Специалисты

Заикание характеристика основных форм

12.09.2018

Классификация дизартрии. Характеристика основных форм дизартрии, выделенных с учётом локализации поражения.

В зависимости от того, где локализовано поражение и каковы механизмы поражения и каковы механизмы речевых нарушений, выделяют формы дизартрии:

БУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ – поражение в области ядер черепно-мозговых нервов или их корешков (продолговатый мозг). Чаще всего в очаг поражения вовлекаются ядра языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, иногда лицевого и тройничного нервов. Наиболее выраженные расстройства при 2-х сторонних поражениях этих ядер. Односторонние поражения приводят к менее тяжелым последствиям. Чаще всего у взрослых, связано с снижением выживаемости детей при поражении ядер блуждающих нервов, которые ответственны за дыхание и ССС.

при поражении языкоглоточного и блуждающего нервов возникает снижение чувствительности в области глотки, нарушается физиологический акт глотания, появляется Гиперсаливация, отмечается парез мышц голосовых складок, смыкаются не полностью, неравномерно, колебания редкие, аритмичные, что отражается на голосе. Он глухой, истощающийся, недостаточно мелодичный. Звонкие согласные теряют свою звучность, оглушаются.

при парезе или параличах небной занавески вход в носовую полость всегда открыт. Ротовые звуки и гласные приобретают гнусавый оттенок.

при поражении ядер подъязычного нерва приводит к атрофическим явлениям мышц языка, что нарушает его подвижность, тонус мышц языка снижен, что отражается на артикуляции звуков (особенно смычных и аффрикатов). Эти звуки начинают заменяться соответствующими или щелевыми звуками, или искажаются (Ц-С, Ч-С`, Б-W, Г-Г южно-русский). При этом круглая форма щели, свойственная щелевым звукам оказывается очень сложной для паретического языка и круглощелевые согласные превращаются в плоскощелевые, заменяются межзубными (С-З).

при поражении тройничного и лицевого нервов возникают вялые параличи мышц губ, щек, нижней челюсти. Это приводит к трудности произношения соответствующих звуков [О], [У].

при поражении тройничного нерва расстройство жевания.

поражение лицевого нерва сопровождается амимией и гипомимией.

Ведущим механизмом является вялый парез, паралич. При этом страдают как произвольные, так и непроизвольные движения.

ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ – наиболее распространенная форма, часто встречается у детей. Локализация при 2-х стороннем поражении кортикобульбарных (пирамидных путей) ядер. Возникает псевдобульбарный парез или паралич, имеющий центральный характер. Так же, как при бульбарной дизартрии отмечаются нарушения жевания, глотания, гиперсаливация, фонации, расстройство дыхания и артикуляции. Но при этом отмечается повышение мышечного тонуса, спастичность, нет атрофии мышц. Непроизвольные движения менее нарушены по сравнению с произвольными. Отмечаются патологические рефлексы и синкенезии (сопутствующие, содружественные движения).

В зависимости от клинических проявлений выделяют 2 формы псевдобульбарной дизартрии:

Спастическая форма – выраженное повышение мышечного тонуса мышц артикуляционной, дыхательной, фонационной мускулатуры.

Положение языка – особое, тонически напряжен, комок сжатых мышц, оттянут в глубь ротовой полости. В силу этого страдают наиболее тонкие дифференцированные движения языка вверх.

Нарушается произношение переднеязычных, особенно свистящих, шипящих, вибрантов [Л], [Л`]. Любая попытка расслабить язык приводит к еще большему повышению тонуса. Наблюдается спастичность мышц губ, в результате страдает произнесение губных звуков (п,б).

Паретическая форма – не все авторы выделяют эту форму, как самостоятельную. Характеризуется снижением тонуса в одних группах мышц и повышением тонуса в других. Преобладают симптомы паретичности (вялости). Отмечается общая слабость лицевой, артикуляционной, жевательной, дыхательной, голосовой мускулатуры.

Язык вялый, широкий, распластанный, занимает всю ротовую полость. Подвижность крайне ограничена. При выполнении артикуляционных движений возникает повышение истощаемости мускулатуры. Невозможно доведение до конца, трудности удержания позы, трудности переключения от одного движения к другому.

Страдает артикуляция. Очень часто межзубной сигматизм, дефект артикуляции переднеязычных. Так же дефект других согласных, требующих подъема кончика и боковых краев языка.

МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ – затрагивает мозжечок, его связи с другими структурами мозга, особенно лобно-мозжечковый путь.

выражена асинхронность дыхания, фонации, артикуляции.

речь замедленна по темпу, толчкообразная.

нарушена модуляция (тембр).

голос затухающий, к концу фразы наблюдается скандированность речи.

мышечный тонус снижен, следовательно, артикуляционные движения выполняются в неполном объеме.

иногда гнусавый оттенок голоса, из-за снижения тонуса мягкого неба.

страдает артикуляция звуков, которые требуют четких, координированных движений, достаточной силы мышечных сокращений (переднеязычные, аффрикаты, вибранты).

больше всего нарушена просодическая сторона речи.

часто напряжение речи, которая выявляется на слух и в поведении.

напряженная поза, говорит с видимыми усилиями.

речь сопровождается вегетативными изменениями (потливость, покраснение).

больные устают от своей речи, так как в момент произнесения сокращаются одновременно мышцы сгибателей и разгибателей.

ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ ДИЗАРТРИЯ – возникает при поражении подкорковых структур, которые входят в состав стриопаллидарной системы. Обычно поражаются хвостатое ядро, чечевичные ядра, бледный шар, черная субстанция, таламус и других структур и их связей с другими системами мозга.

В результате отмечаются выраженные нарушения просодической стороны речи, особенно темп речи (замедлен или ускорен), отмечаются внезапные остановки речевой продукции.

Значительно нарушается звукопроизношение. Артикуляциях звуков изменчивая. Больной может повторять отдельный звук, слог, что часто принимается за заикание. Голос слабый или глухой, колеблется звонкость.

Эти нарушения вызываются триадой симптомов:

1. Ригидность – резкое повышение мышечного тонуса, с невозможностью расслабления, вплоть до болевых ощущений. В силу такого изменения артикуляция носит мерцающий, непостоянный характер.

Внезапное повышение тонуса мышц корня языка приводит к произнесению звуков, похожих на заднеязычные. Повышение тонуса в дыхательной и голосовой мускулатуре приводит к увеличению количества пауз и аритмии речи.

Гиперкинезы – резко искажают речь, делая ее невозможной, приводят к насильственному открыванию рта и выталкиванию языка из ротовой полости (облизывание губ). Гиперкинезы в области голосовой и дыхательной мускулатуры приводит к насильственным выкрикам и стонам.

Нарушение проприоцептивной чувствительности (мышечной).

КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ – выделение этой формы в самостоятельную является спорной, так как изолированно не встречается, чаще включается в синдром алалии и афазии.

Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия – поражение локализуется в постцентральных областях коры головного мозга, которые ответственны за восприятие информации от органов движения. В результате развивается кинестетическая апраксия. Нарушается кинестетическая чувствительность, трудности выбора нужной артикуляционной позы, при этом сила мышц сохранена.

Нарушена артикуляция согласных звуков, вариативные замены и искажение звуков (Ч на Щ, С`, Т`, Ш). Страдает ритм речи, но не так как при экстрапирамидной мозжечковой дизартрии. Иногда явления персеверации (повторение звуков и слогов).

Эфферентная премоторная корковая дизартрия – локализация в премоторных (заднелобных) отделах левого полушария – центр Брока, ведущий симптом кинетическая апраксия (трудности составления моторных двигательных программ, трудности переключения от одной артикуляции к другой).

Двигательные навыки теряют свою целостность и распадаются на составляющие их движения, при произнесении слов больной застывает на одном звуке, слоге.

Грубые нарушения звукослоговой структуры слов, пропуски слогов, их перестановки, пропуски, перестановки звуков, особенно гласных (вместо СОРТ – СОТР), больной не замечает свои ошибки.

Произношение замедленно, инертно, иногда паузы внутри произносимого слова.

Классификация дизартрии по симптомологическому принципу.

Разработала И.И.Панченко, эта классификация применительна к ДЦП:

Спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез).

Спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности).

Гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии).

Атактическая (ведущий синдром — атаксия).

Спастико-атактическая (ведущий синдром — спастический парез и гиперкинез).

Спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез и гиперкинез).

Спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез, атаксия и гиперкинез).

Атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — атаксия, гиперкинез).

