Специалисты

Занятия с детьми страдающими аутизмом

03.09.2018

Игры и занятия для детей с аутизмом

Детей, страдающих аутизмом, нужно ежедневно привлекать к интересным, но достаточно сложным видам деятельности. Стоит ли ожидать, что такие дети везде смогут успешно проявить себя? Конечно, нет. Но существует целый ряд игр и занятий, в которых дети-аутисты с удовольствием примут участие.

Поэтому прежде чем планировать обучающую и игровую деятельность, хорошо продумайте следующие моменты:

• Участники — Кто еще участвует в этой деятельности? Весь класс, несколько учеников или только один ребенок? Если вы собираетесь задействовать в игре или занятии нескольких детей, тщательно продумайте, кого именно выбрать. Очень важно, чтобы ребенок-аутист оказался в окружении чутких и внимательных детей.

Контролируйте поведение всех участников группы, и особенно внимательно следите за теми из них, кто может повести себя грубо по отношению к ребенку, страдающему аутизмом.

• Уровень деятельности – Каковы характерные особенности деятельности, в которой будет участвовать ребенок? Обладает ли он достаточной координацией для этого вида деятельности? Как он будет смотреться на фоне других детей? Есть ли у него необходимые навыки для такого вида деятельности? Была ли у ребенка возможность приобрести эти навыки?

• Возможные трудности — Какие трудности могут возникнуть в ходе этой деятельности? Сопряжена ли данная деятельность с повышенным уровнем шума? Чрезмерный шум плохо переносится детьми, страдающими аутизмом. Планируя занятия, подумайте, не станет ли их интенсивность причиной расстройства для ребенка с аутизмом, не приведет ли она к стрессу? Предполагают ли эти игры и занятия физические контакты между детьми? Здесь следует соблюдать особую осторожность, поскольку аутисты склонны избегать тактильных контактов.

Игры для детей, страдающих аутизмом, должны быть интересными. Главное, чтобы они не становились причиной расстройств, иначе положительного эффекта не будет.

Выбор деятельности для детей-аутистов

Выбирая вид деятельности для ребенка, страдающего аутизмом, важно принимать во внимание его склонности, интересы и возможности.

• Игры – Дети любят игры, в ходе которых активизируется сенсорное восприятие. Именно такой является игра «Прятки с игрушками». Расскажите детям, как выглядит искомый предмет. Они должны найти этот предмет по описанию и сказать, как он называется.

• Стихи и песни – Дети любят ритмичные тексты. Разучите с ними несколько стихотворений или песенок, и повторяйте их каждый день. Во время пения или декламации стихов дети могут подпрыгивать или совершать иные физические движения.

• Спорт – Спорт открывает ребенку совершенно новый мир. Те виды спорта, в которых задействовано много участников, не самый лучший вариант для детей, страдающих аутизмом. А вот гольф, бейсбол или рыбалка могут вызвать у них интерес.

• Искусство – Дети-аутисты нередко находят себя в некоторых видах искусства, например, в театрализованной деятельности, рисовании, пении и музыке. Предоставляйте детям возможность заниматься творчеством как можно чаще.

Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому вам следует ознакомить их с самыми разными видами деятельности. Когда ребенок поймет, что ему нравится больше всего, он обязательно сообщит вам об этом! Как можно чаще поощряйте ребенка и предоставляйте ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстниками.

dislife.ru

Какая работа должна проводиться с детьми с аутизмом

Работа с детьми с аутизмом — важный процесс для адаптации ребенка к внешней среде. Любой человек с рождения взаимодействует с внешним социальным миром. Формирование личности индивида начинается, по большому счету, с того момента, когда он начинает говорить и общаться с другими людьми. У некоторых детей с раннего детства наблюдаются нарушения восприятия и проблемы взаимодействия с окружающим миром. Очень часто такие признаки говорят о том, что у ребенка присутствует ранний детский аутизм. Другое его название — синдром Каннера, при котором наблюдается искаженное восприятие и задержки в развитии, нарушение психологических функций. Они, в свою очередь, со временем приводят к уже новым патологиям. Само слово «аутизм» на греческом языке означает «сам», что характеризует детей, страдающих аутизмом, как замкнутых, сосредоточенных на своем внутреннем мире людей. Больные аутизмом испытывают серьезные трудности при взаимодействии с внешней средой.

Больной аутизмом не может развиваться, как остальные дети. В связи с этим важно не только вовремя распознать аутизм, но и помочь ребенку максимально возможно адаптироваться к внешнему миру, чувствовать себя в нем комфортно. Причины аутизма до сих пор не исследованы до конца. Часть ученых склоняется к мнению, что нарушения происходят при внутриутробном развитии, а другие считают, что аутизм появляется в связи с болезнями детства.

