Специалисты

Восприятие у детей с аутизмом

17.09.2018

Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

С какого возраста может проявиться аутизм?

Что особенного в поведении ребенка с аутизмом?

  • нарушение социальных контактов и взаимодействий;
  • ограниченные интересы и особенности игры;
  • склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
  • нарушения вербального общения;
  • расстройства интеллектуальной сферы;
  • нарушенное чувство самосохранения;
  • особенности походки и движений.
  • Нарушение социальных контактов и взаимодействий

    Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции. Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.

    Ограниченные интересы и особенности игры

    Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям)

  • включение и выключение света;
  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • разминание или разрывание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.
  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будешь сок?», ребенок повторяет «будешь сок, будешь сок, будешь сок».

    Сторонники другой, противоположной концепции, считают, что окружающая среда является гипервозбудимой для ребенка. С целью успокоить тело и устранить воздействие окружающего мира ребенок использует стереотипное поведение.

    Нарушения вербального общения

    Расстройства интеллектуальной сферы

    Нарушенное чувство самосохранения

    Особенности походки и движений

    Как выглядят дети с аутизмом?

    По сравнению с остальными детьми он не такой активный и не привлекает к себе внимания. Его взгляд часто зафиксирован на каком-то (постоянно одном и том же) предмете.

    Дети от года до 3 лет

    Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

    Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка дома?

  • оценка детского поведения по общим показателям развития – от рождения до 16 месяцев;
  • M-CHAT тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – рекомендован для детей от 16 до 30 месяцев;
  • шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) – от 2 до 4 лет;
  • скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей от 6 до 16 лет.
  • Тестирование ребенка на склонность к аутизму с момента рождения

  • улыбки или попытки выразить радостные эмоции;
  • ответная реакция на улыбку, мимику, звуки взрослых;
  • попытки установить зрительный контакт с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
  • реакция на собственное имя или на знакомый голос;
  • жестикуляция, размахивание руками;
  • использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
  • попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
  • просьба взять его на руки;
  • радость от пребывания на руках.
  • При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего — матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание. Но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.

    M-CHAT тест для проведения обследования детей от 16 до 30 месяцев

  • №1 – Получает ли ребенок удовольствие, когда его качают (на руках, коленях)?
  • №2 – Возникает ли у ребенка интерес к другим детям?
  • № 3 – Нравится ли ребенку использовать предметы как ступеньки и карабкаться по ним вверх?
  • № 4 – Получает ли ребенок удовольствие от такой игры, как прятки?
  • № 5 – Имитирует ли ребенок в процессе игры какие-либо действия (разговаривает по воображаемому телефону, качает несуществующую куклу)?
  • № 6 – Пользуется ли ребенок указательным пальцем, когда испытывает необходимость в чем-либо?
  • № 7 – Использует ли ребенок свой указательный палец для того, чтобы подчеркнуть свой интерес к какому-нибудь предмету, человеку или действию?
  • № 8 – Использует ли по предназначению ребенок свои игрушки (строит крепости из кубиков, одевает кукол, катает по полу машинки)?
  • № 9 – Акцентировал ли когда-либо внимание ребенок на заинтересовавших его предметах, принося их и показывая родителям?
  • № 10 – Может ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более 1 – 2 секунд?
  • № 11 – Возникали ли когда-либо у ребенка признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (закрывал ли он уши во время громкой музыки, просил ли выключить пылесос)?
  • № 12 – Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  • № 13 – Повторяет ли ребенок за взрослыми их движения, мимику, интонацию;
  • № 14 – Отзывается ли ребенок на свое имя?
  • № 15 – Укажите на игрушку или другой предмет в комнате пальцем. Посмотрит ли на него ребенок?
  • № 16 – Ходит ли ребенок?
  • № 17 – Посмотрите на какой-нибудь предмет. Повторит ли ребенок ваши действия?
  • № 18 – Был ли замечен ребенок в совершении необычных жестов пальцами вблизи своего лица?
  • № 19 – Предпринимает ли ребенок попытки привлечь к себе внимание, и к тому, чем он занимается?
  • № 20 – Дает ли ребенок повод думать о том, что у него присутствуют проблемы со слухом?
  • № 21 – Понятно ли ребенку то, что говорят окружающие его люди?
  • № 22 – Случалось ли так, что ребенок бродил или занимался чем-либо без цели, производил впечатление полного отсутствия?
  • № 23 – При встрече с незнакомыми людьми, явлениями, смотрит ли ребенок в лицо родителям, для того, чтобы проверить реакцию?
  • Расшифровка ответов M-CHAT теста

    Чтобы определить, прошел ребенок данный тест или нет, следует сравнить полученные ответы с теми, которые приведены в интерпретации теста. При совпадении трех обычных или двух критических пунктов, ребенку необходимо пройти обследование у врача.

    Шкала CARS для определения аутизма у детей от 2 до 6 лет

    При выявлении соответствий с предлагающимися вариантами следует использовать балл, указанный напротив ответа. При подсчете значений теста можно учитывать также промежуточные значения (1.5, 2.5, 3.5) в тех случаях, когда поведение ребенка расценивается как среднее между описаниями ответов.

    Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы.

  • количество баллов от 15 до 30 – аутизма нет;
  • количество баллов от 30 до 36 – вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);
  • количество баллов от 36 до 60 – есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.
  • Тест ASSQ для диагностирования детей от 6 до 16 лет

    Каждый вопрос в тесте предполагает три варианта ответов — «нет», «отчасти» и «да». Первый вариант ответа отмечается нулевым значением, ответ «отчасти» подразумевает 1 балл, ответ «да» — 2 балла.

  • Можно ли использовать в описании ребенка такие выражения как «старомодный» или «не по годам умный»?
  • Называют ли сверстники ребенка «чокнутым или эксцентричным профессором»?
  • Можно ли сказать о ребенке, что он пребывает в собственном мире с необычными правилами и интересами?
  • Собирает (или запоминает) ли ребенок данные и факты по отдельным темам, недостаточно или совсем при этом в них не разбираясь?
  • Случалось ли буквальное восприятие сказанных в переносном смысле фраз?
  • Использует ли ребенок необычный стиль общения (старомодный, вычурный, витиеватый)?
  • Был ли замечен ребенок в том, что придумывает собственные речевые выражения и слова?
  • Можно ли назвать голос ребенка необычным?
  • Использует ли ребенок в вербальной коммуникации такие приемы как визг, хрюканье, сопение, крик?
  • Было ли отмечено выраженное преуспевание ребенка в одних областях и сильное отставание в других сферах?
  • Можно ли сказать о ребенке, что он хорошо пользуется речью, но при этом не принимает во внимание интересы других людей и правила нахождения в социуме?
  • Верно ли утверждение о том, что ребенок испытывает затруднение с пониманием чужих эмоций?
  • Свойственны ли ребенку наивные и смущающие остальных людей высказывания и замечания?
  • Является ли аномальным тип визуального контакта?
  • Ребенок испытывает желание, но не может строить отношения со сверстниками?
  • Пребывание с другими детьми возможно только на его условиях?
  • Ребенок не имеет лучшего друга?
  • Можно ли сказать, что в действиях ребенка не хватает здравого смысла?
  • Наблюдаются ли сложности при командной игре?
  • Были ли отмечены неловкие движения и неуклюжие жесты?
  • Случались ли у ребенка непроизвольные движения телом, лицом?
  • Возникают ли сложности при выполнении повседневных обязанностей, в виду посещающих ребенка навязчивых мыслей?
  • Обладает ли ребенок приверженностью к порядку по особым правилам?
  • Отмечена ли у ребенка особая привязанность к предметам?
  • Подвергается ли травке ребенок со стороны сверстников?
  • Использует ли ребенок необычные мимические движения?
  • Были ли замечены у ребенка странные движения руками или другими частями тела?
  • Интерпретация полученных данных

    Если общая сумма баллов не превышает 19, итог теста считается нормальным. При значении, которое варьирует от 19 до 22 – вероятность аутизма является повышенной, свыше 22 – высокой.

    Когда необходимо обратиться к врачу детскому психиатру?

  • наблюдение за ребенком в социуме;
  • анализ навыков невербальной и вербальной коммуникации;
  • изучение интересов ребенка, особенностей его поведения;
  • проведение тестов и анализ полученных результатов.
  • Отклонения в поведении видоизменяются с возрастом, поэтому возрастной фактор следует учитывать при анализе детского поведения и особенностей его развития.

    Взаимоотношения ребенка с окружающим миром

  • отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми;
  • сильная (примитивная) привязанность к кому-нибудь из членов семьи (ребенок не проявляет обожание, но при разлуке у него может начаться истерика, подняться температура);
  • нежелание находиться на руках у матери;
  • отсутствие предвосхищающей позы при приближении матери;
  • выражение дискомфорта при попытке установить с ребенком зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к происходящим вокруг событиям;
  • демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребенка.
  • Проблемы с построением отношений с окружающим миром остаются и в более позднем возрасте. Неумение понимать мотивы и поступки других людей делает аутистов плохими собеседниками. Для того чтобы снизить уровень своих переживаний по этому поводу такие дети предпочитают уединение.

  • неспособность завязывать дружеские отношения;
  • демонстрация отстраненности от окружающих (которая иногда может сменяться возникновением сильной привязанности к одному человеку или узкому кругу лиц);
  • отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе;
  • затрудненное понимание эмоций, поступков других людей;
  • сложные отношения со сверстниками (травля со стороны других детей, использование по отношению к ребенку обидных кличек);
  • неумение принимать участие в командных играх.
  • Навыки вербальной и невербальной коммуникации при аутизме

  • отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром при помощи жестов и мимики;
  • отсутствие лепета в возрасте до года;
  • неиспользование в разговоре до полутора лет единичных слов;
  • неумение строить полноценные осмысленные предложения в возрасте до 2 лет;
  • отсутствие указательного жеста;
  • слабая жестикуляция;
  • неумение выразить без слов свои желания.
  • Коммуникативными нарушениями, которые могут указывать на аутизм у ребенка, чей возраст превышает 3 года, являются:

