Специалисты

Триада при аутизме

27.06.2018

Этот загадочный аутизм

Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Джим Синклер, аутист

Дать краткое, емкое и всеобъемлющее определение аутизма — задача не самая легкая. Объясняется это не только тем, что проявления аутизма многолики, но и существованием большого количества теорий, освещающих вопросы реабилитации, воспитания, питания при аутизме. Это зависит не только от года, в котором была сформирована та или иная теория (так как подход к такому явлению как аутизм за последние 100 лет существенно изменился), но и от личной позиции и опыта специалиста.

Однако, проанализировав несколько определений, данных разными авторами, мы понимаем, что почти все специалисты как ведущий симптом определяют недоразвитость социальных навыков, нарушение общения и любых форм социального взаимодействия (вплоть до полного отказа от контакта с социумом). Это действительно считают одним из самых ярких проявлений аутизма. Если говорить об интеллектуальном развитии при аутизме, то следует отметить его неравномерность, и этим аутизм отличается от, например, задержек развития, когда ребенок развивается по «нормальным» законам, но медленнее, чем сверстники.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность нарушений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

Тэмпл Грэндин, аутист. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

Определение по классификации психиатрических болезней — DSM-III-R. Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.

К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных людей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике. Сейчас все чаще говорят о том, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.

Аутизм как симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения). В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.

Так что же такое аутизм — симптом, синдром или болезнь? Однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Некоторые считают, что это и то, и другое, и третье. Много споров возникает вокруг того, что при аутизме является первичным и определяющим — интеллектуальное, эмоциональное или личностное расстройство. Ответов не меньше, чем вопросов, но попробуем все же кое-что прояснить.

Симптомы аутизма у ребенка раннего возраста (0-3 года)

Обычно наблюдается только часть симптомов:

— не «гулит» до 1 года (или гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;

— не владеет речью;

— не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;

— говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены — напоминает «деревянную» речь, как у робота);

— повторяет личные местоимения так же, как слышит;

— повторяет одни и те же фразы (эхолалия).

— ребенок до года не указывает на предметы;

— не применяет жестов;

— говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);

— не проявляет интереса к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим; — не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).

— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

— не понимает речи (воспринимает ее как шум);

— никак не реагирует на громкие звуки, производя впечатление глухого;

— очень чувствителен к определенным звукам (например, зажимает уши, услышав лай собаки);

— не узнает себя в зеркале.

Другие особенности поведения:

— не может сосредоточиться на предмете или на словах (очень короткий период удерживания внимания);

— в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения (например, вертит руками, раскачивается туда и обратно);

— периодически испытывает сильные приступы гнева;

— подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;

— сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий.

Примечание: некоторые дети-аутисты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи — метафоры

На сегодняшний день в специальной литературе существует множество концепций происхождения аутизма. Его возникновение объясняют и неблагоприятными воздействиями в течение внутриутробного периода, и родовой травмой, и влиянием прививок, и ухудшением экологической ситуации, и непереносимостью глютена, казеина, лактозы. Говорят и о генетической природе аутизма. Есть сведения о том, что аутизм действительно может быть наследственно обусловлен, но, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения еременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

Рассмотрим основные концепции происхождения аутизма — их можно разделить на несколько больших групп.

Теория эмоциональной холодности

Этой теории придерживаются сторонники психоаналитической традиции, сформулировал ее Л. Каннер.

В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия. Основной причиной при этом считается эмоциональная холодность матери, ее безразличие к ребенку вследствие нежелательной беременности и ее собственных личностных проблем.

Современные научные исследования, посвященные анализу взаимодействия матерей и детей с ранним детским аутизмом, а также некоторые клинические данные об особенностях функционирования центральной нервной системы у детей изучаемой категории опровергают эту теорию.

Аутизм как порождение внешних факторов

В настоящее время популярна теория, доказывающая, что такое расстройство как аутизм вызывают ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (например непереносимость казеина, глютена, лактозы, неспособность справляться с токсинами, поступающими в организм).

Последователи этой теории настаивают на том, что все проявления атуизма не первичны и не являются следствием психического расстройства. Они ссылаются на зарубежные исследования, показавшие, что во многих случаях аутизм вызывается дисфункцией иммунной системы: конкретные вещества влияют на развитие мозга у части детей и являются причиной аутичного поведения. По мнению специалистов, придерживающихся этой теории, организм аутичного ребенка просто не в состоянии полноценно расщеплять определенные протеины — они превращаются в опиаты, наркотические вещества, негативно воздействующие на работу мозга.