Признаки, которые определяют детский аутизм

К основным из них относят:

  • Обособленность больного аутизмом от внешнего мира. Трудности, которые человек изначально испытывает в общении с окружающими, являются причиной замкнутости и нежелания иметь контакты с другими людьми. Дети, больные аутизмом, не реагируют на обращения к ним, ни к кому не обращаются сами. На более глубоких стадиях аутизма такие дети не использую жесты, мимику. Они могут полностью закрыться в себе и даже не пытаться наладить контакты с кем-либо.
  • Отвержение окружающего мира. На ранних стадиях дети могут исследовать то, что вокруг них, но со временем, как правило, перестают интересоваться и этим. Для них становится важно, чтобы происходило как можно меньше изменений. Когда такие дети вырастают, эта проблема встает ребром, ведь взрослому человеку приходится общаться с внешним миром.
  • Конфликтность и нарушение речи. Дети, у которых присутствует аутизм, конфликтны, эгоистичны. Причем часто замечается, что они умеют говорить, используя художественную речь, но редко могут понимать ее суть и вообще подтекст происходящего.
  • Сложности в организации взаимодействия. Самая большая проблема в работе с детьми с аутизмом — это то, что они не могут до конца усвоить социальные, двигательные, речевые, ситуационные навыки.
  • Нюансы взаимодействия с детьми, страдающими аутизмом

    Прежде чем начать работу по развитию детей с аутизмом, обязательно нужно знать основные положения, которые помогут сделать эту работу эффективной и не причинят ребенку дискомфорта.

    1. Аккуратное общение с больным аутизмом на первоначальном этапе. Дети, больные аутизмом, с опаской относятся к людям. Чтобы заполучить расположение, не следует сразу навязывать ему определенные игры и давай конкретные задания. Малыш, как правило, сам при первом общении задаст его вектор, ведь у таких детей изменчивое настроение и эмоциональный фон. Если он попросил вас о какой-то конкретной игре, не отказывайте ему. В таком случае он не замкнется и с ним можно будет продолжить эффективную работу.
    2. Речевая рефлексия. Любое занятие с ребенком с аутизмом обязательно должно сопровождаться речевыми комментариями педагога, лучше всего теми, которые передают эмоции.
    3. Сдержанность. Не стоит забывать, что у детей, страдающих аутизмом, настроение очень изменчиво. Если у больного что-то не выходит и он начал капризничать, не ругайте его, лучше помогите.
    4. Понимание индивидуальности каждого аутиста. Нет детей-аутистов, одинаковых в своем поведении. Нужно быть готовым к тому, что одно и то же задание один примет позитивно, а другой — враждебно. Поэтому нужно понимать индивидуальность таких детей и подстраиваться под нее.
    5. Стереотипная игра как способ знакомства

      У любого педагога уже на этапе знакомства с малышом, больным аутизмом, возникает трудность с установлением связи. Для него педагог — это новый человек, поэтому он стремится обособиться от него, боится. К этой ситуации нужно подготовиться заранее и знать, как наладить общение с больным аутизмом. Обычно ему нужно определенное количество времени, чтобы привыкнуть к новому знакомому. У любого аутиста есть несколько излюбленных игр, в которых он может манипулировать какими-либо предметами. У них есть свои особенности. В ходе игры совершаются поступки, цель и логика которых часто абсолютно не понятны окружающим. Он занимается сам с собой, причем выполняет обычно повторяющиеся действия и манипуляции. Такие игры остаются неизменными по своему содержанию, играть в них аутист может на протяжении долгого времени. Не стоит сразу присоединяться к игре, стоит понаблюдать. При наблюдении нужно заметить повторяющиеся жесты, звуки, которые издает малыш. Необходимо постараться вникнуть в смысл этой игры, чтобы в будущем принимать в ней участие.

      Придя к аутисту, останьтесь поблизости и попробуйте понаблюдать за его действиями. Не стоит подходить слишком близко, ведь если человек, страдающий аутизмом, имеет отрицательный опыт в контактировании с людьми, он будет вас избегать.

      Начинать принимать участие в играх ребенка можно только после того, как он перестанет негативно реагировать на ваше нахождение рядом.

      Делать это нужно осторожно и аккуратно. Допустим, он ищет нужную ему деталь — можно ее подать ему. Или, если повторяет какое-то слово, сказать его тоже.

      Не нужно торопиться с вашими целями в работе с ребенком-аутистом. В первую очередь вам нужно получить его расположение и доверие. Важно, чтобы благодаря вашим действиям аутист со временем понял, что вас не стоит остерегаться, а можно попросить помощи или рассказать о том, что его волнует. Будьте терпеливы, и все получится.

      Взаимодействие с ребенком с помощью сенсорной игры

      Сенсорная игра — это игра, с помощью которой малыш постигает неизведанные ранее ощущения. Ощущения эти могут быть визуальными, слуховыми и так далее. Используя такие игры в работе с больным аутизмом ребенком, можно установить связь, с помощью которой можно будет проводить дальнейшую работу с ним.

      Благодаря таким играм можно наладить хороший доверительный эмоциональный контакт с ребенком, ведь он получит новые ощущения, за которые будет вам благодарен.

