Специалисты

Заикание в 2 года

20.05.2018

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе зачастую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией.

Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов.

При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкадьный слух.

Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

Для детей с легкой степенью отклонений в психомоторном и речевом развитии характерны некоторые затруднения в динамической координации всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).

У детей со средней степенью отклонений в психомоторике и речи имеются нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких и артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука “р”, смешение шипящих и свистящих и т.п.).

У детей с тяжелой степенью отклонений в психомоторике и речи, наряду с расстройством статической и динамической координации движений, имеются различные нарушения двигательной сферы в целом. У таких детей отмечается недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Для иллюстрации приводим следующее наблюдение:

studfiles.net

Заикание у ребенка в 2 года 8 месяцев

Заикание у ребенка в 2 года 8 месяцев

Добрый день. Мальчик, 2.8. 2 месяца назад попал в больницу, меня не пустили так как была беременна пришлось ложится с бабушкой. Был стресс сильный. попал на фоне судорог и с остановкой дыхания. Вроде обошлось все — вписали. потом были ссоры дома не сильные но были (с мужем, сейчас обстановка идеальная).

И вот пару месяцев назад он стал заикаться и плакать сильно ночами. Ходим в садик — адаптация прошел только недавно. стал с радостью ходить, и сам просится туда, а до этого все плакал . пропили курс фенибута, помогло, стал спать ночами и меньше стал заикаться, курс закончился все возобновилось.

Сейчас пьем атаракс, идеально спит но заикание есть. дома обстановка спокойная, стараемся меньше вопросов задавать, исключили уже как 2 месяца телевизор, радио. в садике ходит в сенсорную комнату и на музыкальные занятия. Вот хотела спросить как еще помочь ребенку справится с заиканием? нужно ли бросать садик? боюсь что если бросим, только начал радоваться садику,т потом опять будут проблемы начать ходить. Дома + маленький ребенок. только родился. Вот не знаю что лучше, дома сидеть или в садик и как то помогать расслабляться. Подскажите пожалуйста

Добрый день! Благодарю вас за этот вопрос!

В идеале — вам нужен стационарный детский психолог. Потому что ребенок после серьезной соматической реакции, возможно, на фоне психосоматики, то есть расстройства на фоне стресса. Возможно, дома была ситуация сложная, возможно, что-то ребенка пугало, нервировало, возможно, что-то пугало и сильно нервировало вас — а маленький ребенок это «поймал». Подобные соматические реакции часто бывают на фоне сильного испуга и трактуются, как желание защититься, земереть и «переждать» стрессовую ситуацию, привлечь к себе внимание, чтобы все бросили постороннее и «спасили». Чистый психосоматический отклик на среду вокруг себя. И отклик сильный.

Потому, вы совершенно верно сделали — введя дома режим и исключив раздражающие факторы! Это очень хорошо, как и сенсорная комната. И теплые, яркие, приятные занятия. Но ребенку нужно сопровождение, чтобы расцепить связь стресса и его тела, чтобы, по сути, научить его тело жить в безопасности. Это законы нервной системы. Мы можем сколь угодно понимать, что все в порядке, но она живет по иным законам, иногда «залипая» в сложном периоде. Надо помочь выйти из него.

Также, вы можете рисовать, лепить — как можно больше делать чего — то вместе с крохой и непременно руками — это будет успокаивать нервную систему и давать ей ресурс.

спасибо, большое. будем пробовать

а в садик лучше пока не ходить? а то видно что там очень устает или ничего страшного нет в садике? а то вот сижу и голову ломаю, ходить или нет пока

Анна, если вы видите, что малыша садик слишком утомляет, лучше отложить и спокойно восстановиться. Или выбрать пока время до обеда, чтобы он мог и с вами побыть, и от садика не отвыкать, если ему там нравится.

Если у ребенка страдает сон и аппетит после садика, если он слишком взвинчен, часто плачет, говорит во сне…все это маркеры того, что садик можно отложить, и он не на пользу. Понаблюдайте за ребенком и прислушайтесь к себе — ваша интуиция точно подскажет. А я думаю, что в этом возрасте малышу больше всего нужная мама. И он имеет право требовать вас и уставать от садика).

