Специалисты

Стресс фактор болезни

16.05.2018

Стресс и болезни рыб

В ответ на воздействие сильных неблагоприятных факторов ок­ружающей среды в организме животных развивается особое состо­яние адаптации, которое канадский ученый Ганс Селье впервые в 1936 г. назвал стрессом.

Проблема стресса у рыб и оценка воздействия на них неблаго­приятных условий содержания приобрела актуальность и в рыб­ном хозяйстве. Особенно часто неблагоприятные условия среды оказывают на рыб воздействие на сублетальном уровне. Под дей­ствием стресс-факторов в организме развиваются различные не специфические реакции, которые образуют общий адаптацион­ный синдром. Для него характерны гормональные, биохимичес­кие и гематологические изменения. Из биохимических показате­лей изменяется содержание молочной кислоты, глюкозы и глико­гена. В крови увеличивается абсолютное число лимфоцитов, эозинофилов, нейтрофилов и общее число лейкоцитов и тромбо­цитов, лейкокрит (отношение объема лейкоцитов и тромбоцитов к общему объему крови в процентах). Однако следует учитывать, что характерные изменения среди отдельных групп лейкоцитов наблюдаются только при действии достаточно сильного стресса. При более слабых раздражителях отмечается снижение числа тромбоцитов и лимфопения при нечетких изменениях в других группах лейкоцитов.

При диагностике стресса необходимо учитывать динамику и характер изменений отдельных показателей, время их восстановления. Так, при использовании гормональных и биохимических показателей кровь для анализа необходимо брать в первые 2 ч пос­ле начала воздействия стресс-фактора, когда изменения этих по­казателей наиболее выражены.

Простым и надежным показателем острого стресса у рыб может стать лейкокрит, характер изменения которого сходен с таковым у тромбоцитов.

Восстановление гематологических показателей у карпа после воздействия стресс-фактора протекает различно. Пока­затели красной крови и число тромбоцитов нормализуются на 2—4-е сут, лейкокрит — на 6—8-е, число лейкоцитов — только на 14—20-е сут.

Таким образом, в ответ на резко меняющиеся условия окружа­ющей среды в организме рыб происходят глубокие физиологические реакции адаптивного характера. Такая реакция может заметно снизить защитные функции организма к воздействию различных патогенов рыб.

В настоящее время в рыбоводной практике накоплен боль­шой материал, свидетельствующий о тесной связи возникнове­ния инфекционных и инвазионных заболеваний с наличием та­ких неблагоприятных факторов среды, как резкие перепады температуры воды, переуплотненные посадки, пониженное со­держание кислорода, частые биотехнические манипуляции с рыбой.

Кроме того, в индустриальных хозяйствах со стрессом сопря­жен ряд инвазионных болезней: триходиниоз, хилодонеллез, ихтиофтириоз, гиродактилез и др. Наблюдаются случаи несвой­ственного некоторым паразитам нарушения специфичности. Например, интенсивное заражение годовиков белого амура зимой в садках типично карповыми гиродактилюсами — G. katharineri и G. cyprini. Некоторые заболевания рыб стали воз­никать при необычной для них температуре, например, хилодонеллез молоди карпа при 22—28°С и выше, ихтиофтири’оз — при 0,2—5 °С в зимовальных прудах. Имеются и экспериментальные данные, показывающие резкое повышение чувствительности кар­па к ихтиофтириозу под действием разнообразных стресс-факто­ров: сублетальных доз токсикантов, резких колебаний температу­ры воды, пониженного содержания кислорода, многократного об­лова рыбы.

Профилактика стресса у рыб основана на устранении стресс-факторов, снижении их отрицательного влияния на рыбу или на предотвращении одновременности их действия (если их несколь­ко). Достигается это несколькими путями: оптимизацией показа­телей водной среды, применением полноценных и обогащенных витаминно-минеральными добавками кормов, максимальным ис­ключением технологических стресс-факторов, применением спе­циальных медикаментозных препаратов наркотического или седативного действия, снижающих отрицательное влияние стресс-факторов.

Так, снижением плотности посадки и оптимизацией темпе­ратуры воды (там, где это возможно) удается устойчиво профилактировать миксобактериоз рыб. В некоторых случаях для улучшения параметров водной среды необходимо использовать термостатирующие устройства, дополнительную аэрацию или, наоборот, дегазацию воды при избытке молекулярного азота. Другим направлением в профилактике стресса является при­менение специальных антистрессовых препаратов — транкви­лизаторов и седативных веществ. В рыбоводстве они использу­ются весьма ограниченно. Наиболее известны из них хинальдин, MS-222 и пропаксат.

xn--80ahc0abogjs.com

4. Стресс как фактор риска для здоровья.

Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

Термин «стресс» — английского происхождения (англ.stress — давление, усилие, натяжение, напряжение). В медицину и психологию этот термин попал в 1936 году, когда в журнале “Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога и эндокринолога Ганса Селье под названием “Синдром, вызываемый разними повреждающими агентами”. Еще будучи студентов, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало (общее недомагание, озноб, повышение температуры, потеря аппетита, ломота и боли в суставах). Эксперименты показали, что и другие вредоносные воздействия (охлаждение, ожоги, отравления, ранения и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что эта реакция направлена на мобилизацию защитных сил организма и назвал ее стрессом. Он же создал и научную концепцию этого состояния.

Со временем это понятие подверглось существенным изменениям, стало более широким. Полного и единого определения стресса, удовлетворившего бы каждого исследователя, нет и сегодня, но можно сказать так:

СТРЕСС – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил.

Стресс не является привилегией человека. Он бывает и у животных, и у рыб. Есть исследования стрессовых реакций растений.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами (или стресс-факторами).

Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. К числу стрессоров можно отнести физические, связанные с интенсивной физической нагрузкой, охлаждением, перегреванием, травмой, операционным вмешательством, непривичными внешними условиями и др. и психические, воздействующие на психику и вызывающие сильные эмоции (сложности жизни, потеря дорогий людей, несложившаяся семейная жизнь, болезни детей, особенно хронические, неудачи на работе в учебе, трудности реализации себя, интенсивная интеллектуальная деятельность; даже простые математические действия, производимые в уме, сдача экзаменов, нежные объятий и т.п.). Конечно, часто не удается выделить физические и психические стрессоры в чистом виде. Например, голодание приносит как физические проблемы, так и психические переживания.

Существуют и другие классификации стрессоров. Так, русский психолог А.С.Разумов условно разделил стрессовые факторы на следующие 4 группы:

Стрессоры активной деятельности (они могут не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать ее). Это могут быть экстремальные стрессоры (боевые действия и другое, связанное с риском), производственные стрессоры (особенно ответственная работа при дефиците времени); стрессоры психосоциальной мотивации (разного рода соревнования, конкурсы).

Стрессоры оценок. Им свойственная эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности, или произошедшего давно. Сюда относятся и стрессоры памяти, стрессоры побед и поражений, стрессоры зрелищ и др.

Стрессоры рассогласования деятельности. Это стрессоры розобщения (конфликтные ситуации, угроза и др.), стрессоры ограничений (заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, тюремная изоляция, голод, жажда и др.)

Физические и природные стрессоры (травма, темнота, яркий свет, неприятный звук, вибрация, качка, высота, землетрясение и др.).

Известно, что у человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители (психологические и эмоциональные события обыденной жизни) – практически самый частый стрессор. Неслучайно поэтому большое внимание в настоящее время уделяется проблеме именно психоэмоционального стресса, вызываемого психическими стрессорами. Ее считают одной из проблем выживания человечества. Педагогическая деятельность также сопряжена с достаточно сильным психоэмоциональным напряжением. По данным отечественных исследователей 85% современных учителей испытывают состояние устойчивого стресса.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс изменил информационную среду. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Это требует повышения интенсивности обучения. Однако при этом не меняется мозг. И хотя он имеет колоссальные возможности по переработке больших объемов информации, все же возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, вызывает информационный стресс.

Стрессовые ситуации и стрессовые реакции сопутствовали и сопутствуют людям всегда, без них жизни просто не существует. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Г.Селье). В зависимости от последствий стресса для организма различают эустресс — «хороший стресс» и дистресс (англ. distress–горе, несчастье, нужда) – «плохой стресс».

Эустрессы оказывают стимулирующее воздействие и поэтому биологически необходимы. Они поддерживают хорошую работоспособность организма, стимулируя деятельность основных биологических механизмов, тренируют и закаляют организм, повышают возможности человека, способствуют развитию творческих способностей, проявлению личности, помогают выживать, обогащают новым опытом. Состояние «достаточной стрессируемости» есть необходимое условие активной социальной и творческой деятельности. Такой стресс Г.Селье называл ароматом и вкусом жизни.

Дистрессы могут быть опасны и губительны для человека. Они возникают тогда, когда стресс чересчур интенсивен, слишком долог, часто повторяется. Такой стресс приводит к разрушению организма. Так, правильно организованная физическая нагрузка очень полезна человеку, а работа чрезмерной интенсивности истощает и разрушает организм.

Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов.

Совокупность изменений в организме (физиологических и биохимических) при стрессе Г.Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС).

Он проходит в своем развитии 3 стадии:

— стадия мобилизации (тревоги, аварийная) связана с возникновением тревоги в момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) –нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Отмечается эмоциональное возбуждение. Происходит усиление активности симпатической нервной системы. Это выражается в изменении показателей состояния организма:

учащаются и усиливаются сокращения мышцы сердца;

повышается артериальное давление;

глюкоза освобождается и выделяется в кровь (т.к. это легко доступное «топливо» для мышечной активности);

происходит перераспределение крови в организме: кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (поэтому отмечается бледность лица при волнении, может развиться инфаркт миокарда из-за недостатка кровоснабжения его), а мышц и мозга — увеличивается (при этом может произойти разрыв кровеносных сосудов и кровоизлияние в мозг);

возникает напряжение различных групп мышц;

ускоряется свертываемость крови;

появляется сухость во рту (из-за снижения выделения слюны);

уменьшается секреция пищеварительных ферментов;

повышается порог болевой чувствительности (из-за выделения нейропептидов, обладающих морфиноподобным действием);

может произойти временное снижение работоспособности (из-за нарушения взаимодействия между различными механизмами организма, работающими с большим напряжением).

Если стрессор очень сильный (тяжелые ожоги, сильнейшие эмоции и др.) и сопротивление организма недостаточное, то может наступить смерть. Но чаще организм справляется, приспосабливается к сложным изменившимся условиям и ОАС переходит в следующую стадию.

— стадия сопротивления (резистентности). Признаки реакции тревоги практически исчезают, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне, степень сопротивления организма поднимается значительно выше обычного (возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, к борьбе с инфекциями). Конфликтная ситуация преодолевается, на смену негативным эмоциям приходят эмоции положительные (Успех! Победа!).. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность. Это адаптивная физиологически нормальная часть стресса. На этой стадии заканчивается эустресс.

Однако если стрессовая ситуация длиться очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма истощаются, оказываются исчерпанными. ОАС переходит в заключительную стадию.

— стадия истощения. В этот период вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы: снижается работоспособность, наиболее сильно страдает иммунная система, образуются язвы желудка, кишечника, возникают различные заболевания. Г.Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

Это патологическая стадия стресса (дистресс).

В настоящее время достаточно полно изучены механизмы развития общего адаптационного синдрома (механизмы изменений в организме при стрессе). Основные звенья этого процесса можно представить следующей упрощенной схемой:

внешнее воздействие (стрессор)

возбуждение гипоталамуса, активизация симпатикоадреналовой системы

выделение дофамина, адреналина, нор-адреналина

возбуждение передней доли гипофиза, выделение АКТГ, тиреотропного гормона

возбуждение надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез

выделение гормонов коры надпочечников (кортикостероидов), мозгового его слоя (адреналин, нор-адреналин), гормонов щитовидной и паращитовидных желез (при этом уменьшается секреция инсулина, гормона роста, половых гормонов)

формирование выше описанной реакции на стрессор под воздействием выделенных гормонов.

Реактивность всей этой системы во многом зависит от коры головного мозга, тонуса вегетативной нервной системы. Существуют конституциональные отличия в формах поведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе.

Многочисленные нейрогормональные исследования стресса у животных (Гудол. 1960) и человека (М.Франкенхойзер, 1960; В.Н.Васильев, 1985 и др.) выявили отличия в количестве выделяемых основных стрессорных гормонов.. Определилось три типа людей:

А-тип (адреналовый) или люди-«кролики». Такие люди характеризуются повышенной тревожностью. Они добросовестные работники с обостренным чувством ответственности, Чрезвычайно эффективно работают в условиях стабильности, но их часто одолевают сомнения и тревоги, малейшие житейские неурядицы преувеличиваются. Как только появляются отрицательные эмоции, ЧП, требующие решительных действий и мгновенных решений, они теряются, начинают ошибаться, более подвержены страхам, для них характерна «реакция бегства» (уходят от конфликта или замирают). Склонны к таким заболеваниям, как гипертоническая болезнь с кризами и инсультами, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

НА-тип (нор-адреналовый) или люди-«львы». Они быстро мобилизуются в стрессовой ситуации, легко их преодолевают, их работоспособности в минуту испытаний можно позавидовать, их отличает честолюбие, агрессивность, при неприятных переживаниях стремление обвинить других, а не себя, им свойственно быстро «сгорать», бывает трудно расслабиться. Им характерна «реакция борьбы». Обычно склонны к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца и др.) Интересно, что такие «гормональные» различия между этими двумя типами людей обозначаются только в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения.