      Таких игр уже придумано большое количество, главное в них — показать ребенку то, что он еще не видел. В этих играх используются краски, вода, мыльные пузыри, свечи, свет и тень, крупы и многое другое. Можно проводить эти игры со звуками, осязанием чего-либо. Главное, что должно присутствовать в них, — это новизна ощущений у ребенка.

      Как проводить занятия для детей с аутизмом

      Стоит отложить игру, если ваш подопечный не настроен в нее играть. Степень насыщенности игр стоит увеличивать постепенно, чтобы не испугать ребенка. Если ребенку понравилась какая-то конкретная игра, он будет просить повторять ее. Такая особенность присутствует у детей-аутистов, нужно понимать ее и удовлетворять желание ребенка. Не стоит затягивать занятия для детей, ведь концентрация у аутиста непостоянная, а сложные сюжеты он не в состоянии воспринимать. В силу заболевания он может повторять фразы-штампы. Не игнорируйте их, а повторите. Такой зеркальный способ общения позволит наладить хороший доверительный контакт.

      Иногда у ребенка возникает желание обладать каким-то потенциально опасным предметом или совершать действия, которые ему могут угрожать. В таком случае не запрещайте ему это, а замените на что-либо похожее. Пусть малыш сам определяет ход игры, проявляет инициативу, ему в этом не стоит мешать. Аутист может начать совершать различные действия с удвоенной силой: колотить по стеклу, поджигать одну спичку за другой. Если такая ситуация возникла, нужно попытаться переключить его внимание на другое интересное действие.

      1popsihiatrii.ru

      Музыкальные занятия с аутистами

      Методика музыкальной терапии для детей с аутизмомОпубликовано 10 Август, 2010 — 13:55 by Игорь Шевченко

      Как известно, музыкальная терапия — это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку предать ритм и гармонию собственной психической жизни.

      В зарубежной литературе находим широкое применение музыкальной терапии и при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и заканчивая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии — везде, где врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддерживать их внутренние силы в борьбе с определенным заболеванием.

      Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем [1, 2, 5, 7]: эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, содействие самовыражению и саморазвитию, облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. Как доказано [1, 6, 8], стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.

      Применение музыкальной терапии для детей с аутичными типом развития обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях [1, 4] говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма. По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у "неэмоциональных" индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции .

      Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РДА, уместность применения музыки на занятиях с ними, по нашему мнению обусловлена следующим:

      1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА;

      2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты

      Кроме этого, методы, которые применяет современная музыкотерапия, на наш взгляд являются соответствующими с актуальными проблемами детей с аутичными типом развития. Так, в классификации современных методов музыкотерапии по критерию подавляющего лечебного действия отмечается [2, 3, 6]:

      1. методы, направленные на отреагирования, а также эмоциональную активацию;

      2. тренинговые методы, применяемые в контексте поведенческой терапии;

      3. релаксационные и регулятивные методы;

      4. коммуникативные методы;

      5. творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации;

      По представленной классификации мы делаем вывод, что эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РДА, ведь они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.

      Учитывая все вышесказанное, нами разработана методика музыкальной терапии для детей с аутизмом.

      Принципы построения занятий:

      — принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия;

      — постепенное усложнение материала, целесообразно при формировании любой деятельности. Занятия методики построены от простого к сложному: от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению.

      -максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Важность ориентира на этот принцип обусловлена тем, что кинестезия является обязательным элементом любой ассоциации и центральной объединяющей функцией ощущения (ведь ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву, порождается кинестетическим ощущением, то есть движением. Исходя из того, что любое полноценное восприятие музыки есть ритмичным восприятием, мы делаем процесс восприятия музыки, активным, сотворческим, таким, что включает разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.

      ? Приветствие как ритуал.

      ? Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;

      ? коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).

      ? прощания как ритуал.

      Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, которое происходит в начале занятия — создать атмосферу доверия для детей и настроить их на занятия. Приход детей в группу сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Ведущий подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например "Здрав-ствуй, Я-ро-слав" и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо ведущему так подстраиваться, чтобы его глаза были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он — в безопасности.

      Следующие упражнения, связанные с активизацией внимания, являются очень важной составляющей коррекционно- развивающего процесса. Тренировка ребенка относительно способности управлять своим вниманием обусловливает, во-первых, продуктивность ее проявлений на протяжении конкретного занятия, а во-вторых, является фактором оптимизации ее дальнейшего развития через прямую связь с регуляцией психического состояния ребенка.

      Главный блок заданий имеет определенную этапность. Так, на первом этапе ведущий проводит музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развития координации движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений, пение, и игру в ансамбле. Перед началом пения проверяется правильность положения корпуса и головы, обращается внимание на обработку правильного дыхания. Занятия пением начинаются без слов, на низких тонах, вызывающих в нашем организме максимальный резонанс и дают возможность почувствовать активность и удовольствие в процессе управлении собственным голосом. Дальнейшая работа строится на подпевание эмоционально насыщенным мелодиям, которое перерастает в самостоятельное пение.

