Специалисты

Упражнения для снятия стресса для детей

24.04.2018

Упражнения для релаксации и снятия стресса

Стремление успеть всюду и везде, нежелание делиться с кем-либо личными переживаниями, завышенные требования к себе – всё это приводит к истощению нервной системы. Одолевающий стресс мешает спать по ночам и лишает аппетита. С ним связана раздражительность, рассеянность, вялость и повышенная утомляемость.

Хотя сам человек не всегда понимает, что стал жертвой стресса, близкие люди зачастую видят его тревожное состояние. Внешними признаками напряжения являются чрезмерно сжатые губы, изменившийся тембр голоса, беспричинная суетливость или, наоборот, заторможенность движений. Можно ли самостоятельно справиться со стрессом? Какие упражнения помогают расслабиться?

Как шаг за шагом преодолеть стресс

Распознать эмоциональное или физическое напряжение позволяет простой тест. Вытяните перед собой руки, позволив кистям свободно свисать. Отрешитесь, представьте, что перед вами два отталкивающихся друг от друга однополюсных магнита. При ясном, не загруженном проблемами мышлении подобная ассоциация будет вызывать непроизвольное разведение рук. Если конечности остались в исходном положении, вам следует избавиться от напряжения.

Особенности упражнений для снятия стресса:

  • Выполняемые движения должны быть простыми и посильными, не предполагающими использование специального оборудования.
  • Применять расслабляющие техники можно не только дома, но и на работе, улице – везде, где появляется ощущение напряжённости.
  • Начинать борьбу со стрессом лучше с динамических упражнений (ходьбы, бега, плавания, махов, приседаний, наклонов).
  • Спустя неделю можно переходить к статическим нагрузкам: делать планку, осваивать йогу.
  • Оптимальная продолжительность ежедневной антистрессовой тренировки – 10–20 минут.
  • Во время занятий важно создать расслабляющую атмосферу, используя приёмы цвето-, арома- и музыкотерапии.
  • Расслабляющий фитнес: 3 простых упражнения

    Физические упражнения для снятия стресса не имеют противопоказаний. Они избавляют от эмоционального напряжения и заряжают бодростью тех, кто чувствует себя утомлённым.

    Примите исходное положение: лягте на спину, раскиньте руки в стороны. Согните ноги в коленях, а затем поднимите нижние конечности так, чтобы голени были параллельны полу. Теперь медленно опустите их слева от вас. Оторвите голени от пола, опишите ими круг и положите с правой стороны. Сделайте 4 переката. Следите, чтобы корпус и плечи при выполнении упражнения не отрывались от пола.

    Завершив последний перекат, не возвращайтесь в исходную позицию. Выпрямите сложенные вместе ноги так, чтобы их носки касались левой кисти. Подняв правую нижнюю конечность над собой, описывайте ею широкие круги. Левая нога при этом остаётся неподвижной. Сделайте 5–10 круговых махов. Повторите упражнение, поменяв ноги.

    Исходное положение – встаньте на четвереньки. Упритесь левым плечом в пол и развернитесь корпусом. Левая рука вытянута перед собой, правая находится над головой и упирается в коврик. Корпус должен располагаться перпендикулярно тазу. Усложните позицию – вытяните правую ногу, поставив носок на пол. Замрите на 10 секунд. Постепенно вернитесь в исходное положение. Повторите те же движения в другую сторону.

    Завершают комплекс дыхательные упражнения для снятия стресса. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите руки над головой, сделайте глубокий вдох. На выдохе наклонитесь и опустите руки, коснувшись пола. Ещё два раз вдохните-выдохните. Последний выдох должен быть коротким, как бы выталкивающим воздух.

    Прогрессивная мышечная релаксация

    Эта расслабляющая техника была разработана почти столетие назад американским врачом-физиологом Эдмундом Якобсоном. В своё время медик обратил внимание, что периоды напряжения и расслабления мышц чередуются. Исходя из этого наблюдения, он решил, что достичь глубокого расслабляющего эффекта при стрессе можно, напрягая конкретную мускулатуру.