А и НА-тип (смешанный) или люди-«вулканы». Характеризуются повышенной эмоциональностью, остро реагируют на любое событие, всегда немного артисты, стремятся привлечь внимание, им свойственны резкие колебания настроения и непредсказуемость действий. От неприятных волнений и трудных ситуаций они чаще всего «убегают в болезнь». Страдают простудными заболеваниями, нарушениями сна, сердечно-сосудистыми болезнями.

Подобные исследования имеют большое теоретическое и практическое значение для диагностики и прогнозирования здоровья человека в различных ситуациях, для индивидуализации лечения (когда оно требуется).

Биохимические исследования стресса показали, что постоянство внутренней среды организма при этом состоянии поддерживается двумя основными типами реакций: синтоксической (от греч. syn — вместе) и кататоксической (от греч. cata — против). Синтоксические агенты действуют как тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения, мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме. Г.Селье обращает внимание на тесную связь таких защитных реакций на клеточном уровне внутри организма и на уровне взаимоотношений людей и даже государств. Например, беспомощный пьяница осыпает вас градом оскорблений, но явно не в состоянии нанести физический вред. Синтоксическая тактика – пройти мимо, не обращая на него внимания. Многих трудных и мучительных ситуаций можно избежать, если научиться сознательно игнорировать их..

Кататоксическая тактика – вступить в драку или только приготовиться к драке, при этом исход может быть трагическим: выделяются стрессорные гормоны, в том числе адреналин, повышается артериальное давление, увеличивается частота пульса, нервная система приходит в состояние тревоги и напряжения, у людей с заболеваниями сердца и сосудов это может привести к сердечному приступу или кровоизлиянию в мозг и смерти. Происходит биологическое самоубийство: смерть последовала от неправильного выбора способа реагирования. В другой же ситуации, если преступник бросается на вас с ножом (есть угроза для жизни), правильной будет только кататоксическая реакция.

Реакция на стрессор «Беги, сражайся или замри», описанная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универсальной, древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакцией. Она обеспечивает сохранение жизни. Но если дистрессы следуют один за другим, не давая организму отдыха, разрядки, времени на восстановление сил, если постоянно идет «бомбардировка» органов – «мишеней» избытком аварийных гормонов, то на фоне стресса, адаптации могут сформироваться патологические (греч. pathos — страдание, болезнь) реакции. Выделяют три вида таких реакций:

— Психофизическая реакция. Чаще это сиюминутная реакция на сильный, но непродолжительный стрессор. При этом возникает так называемый психовегетативный синдром различной выраженности. Это проявляется в необъяснимой тревоге, плохом настроении, страхах, чувстве усталости, могут быть нарушения сна, частые сердцебиения, аритмия, изменения артериального давления, чувство нехватки воздуха, одышка, нарушения аппетита, деятельности кишечника, тошнота, рвота, повышенная потливость, боли и давление в затылке, спине, снижение потенции, ухудшение памяти и способности сосредоточиться и др. Если стрессор носил острый характер, то, как правило, указанные проявления постепенно стираются, уходит ощущение нездоровья, восстанавливается психофизиологическое равновесие. В этой ситуации речь не идет о сформировавшемся заболевании. Практически каждый человек перенес подобные жизненные кризы и приобрел собственный опыт выхода из этих состояний. Главным лекарем в этих ситуациях является время.

— невротические реакции, неврозы, синдром хронической усталости. Ученые подсчитали, что заболеваемость неврозами с начала ХХ века до наших дней возросла в 56 раз. В их возникновении роль психогенных стрессоров исключительна. Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это – борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, множественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Однако не у всех людей, переживающих такие проблемы или жизненные неудачи, возникает невроз. Здесь особое значение имеют исходные особенности личности, индивидуальное и обостренное отношение к возникающим событиям, часто избыточное и неадекватное переживание их (неправильный способ реагирования).

— Психосоматические заболевания Круг их очень широк (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, заболевания кожи –экзема, псориаз и др.). В одну группу они объединены по одному признаку – в их происхождении ведущую роль играет эмоциональный стресс. Мишенью стресса становятся в первую очередь генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом. Некоторые теории связывают особенности психосоматики со свойствами личности и характером стрессогенных переживаний (преимущественно гнева или обиды, чувства потери или неудовлетворенности, страха и др.), т.к. каждая эмоция имеет своего адресата – определенную систему органов, где каждый раз оставляет неизгладимый «шрам». Среди наиболее опасных для здоровья эмоций выделяют гнев, если он подавляется, и страх, который парализует, убивает.