Найдено два таких основных компонента: глютен (протеин пшеницы, овса, ржи и ячменя) и казеин (молочный протеин). Однако могут быть реакции и на другие вещества, фенольные продукты, слишком сильная реакция на другие аллергены, а также токсины, поступающие из окружающей среды (в том числе в результате ухудшения экологической ситуации и вакцинирования). Соответственно, максимально устранив вещества, нарушающие работу организма, можно свести проявления атуичной симптоматики к минимуму, а то и вовсе добиться ее исчезновения.

Этот подход пока еще не нашел одобрения и широкого применения в научном мире, а в нашей стране лишь немногие специалисты рекомендуют диету как основой способ лечения атуизма. Однако многие родители, опробовавшие ее, говорят, что замечают прогресс в состоянии своих детей — заметные улучшения наступают в контакте глаз, социализации, развитии речи. Также многие отмечают улучшение работы кишечника и нормализацию сна.

Аутизм как следствие аффективных расстройств

Концепции, делающие акцент на аффективных расстройствах* как определяющих отношения аутистов с миром .Эти концепции включают две большие группы.

Аффективные расстройства — психические расстройства настроения, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере.

Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией подобного рода считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Согласно их подходу, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов: нарушение возможности активно взаимодействовать со средой и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Те специалисты, которые придерживаются данной теории, интерпретируют многие проявления аутизма как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.

В рамках данной концепции искажение развития когнитивных (познавательных) функций — это следствие нарушений в аффективной (эмоциональной) сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма (эти уровни будут приведены в конце статьи).

По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства производны от специфических КОГНИТИВНЫХ (сферы познания) НАРУШЕНИЙ. Утверждается, что для аутистов типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию (эмоции) других людей. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, сторонники данной теории считают первичность специфического когнитивного дефицита основным источником проблем.

Еще одна теория считает коммуникативные проблемы у детей с аутизмом следствием нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Адепты этой теории считают, что, имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

Аутизм как следствие когнитивных нарушений

Теории, согласно которым нарушение именно когнитивной (познавательной) сферы и есть источник отклонений.

Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория U. Frith. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности аутистов (например высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.

У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».

В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.

Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.

lib.komarovskiy.net

Аутизм у детей: тревожные симптомы — Триада нарушений

«Триада нарушений» при аутизме

Аутизм – это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития человека. По утверждению экспертов, аутизм обычно проявляется в первые три года жизни. Заболевание развивается в результате неврологических нарушений, оказывающих влияние на нормальную деятельность мозга. При этом снижается способность человека к коммуникации и социальному взаимодействию.

У людей, страдающих аутизмом, возникают трудности с невербальным общением Невербальное общение: слова — не главное , с различными видами социального взаимодействия и видами деятельность, которые включают в себя элемент игры и/или подшучивания.

Как люди с аутизмом видят мир

Для людей больных аутизмом, мир – скопление людей, мест и событий, в которых они отчаянно пытаются разобраться и которые являются для них источником мучительного беспокойства.

Им сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык, а также каждый день принимать участие в жизни своей семьи и жизни общества. Здоровые люди подсознательно знают, как нужно взаимодействовать с окружающими, но люди с аутизмом могут не понимать, что они чем-то отличаются от остальных.

Аутизм — это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития. Аутизм — это состояние аутистического спектра, и иногда его называют расстройством аутистического спектра (РАС). Хотя при аутизме нарушается работа мозга в трех основных областях, болезнь проявляется у разных людей совершенно по-разному. Именно поэтому используется слово «спектр».

Также существует такая форма аутизма, как синдром Аспергера.

Некоторые из больных аутизмом людей могут вести относительно независимый образ жизни, другим же требуется врачебное наблюдение. Три основные области, в которых у людей-аутистов возникают сложности, носят название «триада нарушений». К ним относятся:

Иногда сложно распознать у людей признаки аутизма, так как они не выглядят недееспособными. Родители детей-аутистов часто говорят о том, что окружающие считают их детей просто непослушными, в то время как на самом деле они недостаточно хорошо осознают обстановку и ситуацию, в которой находятся.

Чем раньше будет обнаружено заболевание, тем мягче оно будет протекать. Люди с аутизмом всегда могут получить помощь специалистов.

