Специалисты

Заикание как нарушения речи

26.04.2018

Независимый сайт о заикании

заказ цветов с доставкой Например: 8 915 1234567. Обратный звонок. Оставьте ваши контактные данные, и мы перезвоним вам в ближайшее время.

Нарушения темпа речи

Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи.

Темп речи — это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в редуцированных формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленые или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).

Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.

Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.

Нарушения темпа речи могут быть также патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований). Патологически обусловленные нарушения темпа течи и являются предметом логопедического изучения.

Для дифференцированного подхода к различным нарушениям темпа речи ниже мы касаемся причин их возникновения, особенностей проявления и направленности коррекционного воздействия.

Причем при описании прерывистого темпа речи выделяются запинки несудорожного и судорожного характера. Обращаем внимание на сходство и различие в их проявлении и преодолении.

Прерывистый темп речи

Запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться: а) в повторении отдельных звуков или их сочетаний; б) в прерывании речи необоснованным молчанием (остановки, паузы); в) в трудном, с усилием произнесении одного или нескольких звуков.

В первом случае ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу. Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера. мы вчера. я с мамой вчера в кино ходил. — А мы-мы-мы-мы поймали жука! — А-а-а-анна Васильевна, можно мне играть с машиной?— Мне папа в магазине. мне папа в магазине купил. мне папа в магазине купил велосипед, только но нем нужно ногой отталкиваться!» (Забыл слово «самокат»).

Неумение ребенка сразу найти нужное слово или выразить обуревающие его чувства может дать и другую форму речевых запинок у детей — неожиданное прерывание речи молчанием. Иногда это молчание затягивается и может перерасти в нежелание ребенка и вовсе продолжать начатое речевое общение. Неожиданное прерывание речи молчанием может быть у ребенка также и выражением невидимых для постороннего взгляда усилий по преодолению судорог, возникших в его речедвигательном аппарате. Речевые запинки, появившиеся у ребенка в результате напряженного произнесения звука или звукосочетания, являются наиболее серьезной формой нарушений темпа речи. Ребенок с видимым усилием как бы «проталкивает» какой-либо звук или сочетание звуков: — Людмила Б’-орисовна, можно взять к’-убики? У детей младшего возраста это затрудненное произнесение звуков нередко комбинируется с многократным его повторением, например: У п’е-п’-е-п’-етушка к’-расивый хвост.

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками, спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены полтерн и физиологические итерации, судорожного — логоневроз, заикание.

Запинки несудорожного характера

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются. Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно «заикалась», пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.

Запинки судорожного характера

Запинки судорожного характера являются обычно типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту образования и частоте.

По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п’. пила) и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п’. пет-ту-тух. В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные. В первом случае судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба, и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. Обычно это происходит на смычных согласных. Например: б’. бабушка, бу-бу-бумага (судороги губ); д’дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г’. гуси, й ‘. йяблоко, й-ю-юла (судороги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного звука (а’. арбуз, о-о-огурец); или голосовые складки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др.

Очень своеобразным и характерным для заикания является тот факт, что частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания почти всегда заикающиеся свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Частота речевых судорог зависит от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности.

Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки, где им приходится общаться. Заикающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее — при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны.

Так, нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм в целом. Ребенок может и родиться с ослабленной нервной системой. Это может произойти в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности. В практике приходится встречаться со случаями, когда заикание возникает у детей на почве нервной ослабленности, когда достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей является педагогическая запущенность ребенка, неправильные приемы его воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой разрешает, один наказывает, другой жалеет и т.п. — все это также может вызывать у него резкие вспышки капризов, недисциплинированности, гнева, вплоть до детских истерик, когда ребенок бросается с кулачками на родителей, валяется по полу, стучит ногами, плюется и т.п.

Неправильное воспитание ребенка приводит к психическим травмам и вызывает у него нарушение высшей нервной деятельности и уже как результат этого — заикание.

Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие сильной одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Неправомерно распространено мнение, будто нервные потрясения, вызванные испугом, — единственная причина заикания. В действительности таких причин много, и нет повода в случае возникновения заикания искать (а часто и придумывать), отчего ребенок мог испугаться.

Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: будь то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска и т.п., но, однако, заикаются, как мы видим, далёко не все.

Запинки судорожного характера могут быть также результатом закрепившегося неправильного речевого стереотипа. Другими словами, запинки несудорожного характера, возникающие в результате разных причин, путем зафиксировавшегося патологического рефлекса могут перерастать в запинки судорожного характера.

