Специалисты

Тема стресс профилактика

24.06.2018

Тема: «Профилактика экзаменационного стресса»

^ Программа психолого-педагогических мероприятий

Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.

Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

Цель программы: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам, обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля, повысить уверенность в себе, в своих силах.

^ Место программы в психологической подготовке выпускника:

Тема 1. Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.

^ Тема 2. Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

^ Тема 3. Мотивация и рациональные мысли.

^ Тема 4. Память, внимание, мышление.

^ Тема 5. Техника сдачи экзамена.

Власенко И.И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. Изд-во: Ростов: Феникс,2005.

Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М.,2001.

Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф., Денисенко Е.Я. Библиотека «Школы здоровья», вып. № 1,2,5,26,31,38.

Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие. – Барнаул.2001.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1979.

Фадеев М Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. – М.,1999.

Чибисова М. Готовимся к ЕГЭ. – Школьный психолог, 2004, №13;№15, с.22-24; с.22-23.

Чибисова М. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. –М.: Генезис,2004.

rudocs.exdat.com

Тема: «Профилактика экзаменационного стресса»

Программа психолого-педагогических мероприятий

Профилактика экзаменационного стресса

Мотивация и рациональные мысли.

Память, внимание, мышление.

Техника сдачи экзамена.

Место программы в психологической подготовке выпускника:

Тема 1. Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.

Тема 2. Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

Тема 3. Мотивация и рациональные мысли.

Тема 4. Память, внимание, мышление.

Тема 5. Техника сдачи экзамена.

Список литературы к программе:

Жорж Ж. детский стресс и его причины. – М.,2003.

Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. – Школьный психолог, 2003,№48.

Калашков А.А., Сауткин В.С., Косова Л.В. К вопросу о профилактике нервно – эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. – Гигиена и санитария,1982,№5, с.32-35.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

Мартынова Т.Ф., Дьячкова С.П., Павлова Я.Е. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. – Якутск, 2002.

Мирская Н. Когда начинаются экзамены.- Здоровье детей, 2004, №11, с.30-34.

Пивоварова Г.Н. Стресс и его влияние на формирование характера. – Л., 1987, с.95-99.

Стебенёва Н. королева Н. Путь к успеху. – Школьный психолог, 2003, №16.

Тушканова О.И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. Центр педагогики и психологии. Волгоград, 1999.

Ушаков Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов . – Л.,1987, с.5-19.

Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность.

Ii. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде С. 11

Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – Спб., 2001

Работа выполнена в лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии Российской Академии наук

Методы оценки уровня стресса (объективные и субъективные методы) 25. Психосоматические заболевания как последствия стресса

Книга предназначена как для специалистов по психологии и психотерапии, так и для всех, кто заинтересован в самостоятельном изучении.

Тема: «Профилактика суицидальных наклонностей детей и подростков среднего школьного возраста»

lib.convdocs.org

Презентация на тему: Депрессия и стресс. Профилактика

ДЕПРЕССИЯ И СТРЕСС.ПРОФИЛАКТИКА.

ПОНЯТИЕ ДЕПРЕССИИ И СТРЕССА. ДЕПРЕССИЯ — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т.д.) и двигательной заторможенностью. СТРЕСС — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ -подавленное, угнетенное настроение, утрата интереса к близким, повседневным делам, работе;-бессонница, раннее пробуждение по утрам или, напротив, чрезмерно долгий сон;-раздражительность и беспокойство, быстрая утомляемость и упадок сил;-отсутствие аппетита и похудание или иногда, наоборот, переедание и увеличение веса;-неспособность сосредоточиться и принять решение;-снижение полового влечения;-чувство собственной бесполезности и вины, ощущение безнадежности и беспомощности;-частые приступы рыданий;-мысли о самоубийстве.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ акинезия — это ослабление двигательной активности, замедленность движений или даже полное нежелание двигаться.абулия — полная безучастность ко всему происходящему вокруг, патологическое безволие, нежелание или неспособность выполнять необходимые действия даже в тех случаях, когда осознается их необходимость.апатия — снижение настроения, не зависящее от обстоятельств, полное отсутствие жизненных стимулов и побуждений к активным действиям, снижение или полная утрата интересов, эмоциональных реакций или внутренних побуждений.