Трудности с коммуникацией

Для людей с расстройствами аутистического спектра «язык тела» подобен иностранному языку, как если бы окружающие говорили на древнегреческом языке.

Для них трудность представляет как вербальный, так и невербальный язык. Многие из них имеют достаточно ограниченное представление о языке и думают, что люди всегда говорят то, что думают. Они не умеют пользоваться и не понимают таких средств общения, как:

  • Мимика или тон голоса
  • Шутки или ирония
  • Устойчивые выражения и поговорки
  • Некоторые люди, страдающие от аутизма, не могут говорить или имеют затруднения с речью. Они обычно понимают то, что говорят им другие люди, но сами предпочитают использовать иные средства общения, например, язык жестов или зрительных символов.

    У других хорошо развиты навыки речи, но им сложно понять, как происходит обмен мнениями в разговоре. Они могут несколько раз повторить то, что им только что сказал собеседник (это явление называется «эхофразия»), или бесконечно говорить о том, что интересно им самим.

    Общение происходит более успешно, если собеседник выражает свои мысли четко и последовательно, и у больного аутизмом есть время обдумать сказанное.

    Трудности с социализацией

    Способность к социализации у людей-аутистов не возникает сама по себе – этому нужно учиться.

    Таким людям часто бывает сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет их адаптацию в обществе. Часто они:

  • Не понимают неписанных правил, установленных обществом, которые большинство людей усваивают интуитивно. Например, они могут слишком близко стоять к другому человеку или начать разговор на неподходящую тему.
  • Кажутся бесчувственными, так как они не понимают, как следует проявлять чувства.
  • Предпочитают проводить время в одиночестве, а не искать общества других людей.
  • Не ищут поддержки окружающих.
  • Ведут себя странно или нетактично, так как им сложно выразить свои чувства, эмоции Эмоции и культура: как расшифровать эмоциональный код или высказать потребности.
  • Вследствие трудностей с социальным взаимодействием людям с аутизмом не так просто находить друзей. Некоторые из них хотят общаться и заводить дружеские отношения, но они не знают, как правильно подойти к этому.

    Трудности с социальным воображением

    Людям, страдающим от аутизма, трудно понять, что известно окружающим, и еще сложнее догадаться, о чем они думают.

    Социальное воображение помогает нам понимать и предсказывать поведение других людей, постигать смысл абстрактных идей и представлять себе ситуации, которые выходят за рамки повседневной жизни. Людям, больным аутизмом, сложно:

  • Понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей.
  • Предугадывать, что должно произойти в следующий момент или что могло бы произойти.
  • Сформировать представление об опасности, например, понять, что перебегать дорогу с интенсивным движением может быть опасно для жизни.
  • Участвовать в мероприятиях, требующих использования воображения. Детям-аутистам могут нравиться творческие виды деятельности, но они предпочитают каждый раз играть в одни и те же игры.
  • Подготавливать себя к изменениям и планировать будущее.
  • Справляться с новыми или незнакомыми ситуациями.
  • Трудности с социальным воображением не связаны с отсутствием у людей воображения как такового. Многие больные аутизмом – очень творческие личности, и становятся выдающимися художниками, музыкантами или писателями.

    www.womenhealthnet.ru

    Сейчас появляется все больше исследований о том, что аутизм – не только психическое заболевание (не бывает симптомов без причины), но в первую очередь – нарушение обмена веществ. Некоторые исследования показывают, что у детей-аутистов в пищеварительном тракте не до конца разлагаются два белка, которые присутствуют в молоке (казеин), и в пшенице, ржи, овсе и ячмене (глютен, другое название “клейковина”). У нормальных людей эти белки разлагаются на составляющие и усваиваются, а у аутистов всасываются в кровь в виде эндорфинов – веществ, аналогичных наркотикам.

    Результатом проникновения эндорфинов в кровь становится то, что дети-аутисты странно себя ведут и плохо реагируют на окружающее – они, по сути, находятся под постоянным действием наркотиков. Поэтому же многие из них обожают мучное и молочное – это не пищевое предпочтение, а наркотическая зависимость. Многие родители сажают своих детей на диету без молочных и мучных продуктов, и получают очень хорошие результаты.