Врачи психосоматической медицины на Западе, сторонники психоанализа З.Фрейда, полагают, что психосоматическое заболевание желудочно-кишечного тракта – следствие неутоленных притязаний, когда чего-то очень сильно хочется, к чему-то очень сильно стремятся, но не получается, не достигается. Кожные заболевания – следствие постоянной тревоги или подавленной враждебности к кому-либо, чему-либо; артериальная гпртония и тахикардия – следствие подавленной ярости, гнева и страха. Со всем этим можно спорить, но важно другое: взаимосвязь тяжких переживаний и болезней внутренних органов есть.

Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли, что сопряжено с ослаблением иммунной системы. Таким образом, для сохранения здоровья со стрессом можно и нужно бороться, и борьба будет более успешной, если она начата своевременно.

Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Київ, «Здоров’я», 1998. – стр. 73 – 90.

Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр. 184– 247.

Валеологія: навч. посібник для студентів вищих закладів освіти: (за ред. В.І.Бобріцької. – Полтава: «Скайтек», 2000. Ч.2 стр. 81-112.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –стр. 18-33, 44 – 53.

Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – стр. 339 – 356.

Медико – біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред. П.Д.Плахтія. –Кам’янець-Подільський, 2000.-стр.100-128.

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Дать определение психического здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

Охарактеризовать составляющие психического здоровья, назвать их показатели.

Назвать основные пути формирования психического здоровья до рождения; после рождения ребенка.

4. Охарактеризовать основные «критические» периоды психического развития ребенка, их особенности.

5. Рассказать о питании, которое способствует формированию и сохранению психического здоровья.

6. Дать определение социального здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

7. Объяснить, что такое нравственность и каково ее значение для здоровья человека.

8. Сформулировать определение понятий «социальная адаптация», «социализация», «самооценка», охарактеризовать их связь со здоровьем человека

9. Дать определение понятия «стресс».

10. Объяснить, в чем заключаются физиологические механизмы стресса.

11. Перечислить факторы, которые могут вызывать стрессовые состояния.

12. Охарактеризовать стадии общего адаптационного синдрома.

13. Объяснить, что такое эустресс и дистресс.

14. Изложить сведения о патологических реакциях организма, возникающих при стрессе.

15. Назвать ученого, с именем которого связана теория стресса.

studfiles.net

Презентация по биологии «Стресс, как фактор развития болезней цивилизации»

Цель: Выявление особенностей стресса как признака современного общества и фактора развития заболеваний

Изучение понятий: стресс, дистресс, стрессоры.

Выявление механизма возникновения психосоматических заболеваний.

Развитие основных компетенций – информационной, коммуникативной, продуктивной. Социальной.

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью

Стресс – общий адаптационный синдром, т.е совокупность множества физических реакций, выполняющий адаптационную функцию и характеризующее целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента.

сигнал к мобилизации(симптомы пониженного мышечного тонуса и температуры)

мобилизация защитных свойств организма и сопротивление вредному воздействию. (если действия раздражителя продолжаются- наступает 3-я стадия)

3 стадия- истощение

Содержимое разработки

  • По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) только в 2004 году заболевания сердечно сосудистой системы (З.С.С.С.) стали причиной смерти17,1 млн.человек, что составило 29% всех смертей .
  • По прогнозам ВОЗ по этой же причине к 2030 году погибнет 23,6 млн. человек
  • Средний возраст больных составляет 35-65 лет
  • Статистика по России

    Статистика по Казахстану

  • Ежегодный ущерб от з.с.с.с. составляет в Казахстане 88,7 млрд.тенге
  • На 100 тыс населения число умерших в 2000 г от этих заболеваний составило 678,3 чел
  • В последние 10 лет количество заболевших возросло в 2 раза
  • Среди общей смертности з.с.с.с. составляют 57%, то есть 1 млн. 300 тыс. человек

    На каждые 100 тыс. умерших в 2000 году от з.с.с.с. Умерли 800,9 человек

    В последние десять лет число заболевших увеличилось в 3 раза

    СТРЕСС, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Цель урока: Выявление особенностей стресса, как признака современного социума и фактора развития заболеваний.

  • Стресс – общий адаптационный синдром, т.е совокупность множества физических реакций, выполняющий адаптационную функцию и характеризующее целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента.
  • Г.Селье 1936г. Статья «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» журнала NATURE

    мобилизация защитных свойств организма и сопротивление вредному воздействию. (если действия раздражителя продолжаются- наступает 3-яя стадия)

    усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования.