Попробуйте, посмотрите как пойдет. Ведь дальше, с ростом ребенка, чуть проще и адаптация и отношения, а пока очень хрупкий и важный период — важно не упустить!

lisa.ru

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционнымзаиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.). Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или “вторичного”, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

2.1 Феноменология заикания

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.

Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силувыраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог:тонические и клонические.

Тонические речевые судорогипроявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован. Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому,чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические речевые судорогихарактеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.

Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.

До настоящего времени общепризнанно, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии А.И. Сикорского “О заикании” (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.

Судорога дыхательного аппарата

Инспираторная судорога.Характеризуется внезапным резким вдохом, возникающем на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать друг за другом, не прерываясь выдохом. Эти судороги нарушают как фонацию, так и речевую артикуляцию. Сила инспираторных судорог бывает различной. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны. Лишь в очень редких случаях они бывают сильными и длительными. Инспираторные судороги обычно сопровождаются субъективными ощущениями заикающихся в виде чувства напряжения в груди.

Экспираторная судорогахарактеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель. Во время экспираторной судороги как артикуляция, так и вокализация приостанавливаются. Субъективно у заикающихся возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки, нехватки воздуха.

В случае значительной длительности и выраженности тонического напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.

Судороги голосового аппарата

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

Смыкательная голосовая судорогавозникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука, которое может быть различным по длительности. В этот период наступает как бы “мимолетная немота”. В связи с тем, что голосовая щель сомкнута, перекрывается прохождение воздушной струи, брюшная мускулатура напряжена. Заикающийся как будто “застывает”, лицо его становится неподвижным, мышцы всего туловища приходят в оцепенение. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося выглядит напряженным. В качестве объективных ощущений заикающиеся могут указывать на чувство напряжения в области гортани, груди и брюшных мышц, ощущение препятствия в области гортани.

Вокальная судорогавозникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука. По мнению Сикорского А.И., наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог. Иногда длительность вокальной судороги исчерпывает все резервное количество воздуха, и слово не может быть произнесено без нового вдоха. При вокальных судорогах тембр голоса и его частотные характеристики могут быть не нарушенными, однако иногда у заикающихся наблюдается вокальная судорога, при которой может меняться тембр голоса и его высота. Голос приобретает неприятное, фальцетообразное, то понижающееся, то повышающееся звучание.

Вокальная судорога, локализуясь в области гортани, может захватывать шейные мышцы и нарушать деятельность всех мышц голосового аппарата. Иногда наблюдается полная приостановка артикуляторных движений до тех пор, пока не закончится вокальная судорога.

Дрожащий или толчкообразвый гортанный спазм возникает при произнесении иди попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных “ударов”.

Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате чего возникают нефонологические звуки. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперед.

Судороги артикуляционного аппарата

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

Смыкательная судорога губявляется одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения.

Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта.

При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).

Верхнегубная судороганаблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.

Нижнегубная судорогааналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием ,вго. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может быть распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.

Судорожное раскрытие ротовой полостиможет протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.

Сложная судорога лица.Хотя и выделена И.А. Сикорским в отдельную судорогу, однако, по его мнению, ве имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц. Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.

Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

Судорога кончика языкаявляется наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языкавыражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).

Изгоняющая судорога языкахарактеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической — периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы.

Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхания. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

Судорога мягкого неба

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата.

Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на “пм-пм” или “тн-тн”, “кн-кн” и т.п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу.

Заикание у детей. Часть 2

Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи.

Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи. Не назидательно, исподволь, в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок, совершенствуйте его вопросно-ответную форму речи.

— Женя, кто это бежит?

— Это бежит собачка.

— Как зовут собачку?

— Собачку зовут Рекс.

Ребенок в песочнице.

— Женя, что ты делаешь?

— Насыпаю песок в формочку.

— Что у тебя получилось?

— Скажи, Женя, что ты сейчас взял?

— Куда ты насыпал песок?

— Я насыпал песок в ведерко.