  • патологии речи (неуместное использование метафор, перестановка местоимений);
  • использование в разговоре визга, крика;
  • применение слов и фраз, не подходящих по смыслу;
  • странная мимика или полное ее отсутствие;
  • отсутствующий, устремленный в «никуда» взгляд;
  • слабое понимание метафор и речевых выражений, сказанных в переносном смысле;
  • придумывание собственных слов;
  • необычные жесты, которые не имеют очевидного значения.
  • Интересы, привычки, поведенческие особенности ребенка с аутизмом

  • концентрация при игре не на игрушке, а на отдельных ее деталях;
  • трудности с определением предназначения предметов;
  • плохая координация движений;
  • повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (сильный плач из-за звука работающего телевизора);
  • отсутствие реакции на обращение по имени, просьбы родителей (иногда создается впечатление, что ребенок имеет проблемы со слухом);
  • изучение предметов необычным образом – использование не по предназначению органов чувств (ребенок может нюхать или пробовать на вкус игрушки);
  • использование необычного угла обзора (ребенок близко к глазам подносит предметы или смотрит на них склонив на бок голову);
  • стереотипные движения (махи руками, покачивание телом, вращение головой);
  • нестандартное (недостаточное или избыточное) реагирование на стресс, боль;
  • проблемы со сном.
  • Дети с аутизмом в более старшем возрасте сохраняют свойственную этому заболеванию симптоматику, а также по мере развития и взросления проявляют другие признаки. Одной из особенностей страдающих аутизмом детей является необходимость в определенной системе. К примеру, ребенок может настаивать на прогулке по составленному им маршруту и не менять его на протяжении нескольких лет. При попытках внести изменения в установленные им правила аутист может активно выражать недовольство и проявлять агрессию.

  • сопротивление переменам, склонность к однообразию;
  • неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • агрессия по отношению к самому себе (по данным одного исследования, порядка 30 процентов детей с аутизмом кусают себя, щипают и причиняют другие виды болевых ощущений);
  • плохая концентрация внимания;
  • повышенная избирательность в выборе блюд (что в двух третях случаев вызывает проблемы с пищеварением);
  • узко обособленные навыки (запоминание не имеющих значения фактов, увлечение темами и занятиями, которые несвойственны возрасту);
  • слабо развитое воображение.
  • Тесты, позволяющие определить аутизм, и анализ их результатов

  • M-CHAT тест для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS для детей от 2 до 4 лет;
  • тест ASSQ для детей от 6 до 16 лет.
  • Результаты любого из приведенных тестов не являются основанием для вынесения окончательного диагноза, но представляют собой действенный повод обратиться к специалистам.

    Для прохождения этого теста, родителям предлагается ответить на 23 вопроса. Ответы, полученные на базе наблюдений за ребенком, следует сравнить с вариантами, которые свидетельствуют в пользу аутизма. При выявлении трех соответствий необходимо показать малыша врачу. Особое внимание следует уделить критическим пунктам. В случае, если поведение ребенка отвечает двум из них, требуется консультация специалиста по данному заболеванию.

    Шкала аутизма CARS представляет собой объемное исследование, которое состоит из 15 разделов, затрагивающих все области жизни и развития ребенка. Каждый пункт предполагает 4 ответа с соответствующими баллами. В случае, если родители не могут с твердой уверенностью выбрать предлагаемые варианты, они могут остановиться на промежуточном значении. Для полноты картины необходимы наблюдения, предоставленные теми людьми, которые окружают ребенка вне дома (воспитатели, педагоги, соседи). Просуммировав баллы по каждому пункту следует сравнить общую сумму с данными, которые приводятся в тесте.

  • если общая сумма варьирует в диапазоне от 15 до 30 баллов – аутизмом ребенок не страдает;
  • количество баллов колеблется от 30 до 36 – присутствует вероятность того, что ребенок болен (аутизм легкой или средней степени);
  • значение баллов превышает 36 – велик риск того, что у ребенка тяжелый аутизм.
  • Результаты тестирования при помощи ASSQ

    Скрининговый тест ASSQ состоит из 27 вопросов, на каждый из которых предлагается 3 типа ответа («нет», «иногда», «да») с соответствующим присуждением по 0, 1 и 2 баллов. В случае, если результаты тестирования не превышают значения 19 – поводов для беспокойства нет. При сумме от 19 до 22 родителям следует обратиться к врачу, так как присутствует средняя вероятность заболевания. Когда итог исследования превышает отметку 22 балла, риск заболевания считается высоким.

    www.polismed.com

    Особенности зрительного восприятия у детей с РДА (продолжение)

    У. Фрит подчеркивала трудности обобщения при восприятии у детей с аутизмом, склонность к детализации в отсутствие попытки объединить в единое целое отдельные элементы воспринимаемого объекта или обращенной к ним фразы [Frith, 1992). Это, по мнению автора, является существенным препятствием в понимании смысла слов, жестов и чувств других людей.

