Специалисты

В каком возрасте проявляется аутизм у детей

09.09.2018

Аутизм у ребенка: что это и как проявляется?

Все дети развиваются по-своему, но в большинстве случаев в этом процессе можно выделить общие тенденции: стремление к взаимодействию с другими людьми, поэтапное овладение речью, усложнение эмоций и интеллектуальных функций. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Большинство нарушений психического развития, в том числе и заболевания аутистического спектра, можно заметить уже в первые годы жизни. Тем более даже профессиональная диагностика сводится к наблюдению за ребенком – методу, доступному для родителей. Что же такое аутизм и как он проявляется?

Ответить на этот вопрос не просто. Все дети с аутизмом отличны друг от друга, болезнь может проявлять себя совершенно разными симптомами. Кроме того, к основной проблеме нередко присоединяются сопутствующие: нарушения сна, аллергия, эпилепсия, умственная отсталость.

Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении. Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году. Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.

В современной медицине аутизмом называют психическое расстройство, возникающее вследствие нарушенного развития структур головного мозга и проявляющееся трудностями в социальном взаимодействии, снижением познавательной активности и стереотипными действиями.

Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.

В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание. В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.

Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период. Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.
  • Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

    Признаки аутизма в зависимости от его типа

    При диагностике аутизма учитывается широкий спектр клинических проявлений. Этиология симптомов и их выраженность варьируются, поэтому нет единого перечня для всех детей. То, как проявляется аутизм у ребенка в конкретном случае отчасти определяется видом заболевания:

    1. Синдром Каннера (аутизм раннего детства, глубокий аутизм). Проявляется трудностями в сфере коммуникации, проблемами социальной адаптации, нарушением интеграции сигналов, поступающих от органов восприятия. Ребенок часто совершает стереотипные действия, имеет нарушения в речи, обычно в виде эхолалий – повторений услышанных слов и окончаний фраз. Трудности в социальном взаимодействии проявляются отсутствием реакции на свое имя, избеганием зрительного контакта, полным отсутствием слов до 16 месяцев.
    2. Атипичный аутизм. Наиболее легкая форма заболевания, при которой симптомы долгое время могут оставаться незамеченными. Нарушения социального взаимодействия не всегда проявляются как полный отказ от них, часто ребенок хочет контактировать с окружающими, но не знает как. Отмечаются трудности в понимании речи и выражении эмоций, ограниченный словарный запас. Со стороны познавательных функций – негибкость и конкретность мышления.
    3. Синдром Аспергера. Нарушения проявляются в основном в сфере взаимодействия с окружающими людьми. Социальные навыки формируются с трудом, интересы и занятия стереотипны, мышление негибкое, часто появляются ритуалы и навязчивые действия. Адаптация происходит за счет нормально развивающихся познавательных функций: речи, памяти, внимания, интеллекта.
    4. Нарушение невербальных способностей к обучению. Симптомы схожи с синдромом Аспергера, в дополнение к ним обнаруживается гиперчувствительность органов восприятия, неумение устанавливать невербальные контакты, нарушения равновесия и графомоторики, отсутствие образного мышления, конкретность суждений, стереотипные поведенческие программы.
    5. Комплексное расстройство развития. Проявление аутизма этой формы – трудности в социальном взаимодействии и общении в сочетании с физическими нарушениями. Разделяется расстройство на два типа: синдром Хеллера, при котором нарушено формирование двигательных, речевых и социальных навыков; синдром Ретта, в клинической картине которого на первый план выходят двигательные нарушения, атаксия, стереотипия в ручной моторике, судороги, а также притупление эмоций.
    6. Синдром многих сложных нарушений развития. Эта форма проявляется изменениями во всех сферах: эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, мыслительной. При этом может быть как равномерное нарушение всех компонентов, так и парциальное.
    7. Таким образом, проявление аутизма у детей неоднородно. Специалисты говорят о спектре нарушений подобного рода. Диагностика требует определенной квалификации от врача, психолога и педагога. В особо сложных случаях могут быть применены лабораторные генетические методы исследования.