Рассматривая причины судорожных речевых запинок, можно условно разделить их на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, детские болезни, педагогическая запущенность).

Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи (страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, болезнь и т.д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражителем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка. К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития ребенка.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия

www.stuttering.su

Заикание как нарушения речи

Заикание — довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу.

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося [5]. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога [12]. Развивая эту точку зрения, Арутюнян Л.З. отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально [2]. В целом Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи [12].

Поварова И.А. рассматривала заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы [25]. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно — соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

С конца XIX в. определеннее становится мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский) [10,12,30]. Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна) [12].

М.И. Пайкин рассматривал механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов» [24]. К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначальное голосообразование и лепет ребенка, повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» [12]. Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально — волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову) [10]:

— легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

— умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

— высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности [32]. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, чувство ущемленности, ущербности, неуверенность в себе, пониженная самооценка, и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием.

Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В.М. Шкловский, Б.Д. Карвасарский) [32].

Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому.

Вторая группа. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном характере нарушения отношений личности. У заикающихся данной группы проявляются следующие характерологические особенности: повышенная впечатлительность, сензитивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, а следовательно, и низкая самооценка. Для этих больных характерны значительные эмоциональные расстройства; у них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни.

В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений. По данным клинико-психологических исследований, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У больных этой группы оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения, резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которая часто неадекватна по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. Возникают значительные трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности. Так появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [12]. Изучение грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает. Речевые затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа первой системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима.

Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике ребенка при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»)[ 32]:

а) Невротическая отягощенность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганирующие функции центральной нервной системы: сифилис, алкоголизм, интопацирующие нервную систему плода).

б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).

в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания. Предполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Отличаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различают две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речи заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.

Нарушения в развитии речи существенно влияют на эффективность процесса социализации ребенка. Вследствие логоневроза ухудшается процесс общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиски способов самореализации в других видах деятельности.

studbooks.net

Причины и лечение заикания у взрослых пациентов

Заикание – болезнь, проявляющаяся в виде нарушения речевых функций и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают дети, во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

Невротическое заикание

Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

Неврозоподобное заикание

Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.

Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.

Этиология и патогенез нарушения

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.
  • Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

    При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

  • Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
  • Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
  • Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
  • Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.
  • Провокаторы отклонения

    Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

  • сильный испуг;
  • перенесенный стресс;
  • мгновенно охвативший человека гнев;
  • патологии в развитии;
  • негативное отношение семьи, начальства;
  • гормональные и эндокринные нарушения;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.
  • Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

    Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

    Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

  • Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
  • Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
  • Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
  • Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.
  • Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

  • психологическое расстройство;
  • наличием у человека комплекса вины;
  • чувством тревожности;
  • одиночеством;
  • страхом;
  • трудностями в общении;
  • нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.
  • Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

    Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

    Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

    При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

    • логофобия;
    • потливость рук;
    • покраснение лица;
    • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.
    • Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

      Коррекция отклонений

      В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.

      В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

      Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.

      Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

      Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

      Вылечить заикание самостоятельно в домашних условиях невозможно, но обнаружив у себя, или у окружающих признаки нарушения следует выпить успокоительное, заварить и выпить немного травяного чая, чтобы снять напряжение. Если это не поможет можно принять ванну с успокаивающими солями.

      Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

      Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

      Заикание не предполагает развитие осложнений. В целом прогноз весьма благоприятный. Интенсивное лечение, прием всех назначенных врачом препаратов и соблюдение щадящего голосовые и речевые рецепторы режима, может оказать существенное влияние на выравнивание речи.

      Многие взрослые, своевременно обратившиеся к врачу, вполне успешно борются и побеждают болезнь.

      Профилактика нарушения

      Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.

      Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.

      Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.

      Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.

      neurodoc.ru

      Как вылечить заикание у взрослого человека

      Заикание как нарушение речевой функции чаще всего появляется в детском возрасте и сохраняется, когда человек становится взрослым. После нескольких неудачных попыток избавиться от этой патологии люди нередко смиряются со своим состоянием. Однако остаются другие неиспробованные методы, которые могут помочь в этой проблеме. В чем заключается лечение заикания у взрослых людей, какие существуют методики?

