbest.ru

Обобщение результатов психологических исследований поведения и деятельности человека в экстремальных условиях и анализ содержания и структуры готовности к действиям в напряженных обстоятельствах. Механизм возникновения стресса, аффекта и фрустрации.

Взаимодействие коры головного мозга и подкорки как физиологическое объяснение возникновения эмоций и чувств. Характеристика их функций (сигнальная, регулятивная, экспрессивная), видов (моральные, интеллектуальные, эстетические, стресс, фрустрация).

Концепции взаимосвязи мотивации деятельности. Виды эмоциональных процессов и состояний. Теории эмоций: виды и характеристика. Физиологические механизмы стресса. Понятие термина «фрустрация». Типы темперамента и их психологические характеристики.

Понятия «экстремальная», «критическая», «чрезвычайная» ситуация. Реакции организма на такие виды событий. Специфические виды экстремальных состояний: паника, аффект, фрустрация, кризис, стресс. Анализ деятельности человека в критических условиях.

Условия и факторы, влияющие на показатель напряжённости и тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена. Изучение психологических и биологические особенностей проявления стресса у человека. Способы выражения тревожности во внешнем поведении.

Понятие стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека. Методы профилактики и способы борьбы со стрессами. Организационные и личностные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Предрасположенность к стрессовому напряжению.

Исследование эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на протекание психических процессов, на активность человека повышая или понижая ее. Характеристика основных видов нервно-психического состояний: настроения, страсти, стресса и фрустрации.

Общее понятие и свойства психических состояний. Сущность термина «фрустрация» в современной психологии. Причины и формы проявления фрустрации. Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации. Пути и методы преодоления состояния фрустрации.

Психическое здоровье личности и эффективные мероприятия по его укреплению. Стресс и его психологические последствия. Фрустрация как эмоциональное состояние, реакции на нее. Особенности оказания психотерапевтической помощи в Российской Федерации.

Рассмотрение ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности (наклонности к персеверации) и фрустрации. Типология ситуаций, вызывающих фрустрацию: лишения, потери и конфликты. Формы толерантности и ее воспитание.

knowledge.allbest.ru

52. Настроение, страсть, фрустрация.

Современная общая психология определяет настроение как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на их субъективное переживание. В рамках деятельностной трактовки в отечественной психологии это — высший уровень субъективного осмысливания (как процесса наделения субъективными смыслами) чего-то объективного. Это своего рода «предсознание», «чувственная подкладка», «ближайший резерв» сознания один из сильнейших регуляторов субъективной психической жизни. В основе настроений, с данной точки зрения, лежат потребности человека; это особая сигнальная реакция, указывающая на расхождение потребностей с реальными условиями жизни и возможностями индивида.

В социально-психологических направлениях главным было установление собственно социальной специфики тех или иных настроений. Западные исследователи по преимуществу связывали ее с социальным поведением индивида и его влиянием на общество. Так, М. Дойч объяснял социальную апатию, как результат переживания индивидами субъективной вероятности неудачи перед лицом сложных социально-политических проблем и, соответственно, снижения уровня притязаний, не оставляющего надежд на успех в революционной борьбе. Отечественные исследователи, напротив, в основном искали социальную природу настроений во влиянии общества на человека, рассматривая этот вопрос с трех основных точек зрения.

Страсть является особой формой эмоционального переживания, представляя собой сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, стимулирует его к активной деятельности, целью которой является удовлетворение совершенно определенныx желаний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение.

Страстью называют сильное, стойкое, всеоxватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями (страсть ученого в науке), могут исxодить из телесныx влечений или иметь патологическое происxождение. В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна.

Наиболее важной xарактеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенныx побуждений к деятельности. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром xристианская мораль рассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамкаx одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом.

(От латинского frustratio — обман неудача). Данное состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Фрустрация — крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности. Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

studfiles.net

Фрустрация как форма психологического стресса

Фрустрация как форма психологического стресса.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разру­шение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объ­ективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к реше­нию задачи. Таким образом, фру­страция — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].

Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, меша­ющий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разно­образии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:

  • Физические барьеры (причины) — стены тюрьмы, полом­ка машины на безлюдном шоссе. Преодоление данного барьера про­демонстрировал герой Т. Хэнкса в фильме «Изгой», пытаясь выжить на необитаемом острове.
  • Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение. Этот барьер может быть причиной сильных профессиональных стрессов у спортсменов и артистов ба­лета, вынужденных уходить из профессии в возрасте до сорока лет.
  • Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверен­ность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким при­мером этого барьера является, например, чрезмерно высокое пред­стартовое волнение, в результате которого даже отлично подготов­ленная презентация может закончиться провалом.
  • Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности со­циокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.
  • Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное пе­реживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:

  • агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
  • уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
  • регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отка­зываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
  • двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
  • включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).
  • Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.

    Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:

  • преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
  • компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
  • отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.

Актуально для психологии изучение фрустрационной толерантности — устойчивости личности к воздействию фрустраторов. На адаптивное поведение в состоянии фрустрации во многом влияет родительский сценарий о том, как надо вести себя в подобных ситуациях, усвоенный ребенком в детстве. То есть, оказавшись в ситуации фрустрации, мы актуализируем те модели поведения, которые использовали наши отец и/или мать в момент переживания острого стресса.

Рассматривая фрустрацию как острый стресс, специалисты предлагают различные методы, повышающие адаптацию к фрустрации. Например, это может быть отказ от каких-либо действий (так как в момент фрустрации мы теряем способность мыслить логически и просчитывать последствия наших действий) или использование приемов самоконтроля и техник саморегуляции. Мощным поддерживающим фактором является также составление и проговаривание формул самозащиты — кратких формул самовнушения, составленных в позитивном ключе («Я справлюсь!», «Мы прорвемся!» и т. д.).

Фрустрационная толерантность возрастает, если, оказавшись в аб­солютно безвыходной на первый взгляд ситуации, человек начинает придумывать и искать возможные варианты выхода из нее. На дан­ном этапе даже фантастические и рискованные идеи лучше, чем мысль о том, что выхода нет.

5psy.ru

/ gosyyy / общая / 18Эмоциональные состояния стресс фрустрация

Эмоциональные состояния. Стресс и его виды. Фрустрация и её экспериментальные исследования.

За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, тревоги (anxiety)и фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.

Стресс и его виды.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

Стресс не всегда результат повреждения. Мы уже говорили, что несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

Стресса не следует избегать. Впрочем, как явствует из определения, приведенного в начале главы, это и невозможно.

Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса).

Действие стрессорного раздражителя индуцирует развитие общего адап-тационного синдрома. ОАС — проявление стресса в его временном развитии, поэтому под ОАС следует понимать совокупность неспецифических при-способительных реакций, возникающих в ответ на действие стрессорного фактора и направленных на преодоление неблагоприятного влияния указан-ного агента на здоровье.

В развитии ОАС Г.Селье выделил три стадии.

стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью

Существует понятие дистресс (разрушает деятельность), операциональный стресс ( уровень оптимального напряжения для выполнения деятельности).

При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы.

Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте .

Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу.

Фрустрация и её исследования.

Существуют трудности и в понимании самого термина „фрустрация“. Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности.

Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию — внешнюю причину и его воздействие на организм и личность.

Розенцвейгом было предложено следующее определение фрустрации: „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности».

фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Розенцвейг выделяет три типа ситуаций, способных выхвать фрустрацию:

лишения (privation), т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Ц качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен.

Второй тип составляют потери (deprivation). Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом.

Третий тип ситуации — конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Типические состояния, которые часто встречаются при фрустрациях. Прежде всего следует упомянуть те ситуации, когда фрустратор не вызывает фрустрацию. Эти ситуации обычно обозначаются как толерантность.Она может проявляться в трех формах: 1). Спокойное переживание действия фрустратора,2) сдерживание нежелательных импульсов.3) бравирование с почеркнутым равнодушием.

Психические состояние возникающие на фрустрацию:

агрессия ( теория фрустрации-агрессии Миллера и Долларда.

По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Внешне кажущаяся агрессивной реакция может быть на самом деле не такой, например, когда ученик, как говорится, «дает сдачи». Типическое состояние при так называемой агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость.

Агрессия одно из ярко выраженных стенических или активных проявлений фрустрации. 2.Однако активные или стенические проявления фрустрации нельзя свести к агрессии. Некоторые исследователи, в частности, Майер типичным выражением фрустрации считают фиксацию. Этот термин можно, понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий.