      Особенности поведения ребенка с аутизмом

      Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм. Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

    8. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
    9. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
    10. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
    11. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
    12. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
    13. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.
    14. Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

      Проявления аутизма у детей до года

      Как проявляется аутизм у детей до года? В этом возрасте еще трудно судить о взаимодействии со сверстниками и особенностях мышления, но эмоциональные и поведенческие реакции уже имеют определенные особенности.

      Грудничок не улыбается, нет «комплекса оживления», характерного для новорожденных. Мимические выражения скудные, эмоции выражены слабо, практически отсутствуют. Взгляд ребенка направлен на какой-либо предмет, как правило, один и тот же. Двигательная активность снижена.

      Малыш не просится на руки, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Подрастая, не использует жесты (указательные, требующие и др). Не развивается речь: нет лепета, гуления, отклика на свое имя. Многие мамы ошибочно считают, что их ребенок просто очень спокойный по характеру. Он не доставляет беспокойства родителям, может много часов играть сам с собой, не плачет, не проявляет заинтересованности к окружающим людям.

      В редких случаях возможны отставания в росте и физическом развитии. При тяжелых формах заболевания малыш позже садится и начинает ходить, могут появиться сопутствующие заболевания: аллергия, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие.

      Аутизм – заболевание, проявляющееся нарушением психического развития ребенка. При всем разнообразии симптомов ключевой является триада: нарушения социального взаимодействия, речи и наличие стереотипных действий. Умение родителей определить аутизм у ребенка на ранних сроках позволяет вовремя обратиться за специализированной помощью.

      mama66.ru

      Первые признаки, проявления и симптомы аутизма

      Аутизм это врожденная патология психического развития связанная с трудностями общения с окружающими. Это одно из самых загадочных заболеваний, аутисты зачастую обладают незаурядными способностями, но при этом не обладают элементарными навыками самообслуживания.

      Симптоматика заболевания может отличаться в зависимости от возраста, вида аутизма, окружения и условий проживания больного.

      Рассмотрим, как распознать аутизм, опираясь на симптоматику.

      Основные причины заболевания аутизмом

      Ученые до сих пор не могут назвать точные причины возникновения аутизма. Но в результате исследований специалисты выделяют несколько самых распространенных причин.

      Недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития может стать причиной развития аутизма. Гипоксия головного мозга считается главной причиной патологии.

      Долгое время считалось, что аутизм передается по наследству, однако, клинические исследования не подтвердили эту теорию. Также не обнаружена взаимосвязь возникновения аутизма с проведением вакцинации.

      Некоторые специалисты настаивают, что заболевание провоцирует нарушение гормональной сферы у мальчика. Аутизм у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

      Аутизм: симптомы и проявления

      В каком возрасте проявляется аутизм? Как правило, первые признаки этого заболевания проявляются до трехлетнего возраста. Заболевание может проявляться по-разному, поэтому каждый случай уникален. Однако есть общие симптомы, при наличии которых можно диагностировать аутизм.

      Проявление симптомов аутизма отличается в зависимости от возраста пациента. Остановимся подробно на симптомах раннего и детского аутизма, а также на проявлении этой болезни у взрослых.

      Рассмотрим общие симптомы аутизма:

    15. при общении с людьми, у аутистов могут наблюдаться некоторые привычки, несвойственные здоровым людям, которые сразу заметны окружающим. Больные при общении могут пристально смотреть в глаза, принимать необычное положение или выражение лица;
    16. больным людям трудно развивать дружеские отношения с ровесниками;
    17. больные аутизмом не интересуются переживаниями, достижениями других людей;
    18. неспособность сопереживать;
    19. ребенок позже начинает говорить, а в некоторых случаях и вовсе не разговаривает;
    20. частое повторение одной и той же фразы;
    21. трудности во взаимопонимании при разговоре с собеседником;
    22. ограниченность интересов и концентрация внимания на отдельных деталях;
    23. стереотипное мышление может проявляться в повторении жестов, например, хлопанье в ладоши, раскачивание тела из стороны в сторону;
    24. необходимость соблюдать определенный режим в повседневной жизни и питании. К примеру, аутисты могут съесть хлеб до основного блюда, и никак иначе. Маршрут прогулок, как правило, один и тот же;
    25. нарушения сна.
    26. Симптомы аутизма у детей до 2 лет

      Первые признаки болезни раннего детского аутизма проявляются уже в первый год жизни. Поведение такого ребёнка значительно отличается от поведения сверстников.