    (действующий отрицательно) (действующий положительно)

    По степени выраженности

    умеренной напряженности сильной напряженности

    выделил три типа конституции человека:

    Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система адаптации к стрессу

    Кора головного мозга

    кортикотропный релизинг-фактор (кортиколиберин)

    адренокортикотропный гормон (АКТГ)

    Передняя доля гипофиза

    Перераспределение крови к мышцам

    НОРМАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ GAS-GENERAL ADAPTATION SYNDROM

    В печени активируется транскрипция ДНК

    Усиливается сократимость сердечной мышцы, подавляется

    Усиливается синтез С 6 Н 12 О 6 в гепатоцитах и распад в мышцах. Тем самым экономятся энергоресурсы

    Повышение в крови триацетилглицеридов

    МАЛ – АДАПТАЦИЯ ИЛИ ДИСТРЕСС (ИСТОЩЕНИЕ)

    Синдром хронической усталости усталости

    История открытия СХУ:

  • Впервые был описан в 1984 году А. Ллойдом.
  • Как отдельный диагноз название СХУ было предложено в 1988 г.
  • В 1990 году в США было зарегистрировано более 100 000 случаев этого заболевания (около 80% из которых — женщины)
  • В 90-х годах был создан «Национальный центр хронической усталости»
  • Усталость после любых нагрузок
  • Низкотемпературная лихорадка
  • Болезненное ощущение в лимфоузлах
  • Мышечная слабость
  • Бессонница или сонливость
  • Забывчивость, раздражительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания
  • Депрессия
  • Быстрая утомляемость
  • Вялость, апатия, недостаток энергии
    • Симптомы ОРВИ;
    • Появление многих признаков СХУ;
    • Тяжёлая форма: нейропсихические расстройства и депрессия.
    • Причины появления СХУ:

    • Стресс
    • Генетическая предрасположенность
    • Вирусы
    • Возрастные и индивидуальные особенности
    • Половая принадлежность (женщины более подвержены)
    • В возрасте от 25 до 45 лет
    • Трудоголики
    • Дети и подростки
    • В переводе означает «инфекция состоятельных людей, работающих по профессии и ведущих светский образ жизни»

    • Симптоматическое лечение
    • Нормализация режима сна
    • Восстановление умственной и физической активности
    • Витаминный комплекс + макроэлементы
    • Растительные препараты, содержащие экстракты чеснока, эхинацеи, бромелайна, гингко.
    • «С точки зрения нашего современного научного понимания человек является исключительной системой, поскольку его отличает ступень ауторегуляции» И.П.Павлов

      Тест «В какой мере вы подвержены стрессу»

      4. Что является для вас н аиболее сильным раздражителем?

      а) ответственность за других 1 б

      б) физическая опасность 2б

      в) тревога за ближних, когда я не могу помочь 1 б

      5. Часто ли вы вспоминаете о пережитых вами неприятностях?

      а) если этот опыт может пригодиться 1 б

      б) не вспоминаю совсем 2 б

      10-8 баллов: Вы весьма уязвимы для стресса, вам следует пытаться искать даже в самом плохом что-то положительное

      7- 4 балла : Стресс сильно влияет на вас, но ввергнуть в панику вряд ли может. Вас отличает самоконтроль и осмысленное отношение к жизни

      3 балла и меньше : Вы весьма устойчивы к стрессу . Такой стойкий иммунитет может говорить и о равнодушии и о толстокожести.

      1.Как вы обычно реагируете на стрессовую ситуацию ?

      б) пытаюсь оценить серьезность ситуации и ее последствия 1 б

      в) немедленно предпринимаю активные действия 0 б

      2. Какое средство от стресса вы предпочитаете ?

      а) обращусь к специалисту-психологу 2б

      б) народные средства – валерьяну 0 б

      в) помогаю ближним, чтобы отключиться от своих проблем 1б

      3. Бывает ли так, что депрессия накатывает на вас без видимых причин?

      Программа преодоления стресса

      «Когда я начинаю испытывать стресс все, что я должен сделать это сесть и расслабиться »

    • Дыхательная гимнастика (диафрагмальное дыхание)
    • Аутогенная тренировка ( поза кучера)
    • Перебирание четок
    • Слезы: «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет» В.Гюго
    • Сон
    • Диетотерапия без излишеств
    • Аффирмации
    • Музыкотерапия и цветотерапия
    • Смехотерапия
    • Диета в борьбе со стрессом

      Снижают действие стресса:

      Повышают действие стресса:

    • Чай,кофе,какао
    • Фаст-фуд
    • Яичные желтки
    • Масло и сыр
    • Орехи
    • Газированные напитки, содержащие соду и сахар
    • Алкоголь
    • Аффирмации – это словесные формы, составленные по определенным правилам, используемые для самовнушения и действующие по принципу замещения.

