Специалисты

Все о заболевании аутизм

17.05.2018

Аутизм, что это за болезнь? Как её распознать и справиться с ней

Аутизм встречается чаще, чем принято думать. Встречается независимо от вероисповедания, уровня жизни, национальной культуры. Предположительно, чаще бывает среди мужчин. Это пожизненное состояние. Поэтому дети, страдающие аутизмом, вырастают и превращаются во взрослых с таким диагнозом. Что же это за болезнь — аутизм?

Есть предположение о наследственной передаче заболевания в рамках одной семьи. Если у семейной пары ребенок страдает аутизмом, то можно предположить, что и второй малыш будет страдать этим заболевания. Риск возникновения заболевания у детей увеличивается при наличии аутизма у одного из родителей.

Для определения диагноза аутизм необходимо присутствие характерной триады:

  • трудности с социальными коммуникациями,
  • трудности с социальным воображением,
  • трудности с социальным взаимодействием.
  • Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма.

    Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом. Мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки. У малышей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет.

    Аутизм у детей можно увидеть в поведении ребенка уже в первый год жизни.

  • У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза.
  • Наблюдается задержка в развитии ребенка.
  • Ребенок агрессивен или равнодушен к другим детям, он не стремится к общим играм.
  • Любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные.
  • Малыш может неадекватно реагировать на различные раздражители, на которые здоровый ребенок просто не обращает внимания (различные звуки, свет и т. д. ) Он может испытывать из-за них панический страх.
  • Дети не могут отличить живые предметы от неживых.
  • Развитие аутизма связывают с генами, однако сама генетика этого процесса сложна и не совсем понятна на сегодняшний день.

    Своевременная диагностика у детей осложняется тем, что некоторые моторно-речевые нарушения в поведении ребенка раннего возраста можно списать на особенности характера и на младенческий возраст. Следует помнить, что все эти симптомы не являются исключительными только для аутизма. Поэтому, если их появление беспокоит вас, обратитесь к педиатру.

    В отличие от детей симптомы аутизма у взрослого очень заметны.

    Заболевание аутизм у взрослого. Что это такое?

    Затянувшаяся хроническая депрессия может способствовать развитию этого заболевания у взрослых. Современный человек пытается убежать из реального мира в свой внутренний мир, т. е. он как-бы прячется в скорлупу, которая защищает его. Интеллект взрослого аутиста может быть высок. Они добиваются успехов в карьере, совершают научные открытия, но при этом у них остаются проблемы в общении, в быту. Исследования показали, что только 33% больных способны частично работать и жить самостоятельно.

    Признаки аутизма у взрослых

    • У больного скуден словарный запас. Он повторяет слова и фразы много раз.
    • Речь однообразна, ее можно сравнить с речью робота. Отсутствуют интонации.
    • Велика привязанность к определенным предметам, привычкам. Может возникнуть сильный испуг при каких-либо переменах.
    • Равнодушен к чувствам и намерениям других людей. Человек живет в мире собственных иллюзий.
    • Не может обратится первым к кому-либо.
    • Не воспринимает элементарные правила принятые в обществе. Может слишком тихо или громко разговаривать, пристально смотреть в глаза или, наоборот, не контактировать взглядом с собеседником.
    • Некоторые взрослые, страдающие аутизмом, совершают множественные бессмысленные движения.
    • У больных аутизмом могут возникнуть припадки, которые могут привести к различным отрицательным, непредсказуемым последствиям.
    • Человек, страдающий аутизмом, неспособен к нормальному общению. Он не может почувствовать интуитивно состояние человека, находящегося рядом с ним.
    • Не чувствует романтических жестов. Объятия для них попытка ограничения их движений в пространстве.
    • Существует четыре вида аутизма (синдромы аутизма).