Опираясь на конкретные предметы в условиях деятельности, ребенок легче формулирует своит ответы.

После прогулки продолжите занятие по знакомым картинкам. Возьмите иллюстрированный рассказ В. Сутеева «Кто сказал «мяу?». Прочитайте, просмотрите картинки и побеседуйте по ним. Вопросы стройте так, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и получил всестороннее представление о предметах и действиях, изображенных на картинках.

Нарисуйте цветными карандашами ведерко, обратите внимание ребенка на то, как надо делать овал, проводить боковые линии. При выполнении рисунка ставьте вопросы:

— Женя, что ты сейчас делаешь?

— Я провожу линию («Я раскрашиваю»). Усложните вопрос:

— Чем ты раскрашиваешь?

— Как ты проводишь линии?

На этом занятии стремитесь, чтобы свои действия ребенок сопровождал речью.

Цель игры состоит в том, чтобы закрепить навыки вопросно-ответной речи, помочь ребенку свободно вести себя в различных ситуациях. Дети любят играть в лото, домино, мозаику.

— Что ты хочешь сделать?

— Я хочу положить гриб.

— Какой ты положил гриб?

— Я положил белый гриб.

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Изготовление корзиночки из пластилина. Вначале покажите ребенку, как изготовляется поделка, а затем предложите ему сделать ее самому. По ходу работы вопросы:

— Женя, какого цвета пластилин ты взял?

— Что ты сейчас делаешь?

— Я разминаю пластилин.

— Какая у тебя получилась стенка?

— Стенка получилась гладкая.

— А сейчас что ты прилаживаешь?

— Я прилаживаю донышко.

— Чем ты прилаживаешь?

По изготовленной поделке проведите беседу. (Из чего сделана? Какая получилась корзиночка? Что положим в корзиночку? Куда ее поставим?).

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Если ребенок увлекается ездой на велосипеде, то предоставьте ему возможность покататься, не забыв при этом использовать катание для воспитания навыков вопросно-ответной формы речи:

— Нажимаю на педали.

Сделайте отметку на дорожке — 25 метров, предложите ему проехать это расстояние:

— Женя, сколько метров ты проехал?

— Я проехал 25 метров.

Основываясь на примерной композиции занятий в период освоения вопросно-ответной формы речи, применяйте самые различные варианты работы с ребенком в течение дня. Беседы по знакомым картинкам (картинки выбирайте цветные, яркие) чередуйте с рисованием, лепкой, изготовлением поделок. Организуйте игры, упражнения на координацию слова с движением, проводите гимнастические упражнения под музыку.

Для развития речи, воспитания ее плавности и ритма прочитайте ребенку: К. Чуковского «Айболит», «Путаница», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха-цокотуха»; С. Маршака «Пожар», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Дом, который построил Джек»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».

Заучите с ребенком наизусть: А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Румяной зарею»; А. Барто «Кораблик»; С. Маршак «Трубач», «Елка», «Январь», «Февраль», «Май»; С. Михалков «Дядя Степа», «Андрюшка»; А. Плещеев «Солнышко блестит».

Изготовьте вместе с ребенком из бумаги коробочку, лодочку, скворечник, корзиночку, светофор; из пластилина — корзиночку, совок, шар, гриб, помидор, огурец, яблоко; из природных материалов — бусы (из желудей), филина (из желудя), Деда Мороза (из шишки).

Нарисуйте елку, дерево, дом, снеговика, рыбу, кукол, машины, волка, зайца; вырежьте из бумаги квадрат, дом, салфетку, буквы алфавита.

В период освоения вопросно-ответной формы речи устраняйте у ребенка недостатки звукопроизношения по подражанию. Покажите ребенку (положение языка, губ) как произносится тот или иной звук, и он сам вскоре сможет произнести его правильно.

Следующий этап — это самостоятельный рассказ по знакомым картинкам, о знакомых предметах, о выполняемой работе.

Приведем примерный типовой план занятий с ребенком по освоению новой формы речи. Особенность его состоит в том, что ребенок, опираясь на предметы, строит самостоятельный рассказ, иными словами, близок к тому, чтобы вести свободную от заикания беседу. Однако, чтобы достичь этого, необходимы упорные и длительные тренировки.