      Причины возникновения

      Патологический процесс при заикании состоит в возникновении судорожных сокращений мышц и других структур, ответственных за речь. В результате этого речь становится затрудненной, прерывистой. Это состояние сопровождается повышенной нервозностью, поэтому при разговоре заикающийся человек совершает беспорядочные суетливые движения.

      По характеру этих судорожных сокращений различают несколько типов болезни:

    • Тоническое заикание наблюдается при длительном спазме мышц голосового аппарата — при этом речь становится невозможной на определенное время;
    • Клоническое заикание у взрослых — это частое повторение составных частей слова или отдельных звуков в результате мелких частых сокращений мышц;
    • Часто наблюдается смешанная форма — когда имеется и тот, и другой вид нарушения речи.
    • Что же является причинами заикания у взрослых? Большая часть случаев заикания происходит из детства. У детей эта проблема может возникать по двум механизмам.

    • Заикание врожденное. Это рано возникающая патология — её можно заметить, как только ребёнок начнёт говорить. Причина её кроется в повреждении нервной системы плода. Это могут вызвать вредные привычки беременной женщины, инфекционные заболевания (с повреждением нервной системы плода — корь или краснуха), родовая травма, гипоксия плода в утробе матери.
    • Заикание приобретенное. Оно возникает у здоровых детей — в результате сильнейшего эмоционального стресса, психологической травмы.
    • Такая же причина возникновения заикания наблюдается и у взрослого человека. Если патология появилась не в детском возрасте, причиной её наверняка стал тяжёлый стресс. Особенно это характерно для людей со слабой нервной системой.

      У взрослого нарушение речи может возникнуть и в результате органических поражений головного мозга. Так как заикание у взрослых — это следствие нескоординированной работы речевых центров в коре мозга, оно может возникнуть после черепно-мозговой травмы, инсульта, затрагивающих область расположения речевых центров. То же может наблюдаться и при появлении в этом месте опухоли.

      Чтобы узнать, как вылечить заикание, нужно обратиться к нескольким специалистам. Проблемой этой занимаются неврологи, психотерапевты и логопеды. Методик существует достаточно много, и если какая-то из них не принесла желаемого результата, это не значит, что другой способ тоже окажется неэффективным.

      Заикание у взрослого лечится несколько сложнее, чем в детском возрасте. Главное, что нужно для успешного лечения — это терпение. Процесс избавления от патологии может оказаться достаточно длительным.

      Чтобы вылечить заикание у взрослого, можно использовать медикаментозные и немедикаментозные методики. Специфического лекарства от этой проблемы нет — поскольку пока не научились восстанавливать нарушенную связь между речевыми центрами. Вся лекарственная терапия направлена на патогенез заболевания.

      Как лечить проблему с помощью лекарств? Применяется несколько групп лекарственных препаратов.

      1. Спазмолитические средства. Они показаны при заикании потому, что способны устранять спазм мышц голосового аппарата и облегчать воспроизведение речи. Обычно назначаются такие препараты, как Мидокалм и Аксамон.
      2. Успокоительные средства — показаны лицам с лабильной нервной системой. Их применение позволяет уменьшить нервозность, которая провоцирует и усугубляет проблему. Обычно назначаются Афобазол, Грандаксин, Тенотен.
      3. Антидепрессанты и транквилизаторы — эти группы препаратов назначаются при тяжёлых стрессах, депрессиях, когда человек замыкается в себе и лечение затрудняется.

      К немедикаментозным методам лечения заикания у взрослых относятся различные психотерапевтические приёмы, гипноз, иглоукалывание и многое другое. Способов здесь гораздо больше, чем при лечении таблетками. Лечится ли такими приемами заикание? Всегда нужно учитывать, что у пациента должен быть положительный настрой и уверенность в успехе такой терапии. Психологический аспект очень важен в лечении заикания.

      Чем может помочь от заикания психотерапевт? Так как основной причиной возникновения заикания является стресс или психологическая травма, консультация психотерапевта — один из первых приёмов избавления от заикания. Грамотный специалист поможет найти ту самую психологическую проблему, которая послужила причиной заикания у взрослого. Даже если травма человеку была нанесена в детстве, с помощью психолога можно скорректировать эти нарушения.

      Также психолог помогает преодолеть барьер застенчивости и скованности. Заикающийся человек старается ограничивать своё общение с людьми, поскольку это доставляет ему психологический дискомфорт.

      Но чем меньше человек говорит, тем меньше разрабатывается его речевой аппарат. А это только усугубляет состояние и провоцирует все более частое появление затруднения речи.

