Специалисты

Устранение заикания методика

22.04.2018

Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
    • развитие и совершенствование связной речи;
    • повышение коммуникативных навыков.
    • В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

      • правила речевого дыхания;
      • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
      • После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

        будут уметь:

        • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
        • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
        • чётко произносить все звуки;
        • интонировать выразительность речи;
        • Основными направлениями в коррекции заикания являются:

          • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
          • формирование правильного речевого дыхания;
          • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
          • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
          • снятие судорожных задержек;
          • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
          • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
          • совершенствование и развитие связной речи.

          Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

          подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

          тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

          заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

          Выделяется несколько типов речи:

          • сопряжённая
          • отражённая
          • ответно-вопросная
          • спонтанная
          • Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

            На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

            Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

            Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

            Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Выгодская Устранение Заикания У Дошкольников В Игре

            Купить Выгодская Устранение Заикания У Дошкольников В Игре

            Диссертация на тему «Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» автореферат по специальности ВАК 1. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)1. Если ребенок заикается Текст. Психологический аспект заикания Текст.

            Абелева; НИИ общ. Речь о речи. Коммуникативная система человека Текст. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) Текст. Шипицына, О. Защиринская, А. Воронова, Т. Алексеева, М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Текст. Алексеева, В. Алексеева, М.

            Выгодская Устранение Заикания У Дошкольников В Игре Купить

            Речевое развитие дошкольников Текст. Алексеева, В. Психология и проблемы человекознания Текст. Ананьев ; Акад. М.; Воронеж : . Антонова, Т. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре Текст. Арутюнян, Л. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи Текст.

            Арутюнян, JI. Мое понимание заикания Текст. Арутюнян // Школьный логопед. Архипова, Е. Стертая дизартрия у детей Текст. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса Текст. Преодоление трудностей учения : Нейропсихологический подход Текст. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков Текст.

            Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Просвещение, 1984, 178 с. В пособии содержится игровой материал для формирования у заикающихся дошкольников навыков свободной плавной речи (речевые упражнения, инсценированные сказки. Устранение заикания у дошкольников в игре. Авторы: Елена Львовна Пеллингер, Ингрид Григорьевна Выгодская, Людмила Павловна Успенская. Жанры: Медицина; Педагогика. Устранение заикания у дошкольников в игре. 1000978075.jpg В пособии Авторы Ингерит Выгодская, Елена Пеллингер, Формат издания 145х215. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Выгодская, Е. Пеллингер, Л. Успенская в своей методике. Устранение заикания у дошкольников в игре. 1000978075.jpg В пособии. Авторы Ингерит Выгодская, Елена Пеллингер. Формат издания 145х215 .

            Коррекционные игры для устранения заикания у дошкольников. Выгодская И. Б., Пелленгер Е. А., Успенская Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. При обследовании заикающихся дошкольников В.С. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять. Следующая методика И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер и Л.П. Успенской «Устранение заикания у . Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Выгодская, Е. Пеллингер, Л. Корекционно-логопедическая работа по устранению заикания. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.

            Подготовка ребенка к школе : Психологические аспекты Текст. Беккер, К.- П. Логопедия Текст. Совак ; пер. Барышниковой Г. В.; под ред. Введение в психолингвистику Текст. Белякова, Л. Заикание Текст.

            Белякова, Е. Секачев : Эксмо- Пресс, 2. Белякова, Л. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся Текст. Белякова, Е. Дьякова // Дефектология. Белякова, Л. Патофизиологические механизмы заикания Текст. Белякова // Заикание. Беспалько, В. Слагаемые педагогической технологии Текст.

            Устранение заикания у дошкольников в игре Год: 1984 Автор: Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Жанр: Пособие для логопедов Издательство: Просвещение Язык: Русский Формат: DjVu Качество. Анализ методик устранения заикания у детей дошкольного возраста. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре Текст. Выгодская, И. Устранение заикания у дошкольников в игровых.

            Богомолова, А. Устранение заикания у детей и подростков : из опыта работы Текст. Личность в общении Текст. Бодалев — М. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. Божович СПб. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности Текст. Бойков СПб.: КАРО, 2.

            Борисова, Е. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками Текст. Борисова, Е. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы Текст.

            Борисова, Н. Прокопцова // Логопед. Борисова, Е. Тестовая методика диагностики устной речи старших дошкольников Текст. Борякова, Н. Логопедическая работа по формированию лексико- грамматического строя речи Текст. Борякова, Т. Матросова // Логопедия.

            Психология Текст. Виноградова, М. Специфика проведения функциональных тренировок в преодолении заикания у дошкольников Текст. Виноградова // Логопед в детском саду. Виноградова, М. Тетрадь для закрепления навыков правильной речи у заикающихся дошкольников 5- 6 лет Текст.

            Виноградова. Виноградова, М. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников Текст. Виноградова. Заикание и дизонтогенез Текст. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников Текст.: кн. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей Текст. Тележникова // Дошкольное воспитание.