    Прежде чем приступить к выполнению упражнений, сконцентрируйтесь на дыхании. Оно должно быть спокойным и медленным. Встаньте прямо, сожмите правую (левую для левшей) ладонь в кулак и до упора согните кисть. Максимально сильно напрягите руку. Через 10–15 секунд выдохните и расслабьте конечность. Отдохните треть минуты. В дальнейшем соблюдайте те же временные промежутки. Согните правую руку в локте и упритесь локтевым суставом в любую поверхность. Расслабьте мышцы. Повторите те же манипуляции с другой рукой.

    Переходите к мимическим упражнениям. Вскиньте вверх брови, как бы удивляясь, и откройте широко рот. Следующий этап – напрягите мышцы центральной части лица. Сведите брови, зажмурьте глаза, поморщите нос. Расслабьте мускулатуру лица. Широко улыбнитесь с плотно сомкнутыми губами. Напоследок потренируйте мышцы шеи: медленно покачайте запрокинутой головой из стороны в сторону. Передохните. Втяните голову в плечи, а затем уроните её на грудь.

    После расслабления сосредоточьтесь на мышцах корпуса. На вдохе сведите перед собой локти. Напрягите мышцы рук как можно сильней. На выдохе расслабьтесь. Проделайте то же самое с лопатками, на вдохе выгибая спину. После отдыха напрягите мышцы живота.

    Завершающий блок – упражнения для ног. Слегка согните левую нижнюю конечность в колене, напрягите мышцы бедра. Выставьте вперед ту же ногу на пятку. Растопырив пальцы, потянитесь носком вверх. Продублируйте движения с правой ногой. Количество повторов комплекса – 3–4 раза.

    Правильное дыхание спасает от стресса

    При нервном напряжении есть ощущение кислородного голодания. Нехватку воздуха провоцируют поверхностные, лёгкие вдохи или неосознанная задержка дыхания. Исправить положение помогает дыхательная гимнастика для снятия стресса. Некоторые такие практики требуют серьёзной физической подготовки. Например, пранаяма доступна лишь тем, кто полгода-год занимался хатха-йогой. Но есть и элементарные упражнения, посильные каждому.

    Дыхательная гимнастика от стресса – пятиминутный комплекс:

  • Встаньте прямо, закройте глаза. Сосредоточьтесь на циркуляции воздушных потоков внутри вас. Медленно сделайте глубокий вдох, мысленно считая до 5-ти. Постепенно выдохните за тот же промежуток времени. Повторите упражнение ещё 9 раз.
  • Сделайте носом поверхностный вдох-выдох. Далее вдохните полной грудью, пропуская воздух черед рот. Медленно выдохните. Завершите упражнение неглубоким дыханием. Повторите всё ещё 5 раз.
  • Откройте глаза. Положив ладонь чуть ниже солнечного сплетения, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Понаблюдайте, как кисть руки в этот момент опускается и поднимается. Повторите действие 5 раз.
  • Закрыв глаза, представьте, что воздух – стихия блаженства и покоя. Сделайте медленный вдох. Почувствуйте, как на выдохе уходят мучающие вас тяготы и усталость в каждой клетке организма.
  • На первых порах практиковать правильное дыхание достаточно пять минут. Через неделю можно дополнить комплекс новыми упражнениями и продлить занятие вдвое. За месяц тренинг желательно довести до 20 минут в день. Подобные упражнения, проводимые на свежем воздухе в экологически чистом месте, укрепляют дыхательную, сердечную и нервную систему, улучшают иммунитет и общее самочувствие.

    legkopolezno.ru

    Упражнения снятие напряжения детей

    7 простых упражнений для снятия стресса и нервного напряжения.

    В современной динамичной жизни стресс является нашим постоянным спутником. Жизнь в режиме нон-стоп, наполненная бесчисленными обязанностями и проблемами, неизбежно приводит нас к напряжению и стрессу. Иногда стресс имеет положительную роль – мотивирует нас, помогает нам в процессе обучения и приобретении новых навыков. Но чаще всего стресс оказывает на нас негативную роль — создает постоянное чувство тревоги и паники, провоцирует возникновение синдрома хронической усталости. отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье.

    Поиск эффективных методов и упражнений для релаксации имеет решающее значение для стабильной и счастливой жизни. Чувствуйте, что стресс нарушает баланс гармонии в вашей жизни? Тогда постарайтесь следовать нижеприведенным рекомендациям для снятия напряжения и стресса.