      В качестве психотерапевтических приёмов используется рисование. Человеку предлагают выразить картиной беспокоящую его проблему. К тому же при рисовании активизируются все центры мозга и деятельность речевых центров улучшается.

      Широко используется такая методика, как гипноз. При погружении человека в такое состояние опытный специалист может внушить ему, что он больше не заикается и научился правильно говорить. Обычно бывает достаточно трёх сеансов, чтобы заикание исчезло. Однако эта методика подходит не всем людям. Гипноз помогает только легковнушаемой личности. Поэтому как универсальный метод гипноз не используется.

      Лечащий врач может порекомендовать обратиться к логопеду. Здесь пациента обучают техникам правильной речи, помогают настроить темп и скорость речи так, чтобы не возникало нарушения речи. Используются такие способы, как протяжная речь, пение. Терапия у логопеда должна быть длительной, потому что голосовой аппарат — малоподвижная структура. Разрабатывать его нужно долгим и упорным трудом.

      Логопед предложит сопровождать речь ритмичными движениями пальцев. Одновременное задействование двигательных и речевых центров позволяет уменьшить выраженность заикания.

      Возможно ли избавиться от этой проблемы самостоятельно? Лечение в домашних условиях возможно только после консультации специалистов разного профиля. Психологические проблемы, к которым относится заикание, лучше поддаются групповой терапии. Самостоятельное лечение может оказаться малоэффективным. Тем не менее, пациенту можно порекомендовать заниматься дома в качестве дополнительного лечения.

      Для этого назначают приёмы специальной дыхательной гимнастики, приёмы для тренировки артикуляции. Рекомендуют как можно больше разговаривать, петь, представлять различные сцены из произведений. Хороший эффект оказывает и такой приём, как чтение с выражением.

      В качестве успокоительных средств можно принимать отвары лекарственных трав — ромашка, мелисса, валериана. Важно создать пациенту благоприятную эмоциональную обстановку.

      От заикания можно избавиться навсегда. Для этого нужно иметь соответствующий психологический настрой. Понадобится и терпение, чтобы испробовать все доступные методики лечения.

      nashinervy.ru

      Около 1 % взрослых и 3 % детей во всем мире страдают от заикания. Под этим расстройством понимают нарушение речи, которое характеризуется внезапными остановками, вынужденным повторением звуков или слогов. Причин заикания достаточно много. В основном они все связаны с патологическими изменениями нервной системы, с заболеваниями головного мозга. Иногда — с психологическими травмами. Избавиться самостоятельно от этой проблемы сложно. При появлении заикания у вас или вашего ребенка обращайтесь за помощью к специалистам.

      Судороги органов артикуляции приводят к возникновению заикания. Оно может проявляться по-разному. Однако всегда такая речь является непривычной для человеческого слуха. Основными симптомами заикания служат:

    • неуместные паузы;
    • повторы слогов, слов;
    • растягивание звуков;
    • нарушение темпа речи;
    • неожиданный подъем громкости при разговоре.

    Во взрослом возрасте дефекты речи могут также сопровождаться и другими проявлениями. Так, многие отмечают непроизвольные сокращения мышц лица, движения конечностей, нервные тики. Избавиться от симптомов заикания невозможно без устранения первопричины его появления. Самостоятельно можно только снизить частоту возникновения дефектов, наблюдающихся в речи.

    В современной медицине факторы, которые могут спровоцировать заикание, делят на две основные группы. К первой относят органические патологии, которые связаны с функциональными отклонениями в работе мозга. Ко второй — логоневрозы, не обусловленные физиологическими проблемами. К органическим нарушениям, которые являются причинами заикания, приводят:

  • родовые травмы;
  • тяжело протекающая беременность;
  • частые болезни в первые годы жизни;
  • травмы головы и контузии;
  • инсульты;
  • инфекционные заболевания;
  • опухоли головного мозга.
  • Нередко причины речевых нарушений не связаны с физиологией. Внезапное потрясение, сильный стресс, глубокий эмоциональный шок, испуг могут повлечь за собой заикание. Если своевременно предпринять необходимые меры по устранению расстройств речи, от них можно избавиться. Отсутствие терапии, а также наследственная предрасположенность закрепляют патологию и делают ее трудноизлечимой.

    Как отмечают специалисты, мужчины более подвержены появлению заикания, чем женщины. Из 10 людей, страдающих таким расстройством, семеро являются представителями мужского пола. Кроме того, расположены к появлению дефекта левши. Эти факты позволяют говорить о связи между особенностями строения головного мозга и речевыми отклонениями.