    Один, но далеко не единственный такой случай, когда ребенок полностью пришел в норму, описан в: Karyn Seroussi. Unraveling the Mystery of Autism and PDD. New York – London, Simon & Schuster, 2000. Но чтобы добиться результатов, диета должна быть абсолютно строгой. Известны случаи, когда ребенок был на диете, происходило кардинальное улучшение, потом в один прекрасный момент он поднимал с пола в детском саду печенье, совал в рот – и после этого на несколько дней возвращался к своим старым манеризмам, которые было прошли на диете.

  • часто задаваемые вопросы – перевод ответов Карин Серусси с сайта “Диетическое вмешательство при аутизме” (ANDI)
  • (Приводимые далее ссылки как правило отсылают на англоязычные сайты; русским сайтам вся проблематика аутистических аллергий, нарушений в поведении, которые напрямую связаны с употреблением определенных пищевых продуктов, и вообще нарушений обмена и функций кишечника при аутизме неизвестна, но иногда встречаются русские сайты, которые подробно освещают эти проблемы в применении к другим заболеваниям, или же “сенсационные” заметки в русской онлайновой прессе, содержащие хотя бы указание на проблему; ссылки на эти сайты я привожу с указанием, что они по-русски).

    В Интернете есть много сайтов, где обсуждают, как посадить ребенка на диету, что ему можно давать и что нельзя, что и как для него готовить (применительно к американским, британским или австралийским продуктам, но можно почерпнуть много важного и для нашей жизни). Некоторые БГБК рецепты с таких сайтов привожу ниже (см. ссылку)

  • рецепты без глютена и казеина
  • магазины Москвы, где, по состоянию на конец июня 2004 г., продавались безглютеновые продукты фирмы ГЛЮТАНО. В некоторых из этих продуктов используются молочные ингредиенты (содержащие казеин), поэтому нужно внимательно читать этикетки. Каталог безглютеновых продуктов ГЛЮТАНО с перечислением ингредиентов для каждого продукта находится здесь
  • http://celiac.spb.ru/ – сайт Санкт-Петербургского общества больных целиакией. Целиакия – соматическое, а не психиатрическое заболевание: у больных возникают сильные проблемы с кишечным трактом, если они едят что-то содержащее глютен. В отличие от аутистов, больным целиакией казеин не вредит. Лечения целиакии пока нет, больные спасаются безглютеновой диетой, которой им надо держаться всю жизнь. На сайте есть раздел с безглютеновыми рецептами, и вообще оказывается, что диета реальна даже в российских условиях (хотя не лишним будет еще раз напомнить, что диета при целиакии не исключает молочных продуктов)
  • Прочие пищевые аллергии

    Когда детей сажают на диету без глютена и казеина, у них часто обнаруживаются еще и другие пищевые аллергии. Часто это аллергии на пищу, содержащую фенолы: яблоки, шоколад, бананы, помидоры, а также всякие другие красные, оранжевые и желтые фрукты и овощи.

    У некоторых бывает аллергия на кукурузу и на сою.

    Пищевые аллергии тоже играют свою роль в аутистическом поведении. Анализы крови на аллергию к определенным пищевым продуктам помогают выяснить, что именно надо удалить из рациона аутистов, и во многих случаях после этого поведение и контакт с миром значительно улучшается. Если нет возможности сделать анализ, то существует более дешевый, но тоже показательный способ – можно попробовать вести дневник продуктов и выяснить, что именно и как влияет на данного ребенка. Вот ссылка на примерный дневник продуктов.

    Некоторые применяют элиминационную диету (elimination diet), диету, при которой сначала устраняются все проблемные виды пищи, и две – три недели ребенок ест только картошку, курицу, рис. Если в поведении наступили перемены к лучшему – значит, дело было в пищевых аллергиях. После этого проблемные продукты дают по одному, например, три дня подряд – яблоки (плюс испробованные и безопасные картошка, курица, и т.д.), и смотрят, ухудшилось ли поведение. Если да, значит, аллергия именно на этот продукт. Ребенка опять сажают на чистую диету на несколько дней, а потом опять вводят проблемный продукт, на этот раз новый (например, кукурузу), и смотрят, что произойдет. Таким образом выясняют, что на ребенка отрицательно влияет, и дальше устраняют такие продукты из рациона.

  • http://goodfood.h1.ru/allergiya.htm – в конце статьи описана элиминационная диета (вообще, а не применительно к аутизму)
  • Пищевая непереносимость

    Пищевая непереносимость – это, как и аллергия, отрицательная реакция организма на определенные пищевые продукты. Разница между пищевой непереносимостью и аллергией, видимо, та, что при аллергии задействована иммунная система (антитела), а при непереносимости – какие-то другие механизмы. Но и при аллергии и при непереносимости организму бывает плохо. Особенно организму с нарушенным обменом веществ. Наших детей это особенно касается.