    Мы исследовали особенности перцептивного обобщения у детей младшего школьного возраста, страдающих аутизмом. Был использован тест Равена (детский

    вариант). По степени тяжести аффективной патологии испытуемые распределялись следующим образом: 2 человека — первая группа, 4 — вторая, 12 — третья и 11 —

    четвертая. Проводился специальный анализ характера специфических ошибок при выполнении заданий теста, разработанного аспирантом О. И. Гончаровым под нашим руководством [Мамайчук, Гончаров, 1997]:

    • ошибки по типу «фрагментарности восприятия»: выбранная ребенком фигура в общем виде соответствует нужной, но упущены мелкие детали либо имеются лишние добавления или небольшие несоответствия в размерах;

    • ошибки по типу «пространственной инвариантности»: все детали на месте, но сама фигура неверно ориентирована в пространстве;

    • логические ошибки: не найден основной принцип решения.

    У здоровых младших школьников наблюдался достаточно высокий процент логических ошибок в сравнении с другими ошибками. Между тем у детей, страдающих

    аутизмом, отмечалось достоверно высокое число ошибок по типу пространственной инвариантности. Ошибок, связанных с фрагментарностью восприятия, у детей с аутизмом было меньше, чем у здоровых. Количество логических ошибок у детей с аутизмом было незначительно больше, чем у здоровых, причем у детей третьей и особенно четвертой группы их было даже меньше. Следует отметить, что успешное выполнение заданий теста наблюдалось даже у детей с тяжелой степенью аффективной патологии. В связи с этим возможно предположить, что уровень перцептивных обобщений напрямую не зависит от степени аффективной патологии.

    Петя С, 8 лет, успешно выполнил все задания теста Равена. Учитывая повышенную утомляемость мальчика, мы начали обследование с серии В, где требовалось выполнить задание с учетом логических принципов. Мальчик успешно выполнил все задания данной серии.

    Обобщая все вышеизложенное, можно выделить следующие особенности восприятия у детей, страдающих аутизмом:

    1. В процессе зрительного восприятия предметов, даже в конце дошкольного возраста, у детей с РДА очень долго сохраняются активные предметно-практические

    2. У большинства детей, особенно с тяжелой степенью аффективной патологии (первая и вторая группы), наблюдаются рудиментарные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Такие аффективные компоненты восприятия могут наблюдаться у здоровых детей на первом и втором году жизни, а у детей с аутизмом они продолжают доминировать и остаются важным компонентом исследования предмета и в более старшем возрасте.

    3. Наблюдаемая у детей с аутизмом сенсорная доминантность проявляется в тенденциях к восприятию аффективно значимых стимулов в ущерб восприятию других.

    Это может проявляться в специфике модальности восприятия (например, предпочтение зрительных стимулов слуховым или осязательных зрительным) или в повышенной фиксации на аффективно значимых стимулах. Для детей с аутизмом характерна гиперчувствительность к определенным сенсорным стимулам, что способствует формированию избирательности восприятия. Также наблюдается недоразвитие предметности, целостности восприятия, в значительной степени обусловленное не только имеющимися у ребенка аутистйческими страхами, но и церебрально-органической недостаточностью. Нарушения восприятия могут являться существенным тормозом в развитии других психических процессов у детей с аутизмом. Эти нарушения носят полимодальный характер и затрагивают базовые механизмы формирования перцепции.

    Отсутствие или дефицитарность врожденных предвосхищающих схем (по У. Найссеру) затрудняет процесс формирования как самого процесса восприятия, так и других психических процессов у детей с аутизмом.

    Память как познавательный процесс обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Успешность ее развития зависит от ряда факторов:

    • степени завершенности действий запоминания;

    • интересов и склонностей личности;

    • отношения личности к той или иной деятельности;

    • эмоционального настроя личности;

    • особенностей развития волевых компонентов личности.

    Процессы памяти нельзя рассматривать изолированно от особенностей и свойств личности. Как показывают многочисленные исследования, эффективность мнемических процессов связана, прежде всего, с направленностью личности, с развитием ее мотивационной сферы. Уровень развития памяти в значительной мере зависит от возраста человека, общего состояния его эмоционально-волевой сферы. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью его сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В психологии традиционно выделяются следующие виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная. В зависимости от характера запоминаемого материала рассматриваются моторная, зрительная, слуховая, логическая память.

    Впервые на особенности развития памяти у аутичных детей обратил внимание Л. Каннер. Автор подчеркивал высокий уровень развития у них механической памяти.

    Результаты исследований особенностей памяти у детей с аутизмом несколько противоречивы. Большинство авторов обращает внимание на высокий уровень развития памяти у детей с аутизмом. Дети с аутизмом могут запоминать целые книги, огромное количество стихов, песен, газетных статей и пр. Между тем некоторые авторы отмечают избирательность в развитии их памяти, склонность к запоминанию только аффективно значимых событий и предметов.

    vprosvet.ru

    Игорь Владимирович Макаров в программе ОТР «Гамбургский СЧЕТ»

    Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

    Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

    Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

    Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

    Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.
  • Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

    Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

    Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

    Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

    ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

    Симптоматика заболевания

    Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.
  • Другие симптомы у детей с аутизмом:

    • неожиданная агрессивность;
    • раздражение;
    • беспричинный страх;
    • гиперактивность;
    • растерянность;
    • удары головой в стену и предметы;
    • царапание, желание кусать себя;
    • нарушенный сон и режим питания;
    • недержание мочи;
    • иногда судороги.
    • У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