    Гимнастика против стресса.

    1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

    2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

    3. Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах. Для хорошего и крепкого сна рекомендуем прочитать статью о том, как выбрать матрас для сна и здоровья.

    4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.

    Дыхательные упражнения для снятия стресса

    1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

    2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

    3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.

    Ниже Вы можете записаться на прием к необходимому специалисту или же просто оставить Ваш комментарий #8595;

    Игры направленные на снятие эмоционального напряжения

    Такие игры помогают обучить ребенка приемам расслабления, снятию эмоциональной неустойчивости, управлению собственным телом.

    Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Потребуются большие листы бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой. Разложите бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу дать детям возможность рисовать стоя). Инструкция: возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, на разложенную бумагу так, чтобы руки и кисти до локтя, находились над бумагой (так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось (2-3 мин.).

    Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть и объяснить, что по руке будет ходить зверек и касаться лапками. Надо с закрытыми глазами угадать зверька . Прикосновения должны быть поглаживающими и приятными. Варианты игры: зверек прикасается к щеке, колену, ладони. Для развития навыков коммуникативности, это упражнение могут выполнять дети друг с другом.

    Попеременное напряжение и расслабление всего тела. Огонь! — дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. Лед! — дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

    Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т.д. . Упражнение выполняется в произвольном темпе.

    Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

    Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

    Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, что проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких как олиг

    Рекомендации для родителей при задержке развития

    Рекомендации для родителей при задержке развития

    Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.

    Признаки значительной задержки речевого развития

    Признаки значительной задержки речевого развития

    В каком возврасте и как проявляются признаки значительной задержки речеровго развития.

    Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

    Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

    Эту гимнастику можно проводить как вдвоем с ребенком, так и в группе из нескольких детей.

    Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

    Краткое содержание: Как успокоить детей и снять нервное напряжение? Упражнение на снятие нервного напряжения у детей.

    Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, побузишь, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства.

    А как бывает тяжело добиться учителям внимания и сосредоточенности от учеников после слишком бурной перемены.

    Родителям и учителям поможет успокоить детей следующее упражнение.

    Надо поставить ребенка перед собой и договориться с ним, что вы сосчитаете всего только до трех, но пока вы будете считать, он будет неподвижно и совершенно спокойно стоять на месте, не шевелиться, не чесаться, не улыбаться.

    Вы начинаете загибать пальцы: Раз… Не годится. Малыш шевельнул мизинцем, а то и вовсе переступил с ноги на ногу. Стоять надо абсолютно неподвижно, но, не застыв, как статуя, а в свободной позе, спокойно и серьезно глядя перед собой. Начинаем сначала: Раз… Опять неудача.

    Постепенно ребенку удается, во-первых, снять напряжение, во-вторых, притормозить свои импульсы. До трех вы благополучно дотягиваете.

    При следующем случае вы повторяете упражнение, потихоньку продвигаясь вперед. Еще несколько повторов — и ребенок стоит в совершенно непринужденной позе, не шевеля ни руками, ни бровями, ни уголком рта. Глаза спокойные, взгляд мягкий, руки висят вдоль тела — а вы между тем досчитали до 20, потом до 30…

    Рекомендуем прибегать к этому упражнению всякий раз, когда вы видите, что ребенок дергается и суетиться. Можно считать и до 40, и до 50 — тренированным детям не составляет труда выполнить упражнение. Ребенок вообще становится спокойнее. В дальнейшем вам будет достаточно сказать раз, два… — и малыш моментально утихомирится, вернется в состояние сосредоточенного внимания.

    lechimdetej.ru

    Релаксационные упражнения для детей

    Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

    Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики ребенку нужно уметь расслабляться.

    Релаксационные игры в детском саду

    Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

    Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

    Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

    Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

    Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

    Релаксационные упражнения для школьников

    Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

    Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

    Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

    Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

    Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

    Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций приводят к мышечным зажимам. Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

    Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

  • удобное положение тела (лежа либо сидя);
  • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
  • каждое упражнение нужно выполнять дважды.
  • А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

    • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
    • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
    • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
    • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
    • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
    • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
    • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.
    • Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

      Релаксационные упражнения для агрессивных детей

      Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью это просто необходимо.

      Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

      Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом. Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты. Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

      Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

      Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

      Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

      Релаксационные упражнения для детей с заиканием

      Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

      Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела. Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой. Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

      Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

      Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

      Упражнение «Давай познакомимся!»

      Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

      Упражнение «Растущий цветочек»

      Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

      Упражнение «Надоедливая муха»

      Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха. Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку). Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

      Упражнения для дыхания «Артист»

      Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

      Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

      nashidetki.net

      Упражнения для снятия стресса

      Чем более мы отождествляемся с состоянием, тем труднее из него выйти. И когда мы оказываемся в не совсем приятном состоянии, нам лучше создать возможность для его быстрого изменения.

      • Отождествление
      • Первый способ состоит в отождествлении с состоянием и мышление звучит примерно так: ”Мне плохо” или «мне грустно” или «мне скучно”. В этом стиле мышления мы выражаем идею о том, что мы тождественны с нашим состоянием. В словесном выражении это выглядит как прямое сочетания местоимений «я”, «мне” и состояния. Мы не создаем никакого пространства между собой и состоянием. Они близки и практически совпадает в данном стиле. Практически мы говорим, что мы являемся нашим состоянием. Это отождествление.

      • Нахождение
      • Во втором стиле мышления мы создаем для себя немного больше свободы и говорим примерно так: «Я сейчас нахожусь в состоянии скуки” или «Я сейчас нахожусь в состоянии грусти” и так далее. Здесь мы подчеркиваем, что мы не тождественны с нашим состоянием, а просто в данный момент находимся в нем. И это также означает, что в следующий момент мы можем в нем уже не находиться.

        Такой стиль мышления более полезен так как устраняет отождествление с состоянием и открывает возможность для его изменения. Во втором стиле мы создали больше пространства между собой и нашим состоянием. Мы можем назвать данный стиль–нахождением.

      • Наблюдение

      Третий стиль мышления наиболее эффективен, хотя и наиболее необычен. Здесь мы полностью устраняем отождествление с состоянием и говорим просто о наблюдении его. Словесное выражение будет таким: «Я сейчас наблюдаю скуку” или «Я сейчас наблюдаю грусть”. В данном стиле мышления мы даже не подчеркиваем, что состоянием принадлежит нам. Возможно оно и не является нашим.

      Все что мы знаем, так это только то, что данное состояние наблюдается. То, что состояние наблюдается еще не говорит, что оно наше или чье-то еще. Этот стиль подчеркивает разотождествление с состоянием и смотрит на состояние просто как на нечто существующее без отождествления с ним. В третьем стиле нам наиболее легко избавиться от состояния, потому что мы не отождествляемся с ним. Это стиль наблюдения.

      Зная об данных трех стилях мышления – Отождествления, Нахождения и Наблюдения, мы можем в повседневной жизни быстро изменять нежелательные состояния за счет контроля нашего мышления.

      Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

      Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

      Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

      Упражнения для выхода из стрессовых ситуаций

      Такое упражнение поможет, если ваш стресс вызван проблемой, «подвисшей в воздухе». Упражнение направлено на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к такой проблеме. В результате выполнения упражнения снижается тревожность и паническое состояние отступает.

      Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь увидеть проблемную ситуацию со стороны, как бы отраженной в зеркале. Включите в эту «зеркальную картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Представьте дом, в котором вы живете, и людей, живущих вместе с вами.

      Когда ваша картинка расширится и станет отчетливей, подумайте о городе, в котором живете, потом о всей стране и тех, кто ее населяет. Продолжая расширять картинку, представьте всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.

      Еще больше расширяйте «зеркальную картинку»: вообразите Солнечную систему — огромное пылающее Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него. Почувствуйте бесконечность Галактики и ее холодное равнодушие к судьбе человечества. Продолжая удерживать в своем воображении картину необъятного Космоса, снова вернитесь к своей проблеме и попробуйте сформулировать ее в двух-трех словах.

      В ходе выполнения упражнения актуальная проблема становится менее значимой и утрачивает свое влияние на ваше настроение, стрессовое состояние снимается. А значит, вы готовы к успешному и конструктивному решению проблемы.

      Выполняется в течение 3-5 минут.

      Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом.

      По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.