    Сейчас в России, кажется, появляются в большом количестве места, где можно сделать тесты на пищевую непереносимость. Их, видимо, существует несколько: Йорк-тест, Гемокод и др. Как правило, такие тесты делают в клиниках, где лечат ожирение: считается, что если не есть продуктов, к которым непереносимость, то происходит быстрая и безболезненная потеря излишнего веса. Кроме этого, диетой, исключающей продукты, к которым у данного человека непереносимость, лечат кожные заболевания типа экзем, заболевания кишечного тракта и др. Что касается аутизма, то большинство клиник, делающих анализы на пищевую непереносимость, про аутизм и его связь с желудочно-кишечным трактом не знают, хотя некоторым известна связь между определенными пищевыми продуктами и другими психиатрическими симптомами, гиперактивностью, например. В рекламах клиник аутизм иногда упоминается в ряду заболеваний, требующих диетической коррекции, но это, очевидно, перевод западных рекламных текстов, потому что когда на сайте такой клиники задаешь конкретный вопрос, оказывается, что никто не в курсе. Тем не менее, тесты они делают. Это может оказаться очень полезным – появляется возможность узнать, есть ли такие продукты, которые вредны данному конкретному ребенку, то есть на которые у ребенка наступает отрицательная реакция (а при аутизме такая реакция может быть и поведенческой).

    При этом я ни в коей мере не рекламирую никакую из таких клиник, более того, призываю к ним относиться с определенной долей скептицизма: при таком спросе на чудо-тест для похудания не исключено, что какие-то из них занимаются шарлатанством. Перед тем, как в них обращаться, хорошо бы узнать о них подробнее. И тем не менее…

    Конкретных сайтов клиник я по вышеуказанной причине не даю, их можно найти в Интернете с помощью поисковой машины типа Яндекса или Гугла. Привожу несколько сайтов с объяснениями, что такое тесты на пищевую непереносимость и что делать, получив результаты теста.

  • http://www.medlinks.ru/article.php?sid=8579 – объяснение того, как действуют пищевые аллергии / непереносимости и что выявляет анализ
  • http://www.menshealth.kiev.ua/journal/stat.php?sid=68 – еще одно объяснение, включает очень научную биохимическую часть (кто понимает, разберитесь и расскажите мне), и часть, понятную для всех
  • http://www.solgar.co.il/russien/signon3/allergy.html#8 – особенно см. раздел об аллергиях и нарушениях в поведении
  • Если многие проблемы аутизма вызываются неполным перевариванием некоторых веществ, содержащихся в пище, то пищеварительные ферменты, расщепляющие эти вещества, могут помочь при аутизме. Ферменты при аутизме применяются всего несколько лет, но многие родители сообщают, что использование ферментов значительно улучшает состояние их детей. Кроме того, во многих случаях дети, принимающие ферменты, могли вернуться к проблемным продуктам без вреда для себя, хотя известны и случаи, когда возвращение глютена и казеина давало отрицательный эффект, несмотря на применение ферментов.

    Секретин – это гормон, который усиливает секрецию пищеварительных ферментов в поджелудочной железе. Многие дети, получавшие секретин для диагностических целей, показали улучшение поведения и когнитивных способностей. После того, как действие секретина на детей-аутистов было обнаружено, многие родители начали применять секретин систематически – внутривенно или накожно, в виде крема. Действие секретина сейчас исследуется более подробно. На данный момент последние исследования показывают, что секретин не более эффективен, чем плацебо (http://groups.yahoo.com/group/enzymesandautism/message/23696), но последнее слово в исследовании секретина еще не сказано.

    Дрожжеподобные грибы (грибки)

    Многие считают, что наличие в кишечном тракте грибков (candida) мешает аутичным детям – их организм не может разлагать некоторые выделяемые грибками вещества, которые тоже являются сильными психотропными средствами (дерморфин). Кроме того, продукты жизнедеятельности грибков ответственны за ухудшение работы иммунной системы и за дефицит витаминов и жирных кислот в организме.