      Отмечаются и другие симптомы:

      • при общении с родителями ребенок не смотрит в глаза;
      • агрессивность по отношению к другим детям;
      • не наблюдается привязанность к матери;
      • ребенок может неадекватно реагировать на внешние раздражители;
      • практически не улыбается;
      • интерес только к одной игрушке, или к отдельной ее части;
      • задержка развития речи. Ребенок к году не гулит, к полутора годам не произносит простейшие слова, к 2 годам не говорит простейшие фразы.
      • Следует отметить, что эти признаки могут относиться и к другим заболеваниям, но однозначно должны вызывать беспокойство у родителей.

      • говорит несколько слов, или не разговаривает совсем;
      • возникает интерес к определенным наукам. Это может быть математика, музыка или живопись;
      • ребенок повторяет одно и то же слово или фразу, беседу не поддерживает;
      • трудности с освоением новых навыков. Школьники с большим трудом осваивают письмо и чтение;
      • стереотипное мышление с повторяющимися ежедневно действиями. Смена привычной обстановки вызывает у ребенка беспокойство.
      • У подростков появляются специфические признаки заболевания. Это связано с периодом полового созревания, когда под влиянием гормонов происходит перестройка всех органов, в том числе и головного мозга.

        Если до этого ребенок был замкнут и молчалив, то в подростковом возрасте эти признаки усиливаются. Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.

        Аутист рьяно защищает свои увлечения, не реагирует на советы и просьбы других людей. Могут выполнять действия, опасные для окружающих, поэтому подростков, страдающих аутизмом, постоянно должны контролировать близкие.

        Диагностировать легкую форму аутизма достаточно сложно, слишком тонкая грань между состоянием здорового человека и аутиста. Все же есть симптомы, которые могут указывать на наличие данного заболевания.

        К признакам легкой степени аутизма относятся:

      • ранимость;
      • при возникновении даже небольших трудностей, ребенок прекращает общение;
      • ярко выраженная мимика;
      • способность смотреть в глаза собеседнику;
      • речь ребенка замедлена;
      • контактирует с другими только в присутствии родителей;
      • трудно переносят расставание с родными.
      • Симптомы болезни у взрослых

        У взрослых симптомы аутизма отличаются в зависимости от степени тяжести заболевания, социального статуса и индивидуальности.

      • неспособность к проявлению чувств и эмоций;
      • во время разговора может не смотреть в глаза, или напротив, пристально наблюдать за собеседником;
      • чрезмерная привязанность к предметам, местам или привычкам. Любые перемены могут вызвать испуг;
      • отсутствие способности осознавать особенности своего поведения;
      • монотонная речь;
      • маленький словарный запас;
      • тревожные состояния из-за перемен в жизни.
      • ЭЭГ для диагностики аутизма

        Наличие симптомов требует немедленного обращения к специалисту. Для постановки правильного диагноза назначается специальная комиссия, в составе: психиатра, лечащего врача, невропатолога и других специалистов.

        На комиссию приглашают родителей, учителя или воспитателя ребенка. Они смогут предоставить более точную информацию о том, как проявляются те, или иные симптомы.

        Диагностика аутизма предполагает необходимость определения особенностей, которые отличают аутизм от других психических и генетических заболеваний.

        На сегодняшний день общепринята Международная классификация заболеваний 10-го пересмотра ВОЗ.

        Классификация аутизма выделяет четыре вида заболевания:

      • Синдром Аспергера – у больных слабо развита логика. Они практически не общаются с окружающими.
      • Атипичный аутизм – этой формой заболевания страдают взрослые люди. При этом виде аутизма серьезно поражается головной мозг. У больного нарушена речь и координация движений. Больной подолгу может смотреть в одну точку.
        1. Синдром Каннера – человек полностью изолирован от окружающих, и живет в своем мире. Речь практически неразвита.
        2. Синдром Ретта – первые признаки проявляются на 7-8 месяце жизни. Речь либо отсутствует полностью, либо развита слабо. Этот вид аутизма труднее всего поддается корректировке. Заболеванием страдают только девочки.