      Эммерсон: «Мы становимся тем, о чем думаем в течение дня»

      Правила составления аффирмаций:

    • говорить о приобретении, а не об избавлении;
    • отсутствие отрицания: не, нет;
    • аффирмации строятся в утвердительной форме;
    • настоящее время, а не будущее;
    • конкретность;
    • акцент на эмоции;
    • личностная направленность;
    • регулярность и систематичность в применении.

    Аффирмация на каждый день:

    С каждым днем моя жизнь становится все лучше и лучше. Я чувствую себя прекрасно. Удача сопутствует мне во всех делах, у меня достаточно сил, чтобы решить все проблемы.

    • ГИППОКРАТ: «Уныние, тоска, страх и гнев разрушают тело».
    • ГУФЕЛАНД: « Среди влияний укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть и ненависть»
    • videouroki.net

      Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

      Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» [1].

      Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

      По мнению Г. Селье, «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [2]. В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

      Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая – реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

      Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress – истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

      Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

      Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную [3]. В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

      Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат [4].

      Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль [5].

      По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

      1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

      А) экстремальные стрессоры — участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

      Б) производственные стрессоры — работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

      В) стрессоры психосоциальной мотивации — разного рода соревнования и конкурсы.

      2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

      А) старт-стрессоры и стрессоры памяти — предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

      Б) стрессоры, побед и поражений — успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

      В) стрессоры зрелищ — спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

      3. Стрессоры рассогласования деятельности:

      А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

      Б) стрессоры ограничений — психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

      4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие [6].

      Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

      Стрессоустойчивость личности — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [7].

      Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [8].

      Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [9].

      О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость — способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [10].

      Таким образом, авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

      Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [11].

      А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [12].

      Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [13] предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

      В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель — преодоление и победу» [14]. Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому — фундамент психологической устойчивости.

      В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

      А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

      Б) эмоционального компонента — эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

      В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

      Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

      Д) информационного компонента — профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

      Е) интеллектуального компонента — оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [15].

      Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом [16].

      Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного [17].

      Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям [18].

      К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) [19].

      Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс — значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной — без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

      Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности — важнейший фактор преодоления стресса.

      e-koncept.ru

      СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

      студент педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета,

      д-р биол. наук, доц. кафедры медицинской химии НГМУ,

      Каждый человек хоть раз в жизни испытывал сильный стресс. Некоторые люди испытывают стресс постоянно. Это происходит из-за современного образа жизни, проблем на работе и в семье. Всем известно, что адреналин является основным гормоном стресса. Он выделяется благодаря активации симпатической нервной системы и усиливает процессы метаболизма в организме. Однако никакой организм не может терпеть стресс бесконечно. Еще в 20 века Ганс Селье выделил 3 стадии стресса:

      Этим было показано, что даже после кратковременного повышения активности всех систем организма под влиянием катехоламинов и других гормонов стресса происходит исчерпывание возможностей организма. Таким образом, последствия стресса отражаются в первую очередь на сердечно-сосудистой система. Актуальность данной темы заключается в повышении частоты встречаемости заболеваний, связанных с работой сердца.

      Итак, при стрессе в первую очередь реагирует гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система. Так же происходит активация симпатической нервной системы, под действием которой происходит выделение катехоламинов, адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов [5, c. 192].

      В первую очередь гипофиз повышает секрецию АКТГ, который воздействует на кору надпочечников и стимулирует секрецию глюкокортикоидов. Их концентрация в крови возрастает многократно и происходит усиление оказываемых ими эффектов. Сначала проявляется метаболический эффект. Происходит стимуляция глюконеогенеза для синтеза энергетических субстратов, которых не хватает во время стресса. Так же усиливается гликолиз, это значит, что глюкоза быстрее окисляется и лудит источников для синтеза АТФ. Ускоряя протеолиз и липолиз, глюкокортикоиды увеличивают образование субстратов для синтеза глюкозы в процессе глюконеогенеза. Достоинством катаболического эффекта глюкокортикоидов является то, что они не влияют на белки миокарда, в результате чего не происходит истощение сердечной мышцы. Последствием работы глюкокортикоидов является гипергликемия. Это связано с увеличением резистентности инсулиновый рецепторов к инсулину и торможением поступления его в клетки жировой ткани. Этот эффект так же снижает запасание жиров в жировой ткани, что препятствует ожирению. Однако их действие распространяется только на периферическую жировую ткань конечностей. Глюкокортикоиды способствуют образованию висцерального жира и подкожно-жировой клетчатки лица, чем и обусловлен специфический тип ожирения при избытке глюкокортикоидов по различным причинам.