    Повышенное содержание грибков в кишечнике “ловится” анализом кала на грибки или специальным анализом мочи (urine test for fungal metabolites). Если проблема действительно в грибках, ребенку дают противогрибковые средства (например, нистатин, коллоидное серебро, экстракт грейпфрутовых семян), сажают на бездрожжевую диету, а также уменьшают количество сахара в пище (хотя это последнее может и не достигнуть цели – кажется, углеводы, в том числе из картошки, в кишечнике все равно превращаются в сахар и служат пищей для грибков – но здесь я могу ошибаться, я не химик и не врач). При применении противогрибковых средств в первые дни может наблюдаться ухудшение симптомов (реакция Герксхаймера), вызванное тем, что грибки, погибая и разлагаясь, выделяют в организм большее количество токсинов, чем обычно.

    Кроме средств, контролирующих содержание грибков, в курсе противогрибковой терапии обычно дают пробиотики – бифидум и другие средства, содержащие полезную кишечную флору. В некоторых исследованиях, впрочем, утверждается, что полезные бактерии, будучи проглочены, практически не доходят до нижних отделов кишечника, а перевариваются по дороге; вместо этого рекомендуется применять средства, способствующие росту полезных бактерий (фруктоолигосахариды и др.)

  • лечение от дрожжей и бактерий – перевод со страницы Даны, матери, практически вылечившей своего сына от аутизма биомедицинскими средствами и модифицированной АВА. По причине материальных затруднений (четверо детей и только один работающий член семьи) Дана не имеет возможности обращаться к врачам, поскольку врачи, занимающиеся биологической стороной аутизма, как правило не оплачиваются страховкой. Однако Дана обладает наблюдательностью и аналитическим умом, что позволяет ей найти верный путь лечения самостоятельно. Если ее теоретические рассуждения могут быть сомнительными, стоящий за ними опыт обладает несомненной ценностью.
  • Прочая кишечная флора

    Кроме грибков, у аутистов часто бывают другие аномалии кишечной флоры – отсутствие полезных бактерии (лактобацилл и бифидобактерий), повышенное содержание вредных бактерий (клостридий и др.) Нормализация кишечной флоры уменьшает попадание в кровь токсинов, выделяемых вредными бактериями, и помогает уменьшить или устранить аутистические проявления – повторение стереотипных движений или слов, агрессивность, обсессии и др.

    Негерметичность кишечника (Leaky Gut)

    Информация на английском языке:

    Биологически активные добавки

    – (эта тема будет описана позднее)

    Есть сведения, что детям помогают мегадозы витамина В6 в комбинации с магнием (хотя многие считают это лечение более рискованным и призывают проводить его только под строгим наблюдением врача).

    Суть действия витамина В6 в мегадозах не вполне ясна. Согласно некоторым исследованиям, он помогает улучшить обмен на клеточном уровне.

    Однако известно, что витамин В6 в мегадозах ухудшает действие определенного фермента, сульфотрансферазы, который разлагает фенолы. Известно, что многие аутисты плохо реагируют на фенолы, поэтому для них мегадозы В6 могут не улучшить, а ухудшить положение.

  • http://www.autist.narod.ru/magneB61.htm– действие магния и В6 на детей с минимальной мозговой дисфункцией (не применительно к аутизму)
  • Есть также данные о благотворном действии на аутистов витамина В15 (диметилглицин, пангамат кальция) и более нового препарата, триметилглицина. Действие витамина В15 на детей с психическими отклонениями было открыто в России в 1965 г: у детей, получавших В15 в пробном исследовании, улучшилась речь и внимание. В Америке ДМГ и ТМГ продаются без рецепта. По отзывам родителей, ДМГ и ТМГ многим помогают.

    • диметилглицин– перевод с сайта http://www.pdrhealth.com/drug_info/nmdrugprofiles/nutsupdrugs/dim_0097.shtml: интересны сведения о химическом составе диметилглицина и его отношениях с другими веществами; в то, что ДМГ помогает при аутизме, автор текста, будучи консервативным, не верит
    • http://www.ortho.ru/1_Aminokislot/dimetilglizin.htm– краткая рекламная заметка о диметилглицине (аутизм упоминается)
    • — эта тема будет описана позднее

      Известно (в основном, по опросам родителей), что некоторые минералы, именно кальций и цинк, улучшают состояние детей. По результатам опросов, кальций эффективен в большем количестве случаев, чем все остальные биодобавки, включая витамины и ДМГ. Кальций, кроме того, является необходимым минералом для детей, которые находятся на бесказеиновой (т.е. без молочных продуктов) диете.