Речевая зарядка: ребенок изображает все, о чем говорится в стихотворении:

Зубы чистим каждый день

Делать это нам не лень.

Положите перед ребенком стопку картинок с изображением животных, дайте образец рассказа:

Слон стоит. Мальчик ловит рыбу. Девочка прыгает. Женя продолжает: «Бабочка летит. Птичка сидит на ветке. Собачка лает. Кошка спит. Мальчик играет. Бабушка вяжет. Мама читает». Усложните рассказ ребенка наводящими вопросами: «Куда летит бабочка?» — «Бабочка летит к цветку». «К какому цветку?». Тогда ответы по картинкам станут примерно такими: — Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка громко лает. Полосатая кошка Машка спит на диване. Кудрявый мальчик играет на дудочке. Бабушка вяжет Жене теплые носки. Мама читает интересную книгу.

Разложите картинки в такой последовательности, чтобы получились короткие рассказы:

— Бабочка летит к желтому цветку. Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка на нее громко лает. Кудрявый мальчик играет на дудочке.

— Бабушка вяжет теплые носки. Рядом спит полосатая кошка Машка. Мама сидит за столом и читает интересную книгу.

Постройка дома из кубиков. По ходу «строительства» задавайте ребенку вопросы, связанные с завершением той или иной операции.

— Я поставил красный кубик.

— Я его снял с полки.

Вопросы старайтесь строить в той последовательности, в которой осуществляется сооружение домика.

— Женя, что ты еще успел сделать?

— Я сделал крышу и трубу.

— Какого цвета домик?

Сквер (лес). Разговор ведите по поводу уже совершенных ребенком действий.

— Женя, что ты сорвал?

— Как называется цветок?

— Что ты с ним сделал?

— Положил в ведерко.

— Я стою за кустом.

— Где твоя лопатка?

После прогулки продолжите занятия по сюжетной картинке, например «Три медведя». Наводящими вопросами создайте ребенку возможность в логической последовательности изложить события, изображенные на картинке. Прочитайте сказку «Три медведя», разыграйте ее по ролям.

Изготовление конверта из листа бумаги

Возьмите обычный почтовый конверт, расклейте, положите его на плотный лист бумаги, обведите карандашом. Предложите ребенку по контурным линиям сделать разрезы. Задавайте вопросы по поводу произведенных действий. В этих случаях речь «шлифуется» не только в условиях непосредственного созерцания, но и частично по представлению, по следам сделанного, без опоры на наглядность в момент ответа. Речь при этом носит более сложный характер.

— Женя, что ты сейчас сделал?

— Я вырезал уголок.

— Сначала взял ножницы, потом надрезал лист до отметки. А дальше разрезал по линиям.

— А сейчас что ты сделал?

— Я только что согнул два уголка, как ты показала.

— Для чего это нужно?

— Чтобы склеить уголки.

— Скажи, что ты сделал?

— Намазал уголки клеем.

Женя сгибает уголки и осторожно разглаживает пальцем.

— Вот, смотри,- я склеил.

В процессе изготовлеиия поделки речь становится более свободной и разнообразной. При этом развивается логическое мышление и память.

Разучивание стихотворения З. Александровой «В школу».

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

Разложите в логической последовательности 3-4 картинки с изображением знакомых ребенку предметов и действии. Вначале используйте вопросно-ответную форму речи (Кто изображен на картинке? — Мальчик. Что у него в руках? — Удочка). Затем предложите ребенку самостоятельно построить рассказ.

— Мальчик с удочкой идет на реку удить рыбу. На берегу он размотал леску. На крючок насадил червячка. Закинул леску в воду и присел на корточки. Ждет, когда начнется клев. Ждать пришлось недолго. Поплавок ушел в воду. Мальчик быстро встал и вскинул удочку. В воздухе заметалась серебряная рыбка. Поймал.

