Специалисты

Время стрессов и страстей

13.07.2018

Бремя стрессов и страстей

Еще совсем недавно вы были в форме, полны сил, энергичны и работоспособны. Решения принимались мгновенно и безошибочно, а вы просто получали огромное удовольствие от четкости и непогрешимости вашего мышления. Да, накапливалась усталость, и вы откладывали на «потом» столь необходимые организму расслабление и отдых. Ведь все было нормально! И вдруг как будто что-то сломалось в вас; нечто новое, необычное и крайне тревожащее начисто выбило вас из состояния блаженной ясности. На смену чудесной озаренности почти мгновенно пришли опустошенность, усталость и тревога, когда все, на что вы оказываетесь способны, — это отчаянные и бесплодные поиски ответов на три исконных вопроса русской интеллигенции: «С чего начать?», «Что делать?» и «Кто виноват?».

Знакомо вам это? Скорее всего да, ибо в этом мире вряд ли найдутся люди, которые хотя бы раз в своей жизни не переживали стресс и его последствия.

В свое время канадский физиолог Ганс Селье ввел в обиход понятие «стресс» и подразделил эту самую «адаптивную реакцию организма на интенсивные воздействия внешней среды» на два типа: дистресс – разлад, распад, сгорание и эврстресс – озарение, нахождение решения. К сожалению, эврстресс – творческую реакцию на вызов, брошенный нам миром, — имеют только единицы. Большинству же людей свойственны дистрессовые реагирования, причем в их хронической форме.

Лежащая на стыке классической медицины и психологии новая наука, которую назвали психоиммунологией, утверждает, что причиной большинства тяжелых заболеваний (включая рак) как раз и является психологический стресс, подавляющий иммунную систему организма, в результате чего она оказывается неспособной справиться с вредными воздействиями окружающей среды (вирусами, инфекциями, атипичными клетками и т.п.). Еще Зигмунд Фрейд в свое время совершил открытие, которое соединило психологию и медицину. Он доказал, что глубинные подсознательные структуры живут по своим законам и стресс, пережитый однажды, сохраняется в них и со временем может давать различные заболевания, потому что наше физическое тело представляет собой «запоминающую систему». Клетки тканей различных органов несут присущую только им информацию, поэтому существует четкая взаимосвязь между характером мышления, частями тела и проблемами физического здоровья, поэтому симптомы болезней – это чисто внешние проявления духовного нездоровья человека. Таким образом, именно хронические стрессовые состояния являются основными причинами возникновения таких заболеваний как повышенное кровяное давление, мигрень, различные формы аллергии, астма, запоры, колиты, ревматоидные артриты, менструальные осложнения, гиперфункция щитовидной железы, диабет, кожные заболевания и т.д.

Но это все, как вы уже понимаете, следствие стресса, то есть телесные проявления накопившегося внутреннего напряжения. Будучи вполне психологическим по своей природе, хронический стресс весьма отчетливо проявляется и на уровне психики человека. Здесь основными его симптомами выступают: постоянная раздражительность при общении с людьми; потеря интереса к жизни; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; непрерывное ожидание неудачи; чувство, что вы — плохой или даже ненависть к самому себе; трудности с принятием решений; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; неспособность проявлять подлинные чувства; чувство, что вы являетесь мишенью, объектом враждебности со стороны других людей; утрата чувства юмора и способности смеяться; страх перед будущим; страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением. Распознать признаки накапливающегося напряжения в организме можно еще до того, как они проявятся в виде какой-нибудь болезни, — по его чисто физиологическим проявления, например, таким как отсутствие аппетита или постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения), частые расстройства пищеварения и изжога, запор или понос, бессонница и постоянное чувство усталости, повышенная потливость, нервный тик, постоянное покусывание ногтей, головные боли, мышечные судороги, тошнота, затруднения с дыханием, обмороки, слезливость без видимой причины, импотенция или фригидность, неспособность долго оставаться на одном месте — привычка ерзать на стуле («синдром двигательного беспокойства») и т.д.