    • Синдром Каннера — для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, развитие речи слабое, человек живет в своем мире.
    • Синдром Аспергера — больные отказываются общаться с окружающими, слабо владеют жестикуляцией, мимикой, но у них развито логическое мышление. Если больной заинтересован в решении какой-нибудь задачи, он решит ее.
    • Синдром Ретта — проявляется на седьмом-восьмом месяце развития малыша. Ребенок забывчив, пассивен. Речь слаборазвита, а иногда она вообще отсутствует. Появляются проблемы с мышечной и костной системами. К пяти-шести годам ребенок может научиться разговаривать, но проблемы с движением и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается корректировке. Заболевание встречается только у девочек.
    • Атипичный аутизм — проявляется у взрослых людей. Для этого вида аутизма характерно тяжелое поражение головного мозга человека. Состояние больного тяжелое, нарушена речь, движения беспорядочны, взгляд направлен в одну точку по несколько часов.
    • Все разновидности аутизма имеют не только генетический, но и приобретенный характер заболевания (приобретенный аутизм). В определенный момент взрослый человек замыкается в себе, пытается изолировать себя

      от общества. Аутизм у взрослого развивается быстро, хотя начинается незаметно. Вы вдруг замечаете, что близкий для вас человек перестал улыбаться, неохотно здоровается. Можно подумать, что это просто сезонная депрессия, неполадки на работе или в семье. Нужно обратиться к невропатологу или психиатру. Пусть специалист диагностирует причину такого поведения.

      Приобретенный аутизм у взрослого очень опасен. Это заболевание может привести к крайностям психической неуравновешенности. Аутизм влияет на отношения в семье и работоспособность.

      Классификация аутизма

      Согласно современной классификации, пациентов, страдающих от аутизма, разделяют на пять групп.

    • Первая группа — пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром.
    • Вторая группа — замкнутые в себе люди; любят часами заниматься любимым занятием. Могут длительное время не испытывать желания спать, есть, отдыхать.
    • Третья группа — люди, не воспринимающие нормы общества.
    • Четвертая группа — больные аутизмом взрослые, не умеющие бороться с проблемами, часто обижаются на кого-либо.
    • Пятая группа — к этой группе относятся люди, страдающие аутизмом, у которых интеллект выше среднего. Они становятся успешными программистами, музыкантами, писателями, т. е. они успешно, независимо от заболевания, адаптируются в обществе.
    • В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает в свои ряды больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают. От них отворачиваются родственники и друзья, а это только ухудшает состояние больного.

      Раннее выявление и диагностика аутизма, своевременное и качественное лечение позволяет быстрее восстановить имеющийся потенциал. Для определения специфики отставания в развитии ребенка или взрослого врач-специалист применяет различные опросники, проводит тесты на аутизм. Существует ряд тестов, согласно которым аутист должен называть состояние своих эмоций, а так же эмоций других людей. Он должен попытаться поставить себя на место какого-либо человека и настроиться на его состояние психики, скопировать это состояние. Испытуемый должен дать ответ о состоянии другого человека, обращая свое внимание только на глаза и взгляд.

      Если скрининговые тесты показали повышенный уровень аутичности и у вас есть поведенческие трудности в повседневной жизни, обратитесь к специалистам. Ребенку или взрослому необходимо проверить слух, чтобы быть уверенным в том, что проблемы вызваны каким-либо заболеванием.

      Оценивается физическое состояние ребенка или взрослого. По назначению врача проводятся лабораторные исследования. Если в семье есть умственно отсталые, проводится хромосомный анализ. При наличии эпилептических припадков назначается электроэнцефалограмма. Если выявлены структурные изменения в головном мозге, проводится магнито-резонансное обследование.

      Часто задают вопрос: «Можно ли полностью вылечить аутизм?»

      Теперь уже известно, что и приобретенный, и врожденный аутизм не поддается лечению. Но разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т. е. помочь им существовать в социуме.

      Эффективность лечения зависит от стадии болезни и индивидуальна для каждого больного.

      Лечение аутизма у взрослых связано с его адаптацией в обществе, прекращением прогрессирования заболевания. Чем раньше будет начата борьба с заболеванием, тем лучших результатов можно достигнуть. При необходимости лечащий врач может назначить больному биологически активные добавки, содержащие витамины и магний, успокаивающие препараты.

      Большое внимание уделяется поведенческой терапии и максимально комфортной адаптации пациента в обществе. Уход за больным, ряд мероприятий, которые направлены на поддержание жизнедеятельности больного, назначение специальных диет — все это поможет поддержать больного.