      Проблема диагностики

      При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

    • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
    • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
    • бедность речи;
    • нежелание визуальных контактов;
    • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
    • повторы заданных им вопросов;
    • задержку саморазвития;
    • игровую стереотипность с предметами обихода;
    • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.
    • Дифференциальный подход

      Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

      Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

      Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

    • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
    • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
    • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
    • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.
    • Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

      Лечебный процесс при патологии

      Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

    • Коррекция поведения.
    • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
    • Включение в лечебный процесс семьи.
    • Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

      Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

      Медикаментозная помощь

      Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

      Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

      Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

      Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

      Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

      Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

      bekhterev.ru

      Восприятие и понимание детей аутистов

      Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

      Как состояние аутизм является спектром. Это значит, что хотя всех людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаются в пожизненной поддержке со стороны специалистов. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цвету.

      Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют«триадой нарушений при аутизме». К этой триаде относятся:

      Подробнее об этой триаде трудностей рассказывается ниже.

      Иногда трудно информировать о проблемах людей с аутизмом, потому что эти люди «не выглядят инвалидами». Родители детей с аутизмом часто жалуются, что окружающие считают их детей просто невоспитанными и избалованными, и взрослые люди с аутизмом тоже часто сталкиваются с непониманием.

      Все без исключения люди с аутизмом нуждаются в своевременном диагнозе и доступе к специальной поддержке и услугах.

      Что такое синдром Аспергера

      Синдром Аспергера – это форма аутизма. Люди с синдромом Аспергера, как правило, обладают интеллектом в пределах нормы или выше нормы. Люди с синдромом Аспергера имеют гораздо меньше проблем с речью, чем другие люди с аутизмом. Однако у них все равно есть определенные трудности с пониманием и восприятием речи.

      Как люди с аутизмом воспринимают мир?

      Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир – это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызывать у них очень сильную тревожность.

      В первую очередь, людям с аутизмом трудно понимать других людей и общаться с ними. Из-за этого повседневное общение с членами семьи и социальные события могут быть для них особенно тяжелы. Остальные люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но у людей с аутизмом отсутствует это интуитивное знание, и они могут гадать, почему они «не такие как все».

      Три основных области проблем

      Особенности проявлений аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы. К ним относятся:

      • трудности с социальной коммуникацией

      • трудности с социальным взаимодействием

      • трудности с социальным воображением.

      Трудности с социальной коммуникацией

      Для людей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» — это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески.

      Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

      • выражения лица или тон голоса

      • шутки и сарказм

      • идиомы и поговорки, например, когда говорят «Это круто», имеют в виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.

      Некоторые люди с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди. Такие люди могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

      У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это явление называется«эхолалия»); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника.

      Людям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

      Трудности в социальном взаимодействии

      «Мы не приобретаем навыки общения естественным образом, мы должны осознанно им учиться».

      Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

      • не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человек или начинать разговор с неуместной темы.

      • казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек

      • предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей

      • не обращаться к другим людям за утешением

      • казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

      Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми – они просто не уверены, как именно этого добиться.

      Трудности с социальным воображением

      «Нам трудно понять, что знают другие люди. Нам еще сложнее догадаться, что другие люди думают».

      Социальное воображение позволяет понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что людям с аутизмом сложно:

      • понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей

      • предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом

      • понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на оживленное шоссе

      • участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова

      • подготовиться к переменам или планировать будущее

      • справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

      Не надо путать трудности с социальным воображением и отсутствие воображения. Многие люди с аутизмом обладают исключительными творческим способностями, например, они могут быть выдающимися художниками, музыкантами или писателями.

      Конкретные характеристики аутизма могут варьироваться от человека к человеку, но помимо триады нарушений, люди с аутизмом могут обладать следующими особенностями:

      • любовь к рутине

      Один молодой человек с аутизмом посещал службу дневного пребывания. Он приезжал туда на такси, заходил в дверь службы, стучался, и его пускали внутрь. Однажды дверь открылась до того, как он успел постучаться, и оттуда вышел человек. Вместо того чтобы просто войти в открытую дверь, он вернулся в такси и начал всю последовательность заново.

      Все дело в том, что людям с аутизмом окружающий мир кажется очень непредсказуемым и запутанным местом. Жесткая, фиксированная рутина частично решает эту проблему – она позволяет им знать, что и когда случится в течение дня. Рутина может включать один и тот же путь в школу или на работу или одну и ту же еду на завтрак.

      Правила могут иметь огромное значение: человеку с аутизмом может быть трудно попробовать другой подход, когда он уже освоил «правильный» способ что-то делать.

      Сама идея перемен может вызывать очень сильный дискомфорт у людей с аутизмом. Однако они могут хорошо справиться с переменами, если начнут готовиться к ним заблаговременно.

      Роуан очень любит занятия искусством, но ненавидит специальную рубашку для защиты одежды – ощущения от ткани вызывают у него сильнейший дистресс. Нам пришлось договориться с его школой, что ему разрешат надевать просто свободный фартук.