      На втором этапе происходит прослушивание музыки (вместе с активизированным ритмичным движением. Внедряются инсценированные попевки, способствующие становлению коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме. Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей с РДА управлять своими мышцами и эмоциональными состояниями; рисование под музыку.

      На третьем – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами. На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка с РДА на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников. Танцевальными упражнениями в методике есть простые элементы танцев различных народов мира, для которых используются соответствующие народные мелодии. Эти мелодии имеют концентрированную жизненную энергию, в то же время они просты, мелодичны, легко запоминаются, отличаются ярким рисунком, характерным фиксированным ритмом, определенным однообразием (т.е. четкой пространственной и временной организацией).

      Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что в начале отрабатывается способность детей действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений), затем постепенно усложняется задача, для выполнения которой необходимым становится согласованное функционирование нескольких анализаторних систем, и наконец, детям предлагаются задания, выполнение которых требует отлаженной сенсорной интеграции, двигательной и речевой памяти и согласования собственных проявлений с проявлениями других детей в группе.

      Заключительный этап — прощание. Прощаться можно и всем вместе, и отдельно, играя для каждого мелодию на фортепиано (мелодике, блок-флейте) и слушая ответ ребенка, который сопровождает свой уход определенным движением. Прощание можно организовать и таким образом: все дети по очереди подходят к большому бубну, который держит ведущий и ударяют рукой по нему, при этом поют "До-сви-да-ни-я. Главное, чтобы дети пошли в хорошем настроении. Когда они расходятся, звучит спокойная приятная музыка.

      Примечания для музтерапевта: 1) для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей; 2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматической действием; 3) на занятиях обязательным есть присутствие нескольких, так называемых, адаптеров, которые сопровождают детей с РДА и помогают им включаться в групповую работу, иногда (особенно на ранних этапах) выполняя задания за них, подключая их руки, направляя их движения.

      Проводить занятия по музыкальной терапии может коррекционный педагог или психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности (развитый музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), способность играть на нескольких инструментах, петь и желательно — музыкальное образование, или музикотерапевт, осведомленный в проблематике детской специальной педагогики и психологии.

      Дерек Паравичини (Derek Paravicini) — "Человек-iPod", слепой аутист-савант.

      Сейчас у Дерека интеллект четырехлетнего ребенка. Его мать, Мэри Энн Хенбери, говорит, что никто в семье не питает иллюзий в плане улучшения психического состояния Дерека. За последние шесть лет, которые Дерек провел в RNIB Redhill, колледже для слепых, в непосредственной близости от Лондона, он, к сожалению, не научился даже элементарным навыкам — он не знает, где взять пищу и поесть, не говоря уж о ее приготовлении, самостоятельно одевается с большим трудом, на личную гигиену Дерек тратит около часа и все это вряд ли когда-нибудь изменится Его тенденция повторять все, что он слышит называется эхолалией, это состояние наблюдается у 75% людей с аутизмом. Дерек прибегает к этому, когда он не в полной мере понимают то, что сказал ему.

      То, что у Дерека, не смотря на его аутизм и слепоту, есть музыкальные способности, его родители обнаружили довольно рано, мальчишке не исполнилось тогда и двух лет. В четыре года он уже выступал на публике. Когда его впервые увидели преподаватели музыки, то были поражены — у мальчика был абсолютный слух! Прозвище «Человек-iPod» к нему прицепилось из-за того, что Дерек может сыграть музыкальное произведение, услышав его впервые в жизни!

      Его родители организовали для него обучение в музыкальной школе для слепых детей участие в школ для слепых Linden Lodge в Лондоне. Когда Дерек увидел в музыкальной школе фортепиано, то буквально вытолкал из-за него одну из учениц школы и принялся играть сам. Опекать Дерека стал учитель музыки из Linden Lodge Адам Окелфорд. Адам посвятил тысячи часов на обучения Дерека и надо сказать, что это время не прошло даром. «Дерек не только прекрасно играет на фортепиано, он импровизатор от Бога!», — говорит Адам, «Он при игре использует не только пальцы, но и локти, заведенные за спину руки и даже нос! Иногда создается впечатление, что наблюдаешь за тренировкой каратиста».

      В 1989 году в возрасте девяти лет Дерек Паравичини сыграл свой первый крупный концерт в Барбикан-Холле в Лондоне, когда он играл с Королевским филармоническим оркестром. Дерек регулярно играет в джаз-клубе Ронни Скотта он был одним из главных героев документального фильма о музыкантах-савантах, он также фигурирует в одном из эпизодов фильма «Чрезвычайные Люди» в эпизоде под названием «Музыкальный гений», в котором описано его путешествие в Лас-Вегас, где Дерек играл в Mandalay Bay Resort вместе с еще одним гениальным слепым пианистом-савантом Рексом Льюисом. Дерек и Рекс играли в концерте, организованном в поддержку Лили Клэр и ее ресурсного центра для семей с детьми с нервно-генетическими расстройствами. Билеты на гала-вечер стоили $ 2000, но разошлись мгновенно.