      И психологи, и медики считают, что аутисты могут тоже радоваться жизни, быть полноценными членами нашего общества. Они могут креативно развиваться. Ведь нам известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн, Билл Гейтс и др.

      onevroze.ru

      В странах бывшего СССР только за последние пять лет стало в пять раз больше детей, страдающих аутизмом. Причин тому множество: экологический дисбаланс, патологии беременности и др. Что же делать, если вы подозреваете у своего ребенка аутизм или диагноз уже поставлен?

      Подозрительные симптомы поведения младенцев

      Симптомы:

      • примерно со второго месяца жизни малыш начинает узнавать близких людей: поворачивает головку в сторону знакомого голоса, оживает, гулит, позже – улыбается. Отсутствие такого «комплекса оживления» – тревожный симптом. Аналогично, когда близкий человек наклоняется к ребенку, а малыш не протягивает ручки ему навстречу, является одним поводов для беспокойства;
      • когда берете ребенка на руки, он никак не может приспособить свое тело к вашему, тяжело принимает комфортную позу;
      • не «цепляется» взглядом – не останавливается глазами на чьем-то лице;
      • совсем никак не реагирует на новых людей;
      • малыш очень пассивный, может долго находиться в одиночестве, не страдая от этого внешне;
      • бурно реагирует на бытовые шумы: например, очень боится звука пылесоса;
      • малыш не любит ярких игрушек, боится воды;
      • ребенка тяжело успокоить после стресса (например, после укола);
      • настораживает очень длительное увлечение малыша одним действием. Например, ребенок месяцами с интересом разглядывает рисунок на стене или шелестит бумагой;
      • практически не впускает взрослого в свои действия, бурно реагирует на его вторжение;
      • некоторые специалисты отмечают несвойственную возрасту «пытливость взгляда».
      • В отдельных случаях аутизм начинает проявляться после трех лет на фоне нормального развития ребенка. Но чаще случается, что родители бьют тревогу только после трех лет, волнуясь по поводу отсутствия речи у ребенка. Как же определить есть причины для тревоги или нет?

        Признаки детского аутизма у детей младшего школьного возраста

        Признаки аутизма:

        • ребенок не проявляет абсолютно никаких потребностей в контактах с людьми, не отзывается на имя;
        • малыш нечувствителен к боли, не ищет сочувствия при травме, не жалуется на боль;
        • ребенок не отличает живые предметы от неживых: может ударить ровесника, не понимая, что тому больно;
        • иногда кажется, что малыш глух или слеп;
        • бурно реагирует на любые изменения в условиях жизни: новую пищу, новый маршрут прогулки. Может при этом уйти в себя и даже причинить себе боль. После такого стресса очень долго спит;
        • часто увлекается стереотипными движениями: например, часами раскачивает корпус, крутит кистями рук;
        • играет больше неигровыми предметами: веревочкой, ключом и др. При этом действия с предметом все время повторяются. Оторвать ребенка от них очень трудно;
        • ребенок, больной аутизмом, не выдерживает взгляда «глаза в глаза», часто смотрит как бы «сквозь» людей;
        • иногда ребенок бывает чрезмерно привязан к близкому человеку, например, к маме. Панически боится расставания с ней. Правда, этот симптом может не проявляться;
        • отсутствует речь как средство общения. Иногда ребенок просто повторяет услышанные давно фразы и слова. Бывает, говорит стихами или как бы скандирует предложения. О себе малыш говорит во втором и третьем лице («она», «Аня»);
        • ребенок никогда не жестикулирует;
        • интеллект заметно снижен (не всегда).
        • Иногда родители довольствуются посещением психолога в детсаду. Конечно, эта мера необходима, но недостаточна. Психолог, даже очень опытный, не имеет права поставить диагноз. А заниматься с больным ребенком без контроля врача психологу тоже нельзя. Поэтому психолог должен направить родителей к психиатру и неврологу. Они же подробно расписывают индивидуальную программу для занятий с малышом (если это необходимо). Только тогда психолог имеет право работать с ребенком в соответствии с этой программой.