В настоящее время существуют психотерапевтические методики, позволяющие удалить из подсознания негативную информацию, приводящую к заболеваниям. Кроме того, квалифицированные психотерапевты помогают человеку создать позитивное отношение к окружающей действительности, сформировать положительный стереотип мышления, учат, как в дальнейшем избежать дистрессовых реакций.

www.nevrozu.net

Время стрессов и страстей

Вокальная группа Стаса Намина

Оркестр Госкино СССР. Дирижёр Сергей Скрипка

Ты эти крылья мне дала

И молодость дала мне, и силы.

Как я люблю тебя, Москва!

Ты от моей любви ещё красивей.

Город самый главный,

Город нашей славы,

Сколько в душе твоей тепла!

Сбываются твои предсказанья…

Ты в шумном мире нас нашла,

Со счастьем нам назначила свиданье.

Ты — наших песен отчий дом.

И даже всю объехав планету,

Снова друг друга мы найдём

На площади бессмертного поэта…

Старт, рывок и финиш золотой.

Ты упал за финишной чертой…

Ты на целый миг быстрее всех.

Мир, застыв, глядит на твой успех…

Мчится время всё быстрей.

Время стрессов и страстей

Мчится всё быстрей.

Темп моей страны, моей земли.

Ждать мы ни секунды не могли…

Жизнь, ты всё сложней, ты всё быстрей.

Темп — наш современный чародей.

Жизнь, ты всё сложней, ты всё быстрей…

Бег рождённых молниями дней,

Век неутолённых скоростей…

След зари, бегущей по волнам.

Свет любви всё ярче светит нам…

Ритм аккомпанирует мечте.

Верь своей невспыхнувшей звезде!

Над спортивной ареной капризное солнце…

И удача не каждому будет светить…

Вы на бой провожаете Ваших питомцев,

Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.

В этом зале Вы нам не читали морали,

Просто место нам всем в Вашем сердце нашлось.

Просто в Ваших глазах мы порою читали

И улыбку, и гнев, и безвыходность слёз…

Всё отдав до конца, трудный день отработав,

Вы о завтрашнем дне начинали мечтать.

Вы — конструктор побед, Королёв наших взлётов.

Мы Вам верим, и, значит, должны побеждать!

Мы уйдём, чемпионы и просто спортсмены…

Вам с другими придется с нуля начинать.

Вы таланту и мужеству знаете цену.

Пусть другие научатся Вас понимать.

Стадион моей мечты!

Одержимость — путь к победе.

Спорта нет без красоты!

Жажда счастья, жажда рекорда

И борьбы прекрасный миг —

Мастера большого спорта

Учат рыцарству других.

Где мечты состязаются.

Где рекорды сбываются.

Нам с тобой вручён

Этот мир солнечной радости.

Спорт отвагой рождён.

Звёздный миг борьбы грандиозной

Верен огненным сердцам.

Слава дерзким виртуозам,

Гордый свет имён легендарных,

Блеск характеров стальных, —

Мы равняемся на них.

Здравствуй, самый лучший на свете

Нас любовь ведёт к победе.

Спорта нет без красоты.

Сердцем чутким, сердцем влюблённым

Слышим гордый зов судьбы,

Зов родного стадиона,

Песню пламенной борьбы.

Мне с детства снилась высота,

Я с детства рвался в поднебесье.

Со мной осталась навсегда

Моя не сдавшаяся песня.

Сквозь облака тревог

Блеснёт зари улыбка…

Ещё одна попытка…

Блеснёт зари улыбка,

И свет её высок.

Пока вершина не взята,

Не смей до страха опускаться.

Она коварна, высота.

Она не любит покоряться.

На свете выше высоты

Одна любовь, любовь земная.

Во имя веры и мечты

Нам с детства снится небосвод

И стал певцом иных высот

Герой, в бессмертие летящий.

