Специалисты

Стресс физиологический психологический и эмоциональный

17.07.2018

Эмоциональный стресс

Опубликовано: September 1, 2002, 12:00 am

Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.

// MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25 (с сокращ.)

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме [3] .

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов [5] . Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья [9] . Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов [6] . В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте [8] . По нашим данным [2] для лиц, у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования к ребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации, связанные с отцом. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение «обойденного» ребенка (предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве, но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним) и формирование неадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению).

Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем, что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений, поскольку они изменяют взаимодействие человека и его окружения, предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако, центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокада которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих, в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям [4] , «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей [7] . Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения [1] , что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.

Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.

www.flogiston.ru

Психологический и эмоциональный стресс

Большинство блоков интенсивной терапии и отделений реанимации в со­временных клинических больницах являются многопрофильными. В них находятся тяжелобольные, за которыми требуется тщательное динамичес­кое наблюдение и интенсивное лечение. Именно в данных условиях в пол­ной мере проявляется симптомокомплекс нервно-психических рас­стройств, связанных с непосредственным пребыванием больного в клини­ке. Врач блока интенсивной терапии или отделения реанимации, стремя­щийся к лечению тяжелых синдромных нарушений, нередко не придает должного значения состоянию психики курируемого им больного.

В.А. Гологорский выделяет следующие факторы, влияющие на психо­эмоциональное состояние больного в этих отделениях:

• психические реакции, вызванные серьезным соматическим заболеванием, которое привело к госпитализации больного в отделение реанимации;

• психоэмоциональные нарушения, связанные с особыми условиями и обстановкой в этих отделениях;

• психические расстройства, возникающие после выписки из отделе­ния реанимации, как следствие пребывания в последнем;

• эмоциональные реакции персонала, работающего в отделении реа­нимации.

Особенно важным является то, что пациенты, находящиеся в отделе­нии реанимации и в блоке интенсивной терапии, склонны к депрессивно­му состоянию, приводящему к активному саморазрушению. Врач должен выявлять характер депрессии путем личного контакта с больным и его род­ственниками и воздействовать на этот процесс. Следует помнить, что па­циент — не «набор синдромов и признаков», а человек со своими пережи­ваниями.

Типы состояний беспокойства и тревоги’.

Психологические реакции в ответ на происходящие в жизни больно­го изменения могут обозначаться как «адекватная реакция» на ок­ружающую реанимационную обстановку. Пациент как бы отсутст­вует. Фактор отсутствия в данной клинической ситуации проявля­ется в виде печального настроения. В этом случае врач должен ог­раничиться психотерапевтическим воздействием, убеждением, со­чувствием, вниманием;

состояние беспокойства, характеризующееся чувством страха, повы­шенной моторной активностью, возбуждением вегетативных функ­ций;

депрессия — определяется как неоднородное состояние, которое за­нимает целый эмоциональный ряд — от чувства печали и горя до «ухода» в полное несчастье. Состояние глубокой депрессии или деп­рессивного расстройства предполагает смену состояний дисфории-ощущения безнадежности, бесполезности в сочетании с апатией.

Эти нарушения психики труднее распознаются и поддаются лечению В комплекс лечебных мероприятий входит ободряющая психотерапия (объяснения, убеждения, короткие сеансы психотерапии) при условии если пациент контактен. Дополнительно назначают антидепрессанты

Нарушения психического восприятия могут быть вызваны органичес­кими расстройствами, например делирием. Наиболее частое нарушение психики у больных отделения реанимации — делирий, который нередко провоцируется самим процессом (сепсис, панкреатит, органная недоста­точность) или обусловлен электролитными и прочими нарушениями, в том числе проводимой лекарственной терапией. Лечение предусматривает кор­рекцию органной патологии и обусловленных ею синдромных нарушений При наличии психической симптоматики (галлюцинации, иллюзии, бред) применяют галоперидол, бензодиазепины и даже пропофол. Такой подход улучшает результаты лечения.

37.Стресс и его особенности.