      Не смотря на свои ограниченные психические возможности, Дерек обладает феноменальной памятью. В Университете Шеффилда, возможности памяти Дерека были поставлены под сомнение некоторыми музыкальными специалистами. Дереку предложили сыграть баскскую колыбельную, которую он не то, что он никогда не слышал, об этой мелодии мало кому вообще известно даже среди музыкальных энциклопедистов. Дерек воспроизвел ее блестяще!

      Профессор Саймон Барон-Коэн из Тринити колледж, Кембридж объясняет: «У таких людей очень часто возникают трудности с обучением. Они с трудом овладевают социальными навыками и даже навыками самообслуживания. Люди с аутизмом, как правило, очень хорошо занимаются систематизацией чего-либо и музыка может быть с ее последовательностью и структурностью для них привлекательна. Некоторые из них достигают в этом огромных высот, как Дерек. Их называют савантами».

      Мозг Дерека практически полностью посвящен музыке. Он слушает, обрабатывает и создает музыку. Он обладает очень редким даром — у него абсолютный слух в сочетании с мозгом саванта. Дерек может воспринимать несколько мелодий, звучащих одновременно и потом воспроизвести их по отдельности. Иан Кросс, преподаватель из Университета Кембриджа отмечает, что «даже наиболее подготовленные музыканты не смогли бы этого сделать.

      Многие называют жизнь Дерека неполноценной, объясняя это тем, что ему недоступны обычные человеческие радости. Да, он гениальный джазовый музыкант, но вряд ли когда-либо ощутит радость первой любви, рождения детей, да и просто оценит себя со стороны. Другие утверждают, что Дерек счастливее людей с «обычной» психикой, т.к. у него есть то единственное, в чем он нуждается — его музыка, а все остальное ему глубоко безразлично. Думаю, главное, что этот человек вообще есть на свете и на своем примере показывает, пусть и неосознанно, что одинаковых людей не бывает, наоборот — они очень разные, но это не признак инвалидности или «психической неполноценности», а просто недостатков в чем-то, а в чем-то — превосходства. Огромного превосходства гениального музыканта и импровизатора.

      Музыкант слеп, не может пользоваться шрифтом Брайля и не умеет считать, но его феноменальная память позволяет ему воспроизводить любое музыкальное произведение, услышанное лишь раз.

      Адам Окенфолд, учитель Паравичини рассказал о сложностях, которые возникали в их совместной работе: «Я потратил несколько месяцев на то, чтобы он позволил мне сесть за его фортепиано. Это его территория и каждый раз, когда я пытался сыграть хоть ноту, он начинал толкать меня головой. Единственной возможностью научить его чему-то, было отвести его в другой конец комнаты и успеть быстро что-то исполнить, пока он не добрался обратно. Он общается с людьми посредством своей музыки. Музыка стала и нашим с ним общим языком».

      Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Но в чем же скрывается тайна той универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает только музыка Моцарта? Каковы “секретные механизмы” общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?

      СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ДЕТЕЙ

      ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАРТА

      Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. /Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц./

      В 1995 г. нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его коллега – психолог Френсис Раушер – опубликовали результаты своих экспериментов над 79 студентами колледжа в г. Ирвине. /Студентов разбили на 3 группы: 1-я группа в течение 10 минут до тестирования сидела в полной тишине, 2-я – слушала аудиозапись какого-то литературного произведения (рассказа), а 3-я – слушала фортепианную сонату Моцарта. Тестирование проводили до и после прослушивания. Результаты таковы: 1-я группа при повторном тестировании улучшила свои результаты на 14 %, 2-я – на 11 %, 3-я – на 62 %. /Примечательно, что уже в день обнародования по колледжу официальных результатов этих тестов студенты, узнавшие о новом необычном “лекарстве для ума”, раскупили в магазинах г. Ирвина все CD-диски с музыкой Моцарта./

      Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность)./

      Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

      Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

      В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

      В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

      По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением./

      Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. /Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления./

      В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х гг. ХХ в. – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня. /Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: “До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления”./

      С тех пор им было разработано и запатентовано несколько технологий обработки звука и выпущен целый ряд музыкальных альбомов, которые получили международное признание и широко используются гипнотерапевтами, психологами, целителями для погружения в измененные состояния сознания, снятия стрессов и нормализации сна.

      По форме большинство альбомов этой серии — завораживающая космическая музыка, однако специальная обработка звука делает их ещё и мощным средством для релаксации, снятия стресса и оздоровления.

      Научные исследования показали, что головной мозг человека находится в состоянии постоянной биоэлектрической активности, причем каждому функциональному и психическому состоянию человека соответствует свой уникальный паттерн этой активности.