          Что делать родителям?

          Неправильно думать, что с ребенком должны заниматься только специалисты. Работа с ребенком должна продолжаться постоянно, а не только ограничиваться плановыми занятиями. Читателям МирCоветов полезно знать, что самостоятельные занятия с ребенком дома должно быть постоянно направленным на коррекцию аутических проявлений:

          • постоянно говорите с малышом, проговаривая каждый эпизод его жизни: куда летит ворона, для чего машина везет песок;
          • книги просматривайте тоже с комментариями, не позволяйте ребенку просто автоматически переворачивать страницы;
          • старайтесь смотреть в глаза ребенку, звать его по имени до тех пор, пока не откликнется;
          • играйте с малышом обычные детские игры: «С кочки на кочку», «Прятки» и др.;
          • терпеливо провоцируйте ребенка сказать хотя бы слово, не договаривая предложение с вопросительной интонацией: «Наша киска любит кушать… что?»;
          • рисуйте с малышом рисунки «Обо мне»: как ребенок помогает маме, побеждает дракона и т.д.;
          • научите ребенка ждать и планировать действия на длительный срок: «Мы нарисуем машинку и вечером подарим папе»;
          • без необходимости не меняйте условия жизни ребенка, хотя постепенно и деликатно вводите новые игрушки, новые места для посещений, новых людей в окружении.
          • И главное – никогда не отчаивайтесь! Дети с диагнозом «аутизм» могут учиться в высших учебных заведениях, создавать семьи и успешно работать. Среди тех, кто в детстве страдал аутизмом – Боб Дилан (музыкант), Вуди Аллен (знаменитый актер и режиссер). Такой диагноз имел Энди Уорхолл (художник), Кортни Лав (певица), Вирджиния Вульф (писательница), Дерилл Хана (актриса) и даже Эндрю Джексон (седьмой президент США)! Любите своего ребенка таким, каким он есть! Если этот ребенок дарован вам, значит, Господь посчитал вас достаточно сильными и мудрыми, чтобы вырастить его! Счастья вам!

            mirsovetov.ru

            Аутизм. Общая характеристика.

            Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны такие признаки, как: расстройство моторики и речи, стереотипность поведения и деятельности – все это приводит к дефициту социального взаимодействия. Это нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушение межполушарных связей, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, однако признаки аутизма проявляются еще в детском возрасте.

            На сегодняшний день аутизм у детей не является редкостью – один ребенок их 150 страдает данными психическими нарушениями. Согласно статистике, аутистические расстройства наблюдаются во всех социальных, этнических и расовых группах, однако в большей степени данному заболеванию подвержены мальчики, нежели девочки. Чаще всего данное расстройство диагностируется у детей до 3 лет. В некоторых случаях распознать аутизм, причины которого до сих пор до конца не изучены, можно и у полугодовалых детей.

            На сегодняшний день ученые еще не могут с абсолютной уверенностью говорить о причинах аутизма, поскольку природа данного заболевания достаточно сложная и неясная. Установлено, что аутистические расстройства связаны с генами, однако что именно – взаимодействие большого количества генов или влияние редких мутаций – становится толчком для развития аутизма, неизвестно.

            Поскольку данная патология во многих случаях сопровождается повреждением височных долей, мозжечка, ствола головного мозга, можно говорить о том, что причины аутизма не ограничиваются лишь генетической предрасположенностью. Толчок к развитию заболевания могут дать и хромосомные аномалии, врожденные обменные нарушения, органические поражения центральной нервной системы.

            Наиболее выражено признаки аутизма проявляются в детском возрасте, однако смягченная их форма наблюдается и у взрослых.

            Для диагностирования аутизма у детей требуется наличие так называемой триады:

            • недостаточные социальные взаимодействия;
            • нарушения во взаимной коммуникации;
            • ограниченные интересы, повторяющееся поведение, наличие ритуальных действий.
            • Составляющие данной триады по отдельности можно встретить и у здоровых людей, однако только совокупное их проявление позволяет говорить об аутистических расстройствах.

              Распространенным симптомом аутизма является избирательность в еде, однако для диагностики заболевания он несущественен.