Мне с детства снится небосвод

И звёзд серебряные чащи.

Я вижу свет иных высот

И слышу голос твой летящий.

Мы в небо гордое взлетаем.

Это сердце стучит сквозь года и века.

Эта трасса нигде не бывала легка…

И победная весть, и усталость, и стон,

Это всё — марафон, марафон, марафон.

Он под грохот литавр волей славы рождён,

Марафон, марафон, марафон, марафон…

Только мир не знавал беспощадней пути,

Что прошлось нашим людям в Европе пройти,

Где наградою стало спасенье Земли,

Где к победному финишу все не пришли.

Но запомнил весь мир свет победных знамён —

Всё как в жизни: надежда, и радость, и боль,

И терпения хлеб, и усталости соль.

В майке лидера Новое Время спешит.

Вечный двигатель — сердце людское стучит.

pakhmutova.ru

Время, стресс и суета. Психология времени

Стресс и лихорадочная суета — печальные реалии нашей жизни. Нас не покидает ощущение, что время стремительно улетает куда-то, и ко многим медленно, но верно возвращается потребность в большем покое и отдохновении.

Время летит, и мы мчимся вместе с ним. Мы оказались заложниками безумной гонки, живем наперегонки друг с другом. В экономике скорость и ускорение считаются важными факторами конкуренции, и особенно ярко это проявляется в микроэлектронной промышленности. Период полураспада знаний все сокращается, новые продукты наводняют рынок со все более короткими циклами, сменяя предыдущее поколение.

Время для развития собственного Я

Буддийские монахи не знают собственности и временного стресса. Их цель — научиться погружению, чтобы в конце концов раствориться в нирване.

В своем эссе «Реминисценции об избытке» немецкий писатель Ганс Магнус Энценсбергер первым называет то, от чего все зависит: «Время. Это самый важный из всех предметов роскоши. Как ни парадоксально, но именно управленческая элита принадлежит к числу тех, кто меньше всего может свободно распоряжаться временем собственной жизни. И это главным образом не количественный вопрос, хотя многие из этого слоя работают до 80 часов в неделю; скорее, их порабощают многочисленные обязательства. От них ожидают, чтобы они всегда были готовы дать совет и действовать. Хотя в остальном они связаны своим расписанием встреч, которое составлено на годы вперед».

Карусель крутится все быстрее и быстрее — и при этом решающим неминуемо остается качество. Поэтому автомобильной индустрии приходится проводить дорогостоящие акции, например, отзывая уже раскупленные автомобили, в которых выявились производственные дефекты.

«Много времени и денег можно было бы сэкономить, если бы предприятия умели ждать», — считает мюнхенский историк Карлхейнц Гейслер, Плохо, когда фирмы из-за излишней спешки перегоняют сами себя и когда их новые модели рядом с новейшими выглядят старыми. Иногда покупатели оставляют без внимания целое поколение изделий, чтобы не тратить время на чтение очередной инструкции по эксплуатации.

Роскошью времени мы, как правило, вообще не наслаждаемся — отчего страдают люди и природа. Так, комиссия бундестага «Защита человека и окружающей среды» напоминает, что при вмешательстве в природу человеческие масштабы времени должны соотноситься с масштабами времени в природе, например, надо учитывать, как долго длятся процессы разложения отходов или сколько времени требуется экосистеме для регенерации.

Лихорадка и толкотня на биржах

На биржах движение виртуальных капиталов стало важнее, чем создание реальных ценностей. Чтобы выстоять, концерны вынуждены ускорять свой рост.

Ускорение, как модный наркотик и символ высокого положения в обществе, утратило свою популярность после крушения так называемой «новой экономики». Согласно недавним опросам, почти половина европейцев ощущают угрозу из-за ускорения темпов жизни, особенно из-за нарастания потока информации по телевидению и в Интернете. Поэтому неудивительно, что именно сегодня, в эпоху электронной почты и СМС, снова входят в моду написанные от руки письма.