            К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников Текст. Волкова // Логопед в детском саду. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста Текст. Волкова // Логопед в детском саду 2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста Текст.

            Леонтьева, А. Воробьева, Т. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики Текст. Воробьева, О. Ворошилова, Е.

            Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста Текст. Ворошилова // Логопедия. Ворошилова, Е. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста Текст. Ворошилова // Школьный логопед. Ворошилова, Е. Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению (на примере детей с заиканием) Текст. Ворошилова : автореф. Выгодская, И. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях Текст.

            Выгодская, Е. Пеллингер, Л. Выготский, Л. Вопросы детской психологии Текст. Выготский, JI. Мышление и речь Текст. Выготский, Л. Собрание сочинений Текст. Выготский // Детская психология / под ред. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте Текст. Барменкова, И. Карелина, И.

            Карпухина и др. Кондратенко. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи Текст. Гаркуша ; под ред. Развиваю мышление и речь Текст. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Текст. Горянина, В. Психология общения Текст. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования Текст.

            Грибова // Дефектология. Григорьева, И. Особенности лексико- грамматической стороны речи у дошкольников в массовом детском саду Текст. Григорьева // Логопед в детском саду. Гриншпун, Б. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью Текст. Гриншпун, В. Селиверстов // Дефектология.

            Гриншпун, И. Введение в психологию Текст. Гриншпун ; Рос. 4- е изд., стер. Клинико- психолого- педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников Текст. Дель // Логопедия. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции Текст.

            Дель // Практическая психология и логопедия. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции Текст.

            Дмитриева, Л. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы) Текст. Добридень, В. Система психокоррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст. Роль общения для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст.

            Дубова // Школьный логопед. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно- педагогической работе Текст.

            Дьякова // Школьный логопед. Формирование у школьников с заиканием навыков самоуправления психофизиологическим состоянием в процессе речевой коммуникации Текст.

            Жесут ; Краснояр. Язык, речь и текст Текст.

            Жинкин // Логопедия: Заикание : Хрестоматия : учеб пособие для студ. Белякова, Е. Механизмы речи Текст. Жинкин ; АПН РСФСР. Ин- т психологии. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Текст. Мастюкова, Т. Запорожец, А.

            Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста Текст. Леонтьева, А. Запорожца ; предисл. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования Текст. Захарова, Т. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников Текст. Лингвопсихология речевой деятельности Текст.

            Педагогическая психология Текст. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи Электронный ресурс. Путиловская. Режим доступа : http : // razinov. Игнатьева, С. Использование игр в коррекционно- воспитательной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста Текст. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1. Текст. Исаева // Школьный логопед. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи Текст.

            Июдина // Логопед в детском саду. Мир общения Текст. Калмаканова, Л. Новое о преодолении заикания Текст. Калмаканова // Практическая психология и логопедия. Если ребенок заикается Текст.

            Карпухин, Р. Индивидуальные особенности заикающихся дошкольников Текст. Кириллова Е. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей Текст. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность Текст. Ярославль : Академия развития, 1.

            Коломинский, Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Текст. Коломинский, Е. Комарова, С.

            Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи Текст. Кононова, Е. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению Текст. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Текст.

            Логопедия Текст. Заикание Текст. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) Текст. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст.

            Серебрякова. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников Текст. Серебрякова. Заикание у детей Текст. Левина // Преодоление заикания у дошкольников. Нарушения чтения и письма у детей Текст. Левина ; ред.- сост.

            Психолого- педагогическая коррекция заикания у дошкольников Текст. Леонтьев, А. Основы психолингвистики Текст. Леонтьев, А. Педагогическое общение Текст. Леонтьев, А. Психологические проблемы массовой коммуникации Текст.

            Леонтьев, А. Психология общения Текст. Леонтьев, А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. Изд. 4- е, стереотипное — М. Леонтьев, А. Избранные психологические произведения Текст. Леонтьев : в 2- х т. ПО. Лепская, Н. Онтогенез речевой коммуникации Текст. Ш. Лисина, М. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка Текст.

            Лисина // Дошкольное воспитание. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе Текст. З. Лисина, М. Общение, личность и психика ребенка Текст. Рузской — М. Проблема онтогенеза общения Текст. Хрестоматия Текст.

            Белякова, Е. Лопухина, И. Речь, ритм, движение Текст. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании Текст. Основы нейропсихологии Текст. Основы теории речи Текст.

            Максаков, А. Правильно ли говорит ваш ребенок Текст. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7- 9- летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия Текст. Психология усвоения языка как средства общения Текст. Маркова ; АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии.

            Мастерство публичного выступления Текст. Мастюкова, Е. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст Текст. Развитие речи детей дошкольного возраста Текст. Логинова, А. Максаков, М.

            gaviris.weebly.com

            Методики преодоления заикания у взрослых. Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский. — презентация

            Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВиктор Рамзин

            Презентация на тему: » Методики преодоления заикания у взрослых. Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский.» — Транскрипт:

            1 Методики преодоления заикания у взрослых

            2 Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский

            3 Курс лечения заикания включает следующие этапы: Диагностический период. Перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности. Закрепление достигнутых результатов. Диспансеризация и профилактика рецидивов.