4. уход в отвлекающую, позваляющую забыться деятельность

5.регрессия. Регрессия — это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.Изучалась Дембо на детях. Сначала дети, разделенные на две группы (от 25 до 40 и от 42 до 61 месяца), в течение 30 минут свободно играли в комнате, где на полу на трех квадратах были расположены игрушки, карандаши и бумага. Далее начинался собственно эксперимент, состоявший из трех периодов. Первый период — предфрустрационный. Детям предлагалось играть в новые, очень интересные игрушки. Эти игрушки были выставлены особенно привлекательно, заманчиво. Если экспериментатор замечал недостаточную заинтересованность некоторых детей игрушками, то он сам демонстрировал детям, какие они интересные и как с ними хорошо играть. Этот период, продолжавшийся от 5 до 15 минут, заканчивался тем, что дети по требованию экспериментатора оставляли ту часть комнаты, где были сосредоточены соблазнительные для них игрушки. После этого опускалась прозрачная ширма, отделявшая детей от игрушек, которые становились недосягаемыми для детей, оставаясь в то же время хорошо видимыми. Тогда начинался фрустрационный период. Дети могли играть только в старые и, как предполагалось, менее интересные игрушки, а одновременно на виду были игрушки новые и соблазнительные. Экспериментатор сидел за столом и писал, не показывая виду, что условия игры изменились. Третий период — послефрустрационный. Ширма поднималась и детям предоставлялась возможность снова поиграть в новые игрушки. Этот период вводился с той целью, чтобы удовлетворить потребность детей играть этими игрушками. Во время первых двух периодов проводились тщательные наблюдения за поведением и прежде всего за «конструктивностью» игр детей, понимаемой как большая или меньшая продуманность, сложность и изобретательность, проявленные в игре. Конструктивность оценивалась по семибалльной шкале, и, кроме того, учитывалось время, затраченное на отдельные игровые операции. Из 30 детей у 22 под влиянием фрустратора конструктивность в игре оказалась сниженной, у троих она осталась на прежнем уровне, а пятеро детей играли значительно медленнее, увеличились также затраты времени на те формы поведения, которые были названы уклонением от игры, диверсиями. Методика описанного эксперимента встретила ряд критических замечаний (дети подобраны с пониженным интеллектом, оценка конструктивности субъективна и др.). Обращает на себя внимание и то, что около 20% детей регрессии не показали

Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть а) типичными для характера человека, б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера и в) эпизодическими, преходящими. Так, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия — человека неуверенного в себе. Однако агрессия может быть и у человека сдержанного, но становящегося затем несдержанным, агрессивным после ряда фрустраций. Наконец, бывают такие фрустраторы которые у самого «мирного», спокойного человека вызовут агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом.

Исследовалась особенно активно в школе Левино Дембо. С помощью задач, не имеющих решение. Испытуемых просили набрасывать кольца, достать розу со стола, несколькими способами.

В результате было выяснено несколько вариантов выхода из ситуации фрустрации: фантазирование, выход из поля (чтение газеты), разрушение ( все вокруг становится враждебным).

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: НАСТРОЕНИЕ, АФФЕКТ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, СТРЕСС, ФРУСТРАЦИЯ

Эмоции и чувства человека могут быть разнообразными по силе, глубине, продолжительности и форме выражения. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение — эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом его значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а общее состояние человека, на которое влияют различные факторы: социально-психологическая атмосфера в его ближнем и дальнем окружении, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность и т.д. Причиной определенного настроения может быть также какое-либо значительное событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

Настроение отражается на активности, действиях и поведении человека. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо грустным, апатичным.

Страсть- это также длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но в отличие от настроения оно характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или человека. Возникая при сильном стремлении к достижению общественно и личностно значимой цели, страсть обогащает личность, служит стимулом к большой созидательной деятельности человека и ведет к выдающимся достижениям. Страсть, преследующая мелкую, корыстную цель, обедняет и искажает личность. В литературе достаточно таких примеров: Плюшкин в «Мертвых душах», Гобсек в одноименной пьесе О. де Бальзака и т.д.

Воодушевление, как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели, но оно часто переживается как чувство коллективное. При этом, чем больше людей охвачено воодушевлением, тем сильнее это состояние переживается каждым человеком в отдельности. Возникает воодушевление в тех случаях, когда цель ясна и результаты ярко представляются как нужные, ценные. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека. эмоция настроение стресс психический

Аффект — это чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние (отчаяние, ярость, ужас и т.д.). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Аффект сопровождается видимыми изменениями в поведении человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи. В таком состоянии у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершить необдуманные поступки. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, они не только резко снижают уровень ее организованности, но и часто влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме (не радость, а восторг, не горе, а отчаяние). Аффекты возникают при ослаблении воли и зачастую являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Стресс — это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. При стрессе нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Экстремальными для личности условиями, способными вызвать стресс, могут стать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать ответственные и быстрые решения.

Однако стресс может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность. При слабом стрессе, так называемом оптимальном напряжении, появляются общая физическая собранность, ясность и четкость мысли, активность и сообразительность. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, может наблюдаться растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, может привести к полной дезорганизации его деятельности. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, второе возникает у человека, когда его нервная система получают эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стресс, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, мо-кет быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера учебный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором.При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда в пути к достижению цели он встречается с неожиданными по мехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация — это эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Фрустрация — это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В таком состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно может проявляться как озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или подавленность, полное безразличие к окружению, апатия (пассивная форма). Фрустрации больше всего подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, плохо подготовленные к невзгодам либо люди с недостаточно развитой волей.

studwood.ru