Время как предмет наслаждения

Растет тоска по всему настоящему. Все большей популярностью у жителей больших городов пользуются региональные сельскохозяйственные рынки. Расширяется движение «слоуфуд» («медленного питания»), возникшее в 1980-гг. в Италии. Под логотипом улитки оно собирает гурманов и критиков глобализации, которые совершенно сознательно находят время для наслаждения. Из движения «слоуфуд» появился в 1999 году союз городов «Читтаслоу». В буквальном переводе это означает «медленный город», однако немецкий координатор этого движения Мануэла Силлиус из Нюрнберга объясняет: «Имеется в виду город, в котором хорошо жить». «Читтаслоу» ориентируется на общины, в которых меньше 50 ООО жителей. Город Херсбрукк во Франконии уже стал членом этого союза, который в Италии включает 80 населенных пунктов; за ним последуют Вальд-кирх из южной части Бадена и баварский городок Шварценбрукк.

«Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы мы становились умнее, лучше, зрелее, совершеннее. Время — это мир, а война — не что иное как дикая трата времени, бегство из времени, совершенное из-за бессмысленного нетерпения». (Томас Манн к Эмилю Бельцнеру, 1950)

К более эффективному распределению свободных часов стремится и «Бюро времени», расположенное в г. Бремен. Оно занимается разумной координацией повседневного ритма жизни. Гизела Хюльсберген из этого бюро объясняет: «Мы хотим снизить потери времени, чтобы сохранить его. Мы хотим изгнать из нашей жизни спешку и стресс, чтобы у нас появилось больше свободного времени». Так, «Бюро времени» основало транспортную биржу, в которой граждане, общественные объединения и транспортные предприятия добиваются согласования расписаний железных дорог и автобусов.

Спешка и нехватка времени подгоняют человека

Говорят, что время давит, но это обычно самообман, поскольку мы часто утрачиваем способность правильно распределять свое время и собственные возможности. Дело еще и в том, что мы разучились говорить «нет».

Сегодня на многих дорогах возможна только медленная езда. Пробки стали каждодневным явлением. Современное общество вынуждено признать, что оно не в силах справляться с этой непродуктивной и нервной ситуацией.

Впрочем, кажущаяся быстрота не всегда полезна, считает Карл-хейнц Гейслер. Полезно то, «что щадит людей и природу, что снимает нагрузки и способствует социальному согласию». Скорость как фактор конкуренции раздражает всех. Сказка о зайце и еже учит, что те, кто мечется от одной цели к другой, быстро умирают, а хорошо живут те, кто не одинок и кто может спокойно поразмыслить.

«Бюро времени» помимо семинаров по менеджменту времени проводит также занятия для всех, кому грозит опасность сильного стресса: в качестве радикального лечения предлагаются три «медленных дня», в течение которых участники выполняют все обычные движения в замедленном темпе, как медитативное упражнение.

Уважать индивидуальные особенности

Ученый Фриц Рехейс сетует в своей книге «Продуктивность медлительности», что капиталистическая система хозяйствования захватывает все больше сфер жизни, навязывая ей собственную логику, которая далека от разумного подхода. Взять, к примеру, угрожающее состояние, в котором оказались экологические системы большинства стран. «Системы обладают собственным временем, — пишет он. — Собственное время системы — это время, которое требуется для того, чтобы после вмешательства извне данная система снова собственными силами вернулась к равновесию». К пострадавшим экосистемам принадлежит не только природная окружающая среда; человеческое тело как экологическая система может развиваться лишь в том случае, когда уважаются его индивидуальные особенности. Высокие цифры травматизма у рабочих, которые трудятся посменно, говорят о многом.

В сельской местности жизнь течет в другом ритме. Этот греческий крестьянин не видит большой разницы между работой и отдыхом. Он может остановиться, когда ему хочется.