СИМПТОМЫ СТРЕССА -повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;-снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;-частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;-потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;-постоянное уныние и жалость к себе;-потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;-нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕПРЕССИИ алкогольная — (возникающая на фоне абстиненции)ажитированная — (которая сопровождается сильным возбуждением, иногда доходящим до неистовства)астеническая- (которая сопровождается физическим и психическим истощением)климактерическаяпараноиднаяпсихогенная (реактивная)невротическаяироническаятревожнаяциклотимическая

виды стресса физиологический стресс — вытекает из физического переутомления, вызванного тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. психологический стресс — вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем;эмоциональный стресс — случается из-за излишне сильных чувств (страха, радости)информационный стресс — возникает у человека, который обладает слишком большим или слишком малым объемом информации. управленческий стресс — возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека или его моральной устойчивости.

ФАКТОРЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ДЕПРЕССИЮ насилиеопределенные лекарстваконфликтсмерть или утратанаследственностьважные события в жизнидругие проблемы личного характератяжелое заболеваниезлоупотребление алкоголем или наркотиками

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА внешние причины стресса-большие изменения в жизни-работа-трудности в отношениях-финансовые проблемы-излишняя занятость-дети и семья внутренние причины-неспособность принять неопределённость-пессимизм-негативный внутренний диалог-нереалистичные ожидания-перфекционизм-отсутствие настойчивости

профилактика депрессии и стресса -не злоупотребляете алкоголем или едой-откажитесь от курения-регулярно занимайтесь физическими упражнениями-чаще бывайте на свежем воздухе-достаточно отдыхайте-ежедневно пытайтесь расслабиться на некоторое время-снизьте причины стресса и депрессии-научитесь преодолевать стрессовые ситуации

ppt4web.ru

2.4 Профилактика стрессов

Профилактические меры планируются на год вперед и составной частью входят в ежегодный план реализации кадровой политики предприятия. При обнаружении каких-либо признаков неблагополучия Программа Профилактики стресса корректируется и дополняется.

В качестве профилактических мер наиболее эффективны:

Организация «обучения действием».

Работа комнаты психологической разгрузки.

Производственная гигиена и санитария (хорошие условия труда).

Организация нерабочей активности персонала (выезды на природу, культпоходы).

Рассмотрим эти профилактические меры.

В качестве обучающих мероприятий наиболее эффективны тренинги, хотя можно использовать, и семинарские занятия, и лекции [25, c. 22].

Все тренинги, направленные на профилактику стресса условно можно разделить на три группы:

1. Тренинги по управлению временем. Способствует снижению влияния наиболее распространенного стрессора – нехватка времени.

2. Тренинги по развитию конкретных рабочих навыков: тренинг навыков презентации, продаж, обслуживания клиентов, общения по телефону, проведения переговоров, публичных выступлений, управления, наставничества и т.д. Эти тренинги направлены на повышение уровня компетентности персонала и соответственно способствуют снижению стресса, вызванного невысокой эффективностью работы сотрудников.

3. Тренинги по овладению навыками саморегуляции. Эти тренинги наиболее актуальны для профессий, основной рабочий процесс которых связан с нервным напряжением. И если сотрудники умеют правильно расслабляться, то их эффективность резко повышается, снижается количество ошибок, конфликтов внутри коллектива.

Кроме того, стрессоры могут быть двух видов:

Универсальные – характерные для всех работников проблемные зоны.

Свойственные для какой-то определенной, чаще всего профессиональной, группы сотрудников.