            4 Диагностический период (продолжительность дней) На первом этапе: 1. Проводят тщательное обследование больного ( невропатолог, дефектолог, психотерапевт и психолог). 2. Внимательно изучают анамнестические и клинические данные. 3. Определяют возможные причины появления заикания, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия. 4. Проводят медикаментозное лечение и физиотерапию. В конце диагностического периода врач совместно с дефектологом и психологом устанавливает окончательный диагноз и намечает план лечения.

            5 Второй этап Перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (продолжительность дней) Работа построена следующим образом: проводятся коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых «эталонов»; начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентировочная (реконструктивная) психотерапия; проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии ; индивидуальная и групповая психотерапия.

            6 Логопедическую работу начинают проводить со второго этапа, она разбивается на подготовительный этап этап активной тренировки плавной и слитной речи

            7 Подготовительный этап Включает: а) коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса; б) выработку правильного ритма и темпа речи; в) овладение «эталонами», «формулами» речи; д) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся.

            8 * В работе избегают заучивания логопедических правил и их использования в момент речи, так как они не облегчают, а затрудняют свободное высказывание. * Вместо правил используют ряды звуков, цифр, слов, четко и слитно произносимых, превращающихся в «эталон», который в последующем служит образцом слитной, плавной, богато модулированной речи во время сеансов психотерапии, логопедической работы с заикающимися и самостоятельных занятий больных.

            9 Этап активной тренировки плавной и слитной речи Включает: логопедические занятия, наряду с патогенетической и активной суггестивной психотерапией. Целью этих занятий является — закрепление навыков слитной речи. Задачи: доведение речи до автоматизации; обучение заикающегося различным приемам, помогающим ему справиться с неожиданно возникающими затруднениями; воспитание уверенности в своих силах.

            10 Психотерапевтическая работа при лечении заикания приобретают различные формы психотерапевтического воздействия патогенетическая и суггестивная психотерапия (гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовнушение) аутогенная тренировка

            11 При проведении психотерапевтического сеанса могут применяться различные приемы: беседа, которая проводится при сильном эмоциональном напряжении больных и заканчивается императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеансы внушения проводят с группами из 810 больных, прошедших логопедическую подготовку, направленную на нормализацию дыхания, голосоподачи, регистра и тембра голоса, свободно владеющих «эталонами» речи.

            12 После внушения, проводят краткую беседу с больными и их родственниками, в которой разъясняется значение «режима молчания», длящегося 1-2 суток и заключающегося в создании условий для отдыха речевой системы больного, необходимого после большого эмоционального напряжения.

            13 Гипнотерапия На 3-4-й день после начала активной тренировки речи можно начинать сеансы гипнотерапии. * Сеансы гипнотерапии проводятся с группой из 8-10 больных в специально приспособленном кабинете. * Внушение в гипнозе проводится больным вначале 3 раза в неделю, а затем один раз в 7-10 дней. * Гипнотерапия является в некоторых случаях хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в состоянии бодрствования. * Известно, что применением одного лишь внушения в гипнозе добиться излечения заикания нельзя.

            14 Самовнушение Самовнушение рекомендуется проводить 2-3 раза в день. Особое внимание нужно обращать на сеанс самовнушения перед сном, когда имеются более благоприятные условия для его проведения в реализации. Сеанс самовнушения проводится следующим образом: заикающийся принимает удобное положение с закрытыми глазами и повторяет в утвердительной форме: «Я говорю хорошо, свободно, плавно и слитно, не разрывая слова и фразы точно так же, как я произношу ряд звуков «АОУИ»; я плавно и слитно произношу всю фразу точно так же, как я произношу ряд цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; страха речи больше нет; я везде и всюду чувствую себя уверенно и спокойно» и т.п.

            15 Аутогенная тренировка (является одним из методов коллективной и индивидуальной психотерапии). Применяя аутогенную тренировку у больных с заиканием, нужно стремиться к расслаблению мышц артикуляторно-голосового аппарата, снятию чувства скованности, напряжения в области диафрагмы, судорожных приступов и т. д.

            16 Третий этап Работа по закреплению достигнутых результатов (продолжительность 30 дней) Проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Больные выступают, делают доклады на различные темы, сообщают о самостоятельной работе над речью, самостоятельно проводимых сеансах аутогенной тренировки и самовнушения, причинах, затрудняющих лечение и хорошую речь, рассказывают, как им удается добиться успеха. Если у больного во время речи возникают затруднения и срывы, проводится их анализ, больной получает необходимые инструкции для продолжения занятий.