              Аутизм у детей можно определить по следующим признакам:

            • Плохо развитая речь. Ребенок, как правило, понимает однозначные простые слова, призывающие его к действию – «ешь», «садись», закрой дверь». Воспроизведение речи представляет собой повторение слов или их частей, услышанных по телевизору или от окружающих. Недостаток абстрактного мышления приводит к тому, что отсутствует понимание смысла таких местоимений, как «мой», «твой», «ее» и т.д. Проблемы с речью, как один из признаков аутизма, становятся наиболее явными у детей второго года жизни.
            • Поведение, характерное для людей с физиологическими нарушениями. Ребенок ведет себя таким образом, что создается впечатление, что он глухой или слепой – не реагирует на обращенную к нему речь, не контактирует взглядом с родителями.
            • Отсутствие у родителей и ребенка тесных отношений эмоционального характера. Данный признак аутизма проявляется обычно еще в младенческом возрасте, когда малыш не пытается прижаться к матери, сопротивляется физическому контакту.
            • Отсутствие интереса к игрушкам. У ребенка отсутствует способность играть с игрушками, если он и проявляет к ним интерес, то он носит весьма необычный характер: крутит колеса перевернутой машинки, сосет куклу, скручивает кусок веревки.
            • Неумение общаться и играть со сверстниками. Бытует мнение, что дети с аутизмом предпочитают одиночество играм с другими детьми, однако это не всегда правда. В большинстве случаев отсутствие общения со сверстниками обусловлено именно неумением, а не нежеланием ребенка контактировать и играть.
            • Приступы ярости и агрессии. Аутизм у детей очень часто сопровождается вспышками гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на окружающих. Даже на малейший запрет или препятствие ребенок может агрессивно отреагировать: биться, царапаться, кусаться.
            • Повторяющиеся стереотипные действия. Своеобразное ритуальное поведение ребенка является одним из симптомов аутизма: раскачивается всем телом из стороны в сторону, вращает предметы, хлопает в ладоши, пристально смотрит на свет или вращающиеся объекты, крутится на одном месте, приседает или подпрыгивает на одном месте на протяжении длительного времени.
            • Симптомы аутизма, которые можно заметить уже в первый год жизни ребенка:

            • необычная жестикуляция;
            • поздний лепет;
            • слабая реакция на общение;
            • неслаженность в обмене звуками с взрослыми.
            • Во многих случаях аутизм сопровождается рядом физиологических проблем, которые проявляются в виде:

            • невозможности очищения организма от тяжелых металлов;
            • синдрома повышенной кишечной проницаемости;
            • неполного переваривания глютеина и казеина;
            • неврологических изменений;
            • дефицита хрома, селена, цинка, магния, витаминов А, С, Е, В6, В12, фолиевой и никотиновой кислот.
            • Наиболее часто для лечения аутизма прибегают к поведенческой терапии, основанной на вознаграждении правильного поведения. В случае применения данной терапии на раннем этапе заболевания удается научить детей обслуживать себя и общаться с другими людьми. Лечение аутизма может включать физическую и речевую терапию, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Такие признаки аутизма, как обсессивно-компульсивное расстройство или депрессия, как правило, предполагают применение лекарственных препаратов.

              Семейная терапия в лечении аутизма имеет огромное значение, поскольку родители и родственники могут оказать ребенку огромную помощь в процессе его адаптации к внешнему миру. Родителям, ухаживающим за ребенком с аутизмом, следует тщательно планировать перерывы в течение дня, это позволит сэкономить физические и моральные силы, необходимые для заботы о таком малыше. Когда ребенок подрастет, рекомендуется обращаться за помощью к окружающим, поскольку в одиночку справиться с данной проблемой достаточно сложно. Также очень важно общение и взаимная помощь между семьями, в которых подрастают такие же особенные дети.