Универсальной зоной в очень многих организациях является неумение управлять своим временем, плохие навыки самоорганизации. В этом случае наиболее адекватным способом преодоления стресса некомпетентности является организация обучения по тайм-менеджменту.

Тайм-менеджмент (или управление временем) – методика, направленная на повышение эффективности использования времени [23, c. 415]. В основе тайм-менеджмента лежит навык правильной постановки целей и перевод их на уровень мероприятий, эффективное распределение мероприятий в течение рабочего времени (умение грамотно расставлять приоритеты), а также регулярная рефлексивная оценка собственного дня с целью выявления эффективно и не эффективно потраченного времени.

Умение грамотно распределить рабочее и свободное время – довольно эффективное средство борьбы со стрессовым состоянием, помогает правильно и наиболее оптимально структурировать и распланировать свой рабочий день.

В консультативной практике в последнее время довольно популярно проведение хронометража дня или недели, с последующим анализом эффективности использования рабочего времени. Как показывает опыт, одно только понимание, куда же делось время, заметно снижает уровень стресса. А если еще удается структурировать дела так, чтобы больше успевать, а также исключить потери и оградить себя от «воров» времени, то приобретенное благодаря этому спокойствие позволяет намного повысить собственную производительность труда.

Кроме универсальных, для разных групп работников наиболее типичны различные стрессоры. Так, например, для руководителей, сотрудников отдела продаж, сотрудников отдела закупок причиной стресса может быть чрезмерное напряжение перед важными переговорами или ответственной встречей. Это во многом обусловлено неуверенностью в себе, невысоким уровнем компетентности в области ведения переговоров.

Стресс, вызванный осознанием работником своей некомпетентности, является наиболее распространенным. Для предотвращения данного вида стресса служба персонала обладает большим количеством рычагов, поэтому остановимся более подробно.

Организация тренингов для персонала силами внешних специалистов. По итогам тренингов, каждый сотрудник составляет план своего дальнейшего саморазвития. Далее организуется групповая работа сотрудников, которые самостоятельно встречаются раз в месяц и разбирают сложные ситуации. Такая работа очень хорошо влияет на обстановку в коллективе.

Еще одним хорошим профилактическим инструментом могут быть тренинги по саморегуляции. Такие тренинги могут быть как разовые (с целью обучению основным навыкам релаксации и саморегуляции), так и регулярные, на которых участники не только отрабатывают навыки, но и занимаются собственно релаксацией. Наиболее результативны такие тренинги для профессий, связанных с большим эмоциональным напряжением.

Так же для решения проблем служба персонала может проводить тренинги по навыкам саморегуляции и релаксации. В качестве релаксационных упражнений хорошо зарекомендовали себя дыхательные упражнения, нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитативные методы. Практика показывает, что для положительного эффекта необходимо уделять упражнениям хотя бы 20 – 30 минут в день [22, c. 115].

Еще одна технология — «обучение действием». В основе технологии «обучения действием» лежит принцип осознания и работы над своей рабочей проблемой самостоятельно каждым сотрудником. Группа помогает каждому своему участнику, задавая такие вопросы, которые позволят ему понять что-то новое и самостоятельно продвинуться в решении своей проблемы.

Классическая модель этой технологии была разработана Р.Регансом. Базовый принцип, который лег в основу технологии – обучение должно проходить без отрыва от повседневной работы, то есть являться «обучением через работу».

Цель технологии «Обучение действием» — структурировать процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи и опыта своих коллег через задавание вопросов, и помочь обучающемуся прояснить для себя, что он должен делать и как.

Основные этапы технологии «обучения действием».

Опираясь на принцип добровольности, сформировать рабочую группу из 5-6 человек, стремящихся к развитию и творческому, нетрадиционному решению производственных задач, стоящих перед ними. Поскольку каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей организации, можно ожидать высокую мотивацию в процессе решения задачи.

Каждый из участников должен выбрать тему, задачу, проблему, которую ему хотелось бы решить.

