Специалисты

Умственная отсталость в схемах

18.06.2018

Умственная отсталость в схемах

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром — 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл — за волосы).

В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.

При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем — к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т. е. на уровне схемы (рис. 16). Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка — 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла — за изображение рук и ног двойной линией).

Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью (рис. 17), приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка — 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за волосы, уши и ступни).

Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка — 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т. (рис. 19); диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.

Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.

Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

www.e-reading.club

6. Отграничения умственной отсталости от сходных состояний.

1. Неуспеваемость и умственная отсталость (олигофрения).

Первая не обусловлена нарушением познавательной деятельности и вызвана, в отличие от умственной отсталости:

а) неподготовленностью детей к школьному обучению, несформированностью навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания; они неусидчивы и нецеленаправленны;

б) неблагоприятными условиями жизни ребенка в семье – отсутствием контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдением режима дня, конфликтной ситуацией в семье, педагогической запущенностью;

в) астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью. Ребенок быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение. Астеническое состояние не имеет органической основы, не носит стойкого характера.

2. Нарушения деятельности анализаторов и умственная отсталость

В отличие от умственно отсталых, слабослышащие быстро выполняют задания логического характера (классификацию, раскладку картинок с учетом причинно-следственных связей), не требующие совершенного слуха. Так, умственно отсталый ребенок, когда ему предлагается разложить в нужной последовательности серию картинок и составить по ним рассказ, долго рассматривает каждую картинку в отдельности, но не устанавливает последовательности и не понимает смысла происходящего на картинках. Слабослышащий же ребенок даже с тяжелой степенью тугоухости может правильно и в нужной последовательности разложить картинки и придумать соответствующий рассказ. В отличие от умственно отсталых, слабовидящие быстро выполняют соответствующие задания устного характера.

Дети с нарушенным слухом, в отличие от умственно отсталых, компенсируют недоразвитие речи мимикой и жестами. Недоразвитие речи при снижении слуха имеет специфические особенности, не являющиеся характерными для олигофрении: ограниченный запас обиходных слов; специфическое искажение произношения с оглушением звонких согласных и выпадением безударных частей слов, недоступных слуху; замещение названий действий и признаков предмета обозначением самого предмета; нарушение грамматического строя речи, выражающееся в неправильно построении предложений, в нарушении морфологического строя с характерным выпадением или искажением приставок, суффиксов и окончаний. Слабослышащий ребенок отличается от умственно отсталого также более высоким уровнем развития личности, который проявляется в большей адекватности понимания жизненных ситуаций, в осознании своих трудностей, в умении критически отнестись к себе и окружающим. В отличие от олигофренов, слабослышащий ребенок относительно легко усваивает счетные операции и пользуется переносом усвоенных знаний.

3. Расстройства речи и умственная отсталость (олигофрения).

У детей с расстройствами речи не нарушен интеллект. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (затрудняются в овладении чтением, письмом). Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому для них сложен звукобуквенный анализ. Сохранность интеллекта детей с нарушенной речью отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями). В отличие от умственно отсталых детей, у детей с речевыми расстройствами живая реакция, адекватное поведение.

Ребенок с речевыми расстройствами имеет больший запас сведений, представлений, чем ребенок-олигофрен. Он лучше ориентируется в быту, в ситуации; учитывает изменения в окружающей обстановке, на которые не обращает внимания умственно отсталый ребенок. Ребенок с речевыми расстройствами лучше понимает и чаще использует паралингвистические средства общения (мимику, жесты). Ребенок с речевыми расстройствами критически относится к своему состоянию; понимает, что не может говорить и этим отличается от других детей. Он имеет выраженное желание нормализовать, улучшить свою речь. Умственно отсталый ребенок не обращает внимания на свою речь, не замечает ее недостатки, не может критически оценить свое состояние, не использует помощь в работе. У него нет желания улучшить свою речь.

studfiles.net

Приветствую Вас Гость | RSS

Сущность понятия «умственная отсталость». Главные причины умственной отсталости. Клиническая картина умственной отсталости. Виды умственной отсталости: идиотия, имбецильность, дебильность. Основные психотерапевтические приемы лечения заболевания.

<a href=http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00032753.html>Умственная отсталость</a>

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке

1. Умственная отсталость легкой степени

Дифференциальный, нозологический и клинический диагноз ребенка с легкой степенью умственной отсталости. Анамнез жизни, история заболевания; физическое состояние; квалификация симптомов. Лечение: медикаментозная терапия и немедикаментозная коррекция.