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Понятие стресса ввел Г. Селье. Понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма – общего адаптационного синдрома – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Селье выделил и проанализировал стадии стресса в зависимости от длительности воздействия: стадия тревоги – стадия сопротивления – стадия истощения.

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Примером физиологического стресса может служить ситуация, когда вы опустили руку в ледяную воду.

Необходимо учитывать, что стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

38. Аффекты. Отличительные признаки аффекта. Понятие: аффективный комплекс.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект может возникать на уже происшедшее событие и являться как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, которое порождается либо противоречиями между влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам себе их предъявляет). Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти выход (адекватный) из опасных неожиданно сложившихся ситуаций. А.Н.Леонтьев: аффект возникает тогда, когда нужно что-то сделать, а сделать ничего нельзя, т.е. в безвыходных ситуациях. Критерии определения аффекта по А.Н.Леонтьеву: 1) явно выраженные вегетативные изменения; 2) расстройство сознания; 3) импульсивность поведения, отсутствие планирования; 4) несовпадение аффективного поведения с личностью.

Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу. Подготовительная фаза. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение. Фаза взрыва. С биологической точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Происходят агрессивные действия – нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации. Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.

studfiles.net

Все про психологический стресс, его причины, симптомы и методы борьбы

Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду стресса, как реакции организма на раздражитель.

В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

Особенности психологического стресса…

Спровоцировать психологический стресс может все что угодно – психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела – на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.

… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

  • Теория Г. Селье. Ученый из Канады объяснил природу стресса, как защитный механизм организма на биологические раздражители — на основании поведенных опытов он доказал, что любая сложная и непривычная ситуация заставит человека приспособиться. Каждый раздражитель будет провоцировать разное поведение у каждого человека индивидуально – он назвал это адаптационным синдромом.
  • Теория Павлова. Согласно его теории, под воздействием эмоционального переживания, перенапряжения человек будет впадать в одно из следующих состояний: апатия, определенная заторможенность, при которой снижается любая активность или же развивается гиперактивность, выражающаяся в чрезмерном беспокойстве и крайней деятельности. Каждая из них вредна для организма по-своему.
  • Теория Лазаруса. Р. Лазарус в своей теории выдвинул идею, что к психологическому стрессу приводят как физические, так и психологические стрессовые факторы. Среди физических факторов он называл погоду и боль, травму и болезнь, неудобства на физическом уровне. К эмоциональным он относит – мелкие бытовые проблемы и стрессы, конфликты и скандалы, монотонный быт и развод, завышенное ожидание и несовпадение его с окружающей действительностью.
  • Особенности и стадии поведенческой реакции

    Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

  • Эмоциональная тревожность. Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  • Стадия сопротивления и адаптации. В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  • Стадия истощения. Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.
  • Клиника стрессовой ситуации

    Стресс может проявлять себя по-разному – тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

  • тревога, развивающаяся без причин, а также ощущение внутреннего переживания и напряжения;
  • приступы вспыльчивости и раздражительности, агрессия и неадекватное реагирование на любой раздражитель;
  • неспособность контролировать собственные действия, эмоции и слова, управлять ими;
  • внимание и концентрация снижается в разы, падает трудоспособность, ухудшается память;
  • пациент тоскует, переживает угнетенное и подавленное свое состояние;
  • не получает позитивного заряда даже от положительных новостей и событий, его преследует постоянная неудовлетворенность собой и своим окружением;
  • субъекту присуща капризность, окружающий мир для него становиться призрачным, идет отстранение от своего внутреннего Я;
  • изменяются вкусовые пристрастия, а также режим питания – пациент отказывается от еды или же наоборот, ест постоянно;
  • нарушается режим сна, а также само поведение человека, снижается его контактность с социумом;
  • Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать

    В вопросе причин, которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

    Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие – значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

    Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

    • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
    • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
    • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
    • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
    • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
    • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
    • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.