Спастический парез — наиболее распространен в речедвигательной системе при ДЦП. Встречается почти при всех формах дизартрических расстройств. Связан с выпадением или ослаблением иннерваций различных черепно-мозговых нервов, что формирует различную степень участия речевой мускулатуры в речевом акте. Наблюдается слабость мышц речевой мускулатуры, при которой требуется применение укрепляющей гимнастики мышц речевого аппарата.

Проявляется различно: не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, выполнить ее, быстро переключиться от одной позиции к другой, гиперсаливация. Голос недостаточной силы и звонкости, истощаемы параметры голосовых возможностей, снижена амплитуда голосовых модуляций, смазанность по группам звукам, больше в группе щелевых и сонорных.

Гиперкинетический синдром — явлений спастического пареза нет, поэтому нарушения движений артикуляционной и фонаторно-дыхательной мускулатуры вызваны не слабостью мышц, а характером гиперкинеза — его степенью и формой. В совместном невролого-логопедическом обследовании важно выявить тип гиперкинеза — хореический, атетоидный, хореоатетоидный, миоклонический. Тип гиперкинеза зависит от локализации поражения в экстрапирамидной системе.

Спастико-ригидная форма — характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства. При симптоме ригидности стволовые отделы мозга в активном состоянии: повышение позных реакций, мышечного тонуса, мышцы с состоянии тетануса, все они сокращены, ствол беспрерывно посылает патологические импульсы. При анализе двигательных расстройств у детей с ДЦП очень часто спастический парез сочетается с ригидностью и денерваторными нарушениями.

studfiles.net

Характеристика основных форм речевых нарушений в соответствии с клинико-педагогической классификацией.

Данная классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличии от клинической, выделяемые виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболевания. Ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям.

1. Расстройства фонационного оформления:

· Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствии патологического изменения голосового аппарата. Синимы: наруцшение голоса, фонации.

· Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

· Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

· Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

· Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Обусловлено либо анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, либо недоразвитие фонематических процессов, либо неблагополучным воспитанием. Делится на функциональную и механическую, простую и сложную.

· Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Нарушение выражается в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи вследствие патологических изменений резонирования носовой полости.

· Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие поражения ЦНС. Часто возникает из-за рано приобретенного ДЦП, может быть из-за нейроинфекций. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, поэтому голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

2. Нарушения структурно- семантического оформления высказывания:

ü Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Две формы: сенсорная (связанная с нарушением речеслухового аппарата) и моторная (связана с нарушениями деятельности речевого аппарата)

ü Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное локальным поражением головного мозга. Причины: нарушение мозгового кровообращения. Сосудистые заболевания, нейроинфекции, опухоли, травмы. У детей после 3 лет. Лурия, Бейн: моторная афазия – потеря способности пользоваться самостоятельно речью. Сенсорная – нарушение восприятия речи. Амнестическая – забывание отдельных слов и их значений. Тотальная – потеря способности говорить и понимать.

ü Нарушение письменной речи. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в специфических повторяющихся ошибках, в затруднениях опознания букв, слияния букв в слоги, слоги в слова из-за этого аграматизмы. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешиваниях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений. В случаях несформированности процессов чтения и письма говорят об алексии и аграфии.

Другая классификация: 1. Нарушения устной речи: дислалия, дизартрия, ринолалия. 2. Системные нарушения речи: алалия, афазия. 3. Нарушения голоса: афония, дисфония, фонастения. 4. Нарушение темпа и ритма судорожного характера – заикание, несудорожного характера – брадилалия, тахилалия. 5. Нарушение письменной речи: дисграфия и дислексия.

xn--80aaivjfyj3e.com

Сравнительная характеристика форм заикания.

Характеристика заикающихся с невротической формой.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация). Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У пациентов с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи (бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость. У некоторых детей наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.). Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм (ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят. Иногда капризы болезненное упрямство. Кроме острой и хронической психической травматизации, невротическая форма заикания развивается часто у детей, которым в 1,5-2,5 лет вводится в общении второй язык (Белякова Л.И).

Невротическая форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым. Дети с неблагоприятным течением уже с 6-7 лет страдают снижением речевой активности при общении с новыми людьми или в новой обстановке, появляется ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

Характеристика заикающихся с неврозоподобной формой.

Появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и др. Впервые годы жизни такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает моторная неловкость, плохая координация движений, поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте. Дети часто суетливы, непоседливы, отмечается повышенная утомляемость и истощаемость при интеллектуальной работе и физической нагрузке. Они с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. В клинике это состояние определяется как церебрастенический синдром. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

В первом периоде (1-6 месяцев) заикание протекает как бы волнообразно, однако периодов ”без запинок” обычно не наблюдается. При отсутствии помощи нарушение утяжеляется и быстро ”обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией (”сорные” слова, уловки). Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

При этой форме заикания движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга (Кащенко В.П.).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

В данной статье мы попытались осветить две формы заикания, их особенности и отличия. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker” мы тоже различаем эти две формы заикания.

При невротической форме пациенту трудно удерживать нужную высоту голоса, а с формантой, как правило, проблем не бывает.

При неврозоподобной форме заикания высота голоса контролируется, как правило хорошо, а форманта достигается с определенным напряжением.

Обе формы без сомнения поддаются лечению с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”, только подход к каждой форме заикания, и естественно к каждому пациенту, индивидуальный.

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
  2. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е — Москва 1994 г.
  3. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е — Москва 1994 г.
  4. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера — Москва 1983 г.)
  5. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной — Москва 1968 г.)
  6. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского — Москва 1969 г.)
  7. Автор: доктор Синибор В.Ю.

    Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

    www.dictor.ru

    Заикание. Этиология, патогенез и симптоматика. Характеристика основных форм.

    Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.

    1 группа – предрасполагающие:

  8. Соматическая ослабленность
  9. Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
  10. Переученная леворукость
  11. 2 группа – вызывающие:

    • Психотравма: -острая, одномоментная.
    • -микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в д\с, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

      Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

      Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.

      Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.

      ^ Место локализации судорог:

      Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

      Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

      Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

      1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
      2. Маскировка.
        • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

      Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

      -невнятное тихое бормотание.

      -Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

    • Симптомы личностных изменений.
      • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
      • Характерологические изменения:
        • Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.
        • Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.
        • Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.

          ^ Характеристика основных форм заикания.

          Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

          ^ Невротическое заикание –функциональное расстройство речи.

          Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются. Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

          ^ Неврозоподобное заикание –органическое расстройство речи.

          Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

          Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. ^ Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище. В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б. саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

          При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.

          Увеличиваются сроки работы до года и больше.

          • Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные) 5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение
          • Увеличивается роль медикаментозного лечения.
          • При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

            ^ Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

            Заикание (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

            Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

          • избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;
          • раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);
          • чтение текстов не по возрасту;
          • общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;
          • слишком раннее изучение иностранных языков;
          • двуязычие в семье.
          • Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

            ^ Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог. Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.

            lektsii.org

            Шпоры По Логопедии Заикание

            Шпоры для школьников и студентов. Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками. Характеристика основных форм заикания. Шпоры по : ЛОГОПЕДИЯ госы.

            Заикание — Википедия. Согласно МКБ- 1. 0, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

            Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо- ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.

            Заикались: египетскиефараоны, персидскийцарь Бат. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна). Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен).

            Шпаргалки для студентов по специальности логопедия, 5 курс. Ответы на 55 вопросов: заикание, алалия, онр, ффнр. Шпоры по логопедии к Госэкзамену. Заикание как ‘детская болезнь’. Заикание- нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

            Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными XIX в., необходимым отметить, что в XIX в. Также учёные XIX века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И.

            По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И.

            Коррекция и профилактика заикания. Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике. Логопедические технологии. Логопедический массаж. Оксана Макерова Заикание. Заикание — это отсутствие информации о том, что такое заикание. Казимир Маркович Дубровский. Шпаргалки по многим дисциплинам.списывать не удавалось,но зато когда писала их многое запонималось само собой. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания.

            А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 2. Становление и развитие подходов к преодолению заикания.

            Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей: декламация под шум морских волн; выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл); упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей). В 1. 9в. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И.

            Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 1. В работах Неткачева Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 2.

            Мысль Тартаковского И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковского И. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 2.

            Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии.

            Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический. Во второй половине XX в. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико- педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.

            C., Селиверстов В. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б. В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта.

            К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Р. Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально- ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Рау и др.). Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой- то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.

            Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией.

            При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из- за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения.

            В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание». Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м- м- м- м- м- м- м- м- м- мячик», «па- па- па- па- па- паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м.

            Возможны случаи социальной самоизоляции. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 1. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей.

            Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

            australiabertyl964.weebly.com