история болезни [28,3 K], добавлена 09.08.2012

Понятие олигофрении, выделение признаков умственной отсталости в неврологической картине. Этиология олигофрений, классификация патогенных факторов. Основные клинические формы олигофрении, их деление на группы по Г.Е. Сухаревой и атипические формы.

контрольная работа [26,7 K], добавлена 14.06.2010

Изучение наследственной природы умственной отсталости, ее признаки и механизм возникновения. Установление диагноза синдрома Мартина-Белла на основании данных клинико-генеалогического анализа и результатов цитогенетического исследования клеток больного.

презентация [1,0 M], добавлена 01.06.2012

Клинико-генеалогическое обследование больного с умственной отсталостью умеренной со значительными нарушениями поведения. Воздействие наследственных факторов и и результаты воздействия факторов внешней среды. Клинические проявления параноидной шизофрении.

история болезни [26,0 K], добавлена 04.04.2011

Врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Возможные причины синдрома Дауна. Генетические исследования. Чем отличается малыш с синдромом Дауна от других детей.

реферат [16,0 K], добавлена 10.01.2009

Жалобы на выраженное нарушение речи (заикание), низкую успеваемость в школе, слабое запоминание. Олигофрения на уровне умеренно выраженной дебильности как основной тип дефекта. Логоневроз, тонико-клоническая форма, тяжелая степень. План лечения.

история болезни [18,2 K], добавлена 22.03.2009

Расстройства психики и характеристика психических болезней, причины их возникновения, механизмы проявления нарушений. Сущность психозов, пограничных нервно-психических расстройств, умственной отсталости (олигофрении). Понятие и причины аутизма.

реферат [61,1 K], добавлена 26.10.2009

Понятие и основные причины возникновения синдрома Дауна у ребенка, его общая характеристика и клинические признаки, методы диагностирования. Особенности психического и физического развития ребенка с данным диагнозом. Степени умственной отсталости.

реферат [14,4 K], добавлена 04.12.2010

Происхождение нервно-психического недоразвития, особенности наследственных болезней обмена аминокислот. Этиология и клинические формы умственной отсталости, в основе которых лежат генетические и хромосомные патологии; деменция, органические ацидемии.

реферат [81,6 K], добавлена 08.02.2012

Наследственные заболевания, возникающие при нарушении генного аппарата: дефекты обмена веществ, умственная и физическая отсталость, гемофилия. Врожденные заболевания, повреждение организма ребенка во время внутриутробного развития. СПИД и сифилис.

презентация [2,3 M], добавлена 25.02.2012

Другие работы, подобные Умственная отсталость

grablace.clan.su

Умеренная умственная отсталость

У лиц, имеющих умеренную умственную отсталость, когнитивные способности соответствуют возрасту шестилетнего ребенка. Также, социальное функционирование ограничено рамками семьи или специальной группы. Индивиды, входящие в данную категорию, отличаются медленным развитием понимания речи, ее использования. В этой области полное развитие ограничено. В том числе, больной имеет значительное отставание в развитии навыков самообслуживания, и значительная часть пациентов нуждаются в опеке в течение всей своей жизни. Больной может начать посещать школу, но школьные успехи имеют значительное ограничение, хотя некоторые пациенты все-таки осваивают элементарные навыки, требуемые для счета, также они могут научиться чтению и письму.

Наличие образовательных программ позволяет пациентам с умеренной умственной отсталостью до определенной степени развивать свой ограниченный потенциал, они приобретают некоторые базисные навыки. К тому же, подобные программы полностью сбалансированы, и подходят именно для замедленного характера обучения, во время которого пациент усваивает материал небольшого объема. Что касается лиц зрелого возраста, имеющих умеренную умственную отсталость, то как правило, они могут выполнять простую практическую работу, если дано правильно построенное задание. К тому же, должен быть обеспечен квалифицированный надзор. В некоторых случаях бывает, что человек с подобным нарушением проживает независимо, но такое явление наблюдается крайне редко.

Следует подчеркнуть, что личности с умеренной умственной отсталостью в большинстве случаев являются абсолютно мобильными, они проявляют физическую активность, и почти каждый их них имеет признаки социального развития. Это проявляется в таких действиях, как установление контактов, общение с окружающими. Несмотря на то, что их фразовая речь развита слабо, они вполне могут объясняться, высказывать свои желания, мнения. Такие люди очень внушаемы, нередко бывают очень неряшливы и страдают прожорливостью. Часто умеренная умственная отсталость является дополнением к аутизму, неврологической патологии, эпилепсии. Диапазон коэффициента умственного развития находится в значении от тридцати пяти и до сорока девяти.