      Люди с аутизмом могут испытывать самые разные формы сенсорной чувствительности. Особенности чувствительности могут включать все чувства, включая зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновения. Ощущения могут многократно усиливаться (гиперчувствительность), или они могут быть сильно ослаблены (гипочувствительность).

      Например, большинство людей могут блокировать звуки на заднем фоне, а человеку с аутизмом они покажутся невыносимо громкими и отвлекающими. Такие интенсивные ощущения могут вызывать приступы сильной тревожности и даже физическую боль.

      Гипочувствительность может приводить к тому, что люди почти не чувствительны к боли или температуре. Часто гипочувствительность связана с тем, что люди начинают раскачиваться, кружиться на месте, трясти руками и делать другие повторяющиеся движения. Эти движения являются неосознанной попыткой стимулировать свои чувства. Часто такие движения помогают людям с аутизмом сосредоточиться или справиться со стрессом.

      Проблемы с сенсорной чувствительностью могут включать пониженную проприоцепцию – то есть суставно-мышечное чувство, благодаря которому мы осознаем собственное тело и его положение. Проприоцепция сообщает нам, где находится наше тело. Люди со сниженной проприоцепцией могут проявлять крайнюю неуклюжесть, им может быть трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию с другими людьми, или выполнять задачи, требующие «мелкой моторики», например, завязать шнурки.

      «Мои занятия искусством позволили мне стать частью общества. Если есть что-то, что человек с аутизмом делает хорошо, то это необходимо поощрять и культивировать».

      Многие люди с аутизмом обладают очень интенсивными специальными интересами, очень часто такие интересы появляются в очень раннем возрасте. Специальные интересы могут меняться со временем или остаться пожизненными. Это может быть искусство или музыка, поезда или компьютеры. Некоторые люди с аутизмом смогут получить образование и работать в области своего специального интереса. Для других специальный интерес останется хобби.

      Иногда специальный интерес может быть довольно необычным. Например, один человек с аутизмом любил коллекционировать мусор. Однако поддержка и мотивация помогли ему перенаправить свой интерес на переработку мусора и охрану окружающей среды.

      «У меня есть помощник, который сидит рядом со мной и помогает, если я застряну на каком-то слове. Это очень сильно помогает».

      У людей с аутизмом могут быть нарушения обучения, которые могут повлиять на все аспекты жизни, начиная с трудностей в школе до неспособности приготовить себе еду. Как и в случае с аутизмом «степень» нарушений обучения может быть разной. Некоторые люди с нарушениями обучения могут жить относительно независимо, хотя им потребуется поддержка, чтобы добиться этой независимости. Другим людям потребуется пожизненная поддержка специалистов. Тем не менее, все без исключения люди с аутизмом могут учиться и развиваться, если предоставить им правильную поддержку.

      Существуют расстройства, которые встречаются среди людей с аутизмом чаще, чем среди остальных людей. Эти расстройства включают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексию (трудности с чтением) и диспраксию (трудности с управлением своими движениями).

      Аутизм встречается гораздо чаще, чем принято думать. В Великобритании живет полмиллиона человек с аутизмом – это один человек из 100.

      Аутизм встречается с одинаковой частотой независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни, хотя, похоже, он чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин. Аутизм – это пожизненное состояние, дети с аутизмом вырастают и становятся взрослыми с аутизмом.

      Точная причина аутизма до сих пор выясняется. Однако существующие исследования предполагают, что аутизм вызывается комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие мозга.

      Аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма.

      На настоящий момент не существует способа «вылечить» аутизм. Тем не менее, есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь.

      Диагноз проводится медицинским специалистом, например, детским психиатром. Формальный диагноз важен по двум причинам:

      • он помогает людям с аутизмом (и их близким) понять, почему они испытывают определенные трудности, и что можно сделать по этому поводу

      • он позволяет людям получить доступ к службам и поддержке.

      Различные названия для аутизма

      Некоторые специалисты могут называть аутизм по-другому – расстройство аутистического спектра, классический аутизм, аутизм Каннера, первазивное расстройство развития, высокофункциональный аутизм. Однако во всех случаях речь идет об одном и том же состоянии.

      По материалам буклета National Autistic Society (Великобритания)

      vremya.eu

      Аутизм у детей: симптомы, причины и развитие заболевания

      Аутизмом называют психическое расстройство, характеризующееся нарушением взаимодействия индивидуума с окружающим его миром. Чаще всего такое состояние диагностируется в детстве по ряду характерных признаков, таких как ограниченность интересов, капризность, непроизвольные движения, трудности в общении, замкнутость. Намного реже патология приобретается уже во взрослом возрасте. Изучением проблемы аутизма занимаются психологи и врачи-психотерапевты.

      Обратите внимание: аутизм – пожизненное состояние. Ребенок-аутист вырастает во взрослого больного, качество жизни которого во многом будет зависеть от того, насколько успешной была коррекционная терапия и социализация аутиста.