Основные принципы выбора тем:

Выбранная тема должна на самом деле являться реальной проблемой, а не задачей, представляющей собой просто сложный вопрос, имеющий правильный ответ, который можно найти, обратившись к литературе и другим источникам.

Проблема должна быть реальной, требовать срочного решения, активизировать умственные способности решающего ее человека или группы и подвергать их определенному риску при использовании своих идей и идеалов.

Участники должны не только провести исследование, оценить проблему и предложить ее решение, но предпринять действия по реализации этого решения.

При формировании рабочей группы следует обратить внимание на то, чтобы ведущий группы имел реальные полномочия (или рычаги) воздействия на управленческую систему компании. Иными словами, чтобы то, что «наработали» участники имело возможность воплотиться в жизни организации. В системе организации это может быть директор по персоналу, директор по развитию или внешний консультант, который сможет донести весь наработанный массив до лица, принимающего решения.

Рабочая группа (где каждый участник работает по выбранной им теме) встречается раз в три – четыре недели, где обсуждение проходит следующим образом:

каждый участник рассказывает, какие разработки, и действия по выбранной теме он совершил в прошедший период. Для этого он может дополнительно изучать литературу, опыт других компаний, самостоятельно размышлять и т.д.;

остальные участники группы, после рассказа коллеги, задают ему вопросы. Вопросы – основной стимул и рычаг дальнейшего хода разработки задачи: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы помочь своему коллеге задуматься над теми аспектами решения задачи, которые до сих пор оставались вне зоны его размышлений. Они не должны содержать завуалированного предложения «а сделай так»;

после того, как вопросы были заданы, «рассказчик» может обозначить те вопросы, которые побудили его задуматься или развернуть ход решения задачи в новом позитивном русле;

далее каждый участник группы принимает на себя обязательства по совершению следующих шагов и действий в направлении решения задачи. Преимущество групповой работы в этом смысле заключается в том, что после того, как каждый участник предпримет очередной шаг, этот шаг будет детально проанализирован группой с его участием, для того, чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующие конкретные действия. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника;

По мере продвижения решения задачи руководство компании должно оказывать всяческое содействие в реализации и воплощении наработанных подходов и технологий [22, c.167].

Для преодоления стресса в первую очередь необходимо осознать проблему. Поэтому в качестве первой темы для всех участников группы «обучения действием» желательно выбрать анализ рабочих стрессоров и дальнейшую работу над ними. Важно, так же отметить контролируемые и не подконтрольные черты установленных стрессоров, то есть то, с чем можно справиться самостоятельно при некоторой концентрации усилий, а с чем справиться не удается.

Участники группы должны описать наиболее важные аспекты нескольких (4-5) основных рабочих стрессоров. Для удобства лучше использовать таблицу.

Особое внимание стоит обратить на раздел с описанием поддается ли контролю стресс. Как правило, сначала участники утверждают, что со стрессом ничего сделать нельзя и уменьшить его практически не возможно. Однако при более вдумчивом анализе оказывается, что на многие стрессоры можно эффективно влиять. Необходимо так де описывать поведение, чувства, мысли в стрессовой ситуации и занести в таблицу.

После этого, участники сопоставляют предпосылки (те ситуации, которые запускают стресс), поведение (эмоциональную реакцию) и последствия. В результате такого сопоставления может прийти осознание того, почему в определенных ситуациях они реагируют так, а не иначе.

Следующий шаг – это сознательное изменение поведения в уже предварительно осознанных и осмысленных ситуациях.

После того, как такая предварительная работа проделана каждым участником группы, можно переходить собственно к «обучению действием». Каждый участник выбирает наиболее травмирующий стрессор и самостоятельно над ним работает.