      Установлено, что ритмические внешние воздействия на органы чувств (например, вспышками света или звуковыми ритмами) с частотами, присущими состояниям релаксации, дремоты, сна или творческого подъёма (альфа-, тета-, дельта- ритмы), приводят к своеобразному "отклику" головного мозга, соответствующему изменению его биоэлектрической активности.

      Использование технологии модуляции позволяет "встроить" различные ритмы в структуру самых различных звуков (музыкальных инструментов, человеческого голоса, природных звуков и т.д.) так, что эти ритмы перестают быть различимыми для сознания человека, однако продолжают оказывать влияние на активность мозга.

      Обработанные подобным образом звуки на слух неотличимы от обычных — предварительно заложив в синтезатор или сэмплер, их можно использовать для создания музыки, которая будет отличаться от обычной мягким, незаметным воздействием на сознание слушателя.

      При записи альбомов использовалась именно такая, а также целый ряд других запатентованных технологий.

      Кроме собственно музыки альбомы содержат записи звуков, издаваемых человеческим телом (дыхание, пульс и др.), тибетских колоколов и поющих чаш, а также космические "звуки" записанные кораблями "Вояджер" около дальних планет Солнечной Системы.

      Это не совсем по теме, больше подходит для раздела "Обучение".

      1.Коррекционную программу необходимо слушать лежа, с закрытыми глазами, без постороннего шума, звук должен быть достаточно тихим и комфортным.

      2.Для прослушивания необходимо использовать вакуумные наушники, которые вставляются в ушные раковины и практически не выпадают. Если Вы заснули, можете слушать программу в любом положении, рекомендуемые наушники мешать Вам не будут.

      3.Музыка и звуковые ритмы должны входить одновременно с двух сторон, поэтому перед коррекцией проверьте исправность наушников. Если звук исходит с одной стороны, эффект коррекции отсутствует.

      4.Мы рекомендуем прослушивание 1-2 раза в день, перед сном, после работы или обеда.

      5.Коррекционная программа не снижает своей эффективности и во время сна. Не беспокойтесь, если Вы расслабились и заснули во время коррекции.

      6.Коррекционную программу нельзя слушать во время выполнения любой активной деятельности, в особенности при управлении автомашиной или работе с оборудованием, так как Вы можете расслабиться и потерять контроль и бдительность.

      7.После восстановления здорового состояния и устранения нежелательных проблем, программу полезно использовать для профилактики, в стрессовых ситуациях или во время напряженных дней.

      Противопоказаний нет. Побочные эффекты только положительные: после коррекции улучшается память, внимание, повышается настроение, улучшается зрение, систематическое использование коррекционной программы предупреждает появление инсультов.

      Современные технологии музыкотерапии

      Современная физиологическая наука находит все новые и новые возможности для раскрытия и изучения казавшихся ранее странными и необъяснимыми феноменов. Одним из таких феноменов является музыка и влияние, которое она оказывает на человека. Применение произведений музыкального творчества с лечебной целью является, пожалуй, одним из самых древних методов немедикаментозного воздействия на пациента. Великие античные философы Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач и мыслитель Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

      Еще И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с утилитарной точек зрения. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.

      Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно — в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Это в принципе понятно, так как на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика музыкального произведения, о чём уже говорилось выше. Н. А. Фудин и соавт., изучая влияния музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых. В этом обзоре мы более подробно остановимся на технологиях музыкотерапии, основанных на использовании частот, резонансных ритмам электрической активности головного мозга.

      Резонанс колебательных систем — хорошо исследованное и понятое в физике явление. Если возбудить камертон на частоте, скажем, 440 герц и поднести его к другому, невозбужденному, камертону с собственной частотой тоже 440 герц, то последний тоже начнет звучать. В этом случае говорят, что второй камертон заставил первый резонировать. Физика резонансного взаимодействия с таким же успехом применима и к биологическим системам. В нашем случае интерес представляют электромагнитные волны в мозге. Электрохимическая активность мозга приводит к появлению в нем электромагнитных волн, которые могут быть изучены с помощью специального оборудования. Частота этих волн зависит от активности нейронов в мозге. Поскольку нейронная активность носит электрохимический характер, функционирование мозга может быть изменено путем введения специальных препаратов (психотропных), путем электромагнитной индукции, или путем резонансного взаимодействия с внешними системами. Таковыми системами могут являться и ритмические структуры, используемые в музыке. Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий. И. М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре альфа-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды альфа-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний. Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией альфа-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.