Петер Глотц, изучающий проблемы межличностного общения, опасается «конфликта между ускорением и замедлением», т.е. между большей частью общества (их две трети), верхушку которой образуют специалисты по обработке информации, и меньшинством (одна треть), неспособным к конкуренции, — безработными и добровольными аутсайдерами. По мнению австрийского философа Питера Хейнтеля, эта борьба уже в полном разгаре: «Тех, кто всего лишь немного медлительнее остальных и не владеет новыми технологиями, уже сегодня считают умственно неполноценными».

В конце книги «Медлительность» писатель Милан Кундера делает вывод: «Наша эпоха продала душу дьяволу — скорости, поэтому она и забывает себя так быстро».

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

psyfactor.org

Потребность и страсть

Уверовав во Христа и придя в Церковь, мы осознаем необходимость очищения души от страстей. Но здесь мы сталкиваемся с серьезной трудностью. Дело в том, что любая страсть, будучи болезненным состоянием души, паразитирует на потребностях, вложенных в человека Богом. К примеру, потребность в пище для продолжения жизни легко превращается в страсть чревоугодия, а влечение к противоположному полу, без которого было бы невозможным продолжение человеческого рода, нередко обращается блудной страстью. Также устремленность к небесной славе, присущая человеческой душе, в случае ложной направленности ведет человека к развитию в себе тщеславия и гордости. По этой причине способность различать границу между потребностью и страстью становится для христианина необходимым условием на пути христианского совершенствования.

Различие потребностей человека до и после грехопадения

До грехопадения страсти были чужды человеческой природе: «по естеству Бог дал нам добродетели. Страсти же не принадлежат нам по естеству, ибо они даже не имеют никакой сущности или состава, но, как тьма по существу своему не имеет состава, а есть состояние воздуха, как говорит святой Василий, бывающее от оскудения света, так и страсти (не естественны нам)» [1] .

Говорить о телесных потребностях в безусловном смысле до преступления Адама и Евы также не приходится. До грехопадения Адаму не угрожала смерть. Поэтому его жизнь не зависела от принятия пищи и других потребностей тела, которые можно определить как возможность, но не как необходимость.

Что касается душевных потребностей первых людей, то можно сказать, что они соответствовали задачам, поставленным перед человеком Богом. Кратко эти задачи-потребности можно определить как обожение человека, а через него и всего мира.

  1. победить бесстрастием разделение в себе (на полы);
  2. затем святой жизнью соединить мир и рай, чтобы и тот и другой для тела его одинаково были землей;
  3. потом равноангельской добродетелью утончить тело и чувства настолько, чтобы открыть себе доступ на небо;
  4. далее достигнуть равноангельского ведения и, таким образом, объединиться с миром мысленным;
  5. наконец, в любви недоведомо соединиться с Самим Богом».

«Если бы человек исполнил это назначение, если бы, подчиняя в себе низшие потребности высшим, тело – уму, а ум – Богу, он привел так всего себя через посредство ума в объединение с Богом, то вместе с тем он установил бы соответственную гармонию и частей мира и тоже явил бы их единым, так что они представляли бы собой как бы один большой благоустроенный организм. Объединяясь в конце концов с Богом, он достиг бы того, что на него излились бы потоки обожения, а через него и на все мировое бытие. Это обожение, объединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящегося к своей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Так осуществилась бы та конечная цель, для которой Логос и поставил человека в центре мироздания как Свой образ» [2] .

Преподобный Иоанн Дамаскин: потребность «согласна с природою [человека], а страсть – вопреки природе»

Эти задачи, поставленные перед Адамом Богом, вполне можно понимать и как потребности, так как, отказавшись от них, человек подпал духовной и физической смерти, а вместе с этим – тирании страстей и диавола, действующего через страсти.

В падшем же состоянии и сами потребности стали для человека хотя и беспорочными, но – страстями, каковы, по преподобному Иоанну Дамаскину, «голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей – пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям» [3] .