            17 Четвёртый этап диспансеризация и профилактика рецидивов После окончания лечения, пациенты получают: необходимые консультации; организуются встречи заикающихся. В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

            18 Продолжительность всего комплексного лечения составляет 2,5-3 месяца с обязательным профилактическим контролем. В течении последующего полугода раз в два месяца проводятся конференции пациентов, прошедших курс лечения. На этих конференциях уточняются катамнез и осуществляется контроль за полученными результатами. В необходимых случаях лечение продлевается или проводится повторный курс.

            19 Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми Е.В.Оганесян

            20 Этапы: 1.Подготовительный 2.Основной 3.Заключительный

            21 Особенности занятия логоритмикой при невротическом заикании: занятие необходимо направлять на переключение внимания с собственно речевого процесса и с техники выполнения двигательных задач на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме; занятия можно строить с учетом имеющихся методических разработок и указаний для больных неврозами; в логоритмические занятия желательно включать элементы лечебной физкультуры, так как при данном типе заикания у больных отмечаются повышенная двигательная утомляемость и снижение тонуса мышц.

            22 Особенности занятия логоритмикой при неврозоподобном заикании: необходимо выработать четкие, координированные и ритмичные движения в темпе и в ритме музыки, организовывать прежде всего моторную деятельность; тренировки следует начинать с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства, и постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма, максимально используя при этом наглядные примеры; после курса ритмических упражнений постепенно вводятся речевые задания с постепенным усложнением задач.

            23 Организация логоритмических занятий По группам занятия проводятся ежедневно. Общее коллективное занятие проводится в конце недели. Каждое занятие составляет от 1 часа до 1 часа 30 минут. Материал для занятий логопедической ритмикой распределяется параллельно программе логопедических занятий и учитывает задачи речевой работы с каждым больным, а также уровень речи, на котором находится каждый больной и вся группа в целом. Одна группа составляет человек. Группы комплектуются следующим образом: одна группа состоит из больных с невротическим заиканием, а другая – из больных с неврозоподобным.

            24 Специфика логоритмической работы со взрослыми заикающимися занятия строятся на основе сознательного выполнения больными предлагаемых упражнений, целенаправленной работы над развитием необходимых качеств моторики и речи; значение игрового компонента уменьшилось; в работе со взрослыми увеличивается продолжительность занятий, нагрузка, повышается сложность упражнений.

            25 Виды упражнений: ходьба; счетные упражнения; упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса; упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией; упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе; упражнения для работы над чувством темпа и ритма; упражнения для развития и совершенствования координации движений; упражнения для развития и совершенствования мимической моторики; упражнения с предметами; групповые упражнения с элементами танцев; распевания и песни; речевые упражнения.

            26 Ходьба При невротическом заикании: Основное внимание обращается на осанку, пластичность движений, эмоциональное состояние. При неврозоподобном заикании: Основное внимание обращается на координацию движений рук и ног.

            27 Счетные упражнения При невротическом заикании: Сочетаются с разнообразными движениями и действиями с предметами в различных вариантах. При неврозоподобном заикании: В едином коллективном темпо – ритме отрабатывается точное вступление в движение и речь.

            28 Упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса При невротическом заикании: Самоконтроль, самостоятельное наблюдение за мышечным тонусом; упражнения, предусматривающие использование памяти физических действий и образного мышления. При неврозоподобном заикании: Наглядный пример и проверка качества выполнения. Конкретная команда для напряжения и расслабления отдельных мышечных групп под счет.

            29 Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией при невротическом заикании не фиксируется внимание на дыхании. Отрабатываются динамические оттенки звучания голоса. Ставится цель – развитие общей выразительности речи за счет правильного речевого дыхания, полного звучания голоса и четкости артикуляции; при неврозоподобном заикании упражнения выполняются под счет. Постоянно обращается внимание больных на повышение четкости артикуляции и глубины вдоха на регулирование громкости голоса.

            30 Упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе При невротическом заикании: Предлагается действовать и строить свои действия в зависимости от фразы музыкального произведения. При неврозоподобном заикании: Предлагается точно рассчитывать свои движения, количество шагов. Отрабатываются основные моменты переключения движений.

            31 Упражнения для работы над чувством темпа и ритма При невротическом заикании: Предлагается улавливать ритмическую структуру в целом. Варьировать темп выполнения. При неврозоподобном заикании: Предлагается начинать с подсчета количественных единиц в наиболее простых ритмических последовательностях. Постепенно развивать способность восприятия ритмических последовательностей в целом.

            32 Упражнения для развития и совершенствования координации движений При невротическом: Действия осуществляются на основе словесной инструкции. Предлагается выполнять в медленном темпе. При неврозоподобном заикании: Разучивается по элементам на нескольких занятиях с тренировкой отдельных элементов движений по конкретной инструкции. После этого отдельные элементы соединяются для выполнения более сложной двигательной задачи. Максимально используется наглядный показ.