        Аутизм не поддается лечению, однако, психологи и специалисты считают, что такие больные могут вести полноценный образ жизни. Специальные мероприятия, уход за больным, диеты – все это поможет в социальной адаптации больного аутизмом.

        9 thoughts on “ Первые признаки, проявления и симптомы аутизма ”

        Я не верю в адаптацию,не считаю что нужно больных психически интегрировать в здоровое общество.

        Это всё пустая болтовня и неправда о больных и их родственниках которые так счастливы вместе.

        Родственники мрут от инфарктов,нищают от постоянных растрат и мучаються всю жизнь с такими с больными.

        А то и в петлю лезут,от такой жизни.

        Вы от части конечно же правы — наше общество и низкий уровень жизни не позволяет нормально «интегрировать в здоровое общество» людей с проблемами психики. Но будем надеяться, что со временем мы станем более терпимыми и материальный уровень нашей жизни улучшится.

        Обществу полезно больше бороться с причинами болезней и низкого уровня жизни,например,традиционным пищевым маразмом и терпимостью к нему, в пользу хотя бы сыроедения ,а не этими последствиями.Терпимости даже в таких условиях хватает на допущение реализации инстинкта размножения,когда для этого занимаются своей физической формой и здоровьем.

        Странно что у например у львов всё умнее,оголодав они автоматическим механизмом повышают неаутичное чутьё и «трудолюбие».Как было бы если бы они травились постоянно падалью?

        а дальше что? как можно выйти и снова начать?

        Пожалуйста, не пытайтесь объяснить наше состояние без учета нашего мнения!

        1) Аутизм- не болезнь, а особенность развития и образа мышления.

        2) Далеко не у всех аутистов есть или были проблемы с речью и умственная неполноценность (которая никак не связана с аутизмом, хоть и по статистике чаще встречается у аутистов).

        3) «…не интересуются переживаниями, достижениями других людей, неспособны сопереживать, агрессивность по отношению к другим детям …» — Близкие аутиста расскажут вам, что более добрых и светлых людей вы нигде не встретите! У аутистов отсутствует навык подстраиваться под окружающих. Наши эмоции и чувства всегда искренни. Если мы говорим что платье вас полнит- значит вы спросили, и это так. Такова наша логика и мы никого не хотим оскорбить. Просто часто мы понимает вопросы буквально, из-за этого иногда не сразу понимаем шутки. Вам сложно понять нас, но нам гораздо сложнее понять вас. Каждый шаг к вам на встречу, для нас испытание. Мы пытаемся притворяться нормальными, что бы не пугать вас, а в ответ мы получаем лишь насмешки и жалость. Сколько раз я с открытой душой подходила к нейротипичным детям предлагая дружить и сколько насмешек я выслушивала в ответ, и такая история с КАЖДЫМ ребёнком аутистом, которые, кстати, часто подвергаются «травле» в школе и не умеют дать отпор. Так кто же не интересуются переживаниями, достижениями других людей и неспособны сопереживать?!

        4) «Школьники с большим трудом осваивают письмо и чтение.»- Если ребенок и испытывает трудности в обучении, то потому, что условия и процесс обучения подстроен только под нейротипичных учеников. У аутистов более развиты сенсорные навыки из-за чего мы легко переутомляемся, нас слишком легко отвлечь, нам может мешать шум, яркий свет, запахи, да и просто активное поведение нейротипичных детей и строгость учителей вызывает у тихих и чересчур чувствительных учеников аутистов сильный стресс. Поэтому некоторым аутистам лучше обучаться дома.

        5) «…возникает интерес к определенным наукам…» — надо ли говорить, что увлечение современной молодёжи будь она нейротипична или нет, редко связано с предметом науки. Разница лишь в том, что ребенка аутиста могут заинтересовать не типичные для его возраста вещи или вещи обычно не вызывающие у людей интереса.

        6) «Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.»- Что это?!… Представишь такого человека и удивляешься-почему на него не наденут смирительную рубашку?! Большинство проблем подростков аутистов заключается в непонимании и неосведомленности их родителей, учителей и пр. лиц которые стараются контролировать жизнь подростка абсолютно отрицая его потребности и навязывая ему чувства вины за несоответствие «норме».