      Анализ церебральной гемодинамики на основании данных реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения Мы полагаем, что лечебные эффекты музыкотерапии могут реализовываться посредством достижения у пациента при прослушивании музыки состояния «потока» (по терминологии М. Чиксен-тмихайи). Проводя экспериментальное изучение деятельности, мотивы которой, в первую очередь, ориентированы на процесс, а не на результат М. Чиксептмихайи выделил специфическое состояние, закономерно возникающее при этом. Для его обозначения им было принят термин "поток", предложенный самими обследуемыми, пережившими это состояние. В исследованиях М. Чиксентмихайи показано, что состояние "потока" можно испытывать в процессе практически любой деятельности и лишь от самого человека зависит, сможет ли он научиться формировать условия, порождающие его. Изучение качества деятельности и психофизиологического состояния лиц, занимающихся ей, позволило авторам прийти к выводу о том, что при возникновении состояния "потока", оно является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта. Как правило, состояние "потока" знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. М. Чиксентмихайи были изучены многочисленные профессиональные группы, где состояние "потока" встречается довольно часто, практически закономерно. Среди них художники, скульпторы, поэты, композиторы, музыканты, альпинисты, скалолазы, шахматисты, хирурги, студенты и даже рокеры.

      Общими признаками для потоковых состояний являются:

      •чувство слитности со своими действиями ("слияние действия и осознания");

      •полная управляемость ситуацией, сознание полноты контроля над своими действиями;

      •потеря самосознания, стандартной концепции себя и наиболее интенсивное осознавание своих внутренних процессов. По отзывам обследуемых — это состояние полной мобилизации и высочайшей внутренней активности, что приводит к новым неожиданным решениям;

      •наличие трансцендентных переживаний, чувство гармонии с окружением, исчезновение психологических защит;

      •чувство аутотентичности опыта, т.е. именно субъективное переживание является главным мотивирующим фактором деятельности;

      •чувство наслаждения процессом деятельности, из-за чего лишение возможности выполнять необходимую деятельность и испытать само ресурсное состояние может в ряде случаев стать личной катастрофой для человека.

      Интересные закономерности выявлены при анализе электрической активности головного мозга испытуемых, достигших состояния «потока». После периода подавления альфа ритма, появления признаков десинхронизации и высокочастотной активности в состоянии "потока" наблюдалось парадоксальное для ситуации активной деятельности нарастание медленноволновой активности. Известно, что в состоянии расслабленного бодрствования у большинства здоровых взрослых людей на ЭЭГ регистрируется регулярный альфа-ритм максимальной амплитуды. Этот ритм может изредка прерываться, очевидно, в связи с реакцией активации за счет внутренней психической активности обследуемого. При занятии человека каким-либо видом деятельности, которая вызывает повышенное эмоциональное напряжение или требует высокой степени внимания, на ЭЭГ возникает состояние, называемое десинхронизацией. Представления о связи "уплощения" ЭЭГ с повышением активации и нарастания амплитуды альфа-ритма со снижением уровня функциональной активности достаточно хорошо согласуется с данными исследований зависимости ЭЭГ от психических процессов. По своей энцефалографической картине деятельность в состоянии высокой концентрации и собранности на выполняемой задаче, т.е. в "потоке", имеет весьма большое сходство с неглубокими медитативными состояниями (Т.А. Hirai, 1981; М. Murphy, S. Donovan, 1988). В контексте данной статьи следует отметить происходящее завоевание западного рынка электронными приборами для биологической обратной связи и подпорогового программирования.

      Предыстория вопроса такова. После цикла исследований медитации дзенских монахов было установлено, что в состоянии "дза-дзен" резко возрастает интенсивность альфа ритма и происходит синхронизация частот биоритмов мозга обоих полушарий (обычно эти частоты несколько различны). Вскоре после этих исследований в русле идей биологической обратной связи были разработаны портативные приборы, осуществляющие стимуляцию мозга через электрические датчики, наушники и светодиоды. Оказалось возможным навязывание мозгу человека ритмов, характерных для разных состояний сознания. Например, низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета- ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное о тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-нептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела" При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания. С помощью современных портативных приборов легко вызывается состояние "сверхобучения" или "подпорогового программирования". Оказывается, в этом состоянии человек является чрезвычайно восприимчивым к запоминанию новой информации. На современном рынке имеются тысячи всевозможных разновидностей аудио-кассет для подпорогового программирования (для изучения языков, отучения от курения, снятия стресса, избавления от лишнего веса, настройки на различные жизненные ситуации.

      Одной из наиболее продвинутых технологий, позволяющих с помощью акустических стимулов изменять состояние сознания человека является использование аудиостимуляции бинауральными ритмами.

      Бинауральные биения были открыты в 1839 году немецким экспериментатором Г.В. Давом. Способность людей слышать бинауральные биения возникла в результате эволюционной адаптации. Многие виды животных способны делать то же самое благодаря особенностям структуры своего мозга. Полоса частот, в которой животное может слышать бинауральные ритмы, зависит от размеров его черепной коробки. В случае человека это должна быть несущая частота(8) ниже примерно 1000 гц (Oster, 1973). Длина волны такого акустического сигнала не превышает размеров черепной коробки человека, таким образом, он огибает голову по принципу дифракции. Подобный эффект наблюдается при распространении радиоволн — низкочастотные радиосигналы (длинные и средние волны) доходят в любую точку планеты независимо от препятствий на их пути в виде гор, строений и т.п. Высокочастотные (короткие) радиоволны, типа УКВ и FM- радио, телевидения и СВЧ, распространяются по прямой линии и не могут огибать Землю. Горы и высокие здания блокируют их распространение.