      Жирные кислоты являются составной частью жиров. Жирные кислоты играют важную роль в правильной работе многих систем организма – иммунной, эндокринной, нервной. Доказано, что баланс омега-3 и омега-6 высоконенасыщенных жирных кислот бывает нарушен при таких психических болезнях, как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз; выравнивание баланса улучшает состояние больных. Омега-3 жирные кислоты, которые находятся в рыбьем жире, также улучшают состояние аутистов.

      lechenieautizma.org

      Аутизм. Ранние признаки, диагностика и коррекция патологии

      Ранние признаки аутизма

      Симптомы аутизма у детей до 1 года

    • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
    • феномен тождества – 79 процентов;
    • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
    • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
    • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
    • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
    • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.
    • Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта

      Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании. Родители замечают, что при попытке привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт малыш активно этому сопротивляется. Иногда установить зрительный контакт все-таки удается, но при этом ребенок как будто бы смотрит мимо («взгляд сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.

      Этот симптом появляется тогда, когда родители начинают вводить прикорм в рацион ребенка, то есть после 6 месяцев. Проявляется он в трудностях введения прикорма — в ответ на новую еду, ребенок проявляет агрессию. Сложности появляются не только в питании, но и в смене обстановки места. Малыш бурно реагирует на новое расположение мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. Одновременно появляется некая ритуальность — он ест еду в определенном порядке, его игрушки разложенным по определенной схеме. Дети-аутисты негативно реагируют на новые помещения — больницу, ясли, детский сад.

      Нарушение комплекса оживления встречается у каждого второго ребенка-аутиста в годовалом возрасте. Симптом проявляется в слабой реакции (а в тяжелом случае — в полном ее отсутствии) на внешние раздражители — свет, звук погремушки, окружающие голоса. Ребенок слабо реагирует на голос мамы, не откликается, когда она ее зовет. Он также вяло реагирует на улыбку, не заражается в ответ на улыбку взрослого (обычно дети улыбаются в ответ на улыбку). У детей с аутизмом также слабо развит двигательный компонент — он не начинает активно прыгать как другие дети, не идет навстречу к маме.

      Этот симптом также заметнее всего у детей до года. Он выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери — ребенок не идет ей навстречу, не тянется к ней, не идет на руки. Также малыш слабо реагирует на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, в то время как к матери ребенок испытывает сильную привязанность. В целом же в отношениях ребенка с взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью.

      Патологическую реакцию на нового человека проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении в ответ на появление нового человека. Иногда она может сменяться сверх-общительностью, при которой ребенок проявляет повышенный интерес к новому человеку.

      Симптом проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту у ребенка. Именно поэтому часто родители первым делом обращаются к оториноларингологу. Также дети-аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания — они не кивают головой; не используют жесты приветствия или прощания.

      Данный симптом выражается в неприязни к физическому контакту — ласкам, «обнимашкам». При попытке погладить ребенка или обнять, он уворачивается. Дети-аутисты переносят лишь небольшие дозы физического контакта и довольно избирательны к тем, кто их проявляет. Некоторые дети могут предпочитать только подбрасывания или кружения.

      По мере того как ребенок растет и развивается, внимание родителей привлекает его речь, манера игры, тип общения с другими детьми.

    • нарушение общения с детьми – 70 процентов;
    • привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
    • страхи – 80 процентов;
    • нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
    • патология речи – 69 процентов;
    • стереотипии – 69 процентов;
    • особенности интеллекта – 72 процента;
    • особенности игры – 30 процентов.
    • Нарушение общения с детьми

      Очень часто дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение. Иногда круг друзей может ограничиваться одним другом, который старше на пару лет, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе – в яслях, на улице, на дне рождения аутист находится недолго, так как компании часто он предпочитает уединение.

      Еще одной особенностью поведения является привязанность к неодушевленным предметам. Внимание детей-аутистов чаще всего привлекает орнамент ковра, какая-то определенная деталь одежды, рисунок на обоях.

      Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета. Страхи объясняются повышенной чувствительностью (гиперестезией) детей-аутистов.

    • шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
    • яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
    • атмосферные осадки – капли воды, снежинки.
    • При агрессивном течении заболевания наблюдается фиксация страхов с формированием бредоподобных идей. Это может быть страх всего круглого – при этом ребенок будет избегать всех предметов округлой формы. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, страх своей тени, страх люков и так далее.

      Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Так, обычный ребенок, нечаянно обжегшись, в будущем избегает этого предмета. Однако дети-аутисты могут «наступать на одни и те же грабли» множество раз.

      Особенности речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь — ребенок слабо реагирует на обращения. Далее родители могут отмечать, что их ребенок предпочитает тихую и шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи — первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лопочет.

      Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Например, на вопрос «сколько тебе лет?» ребенок отвечает «лет, лет, лет». Также наблюдается склонность к декларации, к монологам, к очень экспрессивной речи. Внимание родителей привлекает тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (не характерно местоимение «я»).

      Стереотипии – это устойчивые повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения. Необходимо отметить, что здоровые люди также иногда проявляют стереотипии. Например, это выражается в наматывании волос на палец, в постукивании карандашом по столу, в пропускании песка сквозь пальцы. «Здоровые стереотипии» отличаются от патологических степенью интенсивности. При аутизме стереотипность наблюдается в движении, речи, игре.

    • стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
    • стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
    • стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
    • тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
    • обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
    • Особенности интеллекта

      Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Отмечается интеллектуальная пассивность, отсутствие целенаправленности и производительной деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем-либо.

      Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку. В первом случае ребенок игнорирует игрушки — не разглядывает их либо осматривает их без интереса. Нередко игра ограничивается элементарными манипуляциями — перекатыванием бусины или горошины, верчением пуговицы на нитке. Преобладает игра в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме (но не по функциональности). Очень часто в своей игре ребенок использует совсем неигровые предметы.

    • малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;
    • ребенок не смотрит в глаза;
      • отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;
      • регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);
      • хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;
      • повторяет одни и те же слова, движения;
      • сторонится других детей, не играет с ними;
      • предпочитает уединение;
      • не любит перемены и агрессивно на них реагирует.
      • Далее врач задает вопросы относительно развития ребенка. Как он появился на свет, были ли родовые травмы, как он рос и развивался. Большое диагностическое значение имеет наследственность в психиатрическом плане. Дифференциальная диагностика проводится с задержкой психоречевого развития (ЗПР), умственной отсталостью и детской шизофренией.

        Этот тест является самым простым среди всех, но его результаты являются достаточно расплывчатыми. Специалисты рекомендуют проводить этот вид проверки совместно с другими методами тестирования.

        Тест состоит из двух частей, первая из которых предполагает наблюдение за ребенком, вторая – совместное выполнение некоторых действий.

      • нравится ли малышу сидеть на коленях взрослых;
      • нравятся ли ребенку родительские объятия;
      • увлекается ли он детскими играми;
      • контактирует ли ребенок со своими сверстниками;
      • имитирует ли определенные действия или звуки при игре;
      • использует ли указательный палец в качестве указки, для того чтобы обратить внимание окружающих на какой-либо предмет;
      • приносит ли малыш игрушки или другие предметы, чтобы обратить на них родительское внимание.
      • Следующая часть этой программы требует вовлечения родителей.

      • Покажите ребенку пальцем на предмет, внимательно наблюдая при этом за его реакцией. Детский взгляд должен устремиться к указываемому предмету, а не остановиться на родительском пальце.
      • Пронаблюдайте при совместной игре, насколько часто малыш смотрит вам в глаза.
      • Предложите ребенку приготовить чай или другое блюдо в игрушечной посуде. Вызовет ли данное предложение у него заинтересованность.
      • Дайте малышу кубики и попросите соорудить башню. Откликнется ли он на это предложение.
      • Склонность к аутизму считается достаточно высокой, если при проведении этого теста большинство ответов были отрицательными.

        Этот вид тестирования является основным инструментом для проверки детей, поведение которых вызывает предположение о наличии аутизма.

        CARS включает в себя 15 блоков, каждый из которых затрагивает отдельную часть детского поведения в тех или иных ситуациях. На каждый пункт предлагается 4 основных ответа — нормально – 1 балл, немного ненормально – 2 балла, умеренно ненормально – 3 балла, значительно ненормально – 4 балла. Также существует три промежуточных варианта между каждыми основными ответами, значение которых оценивается в 1,5 балла, 2,5 балла и 3,5 балла соответственно. Промежуточные варианты необходимы для случаев, когда родитель не может точно определить, к примеру, немного ненормальными или умеренно ненормальными являются реакция или поведение малыша в ситуации, указанной в тесте.

        www.tiensmed.ru