        7) «Маленький словарный запас»- огромное количество аутистов были и являются талантливыми писателями и поэтами. Трудность заключается не в ограниченных знаниях, а в проблемах коммуникации. Многим аутистам гораздо удобнее выражать свои мысли письменно.

        8) «Синдром Аспергера – у больных слабо развита логика. Они практически не общаются с окружающими.» — Разница между синдромом Аспергера и аутизмом состоит исключительно в том, что у аспи нет задержки речи, а при аутизме есть. У меня синдром Аспергера, у меня есть прекрасный парень и пара близких друзей среди которых есть и нейротипичные.

        9) Мы здоровы и в своем уме. Нам нужна лишь поддержка и принятие. Единственное что пугает нас- это вы. Думаете вы никогда не обижали нас? Оглянитесь, вы постоянно встречаете нас на работе, в школе, в магазине, у врача, в трамвае, в парке, на детской площадке. Мы те самые чудаки которые медленно считают мелочь у кассы, в детстве плачут в автобусе из-за того что нам сложно выносить шум и толкотню, мы забываем здороваться, не любим говорить по телефону, нам очень сложно просто «подойти и спросить», если у нас нет четкого плана действий, мы понимаем буквально, мы принимаем близко к сердцу, мы бурно реагируем, мы другие, мы все те, кто вызывает в вас раздражение. Мы те, кого вы называете «тормозами», аутсайдерами, ботаниками, эгоистами, психопатами. А всё потому что вы отказываетесь видеть и понимать что-то за пределами вашего мировоззрения.

        10) Не смотря на то, что нам сложно делать вещи которые не вызывают у вас сложностей, так же и нам иногда намного проще делать вещи которые вам кажутся слишком сложными.

        11) Не смотря на то, что иногда нам сложно передать наши чувства вербально или «языком тела», мы чувствуем, любим, переживаем, привязываемся, ревнуем, сердимся, так же как и вы, а может даже сильнее. Но наши с вами ценности и приоритеты могут сильно отличаться.

        12) Т.к. аутизм не болезнь, а лишь альтернативный способ развития нервной системы, он не лечится и все аутисты разные, а значит и симптомы могут появляться различные.

        13) Существует несколько степеней тяжести аутизма и они могут меняться с течением времени. Бывают аутисты которые испытывают серьезные затруднения в повседневной жизни и имеют и другие отклонения в развитии связные с биологией и генетикой, таким аутистам нужна постоянная поддержка близких. И бывают аутисты симптомы которых не достаточно сильно выражены и не заметны для окружающих, этих аутистов называют «высокофункциональными» и они являются полноценными членами общества. Хоть таковыми себя и не чувствуют. Многие из них компенсируют недостаток навыков в одних областях, сильно развитой одной или несколькими областями находящимися в кругу интересов конкретного аутиста.

        7psihozov.ru

        Признаки аутизма у детей в раннем возрасте

        Особенности взаимодействия малыша, страдающего аутизмом, с близкими людьми и, в первую очередь, с мамой могут быть обнаружены даже на инстинктивном уровне. Распознать симптомы аффективного неблагополучия можно в наиболее ранних реакциях младенца, которые значимы для адаптации. Далее они будут рассмотрены более подробно.

        Одна из первых необходимых для адаптации форм реагирования малыша — это привыкание к рукам мамы. Как вспоминают многие мамочки аутичных детей, у них возникали проблемы с этим. Им сложно было найти взаимоудобную для матери и крохи позицию во время кормления, укачивания, при ласке, так как в руках мамы ребенку не удавалось принять комфортную, естественную позу. Он делался аморфным, будто «растекался» на руках, или же очень напряженным, неподатливым, «как столбик». Напряжение могло быть настолько велико, что после держания младенца на руках у матерей иногда «болело все тело».