Преподобный Иоанн Дамаскин определяет энергию (которую в нашем случае мы можем отождествить с действием по потребности) как движение, которое «согласно с природою, а страсть – вопреки природе» [4] .

Страсть как преобладание телесных устремлений

Человек двусоставен, имеет природу телесную и духовную. Преподобный Исаак Сирин и святитель Григорий Нисский полагают причину страстей в том, что духовная природа в человеке покоряется устремлениям телесным, которые в падшем человеческом естестве уподобились влечениям животным («скотским», «бессловесным»).

Преподобный Исаак Сирин, говоря о естественном, сверхъестественном и противоестественном состояниях души, определяет последнее как состояние, в котором душа последует телесным влечениям и «оказывается вне своего естества, является долу на земле» [5] . В рассуждениях преподобного Исаака можно увидеть, что он в объяснении действия страстей уделяет особое внимание изменению по грехопадении подчиненности составных частей человеческой природы, когда тело, выйдя из повиновения духу, пытается властвовать над ним. Поэтому он и определяет страсти как «приражения, которые производятся вещами мира сего, побуждая тело удовлетворять излишней его потребности» [6] .

Душа как источник страстей

Но страсть коренится не только в телесных влечениях. «Так, – замечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, – расположение к гневу сродно влечению бессловесных, но возрастает в союзе с помыслами» [7] . То же говорится и о других страстях.

Преподобный Иоанн Лествичник: «Мы сами природные свойства к добру превратили в страсти»

То есть страстность по грехопадении поразила не только тело, но и душу человека, так что страсти хотя и не естественны душе, но берут начало в естественных способностях человека. «По естеству, например, мы имеем семя для чадородия, а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. От естества есть в душе желание славы, но только горней. Естественно и гордиться, но над одними бесами. Подобным образом естественно душе и радоваться, но о Господе и о благих деяниях ближнего. Получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддержать жизнь, а не для сластолюбия». Отсюда – вывод, «что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти» [8] .

Из приведенной цитаты преподобного Иоанна Лествичника видно, что страсти свойственны душе не меньше, чем телу. Более того, преподобный Симеон Новый Богослов замечает, что превышения потребностей тела ищет именно душа, а не тело: «Но тело само по себе не имеет ни воли, ни произволения и, сказать правду, не имеет ни даже движения, разве, может быть, назовет кто движением естественное течение тела к концу или тлению, каковое движение бессловесно, а если бессловесно, то, конечно, и безгрешно и пред Богом невиновно… Похоти же плотской, брачного или безбрачного смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспанья, леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного не тело ищет… но ищет этого душа посредством тела, приятным то себе находя, и услаждается тем, так как тесно соединена с этою перстию, то есть телом» [9] .

Расстройство внутреннего состава падшего человека

Причину страстей душевных и телесных можно определить согласно святому Симеону словом «изменчивость»: «Тело, сложенное из четырех стихий, по необходимости страдает от излишества или оскудения какой-либо из них сверх меры», душа же «заболевает… и страдает» «от изменения ее помыслов и стремлений, когда, будучи умною силою, устремляется она к бессловесным пожеланиям и неразумному гневу» [10] .

Эта страстность души есть следствие расстройства ее внутреннего состава по грехопадении Адама: «По причине преступления Адамова расстроились силы естества человеческого, то есть ум, желание, чувство. Почему может он умствовать, но умствует неправо; может желать, но желаниями неразумными; может являть ретивость (– гнев, раздражение, рвение), но безсмысленно. От сего мысли и помышления его, то, как он о чем думает и как что представляет, и то, что и как чувствует, все это криво и ошибочно» [11] .

Добродетель – посредине крайностей

Есть такое выражение: «Неверующий человек как пьяный на лошади. Если его поддержишь с одной стороны, он упадет в другую». Этот образ вполне применим и к состоянию человека после грехопадения. Согласно святым отцам, добродетель находится посредине крайностей, к которым склонен человек, подверженный страстям. Поэтому отцы называют путь к стяжанию добродетелей царским, или срединным, путем, утверждая, что «умеренному деланию цены нет».