      Эффект действия глюкокортикоидов на сердце заключается в положительном инотропном действии и усилении работы левого желудочка. Они усиливают сердечный выброс и играют роль в поддержании артериального давления. Однако во время стресса их количество в крови значительно превышает норму, что может привести к развитию артериальной гипертонии. Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления, создающее риск развития ишемической болезни сердца и нарушения мозгового кровообращения. Оной из причин развития этого заболевания является то, что адренокортикотропный гормон стимулирует синтез не только глюкокортикоидов, но и минералокортикоидов. При этом происходит активация минералокортикоидных рецепторов при насыщении почечной 11-бета-гидроксигеназы избытком глюкокортикоидов. Другой причиной развития артериальной гипертонии является активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы почек (РААС). При снижении давления в почечной вене юкста-гломерулярным аппаратом почек происходит синтез ренина, который сам по себе обладает сосудосуживающей активностью. Он активирует ангиотензин-1 из ангиотензиногена, и ангиотензин-2 при помощи ангиотензин превращающего фермента. Эти вещества обладают еще более ангиоспастическим действием. Ангиотензин-2 усиливает секрецию альдостерона надпочечниками. Таким образом, устанавливается взаимодействие между гормонами почек и надпочечников. Вся система направлена на повышение артериального давления. При стрессе увеличение продукции альдостерона, который стимулируется выработку АКТГ, ведет за собой увеличение ангиотензина-2 и ренина, которые обеспечивают стойкое повышение артериального давления, переходящее в артериальную гипертензию. Так же, ангиотензин-2 относится к стрессовым гормонам, а РААС относится к стрессовым системам регуляции гомеостаза.

      Таким образом, активация при стрессе синтеза адренокортикотропного гормона гипофиза влечет за собой риск развития артериальной гипертензии с последующим развитием ишемической болезни сердца.

      Другой компонент стрессовой системы относится к адреналовой системе. Гормоны стресса адреналин и норадреналин относятся к катехоламинам, которые обладают множеством эффектов на организм. В первую очередь их метаболические эффекты схожи с эффектами глюкокортикоидов, но начинают действовать быстрее. Их действие обусловлено наличием на всех клетках тканей организма адренорецепторов, которые в зависимости от вида выполняют различные функции. Выделяют альфа-рецепторы и бета-рецепторы.

      В частности, а1-адренорецепторы влияют на активацию глюконеогенеза и гликолиза. Так же они расположены в гладкой мускулатуре многих органов и сосудов. При активации а1-адренорецепторов сосудов происходит их сокращение, что способствует повышению давления и периферического сосудистого сопротивления. Повышение сосудистого сопротивления ограничивает ток крови по этим сосудам и может приводить к гипоксии органов. А2-адренорецепторы так же участвуют в метаболизме, потому что при воздействии на них ингибируется ТАГ-липаза и происходит снижение липолиза. При их активации так же происходит подавление секреции инсулина и ренина, что выполняет антисосудосуживающую функцию. Как и а1-адренорецепторы, а2-рецепторы располагаются в гладкой мускулатуре всех органов, что способствует спазму сосудов при активации симпатической нервной системы. А2-адренорецепторы расположены на тромбоцитах и способствуют их агрегации, что при излишнем выделении адреналина повышает риск тромбообразования [1, с. 14].

      Бета-адренорецепторы так же делятся на типы. ?1-Адренорецепторы являются антагонистами альфа2-рецепторов, влияя на метаболизм путем активации липолиза. Расположенные в гладкой мускулатуре рецепторы способствуют расслаблению гладких мышц, что уменьшает риск возникновения ишемической болезни сердца. В сердце путем активации ?1-адренорецепторов происходит увеличение силы и частоты сокращений миокарда, что может приводить к гипертрофии желудочков и повышению артериального давления. При стимуляции ?2-Адренорецепторов вызываются те же эффекты, что и при стимуляции ?1-рецепторов [3, c. 33].

      Эффекты при активации альфа- и бета-адренорецепторов [7, с. 139].

      sibac.info