        Вторая форма раннего приспособительного поведения малыша — фиксация взгляда на мамином лице. В норме у ребенка очень рано возникает интерес к лицу человека, уже на первом месяце жизни кроха может проводить все время бодрствования в зрительном контакте с мамой. Общение посредством взгляда является основой для развития дальнейших форм общения. При признаках развития аутизма избегание смотреть в глаза или непродолжительный контакт отмечаются рано. Как говорят члены семьи с аутичным ребенком, взгляд малыша было сложно поймать не потому, что он его не фиксировал, а потому, что он смотрит как бы «сквозь». Но иногда они ловили на себе мимолетный, но острый детский взгляд. Благодаря экспериментальным исследованиям аутичных детей постарше, стало известно, что человеческое лицо и для аутичного ребенка — самый притягательный объект. Но он не способен надолго зафиксировать на лице свое внимание, поэтому наблюдается чередование фаз отвода глаз и быстрого взгляда.

        Нормальной приспособительной реакцией малыша также является принятие предвосхищающей позы: когда он протягивает ручонки к взрослому, если родитель наклоняется к нему. У аутичных ребят эта поза плохо выражена, что свидетельствует об отсутствии у них стремления очутиться на руках мамы, о дискомфорте от пребывания на руках.

        Среди признаков благополучного аффективного развития малыша находится своевременное появление улыбки и ее адресация близкому. Все дети с аутизмом начинают улыбаться практически вовремя, но качество улыбки бывает своеобразным. Родители отмечают, что улыбка возникает не от присутствия родного человека и его обращения к крохе, а от ряда иных приятных малышу сенсорных впечатлений: музыки, тормошения, света лампы, узора на одежде матери.

        У некоторых аутичных детей не возникает известный феномен «заражение улыбкой», хотя в норме он проявляется в возрасте от трех месяцев и превращается в «комплекс оживления» — первую форму коммуникативного поведения малыша. При этом он радуется при виде мамы (улыбается, гулит, повышается его двигательная активность, растет продолжительность фиксации взгляда на лице родителя) и настаивает на общении с ней, расстраивается в случае слабой реакции взрослого на его обращение. При аутизме часто наблюдается «сверхдозирование» малышом такого общения, это его быстро пресыщает, и ребенок отстраняется от мамы, которая пытается продолжить контакт.

        Умение различать выражения лица

        Поскольку близкие люди, ухаживающие за младенцем, и в физическом, и в эмоциональном плане являются постоянными посредниками его взаимодействия с окружающей средой, кроха уже с малого возраста должен хорошо различать разные выражения лица взрослых.

        Как правило, эта способность возникает в возрасте 5-6 месяцев, хотя существуют данные, свидетельствующие о возможном наличии ее и у новорожденного. При неблагополучном аффективном развитии у малыша отмечаются затруднения в различении выражения лиц близких, а иногда наблюдается и неадекватная реакция на эмоциональное выражение лица человека. Ребенок с аутизмом может заплакать при смехе близкого или засмеяться при плаче. При этом малыш ориентирован не на критерий качества, не на знак эмоции, а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормального развития ранних этапов. Поэтому аутичный малыш и после полугода пугается, к примеру, громкого смеха, даже если засмеялся близкий человек.

        Для адаптации крохе также надо уметь выражать свои эмоции, делиться ими с близкими. В норме они обычно проявляются уже в два месяца. Мать отлично понимает настроение малыша, а потому может его утешить, избавить от дискомфорта, развеселить, успокоить. При аутизме даже опытные мамы, со старшими детьми, часто вспоминают, как трудно они понимали оттенки эмоциональных проявлений аутичного малыша.

        Одна из наиболее значимых форм для психического развития малыша — феномен «привязанности», основной стержень, благодаря которому налаживается и усложняется система взаимоотношения малыша с окружением. Основной признак формирования привязанности — происходящее на определенном этапе выделение ребенком «своих» из группы людей, и очевидное предпочтение единственного лица, которое ухаживает за ним, переживание разлуки с этим человеком.