Вот как, к примеру, обозначает преподобный Петр Дамаскин душевное расположение четырех главных добродетелей – мудрости, целомудрия, мужества и правды: «Каждая из них находится между двух страстей (сущих) вне естества. Мудрость – выше чрезмерного мудрствования и ниже неразумия. Целомудрие – выше окаменения (сердца) и ниже невоздержанности. Мужество – выше дерзости и ниже боязливости. Правда – выше недостаточности и ниже излишества» [12] .

Неспособность человека удержаться в добродетели своими силами

Но первородный грех приводит к тому, что человек не может своими силами удержаться в добродетели и необходимо впадает в страсти. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что у человека по грехопадении «от прежнего его самовластия ничего не осталось, кроме одного желания и искания свободы» [13] .

Преподобный Исаак Сирин: «Прежде всех страстей – самолюбие»

Первородный грех можно понимать как ложную направленность всех способностей человека, в которой и находится источник страстей. По блаженному Августину, «только лишь одно существо достойно наслаждения и любви ради него самого – это Бог, всем остальным, кроме Бога, следует пользоваться». Хотя любить надо все блага, но не ради них самих [14] . Человек же страстный Богом пользуется, а наслаждается всем, чем угодно, но в конечном итоге – лишь собой. Не имея же жизни в себе, выходит за рамки своего естества и питает противоестественные страсти, корень которых – самолюбие. «Прежде всех страстей – самолюбие», – говорит согласно со всеми святыми отцами преподобный Исаак Сирин [15] .

«Источник всех сих душевно-телесных страстей – самолюбие, или самость», – пишет святитель Феофан Затворник и так распределяет страсти: «1) В теле: источное их начало – плотоугодие… 2) В душе: а) в умственной части – своеумие… б) в желательной – своеволие… в) в части чувствующей» святитель Феофан перечисляет различные страстные чувства [16] .

Таким образом, жизнь человека, измененного первородным грехом, превратилась в самоугождение, которое обрекает человека на рабство страстям.

Подчиненность человека Богу проявлялась в богоустановленной подчиненности тела душе, а души – духу. Отступление человека от Бога «перевернуло» этот порядок, подчинив дух душе, душу телу, а тело – небытию, безосновательности самости. Этот «переворот» и выразился в страстности человеческой природы, что при непрестанном влиянии нечистых духов сделало невозможным самостоятельное избавление человека от страстей.

Сложилась парадоксальная ситуация. Противоестественные человеку страсти, обратившись в навык, стали восприниматься им как потребности, а потребность вечной жизни, достигаемой через богообщение, перестала им ощущаться, представляясь зачастую болезнью, неразумной страстью.

Кардинальным образом это положение меняется лишь через приобщение человека к Церкви, которая есть тело Христово. Но и здесь страсть истребляется непросто. «По обращении дух, исполняясь ревности, является чистым. Душа же и тело остаются страстными. Когда начнется их очищение и врачевание, они упорствуют и восстают за свою жизнь на гонящий их дух. Эти восстания совершаются более чрез телесные и душевные силы и поражают дух, поколику им усвояются эти силы» [17] .

Время и мера подвига и добродетели

В аскетической борьбе христианина со страстями вопрос границы между потребностью и страстью встает особо остро. «Попечения о плоти не превращайте в похоти», – призывает нас апостол Павел (Рим. 13: 14). Но и воздержание не самоцель. В противном случае оно само может превратиться в страсть. «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти», – признается преподобный Пимен Великий. И здесь необходимо уже рассуждение, которое преподобный Антоний Великий считал самой совершенной добродетелью [18] .