    Причин и факторов может быть масса – сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

    Механизм формирования

    В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс – это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма – в этом случае будут задействованы:

  • субкортикальная система – она активирует работу коры мозга человека;
  • симпатическая нервная система – она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
  • задействуются субкортикальные двигательные центры, управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
  • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.
  • Если речь идет о подсознательных установках – таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

  • Подавление – механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
  • Проектирование – в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
  • Регрессия – в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
  • Рационализация – один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
  • Сублимация – наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.
  • Методы восстановления

    Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

    1. Психотерапия – хоть и малопопулярная услуга, но достаточно эффективна. В этом случае речь идет не просто о разговорах с психиатром, а о том, что опытный специалист способен рассмотреть и выявить первопричину и особенности психологического стресса у своего пациента, оценить положение и направить человека в нужное русло, контролируя все и вся.
    2. Медитирование – важное и полезное умение отстраниться от негативных ситуаций, раздражающих факторов, в особенности, для жителей крупных мегаполисов. Постарайтесь почаще выбираться на природу или просто побыть в спокойной обстановке, привычной для внутреннего равновесия и умиротворения.
    3. Йога, которая сочетала бы в себе физкультуру и медитацию – выполняя ту или иную асану, пациент будет сосредоточен на ней, ее выполнении, собственном теле и ощущениях, уходя от негативных мыслей. При этом растяжка и напряжение мышц будет способствовать преодолению стрессовой ситуации на физическом уровне.
    4. Дыхательная гимнастика – показана всем эмоциональным людям, которые в силу собственного характера эмоционально реагируют на любой раздражитель, стрессовую ситуацию, только усугубляя положение в худшую сторону. Просто 5-10 раз спокойно и глубоко вдохните и выдохните – это займет в день несколько минут, а сформированная привычка, со временем действующая на уровне подсознания позволит оградить от многих стрессовых ситуаций.
    5. Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

      Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

      Не дай себе стресснуть

      В вопросе профилактики возникновения стрессовых ситуаций нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

      В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

      Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

      Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

      Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

      neurodoc.ru

      Стресс — данный термин используется для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

      Впервые это понятие ввел психолог Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

      Позже оно стало использоваться в психологии для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

      В зависимости от вида воздействий и характера их влияний, стресс в психологии классифицируется на несколько видов: стресс физиологический и стресс психологический. Причем, последний делится на: стресс информационный и стресс эмоциональный.

      Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с какой-либо задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за принимаемые решения, их последствия.

      Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом происходят изменения в эмоциональных состояниях (часто возникают истерики), в речевом и двигательном поведении («теряет дар речи», «встал как вкопанный»).

      Однако стресс может оказывать и положительное, мобилизующее влияние на деятельность — дистресс.

      В этом случае человек способен за мгновение решить многое задачи, связанные с безопасностью, находить нестандартные подходы. В такие минуты ощущается прилив сил и энергии неизвестно откуда взявшейся. И хотя длительное пребывание в таком состоянии крайне нежелательно и опасно для организма, но для многих это прекрасная возможность находиться в тонусе.

      Факторы, вызывающие стресс

      Понятие и сущность стресса, виды стрессоров

      Если верить Википедии — свободной энциклопедии, то стресс (от англ. stress — «давление, напряжение») — состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

      Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, — постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс — состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности [1].

      Итак определим, что стресс — это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

      Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

      Стрессор (от англ. stress — давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

      Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

      Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

      Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

      Условно стрессоры можно разделить на:

      1) управляемые (зависят от нас);

      2) неуправляемые (неподвластны нам);

      3) те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

      Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

      Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время [2].

      Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный — может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

      Наиболее общие формы стрессоров:

      1) физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов);

      2) психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

      Факторы вызывающие стресс — это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные [3].

      Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

      Рассмотрим примеры организационных факторов:

      1) недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

      Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

      2) недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе, такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

      3) необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных, эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

      4) неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности, такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

      На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

      Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи — увеличение прибыли владельца этой фирмы.

      Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

      1) отсутствием работы или длительным ее поиском;

      2) конкуренции на рынке труда;

      3) кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

      4) семейных трудностей.

      Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

      Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

      Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

      Острый стресс — состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

      Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

      Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

      Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

      Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

      Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

      Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

      Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться — человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

      Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства [4].

      studbooks.net