        Грубые нарушения в формировании привязанности наблюдаются при отсутствии на раннем этапе развития младенца постоянного близкого, при разлуке с матерью в течение первых 3 месяцев жизни. Это явление госпитализма, которое наблюдал Спитц у детей, кто воспитывался в доме малютки. У них были выражены нарушения психического развития: когда тревога постепенно перерастает в апатию, снижается активность, ребенок поглощен примитивными формами самораздражения (раскачивает, мотает головой, сосет палец), безразличен к взрослым, пытающимся наладить с ним эмоциональный контакт. Но если при госпитализме имеется «внешняя» причина, что вызвала нарушение формирования феномена привязанности (отсутствие матери), то в случае детского аутизма это нарушение рождается из-за закономерностей особого вида психического и аффективного развития малыша с аутизмом, который не поддерживает естественную установку мамы на формирование привязанности. Это проявляется так слабо, что мать может и не замечать неблагополучия в складывающихся с ребенком отношениях. Он может по норме вовремя начать выделять близких, узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Но качество привязанности и динамика ее развития в более сложные формы эмоционального контакта с мамой бывают особыми и отличными от нормы.

        При аутистическом развитии у крохи иногда развивается сверхсильная привязанность к конкретному лицу на уровне примитивной связи (совместного существования).

        Создается впечатление, что малыш физически неотделим от мамы. Эта привязанность проявляется как негативное переживание разделения с матерью. При малейшей угрозе разрушения связи у ребенка возникает катастрофическая реакция на соматическом уровне (рвота, высокая температура, отказ от еды). В норме малыш этого возраста тоже тревожится, расстраивается при уходе мамы, но его реакция не столь витальна, его можно заговорить, отвлечь, переключить на любимое занятие. Ребенок с аутизмом может вообще не демонстрировать привязанности к маме, не призывать ее к общению, к совместным играм, не делиться с ней своими положительными эмоциями и не откликаться на ее обращение. Но ребенок просто не выпускает мать из поля зрения (она не сможет уйти в другую комнату или закрыть дверь в туалете), а иногда выделяет на какой-то период одно предпочитаемое лицо и не принимает остальных членов семьи.

        При дозированном проявлении признаков привязанности, что складывается в эмоциональной связи с мамой, малыш начинает рано ее выделять и проявлять иногда по отношению к ней сверхсильную, но ограниченную по времени позитивную эмоциональную реакцию. Ребенок способен проявлять восторг, дарить маме «обожающий взгляд». Но эти моменты кратковременны, яркое выражение любви сменяется периодами индифферентности, малыш вообще перестает откликаться на попытки матери общаться, попытку «заразить» ребенка эмоционально.

        www.psyportal.net

        Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

        Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

        Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

        В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

        Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

        Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

        Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

        Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

        В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

        В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

        Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

        Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

        Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

        • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
        • Есть ли интерес к другим детям?
        • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
        • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
        • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
        • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.
        • Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

          Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

          Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

          Причины возникновения заболевания

          Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

          Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

          Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

          • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
          • наличие в семье родственников с РАС;
          • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
          • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
          • детский церебральный паралич.
          • Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

            Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

            Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

            • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
            • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
            • стереотипии в поведении, речи;
            • раннее проявление симптомов.
            • В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

              • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
              • отсутствие или редкий контакт глаз;
              • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
              • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
              • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
              • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
              • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
              • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
              • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
              • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

              В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

              • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
              • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
              • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
              • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
              • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
              • В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.

                Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

                Терапия расстройств аутического спектра у детей

                На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

                Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

                • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
                • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
                • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
                • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
                • med.vesti.ru

                  Проявления аутизма у взрослых и детей

                  Аутизм — одно из самых малоизученных психологических нарушений. Заболевание это начинается в детском возрасте и со временем не излечивается. Каковы признаки аутизма у взрослых людей, и чем они отличаются от детского заболевания?

                  В каком возрасте проявляется аутизм? Обнаружить данную психологическую проблему у новорожденного практически невозможно, несмотря на то, что заболевание это врожденное. Признаки аутизма у новорожденных могут заключаться лишь в необычном спокойствии ребенка. Аутизм начинает проявляться тогда, когда происходит развитие эмоциональной и умственной сферы ребенка.

                  • не эмоциональный;
                  • раздражают громкие звуки;
                  • задержка в речевом развитии;
                  • задержка психического развития;
                  • не терпит перемен;
                  • вспышки гнева.
                  • Особенно внимательные родители могут заметить первые признаки аутизма у детей уже с годовалого возраста. Дети в этом возрасте обычно очень активны, стараются познавать мир, учатся говорить. Ребёнок же с заболеванием будет менее подвижен. Он не пытается повторять за взрослыми движения и звуки, мало интересуется игрушками, окружающим миром. Неохотно передвигается, ползает, встает на ноги.