    К какому врачу обратиться?

    Лечение патологии в обязательном порядке должно включать не только симптоматическую терапию, но и меры по устранению причины. При возникновении заикания следует поможет:

    который проведет первичную диагностику. В случае необходимости он направит на прием к психиатру, психологу или логопеду.

    Обследование начинается со сбора анамнеза и анализа симптомов, наблюдающихся у пациента. Далее в обязательном порядке врач проводит опрос, в ходе которого он узнает:

    1. Когда впервые появились нарушения речи?
    2. Как часто они возникают?
    3. С чем они связаны?
    4. Были ли какие-либо сильные стрессы?
    5. Страдает ли кто-нибудь из ближайших родственников от подобных расстройств?
    6. Диагностика заикания может также включать в себя различные инструментальные процедуры, которые подтвердят или исключат патологии головного мозга и нервной системы. Так, повсеместно применяют УЗИ, магнитно-резонансную и компьютерную томографию. Кроме того, нередко используют реоэнцефалографию и ЭЭГ. Это необходимо для того, чтобы лечение было максимально эффективным.

      Терапия, которая назначается больным, страдающим от заикания, исходит из вида заболевания. Вне зависимости от того, чем обусловлено появление нарушений, всем пациентам назначают посещение логопеда. Это могут быть индивидуальные или групповые занятия, направленные на исправление артикуляции. Если заикание является логоневрозом, также показаны:

    7. медикаментозное лечение;
    8. консультации психолога или психиатра;
    9. поведенческая терапия.
    10. При физиологической природе дефекта применяют прием лекарственных препаратов (спазмолитиков, транквилизаторов). Помимо этого, назначают иглоукалывание, физиотерапию, массажи, психотерапевтические методы, к примеру, гипноз. Для достижения максимального эффекта от лечения врачи рекомендуют:

    11. выполнять дыхательную гимнастику;
    12. избегать конфликтов, стрессовых ситуаций, перенапряжений;
    13. получать умеренные физические нагрузки;
    14. чаще гулять на свежем воздухе;
    15. соблюдать правильный режим питания и сна.
    16. Только комплексная терапия и совместные усилия пациента и врача помогут избавиться от заикания. Длительность лечения зависит от индивидуальных особенностей больного, его возраста, а также того, насколько рано были предприняты меры.

      Врачи выделяют четыре основных этапа развития заикания. На последних стадиях справиться с нарушениями достаточно сложно. Именно поэтому советуют начинать лечение патологии как можно раньше.

      Так, первая фаза заикания характеризуется кратковременными эпизодами нарушения речи. При этом чувство страха или смущения отсутствуют. Проблемы чаще всего связаны с произнесением союзов, предлогов и других кратких частей речи. Во второй фазе количество эпизодов повышается. Проблемы возникают с многосложными словами. Напряжение или смущение отсутствуют.

      Третий этап характеризуется закреплением нарушений. Так, трудности появляются уже с применением определенных слов, в то время как другие произносятся без труда. Четвертая фаза — последняя — имеет свои характерные черты. К трудностям в разговоре добавляются и психологические нарушения:

      • человек обращает внимание на реакцию окружающих на его заикание;
      • пациент испытывает страх перед общением, особенно перед публичными выступлениями;
      • появляются постоянные попытки заменить труднопроизносимые слова, что приводит к вынужденным паузам при разговоре.
      • На фоне этих проявлений нередко возникают физиологические признаки заикания. Это нервные тики, сильно выраженная жестикуляция, непроизвольные движения рук, ног.

        Отсутствие лечения при заикании может повлечь за собой серьезные последствия. В первую очередь, нарушения речи могут служить сигналами о наличии патологий головного мозга. Избавиться от них достаточно сложно, а при несвоевременной терапии такие заболевания могут привести к серьезным психическим нарушениям, а также патологическим изменениям жизненно важных систем организма.

        Заикание также нередко становится причиной замкнутости, развития комплексов, ощущения ущемленности, раздражительности, пугливости. Нарушения речи у детей негативно сказываются на их социальной адаптации. Так, ребята, страдающие от заикания, могут чувствовать замкнутость, сложности при общении со сверстниками, чувство неполноценности, что может стать причиной развития серьезных комплексов, снижения обучаемости, появления сложностей с выбором работы.

        bolezni.zdorov.online