Изготовление гриба из пластилина. Во время работы над поделкой ведите разговор по поводу предстоящих действий. Вопросы ставьте так, чтобы ответы на них давались в форме будущего времени. В этом случае ребенок будет учиться плавно говорить без конкретной опоры на восприятие, по следам представлений, а значит, более абстрактно, более естественно, повествовательно. Здесь ребенок уже сам формулирует вопросы, дает критическую оценку сделанному, рассказывает о том, как он изготавливал гриб.

С детьми следует больше заниматься изготовлением поделок, предварительно обсуждая предстоящие операции. Этот этап служит своеобразной базой для перехода на закрепление навыков спонтанной (самостоятельной) речи.

На первых порах изготовляют такие поделки, которые требуют всего несколько операций. Главное внимание обратите на то, чтобы ребенок сопровождал речью все процессы, которые он осуществляет.

Изготовьте сами из пластилина гриб — образец поделки, ориентируясь на который малыш сам попытается вылепить такой же.

— Женя, что ты сначала будешь делать?

— Сначала я возьму пластилин и раскатаю его.

— Покажи, как это нужно делать?

Женя раскатывает колбаску между ладошками.

— Хорошо! Правильно. А что дальше?

— Из этой колбаски я буду делать ножку гриба.

— А вот так. Внизу — потолще, вверху — потоньше. Получилась груша.

— Как ты будешь делать шляпку?

— Сначала скатаю шарик. Катает шарик между ладошками.

— А что получится из шарика?

— Шарик я разомну и получится лепешка.

— Что сделаешь в середине?

— Выдавлю ямку и загну края. Потом возьму ножку и присоединю ее к шляпке.

— Не торопись, Женя. Ребенок разглаживает шляпку.

— Как называется грибок?

— Это подосиновик. Он растет под осиной.

— Куда мы его поставим?

— Поставим на полку, рядом с корзиночкой.

Когда ребенок без затруднений планирует свои действия, все предстоящие операции по изготовлению поделки, то он без запинок может вести разговор независимо от сложности вопросов и использовать в речи распространенные предложения.

Игра в зоологическое домино. По ходу игры задавайте ребенку вопросы:

— Какую фишку ты собираешься поставить?

— Какого она цвета? На что похожа?

— Эта бабочка желто-зеленого цвета. Похожа на лимон.

— Что ты сейчас поставил?

— Я поставил слона. Слон огромный. Я видел его в зоопарке. Он пил воду и выпускал ее из хобота. Получался фонтанчик.

Вопросы на занятии можно задавать самые разнообразные, чтобы они вызывали у ребенка желание высказаться эмоционально. Предлагайте ему вспоминать и называть других животных, описывать их по памяти. Поощряйте ребенка за хорошие ответы.

Разучите с ребенком по ролям (с опорой на картинки) стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр».

Для выработки прочных навыков плавной речи старайтесь разнообразить работу по составлению рассказов, изготовлению поделок, разучивайте короткие ритмичные стихотворения, организуйте речевые игры — драматизации по русским народным сказкам и стихотворениям К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Если на занятии по освоению более сложных форм речи ребенок начнет делать запинки, не справляться с заданием, то перейдите на тот уровень речи, на выполнение тех поделок и игр, во время которых он не испытывал трудностей.

Помните, соблюдение принципа постепенности и последовательности — важнейшее условие преодоления заикания. Рассказывать распространенными предложениями разрешайте ребенку в том случае, если он плавно описывает картинки и поделки короткими фразами. Стройте занятия живо, интересно, занимательно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от них, находился в состоянии постоянного ожидания.

Вовсе не обязательно тренировать речь ребенка только описанием картинок, при изготовлении поделок. Готовитесь ли вы к прогулке, обеду, сну, всегда стремитесь подчинить все эти моменты развитию правильной речи — от ответов на вопросы до самостоятельного описания эпизодов прошедшего дня.

Следующий этап преодоления заикания — это пересказ прослушанного рассказа, рассказы о том, как осуществлялись поделки, проводились игры.

На данном этапе важно подобрать интересные рассказы для пересказа. Вы их без труда найдете в детских журналах и книжках. Великолепным материалом служат различные сказки, детские рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, А. Чехова, М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина.