                    Однако малыш ест, пьёт, спит — все это происходит абсолютно нормально, и большинство родителей остаются спокойными до определенного времени. А некоторые отклонения в психике — признаки детского аутизма — считают особенностями характера.

                    Важно! В большинстве случаев аутизм явно обнаруживается в возрасте 2-3 лет, особенно если нужно готовиться в детский сад.

                    Как проявляется аутизм у детей в этом возрасте? Ребёнок флегматичный, ему неинтересно все, что вокруг него происходит. Он совершенно спокойно остаётся в одиночестве, тогда как другие малыши требуют к себе повышенного внимания. Ребёнок отказывается от визуального и физического контакта. Иногда на попытки взять его на руки реагирует криком. Малыш раздражается при прикосновении, может выполнять однотипные движения.

                    Как выявить аутизм у ребенка?

                    Как выявить аутизм у ребенка? Главная особенность и проявления аутизма — отсутствие желания узнавать что-то новое. Все попытки научить малыша читать, самостоятельно одеваться — безуспешны. Это не значит, что у ребёнка умственная отсталость — ему это просто неинтересно. Он будет заниматься только тем, что нравится ему — рисование, складывание кубиков.

                    Все попытки привлечь его к другим занятиям приводят к тому, что малыш ещё больше закрывается и перестает общаться. Ребёнок-аутист мало разговаривает. И опять же это не значит, что он не умеет — он просто не хочет. Находясь наедине с собой, малыш вполне может что-то бормотать.

                    Как распознать у ребенка аутизм в коллективе? В детских коллективах такой ребёнок не уживается вследствие своей социальной дезадаптации. Он не понимает, как нужно вести себя с другими детьми. Может толкнуть другого, ударить. Малыш делает это не из-за агрессии. Просто не понимает, что такие действия недопустимы. Несмотря на все это, дети с аутизмом могут быть очень талантливы в той сфере, которую они для себя выбрали.

                    Признаки заболевания у взрослых

                    Ребёнок вырастает, однако заболевание остается с ним навсегда. Способен ли взрослый человек с аутизмом нормально существовать в социуме? Если ребёнка-аутиста до двух лет определить сразу невозможно, то заболевание у взрослого отчётливо заметно. Становится понятно, что это не особенности характера, а психическое отклонение. Каковы симптомы аутизма у взрослого?

                    При разговоре такой человек не смотрит в лицо собеседнику, может и совсем отвернуться от него. Речь не обогащена никакими эмоциями, напоминает автоответчик. Взрослый-аутист может прервать разговор на середине и уйти — по той же причине, что и ребёнок — ему стало неинтересно.

                    Человек не думает о выборе слов в речи, он может произносить неприятные для собеседника слова, не осознавая, что обижает его. Может внезапно заговорить на тему, совершенно не связанную с текущим разговором. Речь скудная, лексикон состоит из нескольких десятков слов. Взрослый человек с аутизмом говорит короткими, иногда односложными предложениями.

                    Внешность также имеет определенные особенности. Лицо такого человека напоминает застывшую маску. Оно не выражает никаких эмоций, мимика отсутствует. Глаза также имеют отсутствующий вид. Человек как будто находится в состоянии постоянной задумчивости.

                    Социальная адаптация представляет для взрослого с аутизмом большую проблему. Лёгкая степень заболевания позволяет человеку работать в тех профессиях, которые не предполагают тесного общения с людьми. Если же аутизм выражен сильно, такие люди не способны к профессиональной деятельности.

                    Навыки самообслуживания у взрослых с аутизмом есть, но они не всегда заботятся о себе. Аутист может не умываться, не есть, не переодеваться. Если же они это делают, то доводят все до крайней педантичности, создают определённые ритуалы в своих действиях. Для родителей важно понять своего малыша, найти в нем сильные стороны, помочь, так как аутисты зачастую бывают в чем-то одаренными. Это позволит в дальнейшем такому ребенку найти свое место в социуме и максимально адаптироваться.

                    golmozg.ru