      Точные причины рассматриваемого патологического состояния ученые пока не выяснили, но им удалось установить, что в качестве биологической основы заболевания выступают нарушения развития некоторых мозговых структур. Также научно подтвержден факт, что аутизм является наследственной болезнью, хотя гены, отвечающие за его развитие, до сих пор не определены – был выявлен только ген предрасположенности к аутизму.

      Так, к основным, предрасполагающим к заболеванию, факторам относят:

    • Структурные нарушения в головном мозге. Ученым удалось выяснить, что в ряде случаев возникновение аутизма связано с изменениями структуры лобных долей коры головного мозга, мозжечка, а также височной доли. Эти отделы регулируют двигательную и речевую активность, функцию мышления, памяти, внимания, а также эмоциональную сферу.
    • Функциональные нарушения в головном мозге. Приблизительно у половины пациентов с аутизмом на ЭЭГ обнаруживаются признаки, характерные для расстройств функций памяти, речи и внимания. Степень выраженности этих признаков зависит от формы заболевания, которая может быть высокофункциональной и низкофункциональной.
    • Генетический фактор. Исследования доказывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом намного выше в тех семьях, где уже есть члены с таким заболеванием. У обоих однояйцевых близнецов недуг может обнаружиться с вероятностью до 90%. У родственников больных нередко встречаются отдельные симптомы, характерные для аутизма: эхолалия, навязчивое поведение, отставание в умственном развитии и т.д.
    • Обратите внимание! По статистике, диагноз «аутизм» ставится двум-четырем детям из ста тысяч, атипический аутизм (в совокупности с умственной отсталостью) регистрируется в двадцати случаях из ста тысяч. У мальчиков заболевание встречается чаще.

      Говоря о причинах аутизма, стоит отметить, что возникнуть недуг может в любом возрасте, при этом патология будет иметь характерную для определенной возрастной группы клиническую картину. Чаще всего недуг диагностируется в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка начинают проявляться выраженные расстройства речевой функции, нарушения социальной адаптации.

      Классификация аутизма

      Аутизм классифицируют по возрасту (детский, подростковый, взрослый), также выделяют несколько основных синдромов этого заболевания:

    • Синдром Ретта. Первые признаки патологии можно заметить после полугода, когда ребенок становится пассивен, имеет слаборазвитые речевые навыки, нарушения костно-мышечного аппарата. Примерно к пяти годам такие дети обычно начинают разговаривать, но у них сохраняются нарушения умственного развития и двигательной активности.
    • Синдром Каннера. Проявляется отстраненностью от окружающего мира, пассивностью, замкнутостью, нарушениями речевого развития.
    • Синдром Аспергера. В число проявлений этого синдрома входит замкнутость и отказ от общения со сверстниками, слабо развитая жестикуляция и мимика. При всем этом такие дети, как правило, имеют отличное логическое мышление.
    • Атипичный аутизм. Проявляется во взрослом возрасте при наличии тяжелых поражений мозга. У больных присутствуют беспорядочные движения, нарушения речи, полная отстраненность от окружающего мира, бесконтрольное поведение.
    • Все вышеописанные формы болезни могут иметь не только наследственное, но и приобретенное происхождение.

      Рассматриваемая патология имеет различную симптоматику для каждого возраста, а также некоторые общие симптомы.

      Аутизм в раннем детском возрасте до трех лет можно заподозрить по следующим отклонениям:

    • нарушение координации движений;
    • отсутствие лепета и гуления;
    • отсутствие реакции на голос родителей, обращения по имени;
    • нежелание идти на контакт с матерью и другими членами семьи;
    • патологическая привязанность к оному из членов семьи, когда при разлуке у ребенка могут возникать истерические припадки, повышаться температура и т.д.;
    • высокая чувствительность к раздражающим звукам;
    • механические стереотипные движения (покачивание туловища, махание руками и т.д.);
    • игнорирование игрушек;
    • отсутствие реакции или, наоборот, чрезмерная реакция на стресс и раздражающие факторы.
    • По мере взросления дети сохраняют описанную выше симптоматику, при этом к общей клинической картине присоединяются и другие признаки. Одна из основных особенностей больных аутизмом – потребность в некоей четкой системе действий. Так, ребенок может настаивать на прогулке только по одному маршруту в течение многих лет, в общественном транспорте выбирать строго определенное место и т.д. При любых попытках изменить эту систему больной может проявлять агрессию.

      С трех до двенадцати лет проявляются следующие симптомы аутизма:

    • активное сопротивление любым, даже незначительным переменам;
    • неразвитое воображение;
    • нарушения речи;
    • стереотипия – склонность к однообразным, повторяющимся действиям в поведении и речи;
    • избегание зрительного контакта с собеседником;
    • трудности с концентрацией внимания и переключением между различными видами деятельности;
    • стремление навредить самому себе (аутоагрессия) – дети с аутизмом часто склонны щипать и кусать самих себя, биться головой о стену и т.д.;
    • отсутствие желания общаться со сверстниками, принимать участие в командных играх;
    • дислексия – трудности с чтением;
    • наличие интересов, не свойственных возрасту;
    • в пубертатный период возможны эпилептические припадки, агрессивность, депрессивные состояния, тревожность.
    • У взрослых людей симптомы аутизма зависят от тяжести его течения в целом. У больных также наблюдается скудность словарного запаса, мимики и жестикуляции, непринятие и непонимание общепринятых норм поведения, замкнутость. Аутисты говорят очень громко или, наоборот, слишком тихо, стараются избегать зрительного контакта с собеседником либо, напротив, пристально смотреть на него. Больные не осознают особенностей собственного поведения, не понимает чувств окружающих, что приводит к практически полной невозможности построения романтических или дружеских отношений. Все также присутствует страх перед переменами.