«Но все это [подвиги и добродетели], – поучали святые отцы, – должно быть в приличное время и в надлежащей мере; если же делается без меры и безвременно, то становится скоропреходящим и более вредным, чем полезным» [19] .

Преподобный Паисий Афонский: «Удобства – это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым»

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 8), – советует апостол Павел. «Ибо то, что мы сегодня называем удобствами, на самом деле – неудобства, – считал преподобный Паисий Афонский. – Удобства – это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым» [20] .

«Авва Пимен говорил: от трех вещей не могу совершенно освободиться: от пищи, одежды и сна; впрочем, в известной мере можем обходиться и без них» [21] . Понятно, что мера эта у каждого человека в различные периоды жизни своя.

Достойно удивления, что святые свои даже необходимейшие потребности тела нередко воспринимали как греховные страсти: «Однажды приходит отец Пахомий к духовнику отцу Феофилу, который сам проходил подвижническую жизнь, и просит его помолиться о себе как об одержимом сластолюбием. “Как ты заметил в себе сластолюбие?” – спросил его духовник. “Да вот я налил в котелок воды, всыпал туда соли и согрел на огне. Когда потом положил туда сухарей и стал есть, то усладилось это во устах моих паче меда и сота…” – “А давно ты ел?” – “В воскресенье”, – отвечал старец; а была же пятница, когда пришел он к духовнику» [22] .

Также и в житии преподобного Серапиона Синдонита мы находим, что святой ограничил свои телесные потребности вкушением лишь малого количества, но и эту необходимость считал страстью чревоугодия [23] .

При этом следует не забывать, что ни бедность сама по себе не является признаком бесстрастия, ни богатство – признаком страсти: «Когда авва Геласий, при помощи Божией, устроил общежительную обитель, жертвовали ему большими полями, и заводил он также для нужд общежития рабочий скот и волов, ибо тот, кто древле внушил святому Пахомию устроить общежительную обитель, помогал и авве Геласию во всем устроении монастыря. Вышеупомянутый старец, искренно любящий Геласия, видя его в сих заботах, сказал ему: “Боюсь, авва Геласий, как бы ум твой не прилепился к полям и прочему имуществу общежития”. Авва Геласий отвечал ему: “Скорее ум твой прилепится к шилу, которым ты работаешь, нежели ум Геласия – к стяжаниям”» [24] .

Для святых, достигших бесстрастия, жизнь по заповедям Божиим является потребностью души, которую они предпочитают потребностям тела, а если надо – и самой жизни, как и привыкшие к страстям, случается, жертвуют всем для достижения объекта своей страсти: «Та душа имеет бесстрастие, которая приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют в сластях (страстях)» [25] .

Бесстрастные удовлетворяют потребностям тела только в той мере, в какой это не мешает реализации потребностей души. Преподобный Силуан Афонский говорил, что пищи нужно вкушать «столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться» [26] .

Если попытаться обобщить сказанное, исходя из соотношения природы и личности, то можно отметить следующее.

До грехопадения личность человека, пребывающая в согласии с Богом, владела собственной природой, весь психофизический состав которой служил человеку в деле его обожения и освящения через него всего мира, что и являлось потребностью человеческой души. Потребности же тела не имели насильственного характера и не только не мешали душе, но и помогали ей.

Грехопадением Адам вышел из послушания Богу, предпочтя пути обожения, заповеданного Господом, путь магико-технического «обожения» через материю. По этой причине теперь уже не личность, послушная Богу, стала главенствовать в человеке, но природа, подпавшая власти демонов. Тело, потребности которого приобрели безусловный характер, стало главенствовать над душой, естественные силы которой, выйдя из своих пределов, превратились в противоестественные страсти. Личность же оказалась, по сути, в плену этой расстроенной грехопадением природы.

В Церкви личность Божией благодатью получает возможность возвращать себе утерянную власть над собственной природой, освобождаясь от душевных страстей, потребности же тела – ограничивать до возможных пределов.

pravoslavie.ru