      Поскольку акустические сигналы с частотой менее 1000 гц огибают голову, их слышат оба уха. Но поскольку между ушами имеется определенное расстояние, мозг “слышит” сигналы, поступающие от них, с разными фазами, т.е. каждое ухо слышит свою часть волны, по мере того как она огибает голову. Именно эта разность фаз позволяет мозгу точно определять расположение источника звука при частоте менее 1000 гц. При частоте звука более 8000 гц с локализацией источника уже хорошо справляется внешнее ухо. Почти все звуки, издаваемые животными, имеют частоту ниже 1000 гц. Нетрудно понять, зачем им понадобилось умение точно вычислять расположение друг друга. В применении же к нашим задачам эта способность, присущая человеку, как раз и дает возможность слышать бинауральные биения. Когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами. В нормальных условиях это дало бы информацию о направлении звука. Но в нашем случае, когда звук идет из наушников или стереодинамиков, мозг производит наложение этих двух сигналов, что в результате дает третью, “разностную”, частоту биения, слышимую как бинауральный ритм. Он воспринимается как биения на частоте, равной разности частот, слышимых правым и левым ухом.

      Исследования показали, что пространственно эти биения возникают в верхней оливе, расположенной в стволе мозга — первой точке контралатеральной интеграции органов слуха (Oster, 1973). Исследования позволяют также предположить, что резонансный отклик идет из inferior colliculus (Smith, Marsh, & Brown, 1975)” (Owens & Atwater, 1995). Эта активность передается в кору мозга, где ее можно зафиксировать с помощью ЭЭГ. Бинауральные биения хорошо слышимы на низких частотах (менее 30 гц), что соответствует спектру ЭЭГ (Oster, 1973). Этот феномен, равно как и частотный отклик в мозге на бинауральные фонограммы (Hink, Kodera, Yamada, Kaga, & Suzuki, 1980) помогает понять, при каких условиях такого рода воздействие наиболее эффективно в плане достижения измененных состояний сознания.

      По поводу изменений в сознании, производимых бинауральными ритмами, существует огромное количество устных свидетельств и все возрастающее число попыток научных экспериментов. “Субъективные ощущения от прослушивания фонограмм с бинауральными ритмами могут быть как стимулирующими, так и успокаивающими, в зависимости от частоты ритма” (Owens & Atwater, 1995). Бинауральные ритмы в дельта- (1 — 4 гц) и тета- (4 — 8 гц) диапазонах связываются в отчетах с состояниями расслабления, медитации и творчества (Hiew, 1995), и используются в качестве средства, помогающего уснуть. Бинауральные ритмы с частотой альфа-волн (8 — 12 гц) возбуждают соответствующие волны в мозге (Foster, 1990), что соответствует состоянию спокойного бодрствования, а ритмы бета-диапазона (обычно 16 — 24 гц) связываются с повышенной сосредоточенностью и бодрствованием (Monroe, 1985), а также с улучшением памяти (Kennerly, 1994).

      Пассивное прослушивание фонограмм с бинауральными биениями не обязательно введет вас в измененное состояние сознания. У каждого человека присутствует определенная инерция психофизиологического характера, связанная с гомеостазом, которая мешает воздействию на сознание бинауральных ритмов.

      Субъективные переживания воздействия бинауральных ритмов могут быть обусловлены целым рядом промежуточных факторов. Важны, например, желание и способность слушающего расслабиться и сфокусировать внимание. “Ультрадианные ритмы в нервной системе обуславливают периодические изменения степени пробужденности и состояния сознания в целом” (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Эти естественные сдвиги в сознании, возможно, являются причиной некоторых устных свидетельств о непостоянстве воздействия бинауральных ритмов. Не исключено также влияние других внешних факторов.(Owens & Atwater, 1995) Например, восприимчивость к бинауральному ритму усиливается при наложении на него белого шума (Oster, 1973), поэтому белый шум часто используется в качестве фона в подобного рода фонограммах.

      Для усиления воздействия бинауральных биений на состояние сознания использовались и музыка, и направленное воображение, и словесные внушения (Owens & Atwater, 1995). Для “слома” бессознательного внутреннего противодействия некоторых участников в качестве фона использовались также гудение, тонирование, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и/или биообратная связь (Tart, 1975).

      По нашему мнению, наиболее перспективным в качестве музыкотерапевтического средства, будет использование бинауральных ритмов, созданных на основе индивидуально подобранных для конкретного пациента музыкальных композиций. Фонограммы таких музыкальных произведений могут помочь пациенту в достижении потоковых или медитативно-релаксирующих состояний и включить механизмы саморегуляции, необходимые для выздоровления. Лечебное и профилактическое значение составленных таким образом композиций требует основательного изучения и оценки в контексте развития концепций современной интегративной, а также профилактической медицины.

      keminteg.forum2x2.ru