            33 Упражнения для развития и совершенствования мимической моторики при невротическом заикании используются комплексные упражнения, предусматривающие одновременную работу различных групп мимических мышц. Предлагается выражать мимикой различные состояния самочувствия; при неврозоподобном заикании производится тренировка работы отдельных групп мимических мышц.

            34 Использование дифференцированной работы при выполнении упражнений с предметами : При невротическом заикании: Используются маленькие мячи, которые труднее удерживать и ловить, а также большое количество предметов, одновременно применяющихся в упражнении. С самого начала используется музыкальное сопровождение. Отрабатывается включение на определенную музыкальную фазу. При неврозоподобном заикании: Используются большие мячи и небольшое количество предметов, которые одновременно применяются при выполнении упражнения. Постепенное включение большого количества предметов и мячей меньшего размера. Сначала отрабатывается выполнение двигательных задач без музыкального сопровождения

            35 Групповые упражнения с элементами танцев При невротическом заикании: Разучивается по музыкальным фазам с опорой на характер и оттенки музыкального материала. При неврозоподобном заикании: Разучиваются под счет, небольшими отрывками, без музыки. Опора идет на подсчет количества необходимых движений (например шагов).

            36 Распевания и песни При невротическом заикании: Игровые песни по ролям, с разделением на группы. Акцент на динамических оттенках. Широкий диапазон, различные переключения темпа и ритма. Усложнение ритмических рисунков песен. Чтение текста: отработка интонации логического ударения, выразительности При неврозоподобном: Внимание на плавности, слитности звучания. Диапазон небольшой. Ритмический рисунок мелодии несложный, темп ровный, спокойный. Чтение текста: ровно, слитно, спокойно, без напряжения, с четкой артикуляцией.

            37 Речевые упражнения при невротическом заикании – стихотворные и прозаические мелодекламации. Выступление индивидуально. Отработка различных интонаций: вопрос, утверждение, восклицание и др. Развитие просодической стороны речи; при неврозоподобном – в основном стихотворные мелодекламации. Остальные упражнения – в медленном и умеренном темпе. Выступление небольшими группами, коллективно. Основное внимание сосредоточено на технике речи.

            38 Заключительный этап в период основного этапа проводятся «пятиминутки»,которые позволяют подготовить заикающегося к заключительному этапу заключительный этап представляет собой подготовку и проведение заключительного устного выступления выступление должно проходить на сцене перед аудиторией

            39 Логопедическая коррекция заикания у подростков М.И. Буянов

            40 Занятия с заикающимися подростками носят в основном групповой характер Логопедические группы комплектуются с учетом возраста больных. Наполняемость группы 8-10 человек (мальчики и девочки).

            41 Документация логопеда 1.Первичное логопедическое обследование. 2.Перспективный план на все время занятий 3.Речевой дневник и логопедическую историю болезни. 4.Дневник (отмечаются этапы лечения). 5.Тетрадь, где отмечается посещаемость.

            42 Пациенты используют логопедические тетради. Логопед работает на дидактическом материале.

            43 Подготовительный этап: Объяснение, что такое логопедия. Знакомство с устройством речевого аппарата

            44 Работа над речью включает ТРИ ЭТАПА: На первом этапе отрабатывается техника плавной речи на наиболее простых видах речевой деятельности(диалоги и стихотворная речь). Закрепление полученных навыков в чтении прозы, пересказе, самостоятельном высказывании. Третий завершающий.

            45 Проводятся функциональные тренировки речи, содержание, цели и задачи которых изменяются в зависимости от возрастающих речевых возможностей. Каждый речевой этап заканчивается отчетным концертом.

            46 Правила речи : 1.Во время речи смотри в глаза собеседнику. 2.следи, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения. 3.Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать. 4.Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить плавно на выдохе. 5.Воздух во основном расходуй на гласные звуки. 6.Четко артикулируй все гласные звуки. 7.Строго выдерживай паузы между предложениями. 8.Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3-4 слова; между ними пауза — и новый вдох. 9.Все слова в предложении говори слитно, как одно длинное слово. 10. Говори четко, громко, выразительно.

            47 Первый этап коррекции. Работа с дыханием артикуляцией голосообразованием

            48 Постановка диафрагмального дыхания Перед постановкой диафрагмального дыхания проводятся упражнения на мышечное расслабление шейных позвонков, плечевого пояса, конечностей. Расслабление аутотренингом. Постановка диафрагмального дыхания.

            49 Работа над голосом: Одновременно с тренировкой изолированного диафрагмального дыхания даются и голосовые упражнения. Вдохнуть, затем на выдохе спокойно произнести звук «а», при этом дать хорошую артикуляцию звука и стараться «посылать» звук вперед. Звук протягивается легко и свободно при средней громкости звучания.

            50 Поочередно тянуть гласные: а-, о-, у-. Без паузы один звук переходит в другой: а – о -; а – у -; а – о – у — ; и т.д. В голосовых упражнениях варьируются сочетание гласных, громкость звучания, высота звучания, ударение.