Для начала возьмите короткий, динамичный рассказ или сказку. Прочитайте два раза, побеседуйте с ребенком — уяснил ли он содержание прочитанного, запомнил ли название, имена главных героев. По мере освоения пересказа переходите к более сложным рассказам.

Что касается рассказов об изготовленных поделках, то в данном случае ребенок учится владеть более сложной (контекстной) формой речи. Он по памяти, без зрительной опоры на конкретные действия, описывает все процессы, которые он выполнял при изготовлении поделки (корзиночки, грибка и т. д.). Если ребенок свободно, без затруднений пересказывает рассказы, объясняет принципы создания поделок, делится своими удачами и неудачами, значит под влиянием обучения произошла перестройка речевой деятельности. Заикание как дефект исчезло. Приведем пример занятия.

Речевые упражнения на координацию слова с движением.

Изготовьте два флажка, выучите текст:

Проделайте это упражнение сначала сами, а потом с ребенком.

Имея в руках по флажку, ребенок выполняет движения одновременно с чтением текста.

Другое упражнение. Движения выполняются в соответствии со словами:

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Пересказ прочитанной сказки «Курочка ряба».

Прочитайте сказку два раза. Проработайте ее по вопросам. «У кого была курочка ряба? Что снесла курочка? Какое яичко снесла курочка ряба?» и т. д.

Обычно дети быстро запоминают сказку и читают ее наизусть. В дальнейшем учите ребенка пересказывать сложные рассказы своими словами.

Ручной труд. Лепка посуды из пластилина.

— Женя, что ты будешь лепить?

— Я буду лепить чашку и тарелочки.

Женя выполняет поделки молча. Как только будет готова чашечка, попросите ребенка рассказать о том, как он смастерил ее.

Аналогичным должен быть рассказ и о тарелочках. По ходу задавайте наводящие вопросы, чтобы рассказ получился полным, насыщенным.

Заучивание стихотворения А. Барто «Веревочка».

Прогулка. Заикание преодолевается не только последовательностью речевых упражнений, но и последовательностью ситуаций (знакомая, малознакомая, незнакомая обстановка). Для того, чтобы ребенок чувствовал себя так же свободно, как и дома, во время прогулок создавайте ему малознакомые и незнакомые ситуации.

Например, предусмотрите покупку конфет в магазине у знакомого продавца. Пусть ребенок сам скажет:

— Тетя Зина, дайте мне пакетик «Белочки».

— Женя, ты любишь «Белочку»?

— Да, я люблю эти конфеты. Они вкусные.

— Спасибо, тетя Зина.

При затруднении придите ребенку на помощь — задайте наводящий вопрос. Если ребенок уже свободно общается со знакомым продавцом, предусмотрите покупки у незнакомого продавца. Покупайте те предметы, которые необходимы ребенку и которые нравятся ему.

После прогулки. Изготовление поделки — бумажного стаканчика для карандашей.

На этом занятии предоставьте ребенку возможность говорить без ограничений. Следите только за последовательностью изготовления операций и при необходимости регулируйте темп работы и речи.

Занятие разделите на две части: вводную и основную.

Вводная часть — подготовительная.

— Женя, что ты собираешься делать?

— Я собираюсь делать бумажный стаканчик.

— Что ты приготовил для этого?

— Я приготовил ножницы, клей, кисточку, цветную бумагу, карандаш, линейку.

— С чего ты начнешь?

— Сначала я размечу карандашом на бумаге стенки для стаканчика, потом дно. Возьму ножницы, по линиям вырежу полоску бумаги для стенок и кружок для дна. Намажу боковые края полосок клеем, согну их и склею, потом приклею дно. Стаканчик готов.

Ребенок раскладывает инструменты и заготовки в той последовательности, о которой речь шла выше.

Основная часть — разметка бумаги и изготовление поделки.

Ведите с ребенком самый непринужденный разговор. Ставьте его в такое положение, чтобы у него возникла потребность содержательно высказаться по ходу деятельности, правильно сформулировать вопросы.

После изготовления поделки побеседуйте с ребенком о ней. Какая она получилась? Для чего предназначена? Как будет выглядеть стаканчик, если в него поставить карандаши.