              Эффективное лечение аутизма основано на квалифицированной помощи врачей и максимально адаптированном поведении родителей к потребностям ребенка.

              www.neboleem.net

              Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

              Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

              В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

              Причины развития аутизма

              В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

              Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

              В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

              Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

              Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

              Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

              Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

              Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

              Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

              Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

              Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

              Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

              Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

              Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

              Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

              Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

              Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

              Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

              Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

              Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

              Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

              Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

              Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

              Лечение и прогноз при аутизме

              Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

              В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

              www.krasotaimedicina.ru

              Аутизм у детей и взрослых: 8 фактов о заболевании особенных людей

              Аутизм у взрослых и детей — непростое заболевание. Это не какая-то простуда, которую можно вылечить за неделю. Это серьезная болезнь, которая отражается на поведении больного, его привычках, движениях и даже увлечениях.

              Давайте разберемся, что такое аутизм. По Сети, да и в быту блуждает множество заблуждений, в которые люди верят и передают друг другу эту искаженную информацию. Что из этого миф, а что реальность?

              Это можно отнести и к обычным людям, которые не страдают этим заболеванием. Все мы разные, у всех разные увлечения, таланты и прочие качества, которые делают нас не похожими друг на друга. Так же и с аутистами. Все они разные и единственное, что их может отличать от здоровых людей — это проблемы с общением.

              Аутизм не определяет личность человека

              Но это заболевание все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Как утверждают ученые, аутизм – это всего лишь часть диагнозов, которые есть в человеке. Другими словами, они не особо отличаются от обычных людей просто их мыслительный процесс происходит немного иначе.

              Аутичные люди тоже видят смысл в жизни

              Аутизм не делает жизнь человека бессмысленной. Люди, которые не знают, что такое аутизм, часто судят по себе – они не всегда готовы принять тот факт, что могут в момент лишиться каких-то определенных привычек или умений. Это, по большей части, предрассудки и нелепые убеждения. На самом деле, аутисты легко занимаются интересующими их делами, а еще они ничем не хуже человека без инвалидности. Просто у них жизнь другая.

              Аутизм не лишает возможности любить

              Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Начнем с того, что такое понятие как «любовь» — растяжимое и трактуется по-разному. Но среди аутистов знают про это чувство, и оно может перерасти не просто в обычные свидания, но и в полноценную семью. Что касается выражения чувств, то и тут эти люди все понимают. Особенно, если расстроили человека. Кто-то пытается выразить сочувствие, кто-то предложит помощь.

              Аутизм не мешает человеку учиться

              Наличие аутизма не мешает человеку учиться. Люди могут и умеют учиться с этим заболеванием. Часто можно услышать от родителей аутистов, что их дети вылечились, став взрослыми. На самом деле, они выросли и попали в ту среду, где им комфортно, и где на них не тыкают пальцем. В таких случаях важно кто тебя окружает и как на тебя реагируют.

              Аутизм — генетическое заболевание

              Происхождение аутизма почти полностью генетическое. 90% этой болезни переходит по наследству. С таким же успехом по определенным комбинациям генов можно передать своему ребенку не только болезни, но и цвет глаз, умственные способности и много чего другого. Но есть еще один фактор, который тоже оказывает большое влияние – это когда беременная мать заболевает краснухой. Тогда вероятность того, что ребенок родится аутистом, возрастает.

              Аутисты — полноценные члены общества

              Аутичные люди – это не социопаты. Они тоже хотят и любят общение, просто его боятся. Иногда это доходит до того, что человек просто боится ляпнуть что-то не то, вот и получается, что из-за излишних переживаний они предпочитают промолчать.

              Эпидемия аутизма — миф!

              Нет никакой «эпидемии аутизма». Просто в последнее время возросло количество людей, которым такой диагноз поставили официально. Если раньше людей, которые могли говорить, не причисляли к аутистам, то сейчас запросто. К тому же врачи стали относить и к аутизму умственные способности – если раньше человек был умственно отсталым, то сейчас он аутист. Так что вспоминая первый пункт – аутизм разный, бывает и в легкой форме, и в более тяжёлой.

              Аутизм — не приговор. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Жаль, но люди не умеют принимать тех, кто хоть как-то отличается от них. Они не готовы к ним. А аутисты и их семьи часто сталкиваться с глупыми предрассудками. Они не хуже обычных людей, просто они немного отличаются. А в целом, если не считать проблем с коммуникацией, они также способны учиться, работать, заводить семьи, делать серьезный вклад в общество и много чего прочего.

              medoboz.com