            51 Работа над артикуляцией Каждый день на занятиях проводиться артикуляционная гимнастика. На первом этапе артикуляционной гимнастике уделяется большое внимание. Пример: рот широко открыть-закрыть, губы вытянуть вперед, затем улыбнуться и т. п.

            52 Слоговые упражнения Сначала предлагаются простейшие слоговые упражнения, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ): па, та, ка, и т.п. При этом следует показать, объяснить, как нужно снять тонус губ, языка при произнесении трудных звуков.

            53 Хорошо тренировать технику речи и в счете, который также проводится по принципу движения от простого к сложному Работа со скороговорками – отрабатывается речевой ритм.

            54 Второй этап коррекции: Чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ.

            55 Проводятся следующие виды работы: Речевая зарядка. Чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе. Чтение по ролям басен. Чтение вслух различных по сложности текстов. Диалоги по прочитанному. Заученный пересказ.

            56 Логопед объясняет, как нужно работать над текстом: прочитать его про себя, ознакомиться с содержанием, расставить паузы для вдоха. Параллельно с работой над чтением продолжается работа над вопросно-ответной формой речи, диалогом. Задаются подготовленные и неподготовленные вопросы по прочитанному. Большой раздел в речевой работе второго этапа занимает изложение прочитанного текста своими словами, целенаправленный пересказ, что подготавливает переход к развернутому изложению своих мыслей. От простого текста к более сложному.

            57 Третий этап коррекции: Цель: — Автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях. -Переход от подготовительных форм речи к самостоятельной импровизации. -Формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях. -Овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнения и эмоционального возбуждения. -Воспитание устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным после окончания курса лечения. -Воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным вследствие стрессовых ситуаций после окончания курса лечения.

            58 Структура логопедического занятия остается прежней, но все виды работы значительно усложняются, речевая нагрузка возрастает. -Чтение незнакомого, достаточно сложного текста. Пересказ текста. -Развернутые диалоги. Занятия оживляются полезными, увлекательными речевыми играми. Занятия должны проходить живо и эмоционально.

            www.myshared.ru

            I. Расслабляющие упражнения (Релаксация)

            II. Режим относительного молчания

            III. Речевое дыхание

            IV. Общение короткими фразами

            V. Активизация развернутой речи

            VIII. Сюжетно-ролевые игры

            IX. Заключительные занятия

            В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется оснс>вной вид деятельности ребенка — игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личнбсть заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

            Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

            В книге использован ряд положений методики устранения заикания, разработанных сектором логопедии НИИ дефектологии АПН СССР. В то же время учитывалась специфика логопедических учреждений, где курс занятий с заикающимися рассчитает лишь на 2 — 3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопро-изношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

            Книга состоит из девяти разделов, предисловия и приложения.

            В первом разделе — «Расслабляющие упражнения (релаксация)» — приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения.

            Логопеду часто приходится наблюдать, что заикающимся детя свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и ис+ощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Бывают случаи, когда во время судорог речевого аппарата ребенок сжимает кулачки или с силой закрывает ладошкой неповинующий-ся рот. Он не умеет помочь себе расслабиться. В данном разделе предлагается разработанная авторами специально для дошкольников система расслабляющих упражнений, которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение и успокаивают детей. Эти упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются рифмованными фразами, доступными и интересными. Условно для детей релаксация именуется «Волшебным сном».

            Во втором разделе — «Режим относительного молчания» — помещены игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить. В игре ребенок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры для детей условно называются «молчанки».

            В третьем разделе — «Речевое дыхание» — даны приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

            Раздел четвертый — «Общение короткими фразами» — включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помогают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период занятий носит название «В стране коротких ответов».

            Раздел пятый — «Активизация развернутой речи» — содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название этого периода — «В стране полных ответов».

            Раздел шестой — «Куклы-петрушки» — поможет логопедам как можно шире использовать эти игрушки (куклы с ручным управлением или бибабо) от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправ-

            ленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

            Разделы седьмой — «Инсценировки» — и восьмой — «Сюжетноролевые игры» — посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети — «артисты» учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

            В разделе девятом — «Заключительные занятия» — даны советы по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

            В этом разделе даны описания нескольких заключительных занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и распределение ролей участников таких занятий.

            Не в каждой семье умеют систематически, целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нерв-ная система и имеются речевые дефекты. Логопед старается помочь родителям создавать в семье необходимый для ребенка общий,и речевой режим; научить взрослых правильно вести себя во время приступов заикания у детей; обучить родителей технике речи (взрослые должны помнить, что их речь — образец для ребенка). Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но и в быту надо создать радостную и ненапряженную обстановку, пронизанную элементами игры. Необходимо, чтобы родители не просто механически выполняли задания логопеда, но и понимали истинные цели каждого упражнения-игры.

            В приложении содержатся развернутые схемы каждого этапа логопедической работы. Эти схемы показывают, как логопед и родители могут использовать предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых игр для устранения заикания. В приложении включены также методические указания и примерные планы занятий каждого этапа.