Чтение рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

Обсудите с ребенком прочитанное.

Пересказ рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

После пересказа нарисуйте в альбоме лошадь, дерево, мальчика.

Предложите ребенку «выложить» утенка, сопровождая каждое действие рассказом. Побеседуйте о выполненном задании. Подберите стихотворение об утенке.

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».

Составление рассказа о прошедшем дне. Это интересная форма работы, но требует живого участия родителей. Ребенок охотно станет рассказывать в том случае, если день у него прошел занимательно и был насыщен впечатляющими событиями.

На этом тренировочный период заканчивается. Его результатом должна быть совершенно свободная от заикания речь. В своем дневнике отметьте этот момент. Поставьте в известность логопеда и врача о достигнутых успехах. Посоветуйтесь с ними о дальнейших мероприятиях по укреплению здоровья ребенка, совершенствованию речевой деятельности.

Закрепительный период — это период самостоятельной речи. Цель его состоит в том, чтобы закрепить навыки плавной речи, выработанные на ежедневных занятиях, перенести эти навыки в более сложные условия, на более высокий уровень речевого общения. Используйте для этого разучивание стихотворений, пословиц, загадок, считалок. Стихотворения придают речи правильный ритмический рисунок, делают ее уверенной и выразительной. Устраивайте прослушивание записи стихов, обращайте внимание ребенка на радиопередачи с участием мастеров художественного чтения. Речь выдающихся актеров служит блестящим образцом для подражания. Магнитофон будет служить своеобразным контролером в речевом процессе.

Эффективными формами закрепления речевых навыков являются ручной труд, рисование, лепка, конструирование, рассказ об увиденном в течение дня. Используйте все это.

Создавайте ребенку различные речевые ситуации, стремитесь к тому, чтобы он выступал с чтением стихотворений, рассказов перед своими сверстниками. Устраивайте периодически «чай», приглашайте на него гостей. Старайтесь предусмотреть для приглашенных интересное занятие, следите, чтобы каждый ребенок был активным участником торжества.

Надо хорошо продумать весь ход праздника: подготовьте интересные рассказы и сказки, устройте «страничку» загадок, вопросов и ответов, «страничку» игр. Праздники объединяют детей, воспитывают у них положительные черты характера, умение хорошо держаться и говорить. Ваш ребенок почувствует уверенность в себе, испытает радость речевого общения со сверстниками. Непринужденно и содержательно проходят праздники в том случае, если ребятам предлагают выполнить коллективную работу, например, выложить из мозаики автомобиль, самолет и т. д. Речь при этом звучит эмоционально, естественно, приподнято.

Очень полезны игры-драматизации, игры-инсценировки, поставленные по (мотивам русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

Систематически предлагайте ребенку рассказывать об увиденном на улице, в парке, о просмотренных кинофильмах и телепередачах.

Старайтесь, чтобы ребенок разговаривал со сверстниками в магазине, театре, на детских праздниках, был активным участником мероприятий, организуемых для детей в парках, живых уголках и т. д.

Если ребенку около 7 лет, готовьте его к школе, больше рассказывайте о школе, познакомьте с учебниками для первого класса, просмотрите их. Обучайте его грамоте, но помните, что освоение букваря — дело трудоемкое, не перегружайте ребенка длительными занятиями, ибо возможны рецидивы заикания. Буквы осваивайте постепенно, сразу же учите читать звуковым аналитическим методом. Недостатки звукопроизношения поправляйте по мере освоения букв. Учите ребенка писать печатные буквы, составлять из них слоги, простейшие слова.

Обучение грамоте значительно облегчит пребывание ребенка в школе, особенно на первых порах. Напомним, что поступление в школу — это новый этап в жизни детей, вызывающий перестройку всей повседневной деятельности. Он сопряжен с большой умственной и физической нагрузкой. Вот почему нередко у ребенка, избавившегося от заикания, в этот период недуг проявляется снова и с еще большей силой.