      Обратите внимание! При легкой форме аутизма человек старше двадцати лет с достаточно развитыми интеллектуальными способностями вполне может социально адаптироваться и жить отдельно от родителей. Это возможно в том случае, если с больным была проведена грамотная коррекция, позволившая сформировать у него необходимые навыки общения и самообслуживания.

      У многих больных аутизмом отмечаются симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Стоит отметить, что, несмотря на недуг, у многих детей и взрослых с аутизмом присутствуют уникальные способности к какому-либо виду деятельности, часто творческой, например, музыке, рисованию и т.д. Отличает таких людей и необычное чувственное восприятие – легкое прикосновение они могут воспринимать как болезненное, а сильное сжатие, напротив, может оказать успокаивающее действие.

      По сути, аутисты живут в собственном мире, в который углубляются все больше по мере взросления. У них возникают трудности с общением не только со сверстниками и посторонними людьми, но и членами собственной семьи. Больные аутизмом редко обращаются за помощью, избегают физических контактов. Так, если обратиться к ребенку с просьбой передать какой-то предмет, скорее всего, он не отдаст его в руки, а бросит. Большинство аутистов не переносят объятий и других проявлений нежности со стороны близких.

      Примерно у 75% больных аутизмом отмечаются расстройства интеллектуальной сферы – неравномерное умственное развитие, умственная отсталость. Как показывают наблюдения, у многих детей-аутистов хорошо развита пространственная память и восприятие. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальная сфера не страдает, часто умственное развитие таких больных даже опережает сверстников.

      Важно! Примерно у половины детей с аутизмом отмечается легкая и средняя степень умственной отсталости, у 50% из них IQ составляет менее 50, у трети больных – 70. Чем выше коэффициент интеллекта, тем легче проходит социальная адаптация ребенка.

      Расстройства интеллекта носят нерегулярный характер. Даже при проведении грамотного лечения аутизма возможны эпизоды регресса при различных стрессовых воздействиях.

      Как диагностируют аутизм

      Специалисты рекомендуют всем родителям обращаться к врачу при первых же признаках, указывающих на аутизм. Стоит подчеркнуть, что диагноз не ставится сразу, сначала необходимо понаблюдать за ребенком, собрать подробный анамнез его жизни и развития, начиная, с первых месяцев. Как правило, диагностика болезни не вызывает затруднений при наличии стереотипий и избегания контактов с окружающими.

      Помимо наблюдения за ребенком в социуме проводится анализ его невербальных и вербальных коммуникативных навыков, особенностей поведения, интересов. При выполнении тестов обязательно учитывается возрастной фактор.

      На сегодняшний день специфического лечения аутизма не существует. С больными проводится специальная коррекция, основной целью которой является повышение навыков, необходимых для самостоятельной жизни и взаимодействия в социуме.

      В основе большинства коррекционных программ лежит комплексная поведенческая терапия, интенсивная программа которой может отличаться по некоторым аспектам, но она всегда очень хорошо структурирована. Подобное лечение аутизма предполагает занятость ребенка на индивидуальных занятиях с психотерапевтом по 15-40 часов в неделю. Часто терапевты работают совместно со школьными преподавателями и родителями.

      К другим коррекционным методикам, применяемым при лечении аутизма, относятся:

    • игровая терапия, позволяющая нормализовать развитие эмоциональной сферы;
    • социальные истории – метод для развития навыков общения, понимания эмоций и мыслей окружающих;
    • эмоционально-уровневая терапия, направленная на работу с основными формами проявлений аутизма;
    • групповая терапия – интегрирование детей с аутизмом в общество здоровых сверстников;
    • различные виды эстетотерапии – креативная, музыкальная, театральная, танцевальная;
    • также положительное влияние на развитие детей с аутизмом оказывают контакты с животными, например, во время иппотерапии или дельфинотерапии.
    • Так как каждый ребенок индивидуален, не существует одного универсального метода лечения аутизма. Терапевты в своей работе обычно используют элементы сразу нескольких методик. Коррекция может проводиться на фоне медикаментозной терапии, предполагающей прием психотропных лекарств.

      Что касается образовательного аспекта, то программы обучения при аутизме подбираются для каждого больного в индивидуальном порядке с учетом его способностей. При тяжелых низкофункциональных формах заболевания дети обучаются на дому, при легких формах аутизма вполне допустимо и даже рекомендовано водить ребенка в общеобразовательную или специализированную школу. Чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.

      Проблеме аутизма посвящена одна из передач известного педиатра — доктора Комаровского. Рекомендуем посмотреть видео-обзор:

      Чумаченко Ольга, педиатр

      3,125 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

      okeydoc.ru