      После выполнения упражнения вы почувствуете, что хорошо отдохнули и ваше состояние улучшилось. Вы стали спокойнее, увереннее, уравновешеннее.

      Выполняется в течение 10-15 минут.

      Возвращаясь домой после работы, вы еще раз вспоминаете напряженный разговор с сотрудницей. Назовем ее условно Марией Ивановной.

      Чувство обиды и раздражения охватывает вас. Ничего хорошего вам это не дает: на фоне усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть о Марии Ивановне, но это удается далеко не всегда. Тогда попробуйте другой способ.

      Вместо того чтобы вычеркивать сотрудницу из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее.

      Попробуйте по дороге домой сыграть роль «Марии Ивановны».

      Подражайте ее походке, манере себя вести, постарайтесь представить, о чем она думает, когда возвращается домой с работы, какова ее семейная ситуация, что ее беспокоит дома, чем она озабочена. Наконец, как она сама относится к вашему с ней конфликту.

      Несколько минут такой «психологической игры с образом» ослабят ваше внутреннее напряжение, и вы почувствуете, что успокаиваетесь и ваше отношение к конфликту и к самой Марии Ивановне меняется.

      Благоприятные последствия такой игры обнаружат себя на следующий день, когда вы придете на работу. Ваша сотрудница удивится вашему спокойствию и доброжелательности и сама, вероятно, постарается уладить конфликт.

      Выполняется в течение 15-20 минут.

      Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.

      После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.

      Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их.

      Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.

      Избавление от стресса.

      Синдром эмоционального выгорания

      shkatulkachudes.com

      Игры для снятия стресса и тревоги у ребёнка

      В жизни ребёнка постоянно происходят различные тревожащие и стрессовые события. Мама вышла на работу, семья переехала в другой район, рождается младший брат или сестра, тяжело заболела бабушка. Мы не в состоянии оградить детей от всего, что может вызвать у них тревогу, но мы можем помочь им пережить стрессовые события и выйти из столкновения с ними психологически более устойчивыми. Если вы заметили, что ваш ребёнок стал более тревожным, агрессивным, перестал делиться с вами тем, что его пугает, эти несложные игры помогут ему справляться со сложными для него эмоциями. Запаситесь временем, терпением и – играйте.*

      Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина- глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.

      Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить)

      Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой — «линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет — ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

      Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребёнок распрямляется.

      На каждой остановке — говорим искренние слова. «О! Ещё один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стала/а …(говорим какое- то достижение)».

      Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» — родитель говорит — «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….

      Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (По-секрету: это чудная игра для Дня Рождения).

      На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложно- определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

      Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребёнка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…)

      Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребёнком всевозможные рожицы.

      Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребёнок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? как она может помочь второй маске?

      Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая — репка, рукавичка…

      У человека, перенёсшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

      Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

      Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

      Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

      Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом » здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.

      Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». То есть достаточно чёткий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

      Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей и для адаптации к новой группе.

      Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединённости — » мы вместе»

      Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.

      Еще одна очень простая экологично -»оживляющая» техника, помогает снять запрет на фантазию и чувствования.

      Травмированные люди замораживают чувствительность — если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» . (Ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).

      Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…

      11. Рисуем на тёмной или чёрной бумаге

      Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что- то новое и красочное.

      Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.

      Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

      13. Возвращаем идентификацию

      Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.

      Например: ВАНЯ — Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий

      14. Превращаемся в супер-героев

      Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивающийся с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребёнке «выученную беспомощность».

      Каждое сделанное именно им действие даёт ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам! Когда ребёнок говорит — «не могу! не получится! помоги!», когда ноет и уклоняется от действия — играем в игру — Превращаемся в суперменов.

      «Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс….).

      «У тебя будут какие сверхспособности? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельём в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»

      Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии-сил его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.

      Даём ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «великаны – лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль- крышку от кастрюли в руки)

      Агрессия — ищем способы экологичного проживания — щёлкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».

      Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.

      Страх прикосновений — представляем, что идёт дождик. вначале он стучит по ладошкам ребёнка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы.

      Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать :-). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух..»…

      Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.

      Фото: 1. flickr.com/photos/demandaj,

      Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

      alpha-parenting.ru

    ©2019 | Developed by ThemeBounce.

    Back to top