Хорошим профилактическим средством в борьбе со стрессом является производственная гимнастика [9, c.201]. Помимо пользы для здоровья, производственная гимнастика при правильной организации сплачивает коллектив. Роль службы персонала здесь заключается в том, чтобы в каждом подразделении совместно с его руководителем выбрать энтузиаста здорового образа жизни и вместе с ним разработать комплекс упражнений, направленных, на работу тех мышц, которые в течение дня обычно бездействуют. Гимнастику лучше делать два раза в день — около 11 часов утра и около 16 часов дня. Именно в это время начинает снижаться работоспособность человека и ему требуется повышение концентрации внимания. Десяти минут вполне достаточно, чтобы немного встряхнуться и размять тело. Для сотрудников постоянно работающих на компьютере, в производственную гимнастику обязательно нужно включать гимнастику для глаз.

И, конечно же, нельзя не отметить самый приятный способ профилактики стресса – организация нерабочей активности персонала. Переключение с одного вида деятельности на другой, любая активность — все это хорошая профилактика стресса. Занятия спортом, спортивные корпоративные соревнования, совместный культпоход в театр, кино или в клуб, походы в лес, выезд на пикник, за грибами, а также прочие активные внутри корпоративные мероприятия – не только поддерживают психологическое равновесие в коллективе, но и имеют выраженный командообразующий эффект.

Значительная часть стрессов в организации – это результат конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликтов.

В таких случаях, что бы повлиять на уровень стрессов в коллективе существуют следующие рекомендации для руководителей и подчиненных:

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких, конфликтов и взаимных обил.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.

Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволяет освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10 – 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно так же помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках ваше естественное право.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно приемлемых формах.

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи стресс-менеджмента на предприятии:

снижение общего уровня стресса;

развитие навыков преодоления негативных последствий стресса;

улучшение психологической атмосферы в организации.

studfiles.net

Стресс.Его профилактика. Первая медицинская помощь (стр. 1 из 4)

Самарский Государственный Экономический Университет

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности населения»

Тема: «Стресс. Его профилактика. Первая медицинская помощь»

Студентка 1 курса

Доцент: Мячина Лидия Яковлевна

г. Тольятти – 2007г.

1. Стресс. Основные понятия

2. Профилактика стресса

3. Методы нормализации состояния в стрессовой и постстрессовой ситуации

3.1. Методы ослабления "Предстартовой лихорадки"

3.2. Методы нормализации состояния в стрессовой ситуации

3.3. Методы нормализации состояния в постстрессовой ситуации

Список использованной литературы

Существует множество определений понятия «стресс». В целом же – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс – комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств – улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда ,когда влияние тех или иных факторов(стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней – в этом состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д.; к психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до100 баллов.

Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека

Продолжение таблицы 1

Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии.

Первая – стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адапционных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза – истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.

2. Профилактика стресса

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

2. противострессовая "переделка" дня,

3. оказание первой помощи при остром стрессе

4. и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе.

Каким же образом действует релаксация на состояние стресса. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль – человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Было проведено тестирование добровольцев, имеющих достаточный опыт использования методов релаксации. Измерялись пульс, кровяное давление, регистрировались электроэнцефалограмма (биоэлектрические колебания, связанные с активностью мозга), уровень потребления кислорода и выделения углекислого газа, а также уровень лактата (молочной кислоты) в крови. При сравнении данных были получены следующие результаты. Пульс становился реже, дыхание успокаивалось, потребление кислорода снижалось в среднем на 16 % (с исходным 251 см/мин до 211 см/мин), уменьшалось количество выделяемого углекислого газа. Электроэнцефалограмма показала успокоение, проявлявшееся в увеличении количества альфа-волн. В ходе релаксации снижался уровень лактата в крови. Интересно отметить, что по окончании релаксации уровень лактата в крови оставался пониженным в течение некоторого времени, а затем довольно медленно возвращался к исходному. Данные этих замеров согласуются с опытом многих людей, которые утверждают, что после релаксации в течение определенного времени они чувствуют себя спокойными и уравновешенными.

mirznanii.com