            Материал, предложенный в книге, специалисты могут использовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы.

            Книга предназначена логопедам, работающим с заикающимися дошкольниками, а также родителям для проведения домашних занятий с детьми того же возраста. Многие предлагаемые игры могут быть использованы на занятиях с заикающимися младшими школьниками.

            Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

            Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются мышцы его губ, языка, шеи. Напряжение возникает также в органах голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние лишь приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т. е. говорить без запинок), необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.

            Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобные состояния наблюдаются и у незаикающихся людей: в особенно ответственные жизненные моменты при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. К этому выводу пришли специалисты по актерскому мастерству, спорту, хореографии и т. д.

            Расслабляющие упражнения для мышц широко применяются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения для пальцев рук при письме и т.д.).

            Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног, лица (Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская, М. И. Мерлис, Л. М. Винокурова,

            Н. П. Мировская, Т. Н. Рязанова и др.). В детских логопедических учреждениях проводится логоритмика (с музыкальным сопровождением или просто под счет, под бубен и т.д.). В ее задачи входит освобождение заикающихся от напряженности мышц. В 1967 году научными сотрудниками Н. А. Власовой и В. С. Кочергиной составлено «Методическое письмо», рекомендующее проводить релаксацию с заикающимися детьми дошкольного возраста.

            Однако до настоящего времени нет подробного описания специального комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться в любых условиях логопедами, врачами, воспитателями и родителями заикающихся детей.

            Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно,, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

            В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.

            Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например, как неудобно .длительное время находиться с напряженными, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют по нашему желанию любое действие.

            В дальнейшем при выполнении каждого упражнения следует постоянно подчеркивать, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным.

            Обучая детей расслаблению, необходимо самим показывать соответствующие движения и так разъяснять их, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, можно предложить сделать руки «вялыми как кисель», «как лапша». Прежде.чем дать указание: «Примите позу покоя», можно обратить внимание детей на различные состояния при выполнении команд: «Смирно!» (все мышцы подобрались, напряглись) и «Вольно!» (все тело немного размякло, расслабилось). Можно сравнить расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

            Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»).

            Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, можно будет научить детей более полному расслаблению, а это является главным условием для исправления речи.

            У заикающихся детей ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т. п. Следовательно, при устранении заикания в одинаковой мере необходимо избавление как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности.

            Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением покажет, что появляется возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на волю и сознание детей только словом.

            В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты, возникает определенная отключенность от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слов на психику ребенка.

            Цель такого внушения — помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

            Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра — «Волшебный сон».

            Важно знать, что метод релаксации1, по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. Мы убедились, что большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об

            1 В дальнейшем изложении для краткости мы будем пользоваться термином «релаксация» в широком смысле, имея в виду освобождение от мышечного и эмоционального напряжения одновременно.

            этом позволяют судить даже внешние признаки достаточного расслабления: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять с колен, у некоторых детей появлягется зевота, начинают слипаться глаза и т. д.

            Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают больший эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым дётям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслаблению и даже будут сами просить поиграть с ними в «Волшебный сон».

            В конце каждого курса логопедических занятий в специальных анкетах родители дают сведения о влиянии релаксации на детей. Анализ 70 произвольно взятых анкет показал, что релаксация в игровой форме доступна и полезна детям. Из 70 детей 47 занимались релаксацией дома регулярно по 2 — 3 раза в день. Упражнения выполняли охотно. В результате применения релаксации у многих наладился сон, они стали уравновешеннее, спокойнее. Все это способствовало улучшению речи.

            Таким образом, комплекс предлагаемых упражнений по релаксации оказывает существенную помощь в логопедической работе с заикающимися детьми.

            Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнений можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!»; «Дышится легко. » Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся. расслабься!» — или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется. и послушный наш язык быть расслабленным привык». Конкретные обстоятельства подскажут, какие формулы из комплекса следует применить для помощи ребенку. Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи.

            Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:

            I этап — мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

            II этап — мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;

            III этап — внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

            Для облегчения работы по предлагаемой методике даются подробные планы занятий по релаксации. Материал планируется из расчета трех занятий в неделю в течение трех месяцев.

            При длительном пребывании детей в логопедическом учреждении каждый этап релаксации может удлиняться, так как некоторые дети медленно- приобретают навыки расслабления. Одно какое-либо упражнение для мышечного расслабления выполняется на трех — пяти занятиях. Количество занятий по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. По мере необходимости и в зависимости от конкретных потребностей ведущий может добавить новые краткие формулы внушения для детей всей группы или для индивидуального внушения во время домашних тренировок.

            Релаксацию логопед проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем — в положении лежа. Для более полного ощущения мышечной свободы необходимо надевать детям гимнастическую обувь и тренировочные костюмы или освободить все имеющиеся застежки. (Подробно см. в описании каждого занятия по релаксации.)

            На I этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол-по. отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной беседе (см. описание первого занятия). В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.

            Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переходи следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения. По мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.

            Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (II этап). Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.

            Первая часть — это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Стихотворные тексты не читаются. Новые упражнения для расслабления речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.

            Вторая часть — это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед, произносит формулы внушения (т. е. специально составленный рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь — четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения в фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять по 2 — 4 раза, изменяя логическое ударение. Внушение происходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Во время внушения .необходимо внимательно следить за позой детей. Можно тихо пройти вдоль ряда сидящих, приподнять слишком опущенную голову или сползшую с колен руку ребенка и т. д. Иногда следует погладить руку ребенка от плеча к пальцам, фиксируя ощущение расслабленности. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Практика показала: чтобы дети не возбуждались, выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно! Раньше времени глаза открывать нельзя!»

            Родителям дается задание провести внушение днем, так же как и на логопедическом занятии, т. е. дети сидят в позе покоя с закрытыми глазами. Вечером перед сном внушение проводится в спокойной обстановке. Освещение притушено. Дети лежат на спине с закрытыми глазами. Их руки слегка согнуты в локтях, располагаются вдоль туловища ладонями вниз, ноги свободно вытянуты. Взрослый садится рядом. Спокойно, медленно, тихим голосом произносит соответствующие формулы, выдерживая паузы. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать грудь и руки ребенка (от плеча вниз), чуть касаясь их пальцами. Желательно, чтобы во время вечернего сеанса релаксации состояние покоя и расслабленности переходило в естественный сон. Наблюдая за ребенком, родители должны еще больше замедлять темп речи, еще длительнее делать паузы, тише говорить, как бы имитируя наступление сна. Последние фразы внушения будут звучать не так, как днем: вместо «Мы спокойно отдыхали. » произносится «Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. » На этом внушение заканчивается. К концу II этапа полезно вызывать образное представление о расслабленности и спокойствии. Для этого перед внушением логопед предлагает детям вспомнить, как они отдыхали, загорали на берегу реки, на траве в летний день, когда грело ласковое солнышко, что они при этом чувствовали (приятное тепло, общую расслабленность, ощущение покоя).

            Чтобы усилить у детей состояние релаксации, в сеанс внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке. » (см. с. 36.).

            Когда ведущий убедился, что у детей на занятиях вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление, можно перейти кШ этапу. Теперь расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении. Голос ведущего должен звучать императивно. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются на правильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойной речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).

            Предложенные в книге иллюстрации показывают позы, при которых вызывается напряжение различных групп мышц.

            Напряжение сменяется естественным расслаблением, которое возникает при возвращении в исходное положение (см. рис. 1).

            Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной работе логопеда и родителей, которые проводят домашние тренировки. Желательно, чтобы родители всех детей присутствовали на занятиях в логопедическом кабинете и сами обучались расслаблению. С ребенком дома всегда занимается один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему. Домашние задания следует выполнять в одно и то же время 2 — 3 раза в день перед речевыми тренировками. Родителям рекомендуется расслабляющие упражнения выполнять вместе с детьми: также сидеть в позе покоя, добиваться расслабления.

            Следует подражать логопеду в манере говорить четко, неторопливо, особенно точно передавать правильную интонацию во время сеанса внушения. Для большей силы воздействия отдельные фразы из рифмованного текста рекомендуется повторять по 2 — 4 раза, каждый раз изменяя логическое ударение.

            Домашнее задание, как правило, выполняется по указанию ло-

            11 мк1 да. Однако родители могут при этом проявить собственную инициативу, варьируя, например, образные сравнения, чтобы вышить нужное состояние релаксации.

            Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать бла-юириятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься. Не напрягайся. » — подскажут ему способ избавления от фудностей.

            Беседа с родителями

            Во вступительной беседе с родителями логопед разъясняет необходимость и цель проведения расслабляющих упражнений при исправлении речи заикающихся. Используется материал, изложенный но «Вступлении» к этому разделу. В очень сокращенном виде беседа для родителей может быть такой: . Сегодня начинается новый иид работы — релаксация. Это слово означает снятие напряжения, т. е. расслабление. Мы знаем, что при заикании часто появляется сильное напряжение в органах речи. Дети не могут сами избавиться от этого напряжения, нервничают, и заикание усиливается. Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Кроме того, часто возникает напряжение эмоциональное, когда ребенок чем-то сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен. Напряженное состояние его нервной системы тоже препятствует свободной речи. Упражнения по релаксации помогут создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.

            Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления.

            Многие дети легко возбудимы, двигательно беспокойны, их внимание истощимо. Чтобы учиться расслаблению, они должны уметь сосредоточивать внимание на предлагаемых упражнениях. Поэтому занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя, которая будет одинаковой на первых пятнадцати занятиях. Каждое занятие длится 10 минут. Присутствующим взрослым предлагается сесть в соответствующую позу и выполнять упражнения вместе с детьми.

            sheba.spb.ru