К причинам, вызывающим умеренную умственную отсталость, в основном относятся различные повреждающие факторы, имеющие внутриутробное воздействие. Например, перинатальные причины — то есть, полученные во время родов, и постнатальные – возникшие сразу, как только младенец родился. Также врачи отмечают и пренатальные факторы, к которым можно отнести недостаточность питания, нарушения эндокринного типа, радиоактивное облучение, различные интоксикации. Серьезное влияние могут оказать инфекционные заболевания, которыми женщина переболела, будучи беременной. Перинатальные причины развития умеренной умственной отсталости включают в себя такие патологии, как аноксия, кровоизлияние в мозг, также нужно учитывать и механические повреждения головного мозга при проходе плода через родовые пути.

Одними из самых распространенных постнатальных причин врачи считают тяжело протекающие заболевания инфекционного происхождения у новорожденных. Как правило, это энцефалиты и менингиты, которые сопровождаются воспалительными процессами головного мозга. Также ученые доказали, что далеко не все больные, подвергшиеся таким факторам, имеют умственную отсталость. Дело в том, что развитие заболевания во многом обусловлено временем действия фактора, а не его природой. Не исключается, что одной из причин умеренной умственной отсталости может быть такое обстоятельство, как резус-конфликт плода и матери. Известно, что в период беременности определенное количество материнской плазмы крови оказывается в организме плода, и если имеется несовместимость любого типа, то не исключено, что начинается значительное разрушение эритроцитов, а это имеет тяжелые последствия для развивающегося организма.

Наследственная предрасположенность к умственной отсталости любой степени, в настоящее время не является причиной номер один, как это утверждалось раньше, и наследственными считаются довольно редкие формы заболевания, вызванные метаболическими расстройствами. К тому же, имеет значение, в каких социальных условиях воспитываются дети, применяемые методы воспитания. Неблагополучные семьи, согласно статистике, чаще имеют детей с таким диагнозом, как умственная отсталость, при этом, органические патологии отсутствуют.

Лечение умеренной умственной отсталости

В настоящее время значительная роль в лечении умственной отсталости отводится психотерапевтическому воздействию. Несмотря на то, что сама по себе отсталость не имеет отношения к психозам, или неврозам, пациенты с умеренной умственной отсталостью в значительной степени подвержены ряду психологических расстройств. К тому же, некоторые больные, осознавая свою ограниченность, становятся агрессивными, постоянно испытывают чувство тревоги. Использование определенных психотерапевтических методов, применяемых в стационарном лечении умственно больных, дало неплохие результаты. Также в лечении активно используется трудовая терапия, которая входит в обязательную программу лечения. В стационаре используется и групповая психотерапия, во время которой больные участвуют в совместном обсуждении проблем.

Медикаментозная терапия при данном заболевании в качестве лечения или профилактики применяется довольно ограниченно. Ученые работают над изучением возможностей гормональной терапии, но пока методики лишь разрабатываются. Важнейшей частью лечения людей с умеренной умственной отсталостью является тренинг, и его значимость постоянно увеличивается. Тренинг, или обучение, проводится в специализированных школах, психиатрических учреждениях, а также просто дома, его проводят учителя, имеющие специальную подготовку.

www.psyportal.net

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается…

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.
  • Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

    Причинами деменции являются:

    Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

    Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

    ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

    Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

    Идиотия: характеристика заболевания

    Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

    У таких детей наблюдаются нарушения:

    У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.
  • У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

    У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

    Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

    Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

    Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

    Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

    Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.
  • При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

    Таких детей можно научить:

    1. Правильно себя вести.
    2. Элементарным посильным трудовым действиям.
    3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
    4. Ориентировке в быту.
    5. Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

      Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

      Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

      • конкретным наглядно-образным мышлением;
      • наблюдательностью;
      • упрямостью;
      • неумением обманывать;
      • довольно развитой фразовой речью.
      • При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

      • неосложненной;
      • осложненной нарушениями разных анализаторов;
      • осложненной нарушениями нейродинамики;
      • с выраженной лобной недостаточностью;
      • с психопатоподобными формами поведения.
      • Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

        Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

        Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

        Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

        Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

        Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

      • обучение их чтению, письму, счету;
      • расширение знаний об окружающем мире;
      • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
      • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

      Обучение детей с умственной отсталостью

      Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

      Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов

      Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

      Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

      Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

      Дебильность с психопатоподобным поведением

      У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

      Воспитание детей с умственной отсталостью

      Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

      Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но по-своему.

      Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

      Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

      Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

      Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

      psyh.info