Следует позаботиться о том, чтобы адаптационный период в школе прошел как можно мягче, спокойнее. Заранее познакомьте ребенка с учителем, расскажите ему о речевой патологии ребенка, имевшей место в прошлом. Выработайте совместные пути щадящего режима в период прохождения букваря: общение с помощью облегченных форм речи, опора на наглядность, создание спокойной обстановки в классе, вовлечение в общественную деятельность. Внимательно следите за учебой, за изменениями в психологии и поведении ребенка, вызванными учебным процессом. Малейшие признаки заикания служат основанием для обращения за помощью к специалистам. Родители, разумеется, должны постоянно направлять усилия на укрепление здоровья ребенка, его нервной системы.

Свободное владение речью в общении со взрослыми и сверстниками свидетельствует о полном преодолении заикания, а, следовательно, отпадает всякая необходимость в организации логопедических занятий и в медицинском вмешательстве.

Если же у ребенка снова обнаружится заикание, то весь комплекс медико-педагопических мероприятий повторяется.

Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

Речевая система практически начинает формироваться с двух лет, поэтому в самом раннем возрасте из-за недостаточной осознанности дети не испытывают патологического влияния психического травмирования.

При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

www.7ya.ru

Что делать, если ребенок начал заикаться 3 года?

Заикание – это нарушение плавности речи, при котором запинки, растяжение и повторение звуков и слогов сопровождается мышечным напряжением – судорожными сокращениями артикуляционного аппарата. Слова произносятся с трудом, а попытки преодолеть запинки только усиливают заикание.

Заикание появляется при становлении речи, в возрасте около трех лет. Врачи этот период называют «пиком речевой активности».

В большинстве случаев развитию заикания способствует неправильное взаимодействие аппарата артикуляции и речевых центров. В височной доле коры головного мозга расположены взаимосвязанные между собой центр моторной речи и центр понимания речи. От центра моторной речи отходят нейроны, которые формируют нервы, подходящие к аппарату артикуляции. Судороги артикуляционного аппарата, слышимые как заикание, вызваны нарушением этих связей. Порой мысли ребенка опережают его артикуляционный аппарат. У взрослых людей заикание практически всегда начинается в детстве.

Если ребенок трех лет растягивает или повторяет звуки, слоги и слова, вставляет лишние слова и звуки, ничего страшного – идет процесс становления ритмичной речи. Если речевые запинки становятся частыми, затрудняют понимание детской речи, нужно срочно посетить невролога и логопеда. Сами по себе они не пройдут, а меры для восстановления плавности речи определяются временем появления заикания. Заикание считают начальным, если оно наблюдается не более двух месяцев, и закрепившимся – при более длительном сроке.

Если заикание развилось остро, необходимо разобраться в причинах, травмирующих психику. Это может быть перегрузка речевой информацией, сильный испуг, психическая травма. Если негативная ситуация связана с детским садом, нужно отменить его посещение (не менее, чем на два месяца). Следует отметить, что в трехлетнем возрасте такое заикание – редкость, обычно оно развивается, если ребенок несколько лет говорил правильно.

Что делать, если ребенок 3 лет начал заикаться?

Во-первых, необходимо ввести “речевую паузу” – ребенок должен меньше говорить. Его режим следует организовать так, чтобы как можно реже возникала необходимость говорить. На вопросы ребенка, конечно, нужно отвечать, но желательно, чтобы он больше молчал. В противном случае может сформироваться стереотип неправильной речи. И не нужно поправлять или заставлять медленнее говорить, чтобы не развился страх речи.

Необходимо удалить телевизор, исключить хождение в гости, устранить шумные игры, посещения зоопарка, цирка и иных шумных зрелищных мест. В остальном следует вести обычный образ жизни, но домашний режим предпочтительнее посещения детского сада.

Ребенка нужно приучать к настольным играм, что успокаивает и развивает мелкую моторику рук. Увлекают детей игры с песком и водой, к тому же укрепляют нервную систему. Полезно двигаться и петь под музыку.

В три года ребенок уже может заниматься с логопедом, но помогать ему должны и невролог, и родители. Хорошо, если заикание сразу удастся вылечить. Очень важно, чтобы у ребенка не сформировался комплекс стеснения своей речи и боязни говорить.

womantip.net